По лесным тропинкам
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) на тему

Григораш Валентина Николаевна

конкурсная программа по окружающему миру

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл po_lesnym_tropinkam.docx27.38 КБ

Предварительный просмотр:


Игра – путешествие «По лесным тропинкам».

Цель:

  • учит работать с дополнительной литературой, отбирая интересные сообщения о животных и растениях леса;
  • познакомить учащихся с Красной книгой мира и нашей страны;
  •  прививать любовь к природе, бережному отношению ко всему живому на Земле.

Оборудование:

  • эмблемы команды «Березка», команды «Елочка»,
  • рисунки съедобных и несъедобных грибов,
  • 2 корзинки, рисунок совы, рисунок летучей мыши, жука,
  •  разрезанные портреты редких животных,
  • сарафаны для сценки,
  • рисунок Красной книги,
  • рисунки растений, занесенных в Красную книгу.

 Ведущий.  Здравствуй, лес, дремучий лес,

                      Полный сказок и чудес!

                      Ты о чем шумишь листвою

    Ночью темной, грозовою?

    Что там шепчешь на заре,

    Весь в росе, как в серебре?

     Кто в глуши твоей таится?

    Что за зверь? Какая птица?

    Все открой, не утаи,

    Ты же видишь, мы свои!

-Перед нами две команды: «Березка» и «Елочка». Они сейчас отправляются в путешествие: «По лесным тропинкам».

1                   Представление команд.

Команда «Елочка»:

Ученик:

Под широкой темной елью,

Прошлогодней пахнет прелью

Подойдешь ты к ней – иголки

Подойдешь ты к ней

Под подошвами скользят

Ведь в обычаи у елки

Круглый год менять наряд.

Ель знакома нам всем с детства.

Без нарядной елки и праздника нет.

Круглый год ель зеленая.

Ученица: А почему? Да потому, что листок – иголка живет 2-3 года, и опадают иголки не все сразу, а постепенно, в течении всего года. Одни иголки опадают, а другие растут. Любят ель птицы, и медведь чаще строит свою берлогу под елью. Живет ель до 1200 лет.

Команда «Березка»:

Ученик:

Люблю березку русскую

То светлую, то грустную

В белом сарафанчике

С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками,

С зелеными сережками.

Ученица: Полюбилась русскому народу белоствольная красавица. Сколько песен, стихов сложено о ней. Береза – одно из самых красивых деревьев России. Белый ствол березы даже в жаркие дни остается холодным. До 40 литров березового сока дает одно дерево до распускания почек. Из березы делают: мебель, фанеру. А береста, кора березы - готовая природная бумага.  

II.                         Разминка команд.

Команде « Елочка»:

1) Назвать 5 пород лиственных деревьев.

2) Почему хвойное дерево лиственницей назвали?

Команде “Березка”:

1) Назвать 5 пород хвойных деревьев.

2) Чем отличается ель от сосны?

III.                      Конкурс “Грибная полянка”

Ведущий: Кто сидит на крепкой ножки.

                     В бурых листьях у дорожки?

                     Встала шапка из травы -

                     Нет под шапкой головы.

                     Что это? (Ответы детей)

Ведущий. Берем по лукошку

                    И скорее в путь дорожку

                     Разбежались по полянке,

                    Мухоморы и поганки,

                    Рыжики, боровики,

                   Чтобы сбить тебя с пути.

Задания командам: Собрать съедобные грибы в корзинку, а несъедобные оставить.

( Болельщики в это время отвечают на вопрос: Почему грибы так называются - лисички, маслята, подберезовик, подосиновик, мухомор?)

IV.          Конкурс капитанов “Лесные жалобы”.

Команде “Елочка”:

-Ох, и не любят меня люди. Голос им не нравится, и глаза у меня большие. Считают, что беду я приношу. Все это неправда. Польза от меня большая. Урожай я сохраняю. Кто я?                                         (Сова, рисунок совы).

Команде “Березка”.

-А меня все боятся, поэтому столько небылиц про меня рассказывают. Не нравится им, что я темноту люблю и отдыхаю вниз головой. Не похожа я ни на птичку, ни на зверя, но я друг человека, а не враг. Кто я?                                                                             (Летучая мышь, рисунок летучей мыши).

V.                  Конкурс “Животный мир леса”

Ведущий: Все - все на свете,

                  На свете нужны

                  И мошки не меньше

                 Нужны, чем слоны

                 Нельзя обойтись без

                 Чудных, нелепых,

                 И даже без хищников,

                 Злых и свирепых.

                 Нужны все на свете,

                 Нужны все подряд

                 Кто делает мед

                 И кто делает яд.

                 Нужны все на свете,

                 Нужны все подряд

                 Кто делает мед

                 И кто делает яд!

Задание: Из отдельных разрезанных частей картинки собрать портрет редкого животного (по 1 человеку от команды)

(Команды в это время составляют из предложенных букв названия животных.)

(Болельщики в это время показывают сценки из жизни животных, из жизни леса. Например, сценка “На лесной опушке” В. Рождественский.)

(Исполняют девочки в пестрых сарафанчиках с лукошками в руках)

Ведущий:Лапы елок прикрыли избушку,

                      Где живет дядя Вася - лесник.

                     Приходите к нему на опушку -

                     Всех приветливо встретит старик.

                     Дядя Вася про птиц нам расскажет,

                     Вспомнит, как подстерег он лису,

                     Самый лучший малинник покажет

                     И грибные местечки в лесу.

Дядя Вася: (Выходит и садится на пенек. Дети подходят к нему и, присев на корточки, слушают его).

Лес не только для нашей забавы,

Он - богатство Российской страны.

Все деревья в нем, ягоды, травы

Нам на пользу, друзья, взращены

Каждый куст берегите, ребята!

Где росток ты увидишь простой,

Может вырасти дуб в три обхвата,

Березняк иль малинник густой

А уж сколько орехов и ягод!

Так, пожалуй, считать - не сосчитаешь!

Сердцу любо, коль знаешь, что за год

В сосняке разрослась молодежь.

Хорошо здесь, в избушке просторной,

Дядя Вася гостям своим рад.

Ведущий:Так весело в густом лесу.

На ветках птицы распевают

Увидеть леса красоту

Пернатые нам помогают.

Задание:                                                                                                                                           1. Записать 5 перелетных птиц (1 команда)

2.Записать 5 зимующих птиц.

VI.               Конкурс “А знаете ли вы, что..?”

(Каждая команда готовит интересные сообщения о природе из жизни животных)

Команда “Елочка”:

1) Знаете ли вы, что самый сильный из насекомых жук-носорог (картинка жука) сам весом 14г. может тащить груз в 1 кг. 580 г.

2) А знаете ли вы, что сова уничтожает за лето до 1000 мышей и этим спасает 1тонну хлеба?

3) А знаете ли вы, что 1 Га леса за день поглощает 250 кг углекислого газа и выделяет 200 кг кислорода.

Команда “Березка”:

1) А знаете ли вы, что первыми весной появляются бабочки, божьи коровки, пчелы, муравьи, сине-зеленые мхи, шмели потому, что за зиму впадают в спячку, а рано весной вылетают из своих укрытий.

2) А знаете ли вы, что пчеле, чтобы собрать 100 кг меда, надо облететь 1000000 цветов?

3) А знаете ли вы, что летучая мышь съедает за ночь до 200 малярийных комаров и этим спасает людей?

VII.            Совместное выступление команд

                                 “Берегите природу”

Ученик:Дерево, цветок, трава и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Ученик: Нор звериных, птичьего гнезда

Разорять не будем никогда.

Пусть птенцам и маленьким зверятам

Хорошо живется с нами рядом.

Ученик: Природа гибнет и просит у нас зашиты. Многие растения и животные стали редкими. Они занесены в Красную книгу. Красной она называется потому, что красный цвет - сигнал опасности. Международную Красную книгу создали в 1966 г. Хранится она в Швейцарском городе Морже. В нее записаны животные и нашей страны. (Показ картинки, на которой изображена Красная книга)

Ученик:  В 1974 году создана Красная книга и у нас в стране. В нее записаны 52 вида зверей и 65 видов птиц.

Ученик:Охраняется Красною книгой

Столько редких животных и птиц,

Чтобы выжил простор многоликий

Ради света грядущих зарниц.

Ученик: Чтоб пустыни нагрянуть не смели,

Чтобы души не стали пусты,

Охраняются звери, охраняются змеи

Охраняются даже цветы

(Показ цветов, занесенных в Красную книгу нашей страны)

Ученик: И тревога за жизнь неустанна:

Гибнут звери, птицы, цветы

И гибнут люди беспристрастно,

Унося с собой часть красоты.

Ученик: Так скорее над звездную синью,

Чтобы жизнь не покинула нас,

В эту книгу внесите

Человека всех наций и рас!

                     (Подведение итогов игры)

Награждаем победителей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

по лесной тропе

Конспект внеклассного мероприятия по окружающему миру для начальных классов.Занятие проходит в конкурсно-игровой форме....

по лесной тропе

презентация к внеклассному мероприятию по окружающему миру для начальной школы...

Лесной тропой к крепкому здоровью

Внеклассное мероприятие по здоровьесберегающим технологиям с применением ИКТ. Мероприятие было проведено на районном семинаре для руководителей ОУ....

Игра-путешествие"По лесным тропинкам"

Игра-путешествие"По лесным тропинкам"...

Путешествие по лесной тропинке

Экологическое мероприятие   «Путешествие по лесной тропинке» можно проводит  на кружковых занятиях с детьми начальных классов.  Данное мероприятие проводится с целью развития эколо...

Игра-путешествие "По лесным тропинкам"

Игра проводилась в рамках Недели природоведения между командами двух классов (параллель 2-х классов)...

Конспект обощающего урока по окружающему миру "По лесным тропинкам"

Данный урок может быть использован в любом УМК при закреплении материала по теме "Лесная природная зона". Урок проводится в форме соревнования....