Календарно-тематическое планирование уроков окружающего мира в 4 классе ( Плешаков, УМК "Школа России) ФГОС
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Собственно календарно-тематическое планирование
№ урока | Дата | Тема урока | Характеристика деятельности учащихся | Кол-во часов | Примечание |
Раздел 1. «Земля и человечество» (9 часов) | |||||
1 | Мир глазами астронома. (Проф.: астроном) | Знать название нашей планеты, планет Солнечной системы. Понимать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательного интереса о нашей планете Уметь работать с готовыми моделями (глобусом и картой), создавать несложные | Схема (модель) Солнечной системы, иллюстрации с изображением звезд, солнца | ||
2 | Планеты Солнечной системы. Практическая работа « Причина смены дня и ночи» |
| Фотографии планет. | ||
3 | Звёздное небо - Великая книга Природы. Практическая работа «Знакомство с картой звёздного неба». |
| Картинки «Звезды и созвездия» | ||
4 | Мир глазами географа. Практическая работа «Поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и карте». (Проф.: географ) | Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря |
| Глобус, карта | |
5 | Мир глазами историка. Практическая работа «Знакомство с историческими картами». (Проф.: историк, политик) | Составлять рассказы о мире с точки зрения историка. Характеризовать роль исторических источников для понимания событий прошлого. |
| Терминологичес-кий словарик.. | |
6 | Когда и где? История – путешествие вдаль времен. «Лента времени».
| Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества, использовать ленту времени |
| Лента времени. Историческая карта, римские цифры | |
7 | Прошлое и настоящее глазами эколога. (Проф.: эколог) | Плакаты – схемы «Загрязнение океана», «вырубка лесов» | |||
8-9 | Сокровища земли под охраной человечества. Всемирное природное и культурное наследие. Международная Красная книга. | Знать правила поведения человека, памятники истории и культуры. Уметь использовать знания для оценки воздействия человека на природу. | Иллюстрации с изображением достопримечательностей Всемирного наследия. Фотографии растений и животных, занесенных в Красную книгу. | ||
Раздел 2 «Природа России» (10 часов) | |||||
10 | Равнины и горы России. | Знать понятия «равнины», «горы». Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий) |
|
| |
11 | Моря, озёра и реки России. Практическая работа «Поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов». | Знать виды водоемов. Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий) | Физическая карта, иллюстрации с изображением изучаемых объектов | ||
12 | Природные зоны России. Карта природных зон. | Работать в паре: знакомиться с картой природных зон России, сравнивать её с физической картой России, определять природные зоны, высказывать предположения о причинах их смены, осуществлять самопроверку. |
| ||
13 | Зона арктических пустынь. Живые организмы зоны арктических пустынь. Экологические проблемы. | Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных арктических пустынь. | Карта природных зон, плакат «Зона арктических пустынь» | ||
14 | Тундра. Природные особенности тундры, живые организмы, экологические связи. Практическая работа «Показ изучаемых объектов на карте природных зон России». | Знать общие условия, необходимые Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных тундры |
| Карта природных зон, плакат «Зона тундры» | |
15 | Леса России. Растительный и животный мир лесных зон. Экологические связи в лесах. | Знать общие условия, необходимые Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных леса |
|
| |
16 | Лес и человек. Заповедники и национальные парки лесных зон. | Понимать основные правила поведения Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2–3 представителя из изученных), раскрывать особенности их внешнего вида и жизни | Карта природных зон, плакат «Зона лесов» | ||
17 | Зона степей. Заповедники степной зоны. Экологические проблемы. | Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных степей |
| Карта природных зон, плакат «Зона степей» | |
18 | Пустыни. Практическая работа «Рассматривание гербарных экземпляров растений и выявление признаков их приспособленности к условиям жизни». | Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных пустыни |
| Карта природных зон, плакат «Зона пустынь» | |
19 | У Черного моря. Зона субтропиков, её природные особенности. Национальный парк «Сочинский», дендрарий. Экологическое равновесие. | Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных Черноморского побережья. Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов, знать и выполнять правила поведения в природе. | Карта природных зон, плакат «Черноморское побережье Кавказа » Таблицы «Экологическая пирамида» | ||
Раздел 3 «Родной край – часть большой страны» (15 часов) | |||||
20 | Наш край. Характеристика родного края. Практическая работа «Знакомство с картой края». (Проф.: краевед) | Уметь показывать на карте родной край, выполнять основные правила поведения в окружающей среде |
| Фотографии с изображением природы родного края | |
21 | Поверхность нашего края. Овраги. Балки. Охрана поверхности края. | Уметь показывать на карте, глобусе горы, равнины, реки, различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы |
| Физическая карта | |
22 | Водные богатства нашего края. Водные объекты своего региона, их значение для жизни края. | Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о подземных богатствах
|
| Глобус, физическая карта | |
23 | Наши подземные богатства, их охрана. Практическая работа «Рассматривание образцов полезных ископаемых, определение их свойств». | Коллекция полезных ископаемых | |||
24 | Земля – кормилица. Разнообразие почв России, типы почв. Почвы родного края. | Знать понятие «почва», состав воды и почв. Уметь определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры); различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы | Образцы почв, плакат « Типы почв» | ||
25 | Жизнь леса. Лес – природное сообщество. Практическая работа «Знакомство с растениями и животными леса, и их распознавание с помощью атласа- определителя». (Проф.: лесничий) | Знать основные правила поведения в окружающей среде. Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, о жизни леса, луга и пресного водоема, приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2–3 представителя из изученных), леса, луга и пресного водоема, раскрывать особенности их внешнего вида и жизни, различать части растения, отображать их в рисунке (схеме).
|
| Плакат «Смешанный лес» | |
26 | Жизнь луга. Луг – природное сообщество. Практическая работа «Знакомство с растениями и животными луга с помощью атласа- определителя». |
| Плакат « Луг», гербарий | ||
27 | Жизнь в пресных водоёмах. Растения и животные пресного водоёма. |
| Плакат «Пресный водоем» | ||
28-30 | Экскурсии в природные сообщества родного края. |
| |||
31 | Растениеводство в нашем крае, его отрасли. Незаметные защитники урожая. Практическая работа «Знакомство с культурными растениями края». (Проф.: растениевод).
| Знать отрасли растениеводства в родном крае. Уметь выполнять правила ухода за культурными растениями Уметь устанавливать взаимосвязи в природе, ухаживать за культурными растениями |
| Гербарий полевых культур, муляжи овощей и фруктов Фотографии насекомых | |
32 | Животноводство в нашем крае, его отрасли. (Проф.: животновод) | Знать отрасли животноводства в родном крае. Уметь ухаживать за домашними животными | Иллюстрации животных | ||
33 | Проверим себя и оценим свои достижения. | Выполнять тесты с выбором ответа. Оценивать правильность\ неправильность этих ответов. Адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами. |
| ||
34 | Обобщение по разделу «Родной | Знать природные сообщества родного края. Уметь выполнять правила поведения в природе. Выступать с сообщением в классе, оценивать свои достижения по выполнению проекта. |
| ||
Раздел 4 «Страницы Всемирной истории» (5 часов) | |||||
35 | Начало истории человечества. История первобытного общества. Первобытное искусство. | Знать, что изучает наука «история». Уметь использовать ленту времени | Лента времени, историческая карта | ||
36 | Мир древности: далекий и близкий. Культура, религия, археологические находки. | Знать историю древнего мира. Уметь использовать ленту времени | Иллюстрации с изображением др. Египта, Греции, Рима | ||
37 | Средние века: время рыцарей и замков. Возникновение городов, появление мировых религий. Изобретение книгопечатания. | Знать историю Средних веков | Иллюстрации с изображением доспехов рыцарей | ||
38 | Новое время: встреча Европы и Америки. Великие географические открытия. Развитие техники. | Знать выдающихся людей Нового времени. Уметь работать с географической картой. | Фотографии с изображением художников, путешественников, писателей | ||
39 | Новейшее время: история продолжается сегодня. Первая и Вторая мировые войны. (Проф.: учёный) | Знать выдающихся людей новейшего времени. |
| Фотографии знаменитых людей XX века | |
Раздел 5 «Страницы истории России» (20 часов) | |||||
40 | Жизнь древних славян. Союзы племен. | Знать название нашей родной страны и ее столицы, историю Древней Руси. Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России, описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества. | Иллюстрации с изображением богов древних славян, одежды, предметов обихода | ||
41 | Во времена Древней Руси. Крещение Древней Руси. | Иллюстрации по теме «Крещение Руси», фотографии русских князей | |||
42 | Страна городов. Устройство древнерусского города. Основание Москвы. | Иллюстрации с изображением Древнего Новгорода, Киева | |||
43 | Из книжной сокровищницы Древней Руси. Создатели славянской письменности. Рукописные книги. | Знать музеи России. Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества. | Иллюстрации глиняных табличек, берестеных грамот, свитков | ||
44 | Трудные времена на Русской земле. Феодальная раздробленность. Монгольское иго. Александр Невский. | Знать историю Древней Руси, выдающихся людей, патриотов. Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России, описывать события Куликовской | Картина « Битва на Неве» | ||
45 | Русь расправляет крылья. Князь московский Иван Калита – собиратель русских земель. Сергий Радонежский. | Картина «Москва при Иване Калите» | |||
46 | Куликовская битва. Поход Мамая на Русь. |
| Картина «К полю Куликову» | ||
47 | Иван III. Образование единого Русского государства. Начало освоения Сибири. | Знать реформы Ивана Третьего. Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества | Картина «Москва при Иване III», «Иван Грозный убивает своего сына» | ||
48 | Мастера печатных дел. Начало книгопечатания в России. | Знать историю книгопечатания на Руси, патриотов России, реформы Петра Великого. Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родной стране. | Иллюстрации по теме «Первые печатные станки», «Памятник Ивану Федорову в Москве» | ||
49 | Патриоты России. Смута. Польская интервенция. Освобождение Москвы. Избрание на царство Михаила Романова. | Иллюстрации по теме «Памятник Минину и Пожарскому», «Народное шествие» | |||
50 | Петр Великий – первый российский император. Реформы Петра. Основание Петербурга. Создание русского флота. | Иллюстрации по теме «Град при Петре I», портрет Петра Великого | |||
51 | Михаил Васильевич Ломоносов. Основание Московского университета. | Знать историю развития образования на Руси. | Фотография памятника Ломоносову в Петербурге, фотография ученого | ||
52 | Екатерина Великая – продолжательница реформ Петра Великого. Развитие просвещения. | Знать реформы Екатерины Великой. | Портрет Екатерины II и ее помощников, картина « Взятие Измаила» | ||
53 | Отечественная война 1812 года. Победа над Наполеоном. Практическая работа «Найти и показать на карте изучаемые объекты». | Знать значение и полководцев Отечественной войны 1812 года. Уметь работать с исторической картой. |
| Портреты Кутузова, Наполеона, картина «Бородинское сражение» | |
54 | Страницы истории XIX века. Освобождение крестьян от крепостной зависимости. Технические достижения. Открытие Политехнического музея. | Знать историю России XIX века. Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России. | Портреты царей | ||
55 | Россия вступает в ХХ век. Последний император России. Гражданская война. | Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов о родной стране, описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества. |
| Историческая карта | |
56 | Страницы истории 1920-1930-х годов. Борьба с неграмотностью. Изменения в жизни города и деревни. | Знать страницы истории России в 1920– 1930-х годах. Уметь описывать исторические события в начале XX века в России. | Историческая карта | ||
57-58 | Великая война и великая Победа. Начало войны. Города-герои, города воинской славы. Цена Победы. | Знать значение победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг., героев ВОВ; первого космонавта, выдающихся людей. | Фотографии ВОВ | ||
59 | Страна, открывшая путь в космос. Перестройка. Распад СССР. | Предметные картинки о космосе | |||
Раздел 6 «Современная Россия» (9 часов) | |||||
60 | Основной закон России и права человека. Конвенция о правах ребенка.
| Знать Основной закон России. Уметь использовать знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации. | Статьи из конституции РФ
| ||
61 | Мы – граждане России. Понятие о гражданстве. Права и обязанности гражданина России. | Знать Основной закон России и права человека, название нашей Уметь описывать традиции, обычаи, народов, населяющих Россию | Предметные картинки | ||
62 | Славные символы России. Их значение в жизни государства и общества. | Знать государственную символику России. Уметь описывать историю создания гимна, | Иллюстрации с изображение флага, герба России | ||
63 | Такие разные праздники. Праздники в жизни человека, семьи, страны. | Знать государственные праздники. Уметь описывать государственные праздники, традиции народов России | |||
64-66 | Путешествие по России. Народы России, особенности их традиционной культуры.
| Знать города России, правила работы с географической картой. Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России (родной город, столицу, 1–2 города), использовать знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране. | Слайды с изображением достопримечательностей
| ||
67 | Проверим себя и оценим свои достижения. | Выполнять тесты с выбором ответа. Оценивать правильность\ неправильность этих ответов. Адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами. | |||
68 | Презентация проектов. | Знать природные сообщества родного края. Уметь выполнять правила поведения в природе. Выступать с сообщением в классе, оценивать свои достижения по выполнению проекта. |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
календарно -тематическое планирование по окружающему миру 1 класс УМК "Школа России" учебник А.А.Плешаков
Планирование составлено на 2011-2012 уч год с учетом требований ФГОС...
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру. 3 класс. Плешаков А.А.
Планирование рассчитано на 2 часа в неделю. ФГОС. УМК "Школа России"...
Календарно - тематическое планирование по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России" по ФГОС
Представлена разработка календарно - тематического планирования по окружающему миру....
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс (УМК "Школа России") ФГОС
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс (УМК "Школа России") ФГОС рассчитано на 1 час в неделю, 34 часа в год....
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков "Окружающего мира", 3 класс. Плешаков А.А.
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с требованиями ФГОС и на основе авторской программы Плешакова А.А....
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков "Окружающего мира", 4 класс. Плешаков А.А
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с ФГОС и авторской программой Плешакова А.А....
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 1 класс Плешаков.
Календарно-тематическое планирование....