Урок окружающего мира по теме "Ты и твои друзья. Правила дружбы"
план-конспект урока по окружающему миру на тему

Ахмадуллина Зульфия Габтулфатовна

Цели урока:     расширить представление о понятиях «друг», «дружба», умения высказывать собственные суждения по тем или другим вопросам, связанным с этими понятиями;     формировать умение применять правила общения с друзьями в коллективе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира по теме

"Ты и твои друзья. Правила дружбы"

Ахмадуллина Зульфия Габтулфатовна  учитель начальных классов

Цели урока:

  1. расширить представление о понятиях «друг», «дружба», умения высказывать собственные суждения по тем или другим вопросам, связанным с этими понятиями;
  2. формировать умение применять правила общения с друзьями в коллективе.

Оборудование:

  • учебник: А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан Окружающий мир. 1 класс Часть 1 («Я и мир вокруг»); 
  • лист с заданиями
  • презентация к уроку, компьютер, проектор.                             

 Ход урока

  1. Самоопределение к деятельности.

Клип «Песня о дружбе».
– Можно ли, по словам песни, определить тему нашего урока?
Урок будет посвящён дружбе.
– Молодцы. Вы правильно догадались, тема сегодняшнего урока будет посвящена  дружбе и назовём мы её «Ты и твои друзья».
Слайд 1
– Сегодня будем говорить о том, что такое дружба и как научиться дружить.
– У вас есть друзья?
– А вы умеете дружить?
– Вы хотите узнать, как правильно общаться с друзьями?
Да.
Тогда начнём, пожелаем всем удачи в открытии нового.

2. Проблемное объяснение нового знания.

    Очень давно, когда люди жили маленькими селениями, во главе стоял князь. Чтобы    защитить своё селение от врагов, набирал он себе верных, храбрых и мужественных людей в своё войско, которое называлось дружина. Каждого воина потом стали звать другом. Слайд 2

         Прошли века, и теперь  слово друг имеет совсем другое значение.

  Ребята расскажут стихотворение. Внимательно послушайте и ответьте на вопросы, которые прозвучат в стихотворении.

  1. Друг. А что это такое?

Как же нам его добыть?

Может быть купить в аптеке?

Или в гости пригласить ?

  1. Может, он растёт на грядке?

Может, спрятался в лесу?

Может, он в цветочной клумбе

Пьёт из розочки росу

  1. Может он со мною рядом-

Только руку протяни?

Помогите мне ребята,

 Друга верного найти!

-Какого же значение слова друг в наши дни? Слайд 3

  • ДРУГ - тот, кто связан с кем-то дружбой.
  • ДРУЖБА - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, общности интересов.    

-Как же можно найти друзей? Мы проводим в школе много времени, школа – наш второй дом. Можно ли найти друзей среди своих одноклассников?

-А у вас есть друзья? Расскажите о своём друге по плану? Слайд 4

1) Как зовут его?

2) За что ты его любишь?

3) В чём ты ему помогаешь?

 4) Как он помогает тебе?

А теперь подумайте как следует вести себя с друзьями? Слайд 5

Назовите номера картинок, на которых дети соблюдают правила общения с друзьями.
Получилось разное количество выбранных картинок

-Кто из вас сможет обосновать правильность своего выбора (Не можем обосновать)

-Мы столкнулись с затруднением.

-Что надо знать чтобы правильно выполнить задание?(Знать правила общения с друзьями)

-Чтобы узнать правила общения с друзьями выполним задание на листочках. Слайд 6

– Посмотрите на ребят.
– С кем из этих ребят хочется дружить? Обведи рисунок. Объясните почему.
Дети высказывают мнения.
– А в жизни, с каким человеком начать разговор легче и приятнее? Который улыбается.
В общении друг с другом большую роль играет мимика лица. Я предлагаю выполнить упражнение “Отражение” в парах, повернитесь друг к другу и внимательно выполняйте задания.
– Покажите мимикой выражение
внимания, удивления, печали, страдания, вины, радости.
– Какое выражение было приятнее изображать?
Радостное.
– Что вам помогло показать радость?
Улыбка.
– Конечно, улыбаться было приятней, с помощью улыбки можно сообщить без слов о прекрасном настроении.
– Продемонстрируйте то выражение лица, с каким бы вы хотели общаться друг с другом – улыбнитесь.
– Мы открыли первое  правило дружбы, назовите его.
Надо улыбаться. Учитель прикрепляет правило дружбы «Чаще улыбайся».
Действительно, общаться интереснее не с тем человеком, который всегда плачет или сердится, а с тем, который улыбается. Ведь дружба начинается с улыбки.
– Как вы считаете, есть ли ещё правила дружбы?

-Что бы узнать другие правила дружбы откроем учебник на странице 76-77. Выберите из каждой пары советов тот, который подходит в общении с друзьями.

Проверка

-Почему не выбрали другие слова?

Слайд 7

  1. Чаще улыбайся.
  2. Умей выслушивать своего друга.
  3. Называй друга по имени.
  4. Совершив ошибку, признай и исправь её.

    -Какие ещё правила дружбы знаете?

    -Посмотрите на эти правила, можно ли их объединить  и составить общее     правило общения с друзьями?

-Давайте уточним, прочитаем правило в учебнике на стр. 78.

Физкультминутка

Мы друг другу улыбнёмся

Вправо – влево повернёмся

Руки вверх, присели, встали

Носок пятка, поплясали.

Три хлопка над головой,

Топни левою ногой,

 К другу слева повернись

 И радушно улыбнись,

 Справа от тебя сосед

Рукой пошли ему привет.

Я и все мои друзья

Вместе целая семья.

3 Первичное закрепление.

-А теперь давайте поиграем в театр.

К доске выходят актёры девочки Ралина и Идиллия. Авы зрители должны определить умеют ли девочки общаться.

  1. Мы поссорились с подругой

      И уселись по углам

  1. Очень скучно друг без друга

      Помириться нужно нам

  1. Я её не обижала,            

      Только с мишкой убежала

       И сказала : «Не отдам»

   2. Я пойду и помирюсь.

   1. Дам ей мишку , извинюсь,

       Дам ей куклу, дам трамвай.

  2. Я скажу «Играть давай.!»

-Правильно девочки общались? Смогли ли девочки найти правильный выход, как вы думаете?

_А теперь посмотрим мини спектакль в исполнении наших мальчиков:           1.   Подарили мне на праздник

       Шарик с красным петушком.

2.       Ой ,какой красивый шарик!

           Все мечтают о таком

Учитель  У-У-У… Но поднялся ветер вдруг

1.    (плачет) Шарик выхватил из рук.

2.       Не расстраивайся, успокойся.

          Ну чего же мы стоим?

           Шарик твой мы не достанем,

           Так давай играть с моим.          

-Какую оценку вы дадите ситуации , которую обыграли мальчики? А как бы вы поступили?

-Итак, мы пришли к выводу. Дружить – это значит делать вместе дела, проводить вместе досуг, помогать друг другу в учёбе, настоящие друзья не оставят в беде, а если ты совершил плохой поступок, то они не отвернутся от тебя, а помогут тебе исправить ошибку.

– Как вы считаете, для чего мы открыли правила дружбы? Чтобы мы могли использовать их в общении с друзьями.

4 самостоятельная работа с самопроверкой.
Мы хорошо поработали вместе. Готовы ли вы проверить, как вы усвоили новое знание самостоятельно? Да.
–Для этого я вам предложу выполнить самостоятельную работу.

–Задание на листочках. Отметьте знаком + те картинки, где дети поступают правильно. Какие советы им дадите? Напишите рядом с выбранным правилом нужный совет. Слайд 8
Разговаривайте спокойно.
Помогайте друг другу в работе.
Делитесь друг с другом.
Проверьте себя по образцу. Слайд 9

Оцените себя с помощью сигнальных карточек.

– Как вы думаете, почему у некоторых ребят есть ошибки?
– Какой вывод можно сделать по самостоятельной работе?

5.Включение в систему знаний.

Слайд 10
– Все народы во все времена почитали дружбу. А вы знаете, что существует Международный день дружбы? Он отмечается 30 июля. Его целью является укрепление дружеских отношений между разными народами и уважительное восприятие различных культур. Существует и Международный день друзей, он отмечается 9 июня.
В 1893 году был открыт астероид (
Астеро́ид — относительно небольшое небесное тело Солнечной системы, движущееся по орбите вокруг Солнца. Астероиды значительно уступают по массе и размерам планетам, имеют неправильную форму, и не имеют атмосферы, хотя при этом и у них могут быть спутники.)Амицития, в переводе с латинского языка означает «дружба».
В нашей Республике словом «Дружба» назван стадион в г. Й-Ола. В Советском районе есть родник «Дружбы народов», а в нашем посёлке -  улица Дружбы.

6. Рефлексия учебной деятельности.

– Настало время подвести итог урока. Какое новое знание вы сегодня открыли? Мы составили правила дружбы.

– Был ли этот урок вам полезен? Чем?
 Помогут ли вам в жизни правила дружбы?
– Ребята, я предлагаю вам оценить своё умение дружить.
– Выберете утверждение, с которым вы согласны и озвучьте его.
Слайд 11
1) Я люблю интересно проводить время со своими друзьями.
2) Я настоящий друг.
3) Я постараюсь защитить друзей.
4) Я поделюсь с другом тем, что имею.
Выслушивают высказывания детей.
Оценивание учителем.
Отметить учеников, которые:
– правильно составляли рассказы о своих друзьях;
– правильно сделали выводы;
– правильно выполнили самостоятельную работу;
– сумели договориться в совместной работе; разыграли роли.
– А теперь вспомните, как вы работали на протяжении всего урока, и оцените свою работу с помощью сигнальных карточек.
– А завершим наш урок маленьким четверостишьем:
Мы открыли все секреты.
Как нам дружбу сохранить
Выполняйте все советы,
И легко вам будет жить!
– Я желаю каждому из вас иметь верного настоящего друга, уметь дорожить дружбой. Слайд 12
– Вспомним слова мультипликационного героя Кота Леопольда и произнесём все вместе: «Ребята, давайте жить дружно!»



 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ты и твои друзья

Слайд 2

Князь с дружиной.

Слайд 3

«Словарь русского языка» С.И.Ожегова ДРУГ - тот, кто связан с кем-то дружбой . ДРУЖБА - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, общности интересов .

Слайд 4

План Как зовут друга? За что ты его любишь? В чём ты ему помогаешь? Как он помогает тебе?

Слайд 5

Назови номера картинок, на которых дети соблюдают правила общения с друзьями . 1 . 2. 3. 4. 5.

Слайд 7

Правила дружбы Чаще улыбайся. Умей выслушать своего друга. Называй друга по имени. Совершив ошибку, признай и исправь ее.

Слайд 8

Отметь знаком + картинки, где дети поступают правильно, подберите правило и разместите под картинкой.

Слайд 9

Образец для самопроверки Разговаривайте спокойно. Помогайте друг другу в работе . Делитесь друг с другом. + + +

Слайд 10

30 июля отмечается Международный день дружбы, 9 июня Международный день друзей.

Слайд 11

Выберете утверждение, с которым вы согласны Я люблю интересно проводить время со своими друзьями. Я не стану смеяться над неудачей своих друзей. Я настоящий друг. Я постараюсь защитить друзей. Я поделюсь с другом тем, что имею.

Слайд 12

Ребята, давайте жить д ружно!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира по теме "Любимые праздники твоей семьи"

В методической разработке представлен конспект урока окружающего мира по программе В.А.Самковой, Н.И.Романовой по теме "Любимые праздники твоей семьи" и его презентация ( УМК "Начальная инновационная ...

Конспект урока по окружающему миру на тему ты и твои друзья. ШР 2 класс

конспект урока по окружающему миру на тему ты и твои друзья. ШР 2 класс...

Технологическая карта урока окружающий мир на тему: "Ты и твои друзья"

технологическая карта окружающего мира "Ты и твои друзья"...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Ты и твои друзья" 2 класс

Конспект урока по окружающему миру на тему "Ты и твои друзья" 2 класс...

Методическая разработка по окружающему миру на тему "Ты и твои друзья"

Эту разработку я представляла на конкурс "Учитель здоровья", прошла в 3 тур и стала дипломантом. Подойдет для 2 класса. Урок интересен разнообразными формами и методами работы. Приятного про...

Презентация к уроку окружающего мира на тему: "Ты и твои друзья"

Презентация к уроку окружающего мира на тему: "Ты и твои друзья"...