№ п/п | Наименование раздела и тем | Дата по плану | Дата по факту | Характеристика деятельности ученика |
| Раздел «Где мы живём?»
|
4 ч |
|
|
1 | Родная страна |
|
| - Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнить;
- различать государственные символы России (герб, флаг, гимн), отличать герб и флаг России от гербов и флагов других стран; исполнять гимн Российской Федерации;
- анализировать информацию учебника о федеративном устройстве России, о многонациональном составе населения страны; приводить примеры народов России; различать национальные языки и государственный язык России; обсуждать, почему народы России называют братскими;
- работать со взрослыми: извлекать из различных источников (энциклопедии, краеведческая литература, интервью с родителями, работниками музеев) сведения о гербе своего региона и города, национальном составе населения региона, гербах других государств, представленных в рабочей тетради и сборнике тестов;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
2 | Город н село
|
|
| - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- сравнивать с помощью фотографий и по личным наблюдениям город и село;
- работать в паре: находить изображения города и села, обозначать их цветными фишками, осуществлять контроль и коррекцию; рассказывать о своём городе (селе) по плану;
- работать в паре: сравнивать городской и сельский дома; описывать интерьер городской квартиры и сельского дома; оценивать преимущества и недостатки городских и сельских жилищ;
- рассказывать о своём доме по плану;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
В ходе выполнения проекта дети учатся: - распределять обязанности по выполнению проекта;
- подбирать фотографии (открытки, слайды) или фотографировать достопримечательности своей малой родины;
- собирать информацию о выдающихся земляках по краеведческой литературе или с помощью интервьюирования;
- оформлять стенд, мультимедийную презентацию;
- проводить презентацию с демонстрацией фотографий, слайдов;
- ухаживать за памятниками;
- помогать взрослым в благоустройстве;
- проводить экскурсию в краеведческий (городской, сельский, школьный) музей;
оценить свои достижения в реализации проекта |
3 | Природа и рукотворный мир
|
|
| - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- различать объекты природы и предметы рукотворного мира;
- работать в паре: классифицировать объекты окружающего мира, обозначать их цветными фишками, осуществлять контроль и коррекцию;
- приводить примеры объектов природы и предметов рукотворного мира, заполнять таблицу в рабочей тетради;
- работать в группе: обсуждать и оценивать отношение людей к окружающему миру, отбирать из списка необходимые слова для характеристики отношения к миру, рассказывать о своём отношении к окружающему;
- обсуждать название книги «Великан на поляне» и предисловие к ней;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
4 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живем» |
|
| - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять,
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
| Раздел «Природа»
|
|
|
|
5 | Неживая и живая природа
|
|
| - Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить-
- классифицировать объекты природы по существенным признакам;
- различать объекты неживой и живой природы; обозначать объекты природы цветными фишками; осуществлять контроль и коррекцию:
- приводить примеры объектов живой и неживой природы; заполнять таблицу в рабочих тетрадях;
- работать в паре: анализировать существенные признаки живых существ обсуждать свои выводы, осуществлять самопроверку;
- устанавливать связи между живой и неживой природой;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
6 | Явления природы
|
|
| - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- работать в паре: различать объекты и явления природы, рассказывать об изменениях, происходящих с природными объектами, как о природных явлениях;
- приводить примеры явлений неживой и живой природы, сезонных явлений-
- анализировать иллюстрации учебника, определять сезон по характерным природным явлениям;
рассказывать (по своим наблюдениям) о сезонных явлениях в жизни дерева:- практическая работа: знакомиться с устройством термометра, проводить опыты с термометром, измерять температуру воздуха, воды, тела человека и фиксировать результаты измерений; _ формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
7 | Что такое погода
|
|
| Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - наблюдать и описывать состояние погоды за окном класса;
- характеризовать погоду как сочетание температуры воздуха, облачности,
осадков, ветра; - приводить примеры погодных явлений (дождь, гроза, метель и др.),
- работать в паре: составлять план рассказа о погодных явлениях и рассказывать по этому плану;
- сопоставлять научные и народные предсказания погоды;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке;
_ работать со взрослыми: вести наблюдения за погодой, фиксировать результаты в «Научном дневнике»; использовать для фиксации наблюдении метеологические знаки: составить сборник народных примет своего народа (своего региона) о погоде, используя дополнительную литературу и интервьюируя взрослых членов семьи |
8 | В гости к осени (экскурсия)
|
|
| - Понимать учебные задачи экскурсии и стремиться их выполнить;
- наблюдать изменения в неживой и живой природе, устанавливать взаимозависимость между ними;
- определять природные объекты с помощью атласа-определителя «От земли до неба» (например, какому растению принадлежат опавшие листья, какие цветы цветут осенью, каких птиц ещё можно наблюдать в природе),
оценивать результаты своих достижений на экскурсии |
9 | В гости к осени (урок)
|
|
| - Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;
- работать в группе: знакомиться по учебнику с осенними изменениями в неживой и живой природе, выступать с сообщениями по изученному материалу;
- рассказывать об осенних явлениях в неживой и живой природе родного края (на основе наблюдений);
сопоставлять картины осени на иллюстрациях учебника с теми наблюдениями, которые были сделаны во время экскурсии; прослеживать взаимосвязь осенних явлений в живой природе с явлениями в неживой природе; дополнять сведения учебника и экскурсии своими наблюдениями над осенним трудом человека, |
10 | Звёздное небо
|
|
| - Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить-
- находить на рисунке знакомые созвездия-
- сопоставлять иллюстрацию учебника с описанием созвездий-
- моделировать созвездия Орион, Лебедь, Кассиопея-
- работать со взрослыми: наблюдать звёздное небо, находить на нём изученные созвездия;
- пользоваться для поиска созвездий на небе атласом-определителем
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
11 | Заглянем в кладовые земли
|
|
| - Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить - практическая работа: исследовать с помощью лупы состав гранита рассматривать образцы полевого шпата, кварца и слюды; - различать горные породы и минералы;
- работать в паре: с помощью атласа-определителя приводить примеры горных пород и минералов, готовить краткие сообщения о них
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
12 | Про воздух и про воду
|
|
| - Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить-
Рассказывать о значении воздуха и воды для растений, животных и человека Работать в паре: анализировать схемы, показывающие источники загрязнения воздуха и воды Наблюдать небо за окном и рассказывать о нём, пользуясь освоенными средствами выразительности Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
13 | Какие бывают растения
|
|
| - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- устанавливать по схеме различия между группами растений;
- работать в паре: называть и классифицировать растения, осуществлять
самопроверку; - приводить примеры деревьев, кустарников, трав своего края;
- определять растения с помощью атласа-определителя;
- оценивать эстетическое воздействие растений на человека;
- работать со взрослыми: наблюдать и готовить рассказ (фоторассказ) о красоте растений;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
14 | Какие бывают животные
|
|
| - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- работать в паре: соотносить группы животных и их существенные признаки;
- работать в группе: знакомиться с разнообразием животных, находить в рассказах новую информацию о них, выступать с сообщениями;
- сравнивать животных (лягушек и жаб) на основании материала книги «Зелёные страницы», выявлять зависимость строения тела животного от его образа жизни;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
15 | Контрольная работа по теме «Природа» |
|
| - Выполнять тестовые задания учебника;
- оценивать правильность/неправильность предложенных ответов;
- оценивать бережное или потребительское отношение к природе'
формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами |
16 | Невидимые нити
|
|
| - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- устанавливать взаимосвязи в природе: между неживой и живой природой, растениями и животными, различными животными;
- работать в паре, моделировать изучаемые взаимосвязи; выявлять роль человека в сохранении или нарушении этих взаимосвязей;
- читать и обсуждать стихотворение Б. Заходера «Про всех на свете», делать вывод о необходимости бережного отношения к природе и сохранения природных связей;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
|
17 | Дикорастущие и культурные растения. |
|
| - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, обозначать соответствующие рисунки цветными фишками, осуществлять контроль и коррекцию;
- работать в группе: приводить примеры дикорастущих и культурных растении; классифицировать культурные растения по определённым признакам;
- находить новую информацию в текстах о растениях, обсуждать материалы книги «Великан на*поляне»;
- сочинять и рассказывать сказочную историю о дикорастущем или культурном растении (по своему выбору);
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
18 | Дикие и домашние животные
|
|
| - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- сравнивать и различать диких и домашних животных, обозначать соответствующие рисунки цветными фишками, осуществлять контроль и коррекцию;
- работать в группе: приводить примеры диких и домашних животных, моделировать значение домашних животных для человека, рассказывать о значении домашних животных и уходе за ними;
- находить в тексте нужную информацию, обсуждать материалы книги «Зелёные страницы»;
- сочинять и рассказывать сказочную историю о диком или домашнем животном (по своему выбору);
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
19 | Комнатные растения
|
|
| - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- узнавать комнатные растения на рисунках, осуществлять самопроверку;
- работать в паре: определять с помощью атласа-определителя комнатные растения своего класса, находить в атласе-определителе информацию о них;
- оценивать роль комнатных растений для физического и психического здоровья человека;
- практическая работа в группе: осваивать приёмы ухода за комнатными растениями в соответствии с инструкцией;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
20 | Животные живого уголка
|
|
| - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- рассказывать о животных живого уголка и уходе за ними;
- работать в паре: определять животных живого уголка с помощью атласа- определителя и учебника; использовать информацию из атласа-определителя для подготовки сообщения;
- рассказывать о своем отношении к животным живого уголка, объяснять их роль в создании благоприятной психологической атмосферы;
- практическая работа в группе: осваивать приёмы содержания животных живого уголка в соответствии с инструкциями; характеризовать предметы ухода за животными в зависимости от их назначения;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
21 | Про кошек и собак
|
|
| - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- определять породы кошек и собак, пользуясь иллюстрациями учебника, атласом-определителем;
- приводить примеры пород собак с помощью атласа-определителя;
- обсуждать роль кошки и собаки в хозяйстве человека и создании благоприятной психологической атмосферы в доме, объяснять необходимость ответственного отношения к домашнему питомцу;
- работать в группе: использовать тексты учебника как образец для выполнения заданий (составлять словесный портрет своего питомца, извлекать из дополнительной литературы нужную информацию, составлять общий план рассказа о домашнем питомце);
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
22 | Красная книга
|
|
| - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- работать в паре: выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных; предлагать и обсуждать меры по их охране;
- работать в группе: читать тексты учебника и использовать полученную информацию для подготовки собственного рассказа о Красной книге; составлять общий план рассказа о редком растении и животном; рассказывать о редких растениях и животных по составленному плану;
- работать со взрослыми: узнать, какие растения и животные родного края внесены в Красную книгу; подготовить с помощью дополнительной литературы, Интернета сообщение о растении или животном из Красной книги России (по своему выбору);
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
23 | Будь природе другом. Проект «Красная книга» или «Возьмём под защиту»
|
|
| - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- работать в паре: по схеме в учебнике анализировать факторы, угрожающие живой природе, рассказывать о них;
- знакомиться с Правилами друзей природы и экологическими знаками договариваться о соблюдении этих правил; предлагать аналогичные правила рисовать условные знаки к ним;
- читать и обсуждать рассказ Ю. Аракчеева «Сидел в траве кузнечик»-
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
В ходе выполнения проекта дети учатся: - распределять обязанности по выполнению проекта;
- извлекать информацию из различных источников;
- готовить рисунки и фотографии (слайды мультимедийной презентации)-
- составлять собственную Красную книгу;
- презентовать Красную книгу с использованием подготовленных наглядных материалов;
оценивать свои достижения в выполнении проекта |
24 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа »
|
|
| - Выполнять тестовые задания учебника;
- оценивать правильность/неправильность предложенных ответов;
- оценивать бережное или потребительское отношение к природе'
формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами
|
| Раздел «Жизнь города и села» |
|
|
|
25 | Что такое экономика
|
|
| - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- рассказывать об отраслях экономики по предложенному плану;
- работать в паре: анализировать взаимосвязи отраслей экономики при производстве определённых продуктов; моделировать взаимосвязи отраслей экономики самостоятельно предложенным способом; извлекать из различных источников сведения об экономике и важнейших предприятиях региона и своего города (села) и готовить сообщения;
читать предложенный текст, находить в нём ответы на поставленные вопросы, формулировать собственные вопросы к тексту, оценивать ответы одноклассников; |
26 | Из чего что сделано
|
|
| - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- классифицировать предметы по характеру материала, обозначать соответствующие иллюстрации цветными фишками, осуществлять контроль и коррекцию;
- работать в группе: по рисункам учебника прослеживать производственные цепочки, моделировать их, составлять рассказ, приводить другие примеры использования природных материалов для производства изделий;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
27 | Как построить дом
|
|
| - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- рассказывать (по своим наблюдениям) о строительстве городского и сельского домов;
- работать в паре: сравнивать технологию возведения многоэтажного городского дома и одноэтажного сельского; узнавать на иллюстрациях учебника строительные машины и строительные материалы, объяснять их назначение, проводить самопроверку, рассказывать о строительных объектах в своём городе (селе);
- читать текст учебника, находить названные в нём машины на рисунке, рассказывать о строительных машинах, пользуясь информацией учебника, предлагать вопросы к тексту, оценивать ответы одноклассников;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
28 | Какой бывает транспорт
|
|
| - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - работать в паре: классифицировать средства транспорта; - узнавать по фотографиям транспорт служб экстренного вызова, соотносить его с номерами телефонов экстренного вызова, обозначать соответствие стрелками из цветной бумаги, осуществлять контроль; - работать в группе: рассказывать об истории водного и воздушного транспорта, используя информацию из учебника и дополнительной литературы, составлять план рассказа об истории различных видов транспорта. формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
29 | Культура и образование
|
|
| - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить-
- различать учреждения культуры и образования, узнавать их' по фотографиям, приводить примеры учреждений культуры и образования, в том числе в своем регионе;
- извлекать из текста учебника нужную информацию, предлагать вопросы к тексту, отвечать на вопросы одноклассников;
- обсуждать роль учреждений культуры и образования в нашей жизни-
- работать со взрослыми: посещать музеи и рассказывать о них; с помощью Интернета совершать виртуальную экскурсию в любой музей (по своему вы-
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
30 | Все профессии важны. Проект «Профессии»
|
|
| - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить-
- рассказывать о труде людей известных детям профессий, о профессиях своих родителей и старших членов семьи, о том, кем бы детям хотелось стать;
- работать в паре: определять названия профессий по характеру деятельности и находить их представителей на фотографиях;
- обсуждать роль людей различных профессий в нашей жизни-
- читать и обсуждать рассказ «Кто сделал хлеб», устанавливать взаимосвязь труда людей разных профессий;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
В ходе выполнения проекта дети учатся: - распределять обязанности по подготовке проекта (кто о какой профессии будет собирать материал);
- интервьюировать респондентов об особенностях их профессий-
- подбирать фотографии их семейных архивов;
- составлять рассказы о профессиях родных и знакомых;
- собирать материал в «Большую книгу профессий»;
- презентовать работы;
оценивать результаты выполнения проекта |
31 | Контрольная работа по разделу «Жизнь города и села» |
|
| - Выполнять тестовые задания учебника;
- оценивать правильность/неправильность предложенных ответов;
- формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами
|
32 | В гости к зиме (экскурсия)
|
|
| - Понимать учебную задачу экскурсии и стремиться её выполнить;
- наблюдать над зимними погодными явлениями;
- обсуждать зимние явления в неживой природе в прошедшие дни;
- исследовать пласт снега, чтобы пронаблюдать его состояние в зависимости от чередования оттепелей, снегопадов и морозов;
- определять деревья по их силуэтам и описаниям в атласе-определителе «От земли до неба»;
|
33 | В гости к зиме (урок)
|
|
| - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить,
- работать в группе: знакомиться по материалам учебника с изменениями в неживой и живой природе зимой, готовить сообщения и выступать с ними;
- формулировать правила безопасного поведения на улице зимой;
- обсуждать правила охраны природы зимой по материалам книги «Великан
на поляне»; - работать со взрослыми: вести наблюдения в природе, фиксировать их
- в «Научном дневнике», готовить фото рассказ или серию рисунков на тему «Красота зимы»; подкармливать зимующих птиц;
|
34 | Презентация проектов «Родной город (село)», «Красная книга или Возьмём под защиту», «Профессии»
|
|
| - Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;
- обсуждать выступления учащихся:
оценивать свои достижения и достижения других учащихся |
| Раздел «Здоровье и безопасность» |
|
|
|
35 | Строение тела человека
|
|
| - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- работать в группе: называть и показывать внешние части тела человека; определять на рисунке учебника или на муляже положение внутренних органов человека; моделировать внутреннее строение тела человека;
- работа в паре: извлекать из текста учебника информацию о строении и работе внутренних органов человека, предлагать вопросы по содержанию текста оценивать ответы одноклассников;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
36 | Если хочешь быть здоров
|
|
| - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- рассказывать о своём режиме дня; составлять рациональный режим дня школьника;
- обсуждать сбалансированное питание школьника;
- работать в паре: различать продукты растительного и животного происхождения, осуществлять самопроверку;
- формулировать правила личной гигиены; характеризовать назначение предметов гигиены, выделять среди них те, которые у каждого человека должны быть собственными;
- демонстрировать умения чистить зубы, полученные в 1 классе, на основе текста учебника дополнять правила ухода за зубами;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
37 | Берегись автомобиля!
|
|
| - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- моделировать сигналы светофоров; характеризовать свои действия как пешехода при различных сигналах;
- работа в паре: соотносить изображения и названия дорожных знаков обозначать соответствие стрелками из цветной бумаги, осуществлять контроль и коррекцию;
выбирать и отмечать фишками дорожные знаки, встречающиеся на пути в школу; - формулировать, пользуясь рисунком учебника, правила движения по загородной дороге, осуществлять самопроверку;
оценивать свои достижения на уроке |
38 | Школа пешехода
|
|
| - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- работа в группе: формулировать правила безопасности на основе прочитанных рассказов;
- практическая работа: учиться соблюдать изученные правила безопасности под руководством учителя или инструктора ДПС;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
39 | Домашние опасности
|
|
| - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить,
- объяснять с опорой на иллюстрации учебника потенциальную опасность бытовых предметов и ситуаций;
- работать в группе: на основе текста учебника формулировать правила безопасного поведения в быту, моделировать их с помощью условных знаков, узнавать («расшифровывать») правила по предложенным в учебнике знакам, сравнивать свои знаки с представленными в учебнике;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
40 | Пожар
|
|
| - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- характеризовать пожароопасные предметы (раскалённые предметы, воспламеняющиеся вещества, открытый огонь);
- запомнить правила предупреждения пожара;
- моделировать вызов пожарной охраны по обычному и мобильному телефону, по номеру МЧС;
- работать в паре: рассказывать о назначении предметов противопожарной безопасности; читать и обсуждать рассказ «Горит костёр» в книге «Великан на
поляне»; , - работать со взрослыми: находить в Интернете информацию о работе пожарных, готовить сообщение;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
41 | На воде и в лесу
|
|
| - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- характеризовать потенциальные опасности пребывания у воды и в лесу;
запомнить правила поведения во время купания; - работать в паре: различать съедобные и ядовитые грибы, обозначать их на рисунке фишками разного цвета, осуществлять контроль и коррекцию;
- находить нужную информацию в книге «Зелёные страницы» (рассказ «Коварные двойники»);
- определять с помощью атласа-определителя жалящих насекомых, осуществлять самопроверку;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
42 | Опасные незнакомцы
|
|
| - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- характеризовать потенциальные опасности при контактах с незнакомыми людьми (с опорой на иллюстрации учебника); предлагать и обсуждать варианты поведения в подобных ситуациях, запомнить правила поведения при контактах с незнакомцами;
-моделировать звонок по телефону (обычному и мобильному) в милицию и МЧС - работать в группе: по материалам учебника осваивать правила поведения в ситуациях «Потерялась», «Мамина подруга» и аналогичных, моделировать их в ходе ролевых игр;
- работать со взрослыми: обсуждать другие опасные ситуации, связанные с незнакомыми людьми, сочинять об этом рассказ по аналогии с рассказами в учебнике;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
43 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность. |
|
| - Выполнять тестовые задания учебника;
- оценивать правильность/неправильность предложенных ответов;
формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами
|
| Раздел «Общение» |
|
|
|
44 | Наша дружная семья
|
|
| — Понимать учебные задачи при изучении материала раздела «Общение» и данного урока и стремиться её выполнить; - рассказывать по рисунку и фотографиям учебника о семейных взаимоотношениях, о семейной атмосфере, общих занятиях;
- формулировать понятие «культура общения»;
- обсуждать роль семейных традиций для укрепления семьи;
- моделировать ситуации семейного чтения и семейных обедов;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
45 | Проект «Родословная»
|
|
| В ходе выполнения проекта дети учатся: - интервьюировать родителей о представителях старшего поколения, их именах, отчествах, фамилиях;
- отбирать фотографии из семейного архива (желательно отсканировать в едином формате);
- составлять родословное древо семьи;
- презентовать свой проект с демонстрацией родословного древа;
оценивать свои достижения |
46 | В школе
|
|
| - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- рассказывать о своём школьном коллективе, совместных мероприятиях в классе, школе;
- обсуждать вопрос о культуре общения в школе;
- формулировать правила общения с одноклассниками и взрослыми в стенах школы и вне её;
- оценивать с нравственных позиций формы поведения, которые допустимы или недопустимы в школе и других общественных местах;
- моделировать различные ситуации общения на уроке и переменах;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
47 | Правила вежливости
|
|
| - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- обсуждать, какие формулы вежливости имеются в русском языке и как они применяются в различных ситуациях общения;
- формулировать правила поведения в общественном транспорте и в общении мальчика с девочкой, мужчины с женщиной;
- моделировать ситуации общения в различных ситуациях;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
|
48 | Ты и твои друзья
|
|
| - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- обсуждать морально-этические аспекты дружбы на примере пословиц народов России;
- обсуждать проблему подарка в день рождения друга;
- обсуждать правила поведения за столом;
- моделировать правила поведения за столом (практическая работа);
- формулировать правила этикета в гостях;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
49 | Мы — зрители и пассажиры
|
|
| - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- обсуждать правила поведения в театре (кинотеатре, консерватории) и формулировать их, возражая Советам Попугая;
- обсуждать правила поведения в общественном транспорте (автобусе, троллейбусе, трамвае, метро) и формулировать их на основе иллюстраций учебника;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
50 | Контрольная работа по разделу «Общение»
|
|
| - Выполнять тестовые задания учебника;
- оценивать правильность/неправильность предложенных ответов;
формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами |
| Раздел «Путешествия» |
|
|
|
51 | Посмотри вокруг
|
|
| - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- сравнивать фотографии в учебнике, находить линию горизонта;
- различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;
- работать в паре: находить на схеме и называть указанные стороны горизонта, моделировать стороны горизонта;
- анализировать текст учебника, на его основе объяснять различия внешнего вида нашей планеты, сопоставлять вид Земли с самолёта (аэрофотосъёмка) с видом Земли из космоса, формулировать вывод о форме Земли;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
52
| Ориентирование на местности
|
|
| - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- работать в паре: находить ориентиры на рисунке учебника, по дороге от дома до школы, в своём городе (селе);
- практическая работа в паре: знакомиться с устройством компаса и правилами работы с ним, осваивать приёмы ориентирования по компасу;
- знакомиться со способами ориентирования по солнцу, по местным природным признакам;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
53 | Ориентирование на местности
|
|
| - знакомиться со способами ориентирования по солнцу, по местным природным признакам;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
54 | Формы земной поверхности
|
|
| - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- сопоставлять фотографии равнины и гор для выявления существенных признаков этих форм земной поверхности; анализировать цветовое обозначение равнин и гор на глобусе;
- работать в паре, сравнивать по схеме холм и гору, осуществлять самопроверку с помощью текста учебника; характеризовать (на основе наблюдений) поверхность своего края;
- описывать красоту гор (на основе фотографий в учебнике, рассказа Н. И. Сладкова, личных впечатлений);
- работать со взрослыми: составлять фоторассказ на тему «Красота гор»;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
55 | Водные богатства
|
|
| - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- различать водоёмы естественного и искусственного происхождения, узнавать их по описанию;
- работать в паре: анализировать схему частей реки, рассказывать о частях реки по схеме, осуществлять самопроверку; на основе наблюдений рассказывать о водных богатствах своего края;
- обсуждать эстетическое воздействие моря на человека (по рассказу К. Д. Ушинского, фотографиям в учебнике, личным впечатлениям);
- работать со взрослыми: составлять фоторассказ на тему «Красота моря»;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
56 | В гости к весне (экскурсия)
|
|
| - Понимать учебную задачу экскурсии и стремиться её выполнить;
наблюдать за состоянием погоды, таянием снега, появлением зелени, цветением растений, появлением первых птиц и т. д., используя при этом атлас-определитель «От земли до неба»: - формулировать выводы о весенних явлениях природы, воздействии пробуждения природы на человека; оценивать свои достижения на экскурсии
|
57 | В гости к весне (урок)
|
|
| - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- рассказывать о своих весенних наблюдениях в природе родного края;
- работать в группе: знакомиться по учебнику с изменениями в неживой и живой природе весной; находить в книге «Зелёные страницы» информацию на заданную тему, различать известную и новую для себя информацию; узнавать перелётных птиц на рисунке, осуществлять самопроверку; выступать с сообщениями в классе;
- моделировать взаимосвязи весенних явлений в неживой и живой природе;
- работать со взрослыми: наблюдать весенние явления в природе, фиксировать результаты наблюдений в рабочей тетради («Мой научный дневник»), составлять фоторассказ или выполнять серию рисунков на тему «Красота весны»;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
58 | Россия на карте
|
|
| - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- сравнивать изображение России на глобусе и карте;
- работать в паре: соотносить пейзажи России на фотографиях учебника с местоположением их на физической карте России, обозначать их фишками с соответствующими номерами; осваивать приемы чтения карты (определение сторон горизонта, форм земной поверхности, других объектов с помощью условных знаков);
- учиться правильно показывать объекты на настенной карте (по инструкции учебника);
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
59 | Проект «Города России» |
|
| - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
Находить на карте родной край формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
60 | Путешествие по Москве
|
|
| - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- находить Москву на карте России; знакомиться с планом Москвы, находить на нём достопримечательности столицы;
- работать в паре: соотносить фотографии достопримечательностей Москвы с собственными наблюдениями, отмечать фишками знакомые объекты, описывать достопримечательности по фотографиям и своим впечатлениям;
- отличать герб Москвы от гербов других городов;
- работать со взрослыми: совершить виртуальную экскурсию по Москве с помощью Интернета;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
61 | Московский Кремль
|
|
| - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- обсуждать значение Московского Кремля для каждого жителя России;
- работать в паре: находить на фотографии в учебнике достопримечательности Кремля, рассказывать о них по фотографии; извлекать из дополнительной литературы информацию о достопримечательностях Кремля и готовить сообщения по предложенному плану;
- читать текст учебника, находить в нём сведения из истории Кремля в соответствии с предложенными вопросами; сопоставлять современный облик Кремля с видами Кремля в прошлом на картинах А. Васнецова;
- рассказывать о Красной площади по фотографиям в учебнике и своим впечатлениям, описывать достопримечательности Красной площади по фотографиям;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
62 | Город на Неве
|
|
| - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- находить Санкт-Петербург на карте России; знакомиться с планом Санкт- Петербурга, находить на нём достопримечательности города;
- работать в паре: соотносить фотографии достопримечательностей Санкт-Петербурга с собственными наблюдениями, отмечать фишками знакомые объекты, описывать достопримечательности по фотографиям и своим впечатлениям; рассказывать по приведённому образцу об одной из достопримечательностей Санкт-Петербурга с использованием (при необходимости) дополнительной литературы;
- отличать герб Санкт-Петербурга от гербов других городов;
работать со взрослыми: совершить виртуальную экскурсию по Санкт- Петербургу1 с помощью Интернета; - читать рассказ об истории создания памятника Петру Первому, предлагать вопросы к рассказу, оценивать ответы одноклассников;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
63 | Путешествие по планете
|
|
| - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- сравнивать глобус и карту мира; находить, называть и показывать на глобусе и карте мира океаны и материки;
- работать в паре: соотносить фотографии, сделанные на разных материках, с местоположением этих районов на карте мира, обозначать их фишками с соответствующими номерами;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
64 | Путешествие по материкам
|
|
| - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- находить материки на карте мира;
- работать в группе: знакомиться с особенностями материков с помощью учебника и других источников информации; готовить сообщения и выступать с ними перед классом;
- предлагать вопросы по содержанию сообщений, оценивать ответы одноклассников;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
65 | Страны мира. Итоговая комплексная работа
|
|
| - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- сравнивать физическую и политическую карты мира;
- находить и показывать на политической карте мира территорию России, других стран;
- работать в паре: соотносить фотографии достопримечательностей отдельных стран с местоположением этих стран на политической карте, обозначать эти страны соответствующими фишками; рассказывать по фотографиям о том, что можно увидеть в разных странах; с помощью карты приводить примеры стран, расположенных на разных материках;
- пользуясь дополнительной литературой, определять, каким странам принадлежат представленные флаги;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
|
66 | Проект «Страны мира»
|
|
| В ходе выполнения проекта дети учатся: - распределять обязанности по выполнению проекта;
- готовить сообщения (индивидуальные, в парах, в группах) о выбранных странах;
- подбирать фотографии достопримечательностей (открытки, слайды);
- презентовать свои исследования с демонстрацией иллюстраций;
оценивать свои достижения в выполнении проекта. Выполнять тестовые задания учебника; - оценивать правильность/неправильность предложенных ответов;
формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами |
67 | Контрольная работа по разделу «Путешествия». |
|
| - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
68 | Впереди лето |
|
| - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- определять цветущие летом травы, насекомых и других животных с помощью атласа-определителя «От земли до неба», осуществлять самопроверку;
- читать и обсуждать рассказ «Разговор в лесу» в книге «Великан на поляне», разыгрывать сценку по этому рассказу;
- приводить примеры летних явлений в неживой и живой природе;
- рассказывать о красоте животных по своим наблюдениям;
- работать со взрослыми: за лето подготовить фоторассказы или выполнить
рисунки по темам «Красота лета», «Красота животных»; |