РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему

Афанасьева Антонина Петровна

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» 2 класс создана на основе федерального государственного образовательного  стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России планируемых результатов начального общего образования, программы  «Школа России» под руководством научного руководителя А.А.Плешакова: Начальное общее образование, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва 2011).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir.docx42.89 КБ

Предварительный просмотр:

                                  Муниципальное бюджетное образовательное учреждение  

 «Средняя общеобразовательная школа № 42»

«Рассмотрено»

на  заседании методобъединения

протокол № 5

от  « 26 » мая 2014г.

РуководительМО ___________/Мустаева Л.А./

«Согласовано»

Зам. директора по УР

__________/И.И.Сергеева/

 

  «  28  »мая 2014 г.

«Утверждено»

 Директор МБОУ «СОШ № 42»

___________/Г.А. Гасымова/

Протокол  педсовета №52

от  «30 » мая  2014 г.

Приказ    № 864

от « 30 » мая 2014 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Предмет        окружающий мир

Класс                  2 Г

    Учебный год      2014 -2015

    Учитель           Афанасьева А.П.

Нижневартовск  2014

                              Пояснительная записка    «Окружающий мир»   2 класс

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» 2 класс создана на основе федерального государственного образовательного  стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России планируемых результатов начального общего образования, программы  «Школа России» под руководством научного руководителя А.А.Плешакова: Начальное общее образование, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва 2011).

Цели обучения.

Изучение окружающего мира во 2 классе направлено на достижение следующих целей:

развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задания;

освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;

воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе;

 сохранение и укрепление здоровья.

Основными задачами реализации содержания являются:

1) формировать уважительное отношение к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознать ценность, целостность и многообразие окружающего мира, своего места в нём;

3) формировать модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формировать психологическую культуру и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

К каждому разделу «Окружающего мира»  во 2 классе ставится

комплексно-дидактическая цель.

1) Раздел  «Где мы живём?» формирует в сознании ученика ценностно-окрашенный образ окружающего мира, как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого.(4 часа)

2) Раздел  «Природа» поможет формированию важнейших природоведческих понятий, познакомит с конкретными природными объектами. Большое внимание, уделяя воспитанию гуманного отношения к  природе. (20час) 

3) Раздел  «Жизнь города и села» обучающие получают элементарные представления об экономике, о простейших производственных процессах и соответствующих профессиях людей, о культуре и образовании. (10часов)

4) Раздел  «Здоровье и безопасность» включает вопросы, связанные со здоровьем и безопасной жизнедеятельностью ребёнка, и нацелен на формирование соответствующих умений и навыков. (9 часов)

5) Раздел  «Общение» учит школьников общаться с другими людьми – детьми и взрослыми, освоению азбуки вежливости и элементарных правил поведения среди других людей. (7часов)

6) Раздел  «Путешествие» способствует развитию пространственных представлений детей, помогает воспитывать любовь к Родине, к Земле как общему дому всего человечества. (18часов)

Для  реализации рабочей программы на уроках окружающего мира используются: фронтальная беседа, устная дискуссия, самостоятельные и практические работы, работа с картой,  коллективные способы обучения в парах постоянного и сменного состава, в малых группах, предусматриваются различные виды проверок (самопроверка, взаимопроверка, работа с консультантами), внедряются новые педагогические технологии: ИКТ, развивающее, модульное и дифференцированное обучение. Внедряются различные методы обучения, такие, как: частично-поисковые, исследовательские, метод проектной деятельности, практические, наглядные. Применяются разнообразные средства обучения: разноуровневые карточки, тесты, справочники, словари, демонстрационный материал, гербарии, таблицы, карты.  

Применение разнообразных методов форм, средств обучения позволит мне широко использовать моделирование: создание графических и динамических схем, которые помогают обучающимся понять и формулировать правила и нормы экологически приемлемого поведения и хозяйствования, выполнять практические работы, несложные опыты, формировать общеучебные умения и навыки, осваивать способы деятельности, выполнять задания творческого характера.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

Предмет «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира.  Благодаря интеграции естественно- гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, предмет создает прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

        Содержание учебного предмета носит интегрированный характер с предметами «Технология», «Литературное чтение», «Музыка», «Математика» и с курсом «Мы – дети природы», на изучение  материала отводится 7 часов, «Экология»-8 часов, «ОБЖ»-5 часов.

Воспитание чувства гражданской ответственности за все происходящее, невозможно без регионального компонента, глубокого изучения и осмысления всех условий среды обитания этноса, его исторических корней и национальных традиций, позитивного наследия прошлого.

Данный курс интегрирован с целью: расширить  представление  обучающихся  о  родном  крае,  ближе  познакомить  с  природой,  географическим  положением  нашего  края, раскрыть  некоторые  экологические  проблемы  региона,  города, отметить  этнографические  особенности  нашего  региона.  

На данном предмете формируются предпосылки общего научного мировоззрения, их познавательные способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка.

Место предмета в базисном учебном плане

В федеральном базисном учебном плане на изучение окружающего мира отводится 2 часа в неделю, всего на изучение программного материала -  68 часов. Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» 2 класса составлена по государственной программе с экологической направленностью А. А. Плешакова «Мир вокруг нас».

Разделы предусматривают различные формы организации учебных занятий при изучении всего курса природоведения: в классе, на природе, экскурсии, практические работы, подготовка домашних заданий. Во 2 классе по программе на экскурсии отводится 3 часа, а на практические работы -7 часов.

Содержание учебного предмета

Где мы живем - 4 ч

Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета — Земля, страна   — Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и   т.   д.). Флаг, герб, гимн России.

Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные   — все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома   — это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.

Проверочная работа.

          Природа -20 ч 

Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце   — источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.

Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.

Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых. Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения.

Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.

Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами. Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между растениями и животными: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений.

Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе. Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их.

Экскурсия: наблюдение осенних изменений в природе.

Практические работы: знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека; знакомство с горными породами и минералами; распознавание деревьев, кустарников и трав; знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений; отработка приемов ухода за комнатными растениями и животными живого уголка.

Тест.

            Жизнь города и села -10 ч

Село, где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.

Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.

Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля — составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя). Промышленные предприятия своего района. Строительство в городе (селе).

Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.

Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).

Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д..

Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).

Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.

Экскурсии: наблюдение зимних явлений в природе; знакомство с достопримечательностями родного села.

Тест.

         Здоровье и безопасность - 9 ч

Строение тела человека. Здоровье человека — его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).

Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.

Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность. Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.

Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.

Практическая работа: отработка правил перехода улицы.

Проверочная работа.

Общение -7 ч 

Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей. Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.

Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).

Практическая работа: отработка основных правил этикета.

Тест.

             Путешествия -18 ч 

Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.

Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др.  Части реки (исток, устье, русло); притоки.

Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.

Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва — столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы. Знакомство с другими городами нашей страны. Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.

Экскурсии: ознакомление с формами земной поверхности и водоемами родного края; наблюдение весенних изменений в природе.

Практические работы: определение сторон горизонта по компасу; освоение основных приемов чтения карты.

Творческий отчет.

Результаты освоения курса: личностные, метапредметные и предметные.

Личностными результатами изучения предмета «Окружающий мир» являются:

осознание себя членом общества и государства (российской идентичности), чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре, истории, народам и желании участвовать в ее делах и событиях;

осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений с окружающими;

установка на безопасный здоровый образ жизни; ежедневную физическую культуру и закаливание.

Метапредметными результатами изучения предмета«Окружающий мир» являются:

способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;

способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.);

способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Предметными результатами изучения предмета «Окружающий мир» являются:

усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);

владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественно-научных и социальных дисциплин,

умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества.

Планируемые результаты  2 года обучения.

Обучающиеся должны знать:

- государственные символы России;

-  объекты природы (неживую и живую природу) и предметы, созданные человеком;

- дикорастущие и культурные растения;

- диких и домашних животных; насекомых, рыб, птиц, зверей;

- некоторые охраняемые растения и животные;

- правила поведения в природе;

- основные сведения о своем городе ( селе);

- виды транспорта;

- наиболее распространенные профессии;

- строение тела человека;

- правила личной гигиены;

- особенности охраны здоровья в разные времена года;

- правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;

- основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощения;

- культуру поведения в общественных местах;

- основные стороны горизонта и  устройство и назначение компаса;

- основные формы земной поверхности: равнины и горы;

- основные виды естественных водоемов;

- названия нашей страны и ее столицы и  некоторых других городов России;

- названия нескольких стран мира.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-демонстрации с помощью глобуса вращения Земли вокруг своей оси;

-демонстрации с помощью глобуса и настольной лампы обращения Земли вокруг Солнца; нахождения самостоятельно в учебнике, справочнике и книге для дополнительного чтения сведений по определенной теме урока;

-ухода за комнатными растениями;

-ухода за домашними животными;

-соблюдения правил безопасности при проведении опытов и уроков-экскурсий, предусмотренных программой;

-узнавания в окружающей природе изученных растений и животных;

-выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;

-выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;

-установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;

-удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае.

Программное и учебно-методическое обеспечение ФГОСа

Учебная дисциплина

Класс

Программа, кем рекомендована и когда

Тип програм-

мы

(государ-ственная, авторская)

Количество часов

 в неделю,

общее

количество

 часов

Базовый

учебник

Методи-

ческое обеспечение

Дидакти-

ческое обеспечение

Окружа-ющий мир

2

Програм-

ма автора

А.А Плешакова

Рекомен-

довано Министер-ством образова-

ния и науки РФ

Государствен-

ная

2 часа в неделю,

68часов

в год

А.А.Плешаков

Окружающий

мир

в двух частях

1. Учебник

2.Методи-

ческое

пособие

 «Поурочные разработки

 по

окружающему

миру».

3.Тетради

№ 1и 2,

Проверочные

работы

Наглядный

материал, карточки,

тесты,

раздаточный

материал, доска,

 картинки, мультимедийные разработки урока

УМК

для учителя:  Школа России. Концепция и программы для начальных классов в 2 ч. Ч 1./ - М.: Просвещение, 2011

А.А.Плешаков Окружающий мир.  Поурочные разработки: 2 кл

А.А.Плешаков, Н.Н.Гара, З.Д.Назарова Окружающий мир.Тесты:2класс.-М.: Просвещение.

Электронное сопровождение  к учебнику «Окружающий мир». 2 класс (диск CD-ROM) 

Аннотация к электронному приложению.

Электронное приложение к учебнику является интерактивным мультимедийным компонентом УМК. Приложение может использоваться для совместной работы учащихся в классе и для самостоятельной работы учащихся дома. Оно содержит 600 ЦОР различных видов(анимации, видеофрагменты, интерактивные игры, тесты, фотографии).

 для учащихся:

А.А.Плешаков «Окружающий мир». 2класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений.  В 2 ч. – М.: Просвещение, 2012.

 А.А.Плешаков. Рабочая тетрадь: Окружающий мир.  2класс. В 2 ч. -  М.: Просвещение, 2014.

А.А.Плешаков Окружающий мир. Контрольно-измерительные материалы для 2 класса          

А.А.Плешаков От земли до неба. Атлас- определитель: Пособие для учащихся.

А.А.Плешаков Зелёные страницы. Книга для учащихся начальных классов.

Оборудование:

  1. Глобус.
  2. Физическая карта РФ.
  3. Коллекция образцов бумаги и картона.
  4. Коллекция «Торф».
  5. Коллекция «Известняки».
  6. Коллекция строительных материалов.
  7. Гербарий.
  8. Диск CD-ROM

ТСО:

  1. Компьютер.
  2. Проектор.
  3. Принтер.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...