Методическая разработка урока по предмету «Кубановедение»
план-конспект урока по окружающему миру на тему

Тема: «Устное народное творчество на Кубани» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Методическая разработка урока64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение -

средняя общеобразовательная школа № 20

города Армавира

Методическая разработка урока

по предмету

«Кубановедение»

Тема: «Устное народное творчество на Кубани»  

                                                      Подготовила:

Бухсаева Татьяна Петровна,

учитель начальных классов

                                                      МОУ – СОШ № 20,

                                                       города Армавира,

                первая квалификационная категория

                   2008 год

Тип урока: урок - исследование

Занятие проводится с использованием презентации (показ слайдов)

Цели:

- обеспечить учащихся знаниями об устном народном творчестве на Кубани, познакомить с кубанскими загадками, пословицами, поговорками;

-создать условия для развития любознательности, интереса к предмету;

- способствовать воспитанию любви к родному краю и месту, где родился и вырос человек.

Предварительная подготовка и оборудование:

- макет книги;

- карточки с пословицами и поговорками;

Компьютер.

Мультимедиа.

Компьютерная презентация.

Содержание урока.

                                           1. Организационный момент.

Ты зимой чудесен,        ( слайды 1-4)

Летом – щедр, как в сказке.

Край стихов и песен,

Край наш Краснодарский.

2. Определение темы цели урока.

- Хотите ли вы побыть исследователями?

- Я предлагаю вам проделать увлекательную исследовательскую работу.

- Для начала отгадайте загадку.

Говорить не говорит,

Слышать не слышит,

А всё знает

И нам объясняет.

              ( Книга)

 Да книга – это источник знаний.

-Сегодня на уроке мы попробуем создать книгу о разговорной речи наших предков, определить, какой смысл заложен в народных кубанских изречениях  и выражениях (пословицах, поговорках, загадках).

3. Работа по теме.

а) Работа с пословицами и поговорками.

- И так  ваше первое задание.

Чтобы выполнить это задание, обратитесь к сравнительной таблице, которая находится у вас на партах, в ней приводятся толкования понятий: « пословица» и « поговорка».

Прочитайте приведённые предложения, при помощи таблицы определите, какие из них являются пословицами, какие поговорками:

Що с возу упало, щетай пропало.

В кажну дирку затычка.

Хороший хозяин робыть летом санки, а зимою – телегу.

Как банный лист.

Палку ткни – дерево вырастет.

На седьмом небе.        ( слайды 5, 6)

Признаки

Пословица

Поговорка

Что такое?

изречение

выражение

Какое? (1-й вид)

краткое народное

образное

Какое? (2-й вид)

с назидательным

смыслом

не составляющее (в отличие

от пословицы)

цельного предложения

Давайте сделаем вывод, что же такое пословица, а что поговорка.

Итак, мы установили, что поговорка – это образное выражение, дающее яркую, меткую характеристику: 

В кажну дирку затычка – о назойливом, чрезмерно любопытном человеке;

Как банный лист – о слишком навязчивых людях;

На седьмом небе – то есть очень рад.

А пословица – народное изречение с назидательным смыслом:

Що с возу упало, щетай пропало – потерянного не найдёшь, прошлого не воротишь;

Хороший хозяин робыть летом санки, а зимою – телегу – о человеке, который выполняет работу своевременно;

Палку ткни – дерево вырастет – о плодородной земле.

Теперь я надеюсь, что каждый из вас сумеет  отличить пословицу от поговорки.

Мы создали с вами первую страницу нашей книги.

У пословиц и поговорок, бытующих на Кубани, есть свои особенности, которые объясняются тем, что в нашем крае селились казаки- запорожцы, казаки - линейцы, крестьяне- переселенцы из центральных губерний России. Все группы населения принесли свой запас пословиц и поговорок. ( слайд 7)

б) Анализ и объяснение смысла пословиц и поговорок,

диалектных слов.

 - А теперь мы с вами переходим ко второму заданию.

По основным народным пословицам на Кубани создавали свои и применяли их в разговорной речи.

У  вас на столе карточки с  пословицами. Я показываю основную народную пословицу, а вы среди предложенных в карточках пословиц найдите подобную, которую употребляли в разговорной речи на Кубани и объясните, в каких случаях.     ( слайды 8-14)

Где труд – там и счастье.

Веселись, та йграй, та дило знай.

Не сиди сложа рукы,та й нэ будэ скуки.

Бересь дружно – не будет грузно.

Одын и у каши загынешь.

В гурте и каша лучше естся.

Не в усах казачья слава.

Мамо, я така красыва, що, як выгляну в виконце, уси собаци лають.

Тоби все это идэ , як корови сидло.

Умная голова лучше всякого богатства.

Чиловик без розуму,що снип без перевязи.

Личико беленько, да ума маленько.

Правда и ложь.

Два брехуна правды не скажут.

Собака гавка, витер носэ.

Поспешишь - людей насмешишь.

Тикэ дид за дугу, баба вже на возу.

На словах города берэ, а на деле жабы боится.

Где мир – там и согласие.

 

Выдно, що жинка хлиб пыкла, бо и ворота в тисти.

Пусты свыню за стол, вона и ноги на стол.

И так давайте сделаем вывод, что основные народные пословицы имеют подобные, которые употребляли в разговорной речи на Кубани.

Вот и появилась вторая страница нашей книги.

                           4.  Минутка отдыха.        ( слайд 15)

Дети по лесу гуляли, (маршировать на месте)

За природой наблюдали. (ладонь прикладывается к глазам)

Вверх на солнце посмотрели (поднимают головы вверх)

И их лучики согрели.

Бабочки летали,

Крыльями махали (машут руками)

Дружно хлопаем, (хлопают в ладоши)

Ногами потопаем! (топают ногами)

Хорошо мы погуляли, (маршируют вдох выдох),

И немножечко устали! (Дети садятся на свои места)

                5.Работа с загадками.

 И вот мы вместе  переходим к следующему заданию.

А кто из вас знает, как раньше называлось жилище на Кубани?

Как вы думаете отличалась ли хата в старину от современного строения?

Сейчас мы с вами и посмотрим хату кубанской семьи в старину.

А вот внутреннее убранство такой хаты.

О каких предметах  находящихся в хате, я вам сейчас поведаю.        (слайды 16- 18)

Сяду рядышком на лавке,

                                                         Вместе с вами посижу.

                                                         Загадаю вам загадки,

                                                         Кто смышлёней, погляжу.

Читать загадки я буду на кубанском диалекте, а вам необходимо перевести загадки на русский язык и дать отгадку.

Ходыт, ходыть, а в хату нэ заходыть. ( Дверь)

Маю чотыре ногы ще й чотыре роги,

В полотно мэнэ вбырают, йисты,  пыты заставляють. ( Стил – стол)

Людэй годую,сама голодна,

Часом  горяча, часом холодна. ( Ложка, торилка – ложка и тарелка)

З земли робывся, на кружали вертився,

На огни пикся, на базари бував,

Людей годував;

Як упав, то й пропав,

Нихто нэ поховав. ( Горщик – кувшин)        ( слайд 19)

Загадка – это замысловатое описание предмета или явления, чтобы испытать сообразительность и находчивость человека.

Загадки описывают предмет и чтобы верно узнать отгадку, необходимо хорошо знать признаки и особенности того, о чём говорится.

 И так у нас получилась третья страница нашей книги, из которой вы можете узнать о загадках.    

6. Домашнее задание.

-  Я предлагаю каждому из вас дома оформить  страницу для книги « Разговорная речь на Кубани» с помощью пословиц, поговорок и загадок подобранных вами. А на следующем уроке вы дополните книгу своими страницами.

7. Итог урока.

В сотрудничестве с вами мы провели большую исследовательскую работу. И у меня к вам такой вопрос.

Какими словами можно объединить пословицы, поговорки, загадки?

Какой момент урока вам понравился и почему?

Сейчас вы посчитаете количество жетонов и озвучите.

Литература, используемая для подготовки урока:

Бодяев Ю. М. История Кубани. – Краснодар, 1997.

Бондарева Н. А. Отчий дом – начало начал. Традиции и обряды кубанского казачества о жилье. – Армавир, 2006.

Маслов А. В. Кубанская старина. Жизнь и быт казаков: Элективный курс. – Краснодар: ОИПЦ « Перспективы образования», 2006.

Родная Кубань. Страницы истории. / Под редакцией В. Н. Ратушняка /.- Краснодар, 2003.

Хачатурова Е. А. История Кубани в рассказах и картинках. – Краснодар, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по предмету окружающий мир "Великая война и Великая победа" 4 класс

Цель:Пополнить представления учащихся о Великой Отечествен­ной войне и ее героях, воспитывать патриотизм.Оборудование: карта, слайды  героев Отечественной войны, карточки с индивидуальными ...

Методическая разработка урока по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Курс: «Религии мира» Тема урока. «Буддизм – древнейшая мировая религия».

Урок открытий новых знаний (ОНЗ) урок по теме  Буддизм.Целью урока является знакомство с мировой религией - буддизмом, жизнью её основателя Сиддхартхи Гаутамы....

Методическая разработка урока по предмету ОРКСЭ "Россия - наша Родина"

Цель урока: Формировать  первоначальные знания и представления о культурных традициях; Познакомить с понятием «мировое дерево»;Задачи: Способствовать воспитанию у обучающихся чувства патриотизма,...

Методическая разработка урока по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль: «Основы православной культуры» Тема урока: «Жизненный подвиг Сергия Радонежского. Трудолюбие» (4 класс)

Начальная школа – наиболее благоприятный период для преподавания любой области знаний, в том числе и православной. Знакомство детей с православной культурой – необходимое условие воспитани...