Конспект урока окружающего мира для 3 класса по программе "Школа России" по теме "О молниях, змеях, собаках и прочем".
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Сорокина Ксения Владимировна

Урок построен в форме исследования, что поможет детям, самостоятельно изучив материал его лучше усвоить. Работа в группах даёт детям возможность высказывать своёмнение. доказывать свою правоту, формирует партнёрские отношения в классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока окружающего мира для 3 класса по теме «О молниях, змеях, собаках и прочем». («Школа России»).

Автор: Сорокина Ксения Владимировна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ №2090 г.Москвы.

Тема урока: О молниях, змеях, собаках и прочем.

Цели урока: организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о природных опасностях, о правилах безопасности, которые необходимо соблюдать во время грозы, при общении с животными.

Задачи:

1. Создать условия для усвоения обучающимися знаний о природных опасностях, о правилах безопасности, которые нужно соблюдать в экстремальных ситуациях в природе; формирования умений определять опасные грибы, ягоды и растения.

2.Содействовать развитию познавательной активности учащихся, связной речи; способности к поиску, к творческой переработке информации; умения делать сравнение, обобщение, выводы; умения работать и взаимодействовать в группе одноклассников.

3. Создать условия для воспитания бережного отношения к природе.

Тип учебного занятия: изучение нового материала с первичным закреплением.

Формы организации учебно-познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Ожидаемый результат:

  • учащиеся должны знать: правила поведения в природе в опасных ситуациях; признаки ядовитых и опасных растений, грибов и ягод; правила общения с животными.
  • учащиеся должны уметь: определять уровень складывающейся опасности; работать в группе.

Дидактический материал и оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, презентация для учителя; тематическая подборка фотографий съедобных и несъедобных грибов; карточки-таблицы для работы каждой кафедры, учебник А.А.Плешаков «Окружающий мир» 3 класс.  

Ход урока

   1.Организационный момент

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок,

Постарайтесь всё узнать,

Много нового узнать!

 2.Введение в тему урока.

2.1. Актуализация опорных знаний.

      Учитель: Что объединяет эти предметы? В какое время года нужно опасаться солнца? Что вы знаете о ядовитых грибах и ягодах? Как уберечь себя от укусов насекомых? (слайд 2)

 2.2.Введение в тему.

     Учитель: Наш сегодняшний урок пройдёт в форме конференции. Кто из вас может объяснить значение этого слова? (слайд 3).

(Конференция – собрание, совещание с целью обсуждения каких-либо вопросов, проблем.)

     Учитель: На нашей конференции вы, ребята, будете выступать в роли учёных. Обсуждать мы с вами будем взаимодействие человека с природой, будем учиться защищаться от природы. Да! Да! Я не оговорилась!

     Учитель: Мы часто говорим, что природу надо охранять и заботиться о ней, и это, безусловно, правильно. Но иногда людям приходится защищаться и от природы, так как она становится порой опасной. Об опасных ситуациях природного характера и пойдёт сегодня речь.

    3.Работа по теме урока.

    Учитель: Итак. Не будем терять время и начнём нашу работу. Хочу представить рабочие группы, участвующие в нашей научной конференции: «Метеорологи», «Ботаники», «Микологи», «Зоологи» (слайд 4).

Кафедра метеорологов.

Самостоятельная работа учащихся группы по заданиям таблицы.

Источник информации        Цель        Результат

(+/–)

с.  23 -24 учебника

карточка с загадкой

карточка-помогайка с информацией о грозе                                                                    Найдите ответы на вопросы и подготовьте краткое сообщение.

1.        Что такое метеорология?

2.         Что такое гром?

3.         Что такое молния?

4.         Какие правила поведения нужно соблюдать во время грозы?        

   Ученик 1: Мы, метеорологи, занимаемся изучением погодных явлений. И поверьте мне, многие из этих явлений могут быть очень опасными для здоровья и жизни человека  (слайд 5).

  Ученик 2: Отгадайте, о каких погодных явлениях сегодня пойдёт речь (слайд 6)

Меня никто не видит, но всякий слышит.

А спутницу мою всякий может видеть,

Но никто не слышит.

 Ученик 3: Гроза – это бурное ненастье с дождём, громом и молниями. Многие люди испуганно вздрагивают, заслышав раскаты грома. О, опасаться его нет ни малейших оснований, так как это только звук, а вот молнию следует бояться. Ведь молния – это мощный электрический разряд. Гроза относится к одним из самых опасных для человека природных явлений. По количеству зарегистрированных смертных случаев только наводнения приводят к большим людским потерям (слайд 7).

Ученик 4: Во время грозы нужно соблюдать ряд правил поведения (слайд 8):

       - нельзя прятаться под высоким деревом;

       - нельзя купаться в водоёмах во время грозы;

       - нельзя стоять возле металлических предметов и укрываться ими от дождя (ведром, тазом и т. д.);

       - нельзя пользоваться мобильным телефоном.

Кафедра микологов.

Источник информации        Цель        Результат

(+/–)

с.  24 - 26 учебника

карточки с изображением разных грибов

карточка с информацией о микологии                                                                            Найдите ответы на вопросы и подготовьте краткое сообщение.

1.Что такое микология?

2.Почему некоторые грибы люди называют несъедобными?

3.Для кого несъедобные грибы являются пищей и лекарством?

4. Какие правила поведения нужно соблюдать, собирая грибы?        

Ученик 1: Мы – микологи. Эта наука является частью ботаники. Главная задача нашей кафедры познакомить вас с разными видами грибов, их особенностями (слайд 9).

Ученик 2: Разделите грибы на две группы (карточки с изображением грибов и слайд10).

Ученик 3: Верно, грибы бывают съедобные и несъедобные для человека. В плодовых телах некоторых грибов содержатся токсины – ядовитые вещества, вызывающие отравление у человека. Но некоторыми ядовитыми грибами питаются животные: олени, лоси, белки, сороки, некоторые насекомые. Так, мухомор, например, служит лекарством для лосей (слайд 11).

Ученик 4: Среди ядовитых грибов самой опасной является бледная поганка. Если мухоморы вызывают только отравление, то бледная поганка смертельно ядовита. Чаще всего у неё белая или зеленоватая шляпка и белая ножка.

Ученик 5: Особенно коварны грибы-двойники: желчный гриб, ложные опята, ложные лисички. Поэтому в лесу можно собирать хорошо знакомые грибы. Если гриб вызывает сомнение, лучше его не трогать (слайд 12).

Кафедра ботаников.

Источник информации        Цель        Результат

(+/–)

с.  26 учебника

карточка с информацией о ботанике                                                                            Найдите ответы на вопросы и подготовьте краткое сообщение.

1.Что изучает ботаника?

2.Чем опасны ядовитые растения?

3.Как люди используют ядовитые растения?

4. Какие правила поведения нужно лесу?        

Учитель: Для чего на Земле нужны растения? Все ли растения приносят пользу людям? Вот о таких опасных растениях расскажут представители кафедры ботаников.

Ученик 1: Ботаника – это наука, изучающая разнообразие растений на земле, их роль в жизни людей (слайд 13).

Ученик 2: Ландыш – нежный весенний цветок, с белыми ароматными бубенчиками. Но на месте бубенчиков после цветения появляются красно-оранжевые ягоды. Они очень ядовиты. Могут вызвать тяжелейшее отравление. А вот корень ландыша используют для изготовления лекарств и парфюмерии (слайд 14).

Ученик 3: В начале лета в лесу можно видеть растение с маленькими жёлтыми цветочками и резными листьями – это лютик. Название этого цветка произошло от слова «лютый» - злой, жестокий. Это связано с тем, что растение ядовито. Если вы сорвёте этот цветок, то на руках может остаться едкий сок. Потерев глаза, возникает жжение, резь. Может даже возникнуть временная потеря зрения. Поэтому в народе этот цветок прозвали куриная слепота (слайд 15).

Ученик 4: Вороний глаз – растение получило своё название потому, что его чёрная ягода напоминает глаз вороны. Это растение ядовито. Никогда не берите его ягоду в рот! (слайд 16).

Учитель: Вы послушали сообщения представителей кафедр микологии и ботаники. Ваша задача разделить составленные представителями этих кафедр правила поведения на две группы: как собирать грибы и как обращаться с растениями (слайд 17).

- Никогда не трогай руками и не бери в рот части растений, если хоть немного сомневаешься в том, что они съедобны.

- Никогда не собирай грибы, в съедобности которых хотя бы немного сомневаешься.

- Не собирай грибы в парках, вблизи автомобильных дорог и железнодорожных путей.

 Кафедра зоологов.

Источник информации        Цель        Результат

(+/–)

с.  26 - 27 учебника

карточка с информацией об опасных животных                                                          Найдите ответы на вопросы и подготовьте краткое сообщение.

1.Что изучает зоология?

2.Каких животных людям следует опасаться?

3.Как люди должны себя вести находясь на природе, чтобы обезопасить себя?

4. Какие правила нужно выполнять при укусе змеи?        

Ученик 1: Зоология – это наука, которая изучает живые организмы, их развитие, особенности различных видов (слайд18).

Ученик 2: Люди должны помнить ряд правил при общении с домашними  животными:

- не гладить незнакомых животных;

- не навязываться животному в друзья;

- не толкать и не нападать на хозяина животного даже в шутку;

- не трогать животных, если они едят или кого-то охраняют;

- не убегать на улице от собак и кошек (слайд 19).

Ученик 3: Но кроме домашних животных человек часто сталкивается с другими представителями животного мира. Мы предлагаем вам самостоятельно составить правила поведения человека после укуса змеи. Для этого нужно прочитать статью учебника на с.26 – 27.

- Обеспечить полный покой;

- Продезинфицировать ранку йодом или спиртом;

- Отсасывать яд, не глотая, первые 15-20 минут;

- Дать тёплое питьё и обратиться в лечебное учреждение (слайд 20).  

4.Подведение итогов.

Учитель: Что нового вы узнали об опасностях природного характера?

Учитель: Чему вы сегодня учились на уроке?

Учитель: Понравилось ли Вам работать в группах?

Учитель: Что понравилось в ходе работы каждой кафедры?

Учитель: С какими затруднениями столкнулись на уроке?

Используемая литература:

1.         Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Учеб. для 3 кл. нач. шк. В 3 ч.   – М.: Просвещение, 2011

2.        Плешаков А.А. Атлас- определитель – М.: Просвещение, 2010

3.         Дмитриева О.И. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»; 3 класс. – М.: ВАКО, 2007. – С. 213 – 216.

4.         Я познаю мир: Детская энциклопедия: Животные /Сост. П.Р. Ляхов; Под общ. ред. О.Г. Хинн. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997.

5.         Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения /Авт.-сост. В.А. Маркин; Под общ. ред. О.Г. Хинн. – М.: АСТ, 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

автор Семёнова Т.Е. Конспект урока окружающего мира 4 класс "БАНК ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ"

Урок в незнакомом классе областного конкурса "Учитель  2008 года" Волгоградской области, получивший самый высокий балл. Урок предлагает ввести учащихся в новую для них науку ЭКОНОМИКУ. В системе ...

Конспект урока окружающего мира, 3 класс (программа Л. В. Занкова) Ордынское нашествие.

Познакомить детей с ордынским нашествием как одним из главных исторических событий в жизни России, которое оказало огромное влияние на дальнейшее развитие России....

Конспект урока окружающего мира 3 класс (Школа России)

Конспект урока окружающего мира по теме "Многообразие животных" + презентация...

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Конспект урока окружающего мира 2 класс. Тема урока: «Какие бывают растения?»

План-конспект окружающего мира по теме "Какие бывают растения?"...

Конспект урока окружающего мира 3 класс, «По знаменитым местам мира», УМК «Школа России»

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема: «По знаменитым местам мира»Цели деятельности учителя: знакомство с культурой мира, с его достопримечательностями, формирование умения находить и ориент...