Урок окружающего мира по теме "Любимые праздники твоей семьи"
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) на тему

Краюшкина Ирина Александровна

В методической разработке представлен конспект урока окружающего мира по программе В.А.Самковой, Н.И.Романовой по теме "Любимые праздники твоей семьи" и его презентация ( УМК "Начальная инновационная школа").

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_lyubimye_prazdniki_tvoey_semi.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №39

ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА

АЛЕКСЕЯ АРСЕНТЬЕВИЧА РОГОЖИНА»

Конспект урока

окружающего мира

на тему:

 «Любимые праздники

 твоей семьи»

 2 класс

УМК «Начальная инновационная школа»

(2012 – 2013 учебный год – период апробации

учебника авторов В. А. Самковой, Н. И. Романовой)

                                                                                                 

                                                                                                           

                                                                                                                                                                                        Автор: Краюшкина Ирина Александровн

Должность: учитель начальных классов

г. Тула, 2013г.

Тема: «Любимые праздники твоей семьи».

Целевая установка урока:

  • продолжить формирование представлений о семье как «частице общества», о важности сохранения семейных традиций.

Задачи урока:

  • Образовательные: познакомить с понятием «праздник», видами праздников, рассмотреть любимые семейные праздники, подготовку к семейным праздникам.

  • Развивающие: способствовать развитию устной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления, развивать творческие способности учащихся, навыки работы в паре, в группе, умение находить нужную информацию.

  • Воспитательные: пробуждать интерес к предмету; воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в парах, внимательное и заботливое отношение к близким людям, чувство милосердия.

Основные термины и понятия:

праздники: государственные, религиозные, народные, семейные.

Планируемые результаты:

А) Предметные результаты:

  • Называть любимые семейные праздники.
  • Объяснять, почему именно эти праздники особенно любимы членами семьи.
  • Рассказывать о подготовке и проведении этих праздников.

 

Б) Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • принимать и удерживать цель;

Познавательные УУД:

  • строить сообщения в устной и письменной форме;
  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, ИКТ, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные УУД:

  • Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

В) Личностные результаты:

  • Элементы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «я» как члена семьи.

Ресурсы:

основные

  • В. А. Самкова, Н. И. Романова. «Окружающий мир». Учебник для 2-го класса общеобразовательных учреждений.  Часть 2. Стр. 60-63. Урок 52;
  • Е. А. Гринёва, В. А. Самкова, Н.И.Романова. Рабочая тетрадь к учебнику для 2-го класса В. А. Самковой,    Н. И. Романовой «Окружающий мир». Часть 2. Стр. 54-55. Урок 52;
  • ноутбук (для учителя);
  • проектор;        

дополнительные

  • листы для групповой работы;
  • лист с тестовым заданием для каждого ученика;
  • кружки красного, жёлтого и зелёного цветов.

Межпредметные связи:

Окружающий мир + литературное чтение + математика + русский язык + технология.

Организация пространства: 

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах, парах.

Тип урока: Урок  «открытия» новых знаний.

Ход урока

I. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

- Мы урок наш начинаем,

На столе мы проверяем:

Всё ль в порядке?

Всё ль на месте?

И урок начнём мы вместе.

     -Надеюсь, у вас хорошее настроение. Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи в получении знаний.

     - Перед вами записана тема нашего сегодняшнего урока. Кто догадается, как ее можно прочитать? (Справа налево)

Слайд 1.  ИЬМЕС ЙЕОВТ ИКИНДЗАРП ЕЫМИБЮЛ

Слайд 2.

     -Какова же тема нашего урока? (Любимые праздники твоей семьи.)

     -О чем же пойдет речь? (О праздниках).

     -Как наша запись отличается от привычного нам письма, так и праздники отличаются от будничных дней. Поднимите руки, кто из вас любит праздники? Трудно найти такого человека, который не любил бы праздники.

Мы любимых праздников
С нетерпеньем ждём.
Нам приносят праздники
Радость в каждый дом.
Жалко, что кончаются
Праздничные дни,
Но не забываются
Никогда они.
    -Как вы думаете, какие цели мы можем поставить на уроке?

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. Постановка учебной задачи.

А) Определение понятия «праздники».

- Первый вопрос, на который нам надо найти ответ: что такое праздники? Как вы думаете, где можно найти ответ на этот вопрос? (В словаре)

  • Один ученик работает с Толковым словарем.

     -Пока … ищет ответ на этот вопрос, попробуйте ответить самостоятельно.

  • Высказывания учащихся.

Слайд 3. – Чтение учащимися.

1) День торжества, установленный в честь или в память какого-нибудь выдающегося события или человека.
2) День, особо отмечаемый обычаем или церковью.
3) Веселье, торжество, устраиваемое кем-либо по какому-либо поводу.
4) Выходной, нерабочий день.

     - В другом словаре сказано, что старославянскому «праздный» в русском языке соответствует «порожний» со значением «пустой». «Праздник» и есть «день, порожний от работы, ничем не заполненный, кроме отдыха».

Б) Отличие праздников от будней.

     -Праздники с древнейших времен занимают огромное место в жизни каждого человека и каждого народа. В них нередко видят едва ли не главное событие в круговороте жизни. На Руси говорили: «Жизнь без праздника, что еда без хлеба».  

     -Как вы понимаете, эту пословицу?

     -Какой бы была наша жизнь без праздников?

     -Чем же праздничные дни отличаются от будней, то есть от обычных дней?

     -Радостное, приподнятое настроение, круг друзей и родственников, нарядная одежда, красивый стол, веселая музыка, танцы, песни, подарки – все это олицетворяет для нас праздник. Он захватывает нас и создает особое, ни с чем не сравнимое состояние души. Праздник отвлекает нас от трудностей повседневной жизни. В празднике есть тайна, чудо, ожидание волшебства.

     -Праздники бывают разными. Знаете ли вы, на какие группы можно разделить праздники?

     -Какую же цель мы можем поставить перед собой? (Узнать, какие виды праздников существуют.)

III. Открытие нового знания.

1) Работа по тетрадям на печатной основе на с.54. – Работа в парах.

     -Давайте выясним, какие бывают праздники. Чтобы узнать ответ на этот вопрос, откройте тетради на с.54. Прочитайте первое задание.

«Разгадай ребус, в котором зашифрованы названия известных праздников. Тебе поможет ключ. В горизонтальном ряду таблицы первая цифра, вторая – в вертикальном ряду».

-Давайте первое слово отгадаем вместе.

  • Работа с доской.

Слайд 4.  ГОСУДАРСТВЕННЫЕ

  • Самостоятельная работа.

     -Остальные виды отгадайте вместе со своим соседом по парте.

     -Проверьте, верно ли вы выполнили задание.

Слайд 5. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ

                РЕЛИГИОЗНЫЕ

                НАРОДНЫЕ

                СЕМЕЙНЫЕ

2) Работа с учебником на с.61.

     -Мы узнали названия видов, но что же они обозначают?

     -Как вы думаете, какие праздники называют государственными (религиозными, народными, семейными)

     -Как проверить, верна ли наша гипотеза? (Спросить у взрослых, посмотреть в Интернете, в учебнике и др.)

     -Откройте учебники на с.61 и прочитайте текст до зелёной рамки.

     -Какие же праздники называются государственными? Приведите примеры. (Аналогично разбираются религиозные, народные и семейные праздники.)

IV. Реализация планируемых действий.

А) Выполнение практической работы. – Работа в группах.

Слайд 6.

     -А сейчас поработаем по группам. Проведем соревнование и узнаем, какая группа лучше разобралась с видами праздников. Задача каждой группы: приклеить картинки в соответствующие рамки и подписать виды праздников. Работать надо дружно и аккуратно.

Слайд 7. Сравните свои работы с образцом.

Физкультминутка.

Пять веселых домовых праздничною ночью

(Вытянув руку с раскрытыми пальцами вперед, дети поворачивают кисть вправо и влево.)

Разгулялись чересчур, расшалились очень.

(Энергичные движения руками в стороны – вверх – в стороны – вниз.)

Встав на цыпочки, один закружился в вальсе,

(Дети кружатся вокруг себя.)

А второй споткнулся – и нос себе расквасил.

(Присесть, прикрыть нос рукой.)

Третий прыгал до небес, с неба звезды цапал,

(Прыжки вверх (без продвижения вперед).)

А четвертый топал, как мишка косолапый.

(Шаги на месте.)

Пятый танцевал и пел песенку за песенкой…

(Дети делают танцевальные движения.)

Этой ночью домовым очень было весело!

(Хлопки в ладоши.)

Б) Семейные праздники. – Рассказы учащихся

-Какие семейные праздники у нас получились?

-Но прочитайте, что написано у вас в зеленой рамке.

-Откройте страницу 62 и прочитайте задание.

«Какой праздник для тебя самый любимый? Расскажи, как отмечает его ваша семья. Известна ли тебе история этого праздника?»

В) История праздника День рождения. – Рассказ учащегося.

     «Самый любимый многими с детства праздник – День рождения – имеет весьма интересную историю возникновения. Традиция праздновать день рождения зародилась в Древнем Египте, затем постепенно распространилась в Древний Рим и Ассирию. Торжество проходило только в честь дня рождения фараонов и наследников мужского пола. В этот день  устраивали грандиозный пир, и гостями на нем могли быть не только знатные господа, но и слуги. Нередко в этот день именинник даровал свободу заключенным.

     А вот день рождения у женщин отмечать было не принято. Впервые свой день рождения отметила Клеопатра II.

     По мере распространения Христианства обычай отмечать день рождения постепенно угас. И только в XII веке немцы возродили эту традицию. В Германии повелось праздновать детские дни рождения. Ребенку-имениннику дарили праздничный пирог с зажженными свечами, где количество свечей соответствовало возрасту малыша.

     В России празднование дня рождения достаточно долго было под запретом. И лишь в 18 веке постепенно этот обычай стали перенимать и наши соотечественники. Ну а повсеместно в России этот праздник стал отмечаться только в середине 19 века.

Кстати, в Японии и сегодня день рождения как праздник практически совсем игнорируется. Празднуются лишь “особые” даты – 60, 70, 79, 88 и 99 лет.

     А вот в Великобритании все именинники, дожившие до 70, 80 и 90-летнего возраста, удостаиваются личного поздравления от самой королевы».

Г) Традиционные праздники разных народов. – Работа с презентацией (Слайды с 9 по 15).

Слайды 9, 10. В Японии ежегодно 3 марта отмечается праздник кукол – праздник для маленьких девочек. В этот день в каждой семье устраиваются небольшие домашние выставки кукол в красивых старинных нарядах.

Слайд 11. День мальчиков в Японии отмечается 5-го числа 5 месяца по лунному календарю.

Слайд 12. Во многих странах есть День отца. Его отмечают в третье воскресенье июня – в США, Аргентине, Великобритании, Канаде, Индии и др., 18 марта –  в Италии, Испании Португалии, 8 мая – в Южной Корее, 21 июня –  в Египте, 23 июня – в Польше.

Слайд 13. В Польше 21 января отмечают День бабушки, а 22 января – День дедушки. Первое воскресенье марта – национальный праздник День бабушки во Франции, а 8 февраля – в Турции.

Слайд 14. Один из популярных праздников – День матери. В разных странах этот день приходится на разные даты. В основном, в мире День матери отмечается во второе воскресенье мая. День матери в России отмечается ежегодно в последнее воскресенье ноября, в Беларуси — 14 октября, в Грузии — 3 марта, в Армении — 7 апреля, в Казахстане - 16 сентября, в Германии — 13 мая, в Великобритании — 3 апреля.

Слайд 15. День родителей. В США День Родителей отмечается в четвертое воскресенье каждого июля, в Конго - 1 августа, в Индии – 24 июля.

Д) Предпраздничная подготовка. – Работа по учебнику на с.63.

  • Высказывания учащихся.

     -Чтобы праздник прошёл весело, к нему надо подготовиться. Что необходимо сделать заранее?

     -Кто должен в семье готовиться к празднику?

  • Чтение цепочкой на с. 63.

     -Что из перечисленного мы не назвали?

  • Поздравительные открытки.

     Каждый год миллионы людей отправляют друг другу к различным праздникам яркие поздравительные открытки. Первым предложил посылать поздравительные открытки Генри Коль, директор одного из английских музеев. Обычно он поздравлял своих друзей, рассылая им короткие письма. Но однажды, в 1843 году, он решил преподнести им сюрприз и пригласил своего знакомого художника, чтобы тот нарисовал для каждого из его друзей небольшую яркую картинку. В то время никто не мог и предположить, что вскоре такие картинки станут печатать миллионными тиражами, чтобы каждый мог их отправить к празднику своим друзьям.

  • Выполнение задания 2 на с.54 в тетради.

Мальчик написал поздравительное письмо для своей мамы, но письмо попало под дождь, и некоторые слова размыло водой. Попробуй восстановить текст поздравления.

«Милая_____________! Я от всей души поздравляю тебя с ________________________________! В этот радостный день хочу тебе пожелать крепкого _________________, весёлого ___________________, счастливых _______________, долгих лет_____________________. Оставайся всегда такой же ____________________________________.  Твой сын _______________».

Е) Доброта и милосердие.

     -И еще – подумай о тех, кто одинок. Пусть в вашем доме никто не чувствует себя покинутым. Поздравь пожилых или одиноких родственников: подари букетик цветов, открытку, сделанную своими руками. Ты увидишь, что это скромное проявление доброты и участия не только принесет радость другому человеку, но и создаст у тебя по-настоящему праздничное настроение.

Как бы жизнь не летела –

Дней своих не жалей,

Делай доброе дело

Ради счастья людей.

Чтобы сердце горело,

А не тлело во мгле,

Делай доброе дело –

Тем живем на Земле. (А.Лесных)

V. Самостоятельная работа с самопроверкой.  – Тест.

  • Выберите букву, под которой дан правильный ответ.

1. Как называется торжество, устраиваемое кем-либо по какому-либо поводу.

О) выходной;

П) праздник;

Р) будни.

2. Как называются праздники, связанные с важными событиями в истории страны.

Р) государственные;

А) семейные;

Д) религиозные;

З) народные.

3. Как называются праздники, устраиваемые в семье по какому-либо поводу.

Р) государственные;

А) семейные;

Д) религиозные;

З) народные.

4. Праздники, связанные с обычаями и традициями народа,  называются

Р) государственные;

А) семейные;

Д) религиозные;

З) народные.

5. Праздники, связанные с церковью, верой в Бога, называются

Р) государственные;

А) семейные;

Д) религиозные;

З) народные.

6. Какой праздник является семейным?

М) День России;

Н) День рождения;

И) День согласия и примирения;

Е) День космонавтики.

7. В какой стране отмечают День бабушки и День дедушки?

И) Польша;

Е) Россия;

Я) Япония.

8. Кто должен принимать участие в подготовке к празднику?

Д) родители;

Ж) дети;

К) все члены семьи.

-Какое же слово у вас получилось?

 VI. Этап рефлексии учебной деятельности.

-Какие открытия вы сделали на уроке?

Закончите фразу:

  • Я научился …
  • Мне было интересно …
  • Я попробую …
  • Мне было непросто …

VII. Домашнее задание.

С.60-63 подготовить пересказ; выполнить с.54 в тетради; задание на с.62 в учебнике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира на тему :"Как живет семья". Проект "Моя семья"

Конспект урока по окружающему миру в 1-м классе на тему: «Как живет семья». Проект «Моя семья».Цели урока:1. Формирование у учащихся представления о семье, как о людях, которые любят друг друга...

Урок окружающего мира « От кого зависит твой режим дня?»

Конспект урока во 2классе по программе: «Перспективная начальная школа»...

Урок окружающего мира во 2 классе "Твоя безопасность дома" Перспективная начальная школа

Материал этого урока поможет учащимся соблюдать правила безопасного поведения дома,анализировать ситуацию, выстраивать алгоритм действий при возникновении опасности для жизни в домашних условиях....

Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе "Твои помощники - органы чувств"

Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе "Твои помощники - органы чувств"...

Технологическая карта урока окружающего мира в разнотрансформируемом пространстве "Твоя безопасность на улице" 2 класс. УМК: Перспективная начальная школа

Технологическая карта урока окружающего мира в разнотрансформируемом пространстве "Твоя безопасность на улице" 2 класс. УМК: Перспективная начальная школа...

Конспект урока окружающего мира "От кого зависит твой режим дня?" + презентация (УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс).

Цель деятельности учителя: формирование знаний о термине «режим дня» и его значении в жизни; формирование знаний об условиях жизни, влияющих на здоровье; формирование знаний о полезных при...