конспект урока "Твоя семья. Моё имя и фамилия" окружающий мир
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Токмачёва Татьяна Алексеевна

Конспект урока "Твоя семья. Моё имя и фамилия" окружающий мир 1 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvoyo_imya_i_familiya.docx19.61 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Твоя  семья.  Моё имя и фамилия.

Предмет: окружающий мир

                  Учитель: Роговской СОШ  Токмачёва Т.А.

Цель: Раскрыть смысл понятий, «тёзка», «день ангела», «легенда», «род»

           дать возможность детям  познакомиться с нужной и интересной наукой «этимологией»;

         уточнить значение слов «имя», «фамилия», «отчество»;

          сформировать интерес к данной теме;

           воспитывать чувство гордости за своё имя, отчество и  фамилию.

               Результатами данного урока должны стать:

  -знания происхождения своего имени  и фамилии;

  -умение оперировать словами и понятиями «тёзка», «день ангела»,                « родовая фамилия», «легенда»;

    -интерес к данной теме, желание выполнить  предложенное задание.

                                                            Ход  урока

!   Оргмомент    

-Сейчас  я вам раздам  ромашки - это любимый цветок древних

славян. Мы будем  весь урок писать на её лепестках. Что?

Сейчас узнаете.

!!  Актуализация  знаний

-Назовите, пожалуйста, своё  имя (полностью), фамилию и отчество

Дети называют. Кто затрудняется, помогаю.                                                                                                       А вы никогда не задумывались: что обозначает ваше имя, фамилия?  Для вас это  тайна?

!! ! Постановка проблемы

Ребята, вы любите разгадывать тайны?   Так вот сегодня на уроке мы попытаемся разгадать тайну вашего  имени и фамилии. Источником ваших новых знаний сегодня буду я и мой помощник- этимологический словарь. Кто помнит, что можно найти в этимологическом словаре?  (Сильный ученик должен ответить, это понятие уже встречалось).

IV  Открытие  новых знаний  

  1. Работа над основными понятиями

-Правильно , с помощью  этимологического словаря можно  разгадать тайну происхождения того или иного слова. Вот , например, слово «имя» обозначает-«взятое себе».  Когда вы появились на свет, у вас не было ещё имени. И родственники спорили: как вас назвать. Когда сегодня придёте домой,   спросите :кто был главным в принятии данного решения, о чём они думали. Но уже сейчас можно сказать, что наверняка вместе с именем  вам перешла энергия добра, любви и силы рода. Николай (от греч.) победитель народов, Андрей(от греч.) мужественный, храбрец,  Даниил (от евр.) божий суд Вячеслав (славян.) наиславнейший, Илья (от евр.) крепость Господня, Олег(сканд.) священный. Марианна-состоит из двух –Мария и Анна, (оба имени еврейского происхождения) обозначают госпожа и благодать.  Давайте заполним свою ромашку: в центре напишем своё имя, на лепестке  напишите ,что оно обозначает и как по- другому  вас называют родственники. Например , я свою дочь Дарью называю: Дашенька,  Дарина,  Дарьял, Дарусик, Дарочка, Даринка. (Дети пишут свои имена)

-Я вижу вам даже места не хватает на лепестке, переходите на другой. Значит, вас любят. А вы знаете , что кроме дня рождения у вас есть день ангела? (Выслушать тех детей, которые знают или что- то слышали об этом).

-Этот день приходится на день христианского святого, который вам покровительствует, т. е. незримо защищает вас от несчастья. Давайте разучим небольшое стихотворение:

                   «Ангел  мой, будь со мной:

                                Ты- впереди, я за тобой».

Физминутка  

Под классическую музыку  изобразить  танцевальные движения или просто покружиться.

  1. Работа с опорой на опыт

-Дальше за именем идет – отчество.  Как вы думаете: как оно образуется?  (Сильные ученики попытаются дать ответ)

-Правильно, отчество передаётся нам от отца. По имени отчеству называют человека взрослого, а сейчас вам достаточно и имени  .Но тем не менее ,  запишите своё отчество на ромашке. Ну вот, имена у ребят одинаковые., а отчества разные. А как называют тех, у кого имена одинаковые?  Тёзки, т.е. люди с одинаковыми именами . Запишите это слово на ромашке.

-Что у нас осталось ещё?  Правильно, фамилия. Когда вы появились на свет: родственники вас внимательно рассматривали, нос как у деда. овал лица как у папы  ,волосы в прапрадеда, а то и в прапрабабушку. Каждый человек наследует черты своей родни , за каждым из нас стоят десятки поколений. Слово «фамилия» появилось в петровские времена , в переводе с польского  обозначает- «семья»,»род», «родовая семья».  Фамилии появились позже имени, поэтому, когда нужно было придумать фамилию, придумывали её по имени- сын Петра- будет Петров, Ивана- Иванов. У человека с выдающимися частями тела- Ушаков, Головков, Носов.  По профессии. занятию человека: Кузнецов,     Сапожников ,Попов, Рыбаков.  У каждой фамилии есть своё объяснение. Есть специальный  этимологический словарь фамилий . Давайте попробуем разгадать происхождение наших фамилий:    Банчук  ( бунчук наз знамя у казаков) Кому могли дать, за что?

                      Беляев ( цвет волос)

                       Белоносов ( возможно предок отморозил нос)

                       Бессикирский ( секира по укр. топор. оружие укр.казаков в бою)

                        Можаев  ( от казачьего «можай»-дородный, богатый.

                       Полищук  (беларус . полесье)

                        Ушаков  (выдающ. части тела)

Запишите в ромашке свою фамилию и кратко её значение.

Физминутка

Встаньте и произнесите своё имя, отчество и фамилию. при этом наклоните голову вперёд, как будто вы знакомитесь с нами .

-Вот ,молодцы, так солидно и важно это у вас  получилось, что шалить и баловаться просто не к лицу . Нужно уважать и гордиться своей фамилией, какой бы на первый взгляд она не была .Ведь её носило до вас не   одно поколение и наверняка среди них были те, кто прославлял вашу фамилию.

V      Первичное закрепление

Давайте рассмотрим свою ромашку и вспомним: о чём мы сегодня говорили?  

-Имя, отчество, тёзка, этимология, фамилия, род ,день ангела.

VI      Вторичное закрепление

      -Объясните значение этих слов.

VII   Итог урока

    Ребята, понравилось вам разгадывать тайны?

Как вы думаете, а надо ли вам это знать?   Зачем?

Хотели бы вы сами разгадывать тайны ?

А кто вам в этом поможет?

VIII    Домашнее задание

        1 Что обозначает ваше имя?

         2.Мой день ангела.    

         3. Устный рассказ «Как мне давали имя».

      *4. Придумайте легенду происхождения своей фамилии.                                                                                      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация ФГТ. План-конспект занятия "Семья и родной дом"

Конспект занятия для средней группы ДОУТема  образовательной деятельности «Семья и родной дом».Программное содержание:Создание условий для формирования правильного представления детей о семье, ро...

Конспект урока «Семья. Родословная».

Развивающая программа Л.В. Занкова...

Конспект урока "Семья, родословная"

Программа Л.В. Занкова...

Конспект "Моя семья -моя Родина"

Знакомство детей с историей города....

Конспект занятия "Семья и семейные традиции"

Беседа о семье и семейных традициях...

Конспект урока Семьи и семейных ценностей

Урок Семьи и семейных ценностей был проведен 1 сентября в 4 классе, ставил целью: показать значимость и ценность семьи в жизни каждого человека, необходимость выработки личной ответственности за ее на...

Конспект занятия "Семья.Семейные ценности"

Конспект внеурочного занятия "Семья.Семейные ценности"...