Рабочая программа / тематическое планирование по окружающему миру 3 класс, система Л.В.Занкова
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) по теме
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» п.7 ст.12, Типовым положением об общеобразовательном учреждении, приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089, с изменениями, внесёнными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 июня 2008 г. № 164, от 31 августа 2009 г. № 320, от 19 октября 2009 г. № 427, от 10 ноября 2011г. № 2643, от 24 января 2012 г. № 39 и от 31 января 2012 г. № 69, Уставом школы и регламентирует порядок разработки и реализации рабочих программ по учебным предметам педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Р П составлена по всем требованиям ФГОС | 208.61 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
Введение
Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» п.7 ст.12, Типовым положением об общеобразовательном учреждении, приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089, с изменениями, внесёнными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 июня 2008 г. № 164, от 31 августа 2009 г. № 320, от 19 октября 2009 г. № 427, от 10 ноября 2011г. № 2643, от 24 января 2012 г. № 39 и от 31 января 2012 г. № 69, Уставом школы и регламентирует порядок разработки и реализации рабочих программ по учебным предметам педагогов.
- Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса составлена на основе требований ФГОС НОО, примерной программы начального общего образования по окружающему миру (М.: «Просвещение, 2011г.), авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ для начальной школы «Система Л. В. Занкова». – Самара: Издательство «Учебная Литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2011,-224с.)
- в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009г. и
направлена на достижение обучающимися личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных и коммуникативных) и предметных результатов.
В проекте Образовательных государственных стандартов нового поколения предмет «Окружающий мир», с одной стороны, рассматривается как фундамент для изучения значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории; с другой стороны, - как первый, единственный и последний предмет в школе, рисующий широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. Именно такое понимание роли учебного предмета «Окружающий мир» изначально заложено в программу и учебники, разработанные в системе развивающего обучения.
Изучение окружающего мира в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний об окружающем мире, единстве природного и социального, их многообразии, о человеке и его месте в природе и в обществе;
- воспитание эмоционально-ценностных отношений к окружающему миру, чувства удивления красотой природы, человеческих отношений, экологической и духовно-нравственной культуры, воспитание патриотических чувств;
- развитие восприятия как умения наблюдать, воображения как основы для решения творческих задач, мышления как умения анализировать, сравнивать, обобщать и др., речи как умения характеризовать объект окружающего мира, описывать, рассуждать, поддерживать учебный диалог;
- формирование желания и умение участвовать в разнообразной поисковой, творческой созидательной деятельности в природе, социуме; сохранение и укрепление своего физического и психического здоровья.
Таким образом, всеми своими средствами курс создает условия для общего развития школьников, воспитания гражданина России.
Учебный курс «Окружающий мир» призван решать в системе общего развития учащихся следующие задачи:
- формировать широкую целостную картину мира с опорой на современные научные достижения;
- на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию объективно существующих связей и зависимостей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости;
- в ходе решения первых двух задач развивать логичность и самостоятельность мышления, развивать историческое мышление, формировать экологическую культуру;
- формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, делать обобщения и выводы; ориентироваться в пространстве и времени; формировать умение работы с картами, таблицами, схемами, добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь; самостоятельно проводить опыты, наблюдения, практические работы; воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности; воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, гордости за свой край, способствовать эстетическому воспитанию; на ознакомительном уровне представить науки, помогающие познавать окружающий мир.
- В программу включён региональный компонент
- Общая характеристика предмета, курса
Окружающий мир как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника. Особенностями содержания этого учебного предмета являются: интегрированный характер предъявления естественнонаучных и обществоведческих знаний, особое внимание к расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников, наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы. Учебный предмет «Окружающий мир» вносит существенный вклад в формирование информационной культуры младших школьников; они осваивают различные способы получения информации, используют алгоритмы, модели, схемы и др.
Учебно-методический комплект по окружающему миру для 3 класса является продолжением интегрированного курса 1 и 2 классов и подчинен логике исторического развития природы Земли, человека и общества в их единстве и взаимопроникновении.
Особенностью содержания курса 3-го класса является то, что с этого года обучения в равной мере представлены два раздела программы: «Человек и природа», «Человек и общество».
В 3 классе ребенок будет анализировать еще более плотную сетку связей, а значит, создаются условия для включения универсальных учебных действий более высокого порядка.
Основное содержание учебника 3 класса – изучение разных природных условий на Земле (природные зоны и сообщества), жизни людей, их занятий в этих условиях в период
от зарождения человечества до начала Нового времени (в основном на примере России при сопоставлении с другими районами мира). Дети вместе с нашими предками путешествуют по территории Древнерусского государства, открывают новые земли, знакомятся с природными зонами России и ее историей при постоянном сравнении с историей развития других стран мира.
При изучении природных зон познавательная деятельность ребенка направляется на исследование приспособления живых организмов и человека к определенным природным условиям и сезонным изменениям в этих условиях.
При изучении природных сообществ перед учениками ставится задача обосновать свои предположения о том, что нужно определенному представителю сообщества для его нормального развития.
Вопросы, направленные на выявление связи строения растения или животного с окружающей средой, развивают наблюдательность, аналитическое мышление, умение выделять существенные признаки объектов, сравнивать их, делать обобщения (знакомые вам познавательные УУД). Приучайте детей к тому, что на многие вопросы не существует
однозначного ответа, их может быть несколько. (Например, версии о происхождении жизни и человека на Земле.) Тем самым вы воспитаете терпимость к высказываниям одноклассников, к мнению других людей.
Таким образом, содержание курса усваивается не в статике, а в развитии. Исследуются изменения природных объектов и человека во времени (века, годы, сезоны) и пространстве (природные зоны, сообщества, люди на Земле, в России, в своем краю).
- Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Предмет окружающий мир входит в предметную область ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ.
Количество учебных часов за 4 учебных года (в соответствии с учебным планом) – 272 часа
Рабочая программа по окружающему миру рассчитана на 68 часов (34 недели).
1 четверть - 16 ч, 2 четверть – 16 ч, 3 четверть – 20 ч, 4 четверть – 16ч.
Количество часов в неделю: 2 часа
Из них:
5 ч – контрольные работы
12 ч – практические работы
5 ч – экскурсии
Основная литература
Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н. Окружающий мир: учебник для 3 класса: в 2 ч. – 6 изд.-Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2013.
Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир». 3 класс. - Самара : Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2013
Дополнительная литература
Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Методические рекомендации к курсу «Окружающий мир». 3 кл. - Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2013
Галяшина П.А., Плотникова А.Ю. Поурочно-тематическое планирование к учебникам Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казаковой "Окружающий мир". 3-4 класс - Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2012
Контр. работы по системе Л.В. Занкова. 1-е п / Сост. С.Г. Яковлева. Самара: Изд-во «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012.
Контр. работы по системе Л.В. Занкова. 2-е п/ Сост. С.Г. Яковлева. Самара: Изд-во «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета направлена на обеспечение качества образования. Предусмотрен входной, текущий и итоговый контроль. Всего предусмотрено 5 контрольных диагностических работ.
Для определения содержания контрольных работ используются следующие сборники:
- Яковлева С.Г. Контрольные работы по системе Л.В.Занкова 1полугодие, Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2012
- Яковлева С.Г. Контрольные работы по системе Л.В.Занкова 2 полугодие, Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2012
Система контрольных работ
Дата | Вид работы | № урока |
Входная диагностическая работа | ||
Контрольная работа «Природные условия Земли» | ||
Полугодовая контрольная работа | ||
Контрольная работа «Объединение русских земель вокруг Москвы» | ||
Итоговая контрольная работа |
- Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Содержание курса «Окружающий мир» теснейшим образом связано с другими учебными курсами системы общего развития школьников. Например, на уроках литературного чтения и русского языка дети узнают об истоках сказочных сюжетов; работают с загадками, пословицами и поговорками; знакомятся с историей речи и в частности русского языка; обсуждают темы нравственности, семьи, друзей, взаимоотношений в обществе. При ознакомлении с процессом выработки человеком приемов труда, умения обрабатывать природные материалы можно привлечь уже знакомые учащимся сведения из учебников по курсу «Технология», а также собственный опыт детей.
Практически все учебные предметы в большей или меньшей степени формируют адекватное восприятие временных и пространственных отношений – основных категорий, которые определяют наше существование и существование всего мира. Также на общеучебном уровне решается задача развития устной и письменной речи. Важно организовать единый, комплексный подход по усвоению этих ведущих для продуктивного обучения понятий и умений.
Широкая содержательная область, которая представлена в учебниках «Окружающий мир», дает возможность каждому ребенку найти сферу своих интересов, создавая условия для формирования универсальных учебных действий. Так, погружение в широкую природную и общественную среду активизирует эмоционально-чувственную сферу детей, пробуждает у них интерес к своей Земле и родному краю, к людям Земли и их прошлому, к своей семье, чувство сопричастности тому, что происходит в нашем общем доме.
- Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
Планируемые результаты освоения предмета
Данная программа обеспечивает формирование универсальных учебных действий, а также достижение необходимых предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.
Универсальные учебные действия
Личностные универсальные учебные действия | ||
У обучающегося будут сформированы: – ориентация на принятие образца «хорошего ученика»; – интерес к познанию окружающего мира; – ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи; – предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев; – осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности; – осознание своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; – понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей, исторических лиц; – ориентация в поведении на общепринятые моральные нормы; – сопереживание другим людям, в том числе историческим лицам; – понимание чувств одноклассников, учителей, мотивов поступков исторических лиц; – принятие ценности природного мира, природоохраны, здоровьесберегающего поведения; – понимание красоты природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром. | Обучающийся получит возможность для формирования: – внутренней позиции на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения; – выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; – учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи; – способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; – ориентации на реализацию основ гражданской идентичности в поступках; – следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям; – установки на здоровый образ жизни; – ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни; – эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им. | |
Регулятивные универсальные учебные действия | ||
– следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения; – контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой, таблицей, схемой, диаграммой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками; – отбирать адекватные средства достижения цели деятельности; – вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; – действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью. | – самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях; – самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным, словесно-образным и словесно-логическим материалом; – на основе результатов решения практических задач делать выводы о свойствах изучаемых природных объектов. | |
Познавательные универсальные учебные действия | ||
– осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем; – осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире; – пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе; – строить небольшие сообщения в устной и письменной форме; – находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи; – воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в том числе текстов) в соответствии с учебной задачей; – анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; – осуществлять синтез как составление целого из частей; – проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп; – устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; – понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении); – обобщать (самостоятельно выделять класс объектов); – подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа; природа живая – неживая; природные зоны; природные сообщества; группы растений, группы животных и др.); – проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. | – осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, медиаресурсов; – записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; – создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя; – строить сообщения в устной и письменной форме; – находить разнообразные способы решения учебной задачи; – осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) без указания количества групп; – строить логическое рассуждение как связь простых суждений об объекте (явлении). | |
Коммуникативные универсальные учебные действия | ||
– строить сообщение в соответствии с учебной задачей; – ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; – учитывать другие мнение и позицию; – договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре); – контролировать действия партнера; – адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач. | – строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; – допускать возможность существования различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; – стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; – строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; – использовать речь для регуляции своего действия; – адекватно использовать языковые средства для решения различных коммуникативных задач; – понимать ситуацию возникновения конфликта, содействовать его разрешению; – оказывать в сотрудничестве необходимую помощь; – использовать речь для планирования своей деятельности. | |
Предметные результаты Природные условия Земли | ||
Ориентироваться в учебнике: - различать элементы книги (форзац, титульный лист, оглавление); - делать предположение по обложке и текстовой информации на ней о содержании предстоящей в учебном году работы; - понимать систему знаков, условных обозначений; - осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире с помощью условных знаков; - использовать знаки, символы, модели, приведенные в учебной литературе; - знать основные и промежуточные географические направления; - проводить наблюдения за погодой; - фиксировать с помощью знаков основные показатели погоды; - выделять характерные признаки сезонов года на примере родного края; - осуществлять поиск информации в дополнительных источниках; - составлять устную характеристику погоды; - коллективно обсуждать результаты наблюдений по рисунку; - понимать причины разнообразия климатических поясов на Земле; - осуществлять запись информации, полученной в ходе исследования. - устанавливать взаимосвязи между живыми организмами, природными условиями и состоянием почвы; - представлять последовательность круговорота веществ в природе; - читать и понимать условные обозначения на карте природных зон; - сравнивать климатическую карту и карту природных зон; - объяснять закономерности Земли в неравномерном распределении тепла и влаги и широтной смены природных зон; - иметь общее представление об особенностях природных зон Земли; использовать готовые модели (глобус, карты) для объяснения явлений или описания свойств объектов; определять местонахождение крупных природных объектов на физической карте России; проводить наблюдения за погодой и природой родного края (на примере одного из сообществ); оценивать свое поведение и поведение других людей в природе; сравнивать изучаемые природные зоны России (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы) | - обобщать полученные сведения о явлении, предмете, объекте, - строить монологическое высказывание, - кодировать информацию из текстовой в знаковую и наоборот; -устанавливать причинно-следственные связи между показателями климата и неравномерным распределением тепла и влаги в разных тепловых поясах; - планировать, контролировать и оценивать учебно-познавательную деятельность, направленную на изучение состава и свойств почвы, в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; - использовать естественно-научные тексты для поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных высказываний | |
Человек в далёком прошлом | ||
- понимать взаимосвязь климата, рельефа и природных зон одной местности; - обобщать имеющиеся знания; - расширять представления об исторических источниках знаний (материальные, устные, письменные); - иметь представление о теориях появления человека на Земле; - понимать развитие социальной природы человека; - выделять особенные события древнего человека: обретение огня, одомашнивание животных, начало земледелия; - устанавливать причины и следствия появления новых изобретений, открытий в жизни древнего человека; - проводить сравнение уклада жизни, сельскохозяйственной деятельности древнего и современного человека; - иметь представление о государстве и его функциях; - устанавливать связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта в разные эпохи; - проводить аналогии между событиями, изобретениями Древнего мира и Нового времени; - иметь представление о ленте времени, о делении истории человечества на крупные периоды; - различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком, находить место изученных событий на ленте времени; - различать материки и части света. - понимать значение наблюдения в природе для науки: как появляются открытия, изобретения; - проводить аналогии между использованием изобретений в древнем мире и современном; - пользоваться дополнительными источниками информации для построения своего сообщения; - расширять представления о значении язычества и искусства в жизни древнего человека. | - наблюдать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности в интересах страны (на примере Питея, А.Македонского); - используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать исторические факты от вымысла | |
Земли восточных славян | ||
- извлекать информацию из карты; - читать условные обозначения; - составлять характеристики географических объектов, природы, климата на основе логических рассуждений и чтения карты; - находить и показывать на карте географические объекты Европы, описывать их географическое положение; - называть и находить на карте материки и части света; - обобщать материал о природе Восточно-Европейской равнины, полученный из разных источников информации (карты, текст); - обозначать географические объекты на контурной карте; - понимать особенности природных условий степной зоны; - выделять существенные признаки степной зоны и растительности степи; - приводить примеры растений степи; - выделять особенности раннецветущих растений и приспособленность растений к засушливому климату степи; - воспринимать смысл познавательных текстов. - извлекать информацию из текста, сообщений в соответствии с учебной задачей; - устанавливать взаимосвязи в живой природе и между живой и неживой природой; - приводить примеры животных степной зоны; - определять приспособленность животных к жизни в степи; - устанавливать взаимосвязи в природе между деятельностью человека и природными условиями; - обсуждать, к каким экологическим проблемам может привести нарушение равновесия в природе; - различать природные условия основных и переходных природных зон (климат, почвы, растительность); - выделять существенные признаки лесостепной зоны; - сравнивать изучаемые природные зоны (степь, лесостепь); - использовать таблицы, схемы, рисунки, приведенные в учебнике; - находить в сотрудничестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи; - классифицировать растения и животных по природным зонам, ярусам леса; - проводить аналогии между изучаемым объектом и собственным опытом; - опираться при ответе на собственные наблюдения в природе; - выделять существенные признаки лесной зоны умеренного пояса и ее подзон; - узнавать наиболее распространенные и охраняемые в родном крае растения и животных, обитающих в зоне лесов; - иметь представление о приспособлении животных организмов к сезонным изменениям в неживой природе, о распространении семян и плодов; - вести наблюдения в природе; - фиксировать изменения, происходящие в разные времена года, в растительном и животном мире; - выделять характерные признаки сезонов года на примере природы родного края; - использовать для построения сообщений различные источники информации; - устанавливать причинно-следственные связи (воздействие особенностей природных условий на жизнь и жилище славян). - сравнивать хозяйственную деятельность человека в разных природных зонах; - составлять рассказ по тексту учебника; - понимать особенности расселения славян по территории Восточно-Европейской равнины; - понимать понятие «язычество»; - проводить аналогии между языческими праздниками и праздниками нашего времени; - иметь представление об истории родного края; - используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; - на основе имеющихся знаний отличать исторические факты от вымысла; - иметь представление об образовании Древнерусского государства, о первых русских князьях; - понимать значение принятия христианства для Руси; - иметь представление о выдающемся государственном деятеле – князе Владимире; - воспринимать смысл текста, извлекать из него главное; - выделять информацию из сообщений разных видов (текст, фильм, иллюстрации); - понимать значение сильного государства; - выделять существенные характеристики Древнерусского государства; - иметь представление о выдающихся российских государственных деятелях в изучаемый период (князьях Владимире, Ярославе Мудром), о связанных с ними событиях и их влиянии на историю нашего Отечества; - проявлять уважительное отношение к России, родному краю, культуре; - устанавливать причинно-следственные связи раздробленности государства и их последствий; - определять понятие «натуральное хозяйство»; - называть исторических деятелей (Чингисхан, Батый). | - понимать общечеловеческий характер перехода от первобытных стадий жизни к цивилизации, происхождения многих народов на территории Восточно-Европейской равнины; - осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных источниках; - осознавать и оценивать последствия, к которым приводит влияние человека на природные сообщества; - проводить аналогии между изучаемыми объектами (сезонными изменениями в неживой и живой природе, растениями и животными) лесной зоны и своего края; - определять последовательность важных событий в истории России; - иметь представление об истории и выдающихся людях родного края; - приводить примеры культурных и общественных событий, оценивать их значимость в жизни людей, государства. | |
Объединение русских земель вокруг Москвы | ||
- определять последовательность важных событий в истории России; - обобщать изученный материал. - определять периоды зарождения и распада Древнерусского государства; - определять понятие «природное сообщество»; - осваивать доступные способы изучения природы (наблюдение, сравнение); - осознавать элементарные правила поведения в природе и социальной среде; - использовать рисунки, собственные наблюдения, текст учебника для изучения природного сообщества, объяснять взаимосвязи в лесу; - воспринимать окружающий мир целостно в единстве природы; - устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в природе; - выявлять положительное и отрицательное влияние человека на природу; - знать элементарные правила поведения человека на природе (лесу); -определять значение леса для древнерусского и для современного человека; - использовать рисунки, собственные наблюдения, текст учебника для изучения природного сообщества, объяснения взаимосвязей растений и животных луга; - воспринимать окружающий мир целостно в единстве природы; - устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в природе; - выявлять положительное и отрицательное влияние человека на природное сообщество луг; - приводить примеры растений и животных луга; - находить на карте и знать названия крупных озер России; - использовать рисунки, собственные наблюдения, текст учебника для изучения природного сообщества озеро; - выявлять положительное и отрицательное влияние человека на природное сообщество озеро; - приводить примеры растений и животных озера, приспособления животных к разным средам обитания; - исследовать связи между человеком и природой, между растениями и животными; - различать природные сообщества поле и луг; - сравнивать изучаемые природные сообщества лес, луг, водоем как единство неживой и живой природы (солнце, воздух, вода, почва, животные); - определять последовательность исторических событий; - находить в тексте учебника необходимую информацию об условиях, которые способствовали возвышению Москвы; - знакомиться с обликом столицы и его изменением в ходе исторического времени (к концу XIII века); - составлять портрет исторического деятеля (Дмитрий Донской, Иван Грозный); - приводить из текста примеры фактов и событий, характеризующих личность; - составлять план сражения и описывать его, используя текстовую и графическую информацию (рисунок, схема); - знать дату и значение Куликовской битвы для России, народа; - реконструировать исторические события по отражающим их репродукциям картин; - соотносить исторические события с датами, дату с веком; - определять последовательность важных исторических событий России; - называть причины победы русских войск над захватчиками; - знать дату освобождения Руси от ордынского ига – 1480 г.; - отражать важнейшие события истории на ленте времени (конец XV – начало XVI века, создание Московского государства); - пользоваться историческими картами; - ориентироваться в важнейших для страны событиях в изучаемый период времени; - понимать особую роль России в мировой истории; - испытывать чувство гордости за национальные свершения, открытия, победы. | - иметь представление об истории Московского государства; - различать разные периоды прошлого (Древняя Русь и Московское княжество); - анализировать развитие культуры, зодчества, искусства России; - сопровождать сообщения демонстрацией фотографий, репродукций картин, открыток. | |
Путь от Руси к России | ||
- находить и показывать на карте пути великих путешественников, открывателей новых земель (А. Никитин и Ермак). - составлять небольшие рассказы о достопримечательностях новых земель; - находить на карте географические объекты (Белое, Азовское моря, Тихий океан, Балтийское море, острова Северного Ледовитого океана); - оценивать качества личности путешественников; - определять географическое положение Азии; - находить и называть географические объекты, заданные учителем; - разделять материк на две части света: Европу и Азию; - называть и показывать географические объекты, по которым про- ходит условная граница; - выделять природные особенности Сибири; - использовать карты природных зон для составления характеристики тайги; - сравнивать изучаемые природные зоны России; - классифицировать животных зоны лесов на группы по самостоятельно выделенным признакам; - приводить примеры животных и растений зоны тайги; - знать правила поведения в лесу; - оценивать свое поведение и поведение других людей в природе; - находить на карте болота; - объяснять причины образования болот, описывать их особенности как природного сообщества; - приводить примеры представителей растительного и животного мира, характерных для этого природного сообщества; - знать правила поведения на болоте; - устанавливать взаимосвязи между неживой и живой природой в болоте; - находить и демонстрировать на карте путь путешественника А. Никитина; - использовать карты, дополнительные источники информации (энциклопедии, справочники), рисунки, картинки для подготовки и представления сообщений о природе Индии | -оценивать устное высказывание одноклассников: его соответствие обсуждаемой теме, полноту и доказательность; - сравнивать изучаемые природные сообщества (лес, луг, водоем и др.) как единство живой (растения, животные) и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва) | |
Россия в XVII веке (8 часов) | ||
- воспринимать смысл текста; - выделять необходимую информацию; - устанавливать причинно-следственные связи недовольства народа, знати и т.д. - определять роль Минина и Пожарского в истории России; - оценивать характер русского народа; - знать историю появления государственного праздника Дня народного единства; - испытывать чувство гордости за открытия, сделанные русскими путешественниками; - использовать карты, схемы маршрутов, рисунки для объяснения природных явлений, нахождения географических объектов; - находить на карте и показывать путь великого путешественника С. Дежнева; - определять значение экспедиции С.Дежнёва для страны; - использовать рисунки, собственные наблюдения, текст учебника для изучения природной зоны; - воспринимать окружающий мир целостно в единстве природы; - устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в природе; - приводить примеры растений и животных тундры, их приспособления к жизни в тундре; - знать основные виды деятельности человека в тундре; - приводить примеры растений и животных Арктики, их приспособления к жизни в арктической пустыне; - сравнивать условия жизни в разных природных зонах; - использовать рисунки, текст учебника, дополнительные источники информации для изучения природной зоны; - воспринимать окружающий мир целостно в единстве природы; - устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в природе; - выявлять положительное и отрицательное влияние человека на природу; - использовать исторические понятия для решения учебно-познавательных задач; - узнавать государственную символику; - соотносить исторические понятия с датами, конкретную дату с веком; - определять последовательность важнейших событий в истории России. | - оформлять результаты исследовательской работы |
- Содержание учебного предмета
Природные условия Земли (11 часов)
Человек и природа
Особенности планеты Земля (обобщение знаний предыдущих лет обучения).
Погода. Показатели погоды: температура воздуха, направление и сила ветра, атмосферные осадки, наличие облаков. Народные приметы погоды. Предсказание погоды и его значение в жизни людей. Наблюдение за погодой своего края. Представление о климате, климат родного края.
Почва. Состав почвы. Значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. Свойства почвы (плодородие). Охрана почв.
Природная зона как взаимосвязь живых организмов с неживой природой. Приспособленность организмов к условиям окружающей среды.
Практические работы: нахождение на физической карте мира материков, океанов, тепловых поясов; фиксация показателей погоды и ее изменений в своей местности, сравнение с другими территориями России; определение состава почвы; ознакомление с картой природных зон.
Человек в далеком прошлом (10 часов)
Человек и общество
Природные условия, в которых появился человек. Представления о природных зонах Африки. Особенности жизни древних людей. Наследие Древнего мира.
Лента времени (год, век, тысячелетие).
Практические работы: ориентирование на физической карте и карте природных зон; соотнесение: год – век, век – тысячелетие.
Исследовательская работа: роль живописи (музыки, танца, скульптуры, литературы...) в жизни человека.
Экскурсии в зоопарк, ботанический сад, краеведческий музей (с учетом возможностей).
Земли восточных славян (22 часа)
Человек и природа
Природная зона степей. Единство почв, растительности и животного мира. Сезонные изменения в природе степей. Охрана почв, растительности и животного мира.
Природная зона лесов. Единство почв, растительности и животного мира. Сезонные изменения в зоне лесов Европейской части России. Листопад. Распространение плодов
и семян в природе. Перелетные и зимующие птицы. Сравнение природных условий лесной и степной зон. Меры по сохранению леса.
Человек и общество
Зависимость жизни и занятий населения от природных условий в степной и лесной зонах. Освоение человеком законов жизни природы. Народный календарь, определяющий
сезонный труд людей. Пословицы, поговорки. Расселение славян. Путь «из варяг в греки».
Образование Древнерусского государства. Первые русские князья. Принятие Русью христианства. Основные религии народов России: православие, ислам, буддизм, иудаизм. Князь Владимир. Ярослав Мудрый. Культура: устное народное творчество, письменность, материальная культура. Ордынское нашествие. Александр Невский и Ледовое побоище. Представления о национальных героях и важнейших событиях в Древнерусском государстве.
Практические работы: ориентирование на карте природных зон России; работа с натуральными объектами, коллекциями, гербарными экземплярами растений степной зоны и зоны лесов; составление цепей питания; подбор загадок, пословиц и поговорок на темы о природе, дружбе и труде народа; коллективное создание макетов славянских поселений в зоне степи и зоне лесов: составление кроссвордов.
Исследовательская работа: образ жизни, повадки лесных животных; занятия и быт современных людей в лесной зоне (в зоне степей); духовная и материальная культура
древних русичей; история одного из древних городов.
Экскурсии в исторический, краеведческий музеи, в заповедник или заказник (с учетом возможностей).
Объединение русских земель вокруг Москвы (12 часов)
Человек и природа
Залесский край. Законы лесной жизни. Природные сообщества: лес, луг, водоем, их значение. Круговорот веществ. Изменения в природе, связанные с деятельностью человека. Правила безопасного поведения в лесу и на водоемах. Ядовитые растения леса и луга. Ядовитые грибы.
Человек и общество
Основание Москвы, объединение вокруг Москвы русских земель. Дмитрий Донской и Куликовская битва. Освобождение от ордынского ига.
Культура Московской Руси. Человек – член общества, носитель и создатель культуры. Культура общения в многонациональном государстве с представителями разных национальностей. Исторические достопримечательности Москвы. Золотое кольцо России.
Иван IV Грозный.
Практические работы: ориентирование на физической карте России и мира, на исторических картах; составление цепей питания; узнавание ядовитых растений и грибов; моделирование вариантов вмешательства человека в природные сообщества и их последствия; применение правил поведения в лесу и у водоемов.
Экскурсии в лес, к озеру, реке (с учетом возможностей).
Путь от Руси к России (13 часов)
Человек и общество
Расширение пределов страны. Русские первопроходцы. Освоение Сибири. Природа Сибири. Тайга. Тундра. Арктика. Коренное население Сибири.
Путешествие Афанасия Никитина. Ознакомление с природой Индии. Поход Семена Дежнева. Начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе,
о единстве народов нашей страны.
Борьба русского народа против иноземных захватчиков в начале XVII века. Кузьма Минин. Дмитрий Пожарский. Активная роль человека в обществе.
Краеведение (в течение года): изучение рельефа, почв, природных сообществ родного края; запоминание растений, животных, грибов (в том числе охраняемых); усвоение правил поведения в природе, ориентирование на местности.
Родной край в изучаемый исторический период: территориальная принадлежность, коренное население; названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта, культура; важные сведения из истории родного края; святыни родного края; особенности хозяйственной деятельности.
Исследовательская работа: жизнь людей в степи (РК) в настоящее время.
Экскурсии в краеведческий музей, в художественную галерею, в музей прикладного искусства (с учетом возможностей).
Календарно-тематическое планирование
Окружающий мир 3 класс
(Н.Я. Дмитриева, А.Н.Казаков)
Приложение Контрольные работы
Контрольные работы
Урок 11 Контрольная работа № 1 по теме «Природные условия Земли»
1. На каком материке находится Россия_________________________________________
2. Назовите главный город нашей области________________________________________
3. Дайте определение погоды
Погода – это_______________________________________
4. Перечислите показатели погоды (условия): ___________________________________
5. Что такое климат?
Климат – это _____________________________________________
6. Перечислите показатели климата: ____________________________________________
7. Сколько климатических поясов на Земле?
а) 5 б) 3 в) 7 г) 6
8. Что такое почва?
Почва – это ________________________________________
9. Укажите главное свойство почвы.
а) перегной б) плодородие в) живое тело
10. Как называются большие территории Земли с близкими климатическими условиями почвами, где вырастают соответствующие им виды растений и поселяются соответствующие животные:
а)климатические пояса б)тепловые пояса в)природные зоны
11. Сколько природных зон на планете:
а) 5 б) 4 в) 6 г) 3
12. Перечислите природные зоны. ____________________________________________
Урок 30 Контрольная работа за 1 полугодие
Подведение частных понятий под общее
ЗАДАНИЕ 1
а) Выпиши из данных названий объектов те, которые относятся к зоне лесов:
ковыль, ель, лиса, дрофа, дятел, калина, клён, земляника, полынь,
сайгак, лось, папоротник, суслик, бузина, хомяк.
б) Распредели растения лесной зоны на три группы. Напиши
названия групп.
Переход в записи информации от одной знаковой системы к другой
ЗАДАНИЕ 2
а) Запиши знаками.
Температура воздуха опустилась до десяти градусов ниже нуля.
б) Сделай словесное описание погоды, используя её знаковую
запись.
t+2°
Установление связей между объектами
ЗАДАНИЕ 3
а) Какие объекты живой природы надо включить в эти пище_
вые цепи?
1. Семена растений _ хомяк _ ?
2. Листья деревьев _ ? _ синица _ ?
3. ? _ заяц _ ?
б) Объясни, что означает направление стрелки.
Оценка выполнения задания (3б):
4_й уровень _ дано верное объяснение (стрелки указывают на_
правление перехода органических питательных веществ от одного
живого организма к другому);
1_й уровень _ задание не выполнено.
Установление причинно-следственных связей
ЗАДАНИЕ 4
Напиши, почему осенью ласточки, скворцы улетают из зоны лесов.
ЗАДАНИЕ 5
Какое значение в жизни человека имел огонь? Выбери правильные утверждения и поставь около них знак «+».
1. Огонь обогревал жилище и человека.
2. Служил украшением.
3. Огонь отпугивал диких зверей.
4. Был источником освещения.
5. На огне готовили пищу.
6. Огонь был нужен для летательных аппаратов.
Ориентирование во времени
ЗАДАНИЕ 6
Допиши определения.
Год _ это время, за которое ______________________________________________.
Месяц _ это время, за которое ___________________________________________.
ЗАДАНИЕ 7
Напиши, в каком году и в каком веке на Руси было принято
христианство:
а) 988 г., б) 1242 г., в) 1380 г.
Урок 55 Контрольная работа по теме: «Объединение русских земель вокруг Москвы»
Урок 66 Контрольная работа за год
Подведение частных понятий под общее
Задание 1
Подчеркни названия животных, которые живут в степной зоне: белка, лось, полевка, северный олень, сайгак, дятел, тюлень, дрофа, волк.
Выделение существенных признаков понятия
Задание 2
Определи признаки, которые характерны для каждой природной зоны. Покажи их стрелками. Запиши, какая природная зона России пропущена_____________________________
Разнообразие деревьев Длинное, жаркое и сухое лето Много болот Долгая и холодная зима Плодородные почвы - черноземы Много мхов и лишайников | ЛЕС | Много родников Царство трав Зимой полярная ночь Подзолистая почва Многолетняя мерзлота |
ТУНДРА | ||
СТЕПЬ |
Задание 3
Подпиши названия растений и животных, укажи , какие из них относятся к лесной зоне.
Использование знаково-символических средств для записи информации
Задание 4
t + 5°
Запиши 3–4 предложения.
а) По данным условным знакам составь словесное описание погоды.
б) Запиши с помощью знаков: одиннадцать градусов мороза.
Взаимосвязи между объектами природы
Задание 5
Под каждой цифрой даны две цепи питания. Подчеркни цепь питания, которая составлена верно. Подпиши природные зоны и сообщество, в которых возможны эти цепи питания.
1. а) семена – суслик – дрофа
б) типчак – сайгак – волк
Природная зона – ________________________________.
2. а) морошка – лемминг – песец
б) мох – полярная сова – белый медведь
Природная зона – _________________________________.
3. а) комар – лягушка – цапля
б) мох сфагнум – пиявка – выпь
Природное сообщество – _____________________________________
История России
Задание 6
а) Заполни таблицу.
№ | Событие | Год | Век |
1 | Ледовое побоище | ||
2 | Куликовская битва | ||
3 | Крещение Руси | ||
4 | Освобождение Руси от польских захватчиков | ||
5 | Первое упоминание в летописи о Москве |
б) Отметь в квадратах номера событий, с которыми были
связаны эти исторические лица:
князь Владимир, князь Александр Невский,
князь Дмитрий Донской,
Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский
Ориентирование во времени и пространстве
Задание 7
Запиши географическое положение России:
Материк – _____________________, полушария - _______ _________________
Уровни выполнения заданий
Задание 1
4-й уровень – правильно определено 4 названия животных (полевка, сайгак, дрофа, волк);
3-й уровень – правильно определено 3 названия животных из 4;
2-й уровень – правильно определено 2 названия животных из 4;
1-й уровень – правильно определено 1 название животного из 4 (или задание полностью не выполнено).
Задание 2
4-й уровень – все признаки правильно указаны для каждой природной зоны (лес: разнообразие деревьев, много родников; тундра: зимой полярная ночь, много мхов и лишайников, долгая холодная зима, многолетняя мерзлота, много болот; степь: длинное, жаркое и сухое лето, плодородные почвы – черноземы, царство трав); правильно указана пропущенная зона – пустыня;
3-й уровень – правильно указаны признаки только для двух зон или указаны признаки трех зон, но допущено 1–2 ошибки;
2-й уровень – правильно указаны признаки только для одной зоны или в каждой из трех зон – 1 признак указан неверно;
1-й уровень – более половины признаков указано неверно.
Задание 3
4-й уровень – задание выполнено верно. К лесной зоне относятся ель, волк, кабан, береза, ландыш, дятел;
3-й уровень – допущена 1 ошибка;
2-й уровень – допущено 2 ошибки;
1-й уровень – допущено 3 ошибки и более (или правильные ответы отсутствуют).
Задание 4
4-й уровень – а) учащийся верно расшифровал условные значения и составил словесное описание погоды (примерно: пять градусов тепла, облачно, осадки в виде дождя, ветер западный; б) правильно записано значение: t –11С°;
3-й уровень – допущена 1 ошибка;
2-й уровень – допущено 2 ошибки;
1-й уровень – допущено 3 ошибки и более (или правильные ответы отсутствуют).
Задание 5
4-й уровень – правильно выбраны цепи питания в каждом примере, отмечены природные зоны (сообщества), в которых они встречаются.
(1. Степь – Б; 2. Тундра – А; 3. Болото – А.)
3-й уровень – допущено 1–2 ошибки;
2-й уровень – допущено 3–4 ошибки;
1-й уровень – допущено более 4 ошибок или задание не выполнено.
Задание 6
4-й уровень – а) таблица заполнена верно;
№ | Событие | Год | Век |
1 | Ледовое побоище | 1242 | XIII |
2 | Куликовская битва | 1380 | XIV |
3 | Крещение Руси | 988 | X |
4 | Освобождение Руси от польских захватчиков | 1612 | XVII |
5 | Первое упоминание в летописи о Москве | 1147 | XII |
б) верно отмечены в квадратах номера событий, с которыми были связаны исторические лица: князь Владимир (3), князь Александр Невский (1), князь Дмитрий Донской (2),
Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский (4);
3-й уровень – допущена 1 ошибка в таблице или 1 ошибка в номерах событий, с которыми были связаны исторические лица;
2-й уровень – допущено всего 2–3 ошибки в таблице и (или) в номерах событий, с которыми были связаны исторические лица;
1-й уровень – допущено 4 и более ошибок (или правильные ответы отсутствуют).
Задание 7
4-й уровень – задание выполнено верно (материк – Евразия, полушария – Восточное, Северное);
3-й уровень – допущена 1 ошибка;
2-й уровень – допущено 2 ошибки;
1-й уровень – допущено 3 ошибки и более или правильные ответы отсутствуют.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса (система Л.В. Занкова)
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса МОУ Заветинская СОШ № 1 разработана на основе ФГОС второго поколения, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Ро...
Рабочая программа по русскому языку для 3 класса (система Л.В.Занкова)
Рабочая программа по русскому языку для третьего класса составлена на основании следующих документов:- Законы РФ и РТ «Об образовании» ;- Федеральный государственный образовате...
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса (система Л.В.Занкова)
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса, составленная по авторской программе Н.В.Нечаевой 2011 года с учётом требований ФГОС (система Л.В.Занкова)...
Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса (система Л.В.Занкова)
Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса составлена на основе авторской программы В.А.Лазаревой 2011 года с учётом требований ФГОС (система Л.В.Занкова)...
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса. Система Л. В. Занкова.
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса. Система Л. В. Занкова....
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по технологии 2 класс система Л.В.Занкова.
Рабочая программа и тематическое планирование по учебнику Н.А.Цирулик, Т.Н.Проснякова "Уроки творчества"....
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса (система Л.В. Занкова).
Данная программа разработана на основе Федеральной программы (автор Н.В. Нечаева) по русскому языку, она адаптирована с учетом особенностями гимназии и моего класса....