Рабочая программа по ОМ в 1 классе
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему
Рабочая программа по УМК "Перспективная начальная школа"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_okruzhayushchemu_miru_pnsh_1_klass.rar | 35.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Раздел 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету Окружающий мир создана на основе Примерной программы, авторской программы Окружающий мир О.В.Федотовой и в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. Рабочая программа дает распределение учебных часов по крупным разделам курса, а также определяет минимальный набор экскурсий, опытов, практических работ (в соответствии со спецификой предмета).
Цели обучения:
развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры. Патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Основная задача первого года обучения формирование их потребности и заинтересованности в знаниях по окружающему их миру. Поэтому в первый год своей школьной жизни дети в основном знакомятся с тем материалом, который они будут изучать и в следующих классах. Программа первого класса как бы систематизирует знания и опыт прежних встреч детей с объектами живой и неживой природы, с изделиями. Рассматриваются растения, грибы, животные, одежда, природные явления (выпадение снега, дождя, замерзание воды и пр.), так как в дошкольный период именно эти объекты и явления окружающего мира были хорошо известны детям. Это создает условия наиболее комфортного прохождения адаптационного периода обучения, когда формируется учебная деятельность и переход от наглядно-образного мышления к теоретическому.
Раздел 2 Общая характеристика учебного предмета
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он имеет ярко выраженный интегрированный характер, соединяющий в равной мере природоведческие, исторические, обществоведческие и другие знания, что дает возможность ознакомить учащихся с некоторыми доступными для их понимания положениями естественных и социально-гуманитарных наук. Интегрированный характер самого курса, а также реализация
межпредметных связей с литературным чтением, русским языком, математикой, технологией в УМК «Перспективная начальная школа» обеспечивают в полной мере формирование у детей целостной картины мира, осознание места человека в этом мире, определение своего места в ближайшем окружении, в общении с людьми, обществом и природой.
Курс начального образования по окружающему миру ориентирован на ознакомление обучающихся с некоторыми элементарными способами изучения природы и общества методами наблюдения и постановки опытов, на выявление и понимание причинно-следственных связей в мире, окружающем ребенка, с привлечением многообразного материала о природе и культуре родного края.
С внедрением стандартов второго поколения важнейшей задачей образования в начальной школе становится формирование универсальных (метапредметных) и предметных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе. Эта задача решается в ходе образовательного процесса всеми образовательными областями, каждая из которых имеет свою специфику.
Система разнообразных форм организации учебной деятельности обеспечивается межпредметными связями содержания и способов действий, направленных на личностное, социальное, познавательное и коммуникативное развитие детей.
Например, для формирования у школьников общеучебного умения «поиск (проверка) необходимой информации в словарях и справочниках» недостаточно того, чтобы словари и справочники разного толка были включены во все учебники. В связи с этим в учебниках 1–4 классов системно создаются ситуации, когда применение словарей, справочников, Интернета действительно необходимо (без их использования изучение нового материала или решение конкретной проблемной ситуации невозможно).
Содержание учебников, учитывая потребности и интересы современного ребенка, предлагает ему:
– на выбор источники дополнительной информации (хрестоматию по окружающему миру, книги и журналы в библиотеке, сайты в Интернете, справочники и словари из учебников по другим предметам, дополнительный материал в учебниках «Готовимся к школьной олимпиаде»);
– участие в работе научного клуба младшего школьника «Мы и окружающий мир» или проектную деятельность посредством переписки с активом клуба или выхода в Интернет (внеурочная деятельность);
– социальные игры на уроках (роль консультанта, экспериментатора, докладчика, председателя заседания научного клуба младшего школьника и др);
Учебные тексты учебников комплекта построены с учетом возможности оценки учебных достижений (как учеником, так и учителем), прежде всего:
– задания на самопроверку и взаимопроверку (работа в парах);
– задания повышенной сложности, олимпиадные задания, вступительные задания и контрольные задания для членов научного клуба младших школьников;
– завуалированное требование быть внимательным при чтении текста.
Структура каждого учебника обеспечивает разнообразие форм организации учебной деятельности школьников системой специальных заданий, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего (консультант, экспериментатор, председатель заседания), то в роли организатора учебной деятельности классного коллектива. В образовательном процессе используются: наблюдения природы и общественной жизни; практические работы и опыты, в т.ч. исследовательского характера; творческие задания; дидактические и ролевые игры; учебные диалоги; моделирование объектов и явлений окружающего мира.
Новая форма организации учебного занятия – заседание школьного клуба – позволяет учителю передавать ученикам функции ведения фрагмента урока, а впоследствии и самого урока учащимся. Практически это организация на уроках специального семантического пространства, в рамках которого ученики могут переходить из одного режима учебной деятельности в другой: от игры – к чтению, от экспериментирования – к групповой дискуссии, от воспроизведения учебного материала – к исследованию.
Ценностные ориентиры содержания учебной программы.
Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм .
Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
Человечество как многообразие народов, культур, религий, и Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном
желании служить Отечеству.
Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций
народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности. Здоровый образ жизни в единстве составляющих:
здоровье физическое, психическое, духовно – и социально-нравственное.
Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим
людям.
Раздел 3 . Место предмета в учебном плане.
В соответствии с базисным учебным планом курс «Окружающий мир» изучается с 1 по 4 класс по два часа в неделю. Общий объем учебного времени составляет 270 часов, из них 20% - резерв свободного учебного времени, которое используется в качестве практикума (наблюдений, опытов, экскурсий). Особое место занимают практические работы: наблюдение объектов окружающего мира, их устное описание, соотнесение полученных результатов с целью наблюдения (опыта); выявление с помощью сравнения отдельных признаков объектов; проведение простейших измерений разными способами с использованием соответствующих приборов и инструментов; работа с простейшими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов; работа с учебными и научно-популярными текстами, опыты, измерения, работа с готовыми моделями, самостоятельное создание несложных моделей.
Тематическое планирование в 1 классе рассчитано на 2 ч в неделю, 66 ч в год. Запланировано 65 ч. Не запланирован урок
1 мая, т.к. этот день является праздничными. Выполнение программы обеспечено за счёт уплотнения учебного материала.
\
Раздел 4. Содержание учебного предмета
Наблюдение как способ получения ответов на вопросы об окружающем нас мире (8 ч)
Населенный пункт, в котором живет ребенок: его адрес, важнейшие (2–3) предприятия, учреждения культуры, быта, их назначение, достопримечательности. Окружающий ребенка мир — природа живая и неживая (на уровне различения объектов живой и неживой природы, объектов природы от изделий). Органы чувств человека. Свойства объектов, которые можно определять с помощью органов чувств. Получение знаний с помощью органов чувств о естественных и искусственных объектах окружающего мира.
Практическая работа: определение вкуса, температуры (теплое, холодное), мягкости, твердости, формы, влажности (мокрое, сухое), цвета с помощью органов чувств.
Экскурсия в музей
Живая природа (10 ч)
Признаки живой природы (живые существа дышат, питаются, растут, приносят потомство, умирают).
Животные как часть живой природы. Насекомые, рыбы, птицы, звери как наиболее доступные для выделения детьми группы животных. Дикие и домашние животные.
Растения — часть живой природы. Какие бывают растения: травы, кустарники, деревья. Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян (по выбору учителя). Способы распространения растений. Распознавание деревьев своей местности по листьям, плодам, кронам.
Практическая работа: наблюдения за прорастанием семян и ростом растений.
Экскурсия в лес
Природа и ее сезонные изменения (38 ч)
Смена времен года. Осенние изменения в неживой природе. Жизнь растений осенью. Хвойные и лиственные деревья осенью. Изменение окраски листьев деревьев и кустарников. Листопад. Труд людей осенью. Жизнь животных осенью.
Зимние изменения в неживой природе. Первоначальные представления о разном состоянии воды (снег, лед). Жизнь лесных зверей и помощь птицам в зимнее время года.
Жизнь в воде подо льдом. Жизнь деревьев, кустарников и трав зимой. Труд людей зимой.
Весенние изменения в неживой природе. Жизнь деревьев и кустарников весной. Травянистые раннецветущие растения. Жизнь животных весной.
Природа в летнее время года. Съедобные и несъедобные ягоды.
Знакомство с грибами на примере шляпочных грибов. Съедобные и несъедобные грибы. Лекарственные растения. Правила сбора ягод, грибов, лекарственных растений. Безопасное поведение в природе. Первое знакомство с термином «Экология». Красная книга России.
Практические работы: Опыт, доказывающий, что лед — это замерзшая вода. Опыт, доказывающий, что тонкий лед опасен. Опыт, доказывающий, чист ли белый снег.
Рассматривание с помощью лупы зачатков листьев в почках.
Экскурсия различение деревьев и кустарников
Наша родина — Россия (10 ч)
Первоначальные представления о родном крае, о Родине: Россия — многонациональная страна. Столица нашей Родины — Москва. Достопримечательности Москвы (Красная площадь, Кремль).
Знакомство с государственной символикой: флаг России, герб России, гимн России.
Экскурсия по достопримечательностям родного края
- государственную символику России;
уметь:
- ориентироваться в основных достопримечательностях своего края;
- называть столицу России (Москву),главную площадь столицы (Красную площадь),главную историческую достопримечательность столицы (Кремль),историческую достопримечательность Кремля (Спасскую башню);
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обогащения жизненного опыта с помощью наблюдения;
Раздел 5. Тематическое планирование
Содержание курса | Тематическое планирование | Характеристика деятельности учащихся |
Наблюдение как способ получения ответов на вопросы об окружающем нас мире (8 часов) | ||
Населённый пункт, в котором живёт ребёнок. Окружающий ребёнка мир природа живая и неживая. Органы чувств человека. Свойства объектов, которые можно определять с помощью органов чувств. Получение знаний о естественных и искусственных объектах окружающего мира. Практические работы: различие звуков, определение вкуса, температуры, мягкости, твёрдости, формы, влажности, цвета с помощью органов чувств. | Где живёт семья Ивановых. Мы познаём мир. Мы познаём мир с помощью органов чувств. Что нас окружает | Наблюдать объекты и явления окружающего мира; обнаруживать изменения, происходящие с объектами и явлениями. Сравнивать отдельные признаки объекта или явления, анализировать результаты сравнения. Оценивать своё и чужое поведение в природе |
Живая природа (10 часов) | ||
Признаки живой природы: дыхание, питание, рост, размножение. Животные как часть живой природы. Насекомые, птицы, рыбы, звери как наиболее доступны для выделения Детьми группы животных. Растения часть живой природы. Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомств с разнообразием плодов и семян. Практические работы: наблюдение за прорастание семян, ростом растений | Животные — часть природы. Дикие и домашние животные. Насекомые — часть природы, Растения — часть живой природы. Что общего у трав, кустарников и деревьев. Как растения расселяются на новые места. | Работать с учебными, художественными и научно- популярными текстами. Сравнивать отдельные признаки объекта или явления, анализировать результаты сравнения. Искать (проверять) необходимую информацию в словарях, справочниках, каталоге библиотеки. Знать природные сообщества родного края, способ распространения семян |
Природа и её сезонные изменения (38 часов) | ||
Смена времён года. Осенние изменения в неживой природе. Жизнь растений осенью. Хвойные и лиственные деревья осенью. Изменение окраски листьев деревьев и кустарников. Листопад. Труд людей осенью. Жизнь животных осенью. Зимние изменения в неживой природе. Первоначальные представления о разном состоянии воды. Жизнь лесных зверей, помощь птицам в зимнее время года. Жизнь в воде подо льдом. Жизнь растений зимой. Труд людей зимой. | Природа и её сезонные изменения. Жизнь растений осенью. Труд людей осенью. Как животные готовятся к зиме. Пришла зима. Снежные загадки. Жизнь лесных зверей зимой. Как помочь птицам зимой. Есть ли жизнь в воде подо льдом? Как зимуют травы, деревья, кустарники. Учимся различать деревья и кустарники зимой. Труд людей зимой. Пришла весна. Какие растения весной цвести торопятся. Как животные встречают весну. Про больших и маленьких. Лето пришло. В лес по ягоды пойдём. С лукошком за грибами. Зеленая аптека. Природа и мы | Наблюдать объекты и явления окружающего мира; обнаруживать изменения, происходящие с объектами и явлениями. |
Наша родина — Россия (10 часов) | ||
Первоначальные представления о родном крае, о Родине: Россия — многонациональная страна. Столица нашей Родины — Москва. достопримечательности Москвы (Красная площадь, Кремль). Знакомство с государственной символикой: флаг, герб, гимн. Экскурсия по достопримечательностям родного края (в город) | Родной край. Наша родина — Россия. Государственная символика. Москва — столица нашего государства. Экскурсия в город | Работать с учебными, художественными и научно- популярными текстами. Сравнивать отдельные признаки объекта или явления, анализировать результаты сравнения. Знать важные сведения из истории родного края, Конституцию — основной закон РФ, важнейшие события, происходящие в современной России, достопримечательности Москвы |
Перечень экскурсий, практических работ:
- Мы познаем окружающий мир с помощью органов чувств (урок- практикум)
- Жизнь растений осенью (экскурсия)
- Учимся различать деревья и кустарники зимой (экскурсия)
- Пришла весна (экскурсия)
- Лето пришло (экскурсия)
- Природа и мы (экскурсия)
- Экскурсия по хутору.
Планируемые результаты освоения предмета
Личностными результатами изучения курса Окружающий мир является формирование следующих умений:
оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие;
самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех правила поведения (основы общечеловеческих ценностей).
в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса Окружающий мир в 1 классе является формирование следующих УУД.
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника;
учиться работать по предложенному учителем плану;
учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Коммуникативные УУД:
донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи;
слушать и понимать речь других;
выразительно читать и пересказывать текст;
совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
учиться выполнять различные роли в группе
Предметными результатами изучения курса Окружающий мир в 1 классе является сформированность следующих умений.
1-я линия развития уметь объяснять мир:
называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
объяснять, как люди помогают друг другу жить;
называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;
называть основные особенности каждого времени года.
2-я линия развития уметь определять свое отношение к миру:
оценивать правильность поведения людей в природе;
оценивать правильность поведения в быту.
Раздел 6. Календарно- тематическое планирование
№ п/п, дата | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид | УУД | |
Наблюдение как способ получения ответов на вопросы об окружающем нас мире (8 часов) | ||||||||
1 03.09 | Мы познаем мир. Знакомство с учебником.Где живет семья | 1 | Изучение нового материала | Населенный пункт, в котором живет ребенок: его адрес, важнейшие предприятия, учреждения культуры, быта, их назначение, достопримечательности. Семья. Дорога от дома до школы | Знать адрес: название своего поселка (города), название своей улицы, номер своего дома, адрес школы. Уметь описывать дорогу от дома до школы | Фронтальная беседа | Наблюдать объекты и явления окружающего мира . | |
2 05.09 | Где живет семья | 1 | Урок-игра | Текущий | Работать с учебными, художественными и научно популярными текстами | |||
3 10.09 | Мы познаем мир | 1 | Изучение нового материала | Что такое окружающий мир. Как человек познает природу. Правила поведения в природе. Ознакомление с признаком предмета (цвет, форма, размер) | Знать правила поведения в природе. Уметь определять признаки различных объектов природы; проводить простейшие наблюдения за объектами живой природы и уметь рассказывать о своих наблюдениях | Практическая работа | Наблюдать объекты и явления окружающего мира; обнаруживать изменения, происходящие с объектами, явлениями | |
4 12.09 | Мы познаем мир | 1 | Комбиниро-ванный урок | Наблюдения в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов. Опыты с природными объектами | Текущий. Заполнение дневников наблюдений | Выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам | ||
5 17.09 | Мы познаем окружающий мир с помощью органов чувств | 1 | Практикум | Что такое окружающий мир. Природа как важнейшее условие жизни человека. Органы чувств: нос, глаза, уши, кожа | Знать название органов чувств и их функции. Уметь изучать окружающий мир с помощью органов чувств; определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры); выполнять простейшие опыты и обобщать результаты, делать выводы. Знать названия органов чувств и их функции. Уметь изучать окружающий мир с помощью органов чувств; определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры); выполнять простейшие опыты и обобщать результаты, делать выводы | Текущий. опрос | Наблюдать объекты и явления окружающего мира; обнаруживать изменения, происходящие с объектами и явлениями | |
6 19.09 | Мы познаем окружающий мир с помощью органов чувств | 1 | Комбиниро-ванный урок | Способы познания окружающего мира; наблюдения, опыт | Текущий. | Сравнивать отдельные признаки объекта или явления, анализировать результаты сравнения | ||
7 24.09 | Что нас окружает | 1 | Изучение нового материала | Как человек познает природу. Неживая и живая природа (различение, краткая характеристика объектов неживой и живой природы, отличие от изделий). Понимание связи неживой и живой природы. Признаки живой природы | Уметь различать объекты неживой и живой природы; выделять из объектов неживой природы изделия человека. Иметь представление о животных | Текущий. | Наблюдать объекты и явления окружающего мира | |
8 26.09 | Что нас окружает | 1 | Комбиниро-ванный урок | Текущий. | Искать (проверять) необходимую информацию в словарях, справочниках, каталоге библиотеки | |||
Живая природа (10 часов) | ||||||||
9 01.10 | Животные - часть природы | 1 | Комбиниро-ванный урок | Животные: разнообразие (насекомые, рыбы, птицы, звери); особенности их внешнего вида, питания, размножения. Отличительные признаки животных. | Знать признаки живых организмов, отличительные признаки зверей. Уметь приводить примеры животных разных групп (насекомых, рыб, птиц, зверей), раскрывать особенности их внешнего вида | Текущий. | Сравнивать отдельные признаки объекта или явления, анализировать результаты сравнения . | |
10 03.10 | Дикие и домашние животные | 1 | Урок- | Отличительные признаки диких и домашних животных . | Знать названия и внешние отличительные признаки 8-10 животных. Уметь раскрывать особенности внешнего вида и жизни животных, приводить примеры домашних и диких животных | Текущий. | Работать с учебными, художественными и научно-популярными текстами | |
11 08.10 | Дикие и домашние животные | 1 | Комбиниро-ванный урок | Отличительные признаки диких и домашних животных . | Проверочная работа | Обосновывать высказанное суждение | ||
12 10.10 | Насекомые - часть природы | 1 | Изучение нового материала | Ознакомление с отличительными признаками насекомых | Знать отличительные признаки насекомых. Уметь раскрывать особенности внешнего вида и жизни насекомых; называть насекомых родного края | Текущий. опрос | Наблюдать объекты и явления окружающего мира; обнаруживать изменения, происходящие с объектами и явлениями | |
13 15.10 | Насекомые - часть природы | 1 | Комбиниро-ванный урок | Ознакомление с отличительными признаками насекомых | Текущий. опрос | Сравнивать отдельные признаки объекта или явления, анализировать результаты сравнения | ||
14 17.10 | Растения — часть живой природы | 1 | Изучение нового материала | Растения: разнообразие, части растения, условия, необходимые для жизни | Знать общие для всех растений признаки; названия органов растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена); названия и внешние отличительные признаки 8-10 растений (на уровне рода). | Текущий. | Выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам. | |
15 22.10 | Растения — часть живой природы | 1 | Комбиниро-ванный урок | Растения: разнообразие, части растения, условия, необходимые для жизни | Текущий. опрос | Сравнивать отдельные признаки объекта или явления, анализировать результаты сравнения | ||
16 24.10 | Что общего у трав, кустарников и деревьев | 1 | Комбиниро-ванный урок | Деревья, кустарники, травы, их наблюдение в ближайшем окружении, нахождение отличительных признаков | Знать общие для всех растений признаки; названия органов растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена); названия и внешние отличительные признаки 8-10 растений (на уровне рода). | Текущий. опрос | Сравнивать отдельные признаки объекта или явления, анализировать результаты сравнения | |
17 29.10 | Как растения расселяются на новые места | 1 | Изучение нового материала | Особенности распространения плодов и семян. Отличительные признаки плодов и семян, распространяемых ветром, животными, человеком | Знать способы распространения семян. Уметь анализировать строение семени и делать выводы о способах распространения каждого растения | Текущий. | Работать с учебными художественными и научно-популярными текстами | |
18 31.10 | Как растения расселяются на новые места | 1 | Комбиниро-ванный урок | Текущий. опрос | Обосновывать высказанное суждение | |||
Природа и её сезонные изменения (38 часов) | ||||||||
19 12.11 | Природа и её сезонные изменения | 1 | Изучение нового материала | Явления природы (общее представление о 3-4 явлениях). Времена года, их особенности | Знать основные признаки времен года, название каждого времени года и их последовательность; правила безопасности на воде в летнее время и на льду в зимнее время, правила безопасности при катании с гор в зимнее время. Иметь представление о сезонных изменениях в природе | Тест, задание (9 минут) | Наблюдать объекты и явления окружающего мира; обнаруживать изменения, происходящие с объектами и явлениями | |
20 14.11 | Жизнь растений осенью | 1 | Изучение нового материала | Изменения в жизни растений осенью. Признаки осени. Правила поведения во время экскурсии | Знать изменения в жизни растений осенью, разнообразие форм, окраски листьев растений в осенний период. Уметь анализировать изменения природы осенью | Текущий . | Обосновывать высказанное суждение | |
21 19.11 | Жизнь растений осенью | 1 | Урок - экскурсия | Изменения в жизни растений осенью. Признаки осени | Знать изменения в жизни растений осенью, разнообразие форм, окраски листьев растений в осенний период. Уметь анализировать изменения природы осенью | Текущий. | Сравнивать отдельные признаки объекта или явления, анализировать результаты сравнения | |
22 21.11 | Как животные готовятся к зиме | 1 | Изучение нового материала | Признаки зимы (на основе наблюдений). Подготовка животных к зиме | Знать особенности жизни животных осенью в связи с подготовкой к зимнему периоду. | Текущий. опрос | Обосновывать высказанное суждение | |
23 26.11 | Как животные готовятся к зиме | 1 | Комбиниро-ванный урок | Перелетные и зимующие птицы | Текущий. | Работать с учебными, художественными и научно-популярными текстами | ||
24 28.11 | Пришла зима | 1 | Экскурсия (заочная) | Времена года. Изменения в | Знать основные признаки времен года, название каждого времени года и их последовательность. | Текущий. опрос | Сравнивать отдельные признаки объекта или явления | |
25 03.12 | Пришла зима | 1 | Комбиниро-ванный урок | Техника безопасности во время зимних игр | Правила безопасности на льду в зимнее время, правила безопасности при катании с гор в зимнее время | Текущий. | Искать (проверять) необходимую информацию в словарях, справочниках, каталоге библиотеки | |
26 05.12 | Снежные загадки | 1 | Комбиниро-ванный урок | Твердые, жидкие, газообразные вещества; легко определяемые свойства веществ (на примере воды). Разные состояния воды. Вода в природе | Знать правила наблюдения и проведения опытов. Уметь обобщать жизненные наблюдения об изменениях в окружающей природе с приходом зимы. Иметь элементарное представление об образовании снежинок | Наблюдение | Наблюдать объекты и явления окружающего мира; обнаруживать изменения, происходящие с объектами и явлениями | |
27 10.12 | Жизнь лесных зверей зимой | 1 | Изучение нового материала | Жизнь лесных зверей и помощь птицам в зимнее время. Признаки сходства млекопитающих животных - зверей | Знать о зимовке животных; о работе лесника зимой. Уметь оказывать помощь животным зимой | Текущий. | Работать с учебными, художественными и научно-популярными текстами | |
28 12.12 | Жизнь лесных зверей зимой | 1 | Комбиниро-ванный урок | Знать о зимовке животных | Текущий. опрос | Наблюдать объекты и явления окружающего мира | ||
29 | Как помочь птицам зимой | 1 | Изучение нового материала | Особенности времен года (на основе наблюдений). Животные: разнообразие (насекомые, рыбы, птицы, звери). Жизнь лесных зверей и помощь птицам в зимнее время | Знать признаки, по которым из всех животных выделяется особая группа — группа птиц; виды зимующих птиц | Текущий. | Наблюдать объекты и явления окружающего мира; обнаруживать изменения, происходящие с объектами и явлениями | |
30 19.12 | Учимся различать деревья и кустарники зимой | 1 | Комбиниро-ванный урок | Правила поведения во время экскурсии | Знать названия кустарников и деревьев родного края. Уметь определять разные виды деревьев и кустарников по силуэтам, коре, почкам, плодам | Текущий. | Работать с учебными, художественными и научно-популярными текстами | |
31 24.12 | Труд людей зимой | 1 | Комбиниро-ванный урок | Особенности времен года (на основе наблюдений) | Знать особенности труда людей весной. Уметь обобщать жизненные наблюдения за трудом людей зимой | Текущий. опрос | Сравнивать отдельные признаки объекта или явления | |
32 26.12 | Есть ли жизнь в воде подо льдом? | 1 | Изучение нового материала | Разные состояния воды. Три состояния воды. Правила безопасного поведения | Знать признаки рыб; иметь представление о жизни некоторых животных и растений подо льдом | Текущий | Обосновывать высказанное суждение | |
33 14.01 | Как зимуют травы, кустарники и деревья | 1 | Комбиниро-ванный урок | Особенности жизни травянистых растений в зимний период | Знать о жизни деревьев и кустарников в зимний период, делать выводы из наблюдений. Иметь представление о внутреннем строении почки | Текущий. | Выполнять инструкции, точно следовать образцу, простейшим алгоритмам | |
34 | Учимся различать деревья и кустарники зимой | 1 | Изучение нового материала | Культура поведения в природе | Знать отличия деревьев и кустарников зимой. Уметь определять разные виды деревьев и кустарников по силуэтам, коре, почкам, плодам | Текущий. опрос | Сравнивать отдельные признаки объекта или явления, анализировать результаты сравнения | |
35 21.01 | Учимся различать деревья и кустарники зимой | 1 | Урок-экскурсия | Правила поведения во время экскурсии | Знать названия кустарников и деревьев родного края. Уметь определять разные виды деревьев и кустарников по силуэтам, коре, почкам, плодам | Текущий. | Работать с учебными, художественными и научно-популярными текстами | |
36 23.01 | Труд людей зимой | 1 | Комбиниро-ванный урок | Особенности времен года (на основе наблюдений) | Знать особенности труда людей весной. Уметь обобщать жизненные наблюдения за трудом людей зимой | Текущий. опрос | Сравнивать отдельные признаки объекта или явления | |
37 28.01 | Пришла весна | 1 | Экскурсия | Явления природы. Весенние изменения в природе | Знать правила поведения на экскурсии, названия животных и растений родного края, раннецветущие растения. | Текущий. | Наблюдать объекты и явления окружающего мира; обнаруживать изменения, происходящие с объектами и явлениями | |
38 30.01 | Пришла весна | 1 | Комбиниро-ванный урок | Весенние изменения в живой природе | Знать основные признаки времен года, название каждого времени года и их последовательность; правила безопасности на воде и на льду в весеннее время | Текущий. опрос | Искать (проверять) необходимую информацию в словарях, справочниках, каталоге библиотеки | |
39 04.02 | Какие растения весной цвести торопятся | 1 | Изучение нового материала | Жизнь растений весной | Знать раннецветущие растения, причины раннего цветения растения. Уметь отличать раннецветущие растения от остальных растений | Наблюдение | Сравнивать отдельные признаки объекта или явления | |
40 06.02 | Какие растения весной цвести торопятся | 1 | Комбиниро-ванный урок | Охрана природных богатств | Уметь устанавливать взаимосвязи в природе в весеннее время; оберегать редкие и исчезающие растения родного края | Текущий. | Сравнивать отдельные признаки объекта или явления, анализировать результаты сравнения | |
41 18.02 | Как животные весну встречают | 1 | Изучение нового материала | Жизнь животных весной. Понимание связи неживой и живой природы | Знать об изменениях в жизни животных весной. Уметь устанавливать взаимосвязи в природе; анализировать и отвечать по рисунку | Текущий. опрос | Работать с учебными, художественными и научно-популярными текстами | |
42 20.02 | Как животные весну встречают | 1 | Комбиниро-ванный урок | Охрана природных богатств | Выполнять правила охраны животных в весеннее время. Иметь представление о гнездовании птиц | Наблюдение за птицами | Сравнивать отдельные признаки объекта или явления. Анализировать результаты | |
43 25.02 | Про больших и маленьких | 1 | Комбиниро-ванный урок | Ознакомление с термином «млекопитающие» | Знать, как появляется потомство у животных. Уметь сравнивать потомство и животных-родителей | Текущий. | Работать с учебными, художественными и научно-популярными текстами | |
44 27.02 | Лето пришло | 1 | Комбиниро-ванный урок | Особенности времен года (на основе наблюдений). Природа в летнее время года | Знать об основных изменениях, происходящих с приходом лета в неживой и живой природе. Уметь устанавливать взаимосвязи | Текущий. опрос | Наблюдать объекты и явления окружающего мира, обнаруживать изменения, происходящие с объектами или явлениями | |
45 04.03 | Лето пришло | 1 | Экскурсия | Особенности времен года (на основе наблюдений) | Знать правила поведения в природе во время экскурсии. Уметь анализировать и обобщать полученную информацию при наблюдении. Иметь представление об оздоровительных и закаливающих процедурах | Текущий. | Наблюдать объекты и явления окружающего мира; обнаруживать изменения, происходящие с объектами и явлениями | |
46 06.03 | В лес по ягоды пойдем | 1 | Изучение нового материала | Ознакомление с разнообразие растений | Знать питательные и целёбные свойства ягод. | Текущий. | Обосновывать высказанное суждение | |
47 11.03 | В лес по ягоды пойдем | 1 | Комбиниро-ванный урок | Ознакомление с разнообразием растений | Текущий. | Работать с учебными, художественными и научно-популярными текстами | ||
48 13.03 | С лукошком за грибами | 1 | Изучение нового материала. | Многообразие живой природы: | Знать признаки и названия грибов, Правила сбора грибов. Уметь различать съедобные и несъедобные грибы, приводить примеры съедобных грибов своего края | Текущий. | Обосновывать высказанное суждение. Искать (проверять) необходимую информацию в справочниках, художественной литературе | |
49 18.03 | С лукошком за грибами | 1 |
| Текущий. | ||||
50 20.03 | Зеленая аптека | 1 | Изучение нового материала | Растения: разнообразие, части растения, условия, необходимые для жизни. Правила поведения в лесу | Знать лекарственные растения, о целебной силе растений, правила сбора | Текущий. | Работать с учебными, художественными и научно-популярными текстами | |
51 01.04 | Зеленая аптека | 1 | Урок- викторина | Охрана природных богатств. Разнообразие растений | Иметь представление о приемах использования лекарственных растений | Текущий. | Работать с учебными, художественными и научно-популярными текстами | |
52 03.04 | Природа и мы | 1 | Изучение нового материала | Влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств | Знать, что обозначает термин «экология», что человек и его отношение к природе влияет на то, будут ли жить или исчезнут растения, животные | Тест. 3-е задание (5 минут) | Выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам | |
53 08.04 | Природа и мы | 1 | Экскурсия | Правила поведения в природе | Уметь соблюдать правила безопасности при проведении опытов и уроков-экскурсий | Текущий. | Наблюдать объекты и явления окружающего мира, обнаруживать изменения | |
54 10.04 | Природа и мы | 1 | Комбиниро-ванный урок | Понимание связи неживой и живой природы с окружающей средой | Знать виды и формы помощи человека природе | Текущий. | Сравнивать отдельные признаки объекта или явления, анализировать результаты | |
55 15.04 | Красная книга | 1 | Изучение нового материала | Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги | Знать растения и животных родного края, занесенных в Красную книгу. Уметь устанавливать взаимосвязи в природе | Текущий. | Работать с учебными, художественными и научно-популярными текстами | |
56 17.04 | Красная книга | 1 | Комбиниро-ванный урок | Текущий. | Обосновывать высказанное суждение | |||
Наша родина — Россия (9 часов) | ||||||||
57 22.04 | Родной край | 1 | Комбиниро-ванный урок | Родной край — малая родина. Родной город: название, основные достопримечательности | Знать название нашей планеты, родной страны, региона, где живут обучающиеся, родного города. Уметь описывать достопримечательности родного края; называть виды растений и животных родного края | Текущий. | Искать(проверять) необходимую информацию в словарях, справочниках, каталоге библиотеки . | |
58 24.04 | Наша родина Россия | 1 | Комбиниро-ванный урок | Россия - наша Родина | Знать название государства, его столицы, главной площади столицы (Красная площадь), главной достопримечательности столицы (Кремль), исторической достопримечательности Кремля (Спасская башня). Уметь описывать достопримечательности столицы России | Текущий. | Работать с учебными, художественными и научно-популярными текстами | |
59 29.04 | Государственная символика | 1 | Изучение нового материала | Государственная символика России: герб России, флаг России, гимн России. Правила поведения при прослушивании гимна | Знать государственную символику России; первый куплет и припев гимна России. Уметь описывать традиции, обычаи, историю государственных символов России | Текущий. | Искать (проверять) необходимую информацию в словарях, справочниках, каталоге библиотеки | |
60 06.05 | Государственная символика | 1 | Комбиниро-ванный урок | Текущий. | ||||
61 08.05 | Москва – столица нашего государства | 1 | Изучение нового материала | Россия – наша Родина. Москва – столица России. | Знать столицу государства, сердце Москвы – Кремль, главную площадь столицы. Уметь описывать достопримечательности Москвы, важнейшие исторические события в истории Москвы. | Текущий. | Обосновывать высказанное суждение | |
62 13.05 | Москва – столица нашего государства | 1 | Урок - путешествие | Россия – наша Родина. Москва – столица России. | Текущий. | Работать с художественной и учебной литературой | ||
63 15.05 | Москва – столица нашего государства | 1 | Комбиниро-ванный урок | Россия – наша Родина. Москва – столица России. | Текущий. | Сравнивать отдельные признаки объекта или явления, анализировать | ||
64 20.05 | Экскурсия по хутору. | 1 | Экскурсия | Родной край — малая родина. Родной город: название, основные достопримечательности | Знать правила поведения во время движения по городу; виды городского транспорта (электричка, трамвай, троллейбус, автобус). Иметь представление об основных достопримечательностях своего края | Текущий. | Искать (проверять) необходимую информацию в словарях, справочниках, каталоге библиотеки, художественной литературе | |
65 22.05 | Обобщение «Мы и | 1 | Урок-отчет | Неживая и живая природа. Понимание связи неживой и живой природы. Явления природы. Правила поведения в природе | Знать правила членов клуба «Мы и окружающий мир». Уметь подписывать конверт и писать письмо | Темати- ческий | Обосновывать высказанное суждение |
Раздел 7. Учебно- методическое и материально- техническое обеспечение
Методические пособия для учащихся:
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир. 1 класс: Учебник. – М: Академкнига/ Учебник.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир. 1 класс. Тетрадь для самостоятельной работы – М: Академкнига/ Учебник.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир. Хрестоматия. 1 класс. – М: Академкнига/ Учебник.
Учебно-методические пособия для учителя
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Методическое пособие для учителя. – М: Академкнига/ Учебник.
Курс «Окружающий мир» является интегрированным курсом для четырёхлетней образовательной начальной школы. В единый курс интегрированы такие образовательные области, как «Естествознание» и «Обществознание».
Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения:
Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного на класс)
К – полный комплект (на каждого ученика класса)
Ф – комплект для фронтальной работы (не менее одного на двух учеников)
П – комплект для работы в группах (один на 5-6 учащихся)
Наименование объектов и средств | Количество | Примечание |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||
Учебно-методические комплекты по окружающему миру УМК «Перспективная начальная школа» для 2 класса (программа, учебники, рабочие тетради на печатной основе) Примерная программа начального общего образования по литературному чтению | К Д | Библиотечный фонд сформирован с учётом типа школы с русским языком обучения на основе федерального перечня учебников, допущенных Минобрнауки РФ. |
Печатные пособия | ||
Таблицы в соответствии с тематикой и видами работы, указанных в программе и методических пособиях . | Д К Д/К/П | |
Технические средства обучения | ||
Классная доска. Магнитная доска. Персональный компьютер | Д Д Д | |
Экранно-звуковые пособия Слайды, отражающие темы курса Окружающий мир Д | ||
Оборудование класса | ||
Ученические столы двухместные с комплектом стульев Стол учительский тумбой Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий. Подставки для книг | К Д Д К |
Раздел 8. Результаты освоения предмета.
К концу первого года обучения обучающиеся должны знать/понимать:
- название своего поселка (города), название своей улицы, номер своего дома, адрес школы;
- названия: своего государства (Россия), его столицы (Москва), главной площади столицы (Красная площадь), главной достопримечательности столицы (Кремль), исторической достопримечательности Кремля (Спасская башня);
- государственную символику России;
- первый куплет и припев гимна России;
- виды городского транспорта (электричка, трамвай, троллейбус, автобус);
- правила поведения в городе во время экскурсии;
- что такое природа, природа живая и неживая (на уровне различения объектов);
- названия органов чувств и их функции;
- название органов растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена);
- основные признаки живого: дыхание, питание, рост, размножение;
- название и внешние отличительные признаки 8-10 растений; 8-10 животных (на уровне рода);
- название каждого времени года и их последовательность;
- основные признаки времен года;
- правила безопасности на воде в летнее время и на льду в зимнее время, правила безопасности при катании с гор в зимнее время.
Уметь:
- соблюдать правила безопасности при проведении опытов и уроков-экскурсий;
- проводить целенаправленные простейшие наблюдения за объектами живой природы и уметь рассказывать о своих наблюдениях;
- различать объекты природы и изделия человека;
- различать объекты живой и неживой природы;
- различать части растений, отображать их в рисунке;
- приводить примеры домашних и диких животных (не менее пяти);
- приводить примеры животных разных групп (насекомых, рыб, птиц, зверей), раскрывать особенности их внешнего вида;
- приводить примеры хвойных и лиственных деревьев своего края;
- приводить примеры кустарников и травянистых растений своего края;
- приводить примеры съедобных грибов своего края;
- ориентироваться в основных достопримечательностях своего края;
- называть столицу России (Москва), главную площадь столицы (Красная площадь), главную достопримечательность столицы (Кремль), историческую достопримечательность Кремля (Спасская башня).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обогащения жизненного опыта с помощью наблюдения;
- установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
- выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения на улице, в быту;
- написания на конверте своего адреса;
- выполнения правил поведения в природе и участие в ее охране.
Система оценки планируемых результатов.
В основе системы оценивания интегрированного курса «Окружающий мир» лежат принципы:
- ориентация образовательного процесса на достижение основных результатов начального образования (личностных, метапредметных и предметных);
- взаимосвязь системы оценки и образовательного процесса;
- участие в оценочной деятельности самих учащихся, формирование у них навыков рефлексии, самоанализа, самоконтроля, само- и взаимооценки, освоение эффективных средств управления своей учебной деятельностью, развитие самосознания, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты.
Безотметочный контроль и оценка предметных знаний и умений учащихся в первом классе предусматривают выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета учеником.
Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через выполнение школьником продуктивных заданий в учебниках и рабочих тетрадях. При оценке предметных результатов основную ценность представляет не само по себе освоение системы опорных знаний и способность воспроизводить их в стандартных учебных ситуациях, а способность использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. Иными словами, объектом оценки являются действия, выполняемые учащимися с предметным содержанием.
В первых классах устанавливаются следующие формы контроля развития предметных знаний и умений учащихся:
- устный опрос;
- письменный опрос; самостоятельные проверочные работы, специально формирую-щие самоконтроль и самооценку учащихся после освоения ими определенных тем; самостоятельные работы, демонстрирующие умение учащихся применять усвоенные по определенной теме знания на практике;
тестовые диагностические задания;
графические работы (рисунки, схемы);
- комплексные работы, проверяющие достижение первоклассниками запланированных результатов за определенный период времени (четверть, полугодие, год).
В первом классе используются три вида оценивания: текущее, тематическое и итоговое.
Текущее оценивание - наиболее гибкая проверка результатов обучения, которая сопутствует процессу становления умения и навыка. Его основная цель - анализ хода формирования знаний и умений учащихся, формируемых на уроках окружающего мира (наблюдение,
сопоставление, установление взаимосвязей и т.д.).
Тематическое оценивание является важным звеном в конце изучения тематических блоков интегрированного курса «Окружающий мир», так как даёт возможность учащимся подготовиться, при необходимости пересдать материал и таким образом исправить полученную ранее оценку «зачёт/незачёт». В конце изучения каждого тематического блока формой тематического контроля является выполнение тестовых заданий.
Итоговое оценивание проводится как оценка результатов обучения четыре раза в год: в конце первой, второй, третьей и четвертой четверти учебного года. Для мониторинга метапредметных результатов первоклассников используются комплексные проверочные и тренировочные задания. Они помогают ученику оценить, насколько грамотно он умеет понимать инструкции, анализировать разные ситуации; осознать, что предметные знания пригодятся ему не только при решении учебных заданий, но и при решении жизненных задач.
Комплексная работа позволяет выявить и оценить как уровень сформированности важнейших предметных аспектов обучения, так и компетентность первоклассника в решении разнообразных проблем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....
Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).
Библиографический список Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...
Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...
Рабочая программа, окружающий мир 1 класс (конструктор рабочих программ)
Рабочая прорамма по оружающему миру для 1 класса...
Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.
Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....