Статья "Применение интерактивных методов и форм обучения на уроке в начальной школе "
статья (3 класс)
Данная статья адресована учителям начальной школы. В ней представлен материал, рассказывающий о формах и методах обучения. повышающих эффективность образовательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 28.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья « Применение интерактивных методов и форм обучения
на уроке в начальной школе»
Дьякова Светлана Александровна, учитель начальных классов
МОУ «СОШ №2 г. Ртищево Саратовской области»
Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне,- я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому,
И это станет моим навсегда.
(Древняя мудрость)
В основе ФГОС второго поколения лежит системно-деятельностный подход в обучении, который нацелен на то, чтобы научить школьника самостоятельно добывать знания. В процессе обучения важно распознать и направить в нужное русло познавательный интерес ребёнка, развить способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт обучающихся. Формирование УУД у обучающихся является одной из главных задач образовательных стандартов второго поколения. Одним из основных требований к методам и формам обучения является соответствие современным задачам и содержанию образовательного процесса.
Какие же формы и методы обучения повышают эффективность образовательного процесса и соответствуют требованиям системно - деятельностного подхода?
Я пришла к выводу, что это интерактивные формы и методы обучения. Передо мной встала задача создания на уроках такой среды, в которой бы отсутствовало принуждение, и каждый ребёнок имел возможность найти своё место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои возможности. Интерактивные методы и формы обучения способствуют высокой степени мотивации, максимальной индивидуальности преподавания, предполагают широкие возможности для творчества, самореализации обучающихся, развития УУД каждого ученика.
В своей практике я использую следующие интерактивные подходы:
- творческие задания;
- работа в малых группах;
- обучающие игры (ролевые, имитационные, образовательные);
- разработка минипроекта, проекта (метод проектов);
- использование ресурсов, социальные проекты и внеаудиторные методы обучения (просмотр и обсуждение видеофильмов, виртуальные экскурсии);
- обсуждение и разрешение проблем («мозговой штурм» «дерево решений»).
В работе на каждом этапе урока использую различные активные и интерактивные методы обучения.
- Мотивация.
А) Для обучающихся 1 класса - интерактивный метод «Поздоровайся локтями».
Цель: приветствие, знакомство.
Дети встают в круг, рассчитываются на первый-второй - третий и выполняют следующие действия:
-каждый первый номер складывает руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны;
-каждый второй номер упирается руками в бедра так, чтобы локти тоже были направлены в разные стороны;
-каждый третий номер наклоняется вперед, кладет руки на колени и отставляет локти в стороны.
Время выполнения задания - пять минут. За это время они должны поздороваться с как можно большим числом однoклассников, назвав свое имя и прикоснувшись локтями.
В итоге ребята собираются в три группы так, чтобы вместе оказались первые, вторые и третьи номера, затем они приветствуют друг друга в своей группе.
Эта игра позволяет установить контакт между учениками и весело начать урок.
Б) Упражнение «Найди лишнее».
Шаг 1. Подберите девиз урока (пословицу, крылатое выражение, изречение известного человека и т.п.)
Шаг 2. Вставьте в слова девиза урока лишние слова. Это могут быть названия цифр, животных, растений, школьных принадлежностей.
Шаг 3. Напишите на доске деформированный девиз.
Шаг 4. Попросите детей удалить лишние слова и прочитать девиз урока.
Шаг 5. Создайте мотивационную ситуацию и поддерживайте мотивационные факторы у обучающихся.
Например: за Один за всех, одного все. (Один за всех, все за одного).
В) Упражнение « Микрофон».
Шаг 1. Поставьте вопрос классу.
Шаг 2. Предложите детям какой-нибудь предмет, который будет играть роль воображаемого микрофона.
Шаг 3. Давайте слово только тому, кто получает «микрофон».
Шаг 4. Предложите ученикам говорить быстро и лаконично.
Шаг 5. Не комментируйте и не оценивайте ответы.
Шаг 6. Создайте мотивационную ситуацию и поддерживайте мотивационные факторы у учеников.
Например: урок литературного чтения. Тема: «Как сказки сказываются ». Вопрос: Какие сказки вы читали? Назовите их авторов.
2. Сообщение темы и ожидаемых учебных результатов.
Г) Упражнение «Дешифровщик».
Шаг 1. Определите ключевое слово темы урока.
Шаг 2. Зашифруйте его с помощью цифр.
Шаг 3. Попросите детей расшифровать и озвучить тему урока.
Например: расшифровать тему урока.
Д) Метод «Фруктовый сад».
Цель: выявить выжидания и опасения обучающихся на уроке.
Заранее готовятся два больших плаката с нарисованным на каждом из них деревом. Одно дерево подписано «Лимонное дерево», второе – «Яблоня». Так же ученикам раздаются заранее вырезанные из бумаги крупные лимоны и яблоки. Учитель предлагает обучающимся попробовать определить, что они ожидают (хотели бы получить) от обучения и чего опасаются. Ожиданий и опасений может быть несколько. К числу ожиданий/опасений относятся формы и методы обучения, cтиль и способы работы на уроках, атмосфера в классе, отношение учителей и одноклассников и т.д.
Предполагаемые опасения ученики записывают на лимонах, а ожидания – на яблоках. Затем, каждый подходит к соответствующим деревьям и при помощи скотча или магнитов прикрепляют фрукты к ветвям. После того, как фрукты окажутся на деревьях, учитель озвучивает их. После озвучивания ожиданий и опасений организуется обсуждение и систематизация пожеланий и опасений. В завершении метода учитель подводит итоги выяснения опасений и ожиданий.
3. Актуализация знаний
Е) Упражнение «Мозговой штурм» (работа в группах или фронтально со всем классом)
Шаг 1. Разделите детей на группы по 5-7 человек.
Шаг 2. Четко определите проблему или тему для «мозгового штурма».
Шаг 3. Работайте вместе.
Шаг 4. Выберите главного (спикера группы), который ведет обсуждение и стимулирует появление новых идей. Он должен стимулировать не качество, а количество идей.
Шаг 5. Дайте детям время на размышление, чтобы увеличить появление новых идей.
Шаг 6. Придерживайтесь правил «мозгового штурма»:
- Никакой критики.
- Заимствование других идей – нормальное явление.
- Желательно большое количество идей.
- Оценка приходит позже.
Шаг 7. Делитесь идеями циклически, когда отдельные участники или группы рассказывают об одной идее по очереди и идеи не повторяются.
Ё) Интерактивный метод «Пазл».
На этапе организации самостоятельной работы при работе над новой темой целесообразно использовать «Пазл», он строится на основе детской игры.
Изучаемый (или контролируемый) материал частями записан на отдельных карточках, но в каждой карточке должна быть информация к поиску следующей. Ученик должен собрать все карточки по указанному учителем материалу.
На уроках математики его можно использовать при работе с формулами, при решении уравнений и задач. Метод “пазл” способствует формированию внимания, сосредоточенности, умения собирать и анализировать полученную информацию.
Учебный “пазл” можно составлять с обучающимися на любой стадии изучения материала, в любой возрастной группе. Это может быть индивидуальная или коллективная работа.
4. Осознание смысла
И) Упражнение. Система обозначений «Помощь»
Шаг 1. Актуализация (обсуждение пред чтением или изучением).
- Групповая «мозговая атака» по теме.
- Записывание информации, полученной в результате «мозговой атаки» на доске
- Классификация информации.
Шаг 2. Усвоение смысла (собственно чтение и изучение). Читая текст, дети делают обозначения: «+» - «Я это знал»; «-» - «Я это не знал»; «!» - «Это интересно».
Шаг 3. Рефлексия после обсуждения или прочтения.
К) Метод «Ульи» предполагает работу в группе. Участники группы работают с источником информации (книгой), ищут правильное решение поставленной задачи. Работа в группе предполагает распределение обязанностей и организуется лидером группы. Основной целью групповой работы является – развитие мышления обучающихся. В то же время групповая работа эффективно проявила себя и в скорости решения задач, и в создании благoприятных условий для учебного самоопределения, и в формировании навыков организаторской работы, в формировании рефлексивных способностей.
В совместной же деятельности проявляется, в первую очередь, активность обучающихся в малых группах, в парах – там они чувствуют себя комфортнее. Обучающийся, который еще не может по разным причинам публично выступать и высказывать свои мысли вслух перед всем классом и учителем, в группе может занять активную позицию, обсуждать вместе со всеми предложенные вопросы и задания. Он чувствует себя увереннее, что достаточно важно, особенно на первом этапе обучения.
Работа в группах относится к интерактивным методам обучения и предполагает применение таких методов обучения как: кооперированное обучение, групповая дискуссия, мозговой штурм. Кооперированное обучение - это взаимодействие обучающихся в небольших группах, объединенных для решения общей задачи. Сущность этого метода в положительной взаимозависимости, личной ответственности за происходящее в группе, развитие сотрудничества.
В процесс групповой работы входят:
-организация проблемной ситуации;
-раздача дидактического материала;
-планирование работы:
-выполнение задания и обсуждение результатов;
-сообщение о результатах работы группы;
-обсуждение качества выполнения задания группы с учителем;
-вывод о работе групп и достижении поставленной задачи.
Во время работы я обязательно поощряю обращение участников группы за советом друг к другу. При данной форме деятельности возрастает индивидуальная помощь нуждающемуся в ней как со стороны учителя, так и со стороны его товарищей.
Л) Интерактивный метод групповой формы работы - групповая дискуссия.
Это обсуждение вопросов под руководством учителя с тем, чтобы прояснить групповые задачи или воздействовать на мнения участников в процессе общения.
Наиболее эффективным для начала дискуссии, является задание «ловушка». Выслушав учеников и присоединившись, к неверному ответу одного из учеников, ученикам предоставляется выбор – повторить мой ответ, или ответить самостоятельно и правильно. Данный прием воспитывает привычку не соглашаться, с чужим мнением, не подумав. Очень хорошим приемом для воспитания привычки «спрашивания», при котором задания предполагают, что вопросы должны задавать дети, а учитель на них отвечает. Например, задание: « Я загадала растение, вы можете задать мне не более трех вопросов, по ответам на которые, вы можете определить, какое растение я загадала».
М) Метод « Кластер»
Цель: подготовить обучающихся к восприятию новой информации.
В центре классной доски записываем ключевое слово (предложение), предлагаем ученикам высказывать слова или словосочетания, которые, по их мнению, связаны с данной темой. По мере поступление идей записываем их на доске. Затем все вместе устанавливаем подходящие связи между понятиями и идеями.
Целесообразно после группового составления кластера предложить обучающимся индивидуальное составление с последующей работой в парах (тройках, малых группах).
5. Рефлексия
О) Упражнение. Синквейн. (стихотворение в пять строчек, которое синтезирует информацию и факты в краткое высказывание, которое отражает тему)
Шаг 1. Предлагаем тему.
Шаг 2. Делим на пары, объединяя усилия, составляем одно общее стихотворение.
Шаг 3. Стихотворения, написаны е в парах. представляем на обсуждение в группы.
Шаг 4. После дискуссии дети выбирают лучшее стихотворение.
Например: Мама.
Любимая, умная.
Любит, помогает, учит.
Без неё детям очень плохо.
Кормилица.
П) Упражнение. Незаконченное упражнение
Шаг 1. Определяем тему для высказываний.
Шаг 2. Используя «микрофон», учитель формулирует незаконченное предложение и предлагает ученикам завершить его.
Например: На уроке для меня наиболее важным открытием было…
Эта информация позволяет нам сделать выводы, что…
Это решение было принято, потому что…
Сегодняшний урок научил меня…
Р) Метод « Мудрый совет». Группа пишет в конце урока «совет» одноклассникам, которые еще не совсем поняли тему урока или не изучали тему (младшим).
Метод «Ромашка». Обучающиеся отрывают лепестки ромашки и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, записанные на обратной стороне лепестка.
Метод «Итоговый круг». Учитель даёт минуту. Подготовленные представители группы встают в круг, задают вопросы детям других групп, а те в свою очередь отвечают (работают по кругу).
Применение интерактивных форм обучения позволяет не только развивать познавательные универсальные действия обучающихся, помогает учителю в организации урока: повышается плотность урока; появляются широкие возможности для осуществления индивидуального подхода к детям; растет уровень обученности, воспитанности класса; изменяется роль учителя: он - наставник,он - партнер,он - наблюдатель,который, находится то внутри учебной игры, то вне её.
Разумное и целесообразное использование интерактивных форм и методов значительно повышает развивающий эффект обучения, создает атмосферу напряженного поиска, вызывает у обучающихся и учителя массу положительных эмоций и переживаний.
Использование интерактивныхметодов и форм обучения приведёт к реализации поставленной цели, развитию познавательных универсальных учебных действий, развитию и саморазвитию обучающихся начальной школы путём активизации мыслительной деятельности и диалогического взаимодействия с преподавателем и другими участниками образовательного процесса, а также будет способствовать успешному обучению обучающихся в основной школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практико-ориентированный педагогический проект по теме: «Применение активных форм обучения на уроках в начальной школе»
Из опыта работы...
«Активные методы и приемы обучения на уроках в начальной школе»
Одной из проблем, волнующей учителей является вопрос, как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске, другими словами как активизировать познават...
Формы, методы и приемы обучения на уроках в начальной школе
Формы, методы и приёмы обучения на уроках в начальной школе...
«Использование парных и групповых форм обучения на уроках в начальной школе»
Одной из форм, которая позволяет детям раскрыться, является парная и групповая работа. Как подготовить детей и лучше организовать эти формы работы в учебном процессе?...
Применение активных форм обучения на уроках в начальной школе
Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век 21 – век открытий,Век инноваций, новизны,Но от учителя зависит,Какими дети быт...
Методы и формы оценивания на уроках в начальной школе
Методы и формы оценивания применяемые на уроках в начальной школе...