Конспект урока Как жили наши далёкие предки
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Деревянченко Марина Анатольевна

Конспект урока "Как жили наши далёкие предки" с использованием групповой работы. Урок окружающего мира, 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_kak_zhili_nashi_dalyokie_predki.docx49.64 КБ

Предварительный просмотр:

      ТЕМА. КАК ЖИЛИ НАШИ ДАЛЕКИЕ ПРЕДКИ

Цели: сформировать представления о жизни восточных славян; воспитывать бережное отношение к хлебу; развивать любознательность, любовь к изучению истории.

Оборудование: иллюстрации жилища, предметов быта, орудий труда славян, иллюстрация славянского поселка.

I. Орг. момент.

II. Целевая установка.

- Давайте заглянем в древний славянский поселок. Как правило, он невелик - от одного до пяти дворов. Поселки в несколько десятков домов были, по-видимому, редким исключением. (Слайд)

-        Прочитайте название темы. Сформулируйте другие вопросы по данной теме, используя следующие вопросительные слова: (Слайд)

Кто? (Кто были наши далекие предки?)

Где? (Где они жили?)

Какие? (Какие они были?)

Как? (Как вели своё хозяйство?

Поиском ответов будет посвящен сегодня урок.

III. Новый материал.

1. Работа в группах.

- С сегодняшнего урока мы начинаем изучение большого раздела курса истории. Для того, чтобы лучше понять смысл названия раздела, необходимо выяснить значение входящего в это название ключевого слова. С этой целью давайте выполним ряд заданий.

Задание 1: (Слайд) -Найдите корень в следующих словах и сделайте предположение о лексическом значении этих слов.

-В слове «предки», корень –пред-, он означает предшествовать чему-либо. Предки - это люди, которые жили перед нами.

В слове «современники» корень –врем-, так называют людей, которые живут с нами в одно время, например, в настоящее время.

В слове «потомки» корень –потом-, так называют людей, которые будут жить после нас.

Задание 2: - На линии времени обозначен год, в котором мы живем и наши современники. Покажите на линии времени части схемы, соответствующие времени жизни наших предков и потомков. (Слайд)

2. – Давайте посмотрим, где расселялись древние славяне.

       (Видеофрагмент)

- Историки считают, что с давних времён восточные славяне поселились в среднем течении реки Днепр, примерно там, где сейчас находится город Киев. (Слайд)

 III. Изучение нового материала.

1.Чтобы представить себе, как жили славяне, чем занимались, мысленно перенесемся в те далекие времена в один из славянских поселков. Закройте глаза и представьте.

...Дремучий лес. Пахнет смолой, медом, черемухой. У крутого берега реки, на поляне, расположился небольшой поселок, огороженный частоколом. Из-за частокола виднеются деревянные и соломенные крыши домов. На самом высоком дереве в городище устроена сторожевая вышка. Там находится внимательный дозорный, он должен вовремя предупредить о появлении врагов.

     В те давние времена наша Родина была совсем не такой, как теперь. Территорию европейской части страны почти сплошь покрывали леса. Там, где сейчас обширные поля и многолюдные города, тогда можно было увидеть лишь болота. Только по широким полноводным рекам можно было проплыть через лесные чащи.

(Слайд) - Как вы думаете, почему славяне селились по берегам рек?

2.- Опишите, как вы себе представляете землянку славян. Сравните свое описание с иллюстрацией на экране. (Слайд)

- Найдите описание жилища в тексте (с.128), прочитайте и сравните свои предположения с описанием.

...В домах славян пол был на метр углублен в землю, стены сложены из тонких стволов деревьев - жердей, очищенных от веток и коры. Жерди соединены между собой деревянными шипами, связаны для прочности гибкой корой. Крыша тоже из жердей, а на ней - толстый слой соломы.

Внутри такого дома было всегда прохладно, темно и сыро. Окошки, прорубленные в стенах, на ночь и в холода закрывали досками или соломой - ведь стекол тогда не было. В углу находилась сложенная из камня печь - она обогревала дом, на ней готовили еду. Печь топилась по-черному - это значит, что дымовой трубы не было, и весь дым выходил через оконца, двери, отверстия в кровле. В доме все свободное место занимали стол и 2-3 лавки. В углу лежало несколько охапок сена, покрытых звериными шкурами, - это постели.

3.- Что можете сказать на основе картины о занятиях восточных славян?

Учитель  раздает детям карточки с заданиями изобразить виды деятельности славян:

Женщину, которая шьет, лепит посуду, готовит пищу, доит корову, кормит птиц;

Мужчину, который: ловит рыбу, рубит дрова, охотится с помощью лука, пашет землю. Один учащийся изображает, а остальные называют эти занятия.

(Слайд) - Славяне были мирные и трудолюбивые люди. Они занимались земледелием - сеяли и выращивали рожь, просо, горох, ходили на охоту. Зверя (лисиц, зайцев, волков, медведей) в лесах было много. Охотились без оружия: расставляли сети, делали облаву, на злого зверя выходили с дубинами. Охотой добывали и пищу, и одежду. Шкурами зверей укрывались от холода. Позднее славяне научились выделывать шкуры - снимали с них жир, мяли, сушили. И из шкур шили одежду - тулупы, шубы, шапки.

Рядом с поселком поле. Нелегко было его возделывать. Сначала пришлось вырубить большой участок леса. Несколько месяцев трудились все жители поселка. Не так-то просто топором да ножом-косарем валить вековые деревья, корчевать пни и вырубать густой кустарник.

- Прикрепите карточки в соответствии с занятием. (Развешиваются по классу).

http://festival.1september.ru/articles/503922/img2.gif

- Прочитайте в учебнике на с. 126-127 о занятиях древних славян.

4. Игра.

- Одним из основных занятий древних славян было земледелие. Как каравай попадал на стол? Давайте составим цепочку из картинок в таком порядке, какой потребуется, чтобы из колосьев пшеницы получился каравай.

(Колос, серп, мельница, мука, вода, дрожжи, соль, печь, дрова, каравай)

-        Что нужно земледельцу из предложенных предметов? (Серп.)
Земледелец. Я в тенечке не лежал,

А хлеба растил и жал.

-        Что нужно мельнику? (Мельница.)
Мельник. Не молол я чепуху,

                              А смолол зерно в муку.

-        Что нужно пекарю? (Печь, квашня, вода, мука, дрожжи, соль дрова.)

Пекарь. Я не грел у печки бок - каравай ребятам пек.

В печь - перепелкой, из печи - коростелкой.

  Пекарь, мельник, землепашец (вместе).

Мы работы не стыдились.

Мы работою гордились.

А награда - урожай.

Всех на праздник приглашай!

5. Задание. Опираясь на рисунки, смоделируйте типичный вид славянина.

- (Слайд) Славяне, по описанию, были круглолицыми, с русыми волосами, с большими голубыми глазами. Роста они были высокого, широки в плечах.

- У вас на столах детали одежды, которую носили древние славяне. Рассмотрите. Что вы можете сказать?

IV. Итог урока.

- Давайте вернёмся к вопросам, которые  задали в начале урока. Мы ответили на них? (Слайд)

img1

Послушайте, что рассказывает о славянах Ишимова в своей книге по истории России в рассказах для детей.

Славяне были очень честны: уж если что обещают, то непременно сдержат слово. Когда славянин скажет: «Если не сдержу слово, то будет мне стыдно», - так можно на это слово смело положиться. Может быть, с этих еще пор появилась пословица: «Не давши слово - крепись, а давши – держись», потому что как сами мы, русские, от славян произошли, так и язык наш от славянского.

IV. Домашнее задание.

- Домашнее задание у вас будет творческим.

- Представьте, что вы живете в одном из племен древних славян. Опишите жизнь в вашем племени, нарисуйте ваше жилище, чем занимаетесь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие информационной компетентности у младших школьников на уроках окружающего мира. Конспект урока "Когда жили динозавры?"

ФГОС формулирует ряд требований к изучению окружающего мира, одно из которых – ИКТ в достижении предметных результатов – для данного раздела является ключевым. Речь идет об освоении...

Конспект урока по теме:" Наши предки - в далёком пршлом".

Урок составлен по программе 2100 по предмету " Окружающий мир". Конспект составлен в соответствии с новыми ФГОС....

Конспект урока "Животноводство в нашем крае"

Формирование представлений обучающихся об отрасли сельского хозяйства – животноводстве...

Конспект урока по ИЗО «НАШИ ДРУЗЬЯ: ПТИЦЫ».

Конспект урока по изобразительному искусству 2 класс«Наши друзья: Птицы». рисунок птицы(ворона, журавль, голубь, петух и др.)с живой натуры, чучела или таблицы.Изображение и РЕАЛЬНОСТЬ...

Как жили наши далекие предки.

Конспект открытого урока по окружающему миру 3 класс....

Урок окружающего мира «Как жили наши далёкие предки»

Урок был составлен на основе учебника Окружающий мир Дмитриевой системы Занкова. Содержание материала учебника по теме использовалось при конструировании компетентностно - ориентированных заданих. В т...