Урок окружающего мира по теме "Любимые праздники твоей семьи"
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) на тему
В методической разработке представлен конспект урока окружающего мира по программе В.А.Самковой, Н.И.Романовой по теме "Любимые праздники твоей семьи" и его презентация ( УМК "Начальная инновационная школа").
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_lyubimye_prazdniki_tvoey_semi.doc | 84 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №39
ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА
АЛЕКСЕЯ АРСЕНТЬЕВИЧА РОГОЖИНА»
Конспект урока
окружающего мира
на тему:
«Любимые праздники
твоей семьи»
2 класс
УМК «Начальная инновационная школа»
(2012 – 2013 учебный год – период апробации
учебника авторов В. А. Самковой, Н. И. Романовой)
Автор: Краюшкина Ирина Александровн
Должность: учитель начальных классов
г. Тула, 2013г.
Тема: «Любимые праздники твоей семьи».
Целевая установка урока:
- продолжить формирование представлений о семье как «частице общества», о важности сохранения семейных традиций.
Задачи урока:
- Образовательные: познакомить с понятием «праздник», видами праздников, рассмотреть любимые семейные праздники, подготовку к семейным праздникам.
- Развивающие: способствовать развитию устной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления, развивать творческие способности учащихся, навыки работы в паре, в группе, умение находить нужную информацию.
- Воспитательные: пробуждать интерес к предмету; воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в парах, внимательное и заботливое отношение к близким людям, чувство милосердия.
Основные термины и понятия:
праздники: государственные, религиозные, народные, семейные.
Планируемые результаты:
А) Предметные результаты:
- Называть любимые семейные праздники.
- Объяснять, почему именно эти праздники особенно любимы членами семьи.
- Рассказывать о подготовке и проведении этих праздников.
Б) Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- принимать и удерживать цель;
Познавательные УУД:
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, ИКТ, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные УУД:
- Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
В) Личностные результаты:
- Элементы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «я» как члена семьи.
Ресурсы:
основные
- В. А. Самкова, Н. И. Романова. «Окружающий мир». Учебник для 2-го класса общеобразовательных учреждений. Часть 2. Стр. 60-63. Урок 52;
- Е. А. Гринёва, В. А. Самкова, Н.И.Романова. Рабочая тетрадь к учебнику для 2-го класса В. А. Самковой, Н. И. Романовой «Окружающий мир». Часть 2. Стр. 54-55. Урок 52;
- ноутбук (для учителя);
- проектор;
дополнительные
- листы для групповой работы;
- лист с тестовым заданием для каждого ученика;
- кружки красного, жёлтого и зелёного цветов.
Межпредметные связи:
Окружающий мир + литературное чтение + математика + русский язык + технология.
Организация пространства:
Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах, парах.
Тип урока: Урок «открытия» новых знаний.
Ход урока
I. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
- Мы урок наш начинаем,
На столе мы проверяем:
Всё ль в порядке?
Всё ль на месте?
И урок начнём мы вместе.
-Надеюсь, у вас хорошее настроение. Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи в получении знаний.
- Перед вами записана тема нашего сегодняшнего урока. Кто догадается, как ее можно прочитать? (Справа налево)
Слайд 1. ИЬМЕС ЙЕОВТ ИКИНДЗАРП ЕЫМИБЮЛ
Слайд 2.
-Какова же тема нашего урока? (Любимые праздники твоей семьи.)
-О чем же пойдет речь? (О праздниках).
-Как наша запись отличается от привычного нам письма, так и праздники отличаются от будничных дней. Поднимите руки, кто из вас любит праздники? Трудно найти такого человека, который не любил бы праздники.
Мы любимых праздников
С нетерпеньем ждём.
Нам приносят праздники
Радость в каждый дом.
Жалко, что кончаются
Праздничные дни,
Но не забываются
Никогда они.
-Как вы думаете, какие цели мы можем поставить на уроке?
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. Постановка учебной задачи.
А) Определение понятия «праздники».
- Первый вопрос, на который нам надо найти ответ: что такое праздники? Как вы думаете, где можно найти ответ на этот вопрос? (В словаре)
- Один ученик работает с Толковым словарем.
-Пока … ищет ответ на этот вопрос, попробуйте ответить самостоятельно.
- Высказывания учащихся.
Слайд 3. – Чтение учащимися.
1) День торжества, установленный в честь или в память какого-нибудь выдающегося события или человека.
2) День, особо отмечаемый обычаем или церковью.
3) Веселье, торжество, устраиваемое кем-либо по какому-либо поводу.
4) Выходной, нерабочий день.
- В другом словаре сказано, что старославянскому «праздный» в русском языке соответствует «порожний» со значением «пустой». «Праздник» и есть «день, порожний от работы, ничем не заполненный, кроме отдыха».
Б) Отличие праздников от будней.
-Праздники с древнейших времен занимают огромное место в жизни каждого человека и каждого народа. В них нередко видят едва ли не главное событие в круговороте жизни. На Руси говорили: «Жизнь без праздника, что еда без хлеба».
-Как вы понимаете, эту пословицу?
-Какой бы была наша жизнь без праздников?
-Чем же праздничные дни отличаются от будней, то есть от обычных дней?
-Радостное, приподнятое настроение, круг друзей и родственников, нарядная одежда, красивый стол, веселая музыка, танцы, песни, подарки – все это олицетворяет для нас праздник. Он захватывает нас и создает особое, ни с чем не сравнимое состояние души. Праздник отвлекает нас от трудностей повседневной жизни. В празднике есть тайна, чудо, ожидание волшебства.
-Праздники бывают разными. Знаете ли вы, на какие группы можно разделить праздники?
-Какую же цель мы можем поставить перед собой? (Узнать, какие виды праздников существуют.)
III. Открытие нового знания.
1) Работа по тетрадям на печатной основе на с.54. – Работа в парах.
-Давайте выясним, какие бывают праздники. Чтобы узнать ответ на этот вопрос, откройте тетради на с.54. Прочитайте первое задание.
«Разгадай ребус, в котором зашифрованы названия известных праздников. Тебе поможет ключ. В горизонтальном ряду таблицы первая цифра, вторая – в вертикальном ряду».
-Давайте первое слово отгадаем вместе.
- Работа с доской.
Слайд 4. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ
- Самостоятельная работа.
-Остальные виды отгадайте вместе со своим соседом по парте.
-Проверьте, верно ли вы выполнили задание.
Слайд 5. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ
РЕЛИГИОЗНЫЕ
НАРОДНЫЕ
СЕМЕЙНЫЕ
2) Работа с учебником на с.61.
-Мы узнали названия видов, но что же они обозначают?
-Как вы думаете, какие праздники называют государственными (религиозными, народными, семейными)
-Как проверить, верна ли наша гипотеза? (Спросить у взрослых, посмотреть в Интернете, в учебнике и др.)
-Откройте учебники на с.61 и прочитайте текст до зелёной рамки.
-Какие же праздники называются государственными? Приведите примеры. (Аналогично разбираются религиозные, народные и семейные праздники.)
IV. Реализация планируемых действий.
А) Выполнение практической работы. – Работа в группах.
Слайд 6.
-А сейчас поработаем по группам. Проведем соревнование и узнаем, какая группа лучше разобралась с видами праздников. Задача каждой группы: приклеить картинки в соответствующие рамки и подписать виды праздников. Работать надо дружно и аккуратно.
Слайд 7. Сравните свои работы с образцом.
Физкультминутка.
Пять веселых домовых праздничною ночью
(Вытянув руку с раскрытыми пальцами вперед, дети поворачивают кисть вправо и влево.)
Разгулялись чересчур, расшалились очень.
(Энергичные движения руками в стороны – вверх – в стороны – вниз.)
Встав на цыпочки, один закружился в вальсе,
(Дети кружатся вокруг себя.)
А второй споткнулся – и нос себе расквасил.
(Присесть, прикрыть нос рукой.)
Третий прыгал до небес, с неба звезды цапал,
(Прыжки вверх (без продвижения вперед).)
А четвертый топал, как мишка косолапый.
(Шаги на месте.)
Пятый танцевал и пел песенку за песенкой…
(Дети делают танцевальные движения.)
Этой ночью домовым очень было весело!
(Хлопки в ладоши.)
Б) Семейные праздники. – Рассказы учащихся
-Какие семейные праздники у нас получились?
-Но прочитайте, что написано у вас в зеленой рамке.
-Откройте страницу 62 и прочитайте задание.
«Какой праздник для тебя самый любимый? Расскажи, как отмечает его ваша семья. Известна ли тебе история этого праздника?»
В) История праздника День рождения. – Рассказ учащегося.
«Самый любимый многими с детства праздник – День рождения – имеет весьма интересную историю возникновения. Традиция праздновать день рождения зародилась в Древнем Египте, затем постепенно распространилась в Древний Рим и Ассирию. Торжество проходило только в честь дня рождения фараонов и наследников мужского пола. В этот день устраивали грандиозный пир, и гостями на нем могли быть не только знатные господа, но и слуги. Нередко в этот день именинник даровал свободу заключенным.
А вот день рождения у женщин отмечать было не принято. Впервые свой день рождения отметила Клеопатра II.
По мере распространения Христианства обычай отмечать день рождения постепенно угас. И только в XII веке немцы возродили эту традицию. В Германии повелось праздновать детские дни рождения. Ребенку-имениннику дарили праздничный пирог с зажженными свечами, где количество свечей соответствовало возрасту малыша.
В России празднование дня рождения достаточно долго было под запретом. И лишь в 18 веке постепенно этот обычай стали перенимать и наши соотечественники. Ну а повсеместно в России этот праздник стал отмечаться только в середине 19 века.
Кстати, в Японии и сегодня день рождения как праздник практически совсем игнорируется. Празднуются лишь “особые” даты – 60, 70, 79, 88 и 99 лет.
А вот в Великобритании все именинники, дожившие до 70, 80 и 90-летнего возраста, удостаиваются личного поздравления от самой королевы».
Г) Традиционные праздники разных народов. – Работа с презентацией (Слайды с 9 по 15).
Слайды 9, 10. В Японии ежегодно 3 марта отмечается праздник кукол – праздник для маленьких девочек. В этот день в каждой семье устраиваются небольшие домашние выставки кукол в красивых старинных нарядах.
Слайд 11. День мальчиков в Японии отмечается 5-го числа 5 месяца по лунному календарю.
Слайд 12. Во многих странах есть День отца. Его отмечают в третье воскресенье июня – в США, Аргентине, Великобритании, Канаде, Индии и др., 18 марта – в Италии, Испании Португалии, 8 мая – в Южной Корее, 21 июня – в Египте, 23 июня – в Польше.
Слайд 13. В Польше 21 января отмечают День бабушки, а 22 января – День дедушки. Первое воскресенье марта – национальный праздник День бабушки во Франции, а 8 февраля – в Турции.
Слайд 14. Один из популярных праздников – День матери. В разных странах этот день приходится на разные даты. В основном, в мире День матери отмечается во второе воскресенье мая. День матери в России отмечается ежегодно в последнее воскресенье ноября, в Беларуси — 14 октября, в Грузии — 3 марта, в Армении — 7 апреля, в Казахстане - 16 сентября, в Германии — 13 мая, в Великобритании — 3 апреля.
Слайд 15. День родителей. В США День Родителей отмечается в четвертое воскресенье каждого июля, в Конго - 1 августа, в Индии – 24 июля.
Д) Предпраздничная подготовка. – Работа по учебнику на с.63.
- Высказывания учащихся.
-Чтобы праздник прошёл весело, к нему надо подготовиться. Что необходимо сделать заранее?
-Кто должен в семье готовиться к празднику?
- Чтение цепочкой на с. 63.
-Что из перечисленного мы не назвали?
- Поздравительные открытки.
Каждый год миллионы людей отправляют друг другу к различным праздникам яркие поздравительные открытки. Первым предложил посылать поздравительные открытки Генри Коль, директор одного из английских музеев. Обычно он поздравлял своих друзей, рассылая им короткие письма. Но однажды, в 1843 году, он решил преподнести им сюрприз и пригласил своего знакомого художника, чтобы тот нарисовал для каждого из его друзей небольшую яркую картинку. В то время никто не мог и предположить, что вскоре такие картинки станут печатать миллионными тиражами, чтобы каждый мог их отправить к празднику своим друзьям.
- Выполнение задания 2 на с.54 в тетради.
Мальчик написал поздравительное письмо для своей мамы, но письмо попало под дождь, и некоторые слова размыло водой. Попробуй восстановить текст поздравления.
«Милая_____________! Я от всей души поздравляю тебя с ________________________________! В этот радостный день хочу тебе пожелать крепкого _________________, весёлого ___________________, счастливых _______________, долгих лет_____________________. Оставайся всегда такой же ____________________________________. Твой сын _______________».
Е) Доброта и милосердие.
-И еще – подумай о тех, кто одинок. Пусть в вашем доме никто не чувствует себя покинутым. Поздравь пожилых или одиноких родственников: подари букетик цветов, открытку, сделанную своими руками. Ты увидишь, что это скромное проявление доброты и участия не только принесет радость другому человеку, но и создаст у тебя по-настоящему праздничное настроение.
Как бы жизнь не летела –
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле,
Делай доброе дело –
Тем живем на Земле. (А.Лесных)
V. Самостоятельная работа с самопроверкой. – Тест.
- Выберите букву, под которой дан правильный ответ.
1. Как называется торжество, устраиваемое кем-либо по какому-либо поводу.
О) выходной;
П) праздник;
Р) будни.
2. Как называются праздники, связанные с важными событиями в истории страны.
Р) государственные;
А) семейные;
Д) религиозные;
З) народные.
3. Как называются праздники, устраиваемые в семье по какому-либо поводу.
Р) государственные;
А) семейные;
Д) религиозные;
З) народные.
4. Праздники, связанные с обычаями и традициями народа, называются
Р) государственные;
А) семейные;
Д) религиозные;
З) народные.
5. Праздники, связанные с церковью, верой в Бога, называются
Р) государственные;
А) семейные;
Д) религиозные;
З) народные.
6. Какой праздник является семейным?
М) День России;
Н) День рождения;
И) День согласия и примирения;
Е) День космонавтики.
7. В какой стране отмечают День бабушки и День дедушки?
И) Польша;
Е) Россия;
Я) Япония.
8. Кто должен принимать участие в подготовке к празднику?
Д) родители;
Ж) дети;
К) все члены семьи.
-Какое же слово у вас получилось?
VI. Этап рефлексии учебной деятельности.
-Какие открытия вы сделали на уроке?
Закончите фразу:
- Я научился …
- Мне было интересно …
- Я попробую …
- Мне было непросто …
VII. Домашнее задание.
С.60-63 подготовить пересказ; выполнить с.54 в тетради; задание на с.62 в учебнике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира во 2 классе "Твои друзья"
Тема "Твои друзья"...
Урок окружающего мира на тему :"Как живет семья". Проект "Моя семья"
Конспект урока по окружающему миру в 1-м классе на тему: «Как живет семья». Проект «Моя семья».Цели урока:1. Формирование у учащихся представления о семье, как о людях, которые любят друг друга...
Урок окружающего мира « От кого зависит твой режим дня?»
Конспект урока во 2классе по программе: «Перспективная начальная школа»...
Урок окружающего мира во 2 классе "Твоя безопасность дома" Перспективная начальная школа
Материал этого урока поможет учащимся соблюдать правила безопасного поведения дома,анализировать ситуацию, выстраивать алгоритм действий при возникновении опасности для жизни в домашних условиях....
Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе "Твои помощники - органы чувств"
Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе "Твои помощники - органы чувств"...
Технологическая карта урока окружающего мира в разнотрансформируемом пространстве "Твоя безопасность на улице" 2 класс. УМК: Перспективная начальная школа
Технологическая карта урока окружающего мира в разнотрансформируемом пространстве "Твоя безопасность на улице" 2 класс. УМК: Перспективная начальная школа...
Конспект урока окружающего мира "От кого зависит твой режим дня?" + презентация (УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс).
Цель деятельности учителя: формирование знаний о термине «режим дня» и его значении в жизни; формирование знаний об условиях жизни, влияющих на здоровье; формирование знаний о полезных при...