Программа по окружающему миру 4 класс ФГОС.
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (4 класс) на тему

Фёдорова Елена Борисовна

Программа по окружающему миру 4 класс. Составлена в соответствии с ФГОС,

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_okr._mir_4_klass.doc297 КБ

Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ Крюковская СОШ

                                                                                _____________(Тюнькова Е.Н.)

«______» августа 2014 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по окружающему миру

 (базовый уровень)

4  класс

Составил:

Фёдорова Елена Борисовна,

учитель начальных классов первой квалификационной категории

2014 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа по курсу «Окружающий мир. 4 класс»  разработана на основе программы Плешакова А.А. «Окружающий мир. 1-4 классы» М. Просвещение, 2011 для общеобразовательных  учреждений;

в соответствии с

- Государственным стандартом начального общего образования по окружающему миру;

-   Программой начального общего образования по окружающему миру для общеобразовательных учреждений;

-    учебным планом и календарным планом-графиком МБОУ Крюковской СОШ на 2014-2015учебный год;

Данная авторская программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования.

Необходимость разработки рабочей программы продиктована тем, что

во время учебного процесса, в связи с праздниками и другими внеплановыми мероприятиями, появляется необходимость в уплотнении учебного материала.

Целью составления данной программы является оптимизация распределения времени на усвоение учебного материала УМК «Школа России» «Окружающий мир. 4 класс».

          Курс учитывает особенности обучения в  классе, особенности контингента класса.

Для реализации программы используется УМК «Школа России» Плешакова А.А. «Окружающий мир. 4 класс» Москва, «Просвещение», 2011г., входящий в Федеральный перечень учебников, утвержденный Министерством образования и науки РФ. Для изучения курса  используется классно-урочная система с использованием различных технологий, форм и методов обучения.

Технологии, используемые в учебном процессе:

1. Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов; технологии,  построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения.

2.  Групповые технологии обеспечивают активность учебного процесса, 

достижение высокого уровня усвоения содержания, позволяют реализовать основные условия коллективности: сознание общей цели, распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль.

3. Информационно-коммуникативные технологии способствуют формированию умений работать с информацией, развитию коммуникативных способностей, подготовке личности «информационного общества».

4. Игровые технологии обеспечивают  достижение высокого уровня усвоения содержания материала, развитие свободного творчества и самостоятельной деятельности учащихся.

5. Технология деятельностного метода  способствует расширению и оптимизации условий сохранения психического здоровья учащихся посредством комфортного перехода от незнания к знанию, когда ученик сам добывает знания в процессе собственной учебно-познавательной деятельности и получает удовлетворение от успешной работы.

Методы и приёмы  обучения:

-словесные;

- наглядные;

- практические;

- обобщающая беседа по изученному материалу;

- индивидуальный устный опрос;

- фронтальный опрос;  

- взаимопроверка;

- наблюдение за  окружающим миром, сбор соответствующего материала с последующим его использованием по заданию учителя;

- тестовая работа с КИМ;

- работа с электронным приложением к учебнику;

- работа по программе «Респонс»;

- создание проектов;

         Формы организации образовательного процесса: поурочная система обучения с использованием объяснительно- иллюстративного, репродуктивного, частично-поискового методов обучения. А также такие формы обучения: урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок,  урок - игра, урок- исследование.

          Виды и формы контроля: контрольные работы, комплексные работы, тесты.

Рабочей программой не предусмотрены резервные часы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Содержание и последовательность изучения всех разделов соответствует авторской программе в полном объеме.

п/п

Тема раздела

Количество часов по авторской программе

Количество часов по рабочей программе

1.

Земля и человечество.

9

9

2.

Природа России.

10

10

3.

Родной край – часть большой страны.

15

15

4.

Страницы Всемирной истории.

5

5

5.

Страницы истории России.

20

20

6.

Современная Россия.

9

9

Итого:

68

68

ТРЕБОВАНИЯ К ПЛАНИРУЕМЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ ИЗУЧЕНИЯ  ПРОГРАММЫ.

Личностные результаты 

Выпускник получит возможность для формирования следующих личностных УУД:

- осознание себя жителем планета Земля, чувство ответственности за сохранение её природы;

- осознание себя членом общества и государства (самоопределение своей российской гражданской идентичности); чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе, сопричастности к её истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни;

- уважительное отношение к иному мнению, истории  и культуре других народов России;

- уважение к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания и принятия  базовых  общечеловеческих  ценностей;

- способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности  и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;

- установка на безопасный  здоровый образ жизни, умение оказывать доврачебную помощь себе и окружающим; умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду.

        Метапредметные  результаты 

Выпускник получит возможность для формирования следующих  УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы, социальной действительности  и внутренней жизни человека;

- осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

- осваивать  правила и нормы социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе (селе) и др.);

-  работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

        Предметные результаты

- усвоение первоначальных  сведений о сущности и особенностях объектов , процессов и явлений . характерных для природной и социальной действительности ( в пределах изученного);

- сформированность целого, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов , культур и религий;

- владение базовым понятийным аппаратом( доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего образования в области естественнонаучных и социально-гуманитарных дисциплин;

- умение наблюдать, фиксировать, исследовать ( измерять, сравнивать, классифицировать, ставить опыты, получать информацию из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве) явления окружающего мира; выделять характерные особенности  природных и социальных объектов; описывать и характеризовать факты и события культуры , истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм;

- владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума;

- овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

- понимание роли и значения родного края  в природе и историко-культурном наследии России , в её современной жизни;

- понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края , в истории и культуре России;

- понимание особой роли России в мировой истории и культуре, знание примеров национальных свершений , открытий , побед .

        Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания. Накопленные естественными и социально-гуманитарными науками. Курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения . Предмет «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно  зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире  и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.

Раздел «Человек и природа»

Выпускник научится:

  • Различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы;
  • Описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки;
  • Сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
  • Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
  • Использовать естественно-научные тексты с целью поиска и извлечения познавательной информации ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
  • Использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт) для поиска необходимой информации;
  • Использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или выявления свойств объектов;
  • Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
  • Определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека;
  • Понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

Выпускник получит возможность научиться:

  • Осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и в природе;
  • Пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
  • Выполнять правила безопасного поведения в природе, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.

Раздел «Человек и общество»

Выпускник научится:

  • Различать государственную символику Российской Федерации; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте Российскую Федерацию, Москву – столицу России, свой регион и его главный город;
  • Различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить основные (изученные) исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
  • Оценивать характер взаимоотношения людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников  и т.д.);
  • Использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний;
  • Соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни.

Выпускник получит возможность научиться:

  • Осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
  • Ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
  • Наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества, страны;
  • Проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  

п/п

№ в

теме

Дата

план

Скоррсроки

Тема

Характеристика деятельности учащихся

ЗЕМЛЯ И ЧЕЛОВЕЧЕСТВО (9ч)

1

1

Мир глазами астронома.

-Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить; характеризовать особенности Солнца и Солнечной системы; моделировать строение Солнечной системы;

извлекать из дополнительной литературы и Интернета научные сведения о Солнце и Солнечной системе, кометах и астероидах, готовить сообщения; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы по изученному материалу; оценивать результаты своей работы на    уроке.

2

2

Планеты солнечной системы.

-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; анализировать готовые схемы вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца;

характеризовать особенности самой маленькой и самой большой планет Солнечной системы;  отличать планеты и их спутники; моделировать движение Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси;- устанавливать связи между движением Земли вокруг своей оси и сменой дня и ночи и движением вокруг Солнца и сменой времен года; наблюдать Луну невооруженным глазом и с помощью бинокля (телескопа); извлекать из дополнительной литературы и Интернета информацию об исследованиях астрономов и готовить сообщения;

формулировать выводы по изученному материалу; оценивать свои достижения на уроке.

3

3

Звездное небо – Великая книга природы.

-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; находить в небе и на карте звездного неба атласа-определителя изучаемые объекты;  моделировать изучаемые созвездия; определять направление на север по Полярной звезде;  выполнять задания электронного приложения к учебнику, пользуясь персональным компьютером;

- работать с терминологическим словариком;

- формулировать выводы по изученному материалу;

- оценивать свои достижения на уроке.

4

4

Мир глазами географа.

-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- сравнивать глобус и карту полушарий;

- находить условные значки на карте полушарий;

- обсуждать значение глобуса и карт в жизни человечества;

- составлять рассказ о географических объектах с помощью глобуса и карты полушарий;

- извлекать информацию о географических объектах из дополнительных источников и Интернета и готовить сообщения о них;

- работать с терминологическим словариком;

- формулировать выводы по изученному материалу;

- оценивать свои достижения и достижения товарищей на уроке.

5

5

Мир глазами историка.

- Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- составлять рассказы о мире с точки зрения историка;

-характеризовать роль исторических источников для понимания событий прошлого;

- обсуждать роль бытовых предметов для понимания событий прошлого;

- посещать краеведческий музей и готовить рассказ на основании его экспонатов о прошлом своего региона, города (села);

- работать с терминологическим словариком;

- формулировать выводы по изученному  материалу;

- оценивать свои достижения и достижения товарищей на уроке.

6

6

Когда и где?

- Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- определять по «ленте времени» век, в котором происходили упоминавшиеся ранее исторические события;

- обсуждать сроки начала года в разных летосчислениях;

- формулировать выводы по изученному материалу;

- оценивать свои достижения на уроке.

7

7

Мир глазами эколога.

- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; характеризовать современные экологические проблемы;  предлагать свои меры по решению экологических проблем; - извлекать из Интернета сведения о способах решения экологических проблем и экологических организациях в России, готовить сообщения;

- рассказывать о мире с точки зрения эколога;

- формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения и достижения товарищей на уроке.

8

8

Сокровища Земли под охраной человечества.

-Понимать учебную задачу урока и стараться ее выполнить; - рассказывать о причинах появления списка Всемирного наследия; - различать объекты природного и культурного Всемирного наследия;

- определять по карте мира расположение наиболее значимых объектов Всемирного наследия; - определять объекты природного и культурного Всемирного наследия по фотографиям;  - извлекать из дополнительной литературы и Интернета информацию об объектах Всемирного наследия и животных из Международной Красной Книги и готовить сообщения о них; - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы по изученному материалу;

- оценивать свои достижения и достижения товарищей на уроке.

9

9

Сокровища Земли под охраной человечества.

Международная Красная книга.

ПРИРОДА РОССИИ (10ч.)

10

1

Равнины и горы России.

- Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стараться их выполнить;

- находить на физической карте России изучаемые географические объекты;

- различать холмистые, плоские равнины и плоскогорья; - характеризовать формы рельефа России; - извлекать из дополнительной литературы и Интернета сведения об изучаемых географических объектах, готовить сообщения;

- выполнять на персональном компьютере задания из электронного приложения к учебнику;

- работать с терминологическим словариком;

- формулировать выводы по изученному материалу;

- оценивать свои достижения на уроке и достижения товарищей.

11

2

Моря, озера и реки России.

- Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - находить на физической карте России изучаемые водные географические объекты;  различать моря и озера; характеризовать особенности изучаемых водных объектов; - извлекать из Интернета сведения о загрязнении воды в морях, реках и озерах и о мерах борьбы с загрязнениями; - готовить сочинения на тему урока;

- формулировать выводы по изученному материалу;

- оценивать свои достижения на уроке.

12

3

Природные зоны России.

- Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;  различать физическую карту России и карту природных зон;  находить на карте природные зоны России и характеризовать их;  устанавливать взаимосвязь между освещенностью Солнцем поверхности Земли и широтным расположением природных зон;  работать со схемой освещенности Земли солнечными лучами;  различать широтную и высотную поясность;  находить на карте природных зон зоны высотной поясности;  формулировать выводы по изученному материалу;  оценивать свои достижения на уроке.

13

4

Зона арктических пустынь.

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;  находить на карте природных зон зону арктических пустынь;  работать со схемой освещенности поверхности Земли солнечными лучами;  устанавливать взаимосвязь природных особенностей зоны арктических пустынь и ее освещенностью солнечными лучами;

-  характеризовать природные особенности Арктики и приспособление флоры и фауны к этим условиям;  выявлять экологические связи в зоне арктических пустынь;

- извлекать из дополнительной литературы и Интернета сведения о животном мире Арктики, готовить сообщения;

- прослеживать цепи питания в Арктике;

- рассказывать о влиянии освоения природных богатств в зоне тундры и возникших вследствие этого экологических проблемах, о природоохранных мероприятиях и заповедниках;

- формулировать выводы по изученному материалу;

- оценивать свои достижения на уроке.

14

5

Тундра.

-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- находить на карте природных зон зону тундры;

- работать со схемой освещенности поверхности Земли солнечными лучами;

- выявлять взаимосвязь природных особенностей зоны тундры с освещенностью ее поверхности солнечными лучами;

-  характеризовать природные особенности зоны тундры, её флору и фауну, занятия местного населения;

- выявлять экологические связи в зоне тундры;

- извлекать из дополнительной литературы (книги «Зелёные страницы», энциклопедий) и Интернета информацию о растениях и животных тундры, готовить сообщения;

- характеризовать зону тундры по плану;

- моделировать природные особенности тундры;

- рассказывать о влиянии освоения природных богатств в зоне тундры и возникших вследствие этого экологических проблемах, о природоохранных мероприятиях и заповедниках;

- формулировать выводы по изученному материалу;

- оценивать свои достижения на уроке.

15

6

Леса России.

-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- находить на карте природных зон зону тайги, смешанных и широколиственных лесов;

- устанавливать взаимосвязь особенностей лесных зон с освещенностью, количеством осадков и строением почвы;

- опознавать с помощью гербария и атласа-определителя «От земли до неба» растения зоны лесов;

- по тексту учебника и иллюстрации характеризовать животный мир зоны лесов,  выявлять экологические связи;

- моделировать цепи питания в зоне тайги;

- сопоставлять природу тундры и лесных зон;

- извлекать из Интернета информацию о растениях и животных лесной зоны, готовить сообщения;

- формулировать выводы по изученному материалу;

- оценивать свои достижения на уроке.

16

7

Лес и человек.

- Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- с помощью схемы и текста учебника раскрывать роль леса в природе и жизни людей;

- обсуждать экологические проблемы леса, предлагать меры по его охране;

- обсуждать правила поведения в лесу по материалам книги «Великан на поляне»;

- извлекать из дополнительной литературы и Интернета сообщения о животных из Красной книги России, готовить сообщения;

- совершать виртуальную экскурсию с помощью Интернета в национальный парк «Лосиный остров», обсуждать экологические проекты этого парка;

- характеризовать лесные природные зоны  по плану;

- формулировать выводы по изученному материалу;

- оценивать свои достижения на уроке.

17

8

Зона степей.

-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- находить на карте природных зон зону степей;

- устанавливать взаимосвязь особенностей степной зоны с освещенностью, количеством осадков и характером почвы;

- опознавать с помощью гербария, иллюстраций учебника и атласа-определителя «От земли до неба» растения зоны степей;

- характеризовать животный мир зоны степей,  выявлять экологические связи;

- сравнивать природу зоны степей с природой лесов и тундры;

- извлекать из дополнительной литературы и Интернета информацию о растениях и животных степей, готовить сообщения;

- совершать виртуальные экскурсии с помощью Интернета в степные заповедники, обсуждать экологические проекты ученых в этих заповедниках;

- характеризовать зону степей по плану;

- формулировать выводы по изученному материалу;

- оценивать свои достижения на уроке и достижения товарищей.

18

9

Пустыни.

-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;  находить на карте природных зон зону полупустынь; - устанавливать взаимосвязь освещенности, количества осадков и состава почв с образованием полупустынь и пустынь;  

- опознавать с помощью гербария, иллюстраций учебника и атласа-определителя «От земли до неба» растения зоны степей;  характеризовать животный мир зоны степей,  выявлять экологические связи;

- сравнивать природу зоны степей с природой лесов и тундры; - извлекать из дополнительной литературы и Интернета информацию о растениях и животных степей, готовить сообщения;

- совершать виртуальные экскурсии с помощью Интернета в степные заповедники, обсуждать экологические проекты ученых в этих заповедниках;

- характеризовать зону степей по плану;

- формулировать выводы по изученному материалу;

- оценивать свои достижения на уроке и достижения товарищей.

19

10

У Черного моря.

-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;  находить на карте природных зон зону субтропиков; устанавливать взаимосвязь субтропической флоры и фауны с освещенностью, количеством осадков и плодородием почвы;

- по гербарию, иллюстрациям учебника и атласу-определителю «От земли до неба» опознавать растения субтропиков; знакомиться с животным миром зоны Черноморского побережья Кавказа и морскими животными,  устанавливать экологические связи;  моделировать цепи питания;

- анализировать экологические проблемы зоны;

- совершать виртуальные экскурсии на курорты Черноморского побережья Кавказа, в сочинский Дендрарий и Национальный парк «Сочинский» с помощью Интернета;

- обсуждать рассказ «В пещере» из книги «Великан на поляне»;

- работать с терминологическим словариком;

- характеризовать зону субтропиков по плану;

- формулировать выводы по изученному материалу;

- оценивать свои достижения на уроке.

РОДНОЙ КРАЙ- ЧАСТЬ БОЛЬШОЙ СТРАНЫ (15Ч.)

20

1

Наш край.

-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;  сопоставлять карту своего региона с политико-административной картой России с целью выяснения местоположения региона;

- находить свой регион и его главный город на физической карте России и карте природных зон;

- характеризовать рельеф поверхности своего края в соответствии с цветовым обозначением на физической карте;  определять, в какой природной зоне находится регион по карте природных зон;

- находить на карте региона крупные города, а также свой город (село);

- обобщать полученную информацию, готовить сообщение;

- оценивать свои достижения на уроке.

21

2

Поверхность нашего края.

-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;  находить на карте региона крупные овраги и балки;  интервьировать взрослых о формах поверхности рядом с городом (селом), о наличии оврагов и истории их возникновения;

- обсуждать меры по охране поверхности своего края;

- моделировать знакомый участок поверхности своего края;

- оценивать свои достижения на уроке.

22

3

Водные богатства нашего края.

-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- рассказывать о значении водных богатств в жизни людей;

- составлять список водных объектов (рек, озер, морей, прудов) своего региона;

- описывать одну из рек по данному в учебнике плану;  составлять план описания озера (пруда);

- моделировать наиболее знакомый водный объект;

- выявлять источники загрязнения близлежащих водоемов;

- обсуждать материалы рассказа

«Бутылочная почта» из книги «Великан на поляне»;

- интервьюировать взрослых о водоохранных мероприятиях в городе (селе);

- формулировать выводы по изученному материалу;

- оценивать свои достижения на уроке.

23

4

Наши подземные богатства.

-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- находить на карте природных значки тех полезных ископаемых, которыми он обладает;

- работая в группах определять название полезного ископаемого, образец которого выдан учителем;

- работая в группах, извлекать из учебника сведения о выданном образце полезного ископаемого, составлять его описание по данному в учебнике плану, готовить сообщения и представлять их классу;

- выяснять в краеведческом музее, какие полезные ископаемые имеются в регионе;

- извлекать из краеведческой литературы сведения о предприятиях региона по переработке полезных ископаемых;

- обсуждать материалы рассказа «И камень достоин уважения» из книги «Великан на поляне»;

- интервьюировать взрослых членов семьи о том, используются ли в домашнем хозяйстве какие-либо полезные ископаемые или продукты их переработки;

- формулировать выводы по изученному материалу;

- оценивать свои достижения на уроке и достижения товарищей.

24

5

Земля – кормилица.

-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- различать виды почв на иллюстрациях учебника и образцах;

- извлекать из краеведческой литературы информацию о типах почв своего региона;

- моделировать тип почв своего региона;

- готовить доклад о значении почвы для жизни на земле;

- выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

- обсуждать материалы рассказа «Дороже жемчуга и злата – под ногами» из книги «Великан на поляне»;

- извлекать из краеведческой литературы информацию о почвоохранных мероприятиях в регионе;

- формулировать выводы по изученному материалу;

- оценивать свои достижения на уроке.

25

6

Экскурсия в природное сообщество леса.

-Наблюдать объекты и явления природы;

-определять природные объекты с помощью атласа-определителя;

 -фиксировать результаты наблюдений;

 -сравнивать результаты наблюдений, сделанных в различных природных сообществах.

26

7

Жизнь леса.

-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- определять с помощью атласа-определителя растения смешанного леса в гербарии;

- рассказывать, какие растения, животные, грибы встречаются в лесах региона;

- моделировать цепи питания, характерные для лесного сообщества региона;

- характеризовать лесное сообщество региона по данному в учебнике плану;

- опознавать по иллюстрациям в учебнике представителей лесного сообщества;

- обсуждать материалы рассказов о лесе из книги «Великан на поляне»;

- выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

- выявлять нарушения экологического равновесия в лесном сообществе по вине человека, предлагать пути решения экологических проблем;

- работать с терминологическим словариком;

- формулировать выводы по изученному материалу;

- оценивать свои достижения на уроке.

        

27

8

Экскурсия в природное сообщество луга.

-Наблюдать объекты и явления природы;

-определять природные объекты с помощью атласа-определителя;

 -фиксировать результаты наблюдений;

 -сравнивать результаты наблюдений, сделанных в различных природных сообществах.

28

9

Жизнь луга.

-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; определять с помощью атласа-определителя «От земли до неба» растения луга из гербария; определять животных луга на иллюстрации учебника;  выявлять экологические связи на лугу;  рассказывать по своим наблюдениям о растениях, животных и грибах на лугах своего региона;  моделировать цепи питания на лугу;

- сравнивать природные особенности леса и луга;

- характеризовать луговое сообщество по данному в учебнике плану;  приводить примеры правильного и неправильного поведения человека на лугу, выявлять нарушения экологического равновесия по вине человека, предлагать пути решения экологических проблем;  обсуждать материалы рассказа «Горит трава» из книги «Великан на поляне»;  составлять памятку «Как вести себя на лугу»;  формулировать выводы по изученному материалу;  оценивать свои достижения на уроке.

29

10

Экскурсия в природное сообщество водоёма.

-Наблюдать объекты и явления природы;

-определять природные объекты с помощью атласа-определителя;

 -фиксировать результаты наблюдений;

 -сравнивать результаты наблюдений, сделанных в различных природных сообществах.

30

11

Жизнь в пресных водах.

-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;  опознавать с помощью атласа-определителя «От земли до неба» растения пресного водоема;  опознавать по иллюстрациям учебника живые организмы пресных вод;

- выявлять экологические связи в пресном водоеме;

- рассказывать об обитателях пресных вод своего региона;  моделировать цепи питания в пресноводном сообществе своего региона;

- характеризовать пресноводное сообщество своего региона по данному в учебнике плану;

- обсуждать способы приспособления растений и животных к жизни в воде;

- извлекать из книг «Зелёные страницы», «Великан на поляне» информацию об обитателях пресноводных водоемов и обсуждать её;

- формулировать выводы по изученному материалу;

- оценивать свои достижения на уроке.

31

12

Растениеводство в нашем крае.

-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- определять с помощью иллюстраций учебника полевые культуры из гербария;

- различать зерна зерновых культур;

- выявлять взаимосвязь развития растениеводства в регионе с природными условиями;

- собирать информацию в ходе экскурсий в поле, в теплицы, готовить доклады о развитии этих отраслей в регионе и презентовать их в классе;

- извлекать информацию о растениеводстве в своем регионе из краеведческой литературы;

- характеризовать развитие отраслей растениеводства в своем регионе;

- выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

- работать с терминологическим словариком;

- формулировать выводы по изученному материалу;

- оценивать свои достижения на уроке.

32

13

Животноводство в нашем крае.

-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- выявлять взаимосвязь развития отраслей животноводства в регионе с природными условиями;

- извлекать из краеведческой литературы, СМИ и Интернета информацию о развитии животноводства в своем регионе, готовить доклады и презентовать их в классе;

- характеризовать развитие отраслей животноводства в своем регионе;

- рассказывать о работе животноводов на материале экскурсий;

- выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

- работать с терминологическим словариком;

- формулировать выводы по изученному материалу;

- оценивать свои достижения на уроке.

33

14

Проверочная работа за I полугодие.

-Выполнять тесты с выбором ответов;

- объективно оценивать свои достижения по шкале баллов.

34

15

Презентация проектов.

-Выбирать тему проекта;

- намечать план работы;

- отбирать информацию в избранных для проекта книгах;

- готовить оформление доклада (слайды);

- готовить доклад;

- презентовать доклад в классе;

- оценивать свои достижения и достижения своих товарищей.

СТРАНИЦЫ ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ (5Ч.)

35

1

Начало истории человечества.

-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- определять по «ленте времени» длительность периода первобытного общества;

- обсуждать роль огня и приручения животных;

- анализировать иллюстрации учебника;

- рассказывать на основе экскурсии в краеведческий музей о жизни, быте и культуре первобытных людей на территории региона;

- понимать роль археологии в изучении первобытного общества;

- выполнять задания из электронного приложения к учебнику; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы по изученному материалу;  оценивать свои достижения на уроке.

36

2

Мир древности: далекий и близкий.

-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; определять по «ленте времени» длительность существования Древнего мира;

- находить на карте местоположение древних государств; извлекать информацию из учебника, анализировать иллюстрации, готовить сообщения и презентовать их в классе;

- обобщать сведения о древних государствах, их культуре, религиях, выявлять общее и отличия;

- понимать роль появления и развития письменности в древности для развития человечества,  сопоставлять алфавиты древности;

- понимать роль археологических находок для изучения истории древних государств;

- работать с терминологическим словариком;

- формулировать выводы по изученному материалу;

- оценивать свои достижения на уроке.

37

3

Средние века: время рыцарей и замков.

-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; сопоставлять длительность исторических периодов Древнего мира и Средневековья, определять по «ленте времени» длительность средневековья; находить на карте местоположение крупных городов, возникших в Средневековье; описывать по фотографиям средневековые достопримечательности современных городов;  сопоставлять исторические источники по изучению Древнего мира и Средневековья;

- развивать воображение, реконструируя быт и рыцарские турниры Средневековья;  сопоставлять мировые религии, выявлять их общность и различия: место и время их возникновения, особенности храмов; понимать важность изобретения книгопечатания для человечества;

- выполнять задания из электронного приложения к учебнику; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы по изученному материалу;  оценивать свои достижения на уроке.

38

4

Новое время: встреча Европы и Америки.

-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; определять по «ленте времени» длительность периода Нового времени, сопоставлять её с длительностью Древнего мира и Средневековья; сопоставлять жизненную философию людей в Средневековье и в Новое время;

- прослеживать по карте маршруты Великих географических открытий; обсуждать методы изучения истории Древнего мира и Нового времени;

- выявлять по фотографиям различия в архитектуре городов Древнего мира, Средневековья и Нового времени;

- обсуждать роль великих географических открытий в истории человечества;

- характеризовать научные открытия и технические изобретения Нового времени;

- развивать воображение, реконструируя историю технических изобретений в Новое время;

- выполнять задания электронного приложения к учебнику;

- работать с терминологическим словариком;

- формулировать выводы по изученному материалу;

- оценивать свои достижения на уроке.

39

5

Новейшее время: история продолжается сегодня.

-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- находить на «ленте времени» начало Новейшего времени;

- характеризовать значение исследования Арктики и Антарктики для развития науки;

- характеризовать изменения в политическом устройстве стран мира;

- рассказывать о научных открытиях и технических изобретениях XX-XXI веков;

- выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

- работать с терминологическим словариком;

- формулировать выводы по изученному материалу;

- оценивать свои достижения на уроке.

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ РОССИИ (20Ч.)

40

1

Жизнь древних славян.

-Понимать учебную задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить;

- анализировать карту расселения племен древних славян;

- выявлять взаимосвязь жизни древних славян и их занятий с природными условиями того времени;

- характеризовать верования древних славян;

- моделировать древнеславянское жилище;

- составлять план рассказа на материале учебника;

- формулировать выводы по изученному материалу;

- оценивать свои достижения на уроке.

41

2

Во времена Древней Руси.

-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- прослеживать по карте Древней Руси путь «из варяг в греки» и расширение территории государства в IX-XI веках;

- характеризовать систему государственной власти  в IX-XI веках в Древней Руси;

- отмечать на «ленте времени» дату Крещения Руси;

- обсуждать причину введения на Руси христианства и значение Крещения;

- анализировать былину об Илье Муромце как отражение борьбы Древней Руси с кочевниками;

- работать с терминологическим словариком;

- формулировать выводы по изученному материалу;

- оценивать свои достижения на уроке.

42

3

Страна городов.

-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- в ходе самостоятельной работы (в группах) анализировать карты Древнего Киева и Древнего Новгорода, характеризовать их местоположение, оборонительные сооружения, занятия горожан, систему правления, находки берестяных грамот в Новгороде, готовить сообщения, презентовать их на уроке;

- сопоставлять на основе сделанных сообщений жизнь двух главных городов Древней Руси;

- обсуждать важность находок археологами берестяных грамот;

- развивать воображение, реконструируя жизнь древних новгородцев;

- обсуждать, почему былина о Садко могла появиться только в Новгороде;

- характеризовать значение летописи об основании Москвы как исторического источника;

- работать с терминологическим словариком;

- формулировать выводы по изученному материалу;

- оценивать свои достижения на уроке.

43

4

Из книжной сокровищницы Древней Руси.

-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- обсуждать роль создания славянской письменности для распространения культуры в Древней Руси;

- характеризовать состояние грамотности на Руси после создания славянской азбуки;

- выявлять роль летописей для изучения истории России;

- характеризовать оформление рукописных книг как памятников древнерусского искусства;

- сопоставлять оформление  древнерусских книг с современными;

- обсуждать роль рукописной книги в развитии русской культуры;

- работать с терминологическим словариком;

- формулировать выводы по изученному материалу;

- оценивать свои достижения на уроке.

44

5

Трудные времена на Русской земле.

-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- прослеживать по карте нашествие Батыя на Русь;

- обсуждать причины поражения Древней Руси в ходе монгольского нашествия;

- описывать по иллюстрациям учебника вооружение древнерусских и монгольских воинов;

- рассказывать о монгольском нашествии по плану учебника;

- находить на карте места сражений Александра Невского со шведскими и немецкими захватчиками;

- по иллюстрациям в учебнике сравнивать вооружение русских воинов и немецких рыцарей;

- высказывать своё отношение к личности Александра Невского;

- работать с терминологическим словариком;

- заполнять «Героическую летопись России» (вкладка в рабочей тетради);

- формулировать выводы по изученному материалу;

- оценивать свои достижения на уроке.

45

6

Русь расправляет крылья.

-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- приводить факты возрождения северо-восточных земель Руси;

- рассказывать по иллюстрациям в учебнике о Москве Ивана Калиты;

- прослеживать по карте объединение русских земель вокруг Москвы;

- обсуждать, какие личные качества Ивана Калиты сыграли роль в успехе его правления;

- выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

- работать с терминологическим словариком;

- формулировать выводы по изученному материалу;

- оценивать свои достижения на уроке.

46

7

Куликовская битва.

-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- прослеживать по карте передвижения русских и ордынских войск;

- составлять план рассказа о Куликовской битве;

- рассказывать о Куликовской битве по составленному плану;

- моделировать ход Куликовской битвы;

- отмечать на «ленте времени» дату Куликовской битвы;

- обсуждать, почему была так важна для Дмитрия Донского поддержка Сергия Радонежского;

- рассказывать о поединках богатырей;

- заполнять вкладыш к рабочей тетради «Героическая летопись России»;

- осознавать роль Куликовской битвы в истории России;

- формулировать выводы по изученному материалу;

- оценивать свои достижения на уроке.

47

8

Иван Третий.

-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- рассказывать об изменении политики в отношении Золотой Орды;

- описывать по иллюстрациям в учебнике изменения в облике Москвы;

- обсуждать значение освобождения от монгольского ига;

- выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

- заполнять вкладыш к рабочей тетради «Героическая летопись России»;

- отмечать на «ленте времени» даты освобождения от монгольского ига, венчания Ивана Грозного на царство;

- работать с терминологическим словариком;

- формулировать выводы по изученному материалу;

- оценивать свои достижения на уроке.

48

9

Мастера печатных дел.

-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- обсуждать, как повлияло начало книгопечатания на развитие просвещения и культуры в России;

- на основе самостоятельного изучения материала учебника (по группам) рассказывать о первопечатнике Иване Федорове и издании первых русских учебников;

- сопоставлять современные и первопечатные учебники по иллюстрациям;

- работать с терминологическим словариком;

- развивать воображение, «обучая грамоте» учеников XVII века;

- формулировать выводы по изученному материалу;

- оценивать свои достижения на уроке.

49

10

Патриоты России.

-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- обсуждать значение организации народного ополчения и освобождения Москвы от польской интервенции;

- отмечать на «ленте времени» год освобождение Москвы;

- заполнять приложение к рабочей тетради «Героическая летопись России»;

- выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

- работать с терминологическим словариком;

- рассказывать об этом событии от имени участника ополчения;

- осознавать роль борьбы за независимость в начале XVI века в истории России;

- формулировать выводы по изученному материалу;

- оценивать свои достижения на уроке.

50

11

Петр Великий.

-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- рассказывать о реформах Петра I на основе материала учебника;

- извлекать из дополнительной литературы и Интернета информацию о Петре I, которой нет в учебнике;

- описывать достопримечательности Санкт-Петербурга;

- обсуждать, заслуженно ли Петр I получил прозвание «Великий»;

- отмечать на «ленте времени» год основания Санкт-Петербурга, год, когда Россия стала империей;

- прослеживать по карте приобретения Петра I;

- высказывать свое отношение к личности Петра Великого;

- работать с терминологическим словариком;

- формулировать выводы по изученному материалу;

- оценивать свои достижения на уроке.

51

12

Михаил Васильевич Ломоносов.

-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- составлять план рассказа о М.В.Ломоносове;

- составлять план сценария о жизни М.В.Ломоносова;

- прослеживать по карте путь М.В.Ломоносова из Холмогор в Москву;

- обсуждать, каковы были заслуги М.В.Ломоносова в развитии науки и культуры;

- отмечать на «ленте времени» дату основания Московского университета;

- извлекать из Интернета сведения о современном МГУ им. М.В.Ломоносова;

- высказывать свое отношение к личности М.В. Ломоносова;

- формулировать выводы по изученному материалу;

- оценивать свои достижения на уроке.

52

13

Екатерина Великая.

-Обсуждать, заслуженно ли Екатерина Вторая получила прозвание «Великой»;

- описывать достопримечательности Петербурга;

- сравнивать положение разных слоев российского общества;

- рассказывать по учебнику о крестьянской войне Е.И. Пугачева;

- прослеживать по карте рост территории государства;

- рассказывать по учебнику о Ф.Ф. Ушакове и А.В. Суворове;

- извлекать из Интернета сведения о Петербурге, Москве, других городах России в XVIII веке;

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

- работать с терминологическим словариком;

- формулировать выводы по изученному материалу;

- оценивать свои достижения на уроке.

53

14

Отечественная война 1812 года.

-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; на основе самостоятельной работы по учебнику рассказывать о Бородинском сражении;

- отмечать на «ленте времени» Отечественную войну 1812 года; заполнять приложение к рабочей тетради «Героическая летопись России»;  обсуждать, почему война 1812 года называется Отечественной;

- обсуждать, почему после Отечественной войны 1812 года был воздвигнут на Красной площади памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому;

- извлекать из Интернета сведения о биографиях героев Отечественной войны 1812 года,  готовить доклады, презентовать их в классе; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы по изученному материалу;

- оценивать свои достижения на уроке.

54

15

Страницы истории XIX века.

-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; в ходе самостоятельной работы (по группам) над темами «Декабристы», «Освобождение крестьян», «Петербург и Москва» изучать текст учебника, выполнять задания из рабочей тетради и электронного приложения к учебнику, готовить сообщения и презентовать их на уроке; работать с историческими картами; находить на карте Трассибирскую магистраль; сопоставлять исторические источники; извлекать из дополнительной краеведческой литературы сведения о технических новшествах, появившихся в XIX веке в регионе;  формулировать выводы по изученному материалу;  оценивать свои достижения на уроке.

55

16

Россия вступает в XX век.

-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; отмечать на «ленте времени» начало Первой мировой войны, февральской и октябрьской революции; составлять план рассказа о событиях начала ХХ века и рассказывать о них по плану;

- интервьюировать взрослых членов семьи о том, какую роль сыграли революция и Гражданская война в судьбе семьи;  развивать воображение, составляя интервью от лица журналиста начала ХХ века у ученого, каким он видит ХХ век;

- формулировать выводы по изученному материалу;

- оценивать свои достижения на уроке.

56

17

Страницы истории 1920 – 1930-х годов.

-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- знакомиться по карте СССР с административно-территориальным строением страны;

- сравнивать герб России и СССР по иллюстрациям в рабочей тетради и в электронном пособии, знакомиться с символикой герба СССР;

- сравнивать тексты гимнов дореволюционной России, СССР и Российской Федерации;

- в ходе экскурсии по городу выяснять, какие названия возникли при Советской власти и какие реалии они отражают;

- знакомиться по фотографиям в Интернете с обликом довоенных станций метро (для москвичей – в ходе экскурсии);

- прослушивать в записях (Интернет) песни 30-х годов;

- формулировать выводы по изученному материалу;

- оценивать свои достижения на уроке.

57

18

Великая война.

-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- составлять план рассказа о ходе Великой Отечественной войны, рассказывать о ней по плану;

- обсуждать, в чем значение Победы в Великой Отечественной войне для нашей страны и всего мира;

- встречаться с ветеранами войны,  интервьюировать их;

- прослушивать в записи песню «Вставай, страна огромная» и другие песни времен войны;

- делиться впечатлениями от фотографий военных лет и от картин на тему войны и Парада Победы;

- выяснять в краеведческом музее, какой вклад внес город (село) в Победу;

- собирать материал о мероприятиях празднования 65-летия Победы в родном городе (селе), в регионе;

- интервьюировать старших членов семьи об участии их в войне, как они встретили День Победы в 1945 году;  готовить праздник ко Дню Победы;

- работать с терминологическим словариком;

- формулировать выводы по изученному материалу;

- оценивать свои достижения на уроке.

58

19

Великая  Победа.

59

20

Страна, открывшая путь в космос.

-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию об освоении космоса (для учащихся Москвы – из экскурсии в музей космонавтики);

- интервьюировать старших членов семьи о том, как они запомнили день 12 апреля 1961 года;

- прослушивать в записи песни, посвященные полету Юрия Гагарина;

- знакомиться с репродукциями картин космонавта А.Леонова на космическую тему;

- интервьюировать старших членов своей семьи о послевоенной истории страны и их участии в развитии страны, о проблемах страны и семьи, отбирать в семейном архиве необходимые фотографии, готовить сообщение и презентовать его в классе;

- работать с электронным пособием;

- работать с терминологическим словариком;

- формулировать выводы по изученному материалу;

- оценивать свои достижения на уроке.

СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ (9Ч.)

60

1

Основной закон России и права человека.

-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- находить на политико-административной карте РФ края, области, республики, автономные округа, автономные области, города федерального значения;

- анализировать закрепленные в Конвенции права ребенка;

- обсуждать, как права одного человека соотносятся с правами других людей;

- выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

- готовить проекты «Декларации прав» (членов семьи, учащихся класса, учителей и учащихся), обсуждать их в классе;

- работать с терминологическим словариком;

- формулировать выводы по изученному материалу;

- оценивать свои достижения на уроке.         

61

2

Мы – граждане России.

-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; различать права и обязанности гражданина, устанавливать их взаимосвязь;

- различать прерогативы Президента, Федерального Собрания и Правительства; следить за государственными делами по программам новостей ТВ и печатным средствам массовой информации;

- моделировать деятельность депутата (вносить предложения по законопроектам);

- работать с терминологическим словариком;

- формулировать выводы по изученному материалу;

- оценивать свои достижения на уроке.

62

3

Славные символы России.

-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; знакомиться с особенностями герба Российской Федерации, его историей, символикой, отличать герб РФ от гербов других государств;

- знакомиться с флагом Победы, знать его историю;

- выучить текст гимна РФ, знать, в каких случаях он исполняется и правила его исполнения, знакомиться с историей гимнов России, отличать  гимн РФ от гимнов других государств;  обсуждать, зачем государству нужны символы;

- моделировать символы своего класса, семьи;

- формулировать выводы по изученному материалу;

- оценивать свои достижения на уроке.

63

4

Такие разные праздники

-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;  различать праздники государственные, профессиональные, церковные, национальные, территориальные, семейные; составлять календарь профессиональных праздников в соответствии с профессиями родителей; прослушивать в записи песни, посвященные полету Юрия Гагарина;

- знакомиться с репродукциями картин космонавта А.Леонова на космическую тему;

- интервьюировать старших членов своей семьи о послевоенной истории страны и их участии в развитии страны, о проблемах страны и семьи, отбирать в семейном архиве необходимые фотографии, готовить сообщение и презентовать его в классе;

- работать с терминологическим словариком;

- формулировать выводы по изученному материалу;

- оценивать свои достижения на уроке.

64

5

Путешествие по России. Регины и города России

-Составлять группу по интересам, распределять обязанности;

- подбирать материал из различных источников в соответствии с инструкцией в учебнике;

- составлять план и текст доклада;

- подбирать и изготавливать иллюстративный материал (слайды);

- презентовать проект;

- оценивать свои достижения и достижения товарищей.

65

6

Путешествие по России. Народы России, их культура.

66

7

Путешествие по России. Знаменитые соотечественники.

67

8

Проверочная работа за II полугодие

Тесты выполняются устно в порядке, предусмотренном замыслом учителя. По ходу выполнения тестов проводится обобщение материала по соответствующим темам. Каждый учащийся отмечает для себя, правильно или неправильно он ответил на поставленный вопрос в тесте, а потом подсчитывает баллы в шкале и делает вывод об уровне  усвоения им материала за полугодие, о том, какие темы усвоены им недостаточно и нуждаются в повторении.

68

9

Презентация проектов.

-Составлять группу по интересам, распределять обязанности;

- подбирать материал из различных источников в соответствии с инструкцией в учебнике;

- составлять план и текст доклада;

- подбирать и изготавливать иллюстративный материал (слайды);

- презентовать проект;

- оценивать свои достижения и достижения товарищей.

ПЕРЕЧЕНЬ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Книгопечатная продукция

А.А. Плешаков. Окружающий мир. Программа: 1-4 классы. 2011г.

Учебники

Окружающий мир

   1. А.А.Плешаков. Окружающий мир. Учебник. 4  класс. В 2 ч.: Ч.1. – М.: Просвещение.

   2. А.А.Плешаков. Окружающий мир. Учебник. 4  класс. В 2 ч.: Ч.2. – М.: Просвещение.

Рабочие тетради (Окружающий мир)

    1 . А.А.Плешаков. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч.                Ч. 1,– М.: Просвещение.

    2. А.А.Плешаков. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч.                Ч. 2,– М.: Просвещение.

Методические пособия для учителя

1. Максимова Т.Н. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир».    4 класс.

Проверочные работы

  1. Яценко И.Ф.: Контрольно-измерительные материалы. Окружающий мир.  4 класс.

Компьютерные и информационно - коммуникативные средства

Электронные учебные пособия:
Электронное приложение к учебнику . Окружающий мир. 4 класс .

(Диск CD-ROM).

Наглядные пособия:

1. Гербарии;

2. Коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;

3. Изобразительные наглядные пособия – таблицы;

4. Географические карты;

5. Компасы


Технические средства

1. Классная магнитная доска.

3. Аудиоцентр.

4. Компьютер.

5. Мультимедийная установка.

6. Интерактивная доска

7. Принтер

8. Ксерокс

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания ШМО

от _____ августа 2014

№_____________

__________Фёдорова Е.Б.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УР

____________Канунникова С.А.

«_____»  августа 2014г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по окружающему миру по ФГОС

рабочая программа по окружающему миру по ФГОС...

Рабочая программа по окружающему миру по ФГОС

Рабочая программа по окружающему миру по ФГОС 1 класс ( УМК "Начальная школа 21 века"). Составлена на 2 часа в неделю....

рабочая программа по окружающему миру по ФГОС 1 класс (Школа России)

Пояснительная записка, календарно-тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе...

Рабочая программа по окружающему миру по ФГОС 1 класс

Рабочая программа по окружающему миру...

Рабочая программа по окружающему миру ПНШ ФГОС 1-4 класс

Программа состоит из пояснительной записки, матрицы содержания и тематического планирования на 4 года обучения...

Рабочая программа по окружающему миру по ФГОС 1 класс

Рабочая программа  по окружающему миру  по  ФГОС 1 класс...

Рабочая программа по окружающему миру по ФГОС 2 класс

Рабочая программа ориентирована на использование учебника (учебно - методического комплекса): Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С  Окружающий   мир.  2  класс.   («Н...