Рабочая программа учебного курса «Окружающий мир» 1 класс Плешаков
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (1 класс) на тему

Журавлева Альбина Вячеславовна

Рабочая программа    учебного курса «Окружающий мир» 1 класс Плешаков

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 г. Нерехта и Нерехтский район Костромской области

Рассмотрено на                             Согласовано на                                              «Утверждаю»

Заседании МО                               заседании МС                                              директор МОУ СОШ№1

________________                         _________________                                   ___________

Руководитель МО                          Руководитель методического                    /Осетрова С.Ю./

/Ширяева Е. В./                              совета /Мазаева Н.В./

Рабочая программа

  учебного курса «Окружающий мир»

1 класс

                                                                                                       Составитель: учитель начальных классов:

                                                                                             Журавлева С.В. 

2013/2014 учебный год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса «Окружающий мир» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Цели курса «Окружающий мир» в начальной школе :

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

 Задачи курса:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.

Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.

Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей,

правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

Общая характеристика курса

Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

1) идея многообразия мира;

2) идея целостности мира;

3) идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.

Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность,

включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.

Ценностные ориентиры содержания курса

• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.

• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.

• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Место курса в учебном плане

На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2ч в неделю. Программа рассчитана на 270ч: 1 класс —66ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы — по 68ч (34 учебные недели).

Результаты изучения курса                        

Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты: 

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Изменения, внесенные в рабочую программу и их обоснование:

В разделе «Как, откуда и куда?» предусматривается практическая работа в паре: уход за животными живого уголка.  Данная практическая работа будет перенесена на самостоятельную практическую работу дома ,т.к. в школьном живом уголке нет животных.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА (270ч)

Человек и природа

Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена,, времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.

Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.

Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.

Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.

Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.

Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).

Водные богатства, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водные богатства родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).

Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.

Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.

Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).

Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.

Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (на примере насекомых, рыб, птиц, зверей). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений).

Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (природные условия, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).

Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Экологические проблемы и способы их решения. Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.

Всемирное наследие. Международная Красная книга. Международные экологические организации (2—3 примера). Международные экологические дни, их значение, участие детей в их проведении.

Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.

Человек и общество

Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества.

Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого её члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.

Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.

Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.

Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.

Экономика, её составные части: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля. Товары и услуги. Роль денег в экономике. Государственный и семейный бюджет. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Простейшие экологические прогнозы. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества.

Природные богатства и труд людей — основа экономики. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.

Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта.

Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.

Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.

Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.

Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.

Россия на карте, государственная граница России.

Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.

Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России.

Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.

Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.

История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.

Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с несколькими странами: название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.

Правила безопасной жизни

Ценность здоровья и здорового образа жизни.

Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.

Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.

Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.). Правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми.

Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.

Экологическая безопасность. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование.

Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР (66Ч)

(УЧЕБНИКИ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В 2ЧАСТЯХ, АВТОР А.А.ПЛЕШАКОВ)

1КЛАСС


п /п

Тема урока

Кол-во часов

Тип
урока

Элементы содержания

Требования
к уровню подготовки
обучающихся

Вид
контроля

Элементы
дополнительного
необязательного
содержания

Дата
проведения

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1 четверть (18ч.)

Вводный урок  (1ч)

1

Вводный урок. «Задавайте вопросы!»

1 часть. С.3-8

              С.3

1

Вводный урок

Знакомство с учебником и учебными пособиями; с постоянными персонажами  учебника-Муравьём  Вопросиком и Мудрой Черепахой

Уч-ся осваивают первоначальные умения:

-задавать вопросы;

-вступать в учебный диалог;

-пользоваться условными обозначениями учебника;  

-различать способы и средства познания окр. мира;

-оценивать  результаты своей работы на уроке.

Текущий

02.09

Раздел «Что и кто?»    ( 20ч )       (8 практич. работ)

2

Что такое Родина?

С.9-11

С.4

1

Комбинированный

Зн-во с целями и задачами раздела. Родина – это наша страна Россия и наша малая родина. Первоначальные сведения о народах России, её столице, о своей малой родине.

-понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-работать с картинной картой России, актуализировать имеющиеся знания  о природе и городах страны, занятиях жителей;

-сравнивать, различать и описывать герб и флаг России;

-рассказывать о о малой родине и Москве как столице госуд-ва

Фронтальный опрос

 

08.09

3

Что мы знаем о народах России?

С.12-13

С.5-6

1

Комбинированный

Многонациональный характер населения России. Представления об этническом типе лица и национальном костюме. Национальные праздники народов России. Основные традиционные религии. Единство народов России.

-понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-рассматривать иллюстрации уч-ка, сравнивать лица и национальные костюмы представителей разных народов;

-работать в паре: рассказывать ( по фотографиям и личным впечатлениям) о нац. праздниках;

-обсуждать, чем различаются народы России и что связывает их в единую семью;

- работать со взрослыми: находить информацию о народах своего края;

-отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Беседа по вопросам

09.09

4

Что мы знаем о Москве?

С.14-15

С.7

1

Комбинированный;

Москва-столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, собор Василия Блаженного, метро, зоопарк и т.д. Жизнь москвичей- наших сверстников.

-понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-рассматривать иллюстрации уч-ка, извлекать из них нужную информацию о Москве;

-узнавать достопримечательности столицы;

--работать в паре: рассказывать по фотографиям о жизни москвичей – своих сверстников;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Фронтальный опрос

15.09

5

Проект « Моя малая Родина»

С.16-17

С 8-9

1

Изучение нового

Подготовка к выполнению проекта:зн-во с материалами уч-ка, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.

В ходе выполнения проекта с помощью взрослых учатся:

-фотографировать наиболее значимые  достопримечательности  своей малой родины;

-находить в семейном фотоархиве соответствующий материал;

-интервьюировать членов своей семьи об истории и  достопримечательностях  своей малой родины;

-составлять устный рассказ;

-выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии;

-оценивать результаты собственного труда и труда товарищей.

Беседа

16.09

6

Что у нас над головой?

С.18-19

С.10

1

Комбинированный

Дневное и ночное небо. Солнце и его форма. Звёзды и созвездия. Созвездие Большой Медведицы.

-понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-наблюдать и сравнивать дневное и ночное небо, рассказывать о нём;

-моделировать форму Солнца;

-работать в паре: моделировать форму созвездий;

-работать со взрослыми: находить на ночном небе ковш Большой Медведицы; проводить наблюдения  за созвездиями, луной, погодой (по заданиям тетради);

-- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Созвездие. Полярная звезда.

Большая Медведица.

22.09

7

Что у нас под

ногами?

С.20-21

С.10-11

1

Комбинированный

Камни  как  природные объекты, разнообразие их признаков

(форма, цвет, сравнительные размеры). Представление о значении камней в жизни людей. Распознавание камней.

-

понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-группировать объекты неживой природы (камешки) по разным признакам;

-практическая работа: определять образцы камней по фотографиям, рисункам атласа-определителя;

-различать гранит, кремень, известняк;

-работать в паре: использовать полученную информацию для получения новых знаний, осуществлять самопроверку;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Текущий

23.09

8

Что общего
у разных растений?

С.22-23

С.12-13

1

Комбинированный

Части растения (корень, стебель, листья, цветок, плод, семя). Представление о соцветиях.

-понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

-рассматривать иллюстрации уч-ка, извлекать из них нужную информацию;

-практическая работа в группе: находить у растений их части, показывать и называть;

- работать в паре: использовать представленную  информацию для получения новых знаний, различать цветки и соцветия, осуществлять самопроверку;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Текущий

Значение листьев

29.09

9

Что растёт на подоконнике?

С.24-25

С.13-14

1

Комбинированный

Наиболее распространённые комнатные растения. Зависимость внешнего вида растений от природных условий их родины. Распознавание комнатных растений класса.

-понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-наблюдать комнатные растения школы и узнавать их по рисункам;

-практическая работа определять комн. раст-я с помощью атласа определителя;

-различать изученные растения;

- работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний о родине комн. раст-й, осуществлять самопроверку;

-приводить примеры комнатных растений;

-рассказывать об особенностях любимого растения;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Текущий

30.09

10

Что растёт на клумбе?

С.26-27

С.15-16

1

Комбинированный

Наиболее распространённые растения цветника (космея, гладиолус, бархатцы, астра, петуния, календула), цветущие осенью. Распознавание растений цветника.

-понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-наблюдать раст-я клумбы и дачного участка и узнавать их по рисункам;

-практическая работа определять  раст-я цветника с помощью атласа определителя;

- работать в паре:узнавать по фотографиям раст-я цветника, осуществлять самопроверку;

-рассказывать о любимом цветке;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Фронтальный опрос

Соцветие. Виды семян и плодов

06.10

11

Что это за листья?

С.28-29

С.16-18

1

Комбинированный

Деревья возле школы. Листья деревьев, разнообразие их формы и осенней окраски. Распознавание деревьев по листьям.

-понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-наблюдать осенние изменения окраски листьев на деревьях;

-узнавать листья в осеннем букете, в гербарии, на рисунках и фотографиях;

-сравнивать и группировать листья по различным признакам;

-практическая работа в группе: определять деревья по листьям;

-описывать внешний вид листьев какого-либо дерева;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на урок

Фронтальный опрос

07.10

12

Что такое хвоинки?

С.30-31

С.19-21

1

Комбинированный

Лиственные и хвойные деревья. Ель и сосна- хвойные деревья. Хвоинки- видоизменённые листья. Распознавание хвойных деревьев.

-понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-различать лиственные и хвойные де ревья;

- практическая работа в группе: определять деревья с помощью атласа – определителя;

-сравнивать ель и сосну;

-описывать дерево по плану;

-отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Текущий.

Хвойные деревья. Хвоя.

13.10

13

Кто такие насекомые?

С.32-33

С.22-23

1

Комбинированный

Насекомые как группа животных. Главный признак насек-х – шесть ног. Разнообразие насек-х.

-понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о строении насек-х, сравнивать части тела различных нас-х;

-работать в паре: узнавать нас-х на рисунке, определять нас-х с помощью атласа-опред-ля, осуществлять самопроверку, приводить примеры нас-х;

-сочинять и рассказывать сказочные истории по рисункам,

 -отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Текущий.

14.10

14

Кто такие рыбы?

С.34-35

С.24

1

Комбинированный

Рыбы- водные жив-ные, тело которых (у большинства) покрыто чешуёй. Морские и речные рыбы.

понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию;

-моделировать строение чешуи рыбы с помощью монет или кружочков из фольги;

-работать в паре: узнавать рыб на рисунке, осуществлять самопроверку;

-приводить примеры речных и морских рыб с помощью атласа- опрд-ля;

-отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Текущий.

20.10

15

Кто такие птицы?

С.36-37

С.25-26

1

Комбинированный

Знак-во с птицами как одной из групп жив-ных. Перья – главный признак птиц. Первоначальное знак-во со строением пера птицы.

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию;

-практическая работа: исследовать строение пера птицы;

-работать в паре: узнавать птиц на рисунке, осуществлять самопроверку;

-описывать птицу по плану;

-сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку;

-отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Текущий.

21.10

16

Кто такие звери?

С.38-39

С.27-28

1

Комбинированный

Внешнее строение и разнообразие зверей. Основные признаки зверей: шерсть, выкармливание детёнышей молоком. Связь строения тела зверя с его образом жизни.

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию;

-практическая работа: исследовать строение шерсти зверей;

-работать в паре: узнавать зверей на рисунке, осуществлять самопроверку;

-устанавливать связь между строением тела зверя и его образом жизни;

-отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Текущий.

Стр. для любозн-х.

Что такое зоопарк?

С.40-41

27.10

17

Что окружает нас дома?

С.42-43

С.29-30

1

Комбинированный

Систематизация представлений детей о предметах домашнего обихода. Группировка предметов по их назначению.

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-характеризовать назначение бытовых предметов;

-находить на рисунке предметы определённых групп;

-работать в паре: группировать предметы домашнего обихода; проводить взаимопроверку;

-приводить примеры предметов разных групп;

-отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Текущий.

Телефоны экстренной помощи.

28.10

18

Что умеет компьютер?

С.44-45

С.31

1

Практический

Зн-во с компьютером, его назначением и составными частями. Роль компьютера в современной жизни. Правила безопасного обращения с ним.

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-определять составные части компьютера,

-характеризовать назначение его частей;

-сравнивать стационарный комп-р и ноутбук;

-работать в паре: рассказывать ( по рисунку-схеме) о возможностях к-ра, обсуждать значение к-ра в нашей жизни;

-моделировать устройство к-ра;

-соблюдать правила безоп-го обращения с к-ром;

-отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Фронтальный опрос

Знакомство с компьютером, простейшие приемы работы с ним

03.11

II четверть – 15ч.

19

Что вокруг нас может быть опасным?

С.46-47

С.32-33

1

Комбинированный

Первоначальное знак-во с потенциально опасными окружающими предметами и транспортом. Элементарные правила дорожного движения.

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-выявлять потенционально опасные  предметы домашнего обихода;

-характеризовать опасность бытовых предметов;

-работать в паре: формулировать правила перехода улицы, проводить самопроверку;

-моделировать устройство сфетофора;

-оценивать своё обращение с предметами дом-го обихода и поведение на дороге;

-сочинять и рассказывать сказку по рисунку учебника;

--отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Текущий.

Телефоны экстренной помощи

10.11

20

На что похожа наша планета?

С.48-49

С.33

1

Комбинированный

Первоначальные сведения о форме Земли и её движении вокруг Солнца и своей оси. Глобус – модель Земли.

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-выдвигать предположения и доказывать их;

-использовать глобус для зн-ва с формой нашей планеты;

-работать в паре: рассматривать рисунки-схемы и объяснять особенности движения Земли;

-моделировать форму Земли;

-отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Текущий.

Солнечная система. Планеты солнечной системы

11.11

21

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?». Презентация проекта «Моя малая Родина».

С.50-54

С.34

1

Практический.

Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений.

-выполнять тестовые задания учебника;

-выступать с сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами,

-обсуждать выступления уч-ся;

-оценивать свои достижения и достижения других уч-ся.

Практическая работа

17.11

Раздел «Как, откуда и куда?»   (12ч) – (10 практич. раб.)

22

Как живёт семья? Проект « Моя семья».

С.56-57

С.35

Проект с.58-59

С.36-37

1

Прект.

Зн-во с целями и задачами раздела. Семья – это самые близкие люди. Имена, отчества и фамилии членов семьи. Жизнь семьи.

Подготовка к выполнению проекта « Моя семья»: зн-во с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-рассказывать о жизни семьи по рисункам учебника;

-называть по именам (отчествам, фамилиям) членов своей семьи;

-рассказывать об интересных событиях в жизни своей семьи;

-оценивать значение семьи для человека и общества;

В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых учатся:

-отбирать из семейного архива фотографии членов семьи во время значимых для семьи событий;

-интервьюировать членов семьи;

-оценивать значение семейных альбомов для укрепления семейных отношений;

-составлять экспозицию выставки;

-оценивать результаты собственного труда и труда товарищей.

18.11

23

Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?

С.60-61

С.38-40

1

комбинированный

Значение воды в доме. Путь воды от природных источников до жилища людей. Значение очистных сооружений для предотвращения загрязнения природных вод. Опасность использования загрязнённой воды. Очистка загрязнённой воды.

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-прослеживать по рисунку –схеме путь воды;

-обсуждать необходимость экономии воды;

-выяснять опасность употребления загрязнённой воды;

-практич. работа: проводить опыты, показывающие загрязнение воды и её очистку;

-отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Беседа по вопросам

Очистительные сооружения

24.11

24

Откуда в наш дом приходит электричество?

С.62-63

С.40-41

1

Комбинированный

Значение электроприборов в жизни современного человека. Разнообразие бытовых приборов. Способы выработки электричества и доставки её потребителям. Правила безопасности при использовании электричества и электроприборов. Современные энергосберегающие бытовые приборы.

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-отличать электроприборы от других бытовых предметов, не использующих электричество;

-запомнить правила безоп-ти при обращении с электричеством и электроприборами;

-анализировать схему выработки  электричества и способа его доставки потребителям; обсуждать необходимость экономии электроэнергии;

-практическая работа в паре: собирать простейшую электр. Цепь;

-отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Беседа

Электростанции, аккамуляторы.

25.11

25

Как путешествует письмо?

С.64-65

С.42-43

1

Комбинированный

Разнообразие почтовых отправлений и средств доставки корреспонденции. Значение почтовой связи для общества. Зн-во с работой почты. Современные средства коммуникации.

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-наблюдать за работой почты и рассказывать оней;

-работать в паре: строить из разрезных деталей схему доставки почтовых отправлений, рассказывать по схеме о путешествии письма;

-различать почтовые отправления: письма, бандероли, посылки, открытки;

-работать в группе: высказывать предположения о содержании иллюстраций и осуществлять самопроверку;

-отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Текущий

История марки, конверта

01.12

26

Куда текут реки?

С.66-67

С.43-45

1

Комбинированный

Расширение и уточнение представлений детей о реках и морях, о движении воды  от истока реки до моря, о пресной и морской воде.

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-прослеживать по рисунку-схеме путь воды из реки в море,

-сравнивать реку и море;

-различать пресную и морскую воду;

- практическая работа в паре: рассматривать морскую соль и проводить опыт по «изготовлению «морской воды;

-- практич. работа в паре: историю по рисунку;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Текущий

Пресная, морская вода. Исток реки, устье реки

02.12

27

Откуда берутся снег и лёд?

С.68-69

С.45-47

1

Практический.

Снег и лёд. Исследование свойств снега и льда.

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- практическая работа в группе: проводить опыты по исследованию снега и льда в соответствии с инструкциями, формулировать выводы из опытов;

-наблюдать форму снежинок и отображать её в рисунках;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Практич. работа.

08.12

28

Как живут растения?

С.70-71

С.48-49

1

Комбинированный

Растение как живой организм. Представление о жизненном цикле растения. Условия, необходимые для жизни растений. Уход за комнатными раст-ми.

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-наблюдать за ростом и развитием раст-ний, рассказывать о своих наблюдениях;

-прослеживать по рисунку-схеме этапы жизни раст-я;

-формулировать выводы об условиях , необходимых для жизни раст-й;

-практич. работа в паре: ухаживать за комн. раст-ми;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Текущий

Части растений.

09.12

29

Как живут животные?

С.72-73

С.50-51

1

Комбинированный

Жив-ные как живые организ мы.Представление о жизненном цикле жив-ных. Условия, необходимые для жизни жив-ных. Уход за жив-ми живого уголка.

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-наблюдать за жизнью жив-ных, рассказывать о своих наблюдениях;

-работать в группе: выполнять задания, формулировать выводы, осуществлять самопроверку;

- практич. работа в паре: ухаживать зажив-ми живого уголка;

- оценивать свои достижения на уроке

Текущий

Жилища животных

15.12

30

Как зимой помочь птицам?

С.74-75

С.52-54

Для люб-х с.76-77

1

Комбинированный

Птицы, зимующие в наших краях, их питание зимой. Важность заботы о зимующих птицах. Устройство кормушек и виды корма. Правила подкормки птиц.

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-наблюдать  зимующих птиц, различать  зимующих птиц по рисункам и в природе;

-обсуждать формы  кормушек и виды корма для птиц;

-практич. работа в паре: изготавливать простейшие кормушки и подбирать из предложенного подходящий для птиц корм;

-запомнить правила подкормки птиц;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Текущий

Природные столовые

16.12

31

Откуда берётся и куда девается мусор?

С.78-79

С.54-55

1

Комбинированный

Источники мусора в быту. Необходимость соблюдения чистоты в доме, городе, природном окружении. раздельный сбор мусора.

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-определять с помощью рисунков учебника источники возникновения мусора и способы его утилизации;

-обсуждать важность соблюдения чистоты в быту, в городе и в природном окружении; необходимость раздельного сбора  мусора;

- практическая работа в группе: сортировать мусор по характеру материала;

-сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Текущий

Переработка
мусора

22.12

32

Откуда в снежках грязь?

С.80-81

С.56-57

1

Комбинированный

Источники загрязнения нашей планеты и способы защиты её от загрязнений. Распространение загрязнений в окружающей среде.

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- практич. работа в паре: исследовать снежки и снеговую воду на наличие загрязнений;

-обсуждать источники появления загрязнений в снеге;

-формулировать предложения по защите окруж. среды  от загрязнений;

-сочинять и рассказывать сказку на предложенную тему;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на урок

Фронтальный опрос

23.12

33

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?». Презентация проекта «Моя семья».

С.82-87

С.58

1

Проверка знаний

Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деят-ти. Формирование адекватной оценки своих достижений.

-выполнять тестовые задания учебника;

-выступать с сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами,

-обсуждать выступления уч-ся;

-оценивать свои достижения и достижения других уч-ся.

Фронтальный опрос

29.12

III четверть – 19ч.

Раздел « Где и когда?»  (11ч)

34

Когда учиться интересно?

2часть

С.4-5

С.3

1

Изучение нового

Зн-во с целями и задачами раздела. Условия интересной и успешной учёбы :хорошее оснащение классного помещения, дружный коллектив класса, взаимопомощь одноклассников, доверительные отношения с учителем. Обращение к учителю.

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-анализировать иллюстрации учебника, обсуждать условия интересной и успешной учёбы;

-работать в паре: сравнивать фотографии в учебнике, рассказывать о случаях взаимопомощи в классе;

- рассказывать о своём учителе; формулировать

выводы из коллективного обсуждения;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Текущий.

12.01

35

Проект «Мой класс и моя школа»

С.6-7 с.4-5

1

Беседа.

Подготовка к выполнению проекта:зн-во с материалами уч-ка, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.

В ходе выполнения проекта с помощью взрослых учатся:

-фотографировать наиболее интересные события в классе,здание школы, классную комнату и т. д.

-коллективно составлять рассказ о школе и классе;

-презентовать итоги коллективного проекта, сопровождая рассказ фотографиями ( слайдами);

-оформлять фотовыставку;

-оценивать результаты собственного труда и труда товарищей.

13.01

36

Когда придёт суббота?

С.8-9

С.6-8

1

Комбинированный

Время и его течение. Прошлое, настоящее и будущее. Последовательность дней недели.

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-анализировать иллюстрации учебника, различать прошлое, настоящее и будущее;

-работать в паре: отображать с помощью карточек послед-ть дней недели, называть дни недели в правильной послед-ти, проводить взаимоконтроль;

-называть любимый день недели и объяснять, почему именно он является любимым;

-сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Текущий

Календарь

19.01

37

Когда наступит лето?

С.10-11

С.9-10

1

Комбинированный

Последовательность смены времен года и месяцев в нём. Названия осенних, зимних, весенних и летних месяцев. Зависимость природных явлений от смены времён года.

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-анализировать схему смены времен года и месяцев; называть времена года в правильной послед-ти, соотносить времена года и месяцы; использовать цветные фишки для выполнения заданий; характеризовать природные явления в разные времена года4

-называть любимое время года и объяснять , почему именно оно является любимым;

-работать в паре6 находить несоответствия в природных явлениях на рисунках учебника;

-наблюдать сезонные изменения в природе  и фиксировать их в рабочей тетради;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Текущий

20.01

38

Где живут белые медведи?

С.12-13

С.11-12

1

Комбинированный

Холодные районы Земли: Северный Ледовитый океан и Антарктида. Животный мир холодных районов.

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-практич. работа в паре: находить на глобусе Сев. Лед, океан и Антарктиду, характеризовать их, осуществлять самоконтроль;

-рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о жив-ном мире холодных р-онов;

-приводить примеры жив-ных холодных р-онов;

-устанавливать связь между строением, образом жизни жив-ных и природными условиями;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Текущий

Антарктида

26.01

39

Где живут слоны?

С.14-15

С.12-13

1

Комбинированный

Жаркие районы Земли: саванна и тропический лес. Жив-ный мир жарких районов.

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- практич. работа в паре: находить на глобусе экватор и жаркие районы Земли, характеризовать их, осуществлять самоконтроль;

-работать  в группе:анализировать рисунок учебника, рассказывать по плану о полученной информации;

- приводить примеры жив-ных жарких р-онов;

-устанавливать связь между строением, образом жизни жив-ных и природными условиями;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Текущий

Саванна.

27.01

40

Где зимуют птицы?

С.16-17

С.14-15

Для любозн-х

С.18-19

1

Комбинированный

Зимующие и перелётные птицы. Места зимовок перелётных птиц. Исследование учёными маршрутов перелёта птиц. Причины, заставляющие птиц улетать на зиму.

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-различать зимующих и перелётных птиц, группировать птиц с использованием цветных фишек;

-работать  в паре: выдвигать предположения о местах зимовок птиц и доказывать их, осуществлять самопроверку;

-объяснять причины отлёта птиц в тёплые края;

-приводить примеры зимующих и перелётных птиц;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Текущий

Перелётные птицы.

02.02

41

Когда появилась одежда?

С.20-21

С.15-16

1

Комбинированный

История появления одежды и развития моды. Зависимость типа одежды от погодных условий, национальных традиций и ее назначения (деловая, спортивная, рабочая, домашняя, праздничная, военная)

- понимать учебную задачу урока и стремится ее выполнить;

- прослеживать с помощью иллюстраций учебнику историю появления одежды и развития моды; описывать одежду людей по рисунку;

- отличать национальную одежду своего народа от одежды других народов;

- работать в паре: различать типы одежды в зависимости от ее назначения, подбирать одежду для разных случаев;

- работать со взрослыми: изготавливать маскарадный костюм;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке  

Текущий

03.02

42

Когда изобрели велосипед?

С.22-23

С.17-18

1

Комбинированный

История появления и усовершенствование велосипеда. Устройство велосипеда, разнообразие современных моделей (прогулочный, гоночный, тандем, детский трехколесный). Правила дорожного движения и безопасности при езде на велосипеде

- понимать учебную задачу урока и стремится ее выполнить;

- сравнивать старинные  и современные велосипеды;

- работать в паре: извлекать из учебника информацию об устройстве велосипеда, осуществлять самопроверку;

- обсуждать роль велосипеда в нашей жизни;

- запомнить правила безопасности езды на велосипеде;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Текущий

Изобретения.

09.02

43

Когда мы станем взрослыми?

С.24-25

С.18-19

1

Комбинированный

Отличие жизни взрослого человека от жизни ребенка. Необходимость выбора профессии, целевых установок на будущее. Ответственность человека за состояние окружающего мира

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- сравнивать жизнь взрослого и ребенка;

- определять по фотографиям в учебнике профессии людей, рассказывать о профессиях родителей и старших членов семьи, обсуждать, какие профессии будут востребованы в будущем;

- работать в паре: сравнивать рисунки учебника, формулировать выводы в соответствии с заданием;

- рассуждать о том, что в окружающем мире зависит от наших поступков;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Текущий

Профессии людей.

10.02

44

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?». Презентация проекта «Мой класс и моя школа».

С.26-30

1

Комбинированный

Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений

- выполнять тестовые задания учебника;

- выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;

- обсуждать выступления учащихся;

- оценивать свои достижения и достижения других учащихся.

Текущий

16.02

Раздел «Почему и зачем?» (22ч)

45

Почему Солнце светит днем, а звезды ночью?

С.31-32-33

С.21-22

1

Комбинированный

Знакомство с целями и задачами раздела.

Солнце – ближайшая к Земле звезда. Форма, цвет, сравнительные размеры звезд. Созвездие льва

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- сопоставлять видимые и реальные размеры звезд, в том числе и Солнца;

- работать в паре: моделировать форму, цвет, сравнительные размеры некоторых звезд (Альдебаран, Регул, Солнце, Сириус), проводить взаимопроверку;

- использовать атлас-определитель для получения нужной информации; моделировать созвездие Льва;

- работать со взрослыми: наблюдать картину звездного неба, находить в нем созвездие Льва;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Текущий

Созвездия. Размеры звёзд.

17.02

46

Почему Луна бывает разной?

С.34-35

С.22-23

1

Комбинированный

Луна – спутник Земли, ее особенности. Изменение внешнего вида Луны и его причины. Способы изучения Луны

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- анализировать схемы движения Луны вокруг Земли и освещение ее поверхности Солнцем; формулировать выводы о причинах изменения внешнего вида Луны;

- моделировать из пластилина форму Луны;

- рассказывать с помощью рисунков в учебнике об изучении Луны учеными, осуществлять самопроверку;

- работать со взрослыми; наблюдать за изменениями внешнего вида Луны, фиксировать результаты наблюдений в рабочей тетради;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Текущий

Луноходы

01.03

47

Почему идет дождь и дует ветер?

С.36-37

С.23-24

1

Комбинированный

Причины возникновения дождя и ветра. Их значение для человека, растений и животных

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- наблюдать за дождями и ветром;

- работать в группе: рассказывать по рисунку учебника о видах дождя (ливень, косохлест, ситничек); отбирать из списка слов те, которые подходят для описания ветра; объяснять причины возникновения дождя и ветра; осуществлять самопроверку;

- сочинять и рассказывать сказку по рисунку;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Текущий

Виды дождей

02.03

48

Почему звенит звонок?

С.38-39

С.25-26

1

Комбинированный

Разнообразие звуков в окружающем мире. Причина возникновения и способ распространения звуков. Необходимость беречь уши

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- анализировать рисунок учебника и передавать голосом звуки окружающего мира;

- практическая работа в паре: исследовать возникновение и распространение звуков;

- обсуждать, почему и как следует беречь уши;

- высказывать предположения о причине возникновения эха, осуществлять самопроверку;

Сочинять и рассказывать сказку по рисунку;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Текущий

Эхо

09.03

49

Почему радуга разноцветная?

С.40-41

С.26-27

1

Комбинированный

Радуга – украшение окружающего мира. Цвета радуги. Причины возникновения радуги

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- описывать чувства, возникающие при виде радуги; называть цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника;

- запомнить последовательность цветов радуги с помощью мнемонического приема;

- высказывать предположения о причинах возникновения радуги, осуществлять самопроверку;

- работать в паре: отображать последовательность цветов радуги с помощью цветных полосок, осуществлять взаимопроверку;

- сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Текущий

15.03

50

Почему мы любим кошек и собак?

С.42-43

С.27

1

Комбинированный

Взаимоотношения человека и его домашних питомцев (кошек и собак). Предметы ухода за домашними животными. Особенности ухода за кошкой  и собакой

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- описывать по плану своего домашнего питомца (кошку, собаку)

- обсуждать наше отношение к домашним питомцам;

- рассказывать по рисункам учебника об уходе за кошкой и собакой;

- практическая работа в паре: познакомится с предметами ухода за кошкой и собакой и их назначением;

- участвовать в ролевой игре, моделирующей взаимоотношения хозяина и домашнего любимца;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Текущий

16.03

51

Проект «Мои домашние питомцы».

С.44-45

С.28-29

1

Комбинированный

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение знаний, обсуждение способов и сроков работы

В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых учатся:

- наблюдать за домашним любимцем и фиксировать результаты наблюдений;

- фотографировать свою кошку (собаку) в наиболее интересных ситуациях;

- составлять рассказ о своей  кошке (собаке), ее характере, повадках, играх.

- презентовать свой проект с демонстрацией фотографий  (слайдов);

- оформлять фотовыставку;

- оценивать результаты собственного труда и труда товарищей

Текущий

22.03

52

Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?

С.46-47

С.30-33

1

Комбинированный

Разнообразие цветов и бабочек. Взаимосвязь цветов и бабочек. Необходимость сохранения природного окружения человека. Правила поведения на лугу

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- работать в паре: определять цветы и бабочек с помощью атласа-определителя, осуществлять самопроверку;

- рассматривать и сравнивать рисунки учебника, оценивать поступки других людей и свои собственные по отношению к природе, формулировать правила поведения в природе, сопоставлять их с эталоном;

- устанавливать взаимосвязь цветов и бабочек на основе информации учебника;

- сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Текущий

23.03

IV четверть – 14ч.

53

Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?

С.48-49

С.34

1

Комбинированный

Звуки леса, их разнообразие и красота. Необходимость соблюдения тишины в лесу

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- определять лесных обитателей по звукам, которые они издают; передавать голосом звуки леса;

- объяснять (с опорой на рисунок учебника), почему в лесу нужно соблюдать тишину;

- работать в паре: устанавливать причинно-следственные связи (на основе информации учебника), осуществлять самопроверку;

- оценивать свое поведение в лесу и поведение других людей на основании чтения (прослушивания) рассказов из книги «Великан на поляне»;

- формулировать правила поведения на природе;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Текущий

05.04

54

Зачем мы спим ночью?

С.52-53

С.35

1

Комбинированный

Значение сна в жизни человека. Правила подготовки ко сну. Как спят животные. Работа человека в ночную смену

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- сравнивать рисунки учебника, делая выводы о значении сна в жизни человека;

- работать в паре: рассказывать о правилах подготовки ко сну, использовать для выполнения задания цветные фишки, осуществлять взаимопроверку;

- оценивать правильность своей подготовки ко сну;

- рассказывать (на основе наблюдений) о сне животных; обсуждать информацию о животных, которые ночью не спят, содержащуюся в книге «Зеленые страницы»;

- определять по рисункам профессии людей и рассказывать об их работе;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Текущий

06.04

55

Почему нужно есть много овощей и фруктов?

С.54-55

С.36-38

1

Комбинированный

Овощи и фрукты, их разнообразие и значение в питании человека. Витамины. Правила гигиены при употреблении овощей и фруктов

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- различать овощи и фрукты; группировать (классифицировать) их с использованием цветных фишек, осуществлять самопроверку;

- работать в группе: находить в учебнике информацию о витаминах в соответствии с заданием; сравнивать роль витаминов А, В и С в жизнедеятельности организма;

- сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку;

- запомнить правила гигиены при употреблении овоще и фруктов;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Витамины

12.04

56

Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

С.56-57

С.38-39

1

Комбинированный

Важнейшие правила гигиены, необходимость их соблюдения. Освоение приемов чистки зубов и мытья рук

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- обосновывать необходимость чистки зубов и мытья рук»

- отбирать из предложенных нужные предметы гигиены, объяснять их назначение;

- рассказывать по рисункам, в каких случаях следует мыть руки;

- практическая работа в паре: осваивать приемы чистки зубов и мытья рук;

- запомнить, что зубная щетка и полотенце у каждого человека должны быть личные;

- формулировать основные правила гигиены;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Текущий

Правила гигиены

13.04

57

Зачем нам телефон и телевизор?

С.58-59

С.39-40

1

Комбинированный

Почта, телеграф, телефон – средства связи. Радио, телевидение, пресса (газеты и журналы) – средства массовой информации. Интернет

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- различать средства связи и средства массовой информации;

- рассказывать (с опорой на фотографии в учебнике) о видах телефонов;

- объяснять назначение радиоприемника, телевизора, газет и журналов;

- работать в паре: сравнивать старинные и современные предметы (телефоны, телевизоры, радиоприемники);

- обсуждать назначение Интернета;

- моделировать ситуации вызова экстренной помощи по телефону;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Текущий

19.04

58

Зачем нужны автомобили?

С.60-61

С.41

1

Комбинированный

Автомобили – наземный транспорт, их разнообразие и назначение. Знакомство с устройством автомобиля. Электромобиль – автомобиль будущего

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- классифицировать автомобили и объяснять их назначение;

- работать в паре: по рисунку-схеме знакомится с устройством автомобиля, проводить взаимопроверку;

- использовать представленную в учебнике информацию для выполнения задания;

- сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Текущий

Виды транспорта

20.04

59

Зачем нужны поезда?

С.62-63

С.42-43

1

Комбинированный

Поезда – наземный и подземный транспорт. Виды поездов в зависимости от назначения. Устройство железной дороги. Представление о развитии железнодорожного транспорта

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- классифицировать поезда в зависимости от их назначения;

- работа в паре: рассказывать об устройстве железной дороги, осуществлять самоконтроль;

- использовать информацию учебника для выполнения задания, сравнивать старинные и современные поезда;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Текущий

Виды транспорта

26.04

60

Зачем строят корабли?

С.64-65

С.44-45

1

Комбинированный

Корабли (суда) – водный транспорт. Виды кораблей в зависимости от назначения (пассажирские, грузовые, рыболовные, исследовательские суда, военные корабли). Устройство корабля

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- классифицировать корабли в зависимости от их назначения;

- рассказывать о своих впечатлениях от плавания на корабле;

- работать в паре: по рисунку-схеме знакомиться с устройством корабля, проводить самопроверку и взаимопроверку;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Текущий

Виды транспорта

27.04

61

Зачем строят самолеты?

С.46

1

Комбинированный

Самолеты – воздушный транспорт. Виды самолетов в зависимости от их назначения (пассажирские, грузовые, военные, спортивные). Устройство самолета

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- классифицировать самолеты в зависимости от их назначения;

- рассказывать о своих впечатлениях от полета на самолете;

- работать в паре: по рисунку-схеме знакомиться с устройством самолета, проводить самопроверку и взаимопроверку;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Текущий

Виды транспорта

03.05

62

Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?

С.68-69

С.47

1

Комбинированный

Правила безопасности в автомобиле, в поезде и на железной дороге, а так же в других средствах транспорта (автобусе, троллейбусе, трамвае)

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- обобщать сведения о транспорте, полученные на предыдущих уроках;

- обсуждать необходимость соблюдения правил безопасности в транспорте;

- работать в группе: знакомиться с правилами безопасности в автомобиле, поезде и на железной дороге; рассказывать о правилах безопасности в автобусе, троллейбусе, трамвае;

- участвовать в ролевой игре, моделирующей правила безопасности в транспорте и действия в опасной ситуации;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Основы безопасного движения

04.05

63

Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности?

С.70-71

С.48-49

1

Комбинированный

Правила безопасности на водном и воздушном транспорте. Спасательные средства на корабле и в самолете

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- работать в группе: знакомиться с правилами безопасности и спасательными средствами на корабле и в самолете;

- участвовать в ролевой игр, моделирующей правила безопасности на водном и воздушном транспорте и действия в опасной ситуации;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

10.05

64

Зачем люди осваивают космос?

С.72-73

С.50-51

1

Комбинированный

Систематизация сведений о космосе, полученных в течение года. Освоение человеком космоса: цели полетов космос, Ю.А. Гагарин – первый космонавт Земли, искусственные спутники Земли, космические научные станции

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- рассказывать об освоении человеком космоса, опираясь на иллюстрации учебника;

- работать в группе: высказывать предположения по вопросам учебника, осуществлять самопроверку;

- моделировать экипировку космонавта;

- участвовать в ролевой игре «Полет в космос»;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

11.05

65

Почему мы часто слышим слово «экология»?

С.74-75

С.52-53

1

Комбинированный

Первоначальное представление об экологии. Взаимосвязи между человеком и природой. День Земли

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- находить в тексте учебника ответы на вопросы;

- приводить примеры взаимосвязи между человеком и природой;

- оценивать свои поступки по отношению к природе и рассказывать о них;

- участвовать в конкурсе рисунков на тему «Чудесный мир природы»;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

17.05

66

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?». Презентация проекта «Мои домашние питомцы».

С.76-83

С.54

1

Комбинированный

Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений

- выполнять тестовые задания учебника;

- выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;

- обсуждать выступления учащихся;

- оценивать свои достижения и достижения других учащихся

18.05

Основные требования к уровню знаний и умений учащихся 1 класса.

Учащиеся должны знать:

- о здоровом образе жизни и элементарных правилах личной гигиены;

- о предметах личной гигиены и их назначении;

- о безопасном поведении дома, в школе, на улице, в природе и общественных местах;

- свои имена, отчество, фамилии, дату рождения, домашний адрес;

- название страны, её столицу;

- герб и флаг России;

- виды транспорта (наземный, воздушный, водный);

- названия частей растений;

- отличительные признаки деревьев, кустарников и травянистых растений, лиственных и хвойных растений;

- названия некоторых насекомых, рыб, птиц и зверей (по 3-4 представителя);

- о значении домашних животных в жизни человека;

- названия месяцев в году и дней в неделе;

- названия некоторых охраняемых растений и животных.

Учащиеся должны уметь:

- выполнять элементарные правила личной гигиены;

- выполнять правила безопасного поведения дома, на улице, в природе и общественных местах;

- приводить примеры видов труда людей;

- вежливо выражать приветствие, благодарность, просьбу; правильно вести себя за столом и общественных местах;

- различать части растений (корень, стебель, лист, цветок, плод);

- приводить примеры дикорастущих и культурных растений, домашних и диких животных;

- ухаживать за комнатными растениями;

- правильно вести себя в природе.

Учащиеся могут знать:

- некоторые отличительные признаки основных групп животных (насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей);

- условия жизни растений и животных: свет, тепло, вода, воздух, почва;

- как развивается растение;

- о разнообразии способов  движения и питания животных;

- гимн России.

Учащиеся могут уметь:

- различать объекты живой и неживой природы;

- различать деревья, кустарники, травы, лиственные и хвойные растения;

- выращивать растение одним из изученных способов (из семени, луковицы, черенка, листа);

- приводить примеры представителей разных групп животных (насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей);

- рассказывать о разнообразии труда людей;

- пользоваться схемами, таблицами, справочной литературой.

Средства контроля

Проекты (4) :

  1. Раздел «Что и кто?» - презентация проекта «Моя малая Родина»

  2. Раздел «Как, откуда и куда?» - презентация проекта «Моя семья»

  3. Раздел «Где и когда?»  - презентация проекта  «Мой класс и моя школа»

  4. Раздел «Почему и зачем?» -  презентация проекта  «Мои домашние питомцы»

Практические работы (21) :

1. Раздел «Что и кто?» - 8 работ

2. Раздел «Как, откуда и куда?» - 10 работ

     3. Раздел «Почему и зачем?» - 3 работы

Тестовые работы в конце каждого раздела (4)

Учебно – методические средства обучения

Учебники

  1. Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 1класс. В 2 ч. Ч.1. – М.: Просвещение, 2011.
  2. Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 1класс. В 2 ч. Ч.2. – М.: Просвещение, 2011

Рабочие тетради

  1. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1класс. В 2 ч. Ч.1. – М.: Просвещение, 2011.
  2. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1класс. В 2 ч. Ч.2. – М.: Просвещение, 2011.

Тесты

Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З.Д. Окружающий мир: Тесты: 1 класс. – М. : Просвещение, 2011.

Методические пособия

Плешаков А.А., Александрова В.П., Борисова С. А. Окружающий мир: Поурочные разработки: 1 класс.

  1. Плешаков А.А. От земли до неба: Атлас – определитель: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М. : Просвещение, 2011.
  2. Плешаков А.А. Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2011.
  3. Плешаков А.А., Румянцев А.А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики:  пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011.

Печатные пособия

Плешаков А.А. Таблицы по окружающему миру. 1 классс

Компьютерные и информационно – коммуникативные средства

Электронное сопровождение  к учебнику «Окружающий мир», 1 класс

Технические средства обучения

  1. Экспозиционный экран
  2. Видеомагнитофон
  3. Телевизор
  4. Аудиопроигрыватель
  5. Компьютер
  6. Мультимедийный проектор
  7. Видеофильмы
  8. Аудиозаписи

Учебно – практическое и учебно – лабораторное оборудование

  1. Термометры для измерения температуры воздуха, воды
  2. Термометр медицинский
  3. Лупа
  4. Компас
  5. Микроскоп
  6. Муляжи овощей, фруктов, грибов

Натуральные объекты

1.Коллекции полезных ископаемых

 2. Гербарии культурных и дикорастущих растений

3. Живые объекты (комнатные растения)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса «Окружающий мир» для 2 класса

Рабочая программа курса «Окружающий мир» для 2 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир». С курсом «Окружающий...

Рабочая программа по окружающему миру А.Плешаков 4 класс

Рабочая программа и тематическое планирование по  окружающему миру автор А.Плешаков для 4 класса УМК "Школа России"...

Рабочая программа по окружающему миру А. Плешаков.

Нормативно- правовые документы цели,задачи,программы, тематическое распределение часов по разделам....

Рабочая программа по окружающему миру (А.Плешаков) ФГОС 3 класс "Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру (Человек. Природа. Общество) включает в себя пояснительную записку и календарно-тематическое планирование для 3 (специального) коррекционного  класса 7 вида ...

Тесты по курсу "Окружающий мир" А.Плешаков 2 класс

Тесты по курсу "Окружающий  мир" А.Плешаков 2 класс...