"Свойства воздуха" - урок окружающего мира
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Бондаренко Валентина Николаевна

Цель: выявить свойства воздуха в ходе опытов и наблюдений, обсудить с учащимися план доклада на тему «Свойства воздуха»; прививать навыки самоконтроля; воспитывать любознательность

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_urok_svoystva_vozdukha.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

10 февраля                              Свойства воздуха

Цель: выявить свойства воздуха в ходе опытов и наблюдений, обсудить с учащимися план доклада на тему «Свойства воздуха»; прививать навыки самоконтроля; воспитывать любознательность.

Ход урока:

1. Проверка домашнего задания

- Так что же такое воздух? (Это смесь газов.)

- Как обнаружить воздух на примере?  В реальности существования воздуха легко убедиться, проделав простой опыт:

- Опыт со стаканом. (видим его присутствие. Попадает ли вода в стакан? Почему?
Ответ: Не попадает. Препятствует воздух.)

- Сложить газету в несколько раз и взмахни ею около своего лица.

Это заколебался воздух. Воздух окружает нас со всех сторон. Он невидим, но его можно обнаружить с помощью наших органов чувств

- Запишите вывод  на листочке бумаги.

-  Как называем движение воздуха? (Ветер)

- Как называется Слой воздуха, окружающий нас и нашу планету?( атмосферой)

- Что было бы , если б атмосфера вдруг исчезла? (Атмосфера защищает землю от избытка тепла и холода, от излишней солнечной радиации. Если бы вдруг она исчезла, то вода и другие жидкости на Земле мгновенно закипели бы, а лучи солнца сожгли бы всё живое. Да и человек без воздуха может прожить самое большее 5 минут . Спасает от бесконечного множества метеоритных тел. Все ли небесные тела имеют атмосферу?

-На Луне атмосферы нет. Отсутствие атмосферы на Луне приводит к тому, что днем ее поверхность нагревается до 100-120 градусов, а с наступлением ночи остывает до –200 градусов. Наша планета находится на том же расстоянии от Солнца, что и Луна, но поверхность Земли благодаря воздушной оболочке никогда не остывает и не нагревается так сильно. Днем толща воздуха рассеивает солнечные лучи. До земной поверхности их долетает только одна двухмиллиардная часть, поэтому Земля нагревается гораздо слабее Луны. А ночью атмосфера не дает Земле быстро остыть и, словно под одеялом, сохраняет тепло до утра. Это «одеяло» невидимое, прозрачное, но надежное. )

-Уточните состав воздуха.( Воздух – смесь многих газов, в основном азота – 78%, кислорода – 21% и углекислого газа – 1%.)                                                                       Состав воздуха

                                    Смеси газов:          водяной пар                примеси:

                                        Азот                                                               пыль

                                   Кислород                                                             сажа

                          Углекислый газ                                                      угарный газ

                         Инертные газы                                                              соли

                                                                                                          Частички органического вещества  

                                                                                                          Бактерии и др. микроорганизмы  

- Как вы думаете, какой из газов в воздухе самый важный? 

(Кислород – мы дышим кислородом. Мы вдыхаем воздух, в котором есть  кислород, а выдыхаем воздух уже без кислорода. Зато в нём становится намного больше углекислого газа, который для дыхания непригоден.)

2. Работа по теме.

1.- Какими же свойствами обладает воздух?

1) Отгадайте, что у меня в руках. (Апельсин разрезан и закрыт от глаз)

                   -Почему вы почувствовали запах апельсина? Какое свойство

                     воздуха? (Воздух   находится в постоянном движении)

                   - Где используется это свойство? (Приборы для отпугивания

                     комаров,   освежители воздуха)

 

  1. Подпрыгивает мяч.

       - Почему мяч подпрыгивает? (Упругость воздуха)

       - Где ещё люди стали применять это свойство? (Автомобильные

          шины)

3) Надуть два разных по форме шара.

       - Почему они увеличились? Почему разной формы? (Воздух

         занимает место и  принимает форму того предмета, в котором он

         находится)

      - Люди придумали закачивать воздух в баллоны, которые

         используют  аквалангисты под водой и пожарные во время

         пожара.

4) Шарик положить на воду.

      - Почему он не тонет? (Воздух легче воды, поэтому всплывает)

      - Где используется это свойство? (Надувной матрас, понтонный

         мост)

 5)  Накрыть свечку стаканом.

- Почему погасла свечка? (Воздух не поступает под стакан. Воздух  

   поддерживает горение)

- Как использовать это свойство при тушении пожара?  

- Что делать, чтобы разжечь затухающий огонь в печи?

         

 6) Почему в морозные дни вы надеваете кофты? Какое свойство

                 воздуха здесь?    

                (Воздух   плохо проводит тепло)

              -Где ещё люди применяют это свойство воздуха? (Двойные и

                 тройные стёкла в   оконных рамах)

 7) На ладони у меня лежат мелкие бумажки. Я дунула на них. Что

                  произошло?  

              - Какое свойство воздуха использовано? (Движение и сила воздуха.)

              - Где ещё применили люди это свойство? (Паруса, ветряные  

                 мельницы)

              - Когда вы чувствуете силу ветра? (Буран.)

 8) Я держу руку высоко над свечкой.

                 - Почему мне горячо? (Воздух при нагревании поднимается вверх)

                   А это свойство воздуха сильно изменило жизнь людей.

               - Когда люди заметили, что горячий воздух из трубы поднимается

                вверх, они   решили использовать и это свойство.  В древнем

                русском городе Рязани жил  человек   по прозвищу Крякутной. Он

                взял мешок для хранения одежды,   наполнил его  горячим воздухом

                из печной трубы, а к нему приделал сиденье   на верёвках.

              -Что изобрёл Крякутной? (Воздушный шар)

              - Неизвестно, чем закончились эти попытки. Но гораздо позже в

                  1783 году во Франции братья Жозеф и Этьен Монгольфье

                  соорудили воздушный шар из  плотной ткани с отверстием внизу.

                  Через это отверстие наполнили шар горячим воздухом. К шару они

                  привязали корзину, в которую посадили утку,  петуха и барана.

                  Шар поднялся в воздух и благополучно приземлился. После

                  этого уже через 5 месяцев на воздушных шарах стали летать и

                  люди. Так   началась эра  воздухоплавания.

                - Как вы думаете, для чего можно использовать  воздушный шар?

                   (Для  путешествий,  для составления плана местности,  для

                   наблюдений за     военными действиями,  и др.)

                -Можно ли управлять воздушным шаром? Почему нельзя?

                - Ученые мечтали создать летающий аппарат, которым можно  

                  управлять.  

                  Вскоре изобрели дирижабль. Он оснащён рулём и гребным рулём,

                  что позволило    менять направление полёта. Но дирижабли были

                  очень  огромны, неуклюжи и тихоходны. Поэтому позже их

                  вытеснили самолёты и вертолёты.

                -Какое свойство воздуха использовано для создания воздушного  

                  шара?            

9) -Закройте цветную полоску ладошкой. Не отрывая ладошку от рисунка, назовите цвета.

-Почему вы не можете этого сделать? (Это потому, что ваша ладошка непрозрачна.)

- Уберите ладошки. Сейчас между рисунком и вами только воздух.

- Можете вы назвать цвета сквозь воздух?

-Какой вывод мы можем сделать? (Воздух прозрачен.) 

- Запишите его на листочке бумаги.

- А  всегда ли окружающий нас воздух прозрачен?

Вывод: Прозрачен чистый воздух. Дым костра, дым из труб домов загрязняют воздух частицами гари и пыли. Воздух становится непрозрачным. Часто загрязнение воздуха связано с деятельностью человека.

3. Работа с учебником

тест по теме «Свойства воздуха» Найти ответы с использованием статьи учебника.

                              :

Тест по теме «Свойства воздуха»

ФИО:                                                                                                        Дата:

           1. Что такое воздух?

                      А) жидкость

                      Б) твёрдое вещество

                      В) смесь газов

            2. Сколько времени человек может обходиться без воздуха?

                       А) 5 недель

                       Б) 5 дней

                       В) 5 минут

             3. Чистый воздух:

                        А) белый

                        Б) прозрачный

                        В) синий

                        Г) способен перемещаться

                        Д) стоит на месте

                        Е) без запаха

                        Ж) пахнет

                        З)  лёгкий

                   И) тяжёлый

                        К) имеет температуру

                        Л) имеет форму шара                        

              4. Что измеряет уличный термометр?

                        А) температуру тела

                        Б) температуру воды

                        В) температуру земли

                        Г) температуру воздуха

              5. При какой температуре воздуха очень холодно?

                          А) + 20 градусов

                          Б)      0 градусов

                          В) – 20 градусов

              6. Движение воздуха – это…

                          А) листопад

                          Б)  ветер

                          В) снег

               7. Куда поднимается горячий воздух?

                          А) вверх

                          Б) вниз

                          В) в стороны

- Обсуждение итогов теста

4. Итог урока и рефлексия:

- Какие вопросы по теме сегодняшнего урока вы зададите своему товарищу?

- Сделайте прогноз на следующий урок (Что вы хотели бы узнать? Что мы должны обязательно выяснить на следующем уроке?)

-Отметьте на шкале на сколько выросли ваши знания в ходе урока.

Тест по теме «Свойства воздуха»

ФИО:                                                                                                        Дата:

           1. Что такое воздух?

                      А) жидкость

                      Б) твёрдое вещество

                      В) смесь газов

            2. Сколько времени человек может обходиться без воздуха?

                       А) 5 недель

                       Б) 5 дней

                       В) 5 минут

             3. Чистый воздух:

                        А) белый

                        Б) прозрачный

                        В) синий

                        Г) способен перемещаться

                        Д) стоит на месте

                        Е) без запаха

                        Ж) пахнет

                        З)  лёгкий

                   И) тяжёлый

                        К) имеет температуру

                        Л) имеет форму шара                        

              4. Что измеряет уличный термометр?

                        А) температуру тела

                        Б) температуру воды

                        В) температуру земли

                        Г) температуру воздуха

              5. При какой температуре воздуха очень холодно?

                          А) + 20 градусов

                          Б)      0 градусов

                          В) – 20 градусов

              6. Движение воздуха – это…

                          А) листопад

                          Б)  ветер

                          В) снег

               7. Куда поднимается горячий воздух?

                          А) вверх

                          Б) вниз

                          В) в стороны

Тест по теме «Свойства воздуха»

ФИО:                                                                                                        Дата:

           1. Что такое воздух?

                      А) жидкость

                      Б) твёрдое вещество

                      В) смесь газов

            2. Сколько времени человек может обходиться без воздуха?

                       А) 5 недель

                       Б) 5 дней

                       В) 5 минут

             3. Чистый воздух:

                        А) белый

                        Б) прозрачный

                        В) синий

                        Г) способен перемещаться

                        Д) стоит на месте

                        Е) без запаха

                        Ж) пахнет

                        З)  лёгкий

                   И) тяжёлый

                        К) имеет температуру

                        Л) имеет форму шара                        

              4. Что измеряет уличный термометр?

                        А) температуру тела

                        Б) температуру воды

                        В) температуру земли

                        Г) температуру воздуха

              5. При какой температуре воздуха очень холодно?

                          А) + 20 градусов

                          Б)      0 градусов

                          В) – 20 градусов

              6. Движение воздуха – это…

                          А) листопад

                          Б)  ветер

                          В) снег

               7. Куда поднимается горячий воздух?

                          А) вверх

                          Б) вниз

                          В) в стороны


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Про воздух Урок окружающего мира 2 класс

Конспект составлен по теме "Про воздух" (УМК "Школа России"), приоритет  отдаётся нетрадиционной подаче  готовых знаний, самостоятельному "открытию" нового опытным путём, т.е. деятельностном...

"Вода. Свойства воды" Урок окружающего мира 3 класс УМК "Гармония"

Цель урока: познакомить учащихся со свойствами воды; учить определять по свойствам воды возможность употребления ее в пищу; при выполнении практической работы учить наблюдать, сравнивать, делать вывод...

урок окружающего мира "Воздух. Свойства воздуха"

Урок с использоваанием ИКТ содержит теоретический и практическую работу (опыты0, что позволяет активизировать мышление учащихся и повысить интерес к предмету...

Урок окружающего мира по теме "Воздух. Свойства воздуха"

Урок познания мира построен в форме самостоятельного добывания новых знаний. Ученики находятся в роли исследователей, которые с опорой на собственный опыт открывают свойства воздуха и познают его знач...

Свойства воды. Урок окружающего мира.

познакомить учащихся со свойствами воды и   при выполнении практической работы сделать выводы....

Урок окружающего мира "Атмосфера. Свойства воздуха. Как человек использует свойства воздуха" (4 класс)

Методическая разработка урока окружающего мира в 4 классе по теме "Атмосфера. Свойства воздуха. Как человек использует свойства воздуха". Цель урока: повторить, какова роль атмосферы; как не...

Презентация "Вода и её свойства" к уроку окружающего мира, 2 класс

Презентация используется на уроке окружающего мира  по теме "Что мы знаем о воде?", 2 класс...