Рабочая программа по окружающему миру к учебнику Н.Я. Дмитриевой 4 класс
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) по теме
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 4 класса разработана на основе авторской программы (система развивающего обучения Л.В.Занкова), утверждённой МО РФ в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного стандарта начального образования. В программу включены темы по ОБЖ и темы "Разговор о правильном питании"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_okruzhayushchemu_miru_4_klass.docx | 60.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 4 класса разработана на основе авторской программы (система развивающего обучения Л.В.Занкова), утверждённой МО РФ в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного стандарта начального образования.
Учебный курс «Окружающий мир» интегрирован знаниями из области истории, географии, биологии, что предусматривается Образовательным государственным стандартом нового поколения.
Цели курса:
– развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
– освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;
– воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Задачи курса:
- формировать широкую целостную картину мира с опорой на современные научные достижения;
- на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию причинно-следственных связей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости;
- в ходе решения первых двух задач развивать логичность и самостоятельность мышления, развивать историческое мышление, формировать экологическую культуру, элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, классифицировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; ориентироваться в пространстве и времени; работать с картами, таблицами, схемами; добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь;
- освоить доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт и др. с получением информации из разных источников);
- воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности; воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, гордости за свой край, уважения к своей семье, истории, культуре, способствовать эстетическому воспитанию.
Рабочая программа предусматривает развитие конкретных умений школьников по организации разнообразной деятельности, по творческому применению знаний, элементарные умения самообразования.
В содержание программы включён материал, превышающий уровень обязательных требований, что позволяет реализовать дифференцированный и индивидуальный подход к обучению, расширить кругозор учащихся, познакомить их с интересными фактами и явлениями окружающего мира.
Содержание курса в 4 классе - следующий этап познания человеком окружающего мира. Начинается эпоха Великих географических открытий. Дети знакомятся с историей открытия, населением, природой Америки, Австралии, Антарктиды при постоянном сравнении с природой России. Развиваются науки, люди изобретают все больше машин, бытовой техники, технических средств, которые входят в повседневную жизнь человека. Растет интерес человека к познанию самого себя, к своему здоровью и необходимости принимать меры по его сохранению.
Курс интегрирован с программой «Разговор о правильном питании».
Цель программы: формирование у детей основ культуры питания как составляющей здорового образа жизни.
Задачи:
- расширение знаний детей о правилах питания, формирование готовности соблюдать эти правила;
- формирование навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни;
- формирования представления о правилах этикета, связанных с питанием, осознание того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности;
- пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, формирование чувства уважения к культуре своего народа и традициям других народов;
- просвещение родителей в вопросах организации правильного питания детей.
На изучение данной программы в 4 классе отводится 7 часов.
На изучение курса отводится 68 часов (2 часа в неделю). В том числе: практических работ – 18; экскурсий – 4; проверочных работ – 8; контрольных работ – 2.
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА
Человек и окружающий мир | |
Человек и природа | Взаимосвязи между человеком, природой и миром, созданным человеком. Энергия - источник движения. Человек познает самого себя. Клетка - основа строения и роста живых организмов. Рост и развитие человека. Ваша родословная. Тело человека: опорно-двигательная система. Изобретение микроскопа, открытие микроорганизмов. Кожа. Младший школьник. Правила здорового образа жизни: правила гигиены, режим труда и отдыха, физкультура и спорт. Лекарственные растения. Первая помощь при переломах и порезах. |
Человек и общество | Условия жизни европейцев в Средние века. Эпидемии и борьба с ними. Расширение знаний о Земле. Открытие Америки Христофором Колумбом. Кругосветное плавание Фернана Магеллана. Представление о странах мира, о разных народах, об их культуре и особенностях быта. Практические работы. Осенние работы на пришкольном участке; составление комплекса упражнений утренней гимнастики; составление режима дня; определение своего роста и веса; наблюдение за работой мышц и их утомляемостью; рассматривание клетки под микроскопом; оказание первой помощи при ушибах и порезах; изучение внешнего вида лекарственных растений при рассматривании гербарных образцов; работа с картами: контурной, физической, природных зон. Исследовательская работа. История развития транспортных средств. Транспорт будущего. Открытие Америки, ее природа, население. Экскурсии в музей (при возможности). |
Преобразования в России | |
Человек и общество | Россия при Петре I. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I _ Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.). М.В. Ломоносов - основоположник русской науки. Ведущая роль образования, труда, значение творчества в жизни человека и общества |
Человек и природа | Горное дело: горные породы и минералы (гранит, известняк, мрамор, соль, руды металлов, горючие полезные ископаемые), происхождение полезных ископаемых, их свойства и разработка. Значение полезных ископаемых в хозяйственной деятельности человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2-3 примера). Люди, занятые горным делом. |
Человек и общество | Развитие русского военного искусства. А.В. Суворов. Отечественная война 1812 г. М.И. Кутузов. План местности. Практические работы. Определение состава и свойств полезных ископаемых (гранита и известняка, песка и глины), работа с коллекциями горных пород и минералов; работа с физической картой России (полезные ископаемые); работа с исторической картой; составление плана комнаты, школьного или садового участка. Исследовательская работа. Петербург - один из прекраснейших городов мира. Экскурсии в краеведческий, минералогический музеи (при возможности). |
Мир человека в Новое время | |
Человек и природа | Открытие новых земель: северные земли России, Антарктида, Австралия, Уссурийский край. Особенности природы России в сравнении с природой других материков. Природные зоны гор. |
Человек и общество | События в России в начале ХХ века. Развитие промышленности. Ликвидация безграмотности. Образование СССР. Великая Отечественная война (1941-1945). Государства - участники войны. Герои Великой Отечественной войны. Судьба родного края в этот период. Развитие науки и техники. Сельское хозяйство: растениеводство, животноводство. Выращивание овощных и цветковых культур на пришкольном участке. Особенности сельского хозяйства родного края. Отношения между городом и селом. |
Человек и природа | Экологические проблемы России и вашей местности. Положительное и отрицательное влияние человека на природу (в т.ч. на природу родного края). Охрана природы. Заповедники и национальные парки. Красная книга России. Новые знания о человеке. И.П. Павлов. Открытие нервной системы (как нервная система управляет работой всех органов организма). Нервная система и органы чувств. Система кровообращения. Первая помощь при кровотечениях. Дыхательная система. Болезни дыхательных путей и их профилактика. Пищеварительная система. Правильное питание и здоровье. Гигиена ротовой полости и зубов. Выделительная система и ее значение для организма. Правила здорового образа жизни: правильное питание, полезные и вредные привычки. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровье окружающих его людей. Внимательное и уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья. Практические работы. Сбор материала о судьбе края в обозначенный исторический период; оказание первой помощи при легких травмах; подсчет ударов пульса в спокойном состоянии и после физических упражнений; определение количества дыхательных движений в минуту; составление меню с учетом содержания необходимых для организма веществ; весенние работы на пришкольном участке; работа с картами: физической, политической, природных зон России и мира, с контурными картами. Исследовательская работа. Как работают органы чувств. Витамины в жизни человека. Экскурсии в краеведческий, исторический музеи (с учетом возможностей). |
Современная Россия | |
Человек и общество | Наша Родина - Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятия «Родина» («Отечество», «Отчизна»). Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция - основной закон Российской Федерации. Права ребенка. Государственное устройство. Президент Российской Федерации -глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан. Обязанности граждан, их права. Нравственные нормы жизни. Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственной связи между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День Весны и Труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Россия на карте, государственная граница России. Москва -столица государства. Святыни Москвы - святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Герб Москвы. Расположение Москвы на карте. Государства - соседи России. Россия - многонациональное государство. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Уважение к культуре, языку, религии, истории народов России. Духовно-нравственные и культурные ценности – основа жизнеспособности общества. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. |
Матрица учебного содержания
№ | Раздел | Кол-во часов |
1 | Человек и мир, созданный им | 5 ч |
2 | Наши соседи на Западе | 18 ч |
3 | Преобразования в России | 9 ч |
4 | Разнообразие природы Земли | 7 ч |
5 | События XIX-XX веков | 9 ч |
6 | Человек и природа | 12 ч |
7 | Современная Россия | 8 ч |
Работа по курсу обеспечивается
УМК | Материально-технической базой | |
Для учащихся | Для учителя | |
1. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебник для 4 класса. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». 2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь для 4 класса к учебнику «Окружающий мир». - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». | 1. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Методические рекомендации к курсу «Окружающий мир», 4 класс. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
| Наглядные пособия: - натуральные: гербарии, чучела, коллекции минералов и горных пород, скелет человека, скелет любого млекопитающего; - изобразительные: - муляжи плодов, животных и отдельных органов человека; - таблицы групп растений и животных, отдельных органов человека и систем органов, внешнего и внутреннего строения человека, значения полезных ископаемых; - физический глобус Земли, компас, теллурий, муляжи; - атлас для начальных классов; - настенные карты: «Физическая карта полушарий», «Физическая карта мира», «Физическая карта России», «Карта природных зон мира», «Карта природных зон России», «Политическая карта мира»; - рисунки, слайды, диафильмы; - интерактивная доска. |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные универсальные учебные действия | |
У обучающегося будут сформированы | Обучающийся получит возможность для формирования |
– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»; – широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; – учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; – ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в т.ч. на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; – способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; – осознание своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России, своей этнической принадлежности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; – осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей; – основные моральные нормы поведения в обществе, проекция этих норм на собственные поступки; – этические чувства – стыда, вины, совести как регуляторы морального поведения; – понимание чувств одноклассников, учителей, других людей и сопереживание им; – принятие установки на здоровый образ жизни; – принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранительного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; – чувство прекрасного на основе знакомства с миром природы и лучшими образцами мировой и отечественной культуры. | – внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; – выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; – устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач; – адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности; – адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»; – компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности; – морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям; – осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни; – эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия. |
Регулятивные универсальные учебные действия | |
Обучающийся научится | Обучающийся получит возможность научиться |
– принимать и сохранять учебную задачу; – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками; – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; – следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения; – осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи); – адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; – различать способ и результат действия; – вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; – выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане. | – самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях; – преобразовывать практическую задачу в познавательную; – проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; – самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; – осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания; – самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. |
Познавательные универсальные учебные действия | |
Обучающийся научится | Обучающийся получит возможность научиться |
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая при возможности электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета; – осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе, в т.ч. при возможности с помощью инструментов ИКТ; – использовать знаково-символические средства, в т.ч. овладеет действием моделирования; – строить сообщения в устной и письменной форме; – ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач; – воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты; – анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; – осуществлять синтез как составление целого из частей; – проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям; – устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; – строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; – обобщать (самостоятельно выделять класс объектов) на основе выделения сущностной связи; – подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (например, мир – государства – Россия – республика, область (край) – город (село) и т.д.) на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; – устанавливать аналогии. | – осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; – записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; – создавать и преобразовывать модели и схемы для решения учебных задач; – осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; – выбирать наиболее эффективные способы решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий; – осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая недостающие компоненты; – осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям); – строить рассуждение, включая установление причинно-следственных связей; – произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач. |
Коммуникативные универсальные учебные действия | |
Обучающийся научится | Обучающийся получит возможность научиться |
– строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; – допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; – учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; – формулировать собственное мнение и позицию; – договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в т.ч. в ситуации столкновения интересов; – задавать вопросы; – контролировать действия партнера; – использовать речь для регуляции своего действия; – адекватно воспринимать и передавать информацию в заданном формате. | – учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; – учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; – понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; – аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; – продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников; – с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; – задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; – осуществлять взаимоконтроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь; – адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 КЛАСС 2013/2014 уч.год
Тема урока | Кол-во часов | Планируемые результаты | Дата | |
Человек и мир, созданный им 5 ч Цель: сформировать представление о связях между человеком и миром; условия современной жизни | ||||
1 | Условия современной жизни | 1 | Установить связи между человеком, миром, созданным им, и природой | 04.09 |
2 | Техника и человек ОБЖ: безопасное обращение с электроприборами | 1 | Установить, какое влияние оказывают на современного человека достижения науки и техники. Рассмотреть экологические проблемы современного мира | 05.09 |
3 | Человек познает | 1 | Установить взаимосвязи и взаимообусловленности форм и функций органов. Познакомить со строением клетки – основой строения и роста живых организмов – и видами клеток | 11.09 |
4 | Режим дня в жизни человека РПП: блюда из зерна | 1 | Формировать представление о здоровом образе жизни. Показать важность и пользу соблюдения режима дня | 12.09 |
5 | Достижения медицины в древние времена. Лекарственные растения ОБЖ: правила сбора и хранения лекарственных растений | 1 | Познакомить с историей развития медицины; лечебными свойствами лекарственных растений | 18.09 |
Наши соседи на Западе 18 ч Цель: познакомить с особенностями средневекового общества, формировать представления детей о развитии науки. | ||||
6 | Где и как жили РПП: какую пищу можно найти в лесу | 1 | В ходе совместной работы выявить | 19.09 |
7 | Почему осанка | 1 | Продолжить формирование представлений о жизни в Средние века в Западной Европе. Формировать убеждение в необходимости правильной осанки | 25.09 |
8 | Опора и защита тела. Скелет. Состав ОБЖ: первая помощь при травмах | 1 | Познакомить с функциями и строением костной системы человека (скелета). Познакомить с правилами и мерами сохранения скелета, позвоночника | 26.09 |
9 | Части скелета. | 1 | Познакомить со строением и функциями позвоночника. Выработать потребность детей бережно относиться к своему организму, в частности к позвоночнику | 02.10 |
10 | Части скелета. Череп. Грудная клетка | 1 | Познакомить со строением и функциями черепа и грудной клетки, костями, образующими грудную клетку. Формировать убеждение в необходимости сохранения и укрепления своего здоровья | 03.10 |
11 | Части скелета. Живые рычаги ОБЖ: помощь при ушибах и переломах | 1 | Познакомить со строением верхних и нижних конечностей. Формировать убеждение о необходимости сохранения и укрепления своего здоровья | 09.10 |
12 | Мышцы и движение ОБЖ: первая помощь при растяжении связок и вывихах | 1 | Познакомить обучающихся со строением и функциями мышц; формировать представление о работе мышц, познакомить с видами мышц; рассказать о причинах усталости, способах предотвращения утомляемости мышц | 10.10 |
13 | Мышцы и движение. Проверочная | 1 | Продолжить формирование представлений о значении мышц. Провести проверку знаний о скелете и мышцах | 16.10 |
14 | «Черная смерть» ОБЖ: инфекционные болезни | 1 | Расширить знания детей об особенностях жизни в средневековой Европе: образ жизни людей, здоровье, эпидемии Средневековья | 17.10 |
15 | Начало Нового времени | 1 | Познакомить с изменениями, которые стали происходить с ХIV в. в Западной Европе. Показать значение открытий в различных областях жизни для человечества | 23.10 |
16 | Расширение знаний о Земле РПП: что и как приготовить из рыбы | 1 | Продолжить формирование представлений детей о развитии знаний о Земле, познакомить обучающихся с новыми | 24.10 |
17 | Расширение знаний о Земле. Природа | 1 | Расширить представления детей | 30.10 |
18 | Развитие науки. Устройство Вселенной. Почему предметы падают вниз? | 1 | Формировать представление детей | 31.10 |
19 | Открытие невидимого мира ОБЖ: вредные привычки | 1 | Познакомить со значением в науке изобретения микроскопа и открытием «невидимого» мира микроорганизмов | 13.11 |
20 | Победа над эпидемиями. Проверочная работа | 1 | Показать учащимся неоценимый вклад ученых в дело по борьбе с микробами. Проверить знания детей по теме «Начало Нового времени. Развитие науки» | 14.11 |
21 | Зачем нужна | 1 | Воспитывать в детях потребность соблюдать правила гигиены, способствовать формированию потребности вести здоровый образ жизни | 20.11 |
22 | Кожа и её значение ОБЖ: если кожа повреждена | 1 | Познакомить со строением и функциями покровного органа – кожей. Подготовиться к проверочной работе по теме «Кожа» | 21.11 |
23 | Особые образования кожи (загар, | 1 | Расширить знания детей о функциях | 27.11 |
Преобразования в России. Россия при Петре I 9 ч Цель: формировать историческое мировоззрение. | ||||
24 | Царь – плотник. | 1 | Формировать представление о преобразованиях в России, связанных с правлением Петра I. Выявить значение этих преобразований | 28.11 |
25 | Петр I, царь | 1 | Продолжать знакомить учащихся с личностью Петра I, реформами, проводимыми Петром I, и его вкладом в развитие России | 04.12 |
26 | Становление Российской науки. Горные породы. Полезные ископаемые | 1 | Сформировать представление о горных породах и полезных ископаемых, выявить свойства гранита и известняка. Показать неоценимый вклад Ломоносова в российскую науку | 05.12 |
27 | Каменное царство | 1 | Расширить представления обучающихся о горных породах (различных | 11.12 |
28 | Руды металлов ОБЖ: правила обращения с огнем | 1 | Познакомить с месторождениями | 12.12 |
29 | Горючие полезные ископаемые. Кто открывает и добывает полезные ископаемые | 1 | Изучить свойства нефти и каменного угля, торфа. Познакомить со способами добычи полезных ископаемых и трудом геологов | 18.12 |
30 | Проверочная работа по теме «Полезные ископаемые». Русское военное искусство. Ни разу не побеждённый | 1 | Проверить степень усвоения материала по теме «Полезные ископаемые». Формировать историческое миро- | 19.12 |
31 | Отечественная война 1812 года | 1 | Познакомить обучающихся с событиями Отечественной войны 1812 года | 25.12 |
32 | План местности | 1 | Сформировать представление о плане местности и его значении, показать отличие плана от карты; учить составлять план местности, используя условные знаки и масштаб | 26.12 |
Разнообразие природы Земли 7 ч Цель: расширить представление об освоении мира и открытии новых земель | ||||
33 | Северные земли | 1 | Познакомить учащихся с развитием | |
34 | Самый маленький материк | 1 | Расширить представление обучающихся об освоении мира и открытии новых земель | |
35 | Поиски неведомой земли. Растительный и животный мир Австралии | 1 | Расширить представление об освоении мира и открытии новых земель, показать необычность растений и животного мира Австралии | |
36 | Русские на шестом континенте ОБЖ: что мы знаем о курении | 1 | Познакомить учащихся с историей открытия Антарктиды, сформировать представление о природных и климатических особенностях Антарктиды | |
37 | Дальний Восток РПП: дары моря | 1 | Расширить представление о разнообразии природы лесной зоны, показать | |
38 | Особенности природы гор | 1 | Расширить представление о разнообразии природы горной местности, показать особенности природы гор, смены ярусов | |
39 | Человеческие расы. Проверочная работа по теме «Разнообразие природы Земли» | 1 | Познакомить с тремя основными человеческими расами и их особенностями в зависимости от природных условий. Проверить степень усвоения знаний по теме «Разнообразие природы Земли» | |
События XIX–XX веков 9 ч Цель: формировать представление о развитии науки и техники в XIX–XX веках. | ||||
40 | Развитие науки | 1 | Познакомить обучающихся с развитием науки и техники в XIX в. и причинами развития мира. Выяснить их значение для современного человека | |
41 | Развитие науки Урок-семинар | 1 | Продолжать знакомить обучающихся | |
42 | Новые знания о человеке. Открытие деятельности нервной системы | 1 | Продолжить формирование представлений о развитии науки и техники | |
43 | Строение и работа нервной системы | 1 | Продолжать знакомить обучающихся | |
44 | Значение кровеносной системы. Кровь | 1 | Познакомить обучающихся со значением, составом и свойствами крови | |
45 | Значение кровеносной системы. Путь крови | 1 | Продолжать знакомить обучающихся | |
46 | Россия в ХХ веке. События начала | 1 | Продолжить формирование исторических представлений о России начала | |
47 | Великая Отечественная война 1812 года и 1941–1945 гг. | 1 | Углубить знания детей о событиях 1941–45 гг. провести сравнительный | |
48 | Век научных открытий ОБЖ: правила пользования телевизором, монитором, компьютером | 1 | Расширить знания учащихся о научных открытиях и изобретения второй половины XX века | |
Человек и природа 12 ч | ||||
49 | Охрана природы ОБЖ: предосторожности при обращении с животными | 1 | Познакомить учащихся с возникновением и созданием заповедных зон и природных парков на территории России. Способствовать формированию экологического сознания | |
50 | Охрана природы. (урок-семинар) | 1 | Продолжать знакомить учащихся с заповедными зонами России. Способствовать формированию экологического сознания | |
51 | Дыхание человека ОБЖ: первая помощь при отравлении парами, газом. | 1 | Раскрыть значение дыхания как важнейшей системы жизнеобеспечения | |
52 | Органы дыхания. Гигиена дыхания | 1 | Продолжать знакомить с органами | |
53 | Сельское хозяйство. Животноводство | 1 | Познакомить учащихся с отраслями | |
54 | Растениеводство | 1 | Формировать представление об отраслях растениеводства и его зависимости от природных условий | |
55 | Животноводство | 1 | Обобщить представления детей об отраслях сельского хозяйства | |
56 | Зачем человек ест. Состав пищи РПП: кулинарное путешествие по России | 1 | Сформировать представление о значении питания в жизни человека. Продолжить работу по формированию представлений о значении питания для человека. Дать понятие о витаминах и их значении в жизни человека | |
57 | Состав пищи РПП: что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен | 1 | Продолжать формировать представление о значении питания в жизни человека. Продолжить работу по формированию представлений о значении питания для человека. Продолжить изучение свойств витаминов и их значения в жизни человека | |
58 | Органы пищеварения. ОБЖ: забота о зубах | 1 | Познакомить с органами пищеварения и определить их основные функции. Познакомить с типами зубов, строением зубов, способствовать формированию потребности следить за здоровьем своих зубов | |
59 | Длинная дорога ОБЖ: культура питания | 1 | Систематизировать знания детей о пищеварительной системе и значении питания в жизни человека | |
60 | Система пищеварения. Проверочная | 1 | Обобщить представления детей о системе пищеварения. Проверить уровень усвоения изученного материала | |
Современная Россия 8 ч Цель: формировать представление о символах и об устройстве государственной власти. | ||||
61 | Человек и общество | 1 | Формировать представление о современном устройстве общества, зависимости устройства общества от уровня знаний человека об окружающем мире | |
62 | Устройство государственной власти | 1 | Формировать представление обучающихся об устройстве государственной власти в России, разъяснить функциональные обязанности каждой ветви | |
63 | Символы и праздники России | 1 | Расширить знания детей о символах | |
64 | Человек в современных условиях РПП: как правильно вести себя за столом | 1 | Продолжить работу над проблемой развития человеческого общества в современных условиях и о развитии цивилизации | |
65 | Нравственные нормы жизни ОБЖ: как вести себя с незнакомыми людьми | 1 | Формировать нравственные нормы | |
66 | Проверочная работа | 1 | Выявить уровень знаний обучающихся | |
67 | «Есть порох в пороховницах!» | 1 | Обобщить знания и представления детей об окружающем мире. Способствовать развитию познавательного интереса обучающихся | |
68 | Экскурсия в краеведческий музей | 1 | Расширить представления обучающихся об историческом прошлом родного края, изучить особенности природных условий области |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру к учебнику А.Вахрушева. 1 класс. ФГОС.
Данная программа создана на основе авторской программы Вахрушева А.А....
Рабочая программа по окружающему миру к учебнику А.А. Плешакова "Мир вокруг нас" 4 класс
Курс «Мир вокруг нас» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические пробле...
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...
Рабочая программа по окружающему миру к учебнику Н.Я.Дмитриевой,А.Н.Казаковой.
Рабочая программа по окружающему миру составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы начального образо...
Рабочая программа по"Окружающему миру" к учебнику Плешакова А.А.
Рабочая программа по"Окружающему миру" (1-4 класс) к учебнику Плешакова А.А. "Школа России"...
Рабочая программа по окружающему миру к учебнику Н.Я.Дмитриевой,А.Н.Казаковой 4 класс
Рабочая программа по окружающему миру составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы начального ...
Рабочая программа по окружающему миру, автор учебника А.А. Плешаков 2 кл
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 2 класс...