Конспект урока окружающий мир 1 класс по теме " В декабре, в декабре все деревья в серебре"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Ванчугова Светлана Михайловна

Материал содержит конспект урока, технологическую карту. Урок построен в форме устного журнала. Предусмотрена групповая, парная, самостоятельная работа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_okr._mir_1_klass_vanchugova_s.m.docx22.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное  учреждение

средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №1

г. Советска Кировской области

                                  План - конспект урока окружающий мир

УМК « Начальная школа 21 века»

1 класс

« В декабре, в декабре все деревья в серебре»

                                                                           Учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

стаж работы 25 лет

Ванчугова Светлана Михайловна

                                           Советск – 2013

Конспект урока  окружающего мира в 1 классе.

Тема урока: «В декабре, в декабре все деревья в серебре»

Тип урока: урок изучения нового материала  и первичного закрепления

Дидактическая цель: Создать условия для уточнения представлений о признаках зимы; способствовать развитию мыслительной деятельности на основе наблюдений за объектами природы.

Планируемые результаты образования:

Предметные: научатся кратко характеризовать зимние наблюдения, строить высказывания на основе наблюдений за объектами природы

Метапредметные ( критерии сформированности /оценки компонентов универсальных учебных  действий -УУД)

Регулятивные: планирование - следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения.

Познавательные: общеучебные- ориентироваться в разнообразии способов решения задач;

Предметные- уточнять представления о признаках зимы; строить высказывания на основе наблюдений за объектами природы.

Коммуникативные: взаимодействие - слушать собеседника; управление коммуникацией - оказывать взаимодействие в сотрудничестве

Личностные: самоопределение - проявляют ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного  поведения;  смыслообразование – осуществляют самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности

Методы обучения: частично- поисковый, элементы проблемного метода.

Формы организации: индивидуальная, фронтальная, групповая, парная

Средства обучения:

  1.  Виноградова Н.Ф. Окружающий мир.1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений; в 2 ч. / Н.Ф. Виноградова.- М. Вентана- Граф, 2012
  2. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н.Ф. Виноградова – М.: Вентана- Граф, 2012
  3. Карточки для парной и групповой работы
  4. Демонстрационный материал: плоды деревьев, кормушка, разные виды корма для птиц, картинки снеговиков с разным настроением
  5. Презентация

     6.Электронный образовательный ресурс « Одень человечка по  погоде.»Задание 4

(N 181757)

  1. Организационный момент.

        - Сравните своё настроение с природными явлениями.

  1. Целеполагание .  

Послушайте отрывок музыкального произведения и попробуйте сформулировать  тему урока.

( Звучит отрывок из песни « Три белых коня»)

Поставим цели урока. ( формулируют дети, учитель корректирует и поправляет)

  1. Актуализация знаний и умений.

- Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово « Зима» ?

          4. Изучение нового материала и первичное закрепление

А) Представление формы урока

- Кто любит читать журналы?

- Все вы любите читать журналы, узнавать из них много интересной, полезной информации. Я вам сегодня предлагаю пролистать « необычный» журнал - устный, страницы которого вы увидите на слайдах.

Каждый журнал имеет своё название, а как называется наш журнал, вы узнаете, отгадав загадку:

Году конец, и начало зиме.

Вот так загадку задали мне.

Морозы и вьюги, и снег на дворе

К нам в гости приходит зима в …декабре

Наш журнал  называется « В декабре, в декабре все деревья в серебре»

- выскажите предположение, о чём этот журнал?

Б) Представление учащихся о погоде, умение анализировать погоду  дня

                 1страница журнала « Метеорологическая» .

- Выскажите предположение о чём  мы будем говорить ,  листая эту страницу?  ( о погоде)

Дежурные представляют прогноз погоды, записанный ими заранее на доске

( температура воздуха, облачность, осадки, ветер), остальные работают в индивидуальных дневниках наблюдений.

 - Вчера мы были на экскурсии в парке, вспомните свои наблюдения

- Какое было небо?

- Что можно сказать о глубине снежного покрова?

- Где самая маленькая глубина снежного покрова? Где самая большая? Чем обусловлена разница?

- На экскурсии мы  наблюдали за погодой и говорили о народных приметах. –                   

  Работа в группах « Знатоки народных примет»  

( детям предлагаются различные народные приметы, необходимо выбрать только те, которые относятся к зиме, распределить их на 2 группы: к морозной погоде, к оттепели)

Итак, 1 страницу нашего журнала мы переворачиваем и делаем вывод:

              ( Продолжи фразу:

На улице стало …холодно.

Температура воздуха… ниже нуля.

Снежный покров ….постоянный.

Почва .. замёрзшая.

В) Уточнение знаний об изменениях в жизни растений зимой ( на основе знаний, личного опыта, наблюдений на экскурсии)

                   2 страница устного журнала « Растения зимой»

- На экскурсии мы наблюдали за жизнью растений зимой.

- Как зимуют травы? ( под снегом)

- Как зимуют деревья? ( находятся в состоянии покоя. Даже если в начале зимы принести в комнату веточку берёзы и поставить в воду, то она не проснётся, её почки не набухнут и не развернут листиков. Дерево спит. )

 На осенней экскурсии мы определяли деревья по листикам, а как же мы вчера учились определять деревья, ведь листиков на них сейчас нет. ( по коре, по контуру дерева, по плодам)

                 Игра « Узнай дерево по плодам»

( Учитель показывает плод дерева или кустарника , дети определяют какому растению он принадлежит. Используются  плоды рябины, калины, лиственницы, липы,  боярышника, сосны, ели, яблони)

- Плод какого дерева лишний? Почему?

- Определение растений по учебнику с. 87.

- Как вы думаете, что могло бы произойти с деревьями, если бы они не сбросили листву? ( рассуждения детей)

- Как нужно обращаться с растениями зимой? (  С растениями зимой нужно обращаться особенно бережно, т.к. ветки  их  хрупкие).

Вывод: растения находятся в состоянии покоя, « спят», укрытые снежным покрывалом.

Г) Уточнение знаний об изменениях в жизни птиц зимой ( на основе знаний,  личного опыта, наблюдений на экскурсии)

3  страница нашего журнала- « Птицы зимой»

                               Игра « Узнай птицу по описанию»

( представляют ученики описание  снегиря, синицы, клеста, свиристеля).

- Каких птиц мы видели на экскурсии?

-Чем питаются птицы?

Ученик читает стихотворение З. Александровой « Кормушка»

Мы кормушки смастерили,

Мы столовую открыли,

Воробей, снегирь- сосед,

Будет вам зимой обед!

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели.

А во вторник посмотри ,

Прилетели снегири.

Три вороны были в среду,

 Мы не ждали их к обеду.

 А в четверг со всех краёв-

Стая жадных воробьёв.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей.

А субботу на пирог

Прилетело семь сорок.

- Как человек может облегчить жизнь птиц зимой?

Мы с вами тоже повесили кормушки у школы, и чтобы наши гости были довольны,  мы должны знать какое угощение им придётся по вкусу.

                                          Игра « Накорми птичку»

(  На кормушке рисунки птиц:   снегиря, синицы, воробья. Учащимся предлагается 3 разных вида корма:  ягоды, сало, пшено.  Нужно определить какой птице какой вид корма подойдёт)

Вывод: зимой птички часто гибнут не от холода, а от голода, поэтому не нужно  забывать ежедневно подкладывать корм в кормушки.

                                   Физкультминутка  игра « Да- нет»

( Упражнение- игра на развитие внимания, умения слушать и продолжать рассказ с учётом темы и установленных правил)

Используется материал рабочей тетради « Речевая разминка» с. 34

Д) Уточнение знаний об изменениях в жизни зверей  зимой ( на основе  ранее  полученных знаний)  

                       4 страница журнала « Звери зимой»

- Что объединяет этих животных? ( на слайде волк, рысь, лиса, кабан)

- Что объединяет ежа и медведя?

- Что может произойти, если животное выйдет из спячки раньше положенного времени?

- Как зимует белка?

Вывод: Все звери зимуют по- разному, но тревожить животных во время спячки нельзя, т.к. они могут погибнуть из-за отсутствия корма.

Е) Уточнение знаний об изменениях в жизни людей   зимой ( на основе  ранее  полученных знаний, личного опыта, наблюдений)  

                  5 страница журнала « Зимние забавы»

           А) загадки о зимних развлечениях  ( презентация)

           Б) работа в парах « Выбери зимнюю одежду»

            Работа с электронным образовательным ресурсом « Одень человечка по погоде»

            В) Самостоятельная работа в тетради. Задание « Соображалки»  с. 34-35.

          Самооценка

      Вывод: Зима- прекрасное время года  для укрепления организма и занятий зимними видами спорта.

  1. Итог урока. Рефлексия.

Итак, мы закрываем наш журнал, который назывался « В декабре, в декабре все деревья в серебре». Это прекрасные строчки из стихотворения С.Я. Маршака. Если вы хотите познакомиться с содержанием произведения , то можете взять его в библиотеке .

Зима- прекрасное время года, она дарит нам много прекрасных моментов. У вас на партах символ зимы - снежинка, а на доске 2 снеговика с разным настроением- грустный и весёлый.  Вы можете подарить любому из них свою снежинку.

Я желаю вам много зимних радостей, быть наблюдательными и  внимательными к природе.

           

                          Приложение1.

 Карточка для групповой работы.

Выберите приметы зимней погоды и распределите на 2 столбика: к морозной погоде, к оттепели

Кошка прикрывает лапой нос.

Ласточки летают низко к земле.

Дым из трубы поднимается столбом.

Лягушки громко квакают.

Дым стелется к земле.

Небо затянуто тучами.

Карточка для парной работы:

Подчеркните слова, обозначающие зимнюю одежду:

Шуба, сарафан, босоножки, варежки, валенки, панама,  шапка, штаны, кепка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира по теме "Жизнь пресного водоёма" для 4 класса

Конспект урока окружающего мира по теме "Жизнь пресного водоёма" (УМК "Школа России", 4 класс)...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

Аннотация к уроку и конспект урока окружающего мира по теме «Тур по Золотому кольцу России».

Расширить кругозор учащихся в области достопримечательности городов....

В декабре, в декабре все деревья в серебре

В начальной школе на уроках окружающего мира можно успешно использовать технологию развития критического мышления. Используя разнообразные приемы технологии РКМ, учитель перестает быть главным источни...

Конспект урока окружающего мира "Заочная экскурсия в зимний лес «Учимся различать деревья зимой» "

Цели деятельности учителя: Формирование навыка определения разных видов деревьев по силуэтам, коре и плодам. Обучение определять зимой по силуэтам такие деревья как: берёза, тополь, клён, дуб, рябина,...

В декабре, в декабре все деревья в серебре

Конспект  урока по окружающему мируна тему: «В декабре, в декабре все деревья в серебре»...