Методическая разработка урока по предмету «Кубановедение»
план-конспект урока по окружающему миру на тему
Тема: «Устное народное творчество на Кубани»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка урока | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение -
средняя общеобразовательная школа № 20
города Армавира
Методическая разработка урока
по предмету
«Кубановедение»
Тема: «Устное народное творчество на Кубани»
Подготовила:
Бухсаева Татьяна Петровна,
учитель начальных классов
МОУ – СОШ № 20,
города Армавира,
первая квалификационная категория
2008 год
Тип урока: урок - исследование
Занятие проводится с использованием презентации (показ слайдов)
Цели:
- обеспечить учащихся знаниями об устном народном творчестве на Кубани, познакомить с кубанскими загадками, пословицами, поговорками;
-создать условия для развития любознательности, интереса к предмету;
- способствовать воспитанию любви к родному краю и месту, где родился и вырос человек.
Предварительная подготовка и оборудование:
- макет книги;
- карточки с пословицами и поговорками;
Компьютер.
Мультимедиа.
Компьютерная презентация.
Содержание урока.
1. Организационный момент.
Ты зимой чудесен, ( слайды 1-4)
Летом – щедр, как в сказке.
Край стихов и песен,
Край наш Краснодарский.
2. Определение темы цели урока.
- Хотите ли вы побыть исследователями?
- Я предлагаю вам проделать увлекательную исследовательскую работу.
- Для начала отгадайте загадку.
Говорить не говорит,
Слышать не слышит,
А всё знает
И нам объясняет.
( Книга)
Да книга – это источник знаний.
-Сегодня на уроке мы попробуем создать книгу о разговорной речи наших предков, определить, какой смысл заложен в народных кубанских изречениях и выражениях (пословицах, поговорках, загадках).
3. Работа по теме.
а) Работа с пословицами и поговорками.
- И так ваше первое задание.
Чтобы выполнить это задание, обратитесь к сравнительной таблице, которая находится у вас на партах, в ней приводятся толкования понятий: « пословица» и « поговорка».
Прочитайте приведённые предложения, при помощи таблицы определите, какие из них являются пословицами, какие поговорками:
Що с возу упало, щетай пропало.
В кажну дирку затычка.
Хороший хозяин робыть летом санки, а зимою – телегу.
Как банный лист.
Палку ткни – дерево вырастет.
На седьмом небе. ( слайды 5, 6)
Признаки | Пословица | Поговорка |
Что такое? | изречение | выражение |
Какое? (1-й вид) | краткое народное | образное |
Какое? (2-й вид) | с назидательным смыслом | не составляющее (в отличие от пословицы) цельного предложения |
Давайте сделаем вывод, что же такое пословица, а что поговорка.
Итак, мы установили, что поговорка – это образное выражение, дающее яркую, меткую характеристику:
В кажну дирку затычка – о назойливом, чрезмерно любопытном человеке;
Как банный лист – о слишком навязчивых людях;
На седьмом небе – то есть очень рад.
А пословица – народное изречение с назидательным смыслом:
Що с возу упало, щетай пропало – потерянного не найдёшь, прошлого не воротишь;
Хороший хозяин робыть летом санки, а зимою – телегу – о человеке, который выполняет работу своевременно;
Палку ткни – дерево вырастет – о плодородной земле.
Теперь я надеюсь, что каждый из вас сумеет отличить пословицу от поговорки.
Мы создали с вами первую страницу нашей книги.
У пословиц и поговорок, бытующих на Кубани, есть свои особенности, которые объясняются тем, что в нашем крае селились казаки- запорожцы, казаки - линейцы, крестьяне- переселенцы из центральных губерний России. Все группы населения принесли свой запас пословиц и поговорок. ( слайд 7)
б) Анализ и объяснение смысла пословиц и поговорок,
диалектных слов.
- А теперь мы с вами переходим ко второму заданию.
По основным народным пословицам на Кубани создавали свои и применяли их в разговорной речи.
У вас на столе карточки с пословицами. Я показываю основную народную пословицу, а вы среди предложенных в карточках пословиц найдите подобную, которую употребляли в разговорной речи на Кубани и объясните, в каких случаях. ( слайды 8-14)
Где труд – там и счастье.
Веселись, та йграй, та дило знай.
Не сиди сложа рукы,та й нэ будэ скуки.
Бересь дружно – не будет грузно.
Одын и у каши загынешь.
В гурте и каша лучше естся.
Не в усах казачья слава.
Мамо, я така красыва, що, як выгляну в виконце, уси собаци лають.
Тоби все это идэ , як корови сидло.
Умная голова лучше всякого богатства.
Чиловик без розуму,що снип без перевязи.
Личико беленько, да ума маленько.
Правда и ложь.
Два брехуна правды не скажут.
Собака гавка, витер носэ.
Поспешишь - людей насмешишь.
Тикэ дид за дугу, баба вже на возу.
На словах города берэ, а на деле жабы боится.
Где мир – там и согласие.
Выдно, що жинка хлиб пыкла, бо и ворота в тисти.
Пусты свыню за стол, вона и ноги на стол.
И так давайте сделаем вывод, что основные народные пословицы имеют подобные, которые употребляли в разговорной речи на Кубани.
Вот и появилась вторая страница нашей книги.
4. Минутка отдыха. ( слайд 15)
Дети по лесу гуляли, (маршировать на месте)
За природой наблюдали. (ладонь прикладывается к глазам)
Вверх на солнце посмотрели (поднимают головы вверх)
И их лучики согрели.
Бабочки летали,
Крыльями махали (машут руками)
Дружно хлопаем, (хлопают в ладоши)
Ногами потопаем! (топают ногами)
Хорошо мы погуляли, (маршируют вдох выдох),
И немножечко устали! (Дети садятся на свои места)
5.Работа с загадками.
И вот мы вместе переходим к следующему заданию.
А кто из вас знает, как раньше называлось жилище на Кубани?
Как вы думаете отличалась ли хата в старину от современного строения?
Сейчас мы с вами и посмотрим хату кубанской семьи в старину.
А вот внутреннее убранство такой хаты.
О каких предметах находящихся в хате, я вам сейчас поведаю. (слайды 16- 18)
Сяду рядышком на лавке,
Вместе с вами посижу.
Загадаю вам загадки,
Кто смышлёней, погляжу.
Читать загадки я буду на кубанском диалекте, а вам необходимо перевести загадки на русский язык и дать отгадку.
Ходыт, ходыть, а в хату нэ заходыть. ( Дверь)
Маю чотыре ногы ще й чотыре роги,
В полотно мэнэ вбырают, йисты, пыты заставляють. ( Стил – стол)
Людэй годую,сама голодна,
Часом горяча, часом холодна. ( Ложка, торилка – ложка и тарелка)
З земли робывся, на кружали вертився,
На огни пикся, на базари бував,
Людей годував;
Як упав, то й пропав,
Нихто нэ поховав. ( Горщик – кувшин) ( слайд 19)
Загадка – это замысловатое описание предмета или явления, чтобы испытать сообразительность и находчивость человека.
Загадки описывают предмет и чтобы верно узнать отгадку, необходимо хорошо знать признаки и особенности того, о чём говорится.
И так у нас получилась третья страница нашей книги, из которой вы можете узнать о загадках.
6. Домашнее задание.
- Я предлагаю каждому из вас дома оформить страницу для книги « Разговорная речь на Кубани» с помощью пословиц, поговорок и загадок подобранных вами. А на следующем уроке вы дополните книгу своими страницами.
7. Итог урока.
В сотрудничестве с вами мы провели большую исследовательскую работу. И у меня к вам такой вопрос.
Какими словами можно объединить пословицы, поговорки, загадки?
Какой момент урока вам понравился и почему?
Сейчас вы посчитаете количество жетонов и озвучите.
Литература, используемая для подготовки урока:
Бодяев Ю. М. История Кубани. – Краснодар, 1997.
Бондарева Н. А. Отчий дом – начало начал. Традиции и обряды кубанского казачества о жилье. – Армавир, 2006.
Маслов А. В. Кубанская старина. Жизнь и быт казаков: Элективный курс. – Краснодар: ОИПЦ « Перспективы образования», 2006.
Родная Кубань. Страницы истории. / Под редакцией В. Н. Ратушняка /.- Краснодар, 2003.
Хачатурова Е. А. История Кубани в рассказах и картинках. – Краснодар, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по предмету окружающий мир "Великая война и Великая победа" 4 класс
Цель:Пополнить представления учащихся о Великой Отечественной войне и ее героях, воспитывать патриотизм.Оборудование: карта, слайды героев Отечественной войны, карточки с индивидуальными ...
Методическая разработка урока по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Курс: «Религии мира» Тема урока. «Буддизм – древнейшая мировая религия».
Урок открытий новых знаний (ОНЗ) урок по теме Буддизм.Целью урока является знакомство с мировой религией - буддизмом, жизнью её основателя Сиддхартхи Гаутамы....
Методическая разработка урока по предмету ОРКСЭ "Россия - наша Родина"
Цель урока: Формировать первоначальные знания и представления о культурных традициях; Познакомить с понятием «мировое дерево»;Задачи: Способствовать воспитанию у обучающихся чувства патриотизма,...
Методическая разработка урока по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Светская этика» Тема урока «Достойно жить среди людей»
Конспект урока по ОРКСЭ . Тема: "Достойно жить среди людей"....
Методическая разработка урока по предмету МАТЕМАТИКА Тема урока «Деление многозначных чисел на двузначное»
Деление многозначных чисел на двузначное...
Методическая разработка урока по предмету: физическая культура для учащихся 4 класса. Тема урока: «Лёгкая атлетика.»
Техника челночного бега 3*10, метание малого мяча ...
Методическая разработка урока по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль: «Основы православной культуры» Тема урока: «Жизненный подвиг Сергия Радонежского. Трудолюбие» (4 класс)
Начальная школа – наиболее благоприятный период для преподавания любой области знаний, в том числе и православной. Знакомство детей с православной культурой – необходимое условие воспитани...