Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. УМК"Начальная школа 21 века"
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему
Данный материал поможет в разработке своей рабочей программы по окружающему миру для 1 класса. УМК"Начальнавя школа 21 века"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir_raborchaya_programma_1_klass.docx | 69.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Окружающий мир.
Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для 1 класса разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения и на основе авторской программы Н. Ф. Виноградовой «Окружающий мир».
Особое значение изучения этой образовательной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, его биологическую и социальную сущность. Новизна программы заключается в том, что в неё включены знания, которые способствуют познанию самого себя ( своего «Я» ), расширяют представления о психической природе человека.
Общая характеристика учебного предмета.
Таким образом, основная цель обучения предмету – представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира.
«Окружающий мир» - предмет интегрированный. При его изучении младший школьник:
устанавливает более тесные связи между познанием природы и социальной жизни; понимает взаимозависимости в системе «человек – природа – общество»;
осознает необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно-этических установок; получает начальные навыки экологической культуры;
подходит к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознает возможность изменять себя, понимает важность здорового образа жизни;
подготавливается к изучению базовых предметов в основной школе.
В основе построения курса лежат следующие принципы:
Принцип интеграции – соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений.
Педоцентрический принцип – определяет наиболее актуальные для ребенка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального, психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.
Культурологический принцип – понимается как обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что дает возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию. В программе 3-4 классов для реализации этого принципа введен специальный раздел «Расширение кругозора школьников».
Принцип экологизации – определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младшего школьника при ознакомлении его с окружающим миром. Этот принцип реализуется через формирование у школьников элементарного умения предвидеть последствия своего поведения, сравнивать свои действия с установленными нормами поведения в окружающей среде.
Принцип поступательности – обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения, возможность успешного изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в среднем звене школы.
Краеведческий принцип – обязывает учителя при изучении природы и общественных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исторический музей и т.п.
В программе 1 класса представлены следующие ведущие содержательные линии.
Человек как биологическое существо: чем человек отличается от других живых существ, индивидуальность человека, здоровье человека и образ его жизни, для чего нужно знать себя, как узнать себя.
В 1 классе это содержание представлено темами: «Ты – первоклассник», «Твоё здоровье».
Человек и другие люди: может ли человек жить один, как нужно относиться к другим людям, почему нужно выполнять правила культурного поведения. Это содержание представлено темами: «Ты – первоклассник», «Мы и вещи».
Человек и мир природы: что такое природа, может ли человек жить без природы, что даёт человеку природа, почему человек должен изучать природу; почему природу нужно беречь и охранять. Это содержание представлено темой «Родная природа».
Человек и общество: чем богата и знаменита родная страна, почему гражданин любит свою Родину, что значит любить родину, как трудятся, отдыхают, живут люди в родной стране, семья как ячейка общества.
История родной страны: как рождалось и развивалось наше государство, какие важнейшие события произошли в его истории, как развивалась экономика, культура, просвещение в нашей стране.
В основе программы лежит линейно – концентрический принцип изучения учебного материала.
С учётом важности расширения чувственного опыта младших школьников и необходимости связи обучения с жизнью в программе предусмотрены экскурсии и практические работы, доступные детям в этом возрасте. Целесообразно проведение уроков обобщения. Их цель - оживить знания школьника, систематизировать и обобщить полученные представления. Изучение данного курса требует использования нетрадиционных форм проведения уроков, организации занятий вне класса (в уголке природы, в парке, музее, спортивном зале и пр.).
Место предмета в базисном учебном плане
На изучение окружающего мира отводится 66 часов, 2 часа в неделю.
Учебно – тематический план
№ п\п | Тематический блок (тема учебного занятия при отсутствии тем. блока) | Кол-во часов | Использование ИКТ | Использование проектной деятельности | Использование исследовательской деятельности |
1 | Введение. Что такое окружающий мир | 1 | |||
2 | Мы - школьники | 9 | 2 ч – 3 % | 2 ч – 3 % | 2 ч – 3 % |
3 | Ты и здоровье | 6 | 1 ч – 1,5 % | 1 ч – 1,5 % | 1 ч – 1,5 % |
4 | Мы и вещи | 6 | 1 ч – 1,5 % | 1 ч – 1,5 % | 1 ч – 1,5 % |
5 | Родная природа | 25 | 5 ч – 7,5 % | 7 ч – 10,6 % | 5 ч – 7,5 % |
6 | Родная страна | 19 | 4 ч – 6 % | 5 ч – 7,5 % | 4 ч – 6 % |
Итого | 66 | 13 ч – 19,5 % | 15 ч – 24,1 % | 13 ч – 19,5 % |
Содержание программы.
Человек и природа.
Времена года. Осень. Осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь). Признаки осени (листопад, отлет перелетных птиц, подготовка зверей к зимовке) Осенняя жизнь растений и животных и их подготовка к зиме.
Зима. Зимние месяцы (декабрь, январь, февраль). Признаки зимы (короткая продолжительность дня, низкое солнце, холод, замерзание воды, особенности зимней жизни птиц и зверей). Погода зимой.
Весна. Весенние месяцы (март, апрель, май). Признаки весны (увеличение продолжительности дня, высокое солнце, тепло, таяние снега и льда, пробуждение природы, прилет птиц, весенние растения). Погода весной.
Лето. Летние месяцы (июнь, июль, август). Признаки лета (длинный день, высокое солнце, тепло, цветение растений, потомство у животных).
Природа вокруг нас.
Растения – живые организмы. Свет, вода, почва – условия жизни растений.
Животные – живые организмы.
Дикие и одомашненные растения и животные. Уход человека за одомашненными растениями и животными. Их многообразие и полезные свойства.
Использование человеком богатств природы (вода, лес, дикие растения и животные). Значение природы для существования всего живого на Земле.
Правила поведения в парке, в лесу, на реке и озере. Бережное отношение к окружающему миру.
Красота природы. Природа и творчество человека (поэзия, живопись, музыка). Природа и фантазия (поделки из природного материала).
Природа неживая и живая.
Природа – это весь многообразный мир, который окружает человека. Неживая и живая природа. Примеры явлений природы: снегопад, листопад, перелеты птиц, ветер, дождь, гроза.
Примеры веществ: вода.
Вода. Свойства воды (текуча; не имеет цвета и запаха); состояния воды, значение для живых организмов, человека.
Растения, их разнообразие. Деревья, кустарники, травы. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям.
Грибы: съедобные и ядовитые (на примере своей местности). Правила сбора грибов.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери. Дикие и домашние животные (на примере животных своей местности). Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным.
Человек – часть природы.
Правила поведения в природе.
Красная книга России.
Тело человека.
Система органов (чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Телефоны экстренной помощи. Первая помощь при легких травмах.
Человек и общество
Я – школьник
Школьник и его жизнь в школе. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня. Определение времени по часам с точностью до часа.
Правила безопасной жизнедеятельности
Личная гигиена школьника. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. . Улица (дорога): тротуар, обочина, проезжая часть, мостовая. Дорожные знаки: «пешеходный переход», «подземный пешеходный переход», «велосипедное движение запрещено» и др. Светофор. Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоеме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Забота о своем здоровье и хорошем настроении. Гигиена зубов, ротовой полости, кожи. Охрана зрения, слуха.Солнце, воздух, вода – факторы закаливания. Проветривание помещения. Утренняя гимнастика.
Моя Родина
Семья – самое близкое окружение человека. Семья ребенка и ее состав. Взаимоотношения в семье, забота членов семьи друг о друге. Домашнее хозяйство. Распределение домашних обязанностей. Обязанности ребенка в семье. Место работы членов семьи, их профессии.
Родной город, село. Домашний адрес. Главные достопримечательности населенного пункта. Занятия людей. Знакомые школьнику профессии на примере своего населенного пункта. Городской транспорт. Правила уличного движения – гарантия безопасности на улицах города.
Название родной страны. Государственный флаг России, значение цветов флага. Москва – столица России. Красная площадь и Кремль – главные достопримечательности Москвы.
Праздничные дни России и родного города: День города, Новый год, Рождество, 8 Марта.
Народное творчество: пение, танцы, сказки, игрушки.
Родной край – частица Родины
Семья и семейные традиции.
Название административного центра региона.
Человек – член общества
Взаимоотношение человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. Человек – создатель и носитель культуры.
Значение труда для человека и общества
Профессии людей. Транспорт города и села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Телефоны экстренной помощи.
Наша Родина – Россия, Российская Федерация
Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию. Уважительное отношение к своему и другим народам.
Москва – столица России и центр управления страной. Некоторые достопримечательности столицы России – Большой театр, стадион Лужники, московское метро и др.
Государственный герб России, Государственный гимн России. Правила поведения при прослушивании гимна. Права и обязанности граждан России. Права ребенка.
Президент Российской Федерации – глава государства. Государственные и всенародные праздники России (продолжение): День защитника Отечества, День Победы, День весны и труда, День России, День народного единства, День Конституции, День защиты детей.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
В результате изучения курса «Окружающий мир» обучающиеся на ступени начального общего образования:
• получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеть основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
• обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознают свою этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей многонационального российского общества, а также гуманистических и демократических ценностных ориентаций, способствующих формированию российской гражданской идентичности;
• приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры; ознакомятся с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях, что даст учащимся ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволит сделать восприятие явлений окружающего мира более понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить своё место в ближайшем окружении;
• получат возможность осознать своё место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой, что станет основой уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
• познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире и неизбежность его изменения под воздействием человека, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края, что поможет им овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
• получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ-средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения в виде текстов, аудио и видеофрагментов, готовить и проводить небольшие презентации в поддержку собственных сообщений;
• примут и освоят социальную роль обучающегося, для которой характерно развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.
Человек и природа
Выпускник научится:
• узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
• описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;
• сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
• проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
• использовать естественнонаучные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
• использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
• использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;
• обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
• определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
• понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить не большие презентации по результатам наблюдений и опытов;
• моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;
• осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
• пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
• выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
• планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Человек и общество
Выпускник научится:
• узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России — Москву, свой регион и его главный город;
• различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
• используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от
вымыслов;
• оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
• использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Выпускник получит возможность научиться:
• осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
• ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
• наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, профессионального сообщества, этноса, нации, страны;
• проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной
коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
• определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
В сфере личностных универсальных действий изучение предмета «Окружающий мир» обеспечивает формирование когнитивного, эмоционально-ценностного и деятельностного компонентов гражданской российской идентичности:
• умения различать государственную символику Российской Федерации и своего региона, описывать достопримечательности столицы и родного края, находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России, свой регион и его столицу; ознакомление с особенностями некоторых зарубежных стран;
• формирование основ исторической памяти — умения различать в историческом времени прошлое, настоящее, будущее, ориентации в основных исторических событиях своего народа и России и ощущения чувства гордости за славу и достижения своего народа и России, фиксировать в информационной среде элементы истории семьи, своего региона;
• формирование основ экологического сознания, грамотности и культуры учащихся, освоение элементарных норм адекватного природосообразного поведения;
• развитие морально-этического сознания — норм и правил взаимоотношений человека с другими людьми, социальными группами и сообществами.
В сфере личностных универсальных учебных действий изучение предмета способствует принятию обучающимися правил здорового образа жизни, пониманию необходимости здорового образа жизни в интересах укрепления физического, психического и психологического здоровья.
Изучение предмета «Окружающий мир» способствует формированию предметных и метапредметных учебных действий:
• овладению начальными формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией, в том числе с использованием различных средств ИКТ;
• формированию действий замещения и моделирования (использования готовых моделей для объяснения явлений или выявления свойств объектов и создания моделей, в том числе в интерактивной среде);
• формированию логических действий сравнения, подведения под понятия, аналогии, классификации объектов живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств; установления причинно-следственных связей в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края.
Планируемые результаты обучения учащихся 1 класса по данной программе содержат три компонента:
называть – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний;
различать (сопоставлять) – владение конкретными умениями и навыками;
решать задачи в учебных и бытовых ситуациях – группа умений и навыков, которыми ученик может пользоваться в учебной и во внеучебной деятельности.
К концу обучения в 1 классе учащиеся должны:
называть:
своё полное имя, домашний адрес, город, страну, главный город страны;
основные помещения школы, ориентироваться в их местоположении;
основные правила здорового образа жизни;
основных представителей растительного и животного мира ближайшего окружения (не менее пяти объектов);
основные условия благополучной жизни растений и животных;
профессии, связанные со строительством, сельским хозяйством, промышленностью (5 – 6 профессий);
улицы, расположенные вблизи школы и дома; основные учреждения культуры, быта, образования;
основные достопримечательности родного города и столицы России;
различать (сопоставлять):
знаки светофора; знаки дорожного движения, необходимые для соблюдения безопасности;
основные нравственно – этические понятия ( сочувствие – равнодушие; трудолюбие – леность; послушание – непослушание);
различных представителей растительного мира ( по внешнему виду, месту обитания, способу движения и т.п.);
времена года;
животных, объединять их в группы ( звери, птицы, насекомые);
произведения народного творчества: пение, танцы, сказки, игрушки;
решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:
выполнять режим своего дня;
определять время по часам с точностью до часа;
подготавливать своё учебное место к работе;
оценивать результаты своей и чужой работы, а также отношение к ней;
выполнять правила поведения в опасных для жизни ситуациях;
ухаживать за своей одеждой, обувью, вещами, убирать учебное место после занятий;
выполнять трудовые поручения по уголку природы: поливать растения, кормить животных, готовить корм, сеять семена, сажать черенки;
составлять описательный рассказ по картине, игрушке, пересказывать сказки, выразительно читать фольклорные произведения.
Оценка достижений учащихся.
Отметки в первом классе не ставятся. Оценка ответов, работ проводится только словесно. Учитель положительно оценивает любую удачу ученика, если даже она весьма незначительна. Тематические проверочные работы содержат несколько заданий по одной теме с целью выявления картины усвоения каждым учеником изученного материала;
Источники информации для оценивания:
деятельность учащихся (индивидуальная и совместная);
статистические данные;
работы учащихся;
результаты тестирования.
Методы оценивания:
наблюдение,
открытый ответ,
краткий ответ,
выбор ответа ,
самооценка.
Информационно – методическое обеспечение:
- Виноградова Н. Ф. Окружающий мир: 1-2 классы: методическое пособие для учителя. – М.: Вентана-Граф, 2011
- Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.– М.: Вентана – Граф, 2011.
- Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 1 класс: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений.– М.: Вентана – Граф, 2012.
- В.Н. Рудницкая, Е.Э. Кочурова , О.А. Рыдзе. Математика: 1 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – М .: Вентана-Граф, 2011.
- Математика: 1 класс: рабочая тетрадь № 1, 2, 3 для учащихся общеобразовательных учреждений /
- Е. Э. Кочурова. - М.: Вентана-Граф, 2009.
- Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа: http//school – collection.edu.ru
- Образовательный портал. – Режим доступа: www.uroki.ru
- Первый мультпортал. – Режим доступа: www.km.ru/education
- Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka. Info/about/193
- Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: www.festival.1 september.ru
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела, темы урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Результаты освоения учебного предмета | Дата | |
личностные, метапредметные | предметные | ||||||
1 | Этот удивительный мир | 1 | Урок – экскурсия | Что такое окружающий мир. Как можно объединить разные предметы и объекты окружающего мира |
- организация рабочего места; - режим дня; - правильная осанка. |
| 4.09 |
2 | Давай познакомимся | 1 | Урок - игра | Знакомимся с одноклассниками, рассказываем о себе: кто я (он, она), чем я (он, она) люблю (любит) заниматься, чем особенно интересуюсь (интересуется). Развитие речи: составление описательного рассказа по картинкам. |
- правила поведения на уроке; - правильно пользоваться учебными принадлежностями |
| 6.09 |
3 | Мы – школьники. | 1 | Урок – экскурсия | Какие помещения есть в нашей школе? Для чего они предназначаются? |
- умение слушать и слышать; - умение выражать свои мысли. |
| 11.09 |
4 | Правила поведения в школе | 1 | Урок - игра | Первоклассник должен знать и выполнять правила поведения в школе. |
- правила поведения на уроке; перемене | знать и соблюдать правила поведения в школе | 13.09 |
5 | Сентябрь – первый месяц осени. | 1 | Урок – экскурсия | Изменения, которые происходят осенью в период золотой осени: листопад, состояние неба, погода, цветение растений в осенних цветниках. Развитие умения наблюдать: замечать изменения в природе, определять причину и следствие отдельного явления, отвечать на вопросы по теме наблюдения. |
- умение слушать и слышать; - умение выражать свои мысли. |
знать сезонные изменения в природе; | 18.09 |
6 | Что нам осень подарила. | 1 | Урок «открытия» нового знания | Сад, огород, цветник осенью. Особенности внешнего вида разных овощей и фруктов: форма, цвет, вкусовые качества, способ употребления в пищу, польза. |
- классификация; - обобщение. | классифицировать по признаку «овощи-фрукты». | 20.09 |
7 | Грибная пора. | 1 | Урок «открытия» нового знания | Сад, огород, цветник осенью. Особенности внешнего вида разных овощей и фруктов: форма, цвет, вкусовые качества, способ употребления в пищу, польза. |
- классификация; - обобщение. | классифицировать по признаку: съедобные и несъедобные грибы | 25.09 |
8 | Семья. О маме. | 1 | Урок «открытия» нового знания | Что такое семья? Моя семья: ее члены, их труд, семейные обязанности. Как мы понимаем слова «Семья крепка ладом»? Чтение стихотворений о маме. Рассказ о своей маме. Почему слово «мама» считается самым добрым и тёплым. |
- уметь вежливо и корректно возразить собеседнику, применяя выражения: «Я хочу возразить…», «Я не согласен с вами…».
- умение выражать свои мысли. |
читать потешки о маме. | 27.09 |
9 | Любимые занятия. Воскресный день. | 1 | Урок «открытия» нового знания | Чем любят заниматься члены семьи в свободное время? Театр, музеи, концерты, загородные поездки – любимый досуг многих семей. Чтение книг и рассказывание любимых сказок – часть досуга. Хозяйственный труд в семье. |
- умение выражать свои мысли. | различать основные нравственно-этические понятия (сочуствие-равнодушие; трудолюбие-леность; послушание-непослушание). | 2.10 |
10 | Как из зерна получилась булка. | 1 | Урок «открытия» нового знания | Народная мудрость гласит: "Худ обед, когда хлеба нет". Хлеб – главное богатство людей. Для того, чтобы хлеб был в каждом доме, трудятся люди разных профессий. |
- учиться работать в заданном темпе. |
рассказывать о своей профессии. | 4.10 |
11 | Человек и домашние животные. | 1 | Урок «открытия» нового знания | Домашние и дикие животные: различия. Профессии людей, ухаживающих за животными. Как заботиться о домашних животных. |
- умение выражать свои мысли. | знать правила общения с животными; называть домашних животных | 9.10 |
12 | «Октябрь уж наступил…» | 1 | Урок – экскурсия | Лес (парк) изменился. Листопад почти закончился. Небо неприветливо, хмуро. День пасмурный. Птиц мало. Перелетные птицы (кроме водоплавающих) уже улетели в теплые страны. Животные укрылись в своих зимних жилищах. |
- осуществлять наблюдение |
наблюдать за живой и не живой природой. | 11.10 |
13 | Явления природы. | 1 | Урок «открытия» нового знания | Все, что происходит вокруг нас в природе (дождь, снег, град, туман, гроза и др.) - явления природы. Они зависят от времени года, погоды, особенностей той или иной местности. |
- осуществлять наблюдение. | наблюдать за живой природой. | 16.10 |
14 | Где ты живёшь? | 1 | Урок - игра | Мы живем в городе (поселке, селе). Что такое дорога? Какие правила нужно знать, чтобы по дороге в школу не попасть в беду? Наша дорога в школу идет мимо (через, рядом, около…). На ней расположены знаки дорожного движения… |
- режим дня; - правильная осанка | знать маршрут «Школа – Дом». | 18.10 |
15 | Правила поведения на дорогах. | 1 | Урок «открытия» нового знания | Мы должны обязательно знать знаки ДД: "Движение пешеходов запрещено", "Пешеходный переход", "Велосипедная дорожка" и др. Чтобы с пешеходом не случилось беды, он должен выполнять правила поведения на улицах, перекрестках, дорогах. |
- запоминать. |
| 23.10 |
16 | Ты и вещи. | 1 | Урок «открытия» нового знания | Кто делает разные вещи: профессии людей. Умение классифицировать предметы по заданному признаку. Правила отношения к вещам и окружающим предметам. Понятия-антонимы: аккуратный-неаккуратный, бережливый-расточительный (небережливый). |
- осуществлять самоконтроль |
выполнять самооценку работы. | 25.10 |
17 | Кто работает ночью. | 1 | Урок «открытия» нового знания | Профессии людей, которые работают ночью, значение их труда для общества. |
- умение выражать свои мысли. | рассказывать о профессии не называя её. | 30.10 |
18 | Что такое здоровье | 1 | Урок «открытия» нового знания | Что такое здоровье. Хорошее состояние органов чувств – показатель здоровья. Как человек воспринимает мир с помощью органов чувств. Правила охраны зрения, слуха, вкуса. |
- организация рабочего места; - режим дня. |
составлять свой режим дня. | 01.11 |
19 | Правила гигиены. | 1 | Урок «открытия» нового знания | Зачем нужны правила гигиены. Почему человек должен их соблюдать. Уточнение понятий: аккуратный - неаккуратный, чистоплотный - нечистоплотный (чистюля - грязнуля). |
- организация рабочего места. |
| 13.11 |
20 | О режиме дня. | 1 | Урок «открытия» нового знания | Что такое режим дня и зачем он нужен. Умение определять время по часам как условие правильной организации труда и отдыха. Понятия: организованный – неорганизованный. |
- умение выражать свои мысли |
составлять свой режим дня. | 15.11 |
21 | Урок в спортивном зале. | 1 | Урок - практикум | Будем развивать силу, ловкость и быстроту. Правила закаливания | 20.11 | ||
22 | Ноябрь – зиме родной брат. | 1 | Урок - экскурсия | Изменения в природе в ноябре. Характеристика предзимья: признаки ненастной погоды, завершение листопада, исчезновение насекомых, мелких зверьков. |
-режим дня. |
рассказывать как дикие животные готовятся к зиме. | 22.11 |
23 | Звери – млекопитающие. | 1 | Урок «открытия» нового знания | Звери – меньшие «братья» человека. Характерные особенности зверей - млекопитающих: кормление молоком детенышей. Различные представители этого класса: медведь, заяц, лиса, летучая мышь, дельфин, кит и др. Классификация: домашние - дикие животные» | учебно-информационные: - составлять устный рассказ, устно описывать объект наблюдения. |
знать отличительные признаки млекопитающих от других животных | 27.11 |
24 | Что мы знаем о птицах. | 1 | Урок «открытия» нового знания | Классификация птиц по признаку «перелетные - зимующие», отличительные особенности этих птиц. Установление зависимостей наступающего сезона и поведения птиц. Причины сезонных перелетов птиц: отсутствие пищи, холода. |
- классификация -обобщение |
решать логическую задачу «Почему птицы улетают на юг» | 29.11 |
25 | Родной край. Дом, в котором ты живёшь. | 1 | Урок «открытия» нового знания | Характерные особенности разных населенных пунктов: город, село (общее, различное). Наш населенный пункт – часть нашей страны России. Описание зданий разных функциональных значений: учреждение, жилой дом городского и сельского типа. Узнавание здания по вывеске. |
- выполнять обобщения
- умение выражать свои мысли. |
различать профессии, связанные с сельским хозяйством; промышленностью иметь представление о разных видах жилья человека | 4.12 |
26 | Зачем люди трудятся. | 1 | Урок «открытия» нового знания | Зачем люди трудятся. Знакомство с выражением «рабочие руки». Развитие речи: составление описательного рассказа. |
- умение выражать свои мысли. | рассказывать о профессии не называя её. | 6.12 |
27 | «В декабре, в декабре все деревья в серебре…» | 1 | Урок - экскурсия | Сезонные изменения в начале зимы. Декабрь – первый месяц зимы. Развитие речи: составление описания. |
-умение выражать свои мысли. | Определять и называть свойства воды, льда, снега. | 11.12 |
28 | Какой бывает вода? | 1 | Урок «открытия» нового знания | Вода – вещество. Свойства воды: текучесть, прозрачность, бесцветность. Вода – растворитель; различные состояния воды. Понятия: тело, вещество. |
-умение выражать свои мысли. |
умение работать коллективно | 13.12 |
29 | Промежуточная диагностическая работа | 1 | Развивающий контроль | Систематизация и обобщение изученного. |
- классификация; - обобщение. | 20.12 | |
30 | О дружбе Идем в гости. | 1 | Урок - игра | Кого называют друзьями. Правила дружбы Правила поведения в гостях. Как выбирать подарок. Развитие письменной речи: письмо другу. | учебно-информационные: -умение вести учебный диалог.
-оказывать помощь. | Различать основные нравственно-этические понятия.
различать основные нравственно-эстетические понятия. | 18.12 |
31 | С наступающим Новым годом! | 1 | Урок - праздник | Развитие речевого творчества. |
-умение выражать свои мысли. |
| 25.12 27.12 |
32 | Январь – году начало, зиме середина | 1 | Урок «открытия» нового знания | Изменения в природе в январе. Определение деревьев по силуэту. Уточнение понятий: лиственные, хвойные деревья (по результатам наблюдений). | Проводить групповые наблюдения во время экскурсии. Исследовать( на основе наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года. Учебно-информационные: - осуществлять наблюдение | Называть основные изменения в природе в январе. Сравнивать лиственные и хвойные деревья. | 10.01 |
33 | Хвойные деревья. | 1 | Урок «открытия» нового знания | Хвойные деревья: особенности, отличия от лиственных. Ель, сосна, кедр и др. – вечнозеленые деревья. Хвойные деревья, которые сбрасывают на зиму листву (сибирская лиственница). | Практическая работа с гербарием.
- выделять главное, существенное. | Определять хвойные деревья. Работать с гербарием. Сравнивать ветки сосны и ели. | 15.01 |
34 | Жизнь птиц. | 1 | Урок «открытия» нового знания | Птицы в зимнем лесу: названия, особенности внешнего вида, голосов. Зависимость питания птицы от строения клюва. |
- классификация -обобщение |
| 17.01 |
35 | Наша страна - Россия | 1 | Урок «открытия» нового знания | Наша страна – Россия, Российская Федерация. Москва – столица РФ. Символика России: гимн, флаг, герб. |
- постановка вопроса к рассказу учителя. |
знать какие народы живут в России. | 22.01 |
36-37 | Богата природа России. | 2 | Урок «открытия» нового знания | Разнообразие и богатство природы России: леса, реки, горы. Ориентировка по карте: значение цвета, определение по символам (знакам) представителей животного мира и места их обитания на территории нашей страны. |
- классификация -обобщение |
| 24.01 |
38 | Мы – россияне. | 1 | Урок «открытия» нового знания | Россия – страна многонациональная. Особенности народа: язык, искусство, обычаи. |
- составлять устный рассказ, устно описывать объект наблюдения. |
знать народное творчество своего народа: пение, танцы, сказки, игрушки | 5.02 |
39 | Народная сказка. | 1 | Урок «открытия» нового знания | Прикладное искусство народов России: сравнение, различия, общие черты. |
|
выразительно читать фольклорные произведения. | 5.02 |
40 | Февраль – месяц метелей и вьюг. | 1 | Урок «открытия» нового знания | Февраль – третий месяц зимы. Зима в разгаре. Снега много, стоят морозы. Февраль – месяц метелей и ветров. В лесу идет своя жизнь. | учебно-информационные: - составлять устный рассказ, устно описывать объект наблюдения. |
зимующие птицы | 7.02 |
41-42 | Звери – млекопитающие. | 2 1 | Урок «открытия» нового знания | Звери имеют волосяной покров, передвигаются и питаются в зависимости от условий жизни. Среди зверей есть насекомоядные, растительноядные, хищные и всеядные. | учебно-информационные: - составлять устный рассказ, устно описывать объект наблюдения. |
| |
43 | Наш уголок природы. | 1 | Урок - практикум | Уголок природы – место обитания многих животных, но, несмотря на это, они остаются дикими животными. Чтобы животное чувствовало себя хорошо, нужно знать, как оно живет в естественных условиях, чем питается, кто его враги. |
- умения ужаживать за обитателями живого уголка |
| |
44 | Мы – граждане России. | 1 | Урок «открытия» нового знания | Граждане России имеют права и обязанности. Почему человек должен выполнять свои обязанности |
- умения из упражнения № 46. |
| |
45 | О правилах поведения. | 1 | Урок «открытия» нового знания | Развитие диалогической речи: культура разговора по телефону. Правила дружбы (повторение). Как разрешать споры и ссоры | учебно-информационные: -умение вести учебный диалог. | различать основные нравственно-этические понятия. | |
46 | 23 февраля – День защитника Отечества. | 1 | Урок - праздник | История появления праздника 23 февраля, как он назывался и называется сейчас. | учебно-информационные: -умение вести учебный диалог. | иметь представление об одном из государственных праздников | |
47 | 8 – е марта – праздник всех женщин | 1 | Урок - праздник | Как можно встретить праздник 8 марта в семье, как проявить внимание к родным и близким | учебно-информационные: -умение вести учебный диалог. | иметь представление об одном из государственных праздников | |
48-49 | Март – капельник | 2 | Урок - экскурсия | Изменения в жизни природы ранней весной. Характеристика марта: народное название месяца - «капельник»; появление проталин, таяние снега, птичьи «разговоры». | учебно-информационные: - составлять устный рассказ, устно описывать объект наблюдения. |
| |
50 | Если хочешь быть здоров, закаляйся! | 1 | Урок «открытия» нового знания | Для того, чтобы быть здоровым, нужно правильно организовывать свой день, много времени проводить на свежем воздухе, закаляться. Занятие спортом тоже закаляет человека. | учебно-коммуникативные: осуществлять контроль и самоконтроль |
| |
51 | Здоровая пища. | 1 | Урок «открытия» нового знания | Какая пища полезна. Как правильно питаться |
- учиться слушать партнера по общению, не перебивать его; - говорить самому только после того, как собеседник закончил говорить; - не использовать грубых, резких слов и выражений; - общаясь к собеседнику, смотрите ему в глаза; - для снятия конфликта, напряженности в разговоре используй улыбку, шутку. |
| |
52 | Какое бывает настроение. | 1 | Урок «открытия» нового знания | От чего зависит настроение человека. Каким оно бывает. Что нужно делать для того, чтобы настроение было хорошим. Характеристика разных видов настроения: радостно, весело, грустно, плакать хочется и др. | у | ||
53-54 | Апрель – водолей. | 2 | Урок «открытия» нового знания | Сезонные изменения в разгар весны: что происходит на водоеме, есть ли в парке снег, появились ли весенние цветущие растения и трава. |
-умение намечать задач |
| |
55 | Весенние работы. | 1 | Урок «открытия» нового знания | Весной на полях, огородах, в садах и цветниках начинаются весенние работы: убирают прошлогоднюю листву, белят деревья, сажают овощи, разбивают цветники. |
- составлять устный рассказ, устно описывать объект наблюдения. |
| |
56 | Кто работает на транспорте. | 1 | Урок «открытия» нового знания | Сравнение: выделение сходства и различия разных видов транспорта – воздушный, водный, наземный; пассажирский, личный; электрический и работающий на бензине (керосине); грузовой, легковой |
- классификация -обобщение |
Иметь представления о мире профессий | |
57 | День космонавтики. | 1 | Урок «открытия» нового знания | Россия – страна, которая открыла миру космос. Первый спутник Земли, первый космонавт, полеты в космос, первая женщина-космонавт. |
- правильно выбирать формы обращения «ты» или «вы»; - не говорить одновременно с несколькими собеседниками, следует высказываться по очереди. | составлять описательный рассказ по иллюстрации. Знать, кто первым полетел в космос; имена известных советских космонавтов. | |
58 | Май весну завершает, лето начинает. | 1 | Урок «открытия» нового знания | «Май весну завершает, лето начинает» – говорят в народе. Изменения в природе в конце весны - начале лета: состояние деревьев, цветение разных растений (фруктовых деревьев, кустарников и трав). Лесные картинки. |
- классификация; - обобщение. |
| |
59 | Жизнь земноводных весной. | 1 | Урок «открытия» нового знания | Лягушки и жабы – земноводные: общие черты и различие. Жизнь земноводных весной. Развитие лягушки. Понятия: земноводные, головастики, развитие. |
- запоминать, выражать свое мнение |
| |
60-61 | Животное – живое существо. | 2 | Урокрефлексии | Обобщение полученных представлений: любое животное живет (существует) – дышит, питается, передвигается, спит, строит жилище, дает потомство. |
- классификация; - обобщение. |
знать признаки живых существ | |
62 | Ты – пешеход. | 1 | Развивающий контроль | ПДД |
- запоминать. | знать дорожные знаки: «пешеходный переход», «подземный переход», «железнодорожный переезд», «разметка дороги», «зебра», «островок безопасности». | |
63 | Итоговая проверочная работа | 1 | Развивающий контроль | Систематизация и обобщение изученного. |
- классификация; - обобщение. | ||
64 | Природе нужны все | 1 | Урок - игра | Характеризовать природу как среду обитания всех живых существ. Приводить примеры природосбережения. Называть животных и растения Красной книги. | Умеет соотносить информацию с имеющимися знаниями. Понимание ценности любой жизни. | Мотивирует свою деятельность, выделяет ее этапы. Умеет проектировать свою деятельность. | |
65 -66 | Скоро лето ! | 2 | Урок - игра | Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями, отвечать на вопросы, формулировать вопросы | Умеет сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. Понимание ценности любой жизни. | Владеет способами получения, анализа и обработки информации. Рассказывает на тему: «Почему ты любишь (не любишь) лето». Взаимодействует с участниками диалога. Понимает и принимает правила игры. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс УМК "Начальная школа XXI века" с учетом ФГОС
Рабочая программа соответствует требованиям ФГОС НОО и рассматривает: планируемые результаты, календарно-тематическое планирование, содержание программы, формы и средства контроля, материально-техниче...
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс УМК "Начальная школа 21 века" ФГОС
Рабочая программа содержит пояснительную записку и развернутое календарно-тематическое планирование с УУД в соответствии с требованиями ФГОС 2009 года....
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс ( УМК "Начальная школа XXI века")
Календарно-тематическое планирование по учебному предмету "Окружающий мир" 3 класс (УМК "Начальная школа XXI века"). Программа расчитана на 68 часов....
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс УМК "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа содержит титульный лист, пояснительную записку и тематическое планирование по оркужающему миру 3 класс УМК "Начальная школа 21 века"...
рабочая программа по окружающему миры 4 класс УМК "Начальная школа XXI века"
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 4 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования (2004 г.), ...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс УМК "Начальная школа 21 века" с учетом ФГОС
Рабочая программа составлена с требованиями ФГОС...
Рабочая программа по окружающему миру. 1 класс. УМК "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа по курсу: «Окружающий мир».1 класс (базовый уровень).на 2013 – 2014 учебный год. Учебник: «Окружающий мир» для 1 класса четырёхлетней начальной школы. Виноградова Н. ...