Открытый классный час "Подготовка диких животных к зиме"
классный час по окружающему миру на тему

Открытй классный час для детей младшего школьного возраста, с участием сказочных и лесных героев.

Цель данного занятия:дать детям представление о подготовке диких животных к зиме, о причинах изменений в их жизни зимой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия

в подготовительной группе на тему:

«Подготовка диких животных к зиме».

            Учитель первой квалификационной категории: Псеунова З.И.

Занятие «Подготовка диких животных к зиме»

Цели: дать детям представление о подготовке диких животных к зиме, о причинах изменений в их жизни осенью.

Задачи: 1. Закрепить знание признаков живой и неживой природы.

               2. Тренировать в отгадывании загадок, умении правильно отвечать  

                    на вопросы,  и логически выстраивать предложения.

Обогащение словаря: линяет, впадает в спячку, кладовая, шерсть, запасы.

Оборудование: магнитофон, кассета с классической музыкой, три дерева, игрушки или иллюстрации с изображением зайца, лисы, волка, медведя, белки, осеннего леса,  грибов, мольберты для картин, испеченные орехи, салфетки, листья для украшения группы.

Ход занятия

Учитель проводит с детьми игровое упражнение “Здравствуй друг”. (Дети стоят в кругу).

– Здравствуй друг. (Здороваются за руку.)
– Как ты тут? (Рукой по плечу.)
– Где ты был?
(Трогают ухо друг друга.)
– Я скучал
(Обнимают себя.)
– Ты пришел? (Руки в сторону.)
– Хорошо!
(Обнялись друг с другом.)

Учитель: А теперь, улыбнитесь, посмотрите друг другу в глаза и передайте свое хорошее настроение. Молодцы, садитесь.

Стук в дверь, забегает Медвежонок

Ой, ребята! (Вынимает конверт из-за двери.) Кто-то прислал нам письмо!

Вот конверт,

Большой и желтый,

Как же нас, конверт,

Нашел ты?

Как попал ты в группу нашу?

Разберемся, ой, постой!

На конверте адрес наш ведь,

А обратный чей? Лесной!

Вам, ребята, интересно,

Что же пишут нам из леса?

Пишут лисы, Пишут лоси,

Пишут зайцы, Ждем вас в гости!

Приходите в лес осенний,

Будем с вами мы дружить,

Поиграем и поскачем,

Веселей мы будем жить!

Ну, что, ребята, пойдем в гости к лесным жителям? (Ответы детей.) 

Но перед тем, как отправиться в лес, давайте вспомним, какая погода осенью в лесу? Скажите? (Холодно, дождь идет.) Правильно. В осеннем лесу холодно. Еще? (Ответы детей.) Что относится к неживой природе?  Какие изменения происходят осенью в неживой природе в лесу?  Да, осенью солнце светит меньше, дни становятся короче, становится холодно. Что относится к живой природе? Какие изменения происходят в живой природе? (Ответы детей.) Правильно, у деревьев желтеет и опадает листва, исчезают насекомые, птицы и звери готовятся к зиме. А теперь посмотрите на эту картину осеннего леса. Вот он какой. Почему же в природе, в осеннем лесу происходят такие изменения осенью? Потому что осенью становится холодно, солнце меньше греет землю, дни становятся короче. Ребята, а что случилось бы, если бы после лета сразу же наступила зима? (Ответы детей.) Да, все в природе сразу же замерзло бы, погибло, никто бы не успел приготовиться к холоду и голоду. Поэтому и нужно такое время года, как осень. Осенью все готовится к зиме: звери, птицы и деревья. Хотите познакомиться с ними и узнать, как же они готовятся к зиме. (Ответы детей.) Тогда отправляемся в путь!

Закроем глаза, покружимся, а когда откроем глаза, окажемся в осеннем лесу.

Воспитатель включает музыку из «Времен года». Дети кружатся медленно и недолго, чтобы не закружилась голова.

Воспитатель. Открываем глаза. Вот мы и в осеннем лесу. Посмотрите, как здесь красиво. А кто знает стихотворение про осень?

Ребёнок:

Осень. По утрам морозы,        Псеунова Амина

В рощах — желтый листопад,

Листья около березы

Золотым ковром лежат,

В лужах лед прозрачно-синий,

На листочках белый иней.

 Наступила осень

Осень наступила,   Дарина
Начались дожди.
До чего ж уныло
Выглядят сады.

Потянулись птицы      Амина
В тёплые края.
Слышится прощальный
Клёкот журавля.

Солнышко не балует     Мадина
Нас своим теплом.
Северным, морозным
Дует холодком.

Очень уж печально,
Грустно на душе
От того, что лето
Не вернуть уже.

Желтой краской кто-то

Выкрасил леса,

Стали отчего-то

Ниже небеса,

Ярче запылали

Кисточки рябин.

Все цветы увяли,

Лишь свежа полынь.

Я спросил у папы:

- Что случилось вдруг?

И ответил папа:

- Это осень, друг.

А где же звери, которые пригласили нас в гости? Эй, где вы? Ой, разве можно громко кричать и шуметь в лесу? Как вы думаете, ребята? (Ответы детей.) А почему? Правильно, звери могут испугаться. Надо вести себя тихо, не шуметь в лесу. Можно напугать лесных жителей, если шуметь, тогда мы никого не встретим. Давайте тихонько погуляем по лесу, может быть кого-нибудь встретим. Ребята, смотрите, кто-то оставил нам загадку. Давайте ее отгадаем.

Хожу в пушистой шубке,

Живу в густом лесу,

В дупле на старом дубе,

Орешки я грызу.

Кто это, ребята? (Белка.) Вот сейчас мы и узнаем, кто это (открывает картину с белками). Правда, белка! Правильно вы отгадали, ребята, умницы! Вот где живет белка. Чем же занята белка осенью? (Ответы детей.) Белка осенью готовится к зиме. А как она готовится?. (Отвечает.) Еще кто скажет? А теперь давайте все ответы соберем в один текст. Кто может рассказать, как белка готовится к зиме?

Белка осенью линяет. Рыжая шерсть выпадает, и на ее месте вырастает новая. Какая шерсть вырастает у белки? (Ответы детей.) Шерсть эта теплая и серая. Как вы думаете, почему у белки зимой серая шерсть? Правильно, чтобы ее было трудно заметить на деревьях, так белка спасается от хищников. А теплая шерсть белке нужна, чтобы не бояться морозов зимой.

Как еще белка готовится к зиме? Делает запасы? А что запасает белка? Правильно, белка складывает в кладовую на дереве шишки, орехи, грибы.

А теперь, ребята, давайте поможем белочке собрать грибы в корзину. Как называется этот гриб? (Складывает принесенные ребятами грибы, спрашивая у них их названия.) Спасибо, ребята, за помощь, теперь белке зимой не страшен голод. До свидания, белочка!

Звучит музыка, в зал вбегает гриб Боровик. 

Боровик. 
Наконец-то я пришел, 
Путь-дороженьку нашел! 
Как народу много в зале! 
Вы, наверно, меня ждали? 
Я — гриб Боровик! 
Я к порядку привык. 
Но люблю и порезвиться, 
Поиграть, повеселиться! 
А вы, ребята, веселиться любите? А играть? А ягоды собирать? Какие же ягоды вы знаете? 
Боровик. 
Ну, спасибо, ребята! Теперь и я про эту ягоду знать буду! 
(Показывает ребятам свою корзинку). 
Мне Осень вот эту корзинку дала! 
Я глянул в корзинку, ну и дела! 
Смотрите, ребята, листья цветные… 
Листья цветные, но непростые! 
Осень загадки на них написала, 
Этих загадок не так уж и мало! 
Ну-ка, сяду я на стульчик, 
Вместе с вами посижу, 
Загадаю вам загадки. 
Кто смышленый? Погляжу. 
( Достает из корзины листочки.

На каждом листочке по загадке). 
Ты весь мир обогреваешь 
И усталости не знаешь. 
Улыбаешься в оконце, 
И зовут тебя все… (Солнце). 

Над тобою, надо мною 
Пролетел мешок с водою, 
Наскочил на дальний лес, 
Прохудился и исчез. (Туча). 

Пыль раздувает, 
Деревья качает, 
Воет, завывает, 
С деревьев листья срывает, 
Тучи разгоняет, 
Волны поднимает. (Ветер). 

Меня ждут — не дождутся, 
А как увидят — разбегутся! (Дождь). 

Боровик. 
Вот ребятки так ребятки! 
Отгадали все загадки! 
Ведущий. 
А сейчас скорее все 
Навострите ушки! 
Мы об осени споем 
Веселые частушки! 

Выходят ребята, исполняющие частушки. 

Мы осенние частушки        Дарина
Пропоем сейчас для вас! 
Громче хлопайте в ладоши, 
Веселей встречайте нас! Ух! 

Как красиво все кругом  Псеунова Амина
Золотым осенним днем: 
Листья желтые летят, 
Под ногами шелестят! Ух! 

Осень — времечко сырое, 
Дождик льется с высоты. 
Люди чаще раскрывают 
Разноцветные зонты! Ух! 

Осень — чудная пора,    Марина
Любит осень детвора! 
В лес с корзинками мы ходим, 
Много там грибов находим! Ух! 

Нет вкуснее яблок спелых,  Арианна
Это знает детвора. 
Как мы яблоки увидим, 
Сразу все кричим: «Ура!» Ух! 

Любим мы свеклу, морковку 
И капусту тоже есть, 
Потому что витамины 
В овощах и фруктах есть! Ух! 

Осень, Осень золотая,    Наира
Хорошо, что ты пришла! 
Ты и яблок, ты и меду, 
Ты и хлеба принесла! Ух! 

Мы частушки вам пропели,   Мадина
Вы скажите от души, 
Хороши частушки наши, 
И мы тоже хороши! Ух! 

Боровик. 
Ай да молодцы, ребята! Весело частушки поете! А сейчас я вас всех приглашаю на танец. Какой же праздник без танцев? 
Руку подали друг другу, 
Встали парами по кругу! 

Исполняется танец «Настоящий друг», музыка Б.Савельева, слова М. Пляцковского. 

Ой, смотрите, а вот еще одна загадка:

Что за зверь лесной

Встал, как столбик,

Под сосной.

И стоит среди травы,

Уши больше головы?

Кто это, ребята? (Заяц.) Посмотрим. И, правда, заяц. Молодцы! Вот где зайка спрятался. Заяц тоже осенью готовится к зиме. Интересно, как он это делает? Заяц не делает запасы, как белка? Потому что зимой у зайца достаточно еды, и он не голодает. Заяц грызет кору деревьев зимой.

Что происходит со шкуркой зайца? Он линяет. Повтори, Вадик. Хорошо. Какая шерсть у него вырастает? Теплая. Почему? Чтобы зимой ему было не холодно. А еще, какая шерсть у зайца зимой? (Ответы детей.) Белая шерсть. Почему? Умницы. Чтобы зайца не было видно на белом снегу, чтобы его не заметили лиса и волк. А кто сможет рассказать, как заяц готовится к зиме?

А теперь, ребята, попрыгаем с зайцем! Все выходят на середину комнаты. Ребята изображают зайчиков, лапки подтянуты к груди, — они скачут, имитируют движения зайцев. (музыка)

Воспитатель и дети  вместе:

Зайка беленький сидит

И ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Отдохнем. Присядем на бревнышко (стульчики, выстроенные в ряд).

А вот и еще одна загадка для нас:

Хвост пушистый,

Мех золотистый.

В лесу краса.

Кто же это? (Лиса.)

Отгадали? А кто знает, как лиса готовится к зиме? (Ответы детей.)

Лиса осенью линяет. Какая шерсть вырастает у лисы? Теплая. Умницы. А меняет ли лиса цвет шерсти? Нет? Правильно.

Она и зимой рыжая потому, что ей не от кого прятаться и маскироваться, она — сама хищник. Пока я вам рассказывала, лиса-то убежала.

Что это вы тут собрались? Праздник отмечаете? А меня, красавца Мухомора, почему не позвали, забыли, а? 
(Стоит, любуется собой в зеркале, поправляя шляпку, галстук-бант). Ух! Я вам! 
(Грозит ребятам и Боровику). 
Всем известно с давних пор, 
Очень любят Мухомор! 
Потому что я важней 
И волнушек, и груздей! 
Очень много белых точек 
Есть на шляпке у меня. 
И скажу вам, не стесняясь, 
Всех грибов красивей я! Вот! 
Боровик. 
Погоди, погоди, Мухомор! Не хвастайся! Может, ты и самый красивый, но зато не самый полезный! 
Мухомор. 
Как это не самый полезный? Я самый красивый! Это раз! (Загибает пальцы). Самый полезный — это два! И самый вкусный — это три! Правда, ребята? 
Дети. 
Нет! 
Боровик. 
Вот видишь, Мухомор, ребята с тобой не согласны! Они знают много других грибов, которые гораздо вкуснее тебя! 
Мухомор. 
Не может быть! 
Боровик. 
А ты проверь! 
Мухомор. 
А что? И проверю! Ну-ка, ребята, скажите мне, что это за грибы! 
Растут на опушке 
Рыжие подружки. 
Как звать их? (Волнушки). 

Он в красной шапочке растет 
Среди корней осиновых! 
Его узнаешь за версту, 
Зовется… (подосиновик). 

Вдоль лесных дорожек 
Много белых ножек 
В шляпках разноцветных, 
Издали заметных. 
Собирай, не мешкай! Это… (сыроежки). 

Вот так молодцы! И правда, много грибов знаете! Но, наверно, когда в лес с корзинками за ними ходите, то одни поганки собираете? 
Дети. 
Нет! Боровик. 
А сейчас, ребята, 
Мы ненадолго вас оставим, 
С Мухомором в лес пойдем! 
Вам, девчонки и мальчишки, 
Мы гостинцев принесем! 
Вот еще одна загадка:

Кто в лесу зубами — щелк,

Это бродит серый... (волк).

Кто знает, как волк готовится к зиме?  (Ответы детей.) Он тоже линяет. Какая у него шерсть вырастает? Теплая шерсть вырастает. Иди, волк, по своим делам, а мы пойдем дальше.

А про кого эта загадка?

Кто-то косолапый

По лесу идет.

И мохнатой лапой

Он кору дерет. (Медведь.)

Как же медведь готовится к зиме? Правильно, он тоже линяет. А что делает медведь зимой? (Спит.) Умницы, медведь впадает зимой в спячку. Давайте скажем все вместе, что медведь делает зимой.

Как же он всю зиму спит и ничего не ест? Он же может умереть с голоду. (Дети возражают.) Правильно, у него под кожей накапливается жир. Медведь осенью наедается хорошенько. Вот какой он толстый, красивый, посмотрите. Где медведь спит зимой? (В берлоге.)

А теперь подумайте, кто кроме медведя в лесу впадает в спячку? (Ёж) Почему? Ему нечего есть зимой.

Пойдем дальше. До свидания, мишка, до весны!

Тарарам. 
Я — веселый человечек, 
Я явился в гости к вам! 
А зовут меня, ребята, 
Очень просто — Тарарам! 
Ведущий. 
Заходи, Тарарам! 
Очень рады мы гостям! 
Будем вместе мы играть, 
Песни петь и танцевать! 
Тарарам. 
Песня песней, но сначала 
Поиграть бы не мешало, 
Посмотреть, что за народ 
В этом садике живет! 

Проводится игра «Самый ловкий» (со стульчиками). 

Тарарам. 
Сразу видно, вы, ребята, 
Очень любите играть! 
А сейчас я предлагаю 
Вам немного поплясать! 

Исполняется танец по выбору педагога. Звучит музыка. Тарарам благодарит ребят за танец, за интересную игру, прощается и убегает. 

Ведущий. 
Ой, ребята, послушайте… 
Кажется, к нам кто-то еще идет. 
Я слышу чьи-то шаги! 

Звучит музыка, в зал вбегает Антошка. В руках у него большая ложка-поварешка и гармошка. 

Антошка. 
Не люблю копать картошку, 
У меня в руках гармошка, 
Есть иду с огромной ложкой! 
А зовут меня Антошка! 
Здравствуйте, ребята! 
А что это вы тут за праздник встречаете? 
Ведущий. 
Праздник Осени! Праздник урожая! 
Антошка. 
Ой-ей-ей! А я не люблю урожай собирать! Вот! Я вообще не люблю делать то, что мы не проходили, и то, что нам не задавали! У меня даже про это песенка есть! 
Ведущий. 
А мы тоже эту песенку знаем! 
Антошка. 
Вот здорово! Так давайте ее споем! 

Исполняется песня «Антошка», музыка В. Шаинского. 

Антошка. 
Я скажу вам по секрету, 
Ничего труднее нету, 
Чем картошечку копать 
Да в ведерко собирать! 
Ведущий. 
Ну что ты, Антошка! Наоборот, нет ничего проще! Вот посмотри, как быстро и весело справляются с этим ребята! 

Проводится игра «Посади, и собери, картошку». 

Антошка. 
Ай да молодцы, ребята! Как картошку быстро собрали, ни одной не осталось! Я тоже хочу так научиться. Побегу быстрее тренироваться! До свидания! 

Звучит музыка, Антошка убегает. 

Ведущий. 
Вот и Антошка убежал. А Боровичка и Мухомора всё нет и нет. Где же они? 

Под музыку в зал входят Боровик и Мухомор. Они тащат вдвоем большую, полную шишек корзину. 

Боровик. 
А вот и мы! А вот и мы! 
Мухомор. 
Посмотрите, какие чудесные шишечки мы вам в подарок принесли! (Показывает ребятам содержимое корзинки). Самые крупные, отборные! Ух, объедение! 
Ведущий. 
Погодите, погодите, дорогие грибы! Ведь у нас тут не белочки, у нас тут мальчики и девочки. (Показывает на ребят). Мы шишки не едим! 
Боровик. 
А что же вы едите? Что любите? 
Ведущий. 
Ну… груши, яблоки! Правда, ребята? 
Мухомор. 
Ой, Боровичок, что же нам сейчас делать? У нас с тобой яблок-то нет. Одни только шишки! Вон их сколько, целая корзина! Что же делать? Что же делать? 
Боровик. 
Видно, без волшебства тут не обойтись! 
Мухомор. 
Ой, а кто же волшебником будет? 
Боровик. 
Да уж, видно, мне придется! А вы, ребята, мне помогать будете! Согласны? Ну тогда все закройте глазки… А ты, Мухомор, смотри, чтобы никто не подглядывал, а то волшебство не получится! 

Звучит таинственная музыка. Дети сидят с закрытыми глазами. А взрослые быстро меняют корзинку с шишками на такую же корзину с яблоками. В это время Боровик произносит волшебные слова. 

Боровик. 
Превращайтесь, шишки, 
Еловые, сосновые, 
В яблоки душистые, 
Сочные, медовые! 
Ну вот и все готово! 
Можно глазки открывать! 
Мухомор. 
Ай, да Боровик! Ай, да молодец! 
Боровик. 
Ну что, Мухомор, давай ребятам гостинцы раздавать! 

Звучит веселая музыка, взрослые раздают детям яблоки. 

Мухомор. 
Славно мы повеселились, 
Поиграли, порезвились! 
А теперь пришла пора 
Расставаться, детвора! 
Боровик. 
Еще раз вас поздравляем! И желаем никогда Вам с болезнями не знаться, быть веселыми всегда! 
Вместе. 
До свидания! 

Боровик и Мухомор, взявшись за руки, убегают.

Понравилось вам в осеннем лесу? Но нам пора домой.

Закроем глаза и тихонько, не спеша, покружимся.

(Звучит музыка «Времена года»).

 Открываем глаза, ребята. Мы снова в нашем классе. Понравилось вам наше путешествие в осенний лес? А что вам запомнилось?  Каких зверей мы встретили? (белку, зайца, лису, волка, медведя, ежа.). Ну а кто расскажет нам, какие звери впадают в спячку? (медведь, ёж). Хорошо. А почему? (этим зверям нечего есть зимой.). А кто делает запасы? (белка). Умницы. А как готовятся звери к зиме, чтоб им не было холодно? (линяют) .Конечно, они линяют, и у них вырастает теплая шерсть.

А зачем белка и заяц меняют цвет шерсти? (чтобы их было трудно заметить). Почему лиса и волк этого не делают? (потому, что они хищники и им некого бояться). Молодцы, все запомнили. Теперь мы знаем, чем заняты звери в лесу осенью, как они готовятся к зиме.

Надо любить и оберегать животных и природу. И если случится беда, то всегда  приходить на помощь! Стук в дверь. Ой, ребята, кто-то оставил корзинку и письмо. (читает) 

Это нам подарок из леса от животных.  А подарок — лесные орешки. Угощайтесь. (Учитель раздает ребятам  печёные  орешки  из корзины, дети угощаются.)

А теперь помогите, пожалуйста, дежурным привести комнату в порядок и можете поиграть.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок "Жизнь диких животных зимой. Решение задач."

Цель урока: показать особенности жизни диких животных в зимнее время. Задачи:образовательные:дать представление о том, как зимуют дикие звери (заяц, белка, медведь, лиса); показать связь жизни этих ж...

Урок познания мира для 1 класса на тему: Жизнь диких животных зимой

Цель урока: создать условия для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой информации средствами ИКТ, познавательного материала, творческих заданий.Задачи: познакомить ребят...

Жизнь диких животных зимой

Презентация "Жизнь диких животных зимой"...

Интегрированный урок по предметам: Живой мир, Ритмика . Тема" Зима. Жизнь диких животных зимой"

Данный урок проходит в рамках учебного курса "Живой мир" 3 класс под редакцией Натальи Борисовны Матвеевой. Урок находится в связи с предыдущими и последующими уроками.Цель урока: Уточнить и...

Зима.Дикие животные зимой.

Занятие в ГПД по теме :"Зима. Дикие животные зимой"(1 класс)...

Открытое занятие в 1 классе «В мире животных». Цель: Расширить и закрепить знания детей о домашних и диких животных.

Цель: Расширить и закрепить знания  детей о  домашних и диких животных.Задачи: *Образовательная: научить составлять полное предложение; совершенствовать диалоговую речь.Научить де...

Конспект открытого классного часа "Домашние животные"

Цель: Обобщить знания учащихся о домашних животных....