"Свойства воздуха" - урок окружающего мира
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Цель: выявить свойства воздуха в ходе опытов и наблюдений, обсудить с учащимися план доклада на тему «Свойства воздуха»; прививать навыки самоконтроля; воспитывать любознательность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_urok_svoystva_vozdukha.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
10 февраля Свойства воздуха
Цель: выявить свойства воздуха в ходе опытов и наблюдений, обсудить с учащимися план доклада на тему «Свойства воздуха»; прививать навыки самоконтроля; воспитывать любознательность.
Ход урока:
1. Проверка домашнего задания
- Так что же такое воздух? (Это смесь газов.)
- Как обнаружить воздух на примере? В реальности существования воздуха легко убедиться, проделав простой опыт:
- Опыт со стаканом. (видим его присутствие. Попадает ли вода в стакан? Почему?
Ответ: Не попадает. Препятствует воздух.)
- Сложить газету в несколько раз и взмахни ею около своего лица.
Это заколебался воздух. Воздух окружает нас со всех сторон. Он невидим, но его можно обнаружить с помощью наших органов чувств
- Запишите вывод на листочке бумаги.
- Как называем движение воздуха? (Ветер)
- Как называется Слой воздуха, окружающий нас и нашу планету?( атмосферой)
- Что было бы , если б атмосфера вдруг исчезла? (Атмосфера защищает землю от избытка тепла и холода, от излишней солнечной радиации. Если бы вдруг она исчезла, то вода и другие жидкости на Земле мгновенно закипели бы, а лучи солнца сожгли бы всё живое. Да и человек без воздуха может прожить самое большее 5 минут . Спасает от бесконечного множества метеоритных тел. Все ли небесные тела имеют атмосферу?
-На Луне атмосферы нет. Отсутствие атмосферы на Луне приводит к тому, что днем ее поверхность нагревается до 100-120 градусов, а с наступлением ночи остывает до –200 градусов. Наша планета находится на том же расстоянии от Солнца, что и Луна, но поверхность Земли благодаря воздушной оболочке никогда не остывает и не нагревается так сильно. Днем толща воздуха рассеивает солнечные лучи. До земной поверхности их долетает только одна двухмиллиардная часть, поэтому Земля нагревается гораздо слабее Луны. А ночью атмосфера не дает Земле быстро остыть и, словно под одеялом, сохраняет тепло до утра. Это «одеяло» невидимое, прозрачное, но надежное. )
-Уточните состав воздуха.( Воздух – смесь многих газов, в основном азота – 78%, кислорода – 21% и углекислого газа – 1%.) Состав воздуха
Смеси газов: водяной пар примеси:
Азот пыль
Кислород сажа
Углекислый газ угарный газ
Инертные газы соли
Частички органического вещества
Бактерии и др. микроорганизмы
- Как вы думаете, какой из газов в воздухе самый важный?
(Кислород – мы дышим кислородом. Мы вдыхаем воздух, в котором есть кислород, а выдыхаем воздух уже без кислорода. Зато в нём становится намного больше углекислого газа, который для дыхания непригоден.)
2. Работа по теме.
1.- Какими же свойствами обладает воздух?
1) Отгадайте, что у меня в руках. (Апельсин разрезан и закрыт от глаз)
-Почему вы почувствовали запах апельсина? Какое свойство
воздуха? (Воздух находится в постоянном движении)
- Где используется это свойство? (Приборы для отпугивания
комаров, освежители воздуха)
- Подпрыгивает мяч.
- Почему мяч подпрыгивает? (Упругость воздуха)
- Где ещё люди стали применять это свойство? (Автомобильные
шины)
3) Надуть два разных по форме шара.
- Почему они увеличились? Почему разной формы? (Воздух
занимает место и принимает форму того предмета, в котором он
находится)
- Люди придумали закачивать воздух в баллоны, которые
используют аквалангисты под водой и пожарные во время
пожара.
4) Шарик положить на воду.
- Почему он не тонет? (Воздух легче воды, поэтому всплывает)
- Где используется это свойство? (Надувной матрас, понтонный
мост)
5) Накрыть свечку стаканом.
- Почему погасла свечка? (Воздух не поступает под стакан. Воздух
поддерживает горение)
- Как использовать это свойство при тушении пожара?
- Что делать, чтобы разжечь затухающий огонь в печи?
6) Почему в морозные дни вы надеваете кофты? Какое свойство
воздуха здесь?
(Воздух плохо проводит тепло)
-Где ещё люди применяют это свойство воздуха? (Двойные и
тройные стёкла в оконных рамах)
7) На ладони у меня лежат мелкие бумажки. Я дунула на них. Что
произошло?
- Какое свойство воздуха использовано? (Движение и сила воздуха.)
- Где ещё применили люди это свойство? (Паруса, ветряные
мельницы)
- Когда вы чувствуете силу ветра? (Буран.)
8) Я держу руку высоко над свечкой.
- Почему мне горячо? (Воздух при нагревании поднимается вверх)
А это свойство воздуха сильно изменило жизнь людей.
- Когда люди заметили, что горячий воздух из трубы поднимается
вверх, они решили использовать и это свойство. В древнем
русском городе Рязани жил человек по прозвищу Крякутной. Он
взял мешок для хранения одежды, наполнил его горячим воздухом
из печной трубы, а к нему приделал сиденье на верёвках.
-Что изобрёл Крякутной? (Воздушный шар)
- Неизвестно, чем закончились эти попытки. Но гораздо позже в
1783 году во Франции братья Жозеф и Этьен Монгольфье
соорудили воздушный шар из плотной ткани с отверстием внизу.
Через это отверстие наполнили шар горячим воздухом. К шару они
привязали корзину, в которую посадили утку, петуха и барана.
Шар поднялся в воздух и благополучно приземлился. После
этого уже через 5 месяцев на воздушных шарах стали летать и
люди. Так началась эра воздухоплавания.
- Как вы думаете, для чего можно использовать воздушный шар?
(Для путешествий, для составления плана местности, для
наблюдений за военными действиями, и др.)
-Можно ли управлять воздушным шаром? Почему нельзя?
- Ученые мечтали создать летающий аппарат, которым можно
управлять.
Вскоре изобрели дирижабль. Он оснащён рулём и гребным рулём,
что позволило менять направление полёта. Но дирижабли были
очень огромны, неуклюжи и тихоходны. Поэтому позже их
вытеснили самолёты и вертолёты.
-Какое свойство воздуха использовано для создания воздушного
шара?
9) -Закройте цветную полоску ладошкой. Не отрывая ладошку от рисунка, назовите цвета.
-Почему вы не можете этого сделать? (Это потому, что ваша ладошка непрозрачна.)
- Уберите ладошки. Сейчас между рисунком и вами только воздух.
- Можете вы назвать цвета сквозь воздух?
-Какой вывод мы можем сделать? (Воздух прозрачен.)
- Запишите его на листочке бумаги.
- А всегда ли окружающий нас воздух прозрачен?
Вывод: Прозрачен чистый воздух. Дым костра, дым из труб домов загрязняют воздух частицами гари и пыли. Воздух становится непрозрачным. Часто загрязнение воздуха связано с деятельностью человека.
3. Работа с учебником
тест по теме «Свойства воздуха» Найти ответы с использованием статьи учебника.
:
Тест по теме «Свойства воздуха» ФИО: Дата: | |
1. Что такое воздух? А) жидкость Б) твёрдое вещество В) смесь газов 2. Сколько времени человек может обходиться без воздуха? А) 5 недель Б) 5 дней В) 5 минут 3. Чистый воздух: А) белый Б) прозрачный В) синий Г) способен перемещаться Д) стоит на месте Е) без запаха Ж) пахнет З) лёгкий И) тяжёлый К) имеет температуру Л) имеет форму шара | 4. Что измеряет уличный термометр? А) температуру тела Б) температуру воды В) температуру земли Г) температуру воздуха 5. При какой температуре воздуха очень холодно? А) + 20 градусов Б) 0 градусов В) – 20 градусов 6. Движение воздуха – это… А) листопад Б) ветер В) снег 7. Куда поднимается горячий воздух? А) вверх Б) вниз В) в стороны |
- Обсуждение итогов теста
4. Итог урока и рефлексия:
- Какие вопросы по теме сегодняшнего урока вы зададите своему товарищу?
- Сделайте прогноз на следующий урок (Что вы хотели бы узнать? Что мы должны обязательно выяснить на следующем уроке?)
-Отметьте на шкале на сколько выросли ваши знания в ходе урока.
Тест по теме «Свойства воздуха» ФИО: Дата: | |
1. Что такое воздух? А) жидкость Б) твёрдое вещество В) смесь газов 2. Сколько времени человек может обходиться без воздуха? А) 5 недель Б) 5 дней В) 5 минут 3. Чистый воздух: А) белый Б) прозрачный В) синий Г) способен перемещаться Д) стоит на месте Е) без запаха Ж) пахнет З) лёгкий И) тяжёлый К) имеет температуру Л) имеет форму шара | 4. Что измеряет уличный термометр? А) температуру тела Б) температуру воды В) температуру земли Г) температуру воздуха 5. При какой температуре воздуха очень холодно? А) + 20 градусов Б) 0 градусов В) – 20 градусов 6. Движение воздуха – это… А) листопад Б) ветер В) снег 7. Куда поднимается горячий воздух? А) вверх Б) вниз В) в стороны |
Тест по теме «Свойства воздуха» ФИО: Дата: | |
1. Что такое воздух? А) жидкость Б) твёрдое вещество В) смесь газов 2. Сколько времени человек может обходиться без воздуха? А) 5 недель Б) 5 дней В) 5 минут 3. Чистый воздух: А) белый Б) прозрачный В) синий Г) способен перемещаться Д) стоит на месте Е) без запаха Ж) пахнет З) лёгкий И) тяжёлый К) имеет температуру Л) имеет форму шара | 4. Что измеряет уличный термометр? А) температуру тела Б) температуру воды В) температуру земли Г) температуру воздуха 5. При какой температуре воздуха очень холодно? А) + 20 градусов Б) 0 градусов В) – 20 градусов 6. Движение воздуха – это… А) листопад Б) ветер В) снег 7. Куда поднимается горячий воздух? А) вверх Б) вниз В) в стороны |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Про воздух Урок окружающего мира 2 класс
Конспект составлен по теме "Про воздух" (УМК "Школа России"), приоритет отдаётся нетрадиционной подаче готовых знаний, самостоятельному "открытию" нового опытным путём, т.е. деятельностном...
"Вода. Свойства воды" Урок окружающего мира 3 класс УМК "Гармония"
Цель урока: познакомить учащихся со свойствами воды; учить определять по свойствам воды возможность употребления ее в пищу; при выполнении практической работы учить наблюдать, сравнивать, делать вывод...
урок окружающего мира "Воздух. Свойства воздуха"
Урок с использоваанием ИКТ содержит теоретический и практическую работу (опыты0, что позволяет активизировать мышление учащихся и повысить интерес к предмету...
Урок окружающего мира по теме "Воздух. Свойства воздуха"
Урок познания мира построен в форме самостоятельного добывания новых знаний. Ученики находятся в роли исследователей, которые с опорой на собственный опыт открывают свойства воздуха и познают его знач...
Свойства воды. Урок окружающего мира.
познакомить учащихся со свойствами воды и при выполнении практической работы сделать выводы....
Урок окружающего мира "Атмосфера. Свойства воздуха. Как человек использует свойства воздуха" (4 класс)
Методическая разработка урока окружающего мира в 4 классе по теме "Атмосфера. Свойства воздуха. Как человек использует свойства воздуха". Цель урока: повторить, какова роль атмосферы; как не...
Презентация "Вода и её свойства" к уроку окружающего мира, 2 класс
Презентация используется на уроке окружающего мира по теме "Что мы знаем о воде?", 2 класс...