Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» 4 класс (68 часов)
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Программа рассчитана на 2 часа в неделю и составляет 68 часов в год:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzh.mir_._s_r.k.doc | 279.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Трахова З.А
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Программа рассчитана на 2 часа в неделю и составляет 68 часов в год:
1 четверть — 16 часов;
2 четверть — 16 часов;
3 четверть — 20 часов;
4 четверть — 16 часов.
Логика изложения и содержания авторской программы полностью соответствует ФГОС НОО второго поколения, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основной образовательной программы, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.
Опираясь на особенности обучающихся 4 класса (большинство детей гуманитарной направленности), дополнительные часы отданы на развитие речи учащихся класса.
Структура документа
Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса, тематическое планирование с указанием количества контрольных работ, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки обучающихся, нормы и критерии оценивания, перечень учебно-методического обеспечения, приложение. Данная программа конкретизирует содержание предметных тем, дает распределение учебных часов по темам, последовательность изучения материала с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, межпредметных и внутрипредметных связей.
Рабочая программа призвана сохранить ведущую идею курса «Мир вокруг нас» – формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого и направлено на достижение целей:
- формирование у ребёнка современной экологически ориентированной картины мира;
- развитие чувства сопричастности к жизни природы и общества;
- воспитание личностных качеств культурного человека – доброты, терпимости, ответственности.
Цель рабочей программы - рациональное распределение часов учебного материала, ориентированного на: воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.
Трахова З.А.
Задачи, решаемые при реализации рабочей программы:
- развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
- освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе и обществе;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры; патриотических чувств;
- формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье;
- осуществление подготовки к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин в основной школе.
- создание условий для формирования и развития у школьников:
- творческих способностей и интереса к выполнению заданий;
- умения самостоятельно приобретать и примерять знания на практике;
- коммуникативных навыков, которые способствуют развитию умений работать в парах, группах;
- общеучебных умений и навыков (развитие логического мышления, обучение умению самостоятельно пополнять знания, работа с книгой, со справочной литературой)
Общая характеристика учебного предмета
В процессе изучения курса «Окружающий мир» обучающиеся овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края.
Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей - умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.
Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях дает ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти свое место в ближайшем окружении, попытаться прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем свое личное и социальное благополучие.
Формы организации работы при изучении курса «Мир вокруг нас» разнообразны: уроки в классе и в природе, экскурсии, полевые практикумы, домашние работы. Разнообразны также методы, приемы и средства обучения. Так, значительная роль отводится наблюдениям в природе, практическим работам, демонстрации опытов, наглядных пособий.
В основе построения программы лежат принципы единства, преемственности, вариативности, выделения понятийного ядра,
Трахова З.А.
деятельностного подхода, системности.
Основные содержательные линии.
Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир», определенные ФГОС НШ, представлены в учебниках двумя содержательными блоками «Человек и природа», «Человек и общество» (содержание блока «Правила безопасной жизни» раскрывается в учебниках по мере изучения двух первых).
Ценностные ориентиры изучения курса
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
В результате реализации данной программы у детей формируются общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Познавательная деятельность: устное описание объекта наблюдения, соотнесение результатов с целью наблюдения, опыта ( ответ на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели?» ), анализ результатов сравнения ( ответ на вопросы «Чем похожи?», «Чем не похожи?» ), объединение предметов по общему признаку ( что лишнее, кто лишний, такие же, как…, такой же , как…), работа с простейшими готовыми предметами, умение решать творческие задачи, разыгрывать воображаемые ситуации.
Речевая деятельность и работа с информацией: работа с учебными текстами, доступными для восприятия младшими школьниками, правильное и осознанное чтение вслух (с соблюдением необходимой интонации, пауз) и про себя, построение монологического высказывания (по предложенной теме и заданному вопросу ), участие в диалоге ( построение ответа ), использование простейших логических выражений типа: «и/или…», «если, то…», овладение первоначальными умениями передачи, поиска, хранения информации, использование компьютера.
Организация деятельности: выполнение инструкций, точное следование образцу, определение способов контроля и оценки деятельности (ответ на вопросы «Такой ли получен результат?»), нахождение ошибок в работе и их исправление, учебное сотрудничество: умение договариваться, распределять работу.
Трахова З.А.
Программа строится по годам обучения в соответствии с принципами природосообразности, поэтапности, непрерывности, с психолого-педагогическими особенностями обучения младших школьников. Формируемые языковые понятия соответствуют научным представлениям и в дальнейшем не требуют переучивания, а нуждаются лишь в углублении и более широкой конкретизации.
Практическая часть
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета по окружающему миру.
В соответствии со Стандартом основным объектом системы оценки, её содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.
Система оценки призвана способствовать поддержанию единства всей системы образования, обеспечению преемственности в системе непрерывного образования. Её основными функциями являются ориентация образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и обеспечение эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять управление образовательным процессом.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.
В соответствии с Требованиями Стандарта предоставление и использование персонифицированной информации возможно только в рамках процедур итоговой оценки обучающихся. Во всех иных процедурах допустимо предоставление и использование исключительно неперсонифицированной (анонимной) информации о достигаемых обучающимися образовательных результатах.
Система оценки предусматривает уровневый подход к представлению планируемых результатов и инструментарию для оценки их достижения. Согласно этому подходу за точку отсчёта принимается не «идеальный образец», отсчитывая от которого «методом вычитания» и фиксируя допущенные ошибки и недочёты, формируется сегодня оценка ученика, а необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся опорный уровень образовательных достижений. Достижение этого опорного уровня интерпретируется как безусловный учебный успех ребёнка, как исполнение им требований Стандарта. А оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. Это позволяет поощрять продвижения учащихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития.
В процессе оценки используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.).
Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основные блока:
·самоопределение
·смыслоообразование
·моральноэтическая ориентация
Оценка этих результатов образовательной деятельности осуществляется в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований.
Трахова З.А
Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающегося регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью.
Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг умения учиться, т.·е. той совокупности способов действий, которая, собственно, и обеспечивает способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Например, в итоговые проверочные работы по предметам или в комплексные работы на межпредметной основе целесообразно выносить оценку (прямую или опосредованную) сформированности большинства познавательных учебных действий и навыков работы с информацией, а также опосредованную оценку сформированности ряда коммуникативных и регулятивных действий.
На ступени начального общего образования особое значение для продолжения образования имеет усвоение учащимися опорной системы знаний по русскому языку, родному языку и математике.
При оценке предметных результатов основную ценность представляет не само по себе освоение системы опорных знаний и способность воспроизводить их в стандартных учебных ситуациях, а способность использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. Иными словами, объектом оценки предметных результатов являются действия, выполняемые обучающимися, с предметным содержанием.
Поэтому объектом оценки предметных результатов служит в полном соответствии с требованиями Стандарта способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи с использованием средств, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе на основе метапредметных действий.
Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе на конец года:
Личностные
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его ограниченном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формированиеличностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания, сопереживания чувствам других;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Трахова З.А
Метапредметными результатами изучения учебно-методического курса «Окружающий мир» являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Работа с текстом : осознанное чтение текста с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использование информации; достаточно полно и доказательно строить устное высказывание; описывать объекты наблюдения, выделять в них существенные признаки;
устанавливать последовательность основных исторических событий в России в изучаемый период; оформлять результаты исследовательской работы; составлять план текста и небольшое письменное высказывание; формулировать выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод; приобретение первичного опыта критического отношения к получаемой информации, сопоставление её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом; делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Трахова З.А
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Формирование ИКТ-компетентности обучающихся
Учатся оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники её получения; критически относиться к информации и к выбору источника информации.
Учатся создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять их;
Учатся ·готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации;
Предметные:
- понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
- уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
- осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); навыки установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире.
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу и содержат три компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Обучающиеся должны знать:
- Земля — планета Солнечной системы, причины смены дня и ночи и времен года;
- способы изображения Земли, ее поверхности: глобус, географическая карта;
- что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведется счет лет в истории; особенности исторической карты;
- некоторые современные экологические проблемы;
природные зоны России;
- особенности природы своего края: формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества;
- исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время;
- важнейшие события и великих людей отечественной истории;
Трахова З.А
- государственную символику и государственные праздники современной России; что такое Конституция; основные права ребенка.
Обучающиеся должны уметь:
- распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать важнейшие полезные ископаемые своего края, растения и животных, характерных для леса, луга, пресного водоема, основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных своего края;
-проводить наблюдения природных тел и явлений;
-в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости; определять возможные причины: отрицательных изменений в природе; предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу; определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения;
-приводить примеры животных Красной книги России и международной Красной книги;
-соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий;
-приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории;
-приводить примеры народов России;
-самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведческого и обществоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа;
-применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации;
-владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты.
Содержание учебного материала
Земля и человечество (10 ч)
Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля — планета Солнечной системы. Луна — естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо — великая «книга» природы.
Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.
Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.
Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды — задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.
Практические работы: знакомство с картой звездного неба; поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте; знакомство с историческими картами.
Природа России (10 ч)
Трахова З.А
Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).
Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.
Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.
Практические работы: поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов; поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.
Родной край — часть большой страны (14 ч)
Наш край на карте Родины. Карта родного края.
Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края.
Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.
Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.
Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.
Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.
Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.
Экскурсии: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными пресного водоема, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя.
Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края.
Трахова З.А
Страницы всемирной истории (5 ч)
Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения — свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.
Страницы истории Отечества (20 ч)
Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.
Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь — страна городов. Киев — столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.
Наше Отечество в XIII —XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья — собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.
Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII —XV вв.
Наше Отечество в XVI —XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI —XVII в
Россия в XVIII в. Петр Первый — царь-преобразователь. Новая столица России — Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.
Россия в XIX — начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX - начале XX в.
Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй — последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20—30-е гг. Великая Отечественная война 1941 — 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы — всенародный праздник.
Наша страна в 1945—1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».
Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура 1'ш сии в XX в.
Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.
Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села).
Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах.
Современная Россия (9ч)
Мы — граждане России. Конституция России — наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.
Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.
Трахова З.А
Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.
Многонациональный состав населения России.
Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.
Приоритетными формами, методами и технологиями работы с обучающимися являются:
Формы уроков | Методы обучения | Технологии |
Урок открытия новых знаний | Объяснительно-иллюстративный | Проектная деятельность |
Уроки - практикумы | Репродуктивный | Технология развития критического мышления |
Урок – смотр знаний. | Проблемный | ИКТ |
Урок – путешествие. | Исследовательский | Технология ролевого общения |
Приоритетные формы и виды контроля: экскурсии, практические работы, тесты, проверочные работы.
Учебно – тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела | Всего часов |
1. | Земля и человечество | 10 |
2. | Природа России | 11 |
3. | Родной край – часть большой страны | 12 |
4. | Страницы всемирной истории | 6 |
5. | Страницы истории Отечества | 20 |
6. | Современная Россия | 9 |
Трахова З.А
Прохождение практической части программы.
Четверть | Всего часов | Проверочные работы | Тесты | Практическая часть | |
Экскурсии | Практические работы | ||||
1 четверть | 16 час. | 1 | 1 | 3 | |
2 четверть | 16 час. | 1 | 1 | 1 | 3 |
3 четверть | 20 час. | 2 | 1 | 1 | |
4 четверть | 16 час. | 1 | 1 | 1 | |
Всего: | 68 ч. | 5 | 4 | 2 | 7 |
Перечень учебно-методического обеспечения программы
Список литературы | Методические и учебные пособия (таблицы, схемы и др.) | Информационное обеспечение (интерне-источники, ЭОР, образовательные диски идр.) | |
При подготовке программы | Рекомендуемый для учащихся | ||
1. Сборник рабочих программ для начальных классов«Школа России» Москва, «Просвещение», 2011г 2. Учебник : «Окружающий мир» 4 класс А.А.Плешаков ,Е.А.Крючкова - Москва, «Просвещение», 2013 г 2 части 3. Лутошкина О. А. Календарно-тематическое планирование уроков для комплекта «Школа России»: 1-4 классы. М.: ВАКО, 2010 4. Обухова Л. А.,. Жиренко О. Е, Кочергина А. В. Тематическое планирование уроков по новому базисному учебному плану: 3 класс. М.: ВАКО, 2010 5. Методическое пособие Е. П. Фефилова, Е. А. Поторичина Поурочные разработки по курсу «Мир вокруг нас». | 1.Учебник : «Окружающий мир » 4 класс А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова, Москва, «Просвещение», 2013 г 1 часть 2.Учебник : «Окружающий мир» 4 класс А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова, Москва, «Просвещение», 2013 г 2 часть 3.Рабочая тетрадь по окружающему миру 4 класс, А.А.Плешаков 1 часть Москва, Просвещение, 2013 г. 4.Рабочая тетрадь по окружающему миру 4 класс А.А.Плешаков, 2 часть Москва, Просвещение, 2013 г. 5. Тесты по окружающему миру 4 класс А.А.Плешаков | 1. Брыкина Н. Т., Жиренко О. Е., Барылкина Л. П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2004 2. Я иду на урок в начальную школу: Природоведение: Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2004 | 1. Библиотека материалов для начальной школы http://www.nachalka.com/biblioteka 2. Каталог образовательных ресурсов сети Интернет для школы 3. Методические рекомендации по технологии создания электронных ресурсов к урокам http://svetly5school.narod.ru/metod1.html 4.В помощь современному учителю http://k-yroky.ru/load/67 5. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/ |
Трахова З.А
Трахова З.А
Календарное планирование по курсу «Окружающий мир» 4 класс (68 часов)
№ п/п | № урока в теме | Дата | Раздел (количество часов). Тема | Элементы | Характеристика деятельности обучающихся (по разделу) |
I четверть – 16 часов | |||||
Земля и человечество (10 ч) | |||||
1. | Мир глазами астронома. | Солнце. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли | Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнять. Рассказыввать о мире с точки зрения астронома. Извлекать из текста учебника цифровые данные о Солнце. Находить научные сведения о Солнечной системе, кометах и астероидах, готовить сообщения. Различать планеты и их спутники. Анализировать схемы вращения Земли вокруг своей оси. Моделировать движение Земли вокруг Солнца. Устанавливать причинно-следственные связи между движением Земли и сменой дня и ночи. Изучать правила наблюдения звёздного неба, находить знакомые созвездия. Определять направление на север по Полярной звезде. Показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, тепловые пояса Земли. Описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества, использовать ленту времени. Использовать приобретенные знания для оценки воздействия человека на природу, выполнение правил поведения в природе и участие в ее охране. Самостоятельно работать с тестовыми заданиями и применять полученные знания на практике. | ||
2. | Планеты Солнечной системы. Практическая работа. | Солнце. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли | |||
3. | Звездное небо – великая книга Природы. Практическая работа. | Солнце. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли | |||
4. | Мир глазами географа. | Глобус как модель Земли. Элементарные приемы чтения плана, карты Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте | |||
5. | Пояса Земли. | Условия жизни на Земле: свет, тепло. Элементарные приемы чтения плана, карты (без масштаба) | |||
6. | Мир глазами историка. | Способы познания окружающего мира. История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена | |||
7. | Когда и где? История – путешествие в глубь времен. | Способы познания окружающего мира. История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. | |||
8. | Прошлое и настоящее глазами | Человек – часть природы. Зависимость жизни и природы человека от природы и ее состояния. | |||
9. | Сокровища Земли под охраной человечества. Р.К. Красная книга Адыгеи. | Охрана памятников истории и культуры. Правила поведения в природе. Охрана растительного и животного мира | |||
10. | Обобщение по теме «Земля и человечество». Проверочная работа. | ||||
Природа России (11 ч) | |||||
1. | Равнины и горы России. Р.К. Горы и равнины Адыгеи. | Россия, Адыгея на карте. Неживая и живая природа. Формы земной поверхности. Моделирование форм поверхности из песка, глины или пластилина | Понимать учебную задачу урока и стремиться выполнять её. Показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий). Характеризовать природные зоны России. Приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2–3 представителя из изученных), раскрывать особенности их внешнего вида и жизни. Обсуждать экологические проблемы, предлагать меры по их устранению. Использовать полученные знания Обсуждать общие условия, необходимые для жизни живых организмов, знать и выполнять Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | ||
2. | Моря, озера и реки России. Р.К. Реки Адыгеи. | Водоемы, их разнообразие, использование человеком | |||
3. | Зона арктических пустынь. | Растения и животные, их разнообразие. Понимание связи неживой Условия, необходимые для жизни. | |||
4. | Тундра. Природа тундры. | Растения и животные, их разнообразие. Понимание связи неживой и живой природы. Условия, необходимые для жизни | |||
5. | Леса России. Р.К. Леса Адыгеи. | Роль растений в природе и жизни людей. Понимание связи неживой и живой природы. | |||
6. | Лес и человек. Тест по теме «Леса России» (15 мин) | Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям и животным. | |||
II четверть – 16 часов | |||||
7. | Зона степей. | Растительный и животный мир степей, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу зоны, охрана природы. | |||
8. | Пустыни. Практическая работа. | Растительный и животный мир пустынь, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу зоны, охрана природы. | |||
9. | У Черного моря. | Растительный и животный мир Черноморского побережья, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу зоны. | |||
10. | Экологическое равновесие. | Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу. Правила поведения в природе | |||
11. | Обобщение по разделу «Природа | Формы земной | |||
Родной край – часть большой страны (12ч) | |||||
1. | Наш край. | Наблюдение в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов. Родной город, аул: название, основные достопримечательности | Знать название родного города (села). Уметь показывать на карте родной край, выполнять основные правила поведения в окружающей среде. Показывать на карте, глобусе горы, равнины, реки, различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы. Использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, Определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры); различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы. Использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, о жизни леса, луга и пресного водоема, приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2–3 представителя из изученных), леса, луга и пресного водоема, раскрывать особенности их внешнего вида и жизни, различать части растения, отображать их в рисунке (схеме). Устанавливать взаимосвязи в природе, ухаживать за культурными растениями. | ||
2. | Поверхность нашего края, Республики. | Особенности поверхности | |||
3. | Водоемы нашего края. Экскурсия. | Водоемы родного края, республики (названия, краткая характеристика) | |||
4. | Наши подземные богатства. Р.К.Полезные ископаемые Адыгеи. | Практическое знакомство с полезными ископаемыми своего края. Опыты с природными объектами, простейшие измерения | |||
5. | Земля-кормилица. | Почва, ее состав. | |||
6. | Жизнь леса. Лес – природное сообщество. | Растения и животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни. Правила поведения в природе. Водоемы, их использование человеком, охрана (на примере наиболее распространенных водоемов местности, края) | |||
7. | Жизнь луга. Луг – природное сообщество. Практическая работа. | ||||
8. | Жизнь пресного водоема. | ||||
9. | Растениеводство в нашем крае. Практическая работа. | Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям | |||
10. | Незаметные защитники урожая. Тест. | Роль животных в жизни людей, | |||
11. | Животноводство в нашем крае. Р.К.Животноводство в Адыгее. | ||||
III четверть – 20 часов | |||||
12. | Обобщение по разделу «Родной | Родной город: название, основные достопримечательности. Правила поведения в природе. | |||
Страницы всемирной истории (6 ч) | |||||
1. | Начало истории человечества. | Человек – часть природы и член общества. Охрана памятников истории и культуры. Способы познания окружающего мира | Работать с географической картой. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обогащения жизненного опыта, решения практических задач. Показывать на карте границы России, некоторые города России, описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества. | ||
2. | Мир древности: далекий и близкий. | ||||
3. | Средние века: время рыцарей и замков. | ||||
4. | Новое время: встреча Европы | Выдающиеся люди разных эпох | |||
5. | Новейшее время: история продолжается сегодня. | Выдающиеся люди разных эпох | |||
6. | Обобщение по разделу «Страницы всемирной истории». Тест. | Счет лет в истории. Человек – часть природы | |||
Страницы истории Отечества (20 ч) | |||||
1. | Жизнь древних славян. | История Отечества. Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Москва – столица России | Описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества. Входе самостоятельной работы анализировать карты городов Древнего Киева и Древнего Новгорода, характеризовать их местоположение, оборонительные сооружения, занятия горожан, находки берестяных грамот, готовить сообщения, презентовать их на уроке. Развивать воображение, реконструируя жизнь древних славян. Использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родной стране. Выявлять роль летописей для изучения истории России. | ||
2. | Во времена Древней Руси. Экскурсия в краеведческий музей. | ||||
3. | Страна городов. | ||||
4. | Из книжной сокровищницы Древней Руси. | Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории и культуры | |||
5. | Трудные времена на Русской земле. | Россия на карте (границы, города, места изученных сражений, исторических событий). Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории и культуры | |||
6. | Русь расправляет крылья. | ||||
7. | Куликовская битва. | ||||
8. | Иван Третий. | ||||
9. | Мастера печатных дел. | Выдающиеся люди разных эпох | |||
10. | Патриоты России. | Выдающиеся люди разных эпох | |||
11. | Петр Великий. | Выдающиеся люди разных эпох. Города России. Санкт-Петербург | |||
12. | Михаил Васильевич Ломоносов. Тест по теме «Реформы Петра» | Выдающиеся люди разных эпох | |||
13. | Екатерина Великая. | Выдающиеся люди разных эпох | |||
IV четверть – 16 часов | |||||
14. | Отечественная война 1812 года. | Выдающиеся люди разных эпох | Обсуждать роль славянской письменности для развития культуры в Древней Руси. Характеризовать оформление рукописных книг как памятников древнерусского искусства. Работать с терминологическим словариком. Прослеживать по карте объединение русских земель вокруг Москвы. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | ||
15. | Страницы истории XIX века. Практическая работа. | Россия на карте (границы, города, места изученных исторических событий) | |||
16. | Россия вступает в XX век. | Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной | |||
17. | Страницы истории 20–30-х годов. | Россия на карте (границы, города). Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена | |||
18. | Великая война и Великая Победа. | Государственные праздники (День Победы) | |||
19. | Страна, открывшая путь в космос | Выдающиеся люди разных эпох. Государственные праздники | |||
20. | История вокруг нас. Обобщающий урок по разделу «Страницы истории Отечества. Проверочная работа. | Охрана памятников истории | |||
Современная Россия (9 ч) | |||||
1. | Основной закон России и права человека. | Человек – член общества. Россия | Знать государственные праздники, Основной закон России. Использовать знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации, описывать традиции, обычаи, народов, населяющих Россию. Следить за государственными делами по программе новостей. Моделировать деятельность депутата (вносить предложения по законопроектам в ходе ролевой игры) Совершать виртуальные экскурсии по городам России. Анализировать и сравнивать гербы городов России, выяснять их символику. Выполнять тесты с выбором ответов. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | ||
2. | «Дети имеют право на особую заботу и помощь». | Всенародные праздники, отмечаемые в России (День защиты детей) | |||
3. | Мы – граждане России. | Человек – член общества. Президент Российской Федерации – глава государства. Федеральное собрание | |||
4. | Славные символы России. Р.К. Символы Адыгеи. | Государственная символика России, Адыгеи : Государственный герб России, Адыгеи: Государственный флаг России, Адыгеи: Государственный гимн России, Адыгеи :правила поведения при прослушивании гимна | |||
5. | Такие разные праздники. | Государственные праздники (День | |||
6. | Путешествие по России (по Дальнему Востоку, на просторах Сибири). | Города России. Москва – столица России. Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Россия на карте (границы, города, места изученных исторических событий). Охрана памятников истории и культуры | |||
7. | Путешествие по России (по Уралу, по северу европейской России). | ||||
8. | Путешествие по России (по Волге, по югу России). Тест. | ||||
9. | Что мы узнали и чему научились за год. |
Трахова З.А 18.09.2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 4 класса "Школа России"
Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год, в том числе на проведение практических занятий – 1 час, экскурсий – 1 час.Для реализации программного содержания используются:1. Плешаков, А. А.Ок...
Рабочая программа по курсу "Окружающий мир" 2 класс УМК "Планета знаний"
Задачи курса:систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;формирование элементарных представлений о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;знакомство с методами изучени...
Рабочая программа по курсу "Окружающий мир" 1 класс
Рабочая программа по курсу "Окружающий мир" 1 класс. УМК "Школа России". Плешаков....
Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» Класс: 4 «Б» Ф.И.О. педагога:Матюшенкова А.В.
Программа составлена для учащихся , обучющихся по УМК "Школа 2100"....
Рабочая программа учебного курса «Окружающий мир» для 4-го класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стан¬дарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы и авт
Рабочая программа учебного курса «Окружающий мир» для 4-го класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на ос...
Рабочая программа по курсу Окружающий социальный мир 1 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектульными нарушениями, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования)
Общая характеристика учебного предмета: Учебный курс «Окружающий социальный мир» занимает особое место среди учебных предметов. Отбор содержания курса «Окруж...
Рабочая программа по курсу Окружающий природный мир 1 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектульными нарушениями, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образовани
Важным аспектом обучения детей с интеллектуальными нарушениями является расширение представлений об окружающем их природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природн...