Планирование уроков "Окружающего мира " 3 класс
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему

Планирование уроков "Окружающего мира " 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon planirovanie_okruzhayushchiy_mir.doc744.65 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                   Календарно-тематическое планирование по предмету

                                    «окружающий мир»

№ п/п

Дата

Тема урока

Тип урока

Основные виды учебной деятельности

Планируемые предметные результаты освоения материала

Универсальные учебные действия

Раздел «Как устроен мир» (6 часов)

1

Природа.

Урок вве дения в новую тему.

Знакомиться с учебником и учебны ми пособиями, с целями и задачами раздела. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Доказывать, пользуясь иллюстраци ей учебника, что природа удиви тельно разнообразна; раскрывать ценность природы для людей. Пред лагать задание к рисунку учебника и оценивать ответы одноклассников, осуществлять самопроверку.

Анализировать текст учебника, извлекать из него необходимую информацию; сравнивать объекты неживой и живой природы по из вестным признакам, классифици ровать объекты живой природы. Формулировать выводы из изу ченного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. Объяснять значения слов: «организмы», «биология», «царства», «бакте рии», «микроскоп».

Преобразование модели с це лью выявления общих зако нов, определяющих данную предметную область. По строение логической цепочки рассуждений, анализ истинно сти утверждений. Умение ра ботать в паре.

2

Человек. Старто вая диаг ностика.

Урок-игра.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Наблю дать и описывать проявления внут реннего мира человека; обсуждать, как возникают богатства внутреннего мира человека.

Называть сходства человека и живых существ и отличия его от животных. Различать внешность человека и его внутренний мир; анализировать проявления внут реннего мира человека в его по ступках, внешности, взаимоотно шениях с людьми, отношении к природе; оценивать богатство внутреннего мира человека. Объ яснять значения слов: «психоло гия», «восприятие», «память», «мышление», «воображение».

Умение моделировать ступени познания человеком окру жающего мира в ходе ролевых игр: формулировать выводы из изученного материала; от вечать на итоговые вопросы и оценивать результаты работы.

3

Проект «Богатства, отданные людям».

Урок- проект.

Учиться распределять обязанности по проекту в группах; собирать ма териал; подбирать иллюстративный материал, изготавливать недостаю щие иллюстрации, оформлять стенд; презентовать проект; оценивать ре зультаты работы.

Определять цель проекта, рабо тать с известной информацией, собирать дополнительный мате риал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено уча щимися, и того, что ещё неиз вестно. Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; представление полученной

-

информации; оценка резуль татов работы. Сотрудничество с учителем и учащимися.

4

Общество.

Урок изу чения но вого ма териала.

Определять место человека в мире; характеризовать семью, народ, го сударство как части общества; со поставлять формы правления в го сударствах мира. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Анализировать таблицу с целью извлечения необходимой инфор мации; описывать по фотографи ям достопримечательности раз ных стран; соотносить страны и народы, осуществлять самопро верку; рассуждать о многообразии и единстве стран и народов в со временном мире. Объяснять зна чения слов: «семья», «народ», «государство», «общество».

Умение с достаточной полно той и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями комму никации; умение читать таб лицы и работать с ними, да вать аргументированный от вет на поставленный вопрос. Умение сотрудничать с учите лем и сверстниками.

5

Что такое экология.

Комбини рованный

Анализировать текст учебника с це лью обнаружения взаимосвязей в

Называть экологические связи и их разнообразие. Анализировать

Построение логической цепоч ки рассуждений, анализ истин

природе, между природои и челове ком, прослеживать по схеме обнару женные взаимосвязи, рассказывать о них, опираясь на схему. Формулиро вать выводы из изученного материа ла, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

схемы учебника и с их помощью классифицировать экологические связи; приводить примеры взаимо связи живого и неживого, растений и животных, человека и природы; описывать окружающую среду для природных объектов и человека. Объяснять значения слов: «окру жающая среда», «экология».

ности утверждений. Умение интегрироваться в группу свер стников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудниче ство со сверстниками. Модели рование связей организмов с окружающей средой, обсужде ние и оценивание предложен ных моделей.

6

-

Природа в опасности!

Урок-

исследова- ние.

Устанавливать причинно- следственные связи между поведе нием людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды; различать положительное и отрица тельное влияние человека на при роду; сравнивать заповедники и на циональные парки.

Называть положительные и от рицательные влияния человека на природу. Рассуждать о том, по чему люди не могут полностью прекратить использование при родных богатств; объяснять, какое отношение к природе можно на звать ответственным. Объяснять значения слов: «заповедник», «национальный парк».

Моделирование в виде схемы воздействия человека на при роду. Обсуждение, как каждый может помочь природе. Рабо та со взрослыми: подготовка сообщения о заповедниках и национальных парках. Уча стие в природоохранной дея тельности.

Раздел «Эта удивительная природа» (18 часов)

7

Тела, ве щества, частицы. Практиче ская рабо-

Урок-

исследова- ние.

Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их вы полнить; классифицировать тела и вещества, приводить примеры есте ственных и искусственных тел, твёр-

Объяснять значения слов: «те ло», «вещество», «частица». Различать тела и вещества, осуществлять самопроверку; проверять с помощью учебника

Высказывание предположе ний, объясняющих результат опыта; доказательство на ос нове опыта, что тела и веще ства состоят из частиц. Моде-

та № 1 «Тела, ве щества, частицы».

дых, жидких и газообразных ве ществ; наблюдать опыт с растворе нием вещества.

правильность приведённых ут верждений.

лирование процесса раство рения, а также расположения частиц в твёрдом, жидком и газообразном веществах.

8

Разнообра зие ве ществ.

Практиче ская рабо та № 2 «Обнару жение крахмала в продуктах питания».

Урок-

исследова ние.

Наблюдать и характеризовать свой ства поваренной соли, сахара, крах мала, кислоты.

Ставить опыты по обнаружению крахмала в продуктах питания, ис пользовать лабораторное оборудо вание, фиксировать результаты ис следования в рабочей тетради.

Объяснять значения слов: «хи мия», «поваренная соль», «крах мал», «кислота». Описывать изу чаемые вещества по предложен ному плану; использовать инфор мацию из текста учебника для объяснения содержания рисунков; различать сахар, соль, крахмал по характерным признакам.

Постановка и формулирова ние проблемы, самостоятель ное создание алгоритмов дея тельности при решении про блем поискового характера; анализ объектов с целью вы деления признаков (сущест венных, несущественных).

9

Воздух и его охрана. Практиче ская рабо та № 3 «Свойства воздуха».

Урок- практика.

Анализировать схему (диаграмму) с целью определения состава возду ха. Исследовать с помощью опытов свойства воздуха.

Объяснять значение слова «ки слород». Различать цель опыта, ход опыта, вывод. Объяснять свойства воздуха, используя зна ния о частицах; осуществлять са мопроверку. Называть правила охраны воздуха.

Анализ объектов с целью вы деления признаков (сущест венных, несущественных). Ин тервьюирование взрослых о мерах охраны чистоты возду ха в родном городе.

10

Вода.

Практиче ская рабо та № 4 «Свойства воды».

Урок- практика.

Исследовать по инструкции учебника свойства воды. Анализировать схе мы учебника и применять их для объяснения свойств воды. Расска зывать об использовании в быту во ды как растворителя.

Объяснять значение слова «фильтр». Определять и назы вать цель каждого опыта, устно описывать его ход, формулиро вать выводы и фиксировать их в рабочей тетради.

Анализ объектов с целью вы деления признаков (сущест венных, несущественных); проведение мини- исследования об использова нии питьевой воды в семье.

11

Превраще ния и кру говорот воды. Практиче ская рабо та № 5 «Кругово рот воды в природе».

Урок- практика.

Высказывать предположения о со стояниях воды в природе. Наблю дать в ходе учебного эксперимента образование капель при охлаждении пара.

Объяснять значения слов: «со стояние», «испарение», «кругово рот». Различать три состояния воды, формулировать на основе наблюдения вывод о причинах образования облаков и выпаде нии дождя.

Моделирование круговорота воды в природе с помощью пластилина, осуществление самопроверки.

12

Берегите воду!

Урок-

исследова- ние.

Высказывать предположения о том, почему нужно беречь воду; находить и использовать при ответе на вопрос цифровые данные из учебника. Обсу ждать способы экономного использо вания воды. Рассказывать о загрязне нии воды с помощью модели.

Анализировать схему в учебнике, сопоставлять полученные сведе ния с информацией из текста. По нимать, что надо охранять и бе речь воду.

Самостоятельное выделение и формулирование познава тельной цели. Моделирование в виде динамической схемы источников загрязнения воды. Интервьюирование взрослых по охране чистоты воды в родном городе (селе). Осоз нанное и произвольное по строение речевого высказы вания в устной форме.

13

Как разру шаются камни.

Урок-

исследова ние.

Высказывать предположения о при чинах разрушения горных пород в природе. Наблюдать процесс рас ширения твёрдых тел в ходе учебно го эксперимента; моделировать в виде схемы увеличение расстояния между частицами твёрдых тел при нагревании и уменьшение - при ох лаждении.

Характеризовать процесс раз рушения горных пород в резуль тате нагревания, охлаждения, за мерзания воды в трещинах и уко ренения растений в них.

Выделение необходимой ин формации; установление при- чинно-следственных связей, представление цепочек объ ектов и явлений; умение с достаточной полнотой и точ ностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

14

-

Что такое почва.

Практиче ская рабо та №6 «Состав почвы».

Урок- практика.

Анализировать рисунок учебника по предложенным заданиям и вопро сам; высказывать предположения (гипотезы) о том, почему почва пло дородна, обосновывать их. Иссле довать состав почвы в ходе учебного эксперимента.

Объяснять значение слова «пе регной». На основе схемы моде лировать связи почвы и расте ний. Характеризовать процессы образования и разрушения почвы; характеризовать меры по охране почвы от разрушения.

Анализ объектов с целью вы деления признаков (сущест венных, несущественных); ус тановление причинно- следственных связей, пред ставление цепочек объектов и явлений.

15

Разнообра зие расте ний.

Урок раз вития умений и навыков.

Знакомиться с группами растений по материалам учебника. Классифици ровать растения из предложенного списка; знакомиться по учебнику с понятием «виды растений»; исполь зовать предложенную информацию при характеристике групп растений.

Объяснять значение слова «бо таника». Называть растения с по мощью атласа-определителя. Приводить примеры растений разных групп и видов.

Самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера; умение с достаточной полнотой и точ ностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Подготовка сообщения об од ном из видов растений любой группы.

16

Солнце, растения и мы с вами.

Урок изу чения но вого ма териала.

Выявлять с помощью схемы сходст во и различие процессов питания и дыхания растений. Моделировать процессы дыхания и питания расте ний, рассказывать об этих процессах с помощью выполненной схемы.

Выявлять роль листьев, стебля и корня в питании растений. Доказы вать, что без растений невозможна жизнь животных и человека.

Умение извлекать информа цию из учебника, карты, моде лировать объекты окружаю щего мира; придумывать фан тастический рассказ.

17

Размноже ние и раз витие рас тений.

Практиче ская рабо та № 7 «Размно жение и развитие растений».

Комбини рованный урок.

Характеризовать условия, необхо димые для размножения растений и их распространения. Наблюдать в природе, как распространяются се мена деревьев. Выявлять роль жи вотных в размножении и развитии растений.

Объяснять значение слова «опы ление». Характеризовать с по мощью схем стадии развития рас тения из семени. Называть раз ные способы распространения плодов и семян.

Давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. Анализ объектов с целью выде ления признаков (существен ных, несущественных).

18

Охрана растений.

Прове рочная работа.

Контроль но-обоб щающий урок.

Актуализировать сведения об исче зающих и редких растениях. Харак теризовать факторы отрицательного воздействия человека на мир расте ний. Оформлять памятку «Берегите растения».

Называть факторы отрицатель ного воздействия человека на мир растений, правила поведения в

природе. *

Установление причинно- следственных связей. Поста новка и формулирование про блемы.

19

Разнообра зие живот ных.

Урок фор мирования умений и навыков.

Понимать учебную задачу и стре миться её выполнить. Классифици ровать животных.

Объяснять значения слов: «зоо логия», «земноводные», «пресмы кающиеся», «млекопитающие». Приводить примеры животных раз ных групп; с помощью атласа- определителя определять живот ных, изображённых на рисунках, и относить их к определённой группе.

Самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера; умение с достаточной полнотой и точ ностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Умение работать с текстом, выделять новые понятия, оп ределять их существенные признаки.

20

Кто есть кто? Про ект «Раз нообразие

Урок- проект.

Характеризовать животных по типу питания, приводить примеры живот ных по типу питания. Анализировать схемы цепей питания. Характеризо-

Определять цель проекта, рабо тать с известной информацией, собирать дополнительный мате риал, создавать способы реше-

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено уча щимися, и того, что ещё неиз-

природы

родного

края».

вать защитные приспособления рас тений и животных. Обсуждать роль хищников в поддержании равнове сия в природе. Составлять и презен товать «Книгу природы родного края».

ния проблем творческого и поис кового характера.

вестно. Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; представление полученной информации; оценка резуль татов работы. Сотрудничество с учителем и учащимися.

21

Размноже ние и раз витие жи вотных.

Урок раз вития умений и навыков.

Характеризовать животных разных групп по способу размножения, мо делировать стадии размножения животных разных групп. Рассказы вать, как заботятся домашние жи вотные о своём потомстве.

Объяснять значения слов: «ли чинка», «куколка», «малёк», «го ловастик». Рассказывать о раз множении и развитии животных разных групп.

Моделирование — преобра зование объекта из чувствен ной формы в модель, где вы делены существенные харак теристики объекта. Осознан ное и произвольное построе ние речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

22

Охрана животных.

Урок-

конферен ция.

Актуализировать знания о редких и исчезающих животных. Характери зовать факторы отрицательного воздействия человека на животный мир. Формулировать с помощью экологических знаков правила пове дения в природе. Создать книжку- малышку «Береги животных».

С помощью атласа-определителя и электронного приложения опре делять животных, занесённых в Красную книгу России. Называть меры по охране животных.

Установление причинно- следственных связей. Поста новка и формулирование про блемы.

23

-

В царстве грибов.

Урок раз вития умений и навыков.

Характеризовать строение шляпоч ных грибов. Моделировать различие грибов-двойников.

Объяснить значения слов: «гриб ница», «съедобные грибы», «не съедобные грибы». С помощью иллюстраций учебника и атласа- определителя различать съедоб ные, несъедобные и ядовитые грибы. Называть правила сбора грибов.

Умение работать с текстом, выделять новые понятия, оп ределять их существенные признаки. Строить рассужде ния в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

24

Великий

круговорот

жизни.

Тест №1.

Контроль но-обоб щающий урок.

Характеризовать организмы- производители, организмы- потребители и организмы- разрушители. Обсуждать опасность исчезновения хотя бы одного из звеньев цепи круговорота веществ в природе. Моделировать круговорот веществ в природе.

Рассказывать о круговороте ве ществ на Земле. Называть ос новные звенья круговорота ве ществ: производители, потреби тели, разрушители.

Построение логической цепоч ки рассуждений, анализ ис тинности утверждений.

Раздел «Мы и наше здоровье» (10 часов)

25

Организм человека.

Урок вве дения в новую тему.

Актуализировать знания по анатомии и физиологии человеческого организма. Характеризовать системы органов че ловека. Обсуждать взаимосвязь наук анатомии, физиологии и гигиены. Ана лизировать схемы расположения орга нов человека, уметь показывать рас положение внутренних органов на сво ём теле и теле собеседника. Практиче ская работа в паре: измерение роста и массы человека.

Объяснять значение выражения «система органов». Называть и показывать на модели органы человека.

*

Умение работать с текстом, выделять новые понятия, оп ределять их существенные признаки. Строить рассужде ния в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

26

Органы чувств.

Урок-

исследова ние.

Самостоятельно изучать материал темы и готовить рассказы по пред ложенному плану. Распознавать предметы на ощупь и по запаху в ходе учебного эксперимента. Фор мулировать правила гигиены орга нов чувств.

Объяснять значения слов: «обо няние», «осязание». Называть органы чувств человека: глаза, уши, нос, язык, кожа. Рассказы вать о правилах гигиены органов чувств.

Самостоятельное выделение и формулирование познава тельной цели; структурирова ние знаний.

27

Надёжная защита ор ганизма.

Практиче ская рабо та № 8 «Знаком ство с внешним строением кожи».

Урок- практика.

Практическая работа: изучить свой ства кожи. Осваивать приёмы оказа ния первой помощи при поврежде ниях кожи. Подготовить рассказ об уходе за кожей.

Объяснять значение слов: «ушиб», «ожог», «обморажива ние». Характеризовать средства гигиены и ухода за кожей. Назы вать меры первой помощи при

повреждениях кожи.

Выделение необходимой ин формации; установление при- чинно-следственных связей, представление цепочек объ ектов и явлений; умение с достаточной полнотой и точ ностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

28

Опора тела и движе ние.

Урок

развития умений и навыков.

Характеризовать роль скелета и мышц в жизнедеятельности орга низма. Раскрывать роль правильной осанки для здоровья человека.

Объяснять значения слов: «ске лет», «мышцы», «опорно- двигательная система», «осанка». Рассказывать о роли опорно- двигательной системы в организ ме человека. Понимать важность выработки и сохранения правиль ной осанки.

Самостоятельное выделение и формулирование познаватель ной цели; структурирование знаний; осознанное и произ вольное построение речевого высказывания в устной и пись менной форме. Следить за пра вильной осанкой на уроке и вне его, выполнять физминутки.

29

Наше пи тание. Проект «Школа кулина ров».

Урок- проект.

Определять наличие питательных веществ в продуктах питания. Моде лировать строение пищеваритель ной системы. Характеризовать из менения, которые происходят с пи щей в процессе переваривания. Об суждать правила рационального пи тания. Составлять меню здорового питания.

Объяснять значения понятий: «белки», «жиры», «углеводы», «пищеварительная система». Оп ределять цель проекта, работать с известной информацией, соби рать дополнительный материал, создавать способы решения про блем творческого и поискового характера.

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено уча щимися, и того, что ещё неиз вестно. Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; представление полученной информации; оценка резуль татов работы. Сотрудничество с учителем и учащимися.

30

Дыхание и кровооб ращение.

Практиче ская рабо та № 9 «Подсчет ударов пульса».

Урок- практика.

Актуализировать знания о лёгких и сердце. Характеризовать строение дыхательной системы и её роль в организме. Моделировать строение дыхательной системы. Характеризо вать строение кровеносной системы и роль крови и кровеносной системы в организме. Моделировать строе ние кровеносной системы. Измерять пульс на запястье и подсчитывать количество его ударов в минуту при разной нагрузке.

Объяснять значения понятий: «дыхательная система», «крове носная система». Рассказывать о дыхательной и кровеносной сис темах, их строении и работе. По нимать взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем.

Самостоятельное выделение и формулирование познава тельной цели; структурирова ние знаний; осознанное и про извольное построение речево го высказывания в устной и письменной форме.

31

Проверим себя и оце ним свои достижения за первое полугодие. Промежу точная диагно стическая работа.

Контроль но-обоб щающий урок.

Выполнять задания; проверять свои знания.

Адекватно оценивать и анализи ровать свои знания/незнания. * *

Оценка — выделение и осоз нание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка ре зультатов работы.

32

Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообра зие природы

Урок- конферен ция.

Выступать с подготовленными со общениями, иллюстрировать их на глядными материалами. Обсуждать выступления учащихся. Оценивать свои достижения и достижения дру гих учащихся.

Представлять результаты про ектной деятельности. Формиро вать адекватную оценку своих достижений.

Моделирование — преобра зование объекта из чувствен ной формы в модель, где вы делены существенные харак теристики объекта(пространственно-графи-

ческая или знаково-символмческая); умение


родного фая», «Шко ла кулина ров».

с достаточной полнотой и точ ностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

33

Умей пре дупреж дать бо лезни.

Урок обоб щения и система тизации знаний.

Характеризовать и формулировать факторы закаливания. Составлять памятку по закаливанию. Составлять инструкцию по предупреждению ин фекционных заболеваний.

Объяснять значения понятий: «закаливание»; «инфекционные болезни», «аллергия». Называть способы закаливания организма, правила поведения в случае за болевания. Формулировать пра вила предупреждения инфекци онных болезней и аллергии.

Структурирование знаний; по становка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов дея тельности при решении про блем творческого и поисково го характера.

34

Здоровый

образ

жизни.

Урок

обобщения и систе матизации знаний.

Обсуждать и формулировать прави ла здорового образа жизни и ста раться их соблюдать.

Объяснять значение выражения «здоровый образ жизни». Разли чать факторы, укрепляющие здо ровье, и факторы, негативно на него влияющие.

Структурирование знаний; по становка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов дея тельности при решении про блем творческого и поисково го характера.

Раздел «Наша безопасность» (7 часов)

35

Огонь, вода и газ.

Урок вве дения в новую тему.

Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выпол нить. Актуализировать знания об опас ностях в быту. Характеризовать дейст вия при пожаре, аварии водопровода и утечке газа. Моделировать действия при этих ситуациях в виде схем и ро левой игры. Анализировать схему эва куации из школы и моделировать её в ходе учебной тревоги.

Объяснять значение слова «дис петчер». Называть наизусть те лефоны экстренного вызова, ро дителей, соседей. Формулировать действия при пожаре, аварии во допровода, утечке газа.

Постановка и формулирова ние проблемы, самостоятель ное создание алгоритмов дея тельности при решении про блем поискового характера; умение с достаточной полно той и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями комму никации.

36

Чтобы путь был счаст ливым.

Тест № 2.

Контроль но-обоб щающий урок.

Актуализировать правила безопас ного поведения на улице. Изучать по материалам учебника правила пове дения на улице и в транспорте; гото вить сообщения. Обсуждать пред ложенные ситуации, которые явля ются потенциально опасными. Мо делировать свои действия в ходе ролевой игры. Выполнять тесты о правильном/неправильном поведе нии на улице и в транспорте.

Называть правила поведения по дороге в школу, при переходе улицы, езде на велосипеде, езде в автомобиле, общественном транспорте.

Построение рассуждения в форме связи простых сужде ний об объекте, его строении, свойствах и связях. Построе ние логической цепочки рас суждений, анализ истинности утверждений.

37

Дорожные знаки.

Тест № 3.

Контроль но-обоб щающий урок.

Актуализировать знание дорожных знаков. Анализировать разные типы знаков, обсуждать, как они помогают пешеходам. Моделировать в виде схемы путь от дома до школы с обо значением имеющихся дорожных знаков. Выполнять тесты с выбором ответа, требующие знание дорожных знаков.

Объяснять значение слова «сер вис». Называть дорожные знаки: предупреждающие, запрещаю щие, предписывающие, информационно-

указательные, знаки сер виса.

Построение рассуждения в форме связи простых сужде ний об объекте, его строении, свойствах и связях. Построе ние логической цепочки рас суждений, анализ истинности утверждений.

38

Проект «Кто нас защищает».

Урок- проект.

Находить в Интернете и других ис точниках информации сведения о Вооружённых Силах России, дея тельности полиции, службы пожар ной безопасности, МЧС. Интервьюи ровать ветеранов Великой Отечест венной войны, военнослужащих, со трудников полиции, пожарной охра ны, МЧС. Оформлять собранные материалы в виде стендов, альбо мов и т.д. Презентовать и оценивать результаты проектной деятельности.

Определять цель проекта, рабо тать с известной информацией, собирать дополнительный мате риал, создавать способы реше ния проблем творческого и поис кового характера.

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено уча щимися, и того, что ещё неиз вестно. Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; представление полученной информации; оценка резуль татов работы. Сотрудничество с учителем и учащимися.

39

Опасные места.

Урок сис темати зации знаний.

Актуализировать полученные ранее знания о потенциально опасных местах. Обсуждать потенциальные опасности в доме и вне его. Состав лять схему своего двора и окрестно стей с указанием опасных мест.

Называть правила поведения в потенциально опасных местах: на балконе, в лифте, на стройпло щадке, пустыре, в парке, лесу, на обледенелых поверхностях и т.д.

Построение рассуждения в форме совокупности простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Построение логической цепоч ки рассуждений, анализ ис тинности утверждений.

40

Природа и наша безо пасность.

Прове рочная работа.

Контроль но-обоб щающий урок.

Характеризовать опасности природ ного характера. Находить информа цию о ядовитых растениях и грибах. Характеризовать правила гигиены при общении с домашними живот ными. Различать гадюку и ужа.

Понимать, какие опасности при родного характера могут принести гроза, ядовитые растения и грибы, змеи, собаки, кошки.

Построение рассуждения в форме совокупности простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Построение логической цепоч ки рассуждений, анализ ис тинности утверждений.

41

Экологиче ская безо пасность.

Урок- практика.

Анализировать по схеме цепь за грязнения, приводить примеры це пей загрязнения. Моделировать пути

Объяснять значения слов: «эко логическая безопасность», «цепь загрязнения», «бытовой фильтр».

Выделение необходимой ин формации; установление при- чинно-следственных связей,

Практиче ская рабо та № 10 «Устрой ство и ра бота бы тового фильтра для очист ки воды».

поступления загрязняющих веществ в организм. Обсуждать проблему экологической безопасности и меры по охране окружающей среды. Зна комиться с устройством и работой бытового фильтра для очистки воды.

Называть правила экологической безопасности.

представление цепочек объ ектов и явлений; умение с достаточной полнотой й точ ностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Раздел «Чему учит экономика» (12 часов)

42

Для чего нужна эко номика.

Урок вве дения в новую тему.

Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их вы полнить. Различать товары и услуги; приводить примеры товаров и услуг. Характеризовать роль труда в соз дании товаров и услуг. Работать со взрослыми: прослеживать, какие то вары и услуги были нужны семье в течение дня.

Раскрывать понятия «экономи ка», «потребности», «услуги». По нимать, что удовлетворение по требностей людей - главная за дача экономики.

Постановка и формулирова ние проблемы, самостоятель ное создание алгоритмов дея тельности при решении про блем поискового характера; умение с достаточной полно той и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями комму никации.

43

Природные богатства и труд людей - основа экономики.

Урок изу чения но вого ма териала.

Раскрывать роль природных бо гатств и труда людей в экономике по предложенному плану. Прослежи вать взаимосвязь труда людей раз ных профессий. Выяснять роль про фессий родителей в экономике.

Объяснять значения слов: «при родные богатства», «капитал», «труд». Приводить примеры ис пользования природных богатств и труда в процессе производства товаров. Раскрывать роль науки в экономическом развитии.

Умение работать с текстом, выделять новые понятия, оп ределять их существенные признаки.

Осознанное и произвольное построение речевого выска зывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуни кации.

44

Полезные ископае мые.

Практиче ская рабо та № 11 «Полезные ископае мые».

Комбини рованный урок.

Актуализировать знания о полезных ископаемых. Определять полезные ископаемые. Выявлять, при произ водстве каких товаров применяются изучаемые полезные ископаемые. Характеризовать особенности добы чи различных полезных ископаемых.

Объяснять значения слов: «ме сторождение», «геолог». Назы вать наиболее важные в эконо мике полезные ископаемые. Рас крывать основные способы до бычи полезных ископаемых. Ана лизировать правила охраны по лезных ископаемых.

Извлечение необходимой ин формации из текстов; поста новка и формулирование про блемы, самостоятельное соз дание алгоритмов деятельно сти при решении проблем по искового характера.

45

Растение водство

Практиче ская рабо та № 12 «Знаком ство с культур ными рас тениями».

Урок- практика.

Актуализировать знания о дикорасту щих и культурных растениях. Исследо вать выданное учителем сельскохо зяйственное растение и описывать его по плану. Обсуждать, зачем люди за нимаются растениеводством. Характе ризовать роль выращивания культур ных растений в экономике и труд рас тениеводов. Выявлять связь растение водства и промышленности. Работа со взрослыми: интервьюировать работни ков сельского хозяйства.

Объяснять значения слов: «от расль», «растениеводство». Раз личать и классифицировать культурные растения. Опреде лять с помощью атласа- определителя культурные расте ния. Классифицировать культур ные растения: зерновые, кормо вые и прядильные культуры, ово щи, фрукты, цветы.

Структурирование знаний; по становка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятель ности при решении проблем творческого и поискового ха рактера. Поиск и выделение необходимой информации.

46

Животно водство.

Урок-

исследова ние.

Актуализировать знания о диких и домашних животных. Классифици ровать домашних сельскохозяйст венных животных. Характеризовать роль разведения сельскохозяйст венных животных в экономике и труд животноводов. Выявлять взаимо связь растениеводства, животновод ства и промышленности. Исследо вать, какие продукты животноводст ва использует семья в течение дня. Работа со взрослыми: интервьюиро вать работников животноводства.

Объяснять значение слова «жи вотноводство». Называть до машних сельскохозяйственных животных, рассказывать об их со держании и разведении, об их ро ли в экономике. Называть продук ты животноводства, которые ис пользует семья в течение дня.

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятель ности при решении проблем творческого и поискового ха рактера. Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний.

47

-

Какая бы вает про мышлен ность.

Урок-

исследова- ние.

Характеризовать отрасли промыш ленности по их роли в производстве товаров. Соотносить продукцию и отрасли промышленности. Выявлять взаимосвязь отраслей промышлен ности. Характеризовать труд работ ников отраслей промышленности. Работа со взрослыми: выявить, ка кие отрасли промышленности, какие крупные предприятия есть в регионе.

Объяснять значения понятий: «добывающая промышленность», «электроэнергетика», «металлур гия», «машиностроение», «хими ческая промышленность», «лёгкая промышленность», «пищевая промышленность».

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятель ности при решении проблем творческого и поискового ха рактера. Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний.

48

Проект «Экономи ка родного края».

Урок- проект.

Собирать информацию об экономике своего края (города, села). Оформ лять собранные материалы в виде фотовыставки, стенгазеты, альбома и т.д. Коллективно составлять книгу- справочник «Экономика родного

Определять цель проекта, рабо тать с известной информацией, собирать дополнительный мате риал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено уча щимися, и того, что ещё неиз вестно. Поиск и выделение необходимой информации,

края». Презентовать и оценивать результаты проектной деятельности.

структурирование знаний; представление полученной информации; оценка резуль татов работы. Сотрудничество с учителем и учащимися.

49

Что такое деньги.

Практиче ская рабо та № 12 «Знаком ство с раз личными монетами».

Урок- практика.

Характеризовать виды обмена това рами (бартер и купля-продажа); мо делировать ситуации бартера и куп ли-продажи. Раскрывать роль денег в экономике. Рассматривать и срав нивать монеты России по внешнему виду, устно описывать их.

Объяснять значения слов: «день ги», «рубль», «заработная плата», «бартер», «купля-продажа». На зывать виды денежных знаков: банкноты и монеты. Различать денежные единицы разных стран.

Самостоятельное выделение и формулирование познава тельной цели; структурирова ние знаний.

50

Государст венный бюджет.

Урок изу чения но вого ма териала.

Характеризовать государственный бюджет, его доходы и расходы. Оп ределять, люди каких профессий получают зарплату из государствен ного бюджета. Выявлять взаимо связь между доходами и расходами государства. Моделировать доходы и расходы государства в виде мате матических задач.

Объяснять значения слов: «бюд жет», «доходы», «расходы», «на логи». Объяснять, зачем нужен государственный бюджет, на что расходуются деньги из государст венного бюджета.

Умение работать с текстом, выделять новые понятия, оп ределять их существенные признаки.

Осознанное и произвольное построение речевого выска зывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуни кации.

51

-

Семейный бюджет.

Урок изу чения но вого ма териала.

Характеризовать семейный бюджет, его доходы и расходы. Выявлять сходство и различия государствен ного и семейного бюджета и их взаимосвязь. Определять, какие до ходы и из каких источников может иметь семья. Обсуждать, какие рас ходы семьи являются первостепен ными, а какие - менее важными. Моделировать семейный бюджет.

Объяснять значения слов: «сти пендия»^ «пенсия». Понимать, что такое семейный бюджет, анали зировать его доходы и расходы.

Умение работать с текстом, выделять новые понятия, оп ределять их существенные признаки.

Осознанное и произвольное построение речевого выска зывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуни кации.

52

Экономика и экология.

Тест № 4.

Контроль но-обоб щающий урок.

Актуализировать знания о влиянии человека на окружающую среду. Ха рактеризовать вредное воздействие различных отраслей экономики на окружающую среду. Раскрывать взаимосвязь между экономикой и экологией.

Объяснять значения слов: «тан кер», «экологическая катастро фа», «экологический прогноз». Понимать взаимосвязь экономики и экологии.

Поиск и выделение необходи мой информации; структури рование знаний; осознанное и произвольное построение ре чевого высказывания в устной

и письменной форме.

»

53

Экономика и экология.

Урок-

исследова ние.

Обсуждать, почему при осуществле нии любого экономического проекта в настоящее время осуществляется экологическая экспертиза. Выяснять, какие меры экологической безопас ности предпринимаются в регионе.

Приводить примеры изменения экономических проектов под влиянием экологов.

Постановка и формулирова ние проблемы, самостоятель ное создание алгоритмов дея тельности при решении про блем творческого и поисково го характера.

Раздел «Путешествия по городам и странам» (15 часов)

54

Золотое

кольцо

России.

Урок-

путеше-

ствие.

Прослеживать маршрут путешествия по карте в учебнике и настенной

карте России.

*

Объяснять значение слова «фи нифть». Рассказывать о досто примечательностях городов Золо того кольца. Узнавать достопри мечательности городов Золотого кольца по фотографиям.

Умение получать информацию на основе изучения карты, ставить познавательную задачу, соотносить информацию из разных источников. Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки.

55

Золотое

кольцо

России.

Урок-

путеше-

ствие.

Моделировать маршрут Золотого кольца, используя фотографии досто примечательностей, сувениры и т.д.

Узнавать достопримечательности городов Золотого кольца по фото графиям.

Структурирование знаний; умение читать схемы и рабо тать с ними, давать аргумен тированный ответ на постав ленный вопрос; умение стро ить рассуждения в форме свя зи простых суждений об объ екте, его строении, свойствах и связях.

56

Золотое

кольцо

России.

Урок-

викторина.

Составлять вопросы к викторине по Золотому кольцу. С помощью Ин тернета готовить сообщение о лю бом городе Золотого кольца.

Называть города, которые входят в Золотое кольцо.

Умение получать информацию на основе изучения карты, моделировать объекты окру жающего мира.

57

Проект «Музей путешест вий».

Урок- проект.

Собирать экспонаты для музея, со ставлять этикетки. Оформлять экс позицию музея. Готовить сообще ния, презентовать свои сообщения с демонстрацией экспонатов.

Определять цель проекта, рабо тать с известной информацией, собирать дополнительный мате риал, создавать способы реше ния проблем творческого и поис кового характера.

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено уча щимися, и того, что ещё неиз вестно. Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; представление полученной информации; оценка резуль татов работы. Сотрудничество с учителем и учащимися.

58

Наши бли жайшие соседи.

Урок-

путеше-

ствие.

Показывать на карте России её гра ницы и пограничные государства, их столицы, в том числе страны, грани чащие только с Калининградской областью или имеющие с Россией только морские границы. Обсуждать, почему с государствами-соседями нужно иметь добрососедские отно шения. Готовить сообщение о стра нах, граничащих с Россией.

Объяснять значения понятий: «сухопутные границы», «морские границы». Называть государства, граничащие с Россией, их столицы.

Умение получать информацию на основе изучения карты, ставить познавательную зада чу, соотносить информацию из разных источников. Умение с достаточной полнотой и точ ностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

59

На севере Европы.

Урок- путеше ствие.

Самостоятельно изучить материал учебника о странах севера Европы, подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столи цы на политической карте Европы.

Соотносить государства и их флаги. Составлять вопросы к викторине по странам севера Европы. Работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из стран севера Европы.

Объяснять значения понятий: «Скандинавские страны», «фьорд», «аквапарк», «гейзер». Называть страны севера Европы, их столицы. Узнавать по фото графиям достопримечательности изучаемой страны, её известных людей.

Умение получать информацию на основе изучения карты, ставить познавательную зада чу, соотносить информацию из разных источников. Умение

с достаточной полнотой и точ ностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

60

Что такое Бенилюкс.

Урок-

путеше-

ствие.

Самостоятельно изучить материал о странах Бенилюкса, подготовить со общения с показом местоположения страны и её столицы на политиче ской карте Европы. Составлять во просы к викторине по странам Бени люкса. Работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Бельгии, Голландии, Люксембурга.

Объяснять значение слова «дам ба». Называть страны Бенилюк са, их столицы. Описывать дос топримечательности стран Бени люкса по фотографиям.

Умение получать информацию на основе изучения карты, ставить познавательную зада чу, соотносить информацию из разных источников. Умение с достаточной полнотой и точ ностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

61

В центре Европы.

Урок-

путеше-

ствие.

Самостоятельно изучить материал о странах центра Европы, подготовить сообщения с показом местоположе ния страны и её столицы на полити ческой карте Европы. Моделировать достопримечательности из пласти лина. Работать со взрослыми: в ма газинах выяснять, какие товары по ступают из Германии, Австрии, Швейцарии.

Объяснять значение слова «фи акр». Называть страны центра Европы, их столицы. Узнавать и описывать достопримечательно сти по фотографиям. Узнавать известных людей стран Европы.

Умение получать информацию на основе изучения карты, ставить познавательную зада чу, соотносить информацию из разных источников. Умение с достаточной полнотой и точ ностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

62

По Фран ции и Ве ликобрита нии (Фран ция).

Урок-

путеше-

ствие.

Самостоятельно изучить материал о Франции, подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы. Составлять вопросы для викторины о Франции. Работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Франции.

Показывать местоположение Франции на карте, называть её столицу. Описывать достоприме чательности Франции по фото графиям. Узнавать её замеча тельных людей.

Умение получать информацию на основе изучения карты, ставить познавательную зада чу, соотносить информацию из разных источников. Умение с достаточной полнотой и точ ностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

63

По Фран ции и Ве ликобрита нии (Вели кобрита ния).

Урок- путеше ствие.

Самостоятельно изучить материал о Великобритании, подготовить сооб щения с показом местоположения страны и её столицы на политиче ской карте Европы. Составлять во просы для викторины о Великобри тании. Работать со взрослыми: в ма газинах выяснять, какие товары по ступают из Великобритании.

Показывать местоположение Ве ликобритании на карте, называть её столицу. Описывать досто примечательности Великобрита нии по фотографиям. Узнавать её замечательных людей.

Умение получать информацию на основе изучения карты, ставить познавательную зада чу, соотносить информацию из разных источников. Умение с достаточной полнотой и точ ностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

64

На юге Ев ропы.

Урок-

путеше-

ствие.

Самостоятельно изучить материал о Греции и Италии, подготовить сооб щения с показом местоположения стран и их столиц на политической карте Европы. Составлять вопросы для викторины по Греции и Италии. Работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Греции и Италии.

Показывать местоположение Греции и Италии на карте, назы вать их столицы. Описывать дос топримечательности Греции и Италии по фотографиям. Узна вать их замечательных людей. •

Умение получать информацию на основе изучения карты, ставить познавательную зада чу, соотносить информацию из разных источников. Умение с достаточной полнотой и точ ностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

65

-

По знаме нитым мес там мира.

Тест № 5.

Комбини рованный урок.

Соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся. Обсуждать цели ме ждународного туризма. Находить в дополнительной литературе и в Ин тернете материал о достопримеча тельностях разных стран, готовить сообщения.

Описывать по фотографиям изу чаемые достопримечательности.

Умение получать информацию на основе изучения карты, ставить познавательную зада чу, соотносить информацию из разных источников. Ини циативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

66

Проверим себя и оценим свои дос тижения за второе по-

Контроль- но-обоб- щающий урок.

Выполнять задания; проверять свои знания.

Адекватно оценивать и анализи ровать свои знания/незнания.

Оценка — выделение и осоз нание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка ре зультатов работы.


лугодие. Итоговая диагно стическая работа.

67

Презента ция проек тов «Кто нас защи щает», «Экономи ка родного края», «Музей путешест вий».

Урок- конферен ция.

Выступать с подготовленными со общениями, иллюстрировать их на глядными материалами. Обсуждать выступления учащихся. Оценивать свои достижения и достижения дру гих учащихся. «

Представлять результаты про ектной деятельности. Формиро вать адекватную оценку своих достижений.

Моделирование - преобразо вание объекта из чувственной формы в модель, где выделе ны существенные характери стики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая); умение с достаточной полнотой и точ ностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

68

Презента ция проек тов «Кто нас защи щает», «Экономи ка родного края», «Музей путешест вий».

Урок-

конферен-

ция.

Выступать с подготовленными со общениями, иллюстрировать их на глядными материалами. Обсуждать выступления учащихся. Оценивать свои достижения и достижения дру гих учащихся.

Представлять результаты про ектной деятельности. Формиро вать адекватную оценку своих

достижений.

*

Моделирование - преобразо вание объекта из чувственной формы в модель, где выделе ны существенные характери стики объекта(пространственно-графическая или знаково-символическая); умение с достаточной полнотой и точ ностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование для 2 класса по русскому языку (Рамзаева), по математике (Петерсон), по литературному чтению (Климанова), по окруж. миру (Плешаков)

Планирование по рус. яз. для 2 кл. расчитано на нагрузку 4 часа в неделю,по математике для 2 кл. - 5 часов в неделю,по лит. чтению - 3 часа в неделю, по окруж. миру - 2 часа в неделю.Количество к...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ФГОС) по ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ, УМК "Начальная школа XXI века". ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ на I класс (УУД)

Рабочая программа содержит пояснительную записку и подробное календарно-тематическое планирование в соответствии с ФГОС для 1 класса по курсу "Окружающий мир" к УМК "Начальная школа XXI век"...

тематическое планирование окружающего мира в первом классе

рабочая программа по окружающему миру в первом классе. Школа России....

Календарно-тематическое планирование окружающему миру 3 класс.

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования УМК "Школа России".Материал содержит пояснительную записку и КТП по окружающему м...

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы (Школа России) с планированием на 1 класс

Программа окружающего мира и календарно-тематическое планирование на 1 класс...

Календарно - тематическое планирование для 3 класса по окружающему миру.

Календарно - тематическое планирование для 3 класса по окружающему миру  по индивидуальной форме обучения. (34 часа)...

Календарно - тематическое планирование для 1 класса по окружающему миру.

Календарно - тематическое планирование для 1 класса по  окружающему миру для учащихся индивидуальной формы обучения....