технологическая карта по окружающему миру на тему "Пришла зима" 1 класс
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Якупова Ильсияр Фиалитовна

Технологическая карта по окружающему миру на тему "Пришла зима" 1 класс ПНШ по ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnolog_karta.docx40.66 КБ

Предварительный просмотр:

Тема

Пришла зима.

Цель темы

1. Обобщение жизненных наблюдений детей об изменениях в окружающей их природе с приходом зимы.

2. Изучение правил безопасного поведения во время зимних игр.  

3. Формирование культуры учебного труда, умение работать в парах.

Планируемый результат

Знать основные признаки зимы. 

Знать  правила безопасности на воде в зимнее время, правила безопасности при катании с гор в зимнее время, уметь их соблюдать  и выполнять.

Основные понятия

Понятия: время  года,   зима,  месяц,  декабрь, январь, февраль, лед, снег,  мороз, метель, снежинки, сосульки, гололед, буря, сугробы,  иней, состояние воды, 

Межпредметные связи

Окружающий мир,  литературное чтение, основы безопасности жизнедеятельности

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова «Окружающий мир» 1 класс; 

персональный компьютер, мультимедийный проектор, программа Microsoft Power Point, экран; «домики» для животных; картинки животных; стакан с замёршей водой, тяжёлая гирька.

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

 

- ученик  получит возможность научиться соблюдать правила безопасного поведения во время зимних игр;

Познавательные:

- проводить целенаправленные наблюдения за изменениями в природе и уметь рассказывать о своих наблюдениях;

- устанавливать правильную последовательность зимних месяцев;

- определять основные признаки зимы;

- понимать информацию, представленную в виде опытов, рисунков;

Регулятивные:

- понимать, что уже усвоено и что предстоит усвоить;

- замечать и исправлять свои ошибки и ошибки одноклассников;

Коммуникативные:

- строить понятные для партнера высказывания;

- учитывать разные мнения в рамках учебного диалога;

- осуществлять взаимопроверку при работе в паре

 

- называть характерные признаки зимы;

- выполнять правила  безопасного поведения во время зимних игр;

- характеризовать различное состояние воды;

Этап урока

 

 

Цели

деятельности

Деятельность учителя

Деятельность  обучающихся

1.Мотивация к учебной деятельности.

 

 

 

 

2.Актуализация знаний и

постановка проблемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные

- Создать условия для возникновения у учащихся  внутренней потребности включения в учебную деятельность.

 

 

 

 

Метапредметные

-выделение и формулирование целей урока;

- постановка учебных задач на основе соотнесения того, что уже известно и того, что еще неизвестно;

- понимать информацию, представленную в виде знаков и текста;

Личностные

- понимание красоты окружающего мира на основе поэзии и музыки;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.

– Ребята, посмотрите сколько у нас сегодня гостей. Давайте им  подарим свою улыбку.

- Садитесь удобнее.

- Закрыли глазки и мысленно сказали:

Я ВНИМАТЕЛЕН, Я ХОРОШО ДУМАЮ,  Я СОСРЕДОТОЧЕН, ДОГАДЛИВ, СООБРАЗИТЕЛЕН И УВЕРЕН В СЕБЕ.

- Открыли глазки.

Я ЖЕЛАЮ ВАМ УСПЕХА!

 

 

 

1.-Сегодня, ребята, у нас интересный урок, постарайтесь определить тему урока, прослушав внимательно  отрывок стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро»

Слайд №1 (Портрет А.С. Пушкина)

 

ПОД ГОЛУБЫМИ НЕБЕСАМИ

ВЕЛИКОЛЕПНЫМИ КОВРАМИ,

БЛЕСТЯ НА СОЛНЦЕ, СНЕГ ЛЕЖИТ:

ПРОЗРАЧНЫЙ ЛЕС ОДИН ЧЕРНЕЕТ,

И ЕЛЬ СКВОЗЬ ИНЕЙ ЗЕЛЕНЕЕТ,

И РЕЧКА ПОДО ЛЬДОМ БЛЕСТИТ

Слайд №2

 (Учитель читает отрывок стихотворения, на слайдепоявляется картина зимнего пейзажа.)

 

- О каком времени года говорит поэт в своем стихотворении?

- Посмотрите за окно. Какое  сейчас время года?

- Как вы думаете, какая тема нашего урока?

(на слайде появляются слова ПРИШЛА  ЗИМА)

 

2.– Откройте учебник на новой странице;       (стр. 32 – 34)

-  рассмотрите внимательно центральную картинку;

- определите цели урока: «Чему вы должны научиться на уроке»

- Для этого мы должны  подумать  и   отгадать

  загадки,  кроссворд

 

- Ответить  на вопросы

   учебник,  песня

 

- Составить памятку «Безопасное поведение во время зимней прогулки»

   памятка

-  Провести опыты со снегом и льдом

 опыты

(После каждой поставленной цели  на доску прикрепляется  знак и задачи урока. После выполнения задания слова с задачами урока снимаются .)

 

 

Настраиваются на работу.  (Медитация)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Слушают отрывок стихотворения, смотрят в окно и определяют тему урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Рассматривают центральную картинку учебника стр. 32 – 34 и ставят цели к уроку:

1. узнать какие происходятизменения в природе с приходом зимы;

 

 

 

 

 2.познакомиться с   зимними  играми;

 

 

3.определить из чего состоит лед и снег;

 

 

 

 

 3.Совместное «открытие» новых знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Самостоятельное применение знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Итог урока. Рефлексия.

 

 Личностные:

- формировать понимание необходимости выполнения правил личной гигиены для сохранения здоровья;

- формировать понимание красоты окружающего мира

Предметные:

Научатся

- называть характерные признаки зимы;

- выполнять правила поведения во время зимних игр;

Получат возможность научиться

- характеризовать особенности зимы;

- проводить опыты

и делать  выводы;

Метапридметные:

- осуществлять контроль за усвоением учебного материала при выполнение заданий учебника;

- замечать и исправлять свои ошибки и ошибки одноклассников;

- понимать информацию, представленную в виде рисунков;

- устанавливать правильную последовательность месяцев;

- осуществлять поиск информации  при выполнении задания;

- осуществлять взаимопроверку при работе в паре

- оценивать действия одноклассников;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные- формировать ориентацию на выполнение правил безопасного поведения во время зимних игр;

Предметные:

Научатся

- называть характерные признаки зимы;

- выполнять правила поведения во время зимних игр;

Метапридметные:

- понимать информацию, представленную в виде таблицы и текста;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные:

 - оценить свою деятельность на уроке и работу одноклассников

Метапредметные:

- понимать информацию, представленную в виде схемы и текста;

Предметные:

- зафиксировать новое содержание, изученное на уроке.

 

 

1.Зимние месяцы   Слайд №2

 – Сегодня мы продолжим наше знакомство с зимним временем года.

- Послушайте песню и отгадайте о каких 3 х конях поется в песне?

-  Что это за 3 белых коня? - Как называются эти месяцы?

 (Учитель выдвигает таблички с названием зимних месяцев)

 - Какой зимний месяц 1 – ый?  

- Обозначьте месяц декабрь цифрой 1.

- Какое  интересное событие происходит в этом месяце?

 - Какой зимний месяц 2 – ой? 

- Обозначьте месяц  январь  цифрой 2.

- Какое  интересное событие происходит в этом месяце?

- Какой зимний месяц 3 – ий? 

- Обозначьте месяц  февраль цифрой 3.

- Какое  интересное событие происходит в этом месяце?

 

2.Работа над загадками.  «Приметы зимы»   Слайд №3

-давайте вспомним основные приметы зимы.

- Отгадайте загадки и найдите отгадки среди  картин,  называя номер картинки.

·          Скатерть бела весь свет одела.                                       (Снег.)

·          Что за звездочки сквозные на пальто и на платке,

             Все сквозные, вырезные, а возьмешь – вода в руке.                  (Снежинки.)

·          Ни в огне не горит, ни в воде не тонет.                       (Лед.)

·          И не снег, и не лед,    А серебром деревья уберет.      (Иней.)

 

- На прошлом уроке, когда мы с вами ходили на экскурсию в гости к зиме, вы решили найти загадки о зиме и к ним нарисовать рисунки. Покажите свою работу.

- Загадайте свою загадку товарищам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Работа по учебнику.

- Открываем учебник на(с. 32–33).

- Рассмотрите центральный рисунок в учебнике

- Используя  рисунок, отгадки и наблюдения на экскурсии  расскажите,  что изменилось в природе с приходом зимы.

 

- Зима приходит к нам в последние дни ноября. Земля покрывается снегом, река – льдом. Небо затянуто серыми низкими облаками. Падает и падает на землю снег. На улице холодно. Чем дальше зима, тем больше снега, тем сильнее морозы. Но мы с вами не боимся мороза. Давайте покажем зиме , как мы рады ее приходу.

 

 

 

 

 

 

4.Физкультминутка 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Игра «Учитель – ученик» 

- Как одеты дети? 

- Чем заняты дети во время зимней прогулки? 

- Возьмите лупу и фишки. Обозначьте опасности, которые подстерегают детей.

 

 

 Слайд №4    (работа с фокусом)

- Давайте проверим вашу работу.

- Кто из вас проанализирует работу своего ученика?

 

6.Практическая работа №1

- Сейчас мы проведём практическую  работу.

На столе учителя стоят два стаканчика со льдом. В одном лёд твердый , а  во втором лед тонкий.

В 1-СТАКАНЕ ВОДА ЗАМЁРЗЛА СИЛЬНО, ГИРЬКА НЕ ПРОВАЛИЛАСЬ.

ВО 2- ВОДА ЗАМЕРЗЛА СЛАБО, ЛЁД ХРУПКИЙ, ГИРЬКА ПРОВАЛИЛАСЬ.

 

 -Объясните, почему  ГИРЬКА ПРОВАЛИЛАСЬ    

 -Какая беда может случиться, если лёд тонкий?

 

 

7. Экологическая остановка.  Сказка «Почему  снег грязный?».

 

- когда вы играете на улице, много бегаете и прыгаете. Вам сильно хочется пить. Что делают многие дети? Давайте подумаем, можно ли есть снег и лед.

 

«Жила-была Злючка-Грязючка. Очень любила она дым заводов и фабрик, выхлопные газы автомобилей, сточные трубы. А еще она любила путешествовать. Нравилось ей плавать по рекам, озерам и морям. Во время этих путешествий Злючка-Грязючка пачкала все, что попадалось на ее пути: растения и животных, воду и камни, даже людей, отдыхающих в этих местах, и белый пушистый снег, который падал на землю, загрязненную Злючкой-Грязючкой.»

     8.Практическая работа №2

- Давайте проверим ,действительно ли белый снег чистый?

 

На столе учителя стоят два стаканчика со снегом, который взят с пришкольного участка и с дороги.

 

 

-Что  на марле?  (Серые разводы, песчинки, соломинки, волоски).

 

 – Почему нельзя есть снег?   

 

-  Что же такое снег, иней и лёд? 

 

 

 

 

1.Составление памятки  «Безопасное поведение во время зимней прогулки».

 

- На уроке мы свами много говорили о том, как правильно вести себя во время зимней прогулки, делали опыты. Давайте вспомним эти правила и составим памятку «Безопасного  поведения во время зимней прогулки», используя картинки слайда.

Слайд №5  

– Какие правила необходимо выполнять во время зимней прогулки?

                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздать памятки всем учащимся

 

 

 

 

 

 

 

2.Физкультминутка№2.

 

С неба падают снежинки,
Как на сказочной картинке.
А вокруг лежат сугробы.

Снегом замело дороги.

 

 

 

3.Кроссвор   «Какого цвета зима?»  Слайд №6  

- Давайте применим полученные знания на уроке и  ответим на вопрос кроссворда «Какого цвета зима?»

·          Большие кучи снега, оставшиеся после метели.                                      (Сугробы)

·          Ледяные кристаллики, падающие с неба зимой. Бывают разной формы. Если слипнутся, то образуют снежные хлопья. Что это?  (Снежинки)

·          Белая морковка

              Зимой  растет,  весной тает.    (Сосулька)

·         Похолодание после оттепели приводит к замерзанию намокшего снега. Становится очень скользко.  Что это?    (Гололёдица)

·         Сильная метель со снегом и ветром называется «снежная...».   (Буря)

     

 

  

 

 

 

 

1

с

у

г

р

о

б

ы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

с

н

е

ж

и

н

к

и

 

 

 

 

 

3

с

о

с

у

л

ь

к

а

 

 

4

г

о

л

о

л

ё

д

и

ц

а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

б

у

р

я

 

 

 

 

 

 

 

 

О т в е т ы: 1. Сугробы  2. Снежинки  3. Сосулька  4. Гололедица  5. Буря.

- Так какого цвета зима?

 

 

1.Игра в мяч.   Слайд №7 

- Условные обозначения закончились. Как вы думаете справились мы с поставленными  целями?

- Какие ваши впечатления от увиденного, услышанного и сделанного на уроке?    

 

 

2.Самооценивание детьми работы на уроке.

 

- Зимой очень много интересных и завораживающих явлений.

Наверное, со мной многие согласятся, что самое прекрасное, волшебное явление – снегопад.  Поднимите руки, кто любит рассматривать снежинки.  Мы своими руками и фантазией создали снежинки.  Посмотрите, у каждого на рабочем  месте  снежинка.  Возьмите в руки свою снежинку.

Эти снежинки помогут нам оценить работу на уроке. Если вы считаете, что хорошо поработали, то у васнастроение хорошее и ваша снежинка легкая и летит высоко над землей.

 Если вы не очень довольны собой, то ваша снежинка тяжелая, летит она близко к земле.

- Встаньте  с места и покажите полет вашей снежинки.

 

 О том чему вы научились на уроке расскажите по схеме:

                 Знаю

     Я          Запомнил

                 Смог  

    

Слайд №7 

 

 

 

 

 - Слушают песню и перечисляют  зимние месяцы

 

- Читают таблички с названием месяцев и соединяют с соответствующими цифрами

 

 

 

-3.  Отгадывают загадки , называют под каким номером находится картинка с отгадкой на слайде.

 

 

 

 

 

  Показывают рисунки и загадывают загадки.      

Без рук, без ног, а рисовать умеет.   (мороз)

      

На дворе - горой,
А в избе - водой.   
(сугроб)

     

Висит за окошком
Кулек ледяной.
Он полон капели
И пахнет весной.   
(сосулька)

       Рассыпала Лукерья
Серебряные перья,
Закрутила, замела,
Стала улица бела.   
(метель)

 

- Отгадывают загадки, называют под каким номером находится картинка с отгадкой на слайде.

 

- Рассматривают центральный рисунок в учебнике, отгадки на слайде.

- Составляют рассказ, что изменилось в природе с приходом зимы.

 

 

 

 

 

 

 

 Дежурные  проводят физкультминутку с классом.

Ученик1:

А сегодня у зимы – новоселье,

Мы с тобой приглашены на веселье.

Чтобы сильным стать и ловким,

Приступаем к тренировке.

 

Ученик2:

Дом построен из сугроба.            

Вот такой вышины.

Белый коврик у порога.                

Вот такой ширины.

Мы по горке шагаем.  Выше ноги поднимаем.

Ты хозяйке поклонись-ка: До земли.

Все:  Здравствуй, зимушка –зима

 

 

 

-5. Самостоятельно работают  по учебнику

(с. 32–33).  с лупами, находят опасности во время зимних игр и ставят фишки.

- игра «Учитель – ученик»  (работа парами)

- Объясняют друг другу  найденные опасные ситуации.

- Самопроверка по слайду.

 

- Анализ работы товарища

 

 

-6. Проводят опыт

 

- делают вывод: тонкий лёд очень хрупкий, поэтому нельзя кататься по первому, ещё   

                 слабому льду.

 

 

 

 

 

 

-7 Отвечают на вопросы, слушают сказку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.После того как снег в стакане растаял, учащиеся определяют, в каком стакане снег с пришкольного участка, а в каком – с дороги.

Учащиеся под руководством учителя фильтруют снеговую воду через марлю.

- В ы в о д:   – снег нельзя есть потому, что он грязный.

 - В ы в од:    снег,  иней, и лед – все это различные состояния воды  

 

 

- Отправляясь гулять, желательно надеть легкую, но теплую куртку, вязаную шапочку, закрывающую уши, на шею повязать шарф, застегнуть воротник.

 

- Играть со снегом лучше не в перчатках, а в варежках, с них легче стряхнуть снег и в них теплее.

 

- Нельзя есть снег и лед, даже если очень хочется пить. Замерзшая вода не только очень холодная, но и недостаточно чистая для питья.

 

- Вернувшись домой, нужно не забыть высушить одежду и обувь: они завтра снова  пригодятся.

 

- Нельзя играть на тонком льду водоема.

 

- Будь осторожен, играя со снегом. Под снежным покровом могут быть «спрятаны» острые сучья,  стекла.

 

 

 

 Дежурный физорг проводит с учащимися класса физминутку

«У оленя дом большой»

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы кроссворда, находят спрятанную карточку с ответом, читают  и вставляют в кроссворд.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К л ю ч е в о е   с л о в о: белая

 

Игра в мяч. При ответе применяют выражения:  

Я ____ узнал, вспомнил, запомнил, удивился,  мне понравилось…и т.д.

 

 

- Оценивают урок и свою работу с помощью снежинок.

- Благодарят товарищей за хорошую работу аплодисментами.

Контролирующие задание

Выбери правильный ответ Слайд 8.

1.С какого месяца начинается зима в местности, в которой ты живешь:

1. Январь

2. Декабрь

3. Ноябрь

2. Какие зимние явления происходят в неживой природе?

1.Снегопад,

2.Гололедица,

3. Ледоход,

4. Оттепель.

3. Во что превращается вода, если она замерзает?

1. В лёд.

2. В сок.

3. В каток.

4. Отправляясь гулять зимой нужно:

1. Надеть лёгкую, но теплую куртку.

2.  Надеть на голову вязаную шапку.

3. Завязать шарф.

- Проверим свои ответы? Слайд 9.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока окружающего мира "Красная книга" 2 класс УМК "Школа России"

технологическая карта урока окружающего мира "Красная книга" 2 класс УМК "Школа России"...

Технологическая карта урока окружающего мира в 1-м классе "Что такое хвоинки ?" . " Школа России"

Технологическая карта урока окружающего мира в 1-м классе "Школа России"...

Технологическая карта урока окружающего мира проведенного в 4 классе.

Тема урока, место в общей теме.  Общество. Права человека в обществе. Цель урока Довести до сознания учащихся, что  общество – люди, которых соединяет общая культу...

Технологическая карта урока окружающего мира "В школе", 2 класс, УМК Школа России

Технологическая карта урока окружающего мира во втором классе. Технологическая карта составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

Технологическая карта урока окружающего мира в 3-м классе по теме " Наше питание. Пищеварительная система

Тип урока: : изучение новых знаний. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: Познакомить учащихся  с необходимыми организму питательными веществами.Да...

Технологическая карта урока окружающего мира " Полезные ископаемые" 3 класс

Предмет: Окружающий мирКласс: 3 аТема урока: Полезные ископаемыеЦели урока:  Расширить знания  учащихся о полезных ископаемых, их свойствах и применении.Планируемые результаты:•...

Технологическая карта урока окружающего мира "Звери - млекопитающие". 1 класс

Окружающий мир 1 класс. Тема "Звери - млекопитающие" На уроке учащиеся знакомятся с многообразием млекопитающих (зверей), с существенными отличительными признаками этой группы животных. ...