Урок: «Размножение растений» с применением интерактивных методов обучения
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
С введением ФГОС современный урок – это, прежде всего урок, направленный на формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД). Я хочу предложить конспект урока с использованием интерактивных методов через групповую форму работы учащихся. Урок окружающего мира «Размножение растений» 3 класс (УМК «Начальная школа 21 века»).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razmnozhenie_rasteniy.docx | 440.25 КБ |
razmnozhenie_rasteniy_2.ppt | 661.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« средняя общеобразовательная школа №26»
города Зимы Иркутской области
Автор учитель начальных классов :
Вантеева Елена Валерьевна
Урок: «Размножение растений» с применением интерактивных методов обучения
2014г
Важнейшими целями обучения в данное время является создание благоприятных условий для полноценного развития ребенка.
С введением ФГОС современный урок – это, прежде всего урок, направленный на формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД).
Результатом урока является не успеваемость, не объем изученного материала, а приобретаемые УУД учащихся (такие как способность к действию, способность применять знания, реализовывать собственные проекты).
Развитию УУД на уроке способствует применение современных педагогических технологий, например ТИО. Технология интерактивного обучения (ТИО) - система способов организации взаимодействия педагога и учащихся в форме учебных игр, гарантирующую педагогически эффективное познавательное общение, в результате которого создаются условия для переживания учащимися ситуации успеха в учебной деятельности и взаимообогащения их мотивационной, интеллектуальной, эмоциональной и других сфер.
Интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика.
Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы, организуются индивидуальная, парная и групповая работа. Применение ТИО позволяет учителю соединить деятельность каждого школьника (возникает целая система взаимодействий: учитель - учащийся, учитель - класс, учащийся - класс, учащийся - учащийся, группа - группа), связать его учебную деятельность и межличностное познавательное общение.
Я хочу предложить конспект урока с использованием интерактивных методов через групповую форму работы учащихся. Урок окружающего мира «Размножение растений» 3 класс (УМК «Начальная школа 21 века»).
Размножение растений
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель: создание условий для формирования учащихся о разных способах размножения растений.
Планируемые результаты
Личностные результаты: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, развитие самостоятельности, формирование внутренней позиции школьника, гражданина – бережно относящегося к природному достоянию человечества
Метапредметные универсальные учебные действия:
Регулятивные: определение общей цели и путей её достижения, формирование умения работать по плану, контролировать и оценивать учебные действия, корректирование выполнения задания в соответствии с результатом действий.
Познавательные: извлечение информации представленной в разных источниках и в разных формах, осуществление анализа, синтеза, обобщения, классификации материала.
Коммуникативные: использование речевых средств, для решения различных коммуникативных задач; владение монологической и диалогической формами речи; умение высказывать и обосновывать свою точку зрения, умение слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Ход урока
- Организационный момент
- Формулирование темы и цели урока
(На столе стоят герань, хлорофитум, фиалка, циртантус)
Учитель:
Наш класс получил задание озеленить коридор, но у нас всего 4 цветка. Что же делать ?
(Дети предлагают способы решения проблемы среди которых размножение данных растений .)
Так какова тема сегодняшнего урока? (Размножение растений)
А цель урока? (Узнать как размножаются растения?)
III Открытие нового знания
- Работа со словарем
А каково же лексическое значение слова размножение? Найдите словарную статью в словаре.
(Размножение – это свойство организмов воспроизводить себе подобных)
Так как же растения воспроизводят себе подобных ? Чтобы узнать мы разделимся с помощью цветовых жетонов на 4 группы . Каждая группа выберет растение, рядом с ним лежит карточка в которой указан способ размножения и записан алгоритм практической работы как размножить данное растение. Вы выполните работу и приготовитесь представить способ размножения растений, с которым познакомились.
- Практическая работа в группах
Фиалка
Карточка № 1
Размножение листовыми черенками
- Полей почву.
- Сделай углубление палочкой.
- Возьми целый лист с черенком.
- Черенок помести во влажную почву так, чтобы нижняя поверхность листа была обращена к стенке горшка, основание пластинки не должно касаться почвы.
- Закрепи черенок.
- Накрой стеклянным стаканом.
- Поставь в светлое, теплое место.
Через 2-3 дня после посадки надо ежедневно приподнимать стакан, чтобы попадал кислород. Через 8-10 дней черенки укоренятся, тогда стакан можно убрать. Поливать тонкой струйкой по краям горшка, чтобы не размыть почву вокруг черенков.
Герань
Карточка №2
Размножение стеблевыми черенками.
- Отрежь веточку наискось под четвертым листом длиной от 7 до 15 см.
- Отрежь нижний лист.
- Поставь в воду до появления корней.
- Сделай углубление палочкой.
- Черенок вставь в углубление.
- Закрепи, присыпав землей.
- Полей
Можно накрыть стеклянным стаканом и поставить в светлое место. Через 2-3 дня после посадки надо ежедневно приподнимать стакан, чтобы попадал кислород. Через 8-10 дней черенки укоренятся, тогда стакан можно убрать. Поливать тонкой струйкой по краям горшка, чтобы не размыть почву вокруг черенков.
Хлорофитум.
Карточка №3.
Размножение усами
Полей почву. Не отрезая от куста ус, закрепляем, присыпая землей. После укоренения растение отделяют от материнского.
Циртантус
Карточка №4.
Размножение луковицей.
- Полей почву.
- Сделай углубление.
- Отдели луковицу.
- Луковицу вставь в углубление.
- Закрепи.
- Полей.
С какими способами размножения растений вы познакомились. (Представление своей работы детьми.)
- Работа с учебником
Прочитайте статью в учебнике стр. 78-80.
О каких способах размножения вы узнали из учебника?
(корнем или корневой порослью, клубнем или его частью, корневищем, семенами)
- Работа со схематичным рисунком. Вот еще один способ размножения растений. Рассмотрите схематичный рисунок .
Используя рисунок, расскажите о последовательности действий при размножении растений этим способом.
А как вы думаете, как называется данный способ размножения? (деление куста).
IV Физминутка
V Закрепление изученного
Еще раз вспомним все способы размножения растений, изученные на уроке.
- Стеблевыми черенками
- Листом (листовыми черенками)
- Усами
- Луковицами
- Клубнем
- Корневой порослью
- Корневищем
- Делением куста
- Семенами
Все эти способы размножения кроме одного называются вегетативными
Еще раз перечитайте статью в учебнике. Найдите способ размножения который нельзя назвать вегетативным и докажите. (Семенами, т.к. вегетативными называются только способы размножения частями растений).
VI. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Какая цель стояла перед нами на уроке? Достигли ли мы поставленной цели?
Давайте оценим вашу работу на уроке . (Учитель слушает высказывания детей и благодарит их за хорошую работу. Акцентируя внимание на «изюминках» урока, отмечая рост некоторых детей. Выставляет отметки.)
VII. Домашнее задание
- Размножить любое комнатное растение, узнав об особенности его размножения, подготовить сообщение и фотоотчет о проделанной работе.
- Желающим, узнать о способах размножения растений, о которых не говорили на уроке.
Список использованной литературы
- Виноградова Н.Ф. Окружающий мир . 3 класс: учебник для общеобразовательной школы в двух частях. – М.: «Вентана-Граф».2012г
- Виноградова Н.Ф. Окружающий мир . 3 класс: рабочая тетрадь в двух частях. – М.: «Вентана-Граф».2012г
- Шкуричева Н. А. Зачем первоклассникам нужна парная работа на уроке в адаптационный период // Начальная школа, 2006 г., №8.
- Никишина И. В. Интерактивные формы методического обучения. «Учитель», 2008 г.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение интерактивных методов обучения в профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
В статье описан опыт работы по применению интерактивных методов в профилактике ДДТТ....
«Использование интерактивных методов обучения с применением ИКТ как основной компонент активизации познавательной деятельности учащихся начальных классов»
Обобщение опытом на тему: «Использование интерактивных методов обучения с применением ИКТ как основной компонент активизации познавательной деятельности учащи...
"Применение интерактивных методов обучения и воспитания в профилактике дорожно-транспортного травматизма" статья.
"Применение интерактивных методов обучения и воспитания в профилактике дорожно-транспортного травматизма" статья....
Применение интерактивных методов обучения на уроках в начальной школе.
Технология интерактивного обучения - система способов организации взаимодействия педагога и учащихся в форме учебных игр, гарантирующая педагогически эффективное познавательное общение, в результате к...
Применение активных и интерактивных методов обучения на уроках в начальной школе.
В данной статье я описываю активные и интерактивные методы обучения , которые я применяю на своих уроках....
Применение интерактивных методов обучения в образовательном процессе в начальной школе
Наиболее современной формой активных методов в образовательном процессе являются интерактивные методы обучения.Надо управлять не личностью, а процессом ее развития....
Статья "Применение интерактивных методов и форм обучения на уроке в начальной школе "
Данная статья адресована учителям начальной школы. В ней представлен материал, рассказывающий о формах и методах обучения. повышающих эффективность образовательного процесса....