Рабочая программа по окружающему миру 2 класс ОС "Школа 2100"
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему
Рабочая прграмма по русскому языку 2 класс ОС Школа 2100
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okr.mir_2_kl.docx | 63.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основании примерной основной образовательной программы ФГОС и авторской А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан, С.В. Тырин.
Программа «Окружающий мир», 2 класс, с.238. // Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 2. Программы отдельных предметов (курсов) для началь ной школы / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. - Изд. 2-е, испр. - М. : Баласс, 2011. - 416 с. (Образовательная система «Школа 2100»).
Рабочая программа ориентирована на использование учебника
Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С
Окружающий мир. 2 класс. («Наша планета Земля»). Учебник в 2 частях. Часть 1. -3-е изд.перераб.М. : Баласс, Школьный дом, 2010. - 144с., ил. (Образовательная система «Школа 2100» )
Общая характеристика предмета
Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечиваю щих возможность продолжения образования в основной школе; вос питание умения учиться - способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сфе рах личностного развития - эмоциональной, познавательной, само регуляции) реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.
Ядром рационального постижения мира всегда была система наук, изучение которой составляет основу школьных программ в основной и старшей школе как по числу пред метов, так и по числу часов. Предмет «Окружающий мир» на баз-умений, полученных на уроках чтения, русского языка и математи ки, приучает детей к целостному интегральному рациональному постижению окружающего мира, готовит их к освоению основ зна ний в основной школе, а в отношении развития личности, её воспита ния играет не меньшую, если не большую роль по сравнению : остальными предметами.
Предмет «Окружающий мир» - это основы естественных и соци альных наук.
Знакомство с целостной картиной мира и формирование оце ночного, эмоционального отношения к миру — важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.
Деятельностный подход — основной способ получения знаний. Включение целостной картины мира, сопровождающееся явным расширением содержания, требует существенных изменений в дидактике естествознания в начальной школе.
Цель курса
осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.
Знакомство с началами наук даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми. Предмет «Окружающий мир» создаёт фундамент значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознания истории. Это первый и единственный предмет в школе, рисующий широкую палитру природных и общественных явлений. В дальнейшем этот материал будет изучаться на различных предметах. Поэтому именно в рамках данного предмета удаётся решать проблемы, напри мер, экологического образования и воспитания.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Окружающий мир» изучается с 1 по 4 класс (2 часа в неделю, 68 часов в год).
Содержание учебного предмета
«Наша планета Земля» (68 ч)
Авторы: Вахрушев АА„ Раутиан А.С.
Введение (4 ч) Общие слова - понятия. Живая и неживая приро да. Вещи. Вещество. Твёрдые тела, жидкости и газы, их свойства. Воздух - смесь газов. Вода - жидкость. Лёд - твёрдое тело. Смена состояний веществ.
Земля и солнце (16 ч) Определение времени дня и года по Солнцу и Луне. Определение направлений по Солнцу и Полярной звезде. Основные стороны горизонта: восток - направление на восход Солнца, запад - направление на закат Солнца, север - направление на Полярную звезду, юг - направление на Солнце в полдень. Компас и пользование им. Практическая работа с компасом. Смена фаз Луны (Изготовление солнечных часов.)
Форма Земли. Линия горизонта. Доказательства шарообразной формы Земли: расширение горизонта с поднятием в высоту, круго светные путешествия, (лунное затмение, полёт в космос.)
Практическая работа с глобусом. Глобус - модель Земли. Движение глобуса и Земли. Экватор, полюса, полушария. Меридианы и параллели.
Вселенная, или космос. Планеты и звёзды - небесные тела. Звёзды - самосветящиеся небесные тела. Созвездия. Планеты светят отражённым светом. Земля - планета. Солнце - звезда. Планеты Солнечной системы. Движение планет по орбитам вокруг Солнца. Луна — спутник Земли. (Солнечное затмение. Цвет воздуха.)
Земное притяжение. Все предметы притягиваются друг к другу, большие массивные предметы притягивают к себе сильнее - закон всемирного тяготения. Влияние земного притяжения на нашу жизнь. (Невесомость.)
Смена дня и ночи. Основной источник света на Земле - Солнце. Вращение Земли вокруг своей оси - причина смены дня и ночи. Соразмерность ритма жизни человека суткам. Режим дня. (Практическая работа с глобусом.)
Смена времён года. Жизнь природы изменяется по сезонам. Высота солнца над горизонтом в разные сезоны года. Изменение угла наклона солнечных лучей в течение года. Обращение Земли вокруг Солнца -причина смены сезонов года. Ось Земли направлена на Полярную звезду. Благодаря наклону оси Земля поворачивается к Солнцу тс своим северным полушарием (лето северного полушария), то южным (зима северного полушария). (Земля сохраняет тепло солнечных лучей.)
Холодные, умеренные и жаркий пояса освещённости и их располо жение на Земле и относительно солнечных лучей. Полярный круг, тропик. Холодный пояс - долгая зима и короткое лето, умеренный пояс - чередование зимы и лета, жаркий пояс - «вечное лето».
Атмосфера - воздушная оболочка Земли. Погода и её признаки. Температура, её измерение. Термометр. Практическая работа с тер мометром. Облачность. Осадки: дождь, снег, град. Ветер и причина его образования. Климат - закономерно повторяющееся состояние погоды в течение года. Дневник наблюдений за погодой. Признаки хоро шей и плохой погоды.
Что изображают на глобусе и карте. Глобус и карта (8 ч) План и карта - изображение Земли на плоскости. Представление о масштабе. Условные знаки.
Глобус - уменьшенная модель Земли. Карта полушарий.
Условные обозначения к карте и глобусу. Высота и глубина на карте Земли и глобусе. Практическая работа с картой.
Материк - большой участок суши, окружённый водой. Евразия, Африка, Австралия, Северная Америка, Южная Америка и Антарктида - материки. Европа, Азия, Африка, Австралия, Америка и Антарктида - части света. Северный Ледовитый, Атлантический, Тихий и Индийский океаны.
Формы земной поверхности (7 ч) Реки - постоянный водный поток из осадков, выпавших на поверхность суши. Исток, русло, устье (дельта). Левый и правый берег. Водосборный бассейн. Круговорот воды в природе. Почему вода в реке не кончается? Почему в реке так много воды? Почему реки текут не только во время дождя? Как реки и ручьи изменяют земную поверхность? Долина реки. Важнейшие реки мира и их местонахождение на карте. Горные и равнинные реки. Озёра - природные водоёмы со стоячей водой. Проточные и бессточ ные озёра. Крупные озёра. Самое глубокое озеро - Байкал. Каспийское море - самое большое озеро.
Равнины - ровные или слабохолмистые участки суши. Равнины и низменности. Болота. Горы - поднятия земной поверхности. Природа равнин и гор. Горные породы. Полезные ископаемые. Важнейшие равнины, горы и вершины и их местонахождение на карте. Как образо вались горы: подземная сила поднимает горы, а выветривание разрушает.(Как горы превращаются в равнины. Выветривание. Горы и вулканы. Вулканы и извержения. Землетрясения - результат смещения пластов Земли.)
Полуострова - участки суши, выдающиеся в океан. Важнейшие полуострова и их местонахождение на карте. Острова - небольшие участки суши, отделённые морями и океанами от материков. Важнейшие острова земного шара и их местонахождение на карте. Моря - большие водоёмы с солёной водой, расположенные по краям океанов и омываю щие сушу. Свойства морей: все моря соединяются друг с другом, уровень воды во всех морях одинаков, вода в морях солёная. Важнейшие моря мира И ИХ местонахождение на карте. (Обитатели морей. Коралловые рифы и населяющие их организмы.)
Экскурсия «Формы земной поверхности» (проводится весной).
Земля — наш общий дом (11ч) Место обитания живых организмов. Пищевые связи. Экосистема - совместно обитающие живые организ мы и тот участок земли, на котором они обитают. Растения - «кор мильцы». Животные - «едоки». Грибы, микробы, дождевые черви -«мусорщики». Едоки и мусорщики дают питательные вещества рас тениям. Взаимосвязь всех живых существ в экосистеме. Их взаимная приспособленность.(Круговорот веществ.)
Природные зоны - территории суши со сходными природными усло виями, получающие сходное количество солнечного тепла и света и сменяющиеся в определённом порядке от полюса к экватору.
Природные зоны холодного пояса. Ледяные пустыни и их обитате ли. Тундра. Суровый климат: долгая полярная ночь и короткий лет ний день. Вечная мерзлота. Пейзаж тундр. Животный и раститель ный мир. Расположение тундры на земном шаре. (Красная книга.)
Умеренный пояс. Леса. Смена сезонов. Вечнозелёные хвойные и лиственные деревья. Листопад и его роль в сезонном климате. Животный и растительный мир. Расположение лесов на земном шаре. (Как леса сменяют друг друга.)
Степь. Сухой климат степей. Открытый пейзаж. Животный и рас тительный мир. Расположение на земном шаре. Пустыня. Жаркий сухой климат. Пейзаж пустынь. Животный и растительный мир. Приспособление живых организмов к засушливому климату пустынь. Расположение пустынь на земном шаре.
(Хрупкая природа степей и пустынь, необходимость её сохранения. Засушливые зоны жаркого пояса. Зона тропических пустынь и её обитатели. Оазис. Степь жаркогс пояса - саванна. Вечнозелёный лес. Жаркий влажный климат тропического леса. Животный и растительный мир. Расположение вечнозеленых лесов на земном шаре.)
Горы. Похолодание с подъёмом в горы: солнце нагревает не воздух, а землю. Элементарные представления о высотной поясности. Горные растения И животные. Природные катастрофы в горах.
Приспособление людей к жизни в различных природных услови ях. Человеческие расы. Элементарные потребности человека: пища и одежда. Собирание пищи (плоды, ягоды, грибы, коренья) и охота на диких животных - наиболее древние занятия человека. Земледелие и скотоводство. Земледелие - занятие жителей равнин и низменностей. Скотоводство - занятие жителей пустынь и гор. Города - место жительства множества людей, занятых в промышленности. Страны и населяющие их народы. Карта стран и городов - политическая карта. Крупные страны и города мира и их расположение.
Экскурсия «Знакомство с природой своей природной зоны». Правила безопасного путешествия.
Части света (10ч) Европа. Страны и города Европы (Великобритания. Франция, Италия, Германия, Украина, Дания, Швеция). Альпы - горы Европы. Окружающие нас предметы и их родина. Герои детских ска зок из европейских стран.
Азия. Самая большая часть света. Природные условия Азии. Страны и народы Азии (Япония, Китай, Индия). Азия - родина более чем половины человечества. Окружающие нас предметы и их родина.
(Африка. Природные условия Африки: жаркий климат. Народы Африки: негры и арабы. Страны Африки: Египет. Пустыня Сахара. Природные зоны Африки. Окружающие нас предметы и их родина. Африканские животные. Как уберечься от солнечных лучей.
Америка. Индейцы - коренные жители Америки. Умеренный и жаркий климат. Природные зоны Северной Америки. Северная Америка - вторая родина промыш ленности. Страны (США, Канада) и города. Окружающие нас предметы и их родина. Природные зоны Южной Америки и их обитатели. Южная Америка - родина самых мелких птиц, самых больших змей, бабочек и жуков, самого твёрдого и самого легко го дерева. Открытие Америки викингами и Колумбом.
Австралия. Климат и природные зоны Австралии. Австралия - родина кенгуру и других зверей с сумкой. Антарктида - самый холодный материк на Земле. Самые низкие температуры. Ледники. Жизнь в Антарктиде существует только вдоль кром ки побережья. Освоение Южного полюса. Самый большой круговорот воды. Почему в Антарктиде холоднее, чем в Арктике.)
Россия. Самая большая страна в мире. Природа нашей страны. Основные реки, озёра, равнины, горы, острова, полуострова и моря России. Природные богатства нашей страны. Люди - главное богат ство нашей страны. Древние мастера - гордость России. Архитектурные памятники нашей страны. Природа и достопримечательности своего края.
Наша маленькая планета Земля (3 ч) Рост воздействия современ ного человека на природу: накопление мусора, изменение климата, создание искусственных озёр и пустынь. Необходимость охраны и бережного отношения к природе. Правила поведения в квартире, позволяющие сохранить природу.
Повторение пройденного материала -4 ч.
Часы по усмотрению учителя -5 ч.
Тематическое планирование
Тема раздела | Проверочная работа | Контрольная работа | Практическая работа |
| №1, №2,№3,№4,№5,№6,№7,№8 | №1, №2, №3 | №1 Работа с компасом. |
| №9, №10,№11, №12, №13 | №4, №5 |
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуа циях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценно стей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловече ских нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех про стые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития - умение опреде лять своё отношение к миру.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих универ сальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
- Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
- Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике спе циально предусмотрен ряд уроков).
- Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
- Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
- Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
Средством формирования этих действий служит технология про блемного диалога на этапе изучения нового материала.
- Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
- Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
- Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энцикло педиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная « энциклопедия внутри учебника »).
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Средством формирования этих действий служат учебный материал задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития - умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в уст ной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Выразительно читать и пересказывать текст.
- Вступать в беседу на уроке и в жизни.
Календарно-тематическое планирование уроков окружающего мира
2 класс
№ п/п | Тема раздела примерной программы (стандарты второго поколения) Тема урока | Элементы содержания. Элементы дополнительного содержания | Практическая часть программы. Вид контроля | Требования к уровню подготовки учащихся | Характеристика деятельности учащихся. УУД |
1 | Подготовка к путешествию Природные объекты и предметы, созданные человеком. Живая и неживая природа (открытие новых знаний) | Природа - это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком | текущий контроль | Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей, которые можно оценить как хорошие или плохие | Познакомиться с тем, как ученики будут учиться (Н – на необходимом уровне). Характеризовать отличительные свойства природных объектов и изделий (искусственных предметов) (Н). Сравнивать природные объекты и изделия (искусственных предметов), выделяя их существенные свойства, различать объекты живой или неживой природы (Н) |
«Наша планета» – 34 часа | |||||
2 | Общие слова – понятия. Вещество – это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. (открытие новых знаний) | Разнообразие веществ в окружающем мире. Вещество - то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ | текущий контроль | Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно Учиться планировать учебную деятельность на уроке. Знать элементарные сведения о трёх состояниях веществ | Характеризовать отличительные свойства природных объектов и изделий (искусственных предметов) (Н). Сравнивать природные объекты и изделия (искусственные предметы), выделяя их существенные свойства (П – на программном уровне). Сравнивать и различать объекты живой и неживой природы (П). Наблюдать объекты и явления природы (на краеведческом материале), характеризовать их особенности (П). Приводить примеры явлений природы (Н). Приводить примеры веществ, описывать их (Н). Называть особенности различных состояний веществ (П) |
3 | Разнообразие веществ в окружающем мире. Из чего состоят все предметы (открытие новых знаний) | Воздух – смесь газов. Вода – жидкость. Земля – твёрдое тело. Смена состояний веществ | фронтальный опрос Практическая работа с веществами, жидкостями, газами | ||
4 | Природные часы, календарь, компас (комплексное применение новых знаний) | Основные стороны света, работа с компасом. Горизонт – воображаемая линия. Расширение горизонта. Важнейшие природные объекты своей страны, района | Практическая работа с компасом текущий контроль | Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. Уметь пользоваться компасом. Определять по нему стороны света | Самостоятельно и в группах проводить наблюдения явлений природы (Н). Характеризовать особенности и отличия звёзд и планет на примере Солнца и Земли (Н). Ориентироваться на местности (в группе) с помощью компаса и карты, по местным признакам во время экскурсии (П). Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний о планетах Солнечной системы, подготовка докладов и обсуждение полученных сведений (П) |
5 | Земля – планета; общее представление о форме и размерах Земли.. Земля – шар. Доказательства шарообразной формы Земли | Земля - планета; общее представление о форме и размерах Земли. Доказательства шарообразной формы Земли: расширение горизонта с поднятием в высоту, кругосветные путешествия, лунное затмение, полёт в космос. Всемирное тяготение | текущий контроль | Знать: - что Земля имеет форму шара, что горизонт -воображаемая линия. Основные стороны горизонта, элементарные сведения об астрономии (космос, небесные тела, планеты, звезды); закон всемирного тяготения | |
6 | Глобус – модель Земли (комплексное применение новых знаний) | Основные стороны горизонта. Работа с компасом. Расширение горизонта. Линия горизонта. Глобус - модель Земли | тематический контроль | Уметь использовать законы и правила для осмысления своего опыта, пользоваться книгой для ответа на возникающие вопросы | |
7 | Планеты и звёзды – небесные тела. Звёзды, созвездия. Планеты Солнечной системы. Земля в космосе (открытие новых знаний) | Планеты и звезды - небесные тела. Звезды - самостоятельные небесные тела. Солнце - звезда, Земля - небесное тело. Планеты Солнечной системы. Движение планет вокруг Солнца. Затмение. Созвездия. Планеты Солнечной системы, их движение по орбитам вокруг солнца. Цвет воздуха | текущий контроль тест | Знать: | Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний о планетах Солнечной системы, подготовка докладов и обсуждение полученных сведений (П) |
8 | Земное притяжение. Влияние земного притяжения на нашу жизнь. (открытие новых знаний) | Невесомость. Объяснение причины движения планет вокруг Солнца | текущий контроль | Знать | Характеризовать влияние притяжения Земли на земные явления (П) |
9 | Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли вокруг своей оси как причина смены дня и ночи | Вращение Земли как причина смены дня и ночи | текущий контроль фронтальный опрос | Уметь различать утро, день, вечер, ночь; Пользоваться часами | Сравнивать и различать день и ночь, времена года (Н). Объяснять (характеризовать) движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времён года (Н). Устанавливать связи между сменой дня и ночи, временами года и движениями Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, демонстрировать эти движения на модели (П) |
10 | Смена времён года. Жизнь природы изменяется по сезонам. Обращение Земли вокруг Солнца – причина смены сезонов года (открытие новых знаний) | Жизнь природы изменяется по сезонам. Высота Солнца над горизонтом. Изменение угла наклона солнечных лучей в течение года Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Смена времен года в родном крае на основе наблюдений | текущий контроль | Уметь различать времена года по основным признакам; | |
11 | Смена времён года. Жизнь природы изменяется по сезонам. Обращение Земли вокруг Солнца – причина смены сезонов года (комплексное применение новых знаний) | ||||
12 | Холодные, умеренные и жаркий пояса освещённости и их расположения на Земле Где на Земле теплее (открытие новых знаний) | Холодные, умеренные и жаркий пояса освещённости и их расположения на Земле и относительно солнечных лучей. Полярный круг, тропик. Холодный пояс – долгая зима и короткое лето, умеренный пояс – чередование зимы и лета, жаркий пояс – «вечное лето» | текущий контроль | Знать: | |
13, 14 | Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Погода и климат (комплексное применение новых знаний) | Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Предсказание погоды и его значение в жизни людей | текущий контроль Практическая работа с термометром | Уметь: | Самостоятельно наблюдать природу и описывать её состояния (Н). Измерять температуру воздуха, воды с помощью термометра (Н). Сравнивать погоду и климат (П). Характеризовать круговорот воды в природе (Н) |
15 | Контрольная работа по теме «Земля и Солнце» (контроль) | Закрепление усвоенных ранее терминов и понятий | тематический контроль тест | Определять успешность выполнения своего задания при проведении тестирования | Применение полученных на уроках знаний умений в жизни (Н) |
16, 17 | План и карта – изображение Земли на плоскости. Представление о масштабе. Условные знаки (открытие новых знаний) | Географическая карта и план. Изображение Земли на плоскости. Представление о масштабе. Карта полушарий. Условные обозначения на карте и глобусе. Практическая работа с картой | Практическая работа «План класса» текущий контроль | Знать уловные обозначения на плане и карте. Отличия плана от карты | Характеризовать глобус, карту и план, их условные знаки (Н). Определять объекты на географической карте с помощью условных знаков (П). Находить и определять географические объекты на физической карте России с помощью условных знаков (Н). Работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой): находить на физической карте и глобусе материки и океаны, географические объекты и их названия (П). Моделировать формы поверхности из песка, глины или пластилина (П) |
18, 19 | Глобус и карта. Глобус – уменьшенная модель Земли. Карта полушарий. Условные обозначения к глобусу и карте (комплексное применение новых знаний) | Условные обозначения на карте и глобусе. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Знакомство с географической номенклатурой физической карты полушарий и глобуса, карты России | текущий контроль Практическая работа с картой | Знать: что глобус - модель Земли; условные обозначения на карте и глобусе; характерные особенности равнин, гор, рек, озер, островов, полуостровов, морей, океанов | |
20, 21 | Что изображают на карте (комплексное применение новых знаний) | Определение на карте и глобусе суши и моря, высоты и глубины, различных географических объектов | текущий контроль | Владеть элементарными приемами чтения карты (определение суши и воды, высоты и глубины, форм земной поверхности, условных обозначений) | |
22, 23 | Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе (открытие новых знаний) | Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Предсказание погоды и его значение в жизни людей. Климат | текущий контроль | Уметь: - показывать на карте части света, материки и океаны; - находить и показывать на карте равнины, горы, реки, озера, части света. Уметь применять полученные знания | |
24, 25 | Водоёмы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Реки и озёра (открытие новых знаний) | Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоемы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений) | текущий контроль | Знать: рек на карте и | Сравнивать и различать разные формы земной поверхности и водоёмы на примере своей местности (Н). Находить на физической карте России (Н) и полушарий (П) разные водоёмы, формы земной поверхности, равнины и горы, определять их названия. Определять направления течения рек по карте и глобусу (П). Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний об особенностях поверхности и водоёмах родного края, подготавливать доклады и обсуждать полученные знания (П) |
26 | Равнины. Равнины и низменности. Горы – поднятия земной поверхности. Природа равнин и гор (открытие новых знаний) | Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений) | текущий контроль | Уметь: - показывать на карте части света, материки и океаны; - находить и показывать на карте равнины, горы, реки, озера, части света | |
27 | Важнейшие равнины, горы и вершины и их местонахождение на карте (комплексное применение новых знаний) | Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений) | текущий контроль взаимоконтроль Практическая работа с картой | Уметь: - показывать на карте части света, материки и океаны; - находить и показывать на карте равнины, горы, реки, озера, части света | |
28, 29 | Горные породы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (открытие новых знаний; комплексное применение новых знаний) | Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2 – 3 примера) | текущий контроль Практическая работа с картой Экскурсия «Знакомство с природой своей природной зоны» | Знать: - полезные ископаемые, - их значение в хозяйстве человека, -бережное отношение людей к полезным ископаемым, - полезные ископаемые родного края (2 – 3 примера) | |
30 | Полуострова и острова | Особенности островов и полуостровов; нахождение их на карте | текущий контроль | Знать: островов на карте и глобусе; | |
31 | Полуострова и острова. | Особенности островов и полуостровов; нахождение их на карте | фронтальный опрос Практическая работа с картой | Уметь: | |
32 | Моря. Свойства морей. Важнейшие моря мира и их местонахождение на карте (открытие новых знаний) | Особенности моря. | текущий контроль Практическая работа с картой | Знать: морей, островов на карте и глобусе; Уметь: | |
33 | Обитатели морей (комплексное применение новых знаний) | Особенности моря. | фронтальный опрос | Знать: морей на карте и глобусе; | |
34 | Контрольная работа по теме «Что изображают на глобусе и карте» (контроль) | Закрепление усвоенных ранее терминов и понятий | тематический контроль | Уметь: - показывать на карте части света, материки и океаны; - находить и показывать на карте равнины, горы, реки, озера, части света | Применение полученных на уроках знаний умений в жизни (Н) |
«Земля – наш общий дом» – 34 часа | |||||
35 | Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе. Экологические системы (открытие новых знаний) | Взаимосвязь всех живых существ в экосистеме. Их взаимная приспособленность. Иметь представление о законах экосистемы. Природные сообщества родного края | текущий контроль | Знать понятие экосистемы | Характеризовать экосистемы (на одном-двух примерах) (П) |
36 | Экологические системы Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (комплексное применение новых знаний) | Иметь представление о законах экосистемы. Природные зоны – территории суши со сходными природными условиями, получающие сходное количество солнечного тепла и света и сменяющиеся в определённом порядке от полюса к экватору | текущий контроль | Уметь: | |
37 | Природные зоны – территории суши со сходными природными условиями. Природная зональность (открытие новых знаний) | Природные зоны России: общее представление; основные природные зоны (растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы) | текущий контроль | Знать основные | Описывать климат, особенности растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон (Н). Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний о природных зонах и обсуждать полученные сведения (П). сведения (П). Объяснять влияния человека на природу изучаемых природных зон (Н) |
38 | Природные зоны холодного пояса (открытие новых знаний) | Особенности зон холодного пояса. Территории суши со сходными природными условиями, получающие сходное количество солнечного тепла и света и сменяющиеся в определённом порядке от полюса к экватору | текущий контроль | Уметь: | |
39, 40 | Леса умеренного пояса (комплексное применение новых знаний) | Особенности зоны Животные, их разнообразие. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений | текущий контроль | Уметь: показывать их на карте | |
41, 42 | Засушливые зоны умеренного пояса | Особенности климата. Животный мир. | текущий контроль | Уметь: | |
43 | Природные зоны жаркого пояса (комплексное применение новых знаний) | Общее представление о многообразии животного мира. Особенности климата | текущий контроль | Распознавать | |
44 | Природные зоны жаркого пояса (рефлексия) | Особенности климата, животного мира. Рост воздействия современного человека на природу: накопление мусора, изменение климата, создание искусственных озёр и пустынь | текущий контроль | Уметь распознавать | |
45 | Горные экосистемы | Особенности климата, животного мира. Как образовались горы. Выветривание. Горы и вулканы | текущий контроль | Уметь распознавать | Находить на карте изученные природные зоны (П) Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний о природных зонах и обсуждать полученные сведения (П). Объяснять влияния человека на природу изучаемых природных зон (Н) |
46 | Жизнь в горах. Горные растения и животные (комплексное применение новых знаний) | Особенности условий жизни и труда людей в горах | текущий контроль | Уметь распознавать | |
47 | Природные катастрофы в горах (комплексное применение новых знаний) | Признаки землетрясений. Способы спасения, сигналы бедствия. Наводнения, ураганы, лавины, оползни и др. | текущий контроль | Знать признаки землетрясений, способы спасения, сигналы бедствия | |
48 | Контрольная работа по теме «Многообразие Земли» (контроль) | Закрепление усвоенных ранее терминов и понятий | тематический контроль | Уметь: - показывать на карте природные зоны; - называть представителей экосистем | Применение полученных на уроках знаний умений в жизни (Н) |
49 | Люди, города и страны (открытие новых знаний) | Человек — член общества. Влияние деятельности человека на природу | текущий контроль | Иметь представление о человечестве Знать и уметь показывать на карте крупнейшие страны и города | Обсуждать особенности двух-трёх стран мира (Н). Практическая работа: находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте (П). Находить дополнительную информацию о них с помощью библиотеки, Интернета и других информационных средств (П) |
50 | Люди, города и страны | Человек — член общества. Влияние деятельности человека на природу | фронтальный опрос | Знать и уметь показывать на карте крупнейшие страны и города | |
51, 52 | Путешествие Тучки | Общее представление о многообразии стран, народов на земле. Москва - столица России. Города России (2 - 3) расположение их на карте. Родной край - моя родина. Родной город (село, регион), название, достопримечательности | текущий контроль | Уметь показывать на карте части света, основные географические объекты на физической карте в разных частях света | |
53 | Путешествие второй Тучки | Страны и население Европы. Человеческие расы. Элементарные потребности человека: пища и одежда | текущий контроль Практическая работа с глобусом и картой | Уметь находить и показывать на политической карте основные страны и города, части света | |
54, 55 56 | Азия. Поиски Северного морского пути в Индию Путешествие в дальние страны. Африка | Природа и страны Азии; населяющие их народы; достижения и достопримечательности; работа с разными видами карт | текущий контроль Практическая работа с глобусом и картой | Знать особенности географического расположения Азии. Уметь показывать на карте; приводить примеры животных, обитающих в Азии | |
57 | Путешествие в дальние страны. Африка | Природа и страны Африки и населяющие их народы | текущий контроль Практическая работа с глобусом и картой | Уметь показывать на карте; приводить примеры животных, обитающих в Африке. Познакомиться с особенностями быта народов, населяющих Африку | Обсуждать особенности двух-трёх стран мира (Н). Практическая работа: находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте (П). Находить дополнительную информацию о них с помощью библиотеки, Интернета и других информационных средств (П) |
58 | Америка. Кто открыл Аме-рику? (открытие новых знаний) | Открытие Америки. Природа и страны Америки и населяющие их народы | текущий контроль Практическая работа с глобусом и картой | Уметь показывать на карте; приводить примеры животных, обитающих в Америке. Познакомиться с особенностями быта народов, населяющих Америку | |
59 | Америка. Кто открыл Америку? (комплексное применение новых знаний) | Природа и страны Америки и населяющие их народы | текущий контроль Практическая работа с глобусом и картой | ||
60 | Австралия | Особенности природных условий континента, население, растительный и животный мир | текущий контроль Практическая работа с глобусом и картой | Знать природу Австралии, животный и растительный мир. Уметь узнавать животных по рисункам | |
61 | Антарктида | Особенности природных условий континента, население, растительный и животный мир | текущий контроль Практическая работа с глобусом и картой | Знать природу Антарктиды, животный и растительный мир. Уметь узнавать животных по рисункам | |
62, 63 |
| Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Государственная символика России. Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция - Основной закон Российской Федерации. Права ребенка. Москва – столица России | текущий контроль фронтальный опрос Практическая работа с глобусом и картой | Знать русских путешественников. Уметь использовать карту для получения новой информации | Практическая работа с глобусом и картой: показывать территорию России, её государственную границу (Н). Находить на карте России родной регион (Н) |
64 | Наша маленькая планета Земля | Рост воздействия человека на природу: накопление мусора, изменение климата | текущий контроль | Знать о возрастающем разрушении нашей планеты человеком и о способах ее спасения. Беречь богатства природы в повседневной жизни | Анализировать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы (Н). Моделировать ситуации по сохранению природы и её защите (Н) Находить на карте России родной регион (Н) |
65 | Родной край – частица Родины. Родной город, край: название, достопримечательности, природа | Родной регион (область, край, республика) и его местонахождение на карте. Название центра региона. Народы, населяющие регион (по выбору). Некоторые обычаи и характерные особенности быта народов (2—3 примера). Некоторые яркие и важные события региона | текущий контроль фронтальный опрос Практическая работа с картой | Знать название центра региона, народы, населяющие регион (по выбору), некоторые обычаи и характерные особенности быта народов, семейные традиции | |
66 | Контрольная работа по теме «Наша маленькая планета Земля» (контроль) | Закрепление усвоенных ранее терминов и понятий | тематический контроль | Знать влияние современного человека на природу, правила сохранения природы и её защиты | Применение полученных на уроках знаний умений в жизни (Н) |
67 | Учимся решать жизненные задачи. Необходимость охраны и бережного отношения к природе | Закрепление усвоенных ранее терминов и понятий. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, экосистем, растительного и животного мира | текущий контроль фронтальный опрос | Беречь богатства природы в повседневной жизни. Уметь вести себя на дорогах, в лесу, на водоеме в разное время года. Знать правила противопожарной безопасности | Анализировать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы (Н). Моделировать ситуации по сохранению природы и её защите (Н) |
68 | Природа | Формы земной поверхности: река, озеро, равнина, горы и т.п.; наша природная зона | текущий контроль | Знать формы земной поверхности и водоемы своей местности, уметь их характеризовать | Характеризовать (в ходе экскурсий и наблюдений) формы земной поверхности и водоёмы своей местности (Н). Проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Формы земной поверхности и водоёмы» (П) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа 2100"
Программа по окружающему миру разработана на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и Фундаментального ядра содержания общего образования с учётом межп...
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа 2100" 2 класс
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа 2100" 2 класс...
Рабочая программа по окружающему миру ОС Школа 2100 3 класс
Данная программа по структуре и по содержанию полностью соответствует требованиям ФГОС ....
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру УМК Школа 2100 3 класс
Программа разработана на основе примерной программы начального образования по окружающему миру, авторской учебной программы "Окружающий мир" А.А. Вахрушева, А.С. Раутиана; в неделю 2 часа, за год 68 ч...
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа 2100" (2 класс)
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа 2100" Авторы: Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. (2 класс)...
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа 2100" (3 класс)
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа 2100" Авторы: А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов (3 класс)...