Рабочая программа по природрведению 3 класс 2 отделение. Автор З.А.Клепинина, М.Ф.Титова
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему
Рабочая программа по природоведению в 3 классе 2 отделения школы слабослышащих . Учебник З.А.Клепинина, М.Ф.Титова, изд-во ВЛАДОС 2001
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzh.mir_.doc | 223 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат (II вида) № 33
Выборгского района Санкт-Петербурга
Адрес: 2-й Муринский проспект, дом 24, лит. А, Санкт-Петербург, 194223
Тел./факс: 550-22-71, 550-24-59, 550-21-63
РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения учителей начальных классов Протокол №_____ от «____»___________ Председатель м/о: _____/Крошкина С.В./ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР:______/Тасина М.А./ «____»____________2014 г. | ПРИНЯТО на педагогическом совете Протокол №______ от «___»________ 2014г. УТВЕРЖДАЮ Директор школы _______ Киреева Г.А. «____»____________2014 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Окружающий мир»
3 класс II отделение
Составила: Григорьева Е.В.
Санкт - Петербург
2014 – 2015 учебный год
Пояснительная записка.
Роль и место дисциплины в образовательном процессе
Содержание курса окружающего мира создает основу для осуществления экологического, эстетического, патриотического воспитания.
Окружающий мир по своему содержанию является предметом естественно-научного цикла, поэтому ведущее место в его преподавании должны занимать методы, свойственные этим наукам:
- непосредственные наблюдения предметов и явлений в самой природе, натуральных объектов и их изображений на уроке в классе;
- осуществление простейшего учебного эксперимента, а также организация таких форм работы с учащимися, как экскурсии, практические работы, опыты, наблюдения и т. д.
В программе определен обязательный минимум этих работ в зависимости от условий, в которых работает школа, и ее природного окружения. Учителю необходимо знать и строго соблюдать правила безопасности при демонстрации опытов и проведении практических работ, предусмотренных программой.
В программе определены требования к знаниям и умениям учащихся по окружающему миру, необходимые для преемственной связи с изучением в последующих классах ботаники, зоологии, анатомии, географии.
Начальное изучение окружающего мира в специальных учреждениях II вида, как и в общеобразовательной школе, ставит своей целью: сообщить школьникам элементарные сведения о живой и неживой природе и труде людей, об изменениях природы и труда людей по временам года; обогатить личный опыт учащихся путем проведения с ними систематических наблюдений явлений живой и неживой природы; дать учащимся некоторые знания о значении охраны природы; привить некоторые навыки личной и общественной гигиены.
Изучение вопросов охраны природы должно быть стержнем для всего курса окружающего мира помогать воспитывать у детей стремление охранять и приумножать сокровища природы.
В связи с изучением окружающего мира и проведением природоохранительной работы необходимо организовать детей на участие в различных видах общественно полезного труда (сбор корма, подкармливание птиц, уход за зелеными насаждениями в микрорайоне, выращивание растений).
Программой по окружающему миру предусмотрено ознакомление учащихся с первоначальными сведениями о сельскохозяйственном :и промышленном производствах (сезонный труд людей на полях и фермах, добыча и использование местных полезных ископаемых и др.).
При изучении тем «Летние и осенние изменения в природе», «Зимние изменения в природе», «Весенние изменения в природе» должен быть выдержан единый план изложения:
- изменения в неживой природе; - изменения в жизни растений и их охрана;
- изменения в жизни животных и их охрана; - сезонный труд людей.
Эта последовательность вытекает из естественных связей, существующих в самой природе. И учителю необходимо раскрывать эти связи, показывать, что изменения, происходящие в разные времена года в неживой природе, влекут за собой определенные изменения в жизни растений и животных, оказывают влияние на характер и содержание сельскохозяйственных работ, на другие виды деятельности человека. Такой подход к изучению природы не просто знакомит учащихся с ее явлениями и предметами, но и, что очень важно, помогает ребенку объяснить последние, пусть на самом элементарном уровне. Во всех темах рассматривается вопрос об охране и укреплении здоровья человека в связи с сезонными изменениями в природе.
Адресат
Рабочая учебная программа предназначена для начальных классов специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения II вида, разработана для слабослышащих детей 3-б класса.
В 3-б классе II отделения обучается 7 человек. Учащиеся данного класса имеют снижение слуха III – IV степени, общее недоразвитие речи. Все учащиеся слухопротезированы. Два ученика кохлеарно имплантированы. У большинства учащихся 3-б класса недостаточно развита речь обиходно-бытового характера, крайне ограничен словарный запас, что вызывает серьезные затруднения при обучении основам наук обучение основам наук. Выполнение заданий частично-поискового и творческого характера возможно только при помощи учителя. Работа на уроках природоведения ведется на слуховой и слухо-зрительной основе с обязательным проведением словарной работы; обязателен контроль за звукопроизношением, внятностью речи. При предъявлении новых слов возможно использование дактильной речи. На уроках природоведения работа строится с учетом рекомендаций учителя-дефектолога класса, данных «Карты восприятия речи на слух» и «Речевой карты класса.
Цель и задачи курса.
Начальное изучение окружающего мира в специальных учреждениях II вида, как и в общеобразовательной школе, ставит своей целью:
- сообщить школьникам элементарные сведения о живой и неживой природе и труде людей, об изменениях природы и труда людей по временам года;
- обогатить личный опыт учащихся путем проведения с ними систематических наблюдений явлений живой и неживой природы;
- раскрыть некоторые доступные для этого возраста взаимосвязи предметов и явлений природы; показать влияние изменений в природе на труд человека;
- дать учащимся некоторые знания о значении охраны природы, дать первоначальные гигиенические знания, привить некоторые навыки личной и общественной гигиены.
Для успешного достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Способствовать формированию у учащихся:
- элементарных сведений о живой и неживой природе и труде людей ближайшего окружения школы и своей области (края, республики), об изменениях природы и труда людей по временам года;
- познавательного интереса к наблюдениям явлений живой и неживой природы.
- взаимосвязи предметов и явлений природы; показать влияние изменений в природе на труд человека.
2. Начать формирование краеведческих умений:
Важным принципом преподавания окружающего мира является краеведческий. Поэтому конкретные объекты и явления природы для изучения отбираются самим учителем с учетом особенностей данной местности. В III классе изучение изменений в природе должно более или менее совпадать с наступлением этих явлений в самой природе.
3. Начать формировать знания о значении охраны природы.
- формировать начальные знания о значении охраны природы, познакомить с мероприятиями, проводимыми по охране природы в данной местности.
4. Начать формирование навыков гигиены.
- формирование первоначальных гигиенических знаний, навыков личной и общественной гигиены. В начальном курсе природоведения большое место отводится изучению вопросов личной гигиены детей. Необходимо, чтобы каждый школьник овладел минимумом знаний в области гигиены.
5. Развивать речь и словесно – логическое мышление учащихся.
Перед курсом окружающего мира в школе слабослышащих детей стоит специальная задача, заключающаяся в развитии речи и словесно - логического мышления учащихся с неполноценным слуховым восприятием на основе природоведческого материала.
На уроках окружающего мира:
- обеспечивается работа по уточнению имеющихся у учащихся представлений о природе,
- создаются условия для накопления специальных терминов, понятий, обозначающих объекты и явления природы,
- выражающих временные и пространственные отношения.
6. Развитие общеучебных умений и междредметных связей.
Изучение природы создает большие возможности для развития общеучебных умений:
- наблюдать за объектами и явлениями природы,
- выделять их существенные и несущественные признаки,
- сравнивать, обобщать, делать выводы и
- доступно рассказывать о явлениях.
При изучении окружающего мира необходимо воспитывать такие качества, как:
- желание трудиться, аккуратность, дисциплинированность,
- настойчивость, взаимопомощь,
- умение организовывать свою работу и доводить ее до конца.
В программе по окружающему миру заложены большие возможности для осуществления межпредметных связей уроков окружающего мира с трудовым обучением и другими предметами. Задача учителя — полнее реализовать эти возможности.
Коррекционная направленность обучения слабослышащих детей обеспечивается реализацией следующих условий организации учебного процесса:
- Ориентация педагогического процесса на преобразование всех сторон личности слабослышащего ребёнка. Коррекцию и воссоздание наиболее важных психических функций, их качеств и свойств.
- Преодоление речевого недоразвития посредством обучения языку, овладения терминологией.
- На уроках природоведения, как и на всех других, должны правильно реализовываться требования, предъявляемые к восприятию обращенной речи (на слухо-зрительной основе или на слух) и к оформлению учащимися своих высказываний (контроль за произношением и исправление допускаемых ошибок).
Нормативно-правовая база, обеспечивающая реализацию данной программы.
Рабочая программа курса «Окружающий мир» для 3 класса на 2014 – 2015 учебный год составлена в соответствии с Федеральным компонентом общего образования 2004 года по окружающему миру, примерной программы начального общего образования по окружающему миру для образовательных учреждений и программы З.А. Клепининой, М.Ф. Титовой «Природоведение» для учащихся 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений I и II вида.
Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения
образовательного процесса.
Книгопечатная продукция.
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида. Коровин К.Г., Зикеев А.Г., Тигранова Л.И. - М.: Просвещение, 2006.
- Учебник. Клепинина З. А., Титова М. Ф. Природоведение. Учебн. для уч. 3 кл. спец. (коррекц.) ОУ 1 и 2 вида. – М.: Владос, 2001.
- Рабочая тетрадь. Клепинина З. А., Титова М. Ф. Рабочая тетрадь по природоведению. Учебн. для уч. 3 кл. спец. (коррекц.) ОУ 1 и 2 вида. – М.: Владос, 2001.
Технические средства обучения.
1. Классная доска.
2. Персональный компьютер.
Список рекомендуемой литературы для учащихся
1.Плешаков А.А. От земли до неба: Атлас-определитель: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение,2010.
2. Плешаков А.А.Зелёные страницы. Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2010.
3. Плешаков А.А., Румянцев А.А. Великан на поляне или уроки экологической этики: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010.
4. Интернет сайты:
kinder.ru — сайт «Интернет для детей», каталог детских ресурсов;
agakids.ru — детский поисковик, всё для детей;
predkov.net — детский сайт;
child-cat.ru — разные детские ресурсы интернета;
geocities.com — большая коллекция оригинальных головоломок, задач с подвохом, загадок и викторин для детей;
babybooks.narod.ru — познавательный сайт для маленьких детей, где можно не только увидеть изображения домашних животных, но и послушать, как они говорят;
whitewolf.co.ua — сайт обо всём, что интересно детям;
kindergarden.ykt.ru — кроссворды и викторины, всё интересное детям;
Место курса «Окружающий мир» в учебном плане
Во 3 классе- 68 часов (34 учебные недели по 2 часа в неделю).
Тематический план учебного курса «Окружающий мир»
2014-2015 уч.г.
Период обучения | Количество часов |
1 четверть | 18 ч |
2 четверть | 14 ч |
3 четверть | 20 ч |
4 четверть | 15 ч |
Итого: | 67 ч |
Общая характеристика курса «Окружающий мир».
Содержание данных разделов раскрывает связи, существующие в природе, показывает, что изменения, происходящие в разные времена года в неживой природе, влекут за собой определенные изменения в жизни растений и животных, оказывают влияние на характер и содержание сельскохозяйственных работ, на другие виды деятельности человека.
Содержание курса окружающего мира создает основу для осуществления экологического, эстетического, патриотического воспитания.
Ценностные ориентиры содержания курса
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости чело века, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Содержание тем учебного курса
I РАЗДЕЛ – 4 ч
- Как работать с учебником?
- Что такое природа?
- Наблюдения за погодой.
- Термометр.
II РАЗДЕЛ – 25 ч
- Летние изменения в природе.
- Осенние изменения в природе.
- Части растений. Деревья, кустарники, травы.
- Ранняя осень.
- Растения летом и осенью.
- Грибы.
- Дикие и домашние животные. Дикие и домашние животные летом и осенью
- Разнообразие животных в природе.
- Насекомые летом и осенью.
- Птицы летом и осенью.
- Труд людей летом и осенью.
- Охрана и укрепление здоровья летом и осенью.
- Поздняя осень в природе.
III РАЗДЕЛ – 19 ч
- Зимние изменения в природе.
- Снег и лёд.
- Охрана и укрепление здоровья зимой.
- Растения зимой.
- Лес зимой.
- Комнатные растения.
- Домашние животные зимой.
- Птицы зимой.
- Труд людей зимой.
- Конец зиме.
- Скоро весна.
IV РАЗДЕЛ – 15 ч
- Весенние изменения в природе.
- Растения весной.
- Птицы весной.
- Как изменяется жизнь разных животных весной.
- Домашние животные весной.
- Труд людей весной.
- Весна.
- Времена года в нашей местности.
Основные требования к знаниям, умениям
и навыкам обучающихся к концу 3 класса II отделения
В результате изучения «Окружающего мира» предполагается, что:
Учащиеся должны знать / понимать:
характерные признаки лета, осени, зимы, весны своей местности, а также некоторые взаимосвязи в неживой и живой природе;
особенности, назначение и зависимость от изменений в природе сезонного труда людей местности; строение, назначение термометра;
простейшие физические свойства снега и льда;
названия и различия не менее 5 - 6 декоративных травянистых растений;
названия и различия местных растений (не менее 3 - 4 деревьев, 2 - 3 кустарников, 3 - 4 травянистых растений);
особенности и различия деревьев, кустарников, травянистых растений, лиственных и хвойных растений; некоторые способы размножения растений, цикл развития растения от семени до семени; названия и различия 5 - 6 комнатных растений;
простейшие правила ухода за комнатными растениями;
особенности перелетных и зимующих птиц; названия и различия разводимых в данной местности домашних животных.
Учащиеся должны уметь:
вести наблюдения в природе по заданиям «Дневников наблюдений» и фиксировать их;
измерять температуру воздуха с помощью термометра;
правильно строить режим дня, выполнять необходимые правила личной гигиены;
охранять свое здоровье от простудных заболеваний;
в доступной форме охранять растения и животных;
ухаживать за комнатными растениями; выращивать растения одним из изученных способов.
Результаты изучения курса
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый об раз жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) использование речевых средств и средств ин формационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Виды и формы организации учебного процесса
Виды: урок, экскурсия, практические работы.
Формы:
- фронтальная форма познавательной деятельности (одновременное выполнение общих заданий всеми учащимися класса для достижения общей познавательной задачи);
- микрогрупповая форма (работа в парах), групповая форма (единая познавательная задача ставится перед определённой группой школьников);
- индивидуальная форма.
Форма учёта результатов обучения.
Весь процесс обучения должен быть интересным для ребенка, формы контроля после завершения темы должны способствовать формированию познавательного интереса к предмету, предполагается использовать игровые формы учета результатов обучения, такие как «Кто где живет?», «Угадай, кто это?», «Когда это бывает?» игры по станциям «Я познаю мир», «Хочу все знать», викторины и др. Командные игры не только поддерживают интерес ребят, но и помогают находить ответ на вопрос сообща, строить диалоги с товарищами и учителем (развивают речь), способствуют развитию коммуникативных навыков и умений, формируют навыки работы в паре.
Задания по текущему контролю за освоением программы представлены в рабочей тетради к учебнику «Природоведение». Например, «подпиши названия», «раскрась объекты природы: деревья, животных», «дополни предложения», «объясни понятие». Они соответствуют целям, задачам, содержанию курса.
Контрольно - измерительные материалы.
Вид работы | Умения |
Творческая работа по теме «Экскурсия в парк с целью знакомства с деревьями, кустарниками и изменениями в жизни растений осенью» (1 четверть). | Понятия: по всей теме «Растения летом и осенью». Умения: применять полученные знания, на основе знаний давать оценочные суждения, выражать свое мнение, выполнять творческую работу по теме. |
Обобщающий урок по теме: «Осень» (2 четверть). | Понятия: по всей теме «Летние и осенние изменения в природе». Умения: применять полученные знания, проводить наблюдения, выражать свое мнение. |
Практическая работа по теме: «Уход за комнатными растениями» (3 четверть). | Понятия: по всей теме «Зимние изменения в природе. Комнатные растения». Умения: использовать полученные знания для практической деятельности. |
Практическая работа по теме: «Как вырастить новые растения». Обобщающий урок по теме: «Времена года в нашей местности». (4 четверть) | Понятия: по всей теме «Весенние изменения в природе». Умения: использовать полученные знания для практической деятельности, применять полученные знания, на основе знаний давать оценочные суждения, выражать свое мнение. |
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру во 2 классе II отделения
I четверть – 18 часов
Цели :
1. Учить наблюдать за погодой, за изменениями в природе.
2. Познакомить с характерными признаками времен года (лета, осени, зимы, весны).
3. Познакомить с названиями местных растений и животных (не менее 8 – 10)
4. Учить различать объекты живой и неживой природы.
5. Познакомить с особенностями, назначением и зависимостью от изменений в природе сезонного труда людей.
№ п/п | Дата по плану | Дата факт. | Кол-во часов | Тема урока | Стр. Учеб. | планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | |
Понятия | Предметные результаты | ||||||
1 | 02.09 | 1 | Повторный инструктаж по ОТ. Знакомство с учебником. | Оглавление, природоведение, природа, явления природы, условные обозначения. | Работать по учебнику, пользуясь условными обозначениями. Научиться работать с книгой как с источником информации. | ||
2 3 | 03.09 09.09 | 2 | Предмет природоведение. | 5-10 | Живая природа-люди, животные, растения; неживая природа-вода, песок. | Научиться выделять отличительные признаки живой и неживой природы; распределять объекты в группы по общим признакам. Научиться находить взаимосвязи живой и неживой природы; узнавать растения и животных своей местности. Научиться различать объекты неживой и живой природы. | |
4 | 10.09 | 1 | Температура и термометр. | 20-23 | Термометр, измерение температуры, высокая, низкая температуры. | Научиться работать с термометром, определять температуру в классе и на улице. Уметь использовать приобретенные знания. | |
ОСЕНЬ | |||||||
5 6 | 16.09 17.09 | 2 | Части растений. Деревья, кустарники, травы. | 31-37 | Листья, стебли, плод, корни. Клён, берёза, дуб, шиповник, иван-чай и т.д. | Научиться различать части растений; из своих наблюдений делать выводы о значении корня, стебля, цветка растений. | |
7 | 23.09 | 1 | Ранняя осень. Растения летом и осенью. | 38-46 | Листья разноцветные, сухие, листопад, зелёные, сочные. | Описывать сезонные изменения в природе. Характеризовать признаки времен года. Сравнивать растения летом и осенью. Характеризовать признаки времен года. Сравнивать осеннюю и летнюю окраску листьев деревьев и кустарников (по иллюстрациям в учебнике и натуральным образцам). Сравнивать состояние лиственных и хвойных растений осенью и летом. | |
8 | 24.09 | 1 | Творческая работа по теме «Экскурсия в парк» | Экс. | Листья разноцветные, сухие, листопад, зелёные, сочные. | Знакомство с деревьями, кустарниками и изменениями в жизни растений осенью. Проводить групповые наблюдения во время экскурсии по школе (учимся находить класс, свое место в классе и т.п.). Научиться формировать выводы на основе своих наблюдений. | |
9 10 | 30.09 01.10 | 2 | Грибы. | 46-51 | Съедобные, несъедобные, опасные, мухоморы, подосиновики, подберёзовики и т.д. | Отличать грибы от растений. Разнообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы. . Расширять кругозор школьников. Правила сбора грибов . Предупреждение отравления грибами. | |
11 12 | 07.10 08.10 | 2 | Дикие и домашние животные. Классы животных. | 52-55 | Медведи, бобры, кошки, собаки. | Животные – часть природы. Роль животных в природе. Животные и челове Животные – живые тела (организмы) . Поведение животных. Приспособление к среде обитания . Охрана животных детёнышей. | |
13 14 | 14.10 15.10 | 2 | Разнообразие животных в природе. | 56-63 | Животные, занесённые в «Красную книгу», редкие животные, полезные. презентация | Расширение кругозора школьников. Животные родного края. Цепи питания. Как животные воспитывают своих детёнышей. | |
15 16 | 21.10 22.10 | 2 | Домашние животные летом и осенью | 64-65 | Домашние утки, водоемы, подкармливают люди, не сочная трава, выгул, ферма, сено, сенаж, силос. | Научиться раскрывать особенности жизни домашних животных летом и осенью. Знать об осенних изменениях в жизни домашних животных летом и осенью. | |
17 18 | 28.10 29.10 | 2 | Звери летом и осенью | 66-68 | Меняют окраску, запасают корм, берлога, зимовка, линька, малозаметные. | Научиться правилам поведения в природе и правилам общения с дикими и домашними животными. Знать об осенних изменениях в жизни птиц и зверей. |
2 четверть ( 14 часов )
Клепинина З. А., Титова М. Ф. Природоведение. 3 класс. – М.: Владос, 2001 г.
Цели:
1.Учить наблюдать за погодой, за изменениями в природе.
2. Познакомить с характерными признаками времен года (лета, осени, зимы, весны).
3. Познакомить с названиями местных растений и животных (не менее 8 – 10)
4. Учить различать объекты живой и неживой природы.
5. Познакомить с особенностями, назначением и зависимостью от изменений в природе сезонного труда людей.
№ п/п | Дата по плану | Дата факт. | Кол-во часов | Тема урока | Стр. Учеб. | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | |
Понятия | Предметные результаты | ||||||
1 2 | 11.11 12.11 | 2 | Насекомые летом и осенью | 69-71 | Личинки, насекомые-вредители, хищники, прячутся в щели, улетают. | Знать отличительные признаки насекомых и деление их на группы. Знать что происходит с насекомыми с наступлением холодов. Как они проводят зиму. Выполнять задания в рабочей тетради. | |
3 4 | 18.11 19.11 | 2 | Птицы летом и осенью | 72-73 | Перелётные и зимующие птицы, далекий путь, птенцы. Много и мало корма. | Знать об осенних изменениях в жизни птиц. | |
5 6 | 25.1126.11 | 2 | Труд людей летом и осенью | 74-78 | Сбор урожая, поспевшие овощи, высадка деревьев, заготовка корма, загоны, заготовки. | Знать некоторые виды работ, выполняемых осенью с культурными растениями и домашними животными; проявлять заботу о животных накануне предстоящей зимы; уметь выполнять некоторые виды посильной работы по подготовке дома и двора к зиме. | |
7 8 | 02.12 03.12 | 2 | Охрана и укрепление здоровья летом и осенью | 79-81 | Зарядка, закаливание, игры, работы на пришкольных участках, труд и отдых. | Заботиться о своем здоровье и хорошем настроении. Соблюдать личную гигиену, режим дня, охрана и укреплять здоровье. Научиться работать с дополнительными источниками знаний. Научиться выполнять правила личной гигиены. | |
9 10 | 09.12 10.12 | 2 | Поздняя осень в природе | 82-83 | Похолодание, короткие дни, длинные ночи, жизнь животных, прощальные песни птиц. | Характеризовать признаки времен года. Формировать умение устанавливать по схеме связь сезонных изменений в природе. | |
11 | 16.12 | 1 | Обобщение по теме: Осень | тест | Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений. | Выполнять тестовые задания. Уметь использовать приобретенные знания. | |
ЗИМА | |||||||
12 13 | 17.12 23.12 | 2 | Снег и лёд | 85-88 | Твердый, таит, температура 0. | Знать свойства снега. Сравнивать снег и лед. Знать в какие месяцы снег бывает рыхлым и мягким, в каком месяцу снег подтаивает, а ночью покрывается ледяным настом. | |
14 | 24.12 | 1 | Снег | 88-90 | Свойства снега, рыхлый-мягкий, плотный-темный, метель, наст, хищники |
3 четверть (20 часов).
Клепинина З. А., Титова М. Ф. Природоведение. 3 класс. – М.: Владос, 2001 г.
Цели:
- Учить наблюдать за погодой, за изменениями в природе.
- Познакомить с характерными признаками времен года (лета, осени, зимы, весны).
- Учить различать объекты живой и неживой природы.
- Познакомить с особенностями, назначением и зависимостью от изменений в природе сезонного труда людей.
№ п/п | Дата по плану | Дата факт. | Кол-во часов | Тема урока | Стр. Учеб. | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | |
Понятия | Предметные результаты | ||||||
1 2 | 13.01 14.01 | 2 | Повторный инструктаж по ОТ. Охрана и укрепление здоровья зимой. | 90-92 | Закаливание, спорт, лыжи, санки, витамины. | Заботиться о своем здоровье и хорошем настроении. Соблюдать личную гигиену, режим дня, охрана и укреплять здоровье. Научиться работать с дополнительными источниками знаний. Научиться выполнять правила личной гигиены. | |
3 4 | 20.01 21.01 | 2 | Растения зимой. Лес зимой. | 93-96 | Голый, без листьев, под снегом, сухие, лес спит. | Уметь понимать причины изменения растений зимой. Рассказывать по своим наблюдениям о состоянии растений зимой. Уметь опреде- лять породы деревьев зимой по силуэтам и плодам, уметь соотносить зимние погодные явления и состояние природы зимой. | |
27.01 28.01 | 2 | Комнатные растения. Практическая работа. | 97-99 | Уход, поливание, опрыскивание. | Использовать полученные знания для практической деятельности. | ||
03.02 04.02 | 2 | Домашние и дикие животные зимой. | с.100-102 с.110-113 | Уход, питание, витамины Мало корма, дикие и домашние животные, спячка Презентация Понять как животные готовятся к зиме в зависимости от того, впадают они в спячку или нет. Формировать знания о зимнем образе жизни зверей, не впадающих в спячку. | Уметь устанавливать связь между сезонными изменениями в природе и жизнью животных. Выявлять приспособительное значение спячки, линьки, запасания корма и других явлений в жизни животных зимой. Уметь определять невидимые связи между растительным и животным миром Знать животных и птиц ,занесённых в Усвоить образ жизни и питания зимующих птиц; | ||
10.02 11.02 | 2 | Птицы зимой | 106-109 | Кормушки, голодные, оперение, жировая прослойка. Презентация Познакомить с образом жизни и питания зимующих птиц. | |||
17.02 18.02 | 2 | Труд людей зимой. | 114-116 | Уборка снега, снегоуборочные машины, сосульки, лопаты. Познакомить с особенностями ухода зимой за растениями и животными; Учить понимать необходимость поддержания порядка на улице; Учить выращивать в домашних условиях витаминные растения для поддержания здоровья в зимнее время. | Понимать социально-нравственное значение зимних посиделок для жизни молодежи разного возраста; знать особенности ухода зимой за растениями и животными; усвоить необходимость поддерживать порядок на улице; уметь вырастить в домашних условиях 1—2 витаминных растения для поддержания здоровья в зимнее время | ||
24.02 | 1 | Что мы получаем от растения поля. | 117-120 | Хлебные растения, зёрна, пышные, мягкие, вкусные, сахарная свекла, хлопчатник и лён, семена льна, зерна кукурузы, семечки подсолнечника. | Знать важность зерновых культур в жизни человека. | ||
25.02 | 1 | Конец зиме. | 120-123 | Вьюга, метель, капель, рыхлый снег, снежные ямки, берлога, глухари, тетерев, день длиннее, снег подтаивает | Объяснять чем отличается конец зимы от ее начала. Знать почему на солнечной стороне крыши в феврале вырастают длинные сосульки. Выполнять задания в рабочей тетради. | ||
03.03 | 1 | Скоро весна. | 123-125 | Скворечник, чирикают воробьи, подрастают медвежата, мать-и-мачеха, медуница, одуванчик | Формировать умение устанавливать по схеме связь сезонных изменений в природе. Знать как готовятся встречать весной птиц школьники. | ||
04.03 | 1 | Обобщение по теме: Зима | тест | Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений. | Выполнять тестовые задания. Уметь использовать приобретенные знания. |
4 четверть (15 часов)
Цели:
- Учить наблюдать за погодой, за изменениями в природе.
- Познакомить с характерными признаками времен года (лета, осени, зимы, весны).
- Учить различать объекты живой и неживой природы.
- Познакомить с особенностями, назначением и зависимостью от изменений в природе сезонного труда людей.
№ п/п | Дата по плану | Дата факт. | Кол-во часов | Тема урока | Стр. Учеб. | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | |
Понятия | Предметные результаты | ||||||
ВЕСНА | |||||||
1 2 | 01.04 07.04 | 2 | Растения весной. | с. 135-137 | Лопаются почки, зацветают листья, пролеска, примула, оттаивает снег, питательные вещества, медуница, гусиный лук, пролеска. Уметь находить признаки весенних явлений природы с указанием на особенности жизни людей весной. | Формировать умение устанавливать по схеме связь сезонных изменений в природе. Уметь понимать причины изменения растений весной; научиться распознавать растения с помощью атласа-определителя. Рассказывать по своим наблюдениям о состоянии растений весной. | |
3 4 | 08.04 14.04 | 2 | Птицы весной. | с. 138-141 | Перелётные птицы, гнёзда, грачи, трясогузки, жаворонки, стрижи, стебельки, скворечники. | Знать о весенних изменениях в жизни птиц. | |
5 6 | 15.04 21.04 | 2 | Как изменяется жизнь разных животных весной. | с. 142-144 | Подрастают детёныши, крошечные, с варежку, спасаться от опасности, линька, насекомые, ящерицы, мальки, разлив. | Знать о весенних изменениях в жизни зверей. Знать какие изменения происходят в природе весной. Как изменяется жизнь разных животных с приходом весны. Приводить примеры. | |
7 8 | 22.04 28.04 | 2 | Домашние животные весной. | с. 146-147 | Пастбищные животные, подкормка, ягнята, телята, индюшата. | ||
9 | 29.04 | 1 | Как вырастить новые растения. | 148-149 | Плоды, семена, черенки, молодые корни, луковицы, клубни.
| Знать какое значение для растений имеют семена. Как можно вырастить новое растение. Записывать наблюдения. | |
10 | 05.05 | 1 | Практическая работа по теме: «Как вырастить новые растения». | ||||
11 | 06.05 | 1 | Труд людей весной. | с. 150-152 | Высеивают, перепахивают, высаживают, опрыскивают, сажают, подрезают. | Уметь различать особенности весеннего труда у женщин и мужчин в старину; уметь объяснить значение пословиц «Весенний день год кормит», «Кто спит весною, плачет зимою»; Знать,как проводятся наблюдения за состоянием природы 6 мая и сопоставлять эти наблюдения с ранее полученными данными о погоде 14 марта, ориентируясь на народные приметы этих дней. | |
12 | 12.05 | 1 | Весна. | Земля оттаяла, прогрелась; начали цвести; зацвели; белые кисти цветков; линяют; окраска шерсти. | Рассказывать об изменениях в природе самостоятельно или по плану. | ||
13 | 13.05 | 1 | Обобщающий урок по теме: «Времена года в нашей местности». | С.157 | Отвечать на вопросы в учебники. Применять полученные знания при самостоятельной работе. | ||
14 | 19.05 | 1 | Проверочная работа. | тест | Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений. | Выполнять тестовые задания. Уметь использовать приобретенные знания. | |
15 | 20.05 | 1 | Задания на лето. | 157-159 | Календарь погоды, правила охраны природы, как закаляться летом, насекомые, правила поведения на водоемах и на солнце. | Уметь находить признаки летних явлений природы и особенностей жизни людей летом в старинных названиях летних месяцев; Уметь описывать красоту летней природы и произведений искусства, посвященных этой теме, используя выразительные средства родного языка; знать называния тех черт в судьбе и произведениях художников, которые вызвали эмоциональное переживание у каждого из учащихся. |
Лист коррекции рабочей программы
Изменения рабочей программы. | Причины изменения рабочей программы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа для 1 класса ос 2100 по изо автор куревина
рабочая программа для 1 класса ос 2100 по ИЗО автор Куревина...
Рабочая программа по курсу "Изобразительное искусство", автор В.С. Кузин 2 класс (ФГОС)
Рабочая программа по курсу "Изобразительное искусство" по программе В.С. Кузина. 2класс (ФГОС)...
Рабочая программа по курсу "Литературное чтение", автор учебника- Н.А.Чуракова, 4 класс
Рабочая программа по курсу "Литературное чтение" в 4 клаасе по учебнику Н.А.Чураковой (система Л.В.Занкова). КТП составлена с учетом 2 часов в неделю....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ученому курсу «Математика» (автор:М.И. Моро, М.А. Бантовой, Г.В. Бельтюковой, С.И. Волковой, С.В. Степановой) для 1 класса
Рабочая программа по математике составлена на основе ФОГС, примерной образовательной программы начального общего образования, авторской программы М.И.Моро, М.А. Бантовой, Г.В. Бельтюковой, С.И. Волков...
Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...
Рабочая программа поматематике 3 класс ФГОС автор Моро М.И, Бантова М.А.
Рабочая программа по математике предназначена для учеников 3 класса...
Адаптированная рабочая программа (2.2, 1 отделение)
Данная адаптированная образовательная программа начального общего образования разработана для слабослышащих и позднооглохших обучающихся (вариант 2.2. 1 отделение)(далее – АОП НОО)....