Рабочая программа по окружающему миру по ФГОС
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему
Рабочая программа по окружающему миру по ФГОС 1 класс ( УМК "Начальная школа 21 века"). Составлена на 2 часа в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzh.mir-rab.programma.doc | 200 КБ |
Предварительный просмотр:
Согласовано Руководитель МО __________ _____________ Протокол №___ от «__» ___________20___г. | Согласовано Заместитель директора по УВР ____________ О.А. Филянина «___» _____________ 20___г. | Утверждаю Директор МБОУ-ООШ № 7 _____________А.А. Долгов Приказ №_____ от «___» ____________20___г. |
Рабочая программа
по предмету « Окружающий мир»
в 1 классе
учитель
Лапшина Наталия Владимировна,
высшая квалификационная категория
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № 1 от
30.08.2012 г.
2012 – 2013 учебный год
Рабочая программа по предмету « Окружающий мир»
1 класс. «Начальная школа 21 века»
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе федерального государственного стандарта II поколения и авторской программы Н.Ф.Виноградовой. Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе – формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека; развитие у младшего школьника опыта общения с людьми, обществом и природой.
На изучение предмета «Окружающий мир» в начальной школе выделяется 270 часов, из них в 1 классе 66ч (2 ч в неделю, 33 учебные недели), во 2, 3 и 4 классах по 68 ч (2 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
Значение курса «Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают практико-ориентированными знаниями для развития их экологической и культурологической грамотности и соответствующих ей компетенций: умения использовать разные методы познания, соблюдать правила поведения в природе и обществе, правила здорового образа жизни, способность оценивать своё место в окружающем мире.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы.
Основные содержательные линии предмета « Окружающий мир» определены стандартом начального общего образования второго поколения и представлены в программе содержательными блоками «Человек и природа», « Человек и общество», «Правила безопасной жизни».
Задачи курса:
- воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине,
- формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде,
- развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира,
- осуществление подготовки к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин в основной школе.
При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности.
Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.
Объем программы:
На изучение данного предмета в 1 классе отводится 66 ч. (33 учебные недели по 2 часа в неделю)
Содержание курса.
№ Содержатель ная линия | Учебный материал | Кол-во часов | Требования ФГОС Планируемые результаты | Корректировка | ||
Универсальные учебные действия | Предметные | |||||
Знать | Уметь | |||||
1. Ты- первоклассник | Школьник, ученик, правило, опасная и безопасная дорога, дорожный знак, | 4 ч | принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации | Ориентировка в понятиях и терминах: школьник, ученик, правило, опасная и безопасная дорога, дорожный знак, | выполнять правила поведения; применять правила дорожного движения; | |
2.Твои друзья-взрослые и дети | Правила общения, дружеские отношения | 6 ч | Ориентировка в понятиях и терминах: правило, дружеские отношения. | использовать в процессе общения основные правила этикета; строить диалог со взрослыми и сверстниками; | ||
2. Твоё здоровьё | Здоровье, органы чувств, время, час, день недели, гигиена, способы закаливания, гимнастика. | 7 ч | Ориентировка в понятиях и терминах : здоровье, время, час, день недели, гигиена, гимнастика. | выполнять режим дня; соблюдать правила гигиены; | ||
3.Мы и вещи | Мир профессий, предметы труда, уважение к труду, экономное отношение | 4 ч | Ориентировка в понятиях и терминах: труд, уважение к труду, экономное отношение, одежда, обувь, мебель, безопасность. | выполнять несложные трудовые действия в рамках обслуживающего, общественно-полезного труда | ||
4.Родная природа | Природа живая и неживая, виды животных (домашние и дикие, млекопитающие, земноводные и т.д) и растений (хвойные, лиственные, смешанные леса, цветы и т.д.), способы охраны природы, Красная книга | 25 ч | Ориентировка в понятиях и терминах: природа (живая, неживая ), время года, сезон, растение (открытого грунта, комнатное), животное (домашнее, дикое), теплица, заповедник, Красная книга. | различать живую и неживую природу; различать сезонные изменения в природе; ухаживать за комнатными растениями; различать виды животных | ||
5. Родная страна | Россия, символика России, столица, основные права и обязанности граждан России, виды транспорта, народное творчество | 20 ч | Ориентировка в понятиях и терминах: семья, родители, город, село, страна, памятное место, транспорт, фольклор, народное творчество, профессия. | рассказывать о себе по плану: имя, фамилия, ласковое имя, любимое занятие; знать название своего города, страны, столицы; знать символику страны; знать полное имя, домашний адрес; |
Календарно-тематическое планирование уроков окружающего мира в 1 классе.
№ п/п | Наименование тем и уроков | Кол-во часов | Дата проведения | Тип урока | Основные понятия и термины, оборудование | Формирование универсальных учебных действий |
1 | I четверть Ты первоклассник. Урок-экскурсия. « Нас окружает удивительный мир» (4-5) | 10 1 | общеметодологической направленности | Окружающий мир. Живая и неживая природа. | Ученики учатся принимать и сохранять учебную задачу. Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям ПУУД | |
2 | Урок-игра. «Давай познакомимся» (6-7) Диагностическое обследование. | 1 | общеметодологической направленности | Кого называют друзьями? Как нужно относиться к друзьям? | Учатся логически мыслить, сравнивать предметы, обобщать ПУУД | |
3 | Мы – школьники. Экскурсия по школе (8-11) | 1 | открытие нового знания | Знакомство со школой: гардероб, класс, столовая, игровая, спортзал | Ученики учатся принимать и сохранять учебную задачу. ПУУД | |
4 | Правила поведения в школе (12-14) | 1 | открытие нового знания | Правила поведения на уроке: подготовка рабочего места, правильная осанка, гигиена письма, внимательность, сдержанность, аккуратность. Уважение к труду работников школы. | Учатся планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей РУУД | |
5 | Родная природа Урок-экскурсия. Сентябрь – первый месяц осени (15-17) | 26 1 | общеметодологической направленности | Сезонные изменения в природе, стихи об осени | ПУУД, КУУД Учатся устанавливать аналогии, Строить рассуждения в форме простых суждений, задавать вопросы | |
6 | Что нам осень подарила (18-20) | 1 | общеметодологической направленности | Растения сада и огорода | Учатся осуществлять анализ объектов выделением существ-х и несуществ-ых признаков ПУУД | |
7 | Родная страна Семья (23) | 17 1 | рефлексия | Семья. Взаимоотношения членов семьи, фотографии | КУУД Допускать возможность высказывания разных точек зрения | |
8 | О маме и бабушке поговорим … (24-25) | 1 | урок развивающего контроля | открытки, рисунки, фото | Удерживать учебную задачу, строить рассуждения в форме простых суждений ПУУД | |
9 | Любимые занятия (26-28) | 1 | рефлексия | игрушки | осуществлять дифференцированную работу ПУУД | |
10 | Воскресный день (29-30) | 1 | рефлексия | игрушки | Учить строить сообщения, Принимать и сохранять учебную задачу ПУУД | |
11 | Родная природа Как из зерна получилась булка (31-32) | 1 | открытие нового знания | Знакомство с трудом хлебороба. Уважение к труду людей, стихи о хлебе | ПУУД Осуществлять синтез как составление целого из частей | |
12 | Человек и домашние животные (33-34) | 1 | рефлексия | Домашние животные. Бережное отношение к животным. | Учатся осуществлять генерализацию, т. Е. обобщать, делать выводы, решать проблемные ситуации ПУУД | |
13 | Октябрь уж наступил. Экскурсия в природу (35-39) | 1 | открытие нового знания | Сезонные изменения. Характеристика времени года, | Учатся устанавливать причинно- Следственные связи в изучаемом круге явлений ПУУД | |
14 | Явления природы (40-43) | 1 | открытие нового знания | Явления природы, картинки | Учатся осуществлять анализ объектов выделением существ-х и несуществ- ых признаков ПУУД | |
15 | Ты первоклассник Где ты живешь? Что такое дорога (44-45) | 1 | общеметодологической направленности | Твой адрес. Дорога от школы до дома(тротуар, обочина, проезжая часть, мостовая), схемы | ПУУД Учатся строить рассуждения, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
| |
16 | Правила поведения на дорогах (46-49) | 1 | рефлексия | Правила перехода улицы и перекрёстка. Светофор. Дорожные знаки. | Учатся задавать вопросы, использовать знаково-символические средства КУУД | |
17 | Мы и вещи. Ты и вещи (50-53) | 5 1 | открытие нового знания | Знакомство с профессиями (слесарь, портниха, столяр, гончар) | Учатся классифицировать предметы по заданному признаку ПУУД | |
18 | II четверть Урок-игра « Кто самый аккуратный?» | 1 | развивающий контроль | Бережное отношение к вещам, уход за ними, иллюстрации | Учатся рассуждать, устанавливать аналогии ПУУД | |
19 | Кто работает ночью (54-55) | 1 | рефлексия | Знакомство с профессиями | Учатся строить рассуждения, допускать разные точки зрения, обобщать ПУУД, КУУД | |
20 | Правила обращения с бытовыми и газовыми приборами. | 1 | открытие нового знания | Обращение с бытовыми электрическими приборами. Противопожарная безопасность. Экономное отношение к электроэнергии, воде. Труд людей родного города | Учатся строить рассуждения, допускать разные точки зрения, обобщать ПУУД, КУУД | |
21 | Ты и твоё здоровье Что такое здоровье (56) | 8ч 1 | открытие нового знания | Забота о своём здоровье и хорошем настроении, плакаты | Учатся задавать вопросы, рассуждать, делать выводы, формулировать собственное мнение ПУУД, КУУД
| |
22 | Твои помощники – органы чувств (57-58) | 1 | открытие нового знания | Таблицы | Формулировать собственное мнение КУУД | |
23 | Правила гигиены (59-60) | 1 | общеметодологической направленности | Гигиена зубов, ротовой полости, кожи. Охрана зрения, слуха, плакаты | Учатся принимать установленные правила, рассуждать РУУД | |
24 | О режиме дня. О времени и часах (61-62) | 1 | общеметодологической направленности | Режим дня первоклассника, модель часов, рисунки | Принимать учебную задачу П.УУД, | |
25 | Урок в спортивном зале (63-65) | 1 | общеметодологической направленности | Солнце, воздух, вода- факторы закаливания, спортинвентарь | Формулировать собственное мнение К.УУД | |
26 | Родная природа Урок-экскурсия. «Ноябрь – зиме родной брат (66-67) | 1 | открытие нового знания | Сезонные изменения. Ноябрь- «предзимье», «золотая осень»,»середина осени» | П.УУД, к.ууд Учатся устанавливать аналогии, Строить рассуждения в форме простых суждений,задавать вопросы | |
27 | Дикие животные (68-71) | 1 | рефлексия | Сезонная жизнь животных. Бережное отношение к растениям и животным. Звери- млекопитающие. Иллюстрации | Учатся осуществлять генерализацию, т. Е. обобщать, делать выводы, решать проблемные ситуации П.УУД | |
28 | Что мы знаем о птицах (72-76) | 1 | рефлексия | Домашние и дикие птицы. Иллюстрации | Рууд учатся принимать и сохранять учебную задачу, П.УУД строить рассуждение, проводить Сравнение | |
29 | Родная страна Родной край (77-79) | 1 | открытие нового знания | Название города, в котором мы живём. Главная улица. | Кууд задавать вопросы, исполь- зовать речь для регуляции своего действия | |
30 | Дом, в котором ты живешь (80-83) | 1 | открытие нового знания | Достопримечательности родного города и столицы России, иллюстрации, фотографии | Кууд формулировать своё собственное мнение, задавать воп- -росы | |
31 | Зачем люди трудятся? (84-86) Диагностическое обследование. | 1 | рефлексия | Знакомство с профессиями. Уважение к труду людей. | Рууд учатся принимать и сохранять учебную задачу, П.УУД наблюдать, сравнивать | |
32 | Родная природа В декабре, в декабре все деревья в серебре. Экскурсия в природу. Зимний парк. (87) | 1 | открытие нового знания | Сезонные изменения | П.УУД Учатся наблюдать, сравнивать, обобщать Кууд задавать вопросы | |
33 | III четверть Какая бывает вода? (88-89) | 1 | Урок-проект | Значение воды. | Рууд учатся принимать и сохранять учебную задачу, П.УУД наблюдать, сравнивать, характери- зовать свойства воды | |
34 | Ты первоклассник Поговорим о дружбе (90-91). | 1 | общеметодологической направленности | Что такое дружба, рисунки | Рууд учатся принимать и сохранять учебную задачу, ПУУД моделировать и оценивать различные ситуации поведения в школе и обществ-х местах, КУУД выбирать оптимальные формы поведения во взаимоот- ношениях с одноклассниками, друзьями.
| |
35 | Идем в гости (92) | 1 | общеметодологической направленности | Правила поведения в гостях, рисунки, стихи Г. Сапгира | РУУД различать и оценивать формы пове- дения, допустимые и недопустимые в об- щественных местах | |
36 | Урок-игра. «Новогодний театр» (93) | 1 | общеметодологической направленности | Открытки | Рууд учатся принимать и сохранять учебную задачу, КУУД выражать свои мыс- ли в соответствии с поставленными задача- ми. | |
37 | Родная природа Январь – году начало, зиме – середина. Экскурсия в природу (94-96) | 1 | открытие нового знания | Сезонные изменения, стихи о зиме | ПУУД наблюдать сезонные изменения в природе, КУУД формулировать собственное мне- ние | |
38 | Хвойные деревья (97-98) | 1 | открытие нового знания | Особенности хвойных деревьев, гербарий, таблицы | ПУУД учатся наблюдать, сравнивать, рас- суждать | |
39 | Жизнь птиц (99-102) | 1 | открытие нового знания | Насекомоядные, хищные, растительноядные птицы, картинки | ПУУД характеризовать особенности разных видов птиц, группировать их | |
40 | Родная страна Наша страна – Россия (103-107) | 1 | открытие нового знания | Символы России. Москва. Герб, гимн, флаг | ПУУД различать Государственную символи- ку, находить информацию ( в том чис- ле иллюстративную) о достопримечательнос- тях Москвы. | |
41 | Урок-путешествие. «Россия- Родина моя». | 1 | общеметодологической направленности | Красная площадь, Кремль. Карта РФ | Рууд учатся принимать и сохранять учебную задачу, ПУУД находить информа- цию. | |
42 | Богата природа России (108-114) | 1 | открытие нового знания | Тайга, карликовые берёзы. Карта РФ | ПУУД характеризовать условия, необходи- мые для жизни растений | |
43 | Мы – россияне (115-118) | 1 | общеметодологической направленности | Обычаи народов России, фотографии | ПУУД моделировать ситуации общения с людьми разного возраста, национальности, КУУД оценивать ситуации общения | |
44 | Народная сказка (119) | 1 | общеметодологической направленности | Произведения народного творчества: пение, танцы, сказки, игрушки. | ПУУД сравнивать, пересказывать по картинкам, КУУД формулировать собственное мнение | |
45 | Родная природа Февраль – месяц метелей и вьюг (120-121) | 6 1 | открытие нового знания | Сезонные изменения, Иллюстрации | ПУУД наблюдать сезонные изменения в природе, КУУД формулировать собственное мнение | |
46 | Звери. Млекопитающие (122-125) | 1 | открытие нового знания | Насекомоядные, растительноядные, хищные, всеядные | ПУУД характеризовать особенности разных видов животных, группировать их | |
47 | Наш уголок природы (126-129) | 1 | открытие нового знания | таблицы | П.УУД Учатся наблюдать, сравнивать, обобщать,делать выводы. | |
48 | Комнатные растения (130-132) | 1 | рефлексия | Комнатные растения | Рууд учатся принимать и сохранять учебную задачу, ПУУД характеризовать условия, необходимые для жизни растений. | |
49 | Родная страна Мы – граждане России (133-134) | 1 | общеметодологической направленности | Иллюстрации | РУУД учатся принимать и сохранять учебную задачу, КУУД формулировать собственное мнение | |
50 | Наши права и обязанности (135-138) | 1 | открытие нового знания | Права и обязанности | РУУД учатся принимать и сохранять учебную задачу, КУУД формулировать собственное мнение | |
51 | Ты первоклассник О правилах поведения (139-141) | 1 | общеметодологической направленности | Правила приветствия, извинения | Рууд учатся принимать и сохранять учебную задачу, ПУУД моделировать и оценивать различные ситуации поведения в школе и обществ-х местах, КУУД выбирать оптимальные формы поведения во взаимоот- ношениях с одноклассниками, друзьями. | |
52 | Родная страна 8 Марта – праздник всех женщин (142-144) | 1 | общеметодологической направленности | Сувениры, открытки | ПУУД рассказывать о взаимоотношениях в семье, о заботе членов семьи друг о друге, КУУД формулировать собственное мнение | |
53 | Март- капельник (145-150) | 1 | открытие нового знания | Сезонные изменения, стихи о весне | ПУУД наблюдать сезонные изменения в природе, КУУД формулировать собственное мнение | |
54 | IV четверть Ты и здоровье Здоровая пища (151-152) | 1 | открытие нового знания | книги о правильном питании, Режим питания | ПУУД объяснять необходимость соблюдения правил здорового образа жизни, режима питания | |
55 | Если хочешь быть здоров, закаляйся (153-154) | 1 | открытие нового знания | Проветривание помещений. Прогулки, игры на воздухе. | ПУУД объяснять необходимость соблюдения правил здорового образа жизни, закаливания организма | |
56 | Какое бывает настроение (155) | 1 | общеметодологической направленности | РУУД принимать и сохранять учебную задачу, КУУД задавать вопросы | ||
57 | Родная природа Экскурсия на водоём. Апрель – водолей (156-161) | 1 | открытие нового знания | Сезонные изменения. Насекомое | ПУУД наблюдать сезонные изменения в природе, КУУД формулировать собственное мнение | |
58 | Урок-экскурсия. Весенние работы (162-164) | 1 | открытие нового знания | Знакомство с трудом людей весной. | ПУУД наблюдать, сравнивать, делать выводы, КУУД формулировать собственное мнение и позицию. | |
59 | Мы и вещи Кто работает на транспорте (165-167) | 1 | общеметодологической направленности | Машинист, водитель, лётчик, капитан, борт-проводник, кондуктор, иллюстрации | ПУУД работать с информацией (иллюстратив- ной в учебнике), рассуждать | |
60 | Родная страна День космонавтики (168-169) | 1 | открытие нового знания | Космос, космонавт, фотографии | ПУУД находить необходимую информацию (извлекать) из учебника и обсуждать полученные сведения , работать с иллюстративным материалом | |
61 | Родная природа Урок-экскурсия. «Весна пришла». | 1 1 | открытие нового знания | Рисунки | ПУУД наблюдать сезонные изменения в природе, КУУД формулировать собственное мнение | |
62 | Май весну завершает, лето начинает… (170-172) | развивающий контроль | Гербарий | ПУУД наблюдать, сравнивать | ||
63 | Жизнь земноводных весной 173-174) | 1 | открытие нового знания | Земноводные. Таблицы | ПУУД характеризовать особенности разных видов животных, | |
64 | Животное – живое существо (175-180) | 1 | развивающий контроль | схема | ПУУД устанавливать причинно-следствен- ные связи в изучаемом круге явлений, строить рассуждения | |
65 | Скоро лето (181) Диагностическое обследование. | 1 | развивающий контроль | Иллюстрации, листья деревьев | ПУУД наблюдать, сравнивать, делать выводы, осуществлять поиск необходимой информации | |
66 | Родная страна Урок-викторина. «Ты – пешеход» (182-184) | 1 | развивающий контроль | Дорожные знаки. Правила поведения на улице | ПУУД моделировать безопасный путь от дома до школы с помощью условных обозначений, КУУД задавать вопросы |
Результаты изучения учебного предмета.
Личностными результатами изучения курса « Окружающий мир» являются:
- осознание себя членом общества и государства, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её природе, культуре, истории, народам и желании участвовать в её делах и событиях;
- осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств, культура поведения и взаимоотношений с окружающими;
- установка на безопасный здоровый образ жизни; ежедневную культуру и закаливание;
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:
- способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;
- способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
- осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа ( класс, школа, семья, учреждение культуры);
- способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Предметными результатами изучения предмета «Окружающий мир» являются:
- усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);
- умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества.
Учебно-методический комплект:
1.Учебник: Н.Ф. Виноградова Окружающий мир: 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений - М.: Вентана – Граф, 2011.
2. Рабочие тетради: Н.Ф. Виноградова Учимся думать и фантазировать для учащихся общеобразовательных учреждений - М. : Вентана – Граф, 2012.
3. 1класс. Окружающий мир. Электронный образовательный ресурс к учебнику для 1 класса.
Список литературы.
- Виноградова Н.Ф.. Начальная школа ХХI века. Концептуальные основы построения учебно-методического комплекта1-4 классов.- М. Вентана-Граф, 2007.
- Днепров Э.Д., АркадьевА.Г.. Сборник нормативных документов. Начальная школа. - М., Дрофа,2008.
- Сборник программ к учебно-методическому комплекту «Начальная школа ХХI века». – М., Вентана-Граф, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по окружающему миру по ФГОС
рабочая программа по окружающему миру по ФГОС...
рабочая программа по окружающему миру по ФГОС 1 класс (Школа России)
Пояснительная записка, календарно-тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру по ФГОС 1 класс
Рабочая программа по окружающему миру...
Рабочая программа по окружающему миру ПНШ ФГОС 1-4 класс
Программа состоит из пояснительной записки, матрицы содержания и тематического планирования на 4 года обучения...
Рабочая программа по окружающему миру по ФГОС 1 класс
Рабочая программа по окружающему миру по ФГОС 1 класс...
Рабочая программа по окружающему миру по ФГОС 2 класс
Рабочая программа ориентирована на использование учебника (учебно - методического комплекса): Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С Окружающий мир. 2 класс. («Н...