"Разнообразие животных".
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Синельникова Наталья Валерьевна

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Меня зовут Наталья Валерьевна. Сегодня я буду вести у вас  урок окружающего мира.  На нашем уроке также присутствуют гости, давайте  повернемся и   поприветствуем их.  А теперь я вас попрошу повернуться друг к другу и подарить свои улыбки.  Хочу пожелать вам хорошего настроения и  улыбок. (слайд 2) У вас у каждого на парте слева лежит конверт со  смайликами, пожалуйста, выберите тот, который соответствует вашему настроению на начало урока и положите его справа. Есть три вида смайликов отличное настроение, хорошее, немного грустное. (слайд 3)  Так же ребята у вас есть у каждого лист наблюдений, который вы будите заполнять в течение урока. Подпишите в нем свою фамилию и имя. Молодцы!  (слайд 4)И так мы начинаем наш урок с проверки домашнего задания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Разнообразие животных33.4 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по окружающему миру в 3 классе.

«Разнообразие животных»

Тема: Разнообразие животных.

 Цели: 1.Показать разнообразие животного мира. Познакомить учащихся с новой классификацией  животных и их признаками.

  2.Развивать логическое мышление, умение обобщать, делать выводы и классифицировать.

   3.Воспитывать любовь к животным и природе.  Расширять кругозор учащихся, развивать умение работать в группах.

Задачи:

- обобщить знания о разнообразии животных;

- развивать наблюдательность, познавательные способности в области изучения животных, способствовать развитию связной речи,  памяти, внимания, мышления;

- воспитывать экологическую культуру, прививать любовь и бережное отношение к природе.

Планируемые результаты (предметные): научатся классифицировать животных по отличительным признакам.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные: уметь самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале, оценивать правильность выполнения действий; адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников с отзывами о выполненной работе; уметь оценивать  результат своей работы на уроке.

Коммуникативные: уметь донести свою позицию до других, уметь рассуждать и анализировать; работать в группе и оценивать своего товарища.

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, использовать знаково-символические средства (схемы), уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Личностные: проявлять познавательный интерес,  целеустремленность  и настойчивость в достижении цели, совместно договариваться о правилах общения в группе.

Оборудование: презентация «Разнообразие животных», компьютер, мультимедийный проектор, экран,  карточки  для работы, «Красная книга».

Ход урока

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Меня зовут Наталья Валерьевна. Сегодня я буду вести у вас  урок окружающего мира.  На нашем уроке также присутствуют гости, давайте  повернемся и   поприветствуем их.  А теперь я вас попрошу повернуться друг к другу и подарить свои улыбки.  Хочу пожелать вам хорошего настроения и  улыбок. (слайд 2) У вас у каждого на парте слева лежат смайлики, пожалуйста, выберите тот, который соответствует вашему настроению на начало урока и положите его справа. Есть три вида смайликов отличное настроение, хорошее, немного грустное. (слайд 3)  Так же ребята у вас есть у каждого лист наблюдений, который вы будите заполнять в течение урока. Подпишите в нем свою фамилию и имя. Молодцы!  (слайд 4)И так мы начинаем наш урок с проверки домашнего задания.

На прошлом уроке мы говорили о растениях. Ответьте мне на некоторые вопросы.

1. Как называется  наука о растениях? ( Ботаника)

2. Перечислите группы растений, изученных на прошлом уроке?  (Водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения, цветковые растения.)

3. Назовите несколько растений нуждающихся в охране?  (Подснежник, колокольчик, подорожник, сон-трава ….)  

Молодцы! Вы верно ответили на все вопросы .

У меня на слайде изображен «ирис – сибирский», который растет на территории Шелаболихинского района и занесен в Красную книгу.

 ( слайд 5)А теперь послушайте четверостишие и подумайте, какие слова вам помогут сегодня на уроке.

Чтоб окружающий мир изучать,

Нужно уметь наблюдать,

Признаки предметов любых выделять,

Их общие и различные свойства отмечать.

      Какие слова нам будут помогать? (ответы) Запишите свои ответы в листе наблюдений шаг 1.

       2. Введение

Говорят, что человек часть природы. Что самое главное есть у человека? (жизнь) Жизнь - самое удивительное явление природы. Она превратила когда-то пустынную и мрачную планету Земля в многоцветный и многозвучный мир. Всюду кипит жизнь: и в знойных пустынях и в вечных снегах, на суше, в воздухе, в воде. Всюду обитают живые существа.

Чтобы узнать тему нашего урока, я предлагаю вам  послушать музыку, посмотреть на экран и сформулировать тему урока. (слайд 6)

 Кто догадался какая тема нашего урока (животные).  (Слайд7) Сегодня на уроке мы познакомимся с разнообразием животных. А что мы будем изучать? (ответы)

Сегодня мы поговорим о том, какие бывают животные, будем делить животных на группы.

  1. Изучение нового материала.

(слайд 8) Существует наука зоология, в переводе с латинского  зоо - животные, логос – наука. Наука о животных.

Животных в природе очень много, все они разные, учёные разделили всех обитающих на земле животных на группы. (слайд 9)

Таблица

Сейчас мы будем находить, и доказывать главные признаки каждой группы. (слайд10)

Работать мы будем по группам.  Вы уже разделены на группы.

1группа будет находить признаки - зверей

2группа – птицы

3группа - насекомые

4группа - рыбы

 Земноводные и пресмыкающиеся мы с вами разберем вместе.  

 ( слайд 11)Напоминаю вам правила работы в группах. Вы должны выбрать в своей группе  ·  чтеца -  читает задание вслух всей группе; ·  докладчика - рассказывает, что решила группа;·  хронометриста - следит за временем. Все вместе вы записываете ответ, который вы решили в группе в листе наблюдений шаг 2. Общие правила - в разговоре должен участвовать каждый;- говорить спокойно и ясно;- говорить только по делу. Распределите роли в своих группах.

               Каждой группе я даю конверт, где вы найдете лист с изображением животных, который поможет вам определить признак каждой группы.  Открывайте конверт, рассматривайте животных  и определяйте признак группы, используя слова для справок. Для работы вам дается 3 минуты. Приступаем к выполнению заданий.

Работа по группам. ( Слайд)

Группы животных

Признаки животных

1.

Звери

2.

Птицы

3.

Насекомые

4.

Рыбы

5.

Земноводные

6.

Пресмыкающиеся

1 группа назовите главный признак  зверей? (Тело покрыто шерстью.) Молодцы! (слайд 12)   Справились с заданием. Ребята запишите этот признак в  свой лист наблюдений.

Группы животных

Признаки животных

1.

Звери

Тело покрыто шерстью

2.

Птицы

3.

Насекомые

4.

Рыбы

5.

Земноводные

6.

Пресмыкающиеся

2 группа назовите главный признак птиц? ( тело покрыто перьями)  (слайд 13)   Молодцы! Запишите этот признак.

Группы животных

Признаки животных

1.

Звери

Тело покрыто шерстью

2.

Птицы

Тело покрыто перьями  

3.

Насекомые

4.

Рыбы

5.

Земноводные

6.

Пресмыкающиеся

3 группа назовите главный признак  насекомых? (У насекомых шесть ног.) (слайд 14)   Запишите этот признак в листе наблюдений.

Группы животных

Признаки животных

1.

Звери

Тело покрыто шерстью

2.

Птицы

Тело покрыто перьями  

3.

Насекомые

6 ног

4.

Рыбы

5.

Земноводные

6.

Пресмыкающиеся

4 группа назовите главный признак  рыб? (Скользкая чешуя, жабры, плавники.) (слайд 15)  Отлично. Запишите ответ.

Таблица.

Группы животных

Признаки животных

1.

Звери

Тело покрыто шерстью

2.

Птицы

Тело покрыто перьями  

3.

Насекомые

6 ног

4.

Рыбы

Чешуя, жабры, плавники

5.

Земноводные

6.

Пресмыкающиеся

Вы хорошо справились с заданием. А сейчас послушайте загадки.

(слайд 17)  

1.На скале он строит дом.

Разве жить не страшно в нём?

Хоть кругом и красота,

Но такая высота!

Нет, хозяин не боится

Со скалы крутой скатиться-

Два могучих крыла

У хозяина…….  (орла)

(слайд 18)  

2.Два ведра речной воды

Загружает он в горбы

Уважает всякий труд

Флегматичный пан…..  (верблюд)  

(слайд 19)  

3. Кто отправился в полёт

В клюве веточку несёт?        (птица)

(слайд 20)  

4.В воде они живут,

 Нет клюва, а клюют.  (рыбы)  

(слайд 21)  

5.По реке плывёт бревно.

Ох и злющее оно!

Тем, кто в речку угодил,

Нос откусит…..  (крокодил)

(слайд 22)  

6. В траве мелькает, хвостом виляет.

Хвост оторвёт – другой наживёт…. (ящерица)

Молодцы, ребята последние  загадки нам представили 2 вида животных, признаки которых мы будем сейчас определять.

  (слайд 23)  Посмотрите на картинки и назовите изображённых животных? (Лягушка, жаба, тритон)

Встречали ли вы лягушек? (да) Где  именно? ( рядом с водой) А как вы думаете кто такие земноводные и почему их так называют? ( Они могут жить и на земле и в воде) Земноводные.2 корня .1- зем , 2- вод. Это те, кто может жить на земле и в воде?  А чем покрыто тело у земноводных? ( голая кожа) Молодцы! (слайд 24)   Запишите признак этой группы.

Таблица.

Группы животных

Признаки животных

1.

Звери

Тело покрыто шерстью

2.

Птицы

Тело покрыто перьями  

3.

Насекомые

6 ног

4.

Рыбы

Скользкая чешуя, жабры, плавники

5.

Земноводные

Голая кожа( живут в воде и на суше)

6.

Пресмыкающиеся

 (слайд 25)  Посмотрите на эти картинки. Кто это? (Черепаха, ящерица, змея, крокодил)

Они относятся к классу пресмыкающихся. Это животные, тело которых покрыто сухими чешуйками, а у некоторых еще и панцирем. Всю жизнь эти животные ползают, пресмыкаются.  Кто догадался, какой главный признак этой группы? (ответы) (слайд 26)  Главный признак: сухие чешуйки. Запишите ответ.

Группы животных

Признаки животных

1.

Звери

Тело покрыто шерстью

2.

Птицы

Тело покрыто перьями  

3.

Насекомые

6 ног

4.

Рыбы

Скользкая чешуя, жабры, плавники

5.

Земноводные

Голая кожа( живут в воде и на суше)

6.

Пресмыкающиеся

Тело покрыто сухими чешуйками

 А теперь проверьте свои ответы

Таблица

Группы животных

Признаки животных

1.

Звери

Тело покрыто шерстью

2.

Птицы

Тело покрыто перьями  

3.

Насекомые

6 ног

4.

Рыбы

Скользкая чешуя, жабры, плавники

5.

Земноводные

Голая кожа( живут в воде и на суше)

6.

Пресмыкающиеся

Сухие чешуйки

 Молодцы ребята, хорошо поработали! Мы увидели с вами, как разнообразен мир животных, но знаете ли вы ребята, что  на гране исчезновения и вымирания есть некоторые виды животных.     А кто знает, как называется книга, в  которой перечислены исчезающие и редкие животные и растения? (Красная книга.) (слайд 27)  

  (слайд 28)  Например : в пойме реки Обь проводит лето черный аист, который является редким видом, и взят под охрану во всем мире. Часто можно увидеть орлана-белохвоста, размах крыльев, которого превышает 2,5 метра, также встречается, кулик – сорока, которые тоже занесены в Красную книгу. В нерестилища реки Обь заходит до десяти видов рыб, в том числе осетр занесенный в Красную книгу. И если  человек не обратит внимание,  не  перестанет их истреблять, то эти животные исчезнут.

В Красной книге перечислены животные, которые могут безвозвратно исчезнуть. И, если  мы не защитим животных, попавших в Красную книгу, они погибнут. Спасение их невозможно без специальных мер: запрета охоты, охраны в заповедниках. Заботы об их размножении.

Запишите в листе наблюдений животных, которые занесены в «Красную книгу» шаг 3.  

   Ребята, а ведь у каждого из нас есть домашнее животное, о котором мы заботимся, расскажите о своих домашних питомцах.(ответы) Мы должны проявлять заботу и к диким животным, а как  мы можем это сделать? (ответы).

(слайд 29)  А сейчас откройте учебник на стр. 92, Рассмотрите рисунок. Животные разных видов заметно отличаются друг от друга, а животные одного вида очень схожи. Посчитайте, сколько на рисунке птиц каждого вида?  Сколько всего птиц? Запиши свой ответ в  лист наблюдений шаг 4.  Проверьте себя на « Страничках для самопроверки» стр. 173.   (слайд 29)  

Итог урока. Рефлексия.

Вот и подходит наш урок к концу.  На какие группы разделили всех животных?

Какую важную работу мы выполняли на уроке? На земле огромное количество животных, растений.

- Как это назвать одним словом?     /ПРИРОДА/

Чтобы сохранить все это бесценное богатство мы должны очень бережно ко всему относиться.

 (слайд 31)  

Для дружбы, для улыбок и для встреч

В наследство получили мы планету,

Нам этот мир завещано беречь

И землю удивительную эту.  

(слайд 32)  Вы все сегодня работали на уроке  и заслужили оценки, я предлагаю каждому  из вас оценить своего соседа справа и поставить ему оценку в его лист  наблюдений.  А теперь каждый поднимите свой лист, чтобы я увидела ваши оценки. Молодцы, хорошо поработали,  все  оценки заслуженные.

 А теперь запишите домашнее задание:

Прочитать текст в учебнике стр. 87 -93.

Подготовить рассказ о любом  животном, занесенном в Красную книгу.

На память об уроке каждый ученик получает наклейки с изображением животных и лист наблюдений.

А теперь ребята, выберете смайлик слева, который соответствует вашему настроению в конце урока, и положите его рядом со смайликом, положенным в начале урока. (слайд 33)  

Всем спасибо за урок!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 3 классе "Разнообразие животных"

Урок окружающего мира в 3 классе "Разнообразие животных" УМК 2Начальная школа ХХ1 века"...

Конспект урока "Разнообразие животного мира Краснодарского края. Домашние и дикие животные"

На данном уроке происходит знакомство учащихся с домашними и дикими животными, которые обитают на территории нашего края....

Тема «Разнообразие животного мира Краснодарского края. Охрана животных».

формирование знаний о разнообразии животного мира Краснодарского края;- формирование представления о ценности для человека мира животных;- углубление знаний о Красной книге Кубани;- воспитание бережно...

Конспект урока по кубановедению 3 класс «Разнообразие животного мира Краснодарского края. Охрана животных».

Формирование знаний о разнообразии животного мира Краснодарского края;- формирование представления о ценности для человека мира животных;- углубление знаний о Красной книге Кубани;- воспитание бережно...

Конспект урока по окружающему миру для учащихся 3 класса по теме: «Разнообразие животных. Многообразие животного мира. Классификация животных. Виды животных. Зоология – наука о животных»

Конспект урока по окружающему миру 3 классТема: «Разнообразие животных. Многообразие животного мира. Классификация  животных. Виды животных. Зоология – наука о животных»УМК &laq...

Конспект урока по окружающему миру «Разнообразие животных. Животные родного края»

Конспект урока по окружающему миру «Разнообразие животных. Животные родного края»...