По лесным тропинкам
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Игра – путешествие «По лесным тропинкам».
Цель:
- учит работать с дополнительной литературой, отбирая интересные сообщения о животных и растениях леса;
- познакомить учащихся с Красной книгой мира и нашей страны;
- прививать любовь к природе, бережному отношению ко всему живому на Земле.
Оборудование:
- эмблемы команды «Березка», команды «Елочка»,
- рисунки съедобных и несъедобных грибов,
- 2 корзинки, рисунок совы, рисунок летучей мыши, жука,
- разрезанные портреты редких животных,
- сарафаны для сценки,
- рисунок Красной книги,
- рисунки растений, занесенных в Красную книгу.
Ведущий. Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи,
Ты же видишь, мы свои!
-Перед нами две команды: «Березка» и «Елочка». Они сейчас отправляются в путешествие: «По лесным тропинкам».
1 Представление команд.
Команда «Елочка»:
Ученик:
Под широкой темной елью,
Прошлогодней пахнет прелью
Подойдешь ты к ней – иголки
Подойдешь ты к ней
Под подошвами скользят
Ведь в обычаи у елки
Круглый год менять наряд.
Ель знакома нам всем с детства.
Без нарядной елки и праздника нет.
Круглый год ель зеленая.
Ученица: А почему? Да потому, что листок – иголка живет 2-3 года, и опадают иголки не все сразу, а постепенно, в течении всего года. Одни иголки опадают, а другие растут. Любят ель птицы, и медведь чаще строит свою берлогу под елью. Живет ель до 1200 лет.
Команда «Березка»:
Ученик:
Люблю березку русскую
То светлую, то грустную
В белом сарафанчике
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
Ученица: Полюбилась русскому народу белоствольная красавица. Сколько песен, стихов сложено о ней. Береза – одно из самых красивых деревьев России. Белый ствол березы даже в жаркие дни остается холодным. До 40 литров березового сока дает одно дерево до распускания почек. Из березы делают: мебель, фанеру. А береста, кора березы - готовая природная бумага.
II. Разминка команд.
Команде « Елочка»:
1) Назвать 5 пород лиственных деревьев.
2) Почему хвойное дерево лиственницей назвали?
Команде “Березка”:
1) Назвать 5 пород хвойных деревьев.
2) Чем отличается ель от сосны?
III. Конкурс “Грибная полянка”
Ведущий: Кто сидит на крепкой ножки.
В бурых листьях у дорожки?
Встала шапка из травы -
Нет под шапкой головы.
Что это? (Ответы детей)
Ведущий. Берем по лукошку
И скорее в путь дорожку
Разбежались по полянке,
Мухоморы и поганки,
Рыжики, боровики,
Чтобы сбить тебя с пути.
Задания командам: Собрать съедобные грибы в корзинку, а несъедобные оставить.
( Болельщики в это время отвечают на вопрос: Почему грибы так называются - лисички, маслята, подберезовик, подосиновик, мухомор?)
IV. Конкурс капитанов “Лесные жалобы”.
Команде “Елочка”:
-Ох, и не любят меня люди. Голос им не нравится, и глаза у меня большие. Считают, что беду я приношу. Все это неправда. Польза от меня большая. Урожай я сохраняю. Кто я? (Сова, рисунок совы).
Команде “Березка”.
-А меня все боятся, поэтому столько небылиц про меня рассказывают. Не нравится им, что я темноту люблю и отдыхаю вниз головой. Не похожа я ни на птичку, ни на зверя, но я друг человека, а не враг. Кто я? (Летучая мышь, рисунок летучей мыши).
V. Конкурс “Животный мир леса”
Ведущий: Все - все на свете,
На свете нужны
И мошки не меньше
Нужны, чем слоны
Нельзя обойтись без
Чудных, нелепых,
И даже без хищников,
Злых и свирепых.
Нужны все на свете,
Нужны все подряд
Кто делает мед
И кто делает яд.
Нужны все на свете,
Нужны все подряд
Кто делает мед
И кто делает яд!
Задание: Из отдельных разрезанных частей картинки собрать портрет редкого животного (по 1 человеку от команды)
(Команды в это время составляют из предложенных букв названия животных.)
(Болельщики в это время показывают сценки из жизни животных, из жизни леса. Например, сценка “На лесной опушке” В. Рождественский.)
(Исполняют девочки в пестрых сарафанчиках с лукошками в руках)
Ведущий:Лапы елок прикрыли избушку,
Где живет дядя Вася - лесник.
Приходите к нему на опушку -
Всех приветливо встретит старик.
Дядя Вася про птиц нам расскажет,
Вспомнит, как подстерег он лису,
Самый лучший малинник покажет
И грибные местечки в лесу.
Дядя Вася: (Выходит и садится на пенек. Дети подходят к нему и, присев на корточки, слушают его).
Лес не только для нашей забавы,
Он - богатство Российской страны.
Все деревья в нем, ягоды, травы
Нам на пользу, друзья, взращены
Каждый куст берегите, ребята!
Где росток ты увидишь простой,
Может вырасти дуб в три обхвата,
Березняк иль малинник густой
А уж сколько орехов и ягод!
Так, пожалуй, считать - не сосчитаешь!
Сердцу любо, коль знаешь, что за год
В сосняке разрослась молодежь.
Хорошо здесь, в избушке просторной,
Дядя Вася гостям своим рад.
Ведущий:Так весело в густом лесу.
На ветках птицы распевают
Увидеть леса красоту
Пернатые нам помогают.
Задание: 1. Записать 5 перелетных птиц (1 команда)
2.Записать 5 зимующих птиц.
VI. Конкурс “А знаете ли вы, что..?”
(Каждая команда готовит интересные сообщения о природе из жизни животных)
Команда “Елочка”:
1) Знаете ли вы, что самый сильный из насекомых жук-носорог (картинка жука) сам весом 14г. может тащить груз в 1 кг. 580 г.
2) А знаете ли вы, что сова уничтожает за лето до 1000 мышей и этим спасает 1тонну хлеба?
3) А знаете ли вы, что 1 Га леса за день поглощает 250 кг углекислого газа и выделяет 200 кг кислорода.
Команда “Березка”:
1) А знаете ли вы, что первыми весной появляются бабочки, божьи коровки, пчелы, муравьи, сине-зеленые мхи, шмели потому, что за зиму впадают в спячку, а рано весной вылетают из своих укрытий.
2) А знаете ли вы, что пчеле, чтобы собрать 100 кг меда, надо облететь 1000000 цветов?
3) А знаете ли вы, что летучая мышь съедает за ночь до 200 малярийных комаров и этим спасает людей?
VII. Совместное выступление команд
“Берегите природу”
Ученик:Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Ученик: Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда.
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живется с нами рядом.
Ученик: Природа гибнет и просит у нас зашиты. Многие растения и животные стали редкими. Они занесены в Красную книгу. Красной она называется потому, что красный цвет - сигнал опасности. Международную Красную книгу создали в 1966 г. Хранится она в Швейцарском городе Морже. В нее записаны животные и нашей страны. (Показ картинки, на которой изображена Красная книга)
Ученик: В 1974 году создана Красная книга и у нас в стране. В нее записаны 52 вида зверей и 65 видов птиц.
Ученик:Охраняется Красною книгой
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
Ученик: Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери, охраняются змеи
Охраняются даже цветы
(Показ цветов, занесенных в Красную книгу нашей страны)
Ученик: И тревога за жизнь неустанна:
Гибнут звери, птицы, цветы
И гибнут люди беспристрастно,
Унося с собой часть красоты.
Ученик: Так скорее над звездную синью,
Чтобы жизнь не покинула нас,
В эту книгу внесите
Человека всех наций и рас!
(Подведение итогов игры)
Награждаем победителей!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
по лесной тропе
Конспект внеклассного мероприятия по окружающему миру для начальных классов.Занятие проходит в конкурсно-игровой форме....
по лесной тропе
презентация к внеклассному мероприятию по окружающему миру для начальной школы...
Лесной тропой к крепкому здоровью
Внеклассное мероприятие по здоровьесберегающим технологиям с применением ИКТ. Мероприятие было проведено на районном семинаре для руководителей ОУ....
Игра-путешествие"По лесным тропинкам"
Игра-путешествие"По лесным тропинкам"...
Путешествие по лесной тропинке
Экологическое мероприятие «Путешествие по лесной тропинке» можно проводит на кружковых занятиях с детьми начальных классов. Данное мероприятие проводится с целью развития эколо...
Игра-путешествие "По лесным тропинкам"
Игра проводилась в рамках Недели природоведения между командами двух классов (параллель 2-х классов)...
Конспект обощающего урока по окружающему миру "По лесным тропинкам"
Данный урок может быть использован в любом УМК при закреплении материала по теме "Лесная природная зона". Урок проводится в форме соревнования....