Планирование уроков "Окружающего мира " 3 класс
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему
Планирование уроков "Окружающего мира " 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovanie_okruzhayushchiy_mir.doc | 744.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование по предмету
«окружающий мир»
№ п/п | Дата | Тема урока | Тип урока | Основные виды учебной деятельности | Планируемые предметные результаты освоения материала | Универсальные учебные действия |
Раздел «Как устроен мир» (6 часов) | ||||||
1 | Природа. | Урок вве дения в новую тему. | Знакомиться с учебником и учебны ми пособиями, с целями и задачами раздела. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Доказывать, пользуясь иллюстраци ей учебника, что природа удиви тельно разнообразна; раскрывать ценность природы для людей. Пред лагать задание к рисунку учебника и оценивать ответы одноклассников, осуществлять самопроверку. | Анализировать текст учебника, извлекать из него необходимую информацию; сравнивать объекты неживой и живой природы по из вестным признакам, классифици ровать объекты живой природы. Формулировать выводы из изу ченного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. Объяснять значения слов: «организмы», «биология», «царства», «бакте рии», «микроскоп». | Преобразование модели с це лью выявления общих зако нов, определяющих данную предметную область. По строение логической цепочки рассуждений, анализ истинно сти утверждений. Умение ра ботать в паре. | |
2 | Человек. Старто вая диаг ностика. | Урок-игра. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Наблю дать и описывать проявления внут реннего мира человека; обсуждать, как возникают богатства внутреннего мира человека. | Называть сходства человека и живых существ и отличия его от животных. Различать внешность человека и его внутренний мир; анализировать проявления внут реннего мира человека в его по ступках, внешности, взаимоотно шениях с людьми, отношении к природе; оценивать богатство внутреннего мира человека. Объ яснять значения слов: «психоло гия», «восприятие», «память», «мышление», «воображение». | Умение моделировать ступени познания человеком окру жающего мира в ходе ролевых игр: формулировать выводы из изученного материала; от вечать на итоговые вопросы и оценивать результаты работы. | |
3 | Проект «Богатства, отданные людям». | Урок- проект. | Учиться распределять обязанности по проекту в группах; собирать ма териал; подбирать иллюстративный материал, изготавливать недостаю щие иллюстрации, оформлять стенд; презентовать проект; оценивать ре зультаты работы. | Определять цель проекта, рабо тать с известной информацией, собирать дополнительный мате риал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера. | Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено уча щимися, и того, что ещё неиз вестно. Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; представление полученной |
- | информации; оценка резуль татов работы. Сотрудничество с учителем и учащимися. | |||||
4 | Общество. | Урок изу чения но вого ма териала. | Определять место человека в мире; характеризовать семью, народ, го сударство как части общества; со поставлять формы правления в го сударствах мира. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Анализировать таблицу с целью извлечения необходимой инфор мации; описывать по фотографи ям достопримечательности раз ных стран; соотносить страны и народы, осуществлять самопро верку; рассуждать о многообразии и единстве стран и народов в со временном мире. Объяснять зна чения слов: «семья», «народ», «государство», «общество». | Умение с достаточной полно той и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями комму никации; умение читать таб лицы и работать с ними, да вать аргументированный от вет на поставленный вопрос. Умение сотрудничать с учите лем и сверстниками. | |
5 | Что такое экология. | Комбини рованный | Анализировать текст учебника с це лью обнаружения взаимосвязей в | Называть экологические связи и их разнообразие. Анализировать | Построение логической цепоч ки рассуждений, анализ истин | |
природе, между природои и челове ком, прослеживать по схеме обнару женные взаимосвязи, рассказывать о них, опираясь на схему. Формулиро вать выводы из изученного материа ла, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | схемы учебника и с их помощью классифицировать экологические связи; приводить примеры взаимо связи живого и неживого, растений и животных, человека и природы; описывать окружающую среду для природных объектов и человека. Объяснять значения слов: «окру жающая среда», «экология». | ности утверждений. Умение интегрироваться в группу свер стников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудниче ство со сверстниками. Модели рование связей организмов с окружающей средой, обсужде ние и оценивание предложен ных моделей. | ||||
6 | - | Природа в опасности! | Урок- исследова- ние. | Устанавливать причинно- следственные связи между поведе нием людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды; различать положительное и отрица тельное влияние человека на при роду; сравнивать заповедники и на циональные парки. | Называть положительные и от рицательные влияния человека на природу. Рассуждать о том, по чему люди не могут полностью прекратить использование при родных богатств; объяснять, какое отношение к природе можно на звать ответственным. Объяснять значения слов: «заповедник», «национальный парк». | Моделирование в виде схемы воздействия человека на при роду. Обсуждение, как каждый может помочь природе. Рабо та со взрослыми: подготовка сообщения о заповедниках и национальных парках. Уча стие в природоохранной дея тельности. |
Раздел «Эта удивительная природа» (18 часов) | ||||||
7 | Тела, ве щества, частицы. Практиче ская рабо- | Урок- исследова- ние. | Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их вы полнить; классифицировать тела и вещества, приводить примеры есте ственных и искусственных тел, твёр- | Объяснять значения слов: «те ло», «вещество», «частица». Различать тела и вещества, осуществлять самопроверку; проверять с помощью учебника | Высказывание предположе ний, объясняющих результат опыта; доказательство на ос нове опыта, что тела и веще ства состоят из частиц. Моде- |
та № 1 «Тела, ве щества, частицы». | дых, жидких и газообразных ве ществ; наблюдать опыт с растворе нием вещества. | правильность приведённых ут верждений. | лирование процесса раство рения, а также расположения частиц в твёрдом, жидком и газообразном веществах. | |||
8 | Разнообра зие ве ществ. Практиче ская рабо та № 2 «Обнару жение крахмала в продуктах питания». | Урок- исследова ние. | Наблюдать и характеризовать свой ства поваренной соли, сахара, крах мала, кислоты. Ставить опыты по обнаружению крахмала в продуктах питания, ис пользовать лабораторное оборудо вание, фиксировать результаты ис следования в рабочей тетради. | Объяснять значения слов: «хи мия», «поваренная соль», «крах мал», «кислота». Описывать изу чаемые вещества по предложен ному плану; использовать инфор мацию из текста учебника для объяснения содержания рисунков; различать сахар, соль, крахмал по характерным признакам. | Постановка и формулирова ние проблемы, самостоятель ное создание алгоритмов дея тельности при решении про блем поискового характера; анализ объектов с целью вы деления признаков (сущест венных, несущественных). | |
9 | Воздух и его охрана. Практиче ская рабо та № 3 «Свойства воздуха». | Урок- практика. | Анализировать схему (диаграмму) с целью определения состава возду ха. Исследовать с помощью опытов свойства воздуха. | Объяснять значение слова «ки слород». Различать цель опыта, ход опыта, вывод. Объяснять свойства воздуха, используя зна ния о частицах; осуществлять са мопроверку. Называть правила охраны воздуха. | Анализ объектов с целью вы деления признаков (сущест венных, несущественных). Ин тервьюирование взрослых о мерах охраны чистоты возду ха в родном городе. | |
10 | Вода. Практиче ская рабо та № 4 «Свойства воды». | Урок- практика. | Исследовать по инструкции учебника свойства воды. Анализировать схе мы учебника и применять их для объяснения свойств воды. Расска зывать об использовании в быту во ды как растворителя. | Объяснять значение слова «фильтр». Определять и назы вать цель каждого опыта, устно описывать его ход, формулиро вать выводы и фиксировать их в рабочей тетради. | Анализ объектов с целью вы деления признаков (сущест венных, несущественных); проведение мини- исследования об использова нии питьевой воды в семье. | |
11 | Превраще ния и кру говорот воды. Практиче ская рабо та № 5 «Кругово рот воды в природе». | Урок- практика. | Высказывать предположения о со стояниях воды в природе. Наблю дать в ходе учебного эксперимента образование капель при охлаждении пара. | Объяснять значения слов: «со стояние», «испарение», «кругово рот». Различать три состояния воды, формулировать на основе наблюдения вывод о причинах образования облаков и выпаде нии дождя. | Моделирование круговорота воды в природе с помощью пластилина, осуществление самопроверки. |
12 | Берегите воду! | Урок- исследова- ние. | Высказывать предположения о том, почему нужно беречь воду; находить и использовать при ответе на вопрос цифровые данные из учебника. Обсу ждать способы экономного использо вания воды. Рассказывать о загрязне нии воды с помощью модели. | Анализировать схему в учебнике, сопоставлять полученные сведе ния с информацией из текста. По нимать, что надо охранять и бе речь воду. | Самостоятельное выделение и формулирование познава тельной цели. Моделирование в виде динамической схемы источников загрязнения воды. Интервьюирование взрослых по охране чистоты воды в родном городе (селе). Осоз нанное и произвольное по строение речевого высказы вания в устной форме. | |
13 | Как разру шаются камни. | Урок- исследова ние. | Высказывать предположения о при чинах разрушения горных пород в природе. Наблюдать процесс рас ширения твёрдых тел в ходе учебно го эксперимента; моделировать в виде схемы увеличение расстояния между частицами твёрдых тел при нагревании и уменьшение - при ох лаждении. | Характеризовать процесс раз рушения горных пород в резуль тате нагревания, охлаждения, за мерзания воды в трещинах и уко ренения растений в них. | Выделение необходимой ин формации; установление при- чинно-следственных связей, представление цепочек объ ектов и явлений; умение с достаточной полнотой и точ ностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | |
14 | - | Что такое почва. Практиче ская рабо та №6 «Состав почвы». | Урок- практика. | Анализировать рисунок учебника по предложенным заданиям и вопро сам; высказывать предположения (гипотезы) о том, почему почва пло дородна, обосновывать их. Иссле довать состав почвы в ходе учебного эксперимента. | Объяснять значение слова «пе регной». На основе схемы моде лировать связи почвы и расте ний. Характеризовать процессы образования и разрушения почвы; характеризовать меры по охране почвы от разрушения. | Анализ объектов с целью вы деления признаков (сущест венных, несущественных); ус тановление причинно- следственных связей, пред ставление цепочек объектов и явлений. |
15 | Разнообра зие расте ний. | Урок раз вития умений и навыков. | Знакомиться с группами растений по материалам учебника. Классифици ровать растения из предложенного списка; знакомиться по учебнику с понятием «виды растений»; исполь зовать предложенную информацию при характеристике групп растений. | Объяснять значение слова «бо таника». Называть растения с по мощью атласа-определителя. Приводить примеры растений разных групп и видов. | Самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера; умение с достаточной полнотой и точ ностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Подготовка сообщения об од ном из видов растений любой группы. |
16 | Солнце, растения и мы с вами. | Урок изу чения но вого ма териала. | Выявлять с помощью схемы сходст во и различие процессов питания и дыхания растений. Моделировать процессы дыхания и питания расте ний, рассказывать об этих процессах с помощью выполненной схемы. | Выявлять роль листьев, стебля и корня в питании растений. Доказы вать, что без растений невозможна жизнь животных и человека. | Умение извлекать информа цию из учебника, карты, моде лировать объекты окружаю щего мира; придумывать фан тастический рассказ. | |
17 | Размноже ние и раз витие рас тений. Практиче ская рабо та № 7 «Размно жение и развитие растений». | Комбини рованный урок. | Характеризовать условия, необхо димые для размножения растений и их распространения. Наблюдать в природе, как распространяются се мена деревьев. Выявлять роль жи вотных в размножении и развитии растений. | Объяснять значение слова «опы ление». Характеризовать с по мощью схем стадии развития рас тения из семени. Называть раз ные способы распространения плодов и семян. | Давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. Анализ объектов с целью выде ления признаков (существен ных, несущественных). | |
18 | Охрана растений. Прове рочная работа. | Контроль но-обоб щающий урок. | Актуализировать сведения об исче зающих и редких растениях. Харак теризовать факторы отрицательного воздействия человека на мир расте ний. Оформлять памятку «Берегите растения». | Называть факторы отрицатель ного воздействия человека на мир растений, правила поведения в природе. * | Установление причинно- следственных связей. Поста новка и формулирование про блемы. | |
19 | Разнообра зие живот ных. | Урок фор мирования умений и навыков. | Понимать учебную задачу и стре миться её выполнить. Классифици ровать животных. | Объяснять значения слов: «зоо логия», «земноводные», «пресмы кающиеся», «млекопитающие». Приводить примеры животных раз ных групп; с помощью атласа- определителя определять живот ных, изображённых на рисунках, и относить их к определённой группе. | Самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера; умение с достаточной полнотой и точ ностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Умение работать с текстом, выделять новые понятия, оп ределять их существенные признаки. | |
20 | Кто есть кто? Про ект «Раз нообразие | Урок- проект. | Характеризовать животных по типу питания, приводить примеры живот ных по типу питания. Анализировать схемы цепей питания. Характеризо- | Определять цель проекта, рабо тать с известной информацией, собирать дополнительный мате риал, создавать способы реше- | Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено уча щимися, и того, что ещё неиз- |
природы родного края». | вать защитные приспособления рас тений и животных. Обсуждать роль хищников в поддержании равнове сия в природе. Составлять и презен товать «Книгу природы родного края». | ния проблем творческого и поис кового характера. | вестно. Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; представление полученной информации; оценка резуль татов работы. Сотрудничество с учителем и учащимися. | |||
21 | Размноже ние и раз витие жи вотных. | Урок раз вития умений и навыков. | Характеризовать животных разных групп по способу размножения, мо делировать стадии размножения животных разных групп. Рассказы вать, как заботятся домашние жи вотные о своём потомстве. | Объяснять значения слов: «ли чинка», «куколка», «малёк», «го ловастик». Рассказывать о раз множении и развитии животных разных групп. | Моделирование — преобра зование объекта из чувствен ной формы в модель, где вы делены существенные харак теристики объекта. Осознан ное и произвольное построе ние речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. | |
22 | Охрана животных. | Урок- конферен ция. | Актуализировать знания о редких и исчезающих животных. Характери зовать факторы отрицательного воздействия человека на животный мир. Формулировать с помощью экологических знаков правила пове дения в природе. Создать книжку- малышку «Береги животных». | С помощью атласа-определителя и электронного приложения опре делять животных, занесённых в Красную книгу России. Называть меры по охране животных. | Установление причинно- следственных связей. Поста новка и формулирование про блемы. | |
23 | - | В царстве грибов. | Урок раз вития умений и навыков. | Характеризовать строение шляпоч ных грибов. Моделировать различие грибов-двойников. | Объяснить значения слов: «гриб ница», «съедобные грибы», «не съедобные грибы». С помощью иллюстраций учебника и атласа- определителя различать съедоб ные, несъедобные и ядовитые грибы. Называть правила сбора грибов. | Умение работать с текстом, выделять новые понятия, оп ределять их существенные признаки. Строить рассужде ния в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. |
24 | Великий круговорот жизни. Тест №1. | Контроль но-обоб щающий урок. | Характеризовать организмы- производители, организмы- потребители и организмы- разрушители. Обсуждать опасность исчезновения хотя бы одного из звеньев цепи круговорота веществ в природе. Моделировать круговорот веществ в природе. | Рассказывать о круговороте ве ществ на Земле. Называть ос новные звенья круговорота ве ществ: производители, потреби тели, разрушители. | Построение логической цепоч ки рассуждений, анализ ис тинности утверждений. |
Раздел «Мы и наше здоровье» (10 часов) | ||||||
25 | Организм человека. | Урок вве дения в новую тему. | Актуализировать знания по анатомии и физиологии человеческого организма. Характеризовать системы органов че ловека. Обсуждать взаимосвязь наук анатомии, физиологии и гигиены. Ана лизировать схемы расположения орга нов человека, уметь показывать рас положение внутренних органов на сво ём теле и теле собеседника. Практиче ская работа в паре: измерение роста и массы человека. | Объяснять значение выражения «система органов». Называть и показывать на модели органы человека. * | Умение работать с текстом, выделять новые понятия, оп ределять их существенные признаки. Строить рассужде ния в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. | |
26 | Органы чувств. | Урок- исследова ние. | Самостоятельно изучать материал темы и готовить рассказы по пред ложенному плану. Распознавать предметы на ощупь и по запаху в ходе учебного эксперимента. Фор мулировать правила гигиены орга нов чувств. | Объяснять значения слов: «обо няние», «осязание». Называть органы чувств человека: глаза, уши, нос, язык, кожа. Рассказы вать о правилах гигиены органов чувств. | Самостоятельное выделение и формулирование познава тельной цели; структурирова ние знаний. | |
27 | Надёжная защита ор ганизма. Практиче ская рабо та № 8 «Знаком ство с внешним строением кожи». | Урок- практика. | Практическая работа: изучить свой ства кожи. Осваивать приёмы оказа ния первой помощи при поврежде ниях кожи. Подготовить рассказ об уходе за кожей. | Объяснять значение слов: «ушиб», «ожог», «обморажива ние». Характеризовать средства гигиены и ухода за кожей. Назы вать меры первой помощи при повреждениях кожи. | Выделение необходимой ин формации; установление при- чинно-следственных связей, представление цепочек объ ектов и явлений; умение с достаточной полнотой и точ ностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | |
28 | Опора тела и движе ние. | Урок развития умений и навыков. | Характеризовать роль скелета и мышц в жизнедеятельности орга низма. Раскрывать роль правильной осанки для здоровья человека. | Объяснять значения слов: «ске лет», «мышцы», «опорно- двигательная система», «осанка». Рассказывать о роли опорно- двигательной системы в организ ме человека. Понимать важность выработки и сохранения правиль ной осанки. | Самостоятельное выделение и формулирование познаватель ной цели; структурирование знаний; осознанное и произ вольное построение речевого высказывания в устной и пись менной форме. Следить за пра вильной осанкой на уроке и вне его, выполнять физминутки. |
29 | Наше пи тание. Проект «Школа кулина ров». | Урок- проект. | Определять наличие питательных веществ в продуктах питания. Моде лировать строение пищеваритель ной системы. Характеризовать из менения, которые происходят с пи щей в процессе переваривания. Об суждать правила рационального пи тания. Составлять меню здорового питания. | Объяснять значения понятий: «белки», «жиры», «углеводы», «пищеварительная система». Оп ределять цель проекта, работать с известной информацией, соби рать дополнительный материал, создавать способы решения про блем творческого и поискового характера. | Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено уча щимися, и того, что ещё неиз вестно. Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; представление полученной информации; оценка резуль татов работы. Сотрудничество с учителем и учащимися. | |
30 | Дыхание и кровооб ращение. Практиче ская рабо та № 9 «Подсчет ударов пульса». | Урок- практика. | Актуализировать знания о лёгких и сердце. Характеризовать строение дыхательной системы и её роль в организме. Моделировать строение дыхательной системы. Характеризо вать строение кровеносной системы и роль крови и кровеносной системы в организме. Моделировать строе ние кровеносной системы. Измерять пульс на запястье и подсчитывать количество его ударов в минуту при разной нагрузке. | Объяснять значения понятий: «дыхательная система», «крове носная система». Рассказывать о дыхательной и кровеносной сис темах, их строении и работе. По нимать взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем. | Самостоятельное выделение и формулирование познава тельной цели; структурирова ние знаний; осознанное и про извольное построение речево го высказывания в устной и письменной форме. | |
31 | Проверим себя и оце ним свои достижения за первое полугодие. Промежу точная диагно стическая работа. | Контроль но-обоб щающий урок. | Выполнять задания; проверять свои знания. | Адекватно оценивать и анализи ровать свои знания/незнания. * * | Оценка — выделение и осоз нание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка ре зультатов работы. | |
32 | Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообра зие природы | Урок- конферен ция. | Выступать с подготовленными со общениями, иллюстрировать их на глядными материалами. Обсуждать выступления учащихся. Оценивать свои достижения и достижения дру гих учащихся. | Представлять результаты про ектной деятельности. Формиро вать адекватную оценку своих достижений. | Моделирование — преобра зование объекта из чувствен ной формы в модель, где вы делены существенные харак теристики объекта(пространственно-графи- ческая или знаково-символмческая); умение |
родного фая», «Шко ла кулина ров». | с достаточной полнотой и точ ностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | |||||
33 | Умей пре дупреж дать бо лезни. | Урок обоб щения и система тизации знаний. | Характеризовать и формулировать факторы закаливания. Составлять памятку по закаливанию. Составлять инструкцию по предупреждению ин фекционных заболеваний. | Объяснять значения понятий: «закаливание»; «инфекционные болезни», «аллергия». Называть способы закаливания организма, правила поведения в случае за болевания. Формулировать пра вила предупреждения инфекци онных болезней и аллергии. | Структурирование знаний; по становка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов дея тельности при решении про блем творческого и поисково го характера. | |
34 | Здоровый образ жизни. | Урок обобщения и систе матизации знаний. | Обсуждать и формулировать прави ла здорового образа жизни и ста раться их соблюдать. | Объяснять значение выражения «здоровый образ жизни». Разли чать факторы, укрепляющие здо ровье, и факторы, негативно на него влияющие. | Структурирование знаний; по становка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов дея тельности при решении про блем творческого и поисково го характера. | |
Раздел «Наша безопасность» (7 часов) | ||||||
35 | Огонь, вода и газ. | Урок вве дения в новую тему. | Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выпол нить. Актуализировать знания об опас ностях в быту. Характеризовать дейст вия при пожаре, аварии водопровода и утечке газа. Моделировать действия при этих ситуациях в виде схем и ро левой игры. Анализировать схему эва куации из школы и моделировать её в ходе учебной тревоги. | Объяснять значение слова «дис петчер». Называть наизусть те лефоны экстренного вызова, ро дителей, соседей. Формулировать действия при пожаре, аварии во допровода, утечке газа. | Постановка и формулирова ние проблемы, самостоятель ное создание алгоритмов дея тельности при решении про блем поискового характера; умение с достаточной полно той и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями комму никации. | |
36 | Чтобы путь был счаст ливым. Тест № 2. | Контроль но-обоб щающий урок. | Актуализировать правила безопас ного поведения на улице. Изучать по материалам учебника правила пове дения на улице и в транспорте; гото вить сообщения. Обсуждать пред ложенные ситуации, которые явля ются потенциально опасными. Мо делировать свои действия в ходе ролевой игры. Выполнять тесты о правильном/неправильном поведе нии на улице и в транспорте. | Называть правила поведения по дороге в школу, при переходе улицы, езде на велосипеде, езде в автомобиле, общественном транспорте. | Построение рассуждения в форме связи простых сужде ний об объекте, его строении, свойствах и связях. Построе ние логической цепочки рас суждений, анализ истинности утверждений. | |
37 | Дорожные знаки. Тест № 3. | Контроль но-обоб щающий урок. | Актуализировать знание дорожных знаков. Анализировать разные типы знаков, обсуждать, как они помогают пешеходам. Моделировать в виде схемы путь от дома до школы с обо значением имеющихся дорожных знаков. Выполнять тесты с выбором ответа, требующие знание дорожных знаков. | Объяснять значение слова «сер вис». Называть дорожные знаки: предупреждающие, запрещаю щие, предписывающие, информационно- указательные, знаки сер виса. | Построение рассуждения в форме связи простых сужде ний об объекте, его строении, свойствах и связях. Построе ние логической цепочки рас суждений, анализ истинности утверждений. | |
38 | Проект «Кто нас защищает». | Урок- проект. | Находить в Интернете и других ис точниках информации сведения о Вооружённых Силах России, дея тельности полиции, службы пожар ной безопасности, МЧС. Интервьюи ровать ветеранов Великой Отечест венной войны, военнослужащих, со трудников полиции, пожарной охра ны, МЧС. Оформлять собранные материалы в виде стендов, альбо мов и т.д. Презентовать и оценивать результаты проектной деятельности. | Определять цель проекта, рабо тать с известной информацией, собирать дополнительный мате риал, создавать способы реше ния проблем творческого и поис кового характера. | Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено уча щимися, и того, что ещё неиз вестно. Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; представление полученной информации; оценка резуль татов работы. Сотрудничество с учителем и учащимися. | |
39 | Опасные места. | Урок сис темати зации знаний. | Актуализировать полученные ранее знания о потенциально опасных местах. Обсуждать потенциальные опасности в доме и вне его. Состав лять схему своего двора и окрестно стей с указанием опасных мест. | Называть правила поведения в потенциально опасных местах: на балконе, в лифте, на стройпло щадке, пустыре, в парке, лесу, на обледенелых поверхностях и т.д. | Построение рассуждения в форме совокупности простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Построение логической цепоч ки рассуждений, анализ ис тинности утверждений. | |
40 | Природа и наша безо пасность. Прове рочная работа. | Контроль но-обоб щающий урок. | Характеризовать опасности природ ного характера. Находить информа цию о ядовитых растениях и грибах. Характеризовать правила гигиены при общении с домашними живот ными. Различать гадюку и ужа. | Понимать, какие опасности при родного характера могут принести гроза, ядовитые растения и грибы, змеи, собаки, кошки. | Построение рассуждения в форме совокупности простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Построение логической цепоч ки рассуждений, анализ ис тинности утверждений. | |
41 | Экологиче ская безо пасность. | Урок- практика. | Анализировать по схеме цепь за грязнения, приводить примеры це пей загрязнения. Моделировать пути | Объяснять значения слов: «эко логическая безопасность», «цепь загрязнения», «бытовой фильтр». | Выделение необходимой ин формации; установление при- чинно-следственных связей, |
Практиче ская рабо та № 10 «Устрой ство и ра бота бы тового фильтра для очист ки воды». | поступления загрязняющих веществ в организм. Обсуждать проблему экологической безопасности и меры по охране окружающей среды. Зна комиться с устройством и работой бытового фильтра для очистки воды. | Называть правила экологической безопасности. | представление цепочек объ ектов и явлений; умение с достаточной полнотой й точ ностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | |||
Раздел «Чему учит экономика» (12 часов) | ||||||
42 | Для чего нужна эко номика. | Урок вве дения в новую тему. | Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их вы полнить. Различать товары и услуги; приводить примеры товаров и услуг. Характеризовать роль труда в соз дании товаров и услуг. Работать со взрослыми: прослеживать, какие то вары и услуги были нужны семье в течение дня. | Раскрывать понятия «экономи ка», «потребности», «услуги». По нимать, что удовлетворение по требностей людей - главная за дача экономики. | Постановка и формулирова ние проблемы, самостоятель ное создание алгоритмов дея тельности при решении про блем поискового характера; умение с достаточной полно той и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями комму никации. | |
43 | Природные богатства и труд людей - основа экономики. | Урок изу чения но вого ма териала. | Раскрывать роль природных бо гатств и труда людей в экономике по предложенному плану. Прослежи вать взаимосвязь труда людей раз ных профессий. Выяснять роль про фессий родителей в экономике. | Объяснять значения слов: «при родные богатства», «капитал», «труд». Приводить примеры ис пользования природных богатств и труда в процессе производства товаров. Раскрывать роль науки в экономическом развитии. | Умение работать с текстом, выделять новые понятия, оп ределять их существенные признаки. Осознанное и произвольное построение речевого выска зывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуни кации. | |
44 | Полезные ископае мые. Практиче ская рабо та № 11 «Полезные ископае мые». | Комбини рованный урок. | Актуализировать знания о полезных ископаемых. Определять полезные ископаемые. Выявлять, при произ водстве каких товаров применяются изучаемые полезные ископаемые. Характеризовать особенности добы чи различных полезных ископаемых. | Объяснять значения слов: «ме сторождение», «геолог». Назы вать наиболее важные в эконо мике полезные ископаемые. Рас крывать основные способы до бычи полезных ископаемых. Ана лизировать правила охраны по лезных ископаемых. | Извлечение необходимой ин формации из текстов; поста новка и формулирование про блемы, самостоятельное соз дание алгоритмов деятельно сти при решении проблем по искового характера. |
45 | Растение водство Практиче ская рабо та № 12 «Знаком ство с культур ными рас тениями». | Урок- практика. | Актуализировать знания о дикорасту щих и культурных растениях. Исследо вать выданное учителем сельскохо зяйственное растение и описывать его по плану. Обсуждать, зачем люди за нимаются растениеводством. Характе ризовать роль выращивания культур ных растений в экономике и труд рас тениеводов. Выявлять связь растение водства и промышленности. Работа со взрослыми: интервьюировать работни ков сельского хозяйства. | Объяснять значения слов: «от расль», «растениеводство». Раз личать и классифицировать культурные растения. Опреде лять с помощью атласа- определителя культурные расте ния. Классифицировать культур ные растения: зерновые, кормо вые и прядильные культуры, ово щи, фрукты, цветы. | Структурирование знаний; по становка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятель ности при решении проблем творческого и поискового ха рактера. Поиск и выделение необходимой информации. | |
46 | Животно водство. | Урок- исследова ние. | Актуализировать знания о диких и домашних животных. Классифици ровать домашних сельскохозяйст венных животных. Характеризовать роль разведения сельскохозяйст венных животных в экономике и труд животноводов. Выявлять взаимо связь растениеводства, животновод ства и промышленности. Исследо вать, какие продукты животноводст ва использует семья в течение дня. Работа со взрослыми: интервьюиро вать работников животноводства. | Объяснять значение слова «жи вотноводство». Называть до машних сельскохозяйственных животных, рассказывать об их со держании и разведении, об их ро ли в экономике. Называть продук ты животноводства, которые ис пользует семья в течение дня. | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятель ности при решении проблем творческого и поискового ха рактера. Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. | |
47 | - | Какая бы вает про мышлен ность. | Урок- исследова- ние. | Характеризовать отрасли промыш ленности по их роли в производстве товаров. Соотносить продукцию и отрасли промышленности. Выявлять взаимосвязь отраслей промышлен ности. Характеризовать труд работ ников отраслей промышленности. Работа со взрослыми: выявить, ка кие отрасли промышленности, какие крупные предприятия есть в регионе. | Объяснять значения понятий: «добывающая промышленность», «электроэнергетика», «металлур гия», «машиностроение», «хими ческая промышленность», «лёгкая промышленность», «пищевая промышленность». | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятель ности при решении проблем творческого и поискового ха рактера. Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. |
48 | Проект «Экономи ка родного края». | Урок- проект. | Собирать информацию об экономике своего края (города, села). Оформ лять собранные материалы в виде фотовыставки, стенгазеты, альбома и т.д. Коллективно составлять книгу- справочник «Экономика родного | Определять цель проекта, рабо тать с известной информацией, собирать дополнительный мате риал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера. | Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено уча щимися, и того, что ещё неиз вестно. Поиск и выделение необходимой информации, |
края». Презентовать и оценивать результаты проектной деятельности. | структурирование знаний; представление полученной информации; оценка резуль татов работы. Сотрудничество с учителем и учащимися. | |||||
49 | Что такое деньги. Практиче ская рабо та № 12 «Знаком ство с раз личными монетами». | Урок- практика. | Характеризовать виды обмена това рами (бартер и купля-продажа); мо делировать ситуации бартера и куп ли-продажи. Раскрывать роль денег в экономике. Рассматривать и срав нивать монеты России по внешнему виду, устно описывать их. | Объяснять значения слов: «день ги», «рубль», «заработная плата», «бартер», «купля-продажа». На зывать виды денежных знаков: банкноты и монеты. Различать денежные единицы разных стран. | Самостоятельное выделение и формулирование познава тельной цели; структурирова ние знаний. | |
50 | Государст венный бюджет. | Урок изу чения но вого ма териала. | Характеризовать государственный бюджет, его доходы и расходы. Оп ределять, люди каких профессий получают зарплату из государствен ного бюджета. Выявлять взаимо связь между доходами и расходами государства. Моделировать доходы и расходы государства в виде мате матических задач. | Объяснять значения слов: «бюд жет», «доходы», «расходы», «на логи». Объяснять, зачем нужен государственный бюджет, на что расходуются деньги из государст венного бюджета. | Умение работать с текстом, выделять новые понятия, оп ределять их существенные признаки. Осознанное и произвольное построение речевого выска зывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуни кации. | |
51 | - | Семейный бюджет. | Урок изу чения но вого ма териала. | Характеризовать семейный бюджет, его доходы и расходы. Выявлять сходство и различия государствен ного и семейного бюджета и их взаимосвязь. Определять, какие до ходы и из каких источников может иметь семья. Обсуждать, какие рас ходы семьи являются первостепен ными, а какие - менее важными. Моделировать семейный бюджет. | Объяснять значения слов: «сти пендия»^ «пенсия». Понимать, что такое семейный бюджет, анали зировать его доходы и расходы. | Умение работать с текстом, выделять новые понятия, оп ределять их существенные признаки. Осознанное и произвольное построение речевого выска зывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуни кации. |
52 | Экономика и экология. Тест № 4. | Контроль но-обоб щающий урок. | Актуализировать знания о влиянии человека на окружающую среду. Ха рактеризовать вредное воздействие различных отраслей экономики на окружающую среду. Раскрывать взаимосвязь между экономикой и экологией. | Объяснять значения слов: «тан кер», «экологическая катастро фа», «экологический прогноз». Понимать взаимосвязь экономики и экологии. | Поиск и выделение необходи мой информации; структури рование знаний; осознанное и произвольное построение ре чевого высказывания в устной и письменной форме. » |
53 | Экономика и экология. | Урок- исследова ние. | Обсуждать, почему при осуществле нии любого экономического проекта в настоящее время осуществляется экологическая экспертиза. Выяснять, какие меры экологической безопас ности предпринимаются в регионе. | Приводить примеры изменения экономических проектов под влиянием экологов. | Постановка и формулирова ние проблемы, самостоятель ное создание алгоритмов дея тельности при решении про блем творческого и поисково го характера. | |
Раздел «Путешествия по городам и странам» (15 часов) | ||||||
54 | Золотое кольцо России. | Урок- путеше- ствие. | Прослеживать маршрут путешествия по карте в учебнике и настенной карте России. * | Объяснять значение слова «фи нифть». Рассказывать о досто примечательностях городов Золо того кольца. Узнавать достопри мечательности городов Золотого кольца по фотографиям. | Умение получать информацию на основе изучения карты, ставить познавательную задачу, соотносить информацию из разных источников. Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки. | |
55 | Золотое кольцо России. | Урок- путеше- ствие. | Моделировать маршрут Золотого кольца, используя фотографии досто примечательностей, сувениры и т.д. | Узнавать достопримечательности городов Золотого кольца по фото графиям. | Структурирование знаний; умение читать схемы и рабо тать с ними, давать аргумен тированный ответ на постав ленный вопрос; умение стро ить рассуждения в форме свя зи простых суждений об объ екте, его строении, свойствах и связях. | |
56 | Золотое кольцо России. | Урок- викторина. | Составлять вопросы к викторине по Золотому кольцу. С помощью Ин тернета готовить сообщение о лю бом городе Золотого кольца. | Называть города, которые входят в Золотое кольцо. | Умение получать информацию на основе изучения карты, моделировать объекты окру жающего мира. | |
57 | Проект «Музей путешест вий». | Урок- проект. | Собирать экспонаты для музея, со ставлять этикетки. Оформлять экс позицию музея. Готовить сообще ния, презентовать свои сообщения с демонстрацией экспонатов. | Определять цель проекта, рабо тать с известной информацией, собирать дополнительный мате риал, создавать способы реше ния проблем творческого и поис кового характера. | Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено уча щимися, и того, что ещё неиз вестно. Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; представление полученной информации; оценка резуль татов работы. Сотрудничество с учителем и учащимися. |
58 | Наши бли жайшие соседи. | Урок- путеше- ствие. | Показывать на карте России её гра ницы и пограничные государства, их столицы, в том числе страны, грани чащие только с Калининградской областью или имеющие с Россией только морские границы. Обсуждать, почему с государствами-соседями нужно иметь добрососедские отно шения. Готовить сообщение о стра нах, граничащих с Россией. | Объяснять значения понятий: «сухопутные границы», «морские границы». Называть государства, граничащие с Россией, их столицы. | Умение получать информацию на основе изучения карты, ставить познавательную зада чу, соотносить информацию из разных источников. Умение с достаточной полнотой и точ ностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | |
59 | На севере Европы. | Урок- путеше ствие. | Самостоятельно изучить материал учебника о странах севера Европы, подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столи цы на политической карте Европы. Соотносить государства и их флаги. Составлять вопросы к викторине по странам севера Европы. Работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из стран севера Европы. | Объяснять значения понятий: «Скандинавские страны», «фьорд», «аквапарк», «гейзер». Называть страны севера Европы, их столицы. Узнавать по фото графиям достопримечательности изучаемой страны, её известных людей. | Умение получать информацию на основе изучения карты, ставить познавательную зада чу, соотносить информацию из разных источников. Умение | |
с достаточной полнотой и точ ностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | ||||||
60 | Что такое Бенилюкс. | Урок- путеше- ствие. | Самостоятельно изучить материал о странах Бенилюкса, подготовить со общения с показом местоположения страны и её столицы на политиче ской карте Европы. Составлять во просы к викторине по странам Бени люкса. Работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Бельгии, Голландии, Люксембурга. | Объяснять значение слова «дам ба». Называть страны Бенилюк са, их столицы. Описывать дос топримечательности стран Бени люкса по фотографиям. | Умение получать информацию на основе изучения карты, ставить познавательную зада чу, соотносить информацию из разных источников. Умение с достаточной полнотой и точ ностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | |
61 | В центре Европы. | Урок- путеше- ствие. | Самостоятельно изучить материал о странах центра Европы, подготовить сообщения с показом местоположе ния страны и её столицы на полити ческой карте Европы. Моделировать достопримечательности из пласти лина. Работать со взрослыми: в ма газинах выяснять, какие товары по ступают из Германии, Австрии, Швейцарии. | Объяснять значение слова «фи акр». Называть страны центра Европы, их столицы. Узнавать и описывать достопримечательно сти по фотографиям. Узнавать известных людей стран Европы. | Умение получать информацию на основе изучения карты, ставить познавательную зада чу, соотносить информацию из разных источников. Умение с достаточной полнотой и точ ностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
62 | По Фран ции и Ве ликобрита нии (Фран ция). | Урок- путеше- ствие. | Самостоятельно изучить материал о Франции, подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы. Составлять вопросы для викторины о Франции. Работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Франции. | Показывать местоположение Франции на карте, называть её столицу. Описывать достоприме чательности Франции по фото графиям. Узнавать её замеча тельных людей. | Умение получать информацию на основе изучения карты, ставить познавательную зада чу, соотносить информацию из разных источников. Умение с достаточной полнотой и точ ностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | |
63 | По Фран ции и Ве ликобрита нии (Вели кобрита ния). | Урок- путеше ствие. | Самостоятельно изучить материал о Великобритании, подготовить сооб щения с показом местоположения страны и её столицы на политиче ской карте Европы. Составлять во просы для викторины о Великобри тании. Работать со взрослыми: в ма газинах выяснять, какие товары по ступают из Великобритании. | Показывать местоположение Ве ликобритании на карте, называть её столицу. Описывать досто примечательности Великобрита нии по фотографиям. Узнавать её замечательных людей. | Умение получать информацию на основе изучения карты, ставить познавательную зада чу, соотносить информацию из разных источников. Умение с достаточной полнотой и точ ностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | |
64 | На юге Ев ропы. | Урок- путеше- ствие. | Самостоятельно изучить материал о Греции и Италии, подготовить сооб щения с показом местоположения стран и их столиц на политической карте Европы. Составлять вопросы для викторины по Греции и Италии. Работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Греции и Италии. | Показывать местоположение Греции и Италии на карте, назы вать их столицы. Описывать дос топримечательности Греции и Италии по фотографиям. Узна вать их замечательных людей. • | Умение получать информацию на основе изучения карты, ставить познавательную зада чу, соотносить информацию из разных источников. Умение с достаточной полнотой и точ ностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | |
65 | - | По знаме нитым мес там мира. Тест № 5. | Комбини рованный урок. | Соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся. Обсуждать цели ме ждународного туризма. Находить в дополнительной литературе и в Ин тернете материал о достопримеча тельностях разных стран, готовить сообщения. | Описывать по фотографиям изу чаемые достопримечательности. | Умение получать информацию на основе изучения карты, ставить познавательную зада чу, соотносить информацию из разных источников. Ини циативное сотрудничество в поиске и сборе информации. |
66 | Проверим себя и оценим свои дос тижения за второе по- | Контроль- но-обоб- щающий урок. | Выполнять задания; проверять свои знания. | Адекватно оценивать и анализи ровать свои знания/незнания. | Оценка — выделение и осоз нание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка ре зультатов работы. |
лугодие. Итоговая диагно стическая работа. | ||||||
67 | Презента ция проек тов «Кто нас защи щает», «Экономи ка родного края», «Музей путешест вий». | Урок- конферен ция. | Выступать с подготовленными со общениями, иллюстрировать их на глядными материалами. Обсуждать выступления учащихся. Оценивать свои достижения и достижения дру гих учащихся. « | Представлять результаты про ектной деятельности. Формиро вать адекватную оценку своих достижений. | Моделирование - преобразо вание объекта из чувственной формы в модель, где выделе ны существенные характери стики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая); умение с достаточной полнотой и точ ностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | |
68 | Презента ция проек тов «Кто нас защи щает», «Экономи ка родного края», «Музей путешест вий». | Урок- конферен- ция. | Выступать с подготовленными со общениями, иллюстрировать их на глядными материалами. Обсуждать выступления учащихся. Оценивать свои достижения и достижения дру гих учащихся. | Представлять результаты про ектной деятельности. Формиро вать адекватную оценку своих достижений. * | Моделирование - преобразо вание объекта из чувственной формы в модель, где выделе ны существенные характери стики объекта(пространственно-графическая или знаково-символическая); умение с достаточной полнотой и точ ностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование для 2 класса по русскому языку (Рамзаева), по математике (Петерсон), по литературному чтению (Климанова), по окруж. миру (Плешаков)
Планирование по рус. яз. для 2 кл. расчитано на нагрузку 4 часа в неделю,по математике для 2 кл. - 5 часов в неделю,по лит. чтению - 3 часа в неделю, по окруж. миру - 2 часа в неделю.Количество к...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ФГОС) по ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ, УМК "Начальная школа XXI века". ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ на I класс (УУД)
Рабочая программа содержит пояснительную записку и подробное календарно-тематическое планирование в соответствии с ФГОС для 1 класса по курсу "Окружающий мир" к УМК "Начальная школа XXI век"...
тематическое планирование окружающего мира в первом классе
рабочая программа по окружающему миру в первом классе. Школа России....
Календарно-тематическое планирование окружающему миру 3 класс.
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования УМК "Школа России".Материал содержит пояснительную записку и КТП по окружающему м...
Рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы (Школа России) с планированием на 1 класс
Программа окружающего мира и календарно-тематическое планирование на 1 класс...
Календарно - тематическое планирование для 3 класса по окружающему миру.
Календарно - тематическое планирование для 3 класса по окружающему миру по индивидуальной форме обучения. (34 часа)...
Календарно - тематическое планирование для 1 класса по окружающему миру.
Календарно - тематическое планирование для 1 класса по окружающему миру для учащихся индивидуальной формы обучения....