Применение интерактивных методов обучения на уроках в начальной школе.
статья на тему

Старчкова Светлана Геннадьевна
Технология интерактивного обучения - система способов организации взаимодействия педагога и учащихся в форме учебных игр, гарантирующая педагогически эффективное познавательное общение, в результате которого создаются условия для переживания учащимися ситуации успеха в учебной деятельности и взаимообогащения их мотивационной, интеллектуальной, эмоциональной и других сфер.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема доклада: Применение интерактивных методов обучения на уроках в начальной школе.

Исполнитель: Старчкова Светлана Геннадьевна

Место работы: МБОУ СОШ пос. Литовко

Должность:  учитель начальных классов

Квалификационная категория: первая

                                                                                                         Скажи мне – и я забуду;   покажи мне – и я запомню;  дай сделать – и я пойму.

                                                                                                ( Китайская притча)

Технология интерактивного обучения - система способов организации взаимодействия педагога и учащихся в форме учебных игр, гарантирующая педагогически эффективное познавательное общение, в результате которого создаются условия для переживания учащимися ситуации успеха в учебной деятельности и взаимообогащения их мотивационной, интеллектуальной, эмоциональной и других сфер.

Применение интерактивных методов позволяет педагогу соединить деятельность каждого школьника, связать его учебную деятельность и межличностное познавательное общение.
Интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика.
Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы.

Авторитет, личность педагога, его разнообразные достоинства являются залогом успеха обучающихся.

Проанализировав педагогическую литературу, мне удалось выделить типы нестандартных уроков. Наиболее распространенные из них: уроки-«погружения»; деловые игры;  соревнования; театрализованные уроки; уроки-консультации; уроки творчества; уроки-аукционы; уроки-фантазии; уроки-концерты; уроки-экскурсии. Конечно, нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся детям, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы. Поэтому, такие уроки я применяю в своей практике для активизации познавательной деятельности.

Ребёнок не устаёт от работы, которая  отвечает его функциональным жизненным потребностям. (С. Френе)

По моему мнению, применение интерактивных форм и метод обучения способствует созданию ситуаций успеха, что является мощным стимулом для обучающихся. Поэтому я  руководствуюсь  основными  правилами управления успехом на уроке, поскольку выполнение их, в свою очередь, позволяет судить об уровне активности всех их участников. Если после урока у ребенка не осталось вопросов, которые хотелось бы обсудить, поспорить, поискать решения, то это значит, что урок, возможно, был и полезным, но оставил детей равнодушными к тому, что на нем происходило. Необоснованная похвала, гипертрофированные комплименты, случайные оценки нивелируют ощущение успеха. Нужно уметь видеть реальные изменения, реальные сдвиги и достоинства детей, сколь бы малы они не были, и вовремя поддерживать обучающегося.

Успех начинается с признания детьми права учителя учить. Авторитет, личность учителя, его разнообразные достоинства, интересы являются залогом успеха обучающихся. Психологический климат, обстановка жизнерадостности, организация деятельности обучающихся на уроке, разумное сочетание репродуктивных и творческих методов - это важные компоненты залога успеха на уроке. Предвкушение необычности, способность учителя удивлять, привносить элемент романтичности играют важную роль на уроке.

Учитель должен любить детей и уметь это делать. Нельзя, выказывая чувство восторга от общения с одними детьми, заставлять страдать других. Учитель должен знать и весь класс, и каждого ребенка в отдельности. Он должен    много знать о детях, чтобы научиться в нужную минуту помочь им. Начало урока выступает как момент, от которого в значительной степени зависит успех всего урока. 80 % учебного успеха детей зависит от умения учителя выдавать домашние задания. Домашние задания должны быть красивыми, интересными, творческими, оригинальными, доступными, разноуровневыми, интересными по форме, учитывающими способности и особенности детей. Степень увлеченности обучающихся предметом выражается в их желании и готовности заниматься им после уроков. Учитель должен научиться включать обучающихся в коллективную познавательную деятельность.

Привожу пример занятия, проводимого мною в адаптационный период с первоклассниками.

Тема: « Варежки»

Цель: выявление  и развитие способностей у детей устанавливать деловое отношения в совместной деятельности.

Время проведения: 15 минут.

Форма проведения: парная.

Оборудование: каждому ученику нужно дать шаблон варежки из белой бумаги, а также по два кружка из плотной бумаги: на одном - улыбка, на другом- недовольное лицо(на обратной стороне указывается фамилия первоклассника). Такие же кружки, только большего размера, понадобятся для размещения на классной доске. Каждому ученику необходимы цветные карандаши.

 Организация занятия.

 Вы предлагаете детям разбиться на пары (по их желанию) и раскрасить варежки так, чтобы они получились одинаковыми.

 После того как учащиеся закончат работу, предложите им с помощью пиктограммы выразить свое отношение к заданию: если оно понравилось, дети покажут смеющуюся рожицу, если не понравилось - грустную.

Начиная с третьего класса, я ввожу в свою практику метод группового взаимодействия обучающихся. Решая совместно поставленную задачу, группа занимается сотрудничеством, сотворчеством. Здесь каждый работает на каждого. Обучающиеся в ходе обсуждения вносят свой посильный интеллектуальный вклад в общую копилку. Идет обмен знаниями, идеями. Меняется психологическая атмосфера. В группе даже «отстающие» обучающиеся не комплексуют, тоже начинают активно участвовать в обсуждении и решении поставленных задач. В ходе коллективного обсуждения ребята учатся культуре дискуссии, культуре общения и сотворчества, учатся слышать друг друга. С каждой новой учебной задачей они совершенствуют свою тактику познавательного поиска. Они сами создают свою формулу успеха.

Необходимо использовать интерактивные формы и методы обучения  на уроках в начальной школе, т.к. они позволяют преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме, способствуют лучшему усвоению знаний, вызывает интерес к познанию, формирует коммуникативную, личностную, социальную, интеллектуальную компетенции.

Библиографический список

Никишина И. В. Интерактивные формы методического обучения. 2007 г.

Шпика И. В. Учебная мотивация как показатель качества обучения младших школьников // Начальная школа, 2007 г., №2.

Лакоценина М. П. Необычные уроки в начальной школе, 2008 г.

Аствацатуров Г. О. Технология современного урока и творчества учителя школы. 2002 г

                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс на тему "Применение активных методов обучения на уроках в начальной школе".

Данный материал содержит разработку мастер-класса, презентацию, брошюру с примерами методов и упражнений,раздаточный материал для педагогов....

Применение активных методов обучения на уроках в начальной школе

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6318080","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"float: left; width: 200px; height: 229px;"}}]]Предлагаю Вашему вниманию сценарий масте...

Применение активных методов обучения на уроках в начальной школе

Одной из проблем, волнующей учителей является вопрос, как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске, другими словами как активизировать познават...

Применение активных и интерактивных методов обучения на уроках в начальной школе.

В данной статье я описываю активные и интерактивные методы обучения , которые я применяю на своих уроках....

«Применение активных методов обучения на уроках в начальной школе».

«Применение активных методов обучения на уроках в начальной школе»....

Статья:"Применение активных методов обучения на уроках в начальной школе"

Статья о различных методах обучения, применяемые на всех уроках в начальной школе....

Мастер-класс по теме "Применение активных методов обучения на уроках в начальной школе ". Презентация на конкурс "Учитель ГОДА 2017Г.".

Мастер-класс по теме "Применение активных методов  обучения в начальной школе"Презентация на конкурс "Учитель ГОДА  2017Г."...