рабочая программа по окружающему миру 4 класс Учебник Н.Я.Дмитриевой
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему
Рабочая программа составлена по ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_okruzhayushchiy_mir.docx | 87.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №9»
«Рассмотрено» на заседании «Согласовано» «Утверждаю»
методического объединения Заместитель директора школы Директор школы
учителей начальных классов по УВР _____________/И.М.Иконникова /
Руководитель МО _________________/ О.Н.Заводова/ Приказ №___ от
_____________/О.А.Малышева / «____»_____________ 2014г. «____» ________________2014г.
Протокол № ___ от
«____»___________ 2014 г.
Рабочая программа
Малышевой Ольги Анатольевны
высшей квалификационной категории
По предмету: Окружающий мир
Базовый уровень
Класс: 4А
Учитель: Малышева О.А
Количество часов по программе: 68 ч.
2014-2015 учебный год
Окружающий мир
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе авторской программы курса «Окружающий мир» Н.Я. Дмитриевой , А.В Казакова (Сборник программ для четырёхлетней начальной школы. Развивающая программа Л.В. Занкова.2011г.), Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, 2009, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Курс имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие и исторические знания и дает знания необходимые для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязей.
Существенная его особенность в том, что в нем заложена содержательная основа для межпредметных связей всех дисциплин начальной школы.
Место курса в учебном плане
Согласно учебному плану СОШ № 9, всего на изучение учебного предмета « Окружающий мир» в 4 классе – 68 часов,(2 часа в неделю).
Количество часов в I четверти – 18 часов.
Количество часов во II четверти – 14 часов.
Количество часов в III четверти – 20часов.
Количество часов в IV четверти – 16 часа.
Особое место занимают экскурсии и практические работы. Экскурсии включают наблюдения, практические работы: наблюдения, опыты, измерения, работу с готовыми моделями, самостоятельное создание несложных моделей.
Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе – формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Учебный курс «Окружающий мир» призван решать в системе общего развития учащихся следующие задачи:
- формировать широкую целостную картину мира с опорой на современные научные достижения;
- на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию причинно-следственных связей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости;
- в ходе решения первых двух задач развивать логичность и самостоятельность мышления, развивать историческое мышление, формировать экологическую культуру, элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, классифицировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; ориентироваться в пространстве и времени; работать с картами, таблицами, схемами; добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь;
- освоить доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт и др. с получением информации из разных источников);
- воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности;
- воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, гордости за свой край, уважения к своей семье, истории, культуре, способствовать эстетическому воспитанию.
Общая характеристика учебного предмета, курса.
В Федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования нового поколения предмет «Окружающий мир», с одной стороны, рассматривается как фундамент для изучения значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории; с другой стороны - как первый, единственный и последний предмет в школе, рисующий широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира.
Именно такое понимание роли учебного предмета «Окружающий мир» изначально заложено в программу и учебники, разработанные в системе развивающего обучения Л.В. Занкова.
Стержнем курса является логика исторического развития Земли, природы, человека и человеческого общества, знаний человека об окружающем мире в их единстве и взаимопроникновении. По мере продвижения от класса к классу обучающиеся обогащаются новыми знаниями, новыми способами деятельности и методами познания, добытыми человеком на каждом этапе его исторического развития. Реализовать такое содержание может интегрированный курс, основу содержания которого составляют «Естествознание» (Человек и природа) и «Обществознание» (Человек и общество), как это и предполагают ФГОС нового поколения. Привязывание явлений и событий к базовым философским понятиям: ко времени (исторический блок) и пространству (географический блок) служит упорядочиванию того широкого и разнообразного содержания, которое характеризует интегрированный курс. Понять, почему в результате исторического развития мир стал таким, каков он есть сейчас, невозможно не только без естественно- научных и исторических знаний, но и без получения опыта непосредственного общения с природой, с людьми как представителями общества. Так создаются условия для социализации ребенка, приобщение его к ценностям гражданского общества, становление активной и ответственной гражданской позиции, для воспитания экологической культуры, заботливого отношения к природе. Организация активной учебной деятельности школьников является главным условием освоения предлагаемой ниже программы курса «Окружающий мир» в системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Только собственная деятельность может вызвать эмоционально-ценностное отношение к изучаемым событиям, фактам, явлениям, тем самым реализуя и воспитательные возможности курса.
Коррекция программы
Замена : урок №26 Минералы - экскурсия в музей минералов, № 45 2-й урок по теме Великая Отечественная война – экскурсия в музей Боевой славы, уроки № 50 Охрана природы и № 64 Родной край – часть России – экскурсия в Краеведческий музей.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Значение курса «Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей .
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Вклад курса в решении основных педагогических задач
- Формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; - воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;
- индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, регулятивной) реализуются в процессе обучения всем предметам.
Учебный предмет «Окружающий мир» вносит существенный вклад в формирование информационной культуры младших школьников, они осваивают различные способы получения информации, используют алгоритмы, модели,
Особенности содержания и организации УД школьников
. Важнейшими задачами образования в начальной школе являются: формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; развитие умения учиться — способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; создание психолого-педагогических условий для индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития — эмоциональной, познавательной, в сфере саморегуляции с опорой на систему базовых культурных ценностей российского общества.
Эти задачи решаются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. Интегрированный курс «Окружающий мир» предоставляет широкие возможности для реализации межпредметных связей всех предметных линий начальной школы. При отборе содержания курса были положены следующие концептуальные идеи: разнообразие и красота объектов окружающего мира, их изменчивость и её закономерности, взаимосвязи и взаимозависимости в природе и обществе. Учебный материал, тематически повторяющийся в разные годы обучения, служит основой для интеграции в него последующих знаний и умений в системе развития, с обогащением новыми сведениями, связями и зависимостями, с изменением уровня сложности. При этом в процессе «открытия» нового знания осуществляется переход от разрозненных фактов к их системе согласно принципам системности (целостности, структурности, взаимозависимости, иерархичности) и спиральной структуре (каждый следующий виток расширяет и углубляет знания). При отборе содержания курса были положены следующие концептуальные идеи: разнообразие и красота объектов окружающего мира, их изменчивость и её закономерности, взаимосвязи и взаимозависимости в природе и обществе. Учебный материал, тематически повторяющийся в разные годы обучения, служит основой для интеграции в него последующих знаний и умений в системе развития, с обогащением новыми сведениями, связями и зависимостями, с изменением уровня сложности. При этом в процессе «открытия» нового знания осуществляется переход от разрозненных фактов к их системе согласно принципам системности (целостности, структурности, взаимозависимости, иерархичности) и спиральной структуре (каждый следующий виток расширяет и углубляет знания). С целью формирования экологического мышления учебно-познавательная деятельность младшего школьника, осуществляемая в процессе восприятия, осмысления, запоминания, овладения знаниями и способами деятельности, направляется на многостороннее рассмотрение и изучение свойств явлений и объектов окружающего мира. Курс создаёт содержательную базу и для формирования универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных. В процессе изучения окружающего мира учащиеся осуществляют поиск информации из разных источников и её обработку (запись, обобщение, структурирование, презентацию в вербальной и наглядной формах); планируют и выполняют небольшие исследования по выявлению свойств, причинно-следственных связей, последовательности протекания природных и социальных процессов и др. При этом выполняются все компоненты учебной деятельности: постановка задачи, планирование действий по её решению, оценивание результатов действий, формулировка выводов. Одновременно школьники учатся сотрудничать с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивают различные способы взаимной помощи партнёрам по общению.
В процессе изучения курса, учащиеся ведут наблюдения за природными объектами и явлениями, экспериментируют с использованием лабораторного оборудования, выполняют практические работы, учатся работать с готовыми моделями. Анализируя информацию о природных объектах, выявляя их существенные признаки, объединяя в группы, учащиеся овладевают приёмами умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), осваивают метод классификации - один из основных способов упорядочивания информации об окружающем мире. Анализируя информацию о природных объектах, выявляя их существенные признаки, объединяя в группы, учащиеся овладевают приёмами умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), осваивают метод классификации - один из основных способов упорядочивания информации об окружающем мире. Содержание, методы, средства и формы организации познавательной деятельности ориентированы на обеспечение мотивационного и волевого, ориентировочного и содержательно-операционного, оценочного компонентов учения и создание условий для самопознания и самоанализа личности ученика.
Формированию универсальных учебных умений способствует и проектная деятельность учащихся, осуществляемая в урочное и во внеурочное время. Реализация ФГОС при изучении младшими школьниками курса «Окружающий мир» обеспечивается: логикой развёртывания содержания и его структурой, представленной в учебниках; системно- деятельностным подходом к организации познавательной деятельности учащихся (она представлена в учебниках различными методическими приёмами); системой учебных ситуаций, учебно-познавательных и учебно-практических задач, предложенных в учебниках, в рабочих тетрадях, в тетрадях для тестовых заданий; методическими рекомендациями учителю, в которых даны советы по формированию предметных и универсальных учебных умений при организации познавательной деятельности учащихся.
Прежде всего, курс, представленный в учебниках, нацелен на становление ребёнка как личности. Содержательная база курса направлена на формирование ценностно-смысловой и нравственно-этической ориентации младших школьников (осознание ценности семьи, дружбы, понимание социальных ролей, важности межличностных отношений), гражданской идентичности и воспитание патриотических чувств к своей Родине (осознание себя как гражданина своего Отечества – Российской Федерации), исторической памяти (уважения к прошлому своих предков, желание сохранять культурное и историческое наследие). Личности, стремящейся вести себя культурно, экологически грамотно, безопасно в социальной (со сверстниками, взрослыми, в общественных местах) и природной среде; осознающей личную ответственность за своё здоровье и окружающих, уважительно и заботливо относящейся к людям с нарушениями здоровья.
Планируемые результаты изучения курса
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
– ориентация на принятие образца «хорошего ученика»;
– интерес к познанию окружающего мира;
– ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной
учебной задачи;
– предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей
деятельности на основе предложенных критериев;
– осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
– осознание своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, развитие чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
– понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей, исторических лиц;
– ориентация в поведении на принятые моральные нормы;
– сопереживание другим людям, в том числе историческим лицам;
– понимание чувств одноклассников, учителей, мотивов поступков исторических лиц;
– принятие ценности природного мира, природоохраны, здоровьесберегающего поведения;
– понимание красоты природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.
Обучающийся получит возможность для формирования:
– внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженных учебно-познавательных мотивов;
– выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
– учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи;
– способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
– реализации основ гражданской идентичности в поступках;
– следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
– установки на здоровый образ жизни;
– ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
– эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;
– контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой, таблицей, схемой, диаграммой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
– отбирать адекватные средства достижения цели деятельности;
– вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок – действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью.
Обучающийся получит возможность
– самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной
задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях;
– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным, словесно-образным и словесно-логическим материалом;
– на основе результатов решения практических задач делать выводы освойствах изучаемых природных объектов.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;
– осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об
окружающем мире;
– пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;
– строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
– находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы
решения учебной задачи;
– умению смыслового восприятия познавательных текстов, выделятьинформацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;
– анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
– осуществлять синтез как составление целого из частей;
– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;
– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
– понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении);
– обобщать (самостоятельно выделять класс объектов);
– подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа; природа живая – неживая; природные зоны; природные сообщества; группы растений, группы животных др.);
– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Обучающийся получит возможность научиться:
– осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, медиа1ресурсов;
– записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
– создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя;
– строить сообщения в устной и письменной форме;
– находить разнообразные способы решения учебной задачи;
– осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);
– строить логическое рассуждение как связь простых суждений об объекте (явлении).
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– строить сообщение в соответствии с учебной задачей;
– ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
– учитывать другое мнение и позицию;
– умению договариваться, приходить к общему решению (при работе в
группе, в паре);
– контролировать действия партнера;
– адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
– строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
– допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
– стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
– использовать речь для регуляции своего действия;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач;
– понимать ситуацию возникновения конфликта, содействовать его разрешению;
– оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
– использовать речь для планирования своей деятельности
Человек и природа
Обучающийся научится:
– устанавливать связи между неживой природой и живыми организмами; взаимосвязи в живой природе: между растениями и животными, между разными группами животных;
– осуществлять классификацию объектов окружающего мира по самостоятельно выделенным признакам (при указании и без указания количества групп);
- использовать естественно-научные тексты для поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
– использовать различные справочные издания для поиска необходимой информации;
– использовать готовые модели (глобус, карты) для объяснения явлений или описания свойств объектов; определять местонахождение крупных
природных объектов на физической карте России;
– оценивать свое поведение и поведение других людей в природе;
– сравнивать изучаемые природные зоны России (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на
природу изучаемых зон, охрана природы);
– сравнивать изучаемые природные сообщества как единство живой () и неживой природы приводить примеры растений и животных, характерных для того или другого природного сообщества;
– выделять характерные признаки сезонов года на примере природы родного края;
– узнавать наиболее распространенные и охраняемые в родном крае растения и животных;
– соблюдать правила поведения в природе; правила безопасности в лесу и при отдыхе у водоема;
Обучающийся получит возможность научиться:
– оформлять результаты исследовательской работы («Человек и природа») с использованием (в случае необходимости) таблиц, графиков, простейших столбчатых диаграмм, рисунков, кратких выводов;
– моделировать экологические ситуации, в которых человек оказывает существенное влияние на природные сообщества, оценивать их последствия;
– планировать, контролировать и оценивать учебно-познавательную деятельность, направленную на изучение окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Человек и общество
Обучающийся научится:
– различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком, находить место изученных событий на «ленте времени»; пользоваться историческими картами;
– используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать исторические факты от вымыслов;
– оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос), в т.ч. с позиции понимания чувств других людей и сопереживания им;
– устанавливать связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта в разные эпохи, в разных природных зонах;
– выделять главное в текстах учебника (в соответствии с заданиями).
Обучающийся получит возможность научится:
– оценивать устное высказывание одноклассников: его соответствие обсуждаемой теме, полноту и доказательность;
– оформлять результаты исследовательской работы («Человек и общество») с использованием (в случае необходимости) таблиц, графиков, простейших столбчатых диаграмм, рисунков, кратких выводов;
– осознавать существующую связь между каждым человеком и разнообразными окружающими социальными группами;
– ориентироваться в важнейших для страны событиях и фактах в изучаемый исторический период;
– наблюдать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах страны (на примерах исторических лиц, литературных героев и современников);
– проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности;
– договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, пути достижения ее цели, адекватно оценивать собственноеповедение и поведение окружающих.
Обучающийся получит возможность узнать:
– о древнейшей истории человека, о первых государствах;
– об истории Древней Руси, Московского государства, о событиях общественной и культурной жизни страны в изучаемые исторические периоды;
– об особенностях быта, труда, духовно-нравственных и культурных традициях людей в изучаемые исторические периоды;
– имена выдающихся российских государственных деятелей (в изучаемый период): князья Владимир, Ярослав Мудрый, Александр Невский, Дмитрий Донской, царь Иван IV Грозный; Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский, связанные с ними события и их влияние на историю нашего Отечества;
– об истории и выдающихся людях родного края.
Содержание программы
4 класс (68 часов)
Человек и окружающий мир
Человек и природа
Взаимосвязи между человеком, природой и миром, созданным человеком. Энергия -источник движения.
Человек познает самого себя. Клетка -основа строения и роста живых организмов. Рост и развитие человека. Ваша родословная. Тело человека: опорно-двигательная система. Изобретение микроскопа, открытие микроорганизмов. Кожа. Младший школьник. Правила здорового образа жизни: правила гигиены, режим труда и отдыха, физкультура и спорт. Лекарственные растения. Первая помощь при переломах и порезах.
Человек и общество
Условия жизни европейцев в Средние века. Эпидемии и борьба с ними. Расширение знаний о Земле. Открытие Америки Христофором Колумбом. Кругосветное плавание Фернана Магеллана. Представление о странах мира, о разных народах, об их культуре и особенностях быта.
Практические работы. Осенние работы на пришкольном участке; составление комплекса упражнений утренней гимнастики;
составление режима дня; определение своего роста и веса; наблюдение за работой мышц и их утомляемостью; рассматривание клетки под микроскопом; оказание первой помощи при ушибах и порезах; изучение внешнего вида лекарственных растений при рассматривании гербарных образцов; работа с картами: контурной, физической, природных зон.
Исследовательская работа. История развития транспортных средств. Транспорт будущего. Открытие Америки, ее природа, население.
Преобразования в России
Человек и общество
Россия при Петре I. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I - Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.). М.В. Ломоносов - основоположник русской науки. Ведущая роль образования, труда, значение творчества в жизни человека и общества.
Человек и природа
Горное дело: горные породы и минералы (гранит, известняк, мрамор, соль, руды металлов, горючие полезные ископаемые), происхождение полезных свойства и разработка. Значение полезных ископаемых в хозяйственной деятельности человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2-3 примера). Люди, занятые горным делом.
Человек и общество
Развитие русского военного искусства. А.В. Суворов. Отечественная война 1812 г. М.И. Кутузов.
План местности.
Практические работы. Определение состава и свойств полезных ископаемых (гранита и известняка, песка и глины), работа с коллекциями горных пород и минералов; работа с физической картой России (полезные ископаемые); работа с исторической картой; составление плана комнаты, школьного или садового участка.
Исследовательская работа. Петербург -один из прекраснейших городов мира.
Экскурсии в краеведческий, исторический, минералогический музеи (при возможности).
Разнообразие природы Земли
Открытие новых земель: северные земли России, Антарктида, Австралия, Уссурийский край. Особенности природы России в сравнении с природой других материков. Природные зоны гор.
Человек и общество
События в России в начале ХХ века. Развитие промышленности. Ликвидация безграмотности. Образование СССР.
Великая Отечественная война (1941 -1945). Государства - участники войны. Герои Великой Отечественной войны. Судьба родного края в этот период.
Развитие науки и техники.
Сельское хозяйство: растениеводство, животноводство. Выращивание овощных и цветковых культур на пришкольном участке. Особенности сельского хозяйства родного края. Отношения между городом и селом.
Человек и природа
Экологические проблемы России и вашей местности. Положительное и отрицательное влияние человека на природу (в т.ч. на природу родного края). Охрана природы. Заповедники и национальные парки. Красная книга России.
Новые знания о человеке. И.П. Павлов. Открытие нервной системы (как нервная система управляет работой всех органов организма). Нервная система и органы чувств. Система кровообращения. Первая помощь при кровотечениях. Дыхательная система. Болезни дыхательных путей и их профилактика. Пищеварительная система. Правильное питание и здоровье. Гигиена ротовой полости и зубов. Выделительная система и ее значение для организма. Правила здорового образа жизни: правильное питание, полезные и вредные привычки. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровье окружающих его людей. Внимательное и уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.
Практические работы. Сбор материала о судьбе края в обозначенный исторический период; оказание первой помощи при легких травмах; подсчет ударов пульса в спокойном состоянии и после физических упражнений; определение количества дыхательных движений в минуту; составление меню с учетом содержания необходимых для организма веществ; весенние работы на пришкольном участке; работа с картами: физической, политической, природных зон России и мира, с контурными картами.
Исследовательская работа. Как работают органы чувств. Витамины в жизни человека.
Экскурсии в зоологический музеи, в краеведческий, исторический музеи (с учетом возможностей).
Современная Россия
Человек и общество
Наша Родина - Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятия «Родина» («Отечество», «Отчизна»). Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция -Основной закон Российской Федерации. Права ребенка. Государственное устройство. Президент Российской Федерации -глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан. Обязанности граждан, их права. Нравственные нормы жизни.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственной связи между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День Весны и Труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции.
Россия на карте, государственная граница России. Москва - столица государства. Святыни Москвы - святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Герб Москвы. Расположение Москвы на карте. Государства - соседи России.
Россия - многонациональное государство. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Уважение к культуре, языку, религии, истории народов России. Духовно-нравственные и культурные ценности - основа жизнеспособности общества. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей.
Краеведение (в течение года). Родной край - часть России. Областные (краевые, республиканские) органы власти. Областная (краевая, республиканская) символика. Родной край в изучаемый исторический период: особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры. Выдающиеся земляки.
Исследовательская работа. Наши соседи на планете Земля: Беларусь, Англия, Франция, Германия, Китай, Египет... (по выбору школьников).
Экскурсии в краеведческий музей, художественную галерею, музей прикладного искусства (с учетом возможностей).
Краеведение (в течение года)
Тематическое планирование курса «Окружающий мир»
№ | Тема раздела | Количество часов |
1. | Человек и мир, созданный им | 5 ч |
2. | Наши соседи на Западе | 16 ч |
3. | Преобразования в России | 10 ч |
4. | Разнообразие природы Земли | 7 ч |
5. | События XIX-XX веков | 10 ч |
6. | Человек и природа | 10 ч |
7. | Современная Россия | 10 ч |
Итого: | 68ч. |
Содержание тем учебного курса
№ | Наименование разделов и тем | кол-во часов | Из них | |||||
1 2 3 4 5 6 7 | Всего | Теоретические | Практические | Контрольные | Самостоятельные | Экскурсии | Проекты | |
Человек и мир, созданный им Сфера разумной жизни. Условия современной жизни. Техника и человек. Человек познает самого себя.
Где и как жили рыцари. Почему осанка выделяла рыцаря. Тело человека. «Черная смерть». На подступах к Новому времени. Расширение знаний о Земле. Развитие науки. Победа над эпидемиями. Зачем нужна гигиена. Особенности кожного покрова. Преобразования в России Россия при Петре I. Становление российской науки. Горное дело. Русское военное искусство Разнообразие природы Земли Северные земли России. Самый маленький материк Русские на шестом континенте. Дальний Восток России. Особенности природы гор. Человеческие расы. События XIX-XX веков Развитие науки и техники. Новые знания о человеке Россия в XX веке. Человек и природа Охрана природы. Дыхание человека. Сельское хозяйство. Зачем человек ест. Современная Россия Человек и общество. Россия - наша Родина. Москва - столица России. Устройство государственной власти. Символы и праздники России. Человек в современных условиях. Нравственные нормы жизни «Есть еще порох в пороховницах. | 5 ч 16 ч 10 ч 7 ч 10 ч 10 ч 10 ч | 2ч 11ч 5ч. 3ч 8ч 7ч 5ч | 2ч. 2ч 2ч 1ч 1ч 2ч 2ч | 1ч 1ч | 1ч 1ч | 1ч 1ч 1ч 1ч | 1ч. 1ч. 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч | |
Итого | 68ч | 41ч | 12ч | 2ч | 2ч | 4ч | 7ч |
Календарно – тематическое планирование
Номера и темы уроков | Количество часов | Дата проведения | Характеристика деятельности учащихся | |
Плановая | Фактическая | |||
Человек и мир, созданный им. Наши соседи на Западе | ||||
1. Сфера разумной жизни. Условия современной жизни. С. 3–11 (1_й части учебника).б) № 3 2. Первопроходцы в науке. Техника и человек. С. 12–17. а) № 1 с. 14 3. Трудный путь становления медицины. С. 17–19 4 Клетка – основа строения и роста живых организмов. С. 19–23. б) № 7 5. Рост и развитие организма человека. Режим дня в его жизни. С. 24–26. б) № 10 (1_я строка табл.), 11 6. Лекарственные растения. С. 26–29. б) № 12 7. Средневековье. С. 30–35, 54–57 8. Осанка человека. С. 35–37. б) № 19 9. Скелет человека. С. 38–43. а) № 1 с. 42; б) № 17 10. Скелет человека (продолжение). Оказание первой помощи при травмах. С. 43–48. б) № 20 11. Мышцы тела. С. 49–53. б) № 22 12. Начало Нового времени. С. 58–61 13. Расширение знаний о Земле. С. 61–65. б) № 23 14. Кругосветное путешествие Магеллана. С. 65–67. а) № 1 с. 67 15. Природа Нового света. С. 68–70 16. Развитие науки. Устройство Вселенной. С. 70–71. б) № 28 17.Законы природы. С. 71–74 18. Открытие невидимого мира. С. 74–76 19. Победа над эпидемиями. С. 54–57, 77–78 20. Правила здорового образа жизни. С. 79–81 21. Особенности кожного покрова. С. 81–88 б) № 32 | 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч | Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая при возможности электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в т.ч.контролируемом пространстве сети Интернет; – пользоваться знаково-символическими средствами, приведенными в учебной литературе; – строить сообщения в устной и письменной форме; – ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач; – воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты; – анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; – осуществлять синтез как составление целого из частей; – проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям; – устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; – устанавливать аналогии. Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками; – адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; – различать способ и результат действия; – вносить необходимые коррективы в исполнение действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; Личностные УУД: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в т.ч. на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; – осознание своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России, своей этнической принадлежности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; – понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей, исторических лиц; – ориентация в поведении на принятые моральные нормы; – этические чувства – стыда, вины, совести как регуляторы морального поведения; – понимание чувств одноклассников, учителей, мотивов поступков исторических лиц. Коммуникативные УУД: строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации в соответствии с учебной ситуацией; – допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; – формулировать собственное мнение и позицию; – договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; – адекватно воспринимать и передавать информацию в заданном формате. Предметные УУД: Описывать объекты окружающего мира, выделять существенные и несущественные признаки. Устанавливать аналогии между современными и устаревшими предметами быта и техники. Знать, на основе какого события принято делить историю на два основных периода: до н.э. и н.э. Определять влияние деятельности человека на окружающую природу. Объяснять влияние промышленности и техники на природу. Классификацировать объекты по самостоятельно выделенным основаниям. Понимать значение понятий «медицина», «здоровье», «болезнь», «врач». Извлечение информации из познавательного текста. Называть телефоны экстренной медицинской помощи. Объяснять необходимость бережного отношения к здоровью Понимать, что клетка является основой строения и роста всех живых организмов. Различать клетки тканей человека Объяснять необходимость соблюдения человеком режима дня и его влияние на здоровье Уметь работать с картами, иллюстрациями для получения необходимой информации. Исследовать взаимосвязь между строением разных отделов скелета и их функции. Характеризовать значение кругосветного путешествия Магеллана. По карте и тексту учебника составлять описание маршрутов великих географических открытий. Отмечать на ленте времени историческое событие. Находить на карте географические объекты. Проводить несложные наблюдения в окружающей среде. Понимать роль личности в открытиях и изобретениях научной техники. Характеризовать своими словами значение понятий «гигиена», «закаливание». Характеризовать значение кожи. Использовать знания о строении и функциях кожи для сохранении и укрепления здоровья. | ||
Преобразования в России | ||||
22. Россия при Петре I. С. 89–94 23. Строительство Санкт-Петербурга. С. 94–98. б) № 34 24. Пётр I: царь и человек. С. 99–102 25. Становление российской науки. М.В. Ломоносов – великий русский учёный. С. 102–106 б) № 37 26. Минералы. С. 107–110 27. Кладовая недр Земли. С. 110–114. б) № 37, 40 28. Руды металлов и горючие полезные ископаемые. С. 114–121. б) № 42 29. Добыча полезных ископаемых. С. 121–124. б) № 38 (обсуждение результатов),45(обсуждение результатов 30. Русское военное искусство. С. 124–131 31. План местности. С. 131–134. а) № 1 с. 132 б) № 50 | 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч | Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая при возможности электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве сети Интернет; – осуществлять запись выборочной информации об окружающем мире и о себе, в т.ч. при возможности с помощью инструментов ИКТ; – использовать знаково-символические средства, приведенные в учебной литературе; – строить сообщения в устной и письменной форме; – анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; – осуществлять синтез как составление целого из частей; – проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям; – устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; – строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; – обобщать (самостоятельно выделять класс объектов) на основе выделения сущностной связи; Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками; – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; – следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения; – осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи); – адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; – различать способ и результат действия; – вносить необходимые коррективы в исполнение действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; – выполнять учебные действия в устной письменной речи, во внутреннем плане. Личностные УУД: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в т.ч. на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; – способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; – осознание своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России, своей этнической принадлежности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; – осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей, в т.ч. исторических лиц; – основные моральные нормы поведения в обществе; – принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранительного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения. Коммуникативные УУД: строить монологическое высказывание владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; – допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; – учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; – формулировать собственное мнение и позицию; – договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, а также в ситуации столкновения интересов; – контролировать действия партнера; – использовать речь для регуляции своего действия; – адекватно воспринимать и передавать информацию в заданном формате. Предметные УУД: Понимать, какое значение для России имел выход в открытое море. Использовать для поиска нужной информации текст и карты. Характеризовать особенности расположения города. Соотносить исторические события с датами, располагать на ленте времени. Оценивать влияние преобразований Петра I на жизнь народа и страны Различать свойства гранита и известняка. Характеризовать М.В. Ломоносова как выдающегося российского ученого. Проводить исследования и практические работы. Формулировать выводы по полученным результатам опытов. Составлять рассказ по схеме. Определять назначение плана местности и уметь им пользоваться. | ||
Мир человека в Новое время | ||||
32. Северные земли России. С. 3–5 (2_й части учебника) 33. Открытие Австралии. С. 5–9 34. Открытие Антарктиды. С. 10–13 35. Дальний Восток России. С. 13–15. б) № 56 36. Природа гор. С. 16–17 37. Расы человека. С. 17–19 38. Развитие науки и техники в XIX–XX веках. С. 20–23. а) № 1 с. 21, № 1, 2 с. 23; б) № 60 39. Новые знания о человеке. С. 24–26. б) № 62 40. Нервная система. С. 27–31 41. Кровь. С. 31–34 42. Путь крови в организме. С. 34–39. б) № 66, 68 43. Россия в начале ХХ века. С. 40–44 44. Великая Отечественная война (1941– 1945). С. 44–50. б) № 69 45. Великая Отечественная война (1941–1945)(продолжение). С. 44–50. б) № 72 46. Подвиг российского Народа в Великой Отечественной войне (подготовка презентации, выставки) 47. Беларусь. С. 50–52 48. Великобритания. С. 53–56 49. Век научных открытий. С. 56–59 50. Охрана природы. С. 60–65 51. Органы дыхания человека. С. 66–69. б) № 78, 79 52. Растения – природные очистители воздуха. Комнатные растения. С. 69 53. Сельское хозяйство. Животноводство. С. 70–75 54. Сельское хозяйство. Растениеводство. С. 75–78. б) № 84, 86 55. Состав пищи. С. 79–85. б) № 8, 90 56. Органы пищеварения. С. 86–89 57. Переработка пищи в организме. Правила здорового питания. С. 89–95 58. Сохранение здоровья – важнейшая задача для жизни человека (урок-обобщение) | 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч | Познавательные УУД: использовать знаково-символические средства, приведенные в учебной литературе; – строить сообщения в устной и письменной форме; – ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач; – воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты; – анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; – осуществлять синтез как составление целого из частей; – проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям; – устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; – строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; -обобщать (самостоятельно выделять класс объектов) на основе выделения сущностной связи; – подводить анализируемые изучаемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; – устанавливать аналогии. Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками; – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в т.ч. во внутреннем плане; – следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения; – осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату ; – адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; – различать способ и результат действия; – вносить необходимые коррективы в исполнение действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; – выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане. Личностные УУД: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в т.ч. на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; – способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; – осознание своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России, своей этнической принадлежности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; – осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей, в т.ч. исторических лиц; – основные моральные нормы поведения в обществе, проекция этих норм на собственные поступки; принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранительного, здоровьесберегающего поведения; – принятие установки на здоровый образ жизни; – чувство прекрасного на основе знакомства с миром природы и лучшими образцами мировой и отечественной культуры. Коммуникативные УУД: строить монологическое высказывание владеть диалогической формой коммуникации, используя при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; – допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; – учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; – формулировать собственное мнение и позицию; – договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности и в ситуации столкновения интересов; Предметные УУД: Оценивать черты характера человека, необходимые исследователям Крайнего Севера. Узнавать на иллюстрациях представителей австралийской фауны. Описывать климатические условия Антарктиды, называть представителей ее фауны. Сравнивать Арктику и Антарктику: находить сходства и различия. Сравнивать природные зоны России. Обнаруживать простейшие взаимосвязи в природных зонах между живой и неживой природой. Осуществлять классификацию объектов окружающего мира. Соблюдать правила безопасного поведения. Осознавать необходимость здорового образа жизни. Соблюдать правила безопасного поведения. Осознавать необходимость здорового образа жизни. Соблюдать правила безопасного поведения. Осознавать необходимость здорового образа жизни. Характеризовать негативное влияние человека на природу. Объяснять, что все органы в организме составляют единое целое. Называть изученные системы органов. | ||
Современная Россия | ||||
59. Человек и общество. С. 96–98 60. Россия – наша Родина. С. 98–100. а) № 2 с. 99, № 1 с. 100; б) № 94 61. Москва – столица России. С. 101–103. б) № 95 62. Устройство государственной власти. С. 104–108 63. Символы и праздники России. С. 108–113 64. Родной край – часть России. 65. Народы России, их культура и традиции. б) № 9 (обсуждение родословных) 66. Человек в современных условиях. С. 113–116 67. Нравственные нормы жизни. С. 117–120 68. Духовное богатство человека. | 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч | Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая при возможности электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве сети Интернет; – воспринимать и анализировать сообщении и важнейшие их компоненты – тексты; – анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; – осуществлять синтез как составление целого из частей; – устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; – строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками; – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в т.ч. во внутреннем плане; – следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; – вносить необходимые коррективы в исполнение действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; – различать способ и результат действия; Личностные УУД: –ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в т.ч. на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; – способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; принятие установки на здоровый образ жизни; – чувство прекрасного на основе знакомства с миром природы и лучшими образцами мировой и отечественной культуры. Коммуникативные УУД: строить монологическое высказывание владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч.при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; – допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; – формулировать собственное мнение и позицию; Предметные УУД: Осознавать, что любовь, внимание и помощь являются важным условием в жизни каждой семьи. Описывать свои обязанности в семье, свои увлечения. Сравнивать жизнь в современном обществе и обществе древних людей. Характеризовать географическое положение России, ее климатические условия, природные богатства, многонациональность. Воспроизводить полное и сокращенное название нашего государства. Объяснять значение слов, образующих его название. Воспроизводить наизусть слова гимна России. Объяснять назначение государственных символов России. Объяснять, почему важно передавать народные традиции от поколения к поколению. Осознавать необходимость культурных и духовных ценностей для развития человека, общества. Описывать внутреннее достояние каждого человека. Называть качества человека, позволяющие ему быть хорошим другом. |
Материально-техническое обеспечение предмета « Окружающий мир»
Наименование объектов | Количество | Примечания |
Библиотечный фонд Работа по курсу «Окружающий мир» обеспечивается УМК: 1. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебник для 4 кл. в 2-х частях -Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров» 2014г. 2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь для 4кл.к уч. «Окружающий мир». - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров» 2014г. | К К | |
Технические средства обучения 1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц. 2. Интерактивная доска. 3. Мультимедийный проектор. 4.Компьютер. 5. Микроскоп школьный и микропрепаратами | Д Д Д Д Д | |
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства Электронные справочники, электронные пособия Интерактивные презентации по окружающему миру 4 класс | П Д | При наличии необходимых технических условий |
Печатные пособия 1.Набор энциклопедий для младших школьников. 2. Справочники, словари естественнонаучного, обществоведческого, исторического содержания (по возможности). | Д Д | Многоразового использования |
Демонстрационные пособия 1.Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование. наглядные пособия: Комплект таблиц по окружающему миру + дидактические раздаточные карточки 4 класс Комплект таблиц по ОБЖ Карта природных зон РФ Физическая карта мира Карта полушарий Глобус Земли физический Муляжи скелета, органов человека. Раздаточный материал для практических и лабораторных: - гербарии, семена и плоды растений, - коллекции минералов и полезных ископаемых, измерительные приборы: весы, термометры, сантиметровые линейки, мензурки, | Д Д Д Д Д Д Д Ф Ф П П | С возможностью демонстрации (крепления, магниты) С возможностью выполнения построений и измерений на доске (с использованием мела, маркера) |
Список литературы
1. Авторская программа Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова «Окружающий мир» 2011г. Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Методические пояснения к курсу «Окружающий мир» 4 класс. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров» 2014г.
3. Трафимова Г.В. Секреты и диковинки окружающего мира: Книга для чтения по курсу «Окружающий мир». -Самара: Корпорация «Федоров».
4. Трафимова Г.В. Тайны далекие и близкие: Книга для чтения по курсу «Окружающий мир». - Самара: Корпорация «Федоров».
5.ФГОС: начальное общее образование / http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959
6.Примерная программа проектирования универсальных учебных действий в начальной школе. Пособие для учителя «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли» / http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=533
7. Планируемые результаты начального общего образования / http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=957
8. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru
9. КМ-Школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). – Режим доступа : http:// www.km-school.ru
10. Официальный сайт государственной системы развивающего обучения им. Л. В. Занкова. – Режим доступа : http://zankov.ru
11. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka/info/about/193
12. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : http://nsc. 1september.ru/urok
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру к учебнику А.Вахрушева. 1 класс. ФГОС.
Данная программа создана на основе авторской программы Вахрушева А.А....
Рабочая программа по окружающему миру к учебнику Н.Я. Дмитриевой 4 класс
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 4 класса разработана на основе авторской программы (система развивающего обучения Л.В.Занкова), утверждённой...
Рабочая программа по окружающему миру к учебнику А.А. Плешакова "Мир вокруг нас" 4 класс
Курс «Мир вокруг нас» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические пробле...
Рабочая программа по окружающему миру к учебнику Н.Я.Дмитриевой,А.Н.Казаковой.
Рабочая программа по окружающему миру составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы начального образо...
Рабочая программа по"Окружающему миру" к учебнику Плешакова А.А.
Рабочая программа по"Окружающему миру" (1-4 класс) к учебнику Плешакова А.А. "Школа России"...
Рабочая программа по окружающему миру к учебнику Н.Я.Дмитриевой,А.Н.Казаковой 4 класс
Рабочая программа по окружающему миру составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы начального ...
Рабочая программа по окружающему миру, автор учебника А.А. Плешаков 2 кл
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 2 класс...