Про воздух Урок окружающего мира 2 класс
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Ирина Григорьевна Шуруба

Конспект составлен по теме "Про воздух" (УМК "Школа России"), приоритет  отдаётся нетрадиционной подаче  готовых знаний, самостоятельному "открытию" нового опытным путём, т.е. деятельностному методу обучения, позволяющему значительно упрочить знания  и  увеличить темп изучения материала без перегрузки обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc121.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учитель начальных классов:  Шуруба Ирина Григорьевна

Предмет: Окружающий мир

Класс: 2 

Тип урока: объяснение нового материала

Форма урока: урок – исследование

Методы: словесный, проблемно-поисковый, наглядный, иллюстративный,     репродуктивный.

Методические приёмы: беседа, рассказ, работа с печатным словом

(учебником, карточками, иллюстрациями),  использование информационных технологий, воспроизведение материала.

Технологии: деятельностного метода обучения, здоровьесберегающая, учебной деловой игры, личностно-ориентированного развивающего обучения с направленностью на развитие творческих способностей.

Цель: ознакомление с некоторыми свойствами воздуха, его значением для всего живого на планете и его охраны.

Задачи: 

Образовательные: 

1. Познакомить учеников с составом воздуха, его свойствами.

2.Тренировать умение фиксировать шаги учебной деятельности, выполнять правила работы в парах и группах.

Развивающие:

1. Развивать умение исследовать свойства вещества экспериментальным способом.

навыки точного употребления глаголов в речи, с целью её обогащения.

2. Способствовать развитию коммуникативных компетенций учащихся: умение аргументировать свою точку зрения, умение толерантно относиться к чужому мнению.

Воспитательные:

1. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

Образовательное учреждение: муниципальное образовательное учреждение гимназия № 76 г. Сочи

Оборудование: цветные карандаши, листы наблюдений, схема «Свойства воздуха», сигнальные карточки 1,2,3, для опытов: пластиковая бутылочка или пробирка, жидкость для снятия лака или разрезанная луковица, прозрачная банка, шарики, трубочки, спиралька, бумага, железный поднос, спички, стакан; воздушные шарики с глазами для рефлексии.

Авторский медиапродукт: «Про воздух»

Средства обучения: оборудование для опытов, компьютер, монитор, мультимедиа проектор, экран.

Форма использования – проецирование на экран при фронтальной  работе с классом.


Ход урока:

 Слайд 1

1. Орг. момент. 

Ну – ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «5».

Пожелаем всем удачи –

За работу, в добрый час!

 2. Мотивирование к учебной деятельности. Сообщение темы.

– Кроме Атлантического, Тихого, Индийского и Северного Ледовитого океанов есть на свете еще один океан – самый большой из всех. И вы, каждый день, каждый час, каждую минуту, сами того не замечая, «купаетесь» в нём. И прохожие на улице, и кошки, и собаки, и голуби, даже автобусы и машины день и ночь «купаются» в этом океане.

Океан этот не соленый, не пресный и к тому же без берегов и воды.

Словно огромные серебряные рыбы, проплывают по его просторам самолеты.

– Давайте отгадаем имя этого океана:

Через нос проходит в грудь

 И обратный держит путь.

 Он невидимый; и все же

 Без него мы жить не можем.

–Как вы думаете, о каком океане идет речь? (Воздух)

 Слайд 2

 (На экране тема урока.)

Слайд 3

– Какое отношение эти предметы: веер, макет парусника, воздушный шар, резиновый мяч имеют к теме: «Воздух»?

– Что помогло человеку догадаться и создать их для себя?

– Что вы знаете о воздухе? (Свободные высказывания учащихся, не комментируются учителем, но возможны замечания и вопросы: «Это интересно...», «Ты думаешь, что прав?..», «Откуда ты это знаешь?».)

– Итак, сегодня на уроке, мы подтвердим, или, наоборот, опровергнем все ваши знания по этой теме.

Слайд 4

3. Актуализация и пробное учебное действие.

– К нам в гости пожаловал барон Мюнхгаузен. Он хочет проверить вашу смекалку и сообразительность. Может ли такое быть. Почему?

– Как-то раз во время похода я оказался посреди большого болота. Запах был ужасный, дышать было просто невозможно. Тогда я завязал рот и нос плотной тканью, через которую совсем не проходил воздух. Целых 4 часа я ехал по болоту и не чувствовал никаких запахов. Зато уже потом в лесу отдышался.

– Может ли такое быть. Почему?

– Попробуйте задержать дыхание и сосчитайте про себя. Какое время вы смогли обойтись без воздуха?

– Без еды человек может обходиться несколько недель, без воды – несколько дней, а вот без воздуха – несколько минут.

– А такое быть? Однажды мы плыли по океану на парусном корабле. Стояла тихая безветренная погода, и наш замечательный корабль на всех парусах летел к далёким, таинственным, неизведанным берегам.

– Вы согласны. Почему?

– Что происходит в природе, когда воздух начинает быстро двигаться?

– Помашите ладошками около лица. Мы ощущаем легкий ветерок – это движение воздуха.

– Как ещё мы можем почувствовать воздух? (Поднять руку вверх и резко её опустить, быстро пройтись по классу, открыть дверь и окно одновременно…)

– Докажите, что воздух есть и в классе. (Веер, дышим, махи руками).

4. Выявление места и причины затруднения.

– Что в этой пластиковой бутылке? (Учитель показывает пустой стакан). Давайте проверим, что там действительно ничего нет.

– А какой он, воздух, из чего состоит? Вот и мы с вами будем сегодня учёными, которые изучают воздух. А все свои наблюдения учёные записывают в научный дневник на листах наблюдений.

Слайд 5

 (Обращаю внимание на листы наблюдений.) (Приложение 1) 

Слайд 6

– Добро пожаловать в лабораторию Чудесных превращений всё необычно.

Слайд 7

Опыт 1

Возьмём пустую прозрачную пластиковую бутылку и проверим, что там действительно ничего нет. Если мы опустим бутылку в воду, то увидим, что из горлышка выходят пузырьки. Это вода вытесняет воздух из бутылки. Большинство предметов, которые выглядят пустыми, на самом деле заполнены  воздухом.

Учитель топит пластиковую бутылку в банке с водой.

– Что за невидимка сидел в бутылке, кого выдали пузырьки? (Воздух.)

– О каком свойстве воздуха мы только что узнали? (Запись в листах наблюдений: бесцветен, прозрачен,

Опыт 2

– Как вы думаете, воздух имеет запах или вкус?

Давайте проверим. (Приглашаю ученика.) Закрой глаза. И не открывай. Понюхай воздух, сейчас чем-нибудь пахнет? (Открываю жидкость для снятия лака или разрезанную луковицу, машу рукой, чтобы запах распространился.)

– А сейчас все закройте глаза и понюхайте? Сделайте вывод. (Воздух без запаха и без вкуса).)

 Слайд 8 

Опыт 3 «Подуй в трубочку!»

– У вас на столе стоят стаканчики с водой и трубочками. Подуйте в трубочку, не вынимая её из воды. Что увидели? (Воздух превращается в пузыри и поднимается на поверхность.)

– Какой вывод можно сделать? (Воздух легче воды)

Слайд 9

Опыт 4 «Надуй меня!»

– Надуйте шарик. Закрутите. Итак, внутри шарика теперь находится воздух, который заполнил его объём. Чем больше раздувается шарик, тем больше в нём воздуха. Попробуйте его сжать. Легко ли сжимается шарик? Какой вывод можно сделать? (Воздух упругий)

(Один ученик у доски, остальные аккуратно на месте)

– Отпустите шарик … Действуйте осторожно! Шарик может вырваться.

– Почему шарик улетел? (Его толкает воздух). Поднимите

его, у кого улетел шарик.

Слайд 10

Опыт 5

– Поставим открытую пластмассовую бутылку в холодильник, затем оденем на её горлышко шарик и поставим в миску с горячей водой.

Слайд 11

– Воздуху стало жарко и тесно, он расширился и выходит из бутылки прямо в шарик, поэтому шарик надувается.

– Почему шарик надулся?  (Тёплый воздух легче, чем холодный)

Слайд 12

– Действительно, воздух всегда находится в движении.

– Итак, о каких свойствах воздуха мы узнали?

(Чтение с листов наблюдений: прозрачен, бесцветен, не имеет запаха и вкуса, упруг, всегда находится в движении, горячий воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз.) 

Слайд 13

7. Физминутка (Музыкальная)

Слайд 14

6. Построение проекта выхода из затруднения.

– Какую цель вы поставите перед собой сегодня на уроке? (Узнать всё про воздух: о свойствах, значении, применении, охране)

− Что вам помогло достичь цели и решить задачи? (Знания и проделанные опыты)

Слайд 15

– Из чего же состоит воздух?

Всего 200 лет назад учёные установили, что воздух – это смесь многих газов, которая выглядит приблизительно так: азота в воздухе больше всего, кислорода – поменьше, а углекислого газа – совсем мало.

Слайд 16

– Как вы думаете, какой из газов воздухе самый важный? (Кислород – мы все дышим кислородом.)

Опыт 6

Надуем воздушный шарик. Теперь вдохнём воздух из него. Выдохнем. Ещё раз вдохнём. Становится всё труднее вдыхать. Почему? Мы «выловили» весь воздух из шарика. Если бы внутри шарика сейчас оказалась мышка, она задохнулась бы.

– Какой вывод можно сделать? (Углекислого газа в воздухе не очень много, иначе нам нечем было бы дышать и мы бы задохнулись).

(Кислород в воздухе жизненно необходим). 

Слайд 17

Опыт 7

– Смотрите, я зажигаю на блюдце бумажку. Горит? (Горит)

– А теперь закрываю её стаканом. 1,2,3... погасла. Почему?

– Бумага ещё не вся сгорела, но огня не может быть без кислорода.

– Мы вдыхаем воздух, в котором есть кислород, а выдыхаем воздух уже без кислорода. Зато в нём становится намного больше углекислого газа, который для дыхания непригоден.

– Дышат люди, звери, птицы, и все выдыхают углекислый газ.

– Горит огонь – тоже забирает кислород. И углекислого газа становится всё больше и больше.

– Трубы заводов, фабрик, электростанций выпускают в воздух целые облака углекислого газа.

Слайд 18

– Определить состав азота в воздухе мы не сможем, за нас это сделали учёные в настоящей лаборатории. 

Слайд 19

8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Заполнение схемы «Состав воздуха» (Приложение 2)

– Самостоятельно, определите, какую часть круга занимает:

Кислород – красным

Азот – голубым

Углекислый газ – жёлтым

–Давайте, проверим себя, правильно ли мы составили схему (Проверка по слайду).

 Слайд 20

– Какой из газов в воздухе самый важный?

– Вспомните, что делает ваша мама, чтобы в квартире было всегда чисто. Почему мы проветриваем комнату? (В помещении нужно постоянно делать влажную уборку и убирать пыль. Пыль проникает в наши помещения через двери и окна, образуется в результате нашей деятельности. В пыли обнаружены болезнетворные грибки и бактерии, поэтому в доме необходима влажная уборка и пылесос).

 Слайд 21

9. Включение в систему знаний и повторение.

– Откройте учебник на странице 50 и прочитайте сообщение. Сделайте вывод.

– Чистый воздух – одно из главных богатств природы, которое необходимо охранять.

 Слайд 22

– Отчего загрязняется воздух?

– Почему необходимо охранять воздух?

 Слайд 23

– Всё живое задохнулось бы, если бы не растения. И дуб-великан, и травинка, и крохотные водоросли жадно ловят углекислый газ, он необходим растениям для питания. А возвращают в воздух кислород. Леса, луга, поля, парки, сады – все растения на Земле вместо углекислого газа дают нам живительный кислород. Чем больше вокруг зелени, тем чище воздух.

Слайд 24, 25

– Воздух нужен людям, животным, растениям, чтобы дышать, а значит – жить.

Слайд 26

 – Давайте с вами беречь планету –

Другой такой на свете нету.

Развеем над нею пожары и дым

В обиду её не дадим.        

Слайд 27

10. Рефлексия деятельности на уроке.

Индивидуальная работа с сигнальными карточками 1,2,3 (Приложение 2)

  • Продолжи фразу: « Воздух это – …»

1. вещество, которое одновременно может находиться в разных состояниях: жидком, твёрдом и газообразном;

2. смесь газов, пыли и пара;

3. любое вещество природы.

  • В состав воздуха входят:

1. азот, кислородный газ;

2. азот и кислород;

3. азот, кислород, углекислый газ и различные примеси.

  • Для горения и дыхания необходимы:

1. азот;

2. кислород;

3. углекислый газ.

  • При дыхании человек выделяет:

1. кислород;

2. углекислый газ;

3. другие примеси.

  • Свойства воздуха:

1. цвет белый, без запаха, без вкуса;

2. без цвета, без запаха, без вкуса;

3. прозрачный, имеет запах и вкус.

  • Где больше всего кислорода?

1. над городом;

2. над озером;

3. над лесом.

  • Какого газа станет больше в кабинете к концу урока?

1. кислорода;

2. азота;

3. углекислого газа.

Слайд 28

Тест   (Приложение 3)

(Самостоятельная работа в парах по карточкам)

– Соедините стрелками строчку левой части со строкой из правой части.

Пара, выполнившая задание, берётся за руки и поднимает их вверх.

Свойства воздуха

Стрелка

Способ использования

Упругость

Двойные рамы в холодных районах

Свитер

Плохо проводит тепло

Воздушные шарики

Всегда находится в движении

Автомобильные шины, батут, мяч

Горячий воздух поднимается вверх

Проветривание комнаты

Воздушный змей

Слайд 29

11. Рефлексия деятельности (итог урока).

–  Какую задачу ставили?

–  Удалось решить поставленную задачу?

–  Каким способом?

–  Где можно применить новые знания?

 –  Всё ли на уроке у вас хорошо получалось?

Слайд 30

–  На столах у вас воздушные шарики. На них уже нарисованы глазки и носики. Вам осталось нарисовать выражение губ. С каким настроением вы уходите с урока? Равнодушное, грустное, веселое? (На доске показаны все 3 вида выражения лиц.) (Приложение 4)

Слайд 31

12. Домашнее задание.

 –  Мы выполнили задание, проверили себя и узнали много интересного. А теперь можно отправляться домой и выполнить творческий отчет по учебнику ответить на вопросы стр. 51

Слайд 32

–  На этом наш урок закончен. Всем спасибо!

Приложение 1

Кислород

Углекислый газ

Азот

Приложение 2

Соедините стрелками строчку левой части со строкой из правой части.

Свойства воздуха

Стрелка

Способ использования

Упругость

Двойные рамы в холодных районах

Свитер

Плохо проводит тепло

Воздушные шары

Горячий воздух поднимается вверх

Автомобильные шины, батут, мяч

Всегда находится в движении

Проветривание комнаты

Воздушный змей

Приложение 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Классы, или группы, животных".

Цели урока: -познакомить учащихся с классами ( группами) животных: моллюски, насекомые, паукообразные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; об особенностях их строения, об усл...

Урок окружающего мира ! класс \"Звери- млекопитающие\".

Урок окружающего мира по теме "Звери- млекопитающие".Дети отгадывают загадки, работают в парах, складывают мозаику. К уроку прилагается презентация....

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

План-конспект урока окружающего мира. Класс: 1 Раздел: «Природа в жизни человека» Тема: «Как развивается растение»

План-конспект разработан по программе "Планета знаний", в соответствии с требованиями ФГОС ООО. При планировании урока обеспечивается ориентация уч-ся на достижение личностных, метапредметных и предме...

Методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе по теме "Воздух и его свойства. Охрана воздуха"

Данный методическая разработка урока  по окружающему миру позволит на этапе изучения нового материала дать представление о значении воздуха для жизни на Земле, его свойствах и  составе....

"Свойства воздуха" - урок окружающего мира

Цель: выявить свойства воздуха в ходе опытов и наблюдений, обсудить с учащимися план доклада на тему «Свойства воздуха»; прививать навыки самоконтроля; воспитывать любознательность...

Презентация к уроку окружающего мира "Классы животных"

Презентация к уроку окружающего мира во втором классе по системе Л.В.Занкова. Деление животных на группы, определение основных признаков каждой группы. Вывод: все животные разделены на классы (расматр...