Конспект урока по окружающему миру, 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
На уроке присутствуют разнообразные приемы и формы работы: сообщение, инсценировка, групповая работа и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_2_konspekt_po_okr.miru_.doc | 85 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 27» г.Сыктывкар
Конспект урока по окружающему миру
Выполнила и реализовала: Крюкова Т.С.,
учитель начальных классов
Тема: «Мастера печатных дел».
Цель урока:
Познакомить учащихся с историей возникновения и развития печатного дела на Руси, с первым печатником Иваном Федоровым и его служением просвещению русских людей.
Задачи:
Образовательные.
1. Формировать мировоззрение учащихся о жизни русского народа во времена Московской Руси.
2. Продолжить работу по развитию речи учащихся:
а) обогащать словарный запас;
б) способствовать развитию умения учащихся высказывать предположения, объяснять значение различных слов, связанных с данной темой;
в) развивать умение учащихся сравнивать свои высказывания с текстом учебника.
Развивающие.
1. Способствовать развитию внимания, памяти, мышления, воображения младших школьников.
2. Развивать эмоциональную сферу учащихся.
3. Способствовать развитию познавательного интереса к урокам окружающего мира.
4. Формировать навыки учебной поисковой деятельности.
5. Развивать творческие способности учащихся.
Воспитательные.
1. Воспитывать уважение к культуре русского народа.
2. Формировать у учащихся бережное отношение к книге.
Оборудование:
- иллюстрации с изображением памятника И.Федорову, летописца Нестора, Иоганна Гуттенберга, памятника создателям славянской азбуки Кириллу и Мефодию;
- раздаточный материал: карточки с заданиями;
- тест из книги Е.М. Тихомировой «Тесты по предмету «Окружающий мир», 4 класс;
- рабочие тетради на печатной основе;
- учебник А.А. Плешакова «Окружающий мир», 4 класс
- электронная презентация урока;
- тест в электронном виде.
Формы организации работы с классом. | Ход урока. Этапы, методы, приёмы работы с классом. | Деятельность учащихся на уроке |
Вводная беседа. Самостоятельная работа по слайдам презентации Взаимопроверка Беседа – диалог. Сообщение ученика. Сообщение ученика. Инсценировка. Сообщение ученика. Работа с учебником. Поисковое чтение. Самостоятельная работа. Беседа – диалог. Работа с учебником. Поисковое чтение. Самостоятельная работа. Сообщение ученика. Поисковое чтение. Работа в тетради. (Работа в парах) Фронтальная работа |
Проверка домашнего задания. -Давайте вспомним по какой теме мы работали на прошлом уроке? - Чтобы проверить домашнее задание, мы выполним с вами тест, представленный на слайдах презентации. - Ваша задача ответить на вопросы теста, отмечая нужные буквы. - Поменялись тетрадями, взяли в руки карандаши, проверяем. Выход на тему урока - Ребята, рассмотрите, пожалуйста, данные иллюстрации (На доске: иллюстрации с изображением летописца Нестора, Иоганна Гутенберга, памятник создателям славянской азбуки Кириллу и Мефодию, первопечатник Иван Федоров.) . - Узнали ли вы, кто на них изображен? - А на второй и третьей? - Хотели бы вы узнать, кто изображен на второй и третьей иллюстрациях? - Эти исторические личности жили в разные века, но у них есть общее. Предположите, что может объединять этих людей? - Если вы затрудняетесь с ответом, то вам поможет загадка: Не куст, а с листочками, Не рубашка, а сшита, - Правильно, этих людей объединяет процесс написания или создания книг.
- Ребята, каждый день вы берёте в руки книгу. Читаете её, рассматриваете иллюстрации и, наверное, задумывались: -Откуда взялось печатное творение? -Кто его придумал? Давно ли? -Как зовут человека, который первым в России напечатал книгу? Какой была первая книга? Интересно было бы вам узнать об этом? Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока. -(высказывания детей) -Тема урока звучит так: Мастера печатных дел. Постановка цели урока. - Откройте рабочую тетрадь с. 29 № 2. Можете ли вы отгадать кроссворд? Почему? - Какая задача стоит перед нами на сегодняшнем уроке? - Я предлагаю вам сегодня совершить небольшое путешествие в прошлое, чтобы найти ответы на поставленные здесь вопросы. 3. Работа по теме урока. - Но сначала мы отправимся в 9 век. -Давайте вспомним, как создавались первые книги. (самые первые книги люди писали от руки и назывались они рукописными. Для письма использовали пергамент из телячьей кожи и стоил он дорого. Орудием письма были птичьи перья, чаще всего гусиные. Чернила делали из сажи и чернильных орешков, нарост на листьях дуба, для украшения рукописей использовали краски – киноварь и охра. Переплёт делали из досок и обтягивали кожей или тканью. Переплёты книг украшали драгоценными камнями и золотом.) -Кто и где вёл первые записи событий по годам? -Назовите известную летопись Древней Руси. -Кто её написал? -Давайте послушаем отрывок из стихотворения Натальи Кончаловской о создании древних летописей. - Не один год уходил на переписку этих книг. Можно представить, как мало было книг и как они дорого стоили. Были люди, которые думали о том, как сделать книги , более доступными, как ускорить процесс создания новой книги. - Как вы думаете, что это за быстрый способ создания книги придумали люди? Что придумали люди, чтобы не переписывать книги от руки? А кто был первым изобретателем книгопечатания? (сообщение об Иоганне Гутенберге) -После уникального изобретения литеров и печатного станка - Книгопечатание стало распространяться в Европе. За немцами стали печатать книги итальянцы, французы, англичане. Давайте с вами перенесемся в Россию XVІ века. И узнаем, кто же здесь начал первым печатать книги? Сценка. Автор. Царь Иван Грозный решил завести в Москве Печатную избу – типографию. Перед царем коленопреклоненный книжный мастер – Федоров Иван. Царь. Сказывают умные люди, будто учен в печатном деле ты не хуже иных иноземных мастеров. Автор. Молчит Иван Федоров. Уж больно сердито глядит государь. Но семь бед- один ответ. Решился. Иван Федоров. Растет русское государство, Иван Васильевич! Да не обойтись теперь без своих ученых людей, чтобы управлять всеми этими землями под твоей твердой рукой. А где найти тех грамотных без книг? Где печатать ныне книги, как не в Москве? Ежели будет твоя воля государева – заведем типографское дело. Не хуже, чем у немцев. Прославят те книги имя твое, государь, не только на Руси, а и в иных государствах. Царь. Дело говоришь, Иван Федоров. Хватит нам жить по старинке. Пора и свое печатное искусство завести. Быть тебе государевым печатником. Автор. Вскоре была напечатана первая книга. Посветлело лицо Ивана Грозного. Понял Иван Федоров – понравилась ему книга. Царь. Что ж, друкарь, честь головою сберегают. Ладно книгу написал. Угодил царю. - Кто повелел открыть типографию в Москве? - Кто был первопечатником России? ( Друкарь в переводе с украинского языка означает печатник.) (сообщение об Иване Федорове) - Станок, который появился на Печатном дворе, был прост по своей конструкции. Он состоял из давила и выдвижной доски, на которой помещалась рама с набранным из букв-литер текстом. Когда нажимали на рычаг, давило опускалось на раму с набором букв, покрытым черной краской. На бумаге, положенной между давилом и набором, получался оттиск – отпечатанная страница. -Почему именно Ивану Фёдорову поручили трудное дело?
- Какую первую книгу выпустил Иван Федоров, и как она выглядела, вы можете узнать из учебника стр. 82-83. Прочитайте. - Что нового вы узнали из данного текста? - Как называлась первая печатная книга, выпущенная Федоровым? - Назовите дату выпуска книги «Апостол»(1 марта 1564 года). Запишите ее в своих тетрадях. - Опишите эту книгу. - История с Иваном Федоровым также не столь проста, как может показаться на первый взгляд. Во-первых, Федоров действовал не один, а вместе с соратником. Звали того Петр Тимофеев Мстиславец. Таким образом, русских первопечатников получалось двое. Во-вторых, книгопечатание в России существовало еще до Ивана Федорова. Первая русская типография открылась в 1553 году, за 11 лет до федоровского «Апостола». Выпустила она семь книг, но, к сожалению, ни в одной не было указано имя печатника. Поэтому первую отечественную типографию историки справедливо назвали анонимной. А слава первопроходца досталась Ивану Федорову. Физкультминутка. ( Зарядка для глаз). - Прочитайте отрывок из другой книги Ивана Федорова (на карточке): Поучение сыну. Сыну мой, приклони ухо твое, И послушай словес мудрых, И приложи сердце твое К научению моему, Понеже украсит тебе. - Понятен ли вам его смысл? Почему? - Хотели бы вы узнать, как называлась эта книга? - Найдите ответ на этот вопрос на стр. 83. - «Азбука» была издана в 1574 году в городе Львове. Она учила малышей не только грамоте, но и как правильно вести себя в жизни. Это было первое печатное пособие на Руси для обучению письму и чтению. - Как вы думаете, созвучны ли слова из «Азбуки» Федорова со словами данной пословицы: Красна птица опереньем, а человек – ученьем. - Ребята, как вы думаете, а какое значение имело издание первой «Азбуки»? - Догадались ли вы, кому поставлен в центре Москвы памятник, фотографию которого вы уже видели в начале урока? В самом центре Москвы стоит памятник первопечатнику Ивану Федорову, созданный во весь рост скульптором Сергеем Михайловичем Волнухиным. Стоит бронзовый Иван Федоров среди повседневной суеты на небольшом холмике. Он в древнерусской одежде, высокий лоб перетянут ремешком, чтобы длинные волосы во время работы не падали на глаза, лицо открытое, русское. В одной руке он держит только что отпечатанный лист своей первой книги, другой – поставленную на скамью наборную доску. От всей фигуры его веет покоем, кажется, он смотрит в вечность. - На одной стороне постамента имеется надпись: «Первее нача печатати на Москве святые книги в лето 7070(1563) первое апреля 19 ради братий моих и ближних моих». В этой надписи и сказано все самое главное о жизни Ивана Федорова: печатать ради братьев и ближних означало для него жить и трудиться ради просвещения русского народа и будущих поколений. -Вспомните, как называют людей, которые беззаветно служат своей Родине, прославляют ее своими делами? - Можно ли назвать патриотом Ивана Федорова и почему? - В XVІІ столетии в России стало больше грамотных людей. И не только среди знати и служителей церкви, а также и среди горожан. Да и как торговать и заниматься ремеслом, не умея читать, писать и считать? - На стр. 84 учебника найдите сведения об учебниках, по которым учились люди в XVІІ веке. Выпишите названия этих учебников и их авторов. - Ребята, как вы думаете, почему данный параграф назван «Врата учености»? - Каково значение начала книгопечатания на Руси? Сделайте вывод. (Огромное значение. Книги стали дешевле. Открылись школы, монастырские библиотеки.) - Сравните свой вывод с данным в учебнике на стр. 86. - Можете ли вы теперь ответить на вопросы кроссворда? 5. Подведение итогов урока. Рефлексия. - Понравился ли вам наш урок? - Какая задача стояла перед нами? - Кто повелел открыть типографию в Москве?( Царь Иван Грозный) -Кто был первопечатником в России?( Иван Фёдоров.) -Назовите самую первую книгу, напечатанную Фёдоровым (Апостол) -В каком году она была издана? -Что ещё напечатал Иван Фёдоров? ( Первый русский букварь) В каком столетии в России стало больше грамотных людей? ( в 17 столетии) - Показываем с помощью цвета свои достижения на уроке. Зеленый - «Я это умею и могу двигаться дальше. Я понял материал урока и справился со всеми заданиями» Желтый - «Этот способ деятельности мной еще не освоен, и я пока не могу двигаться дальше. Мне не все понятно, в моей работе есть ошибки» Красный - «Не могу самостоятельно двигаться дальше. Я не понял материал, не смог выполнить задание, мне требуется помощь!» Д.З. 1) Прочитать текст, ответить на вопросы «Проверь себя» (стр.82- 86). 2) Выполнить задания (с. 86). 3) Выполнить задание № 4 на стр. 30 в тетради на печатной основе. 4)* Нарисовать печатный станок Ивана Федорова или первую печатную книгу. | Правление Ивана 111 Проверка теста совместно с учителем На первой Кирилл и Мефодий, на 2-й летописец Нестор Не знаем Предположения детей. Не хватает знаний. Познакомиться с историей возникновения книги, узнать кого называют мастерами печатных дел Летописцы при монастырях. Повесть временных лет. Монах Киево-Печёрского монастыря Нестор Книгопечатание Иоганн Гутенберг Первый царь на Руси - Иван Грозный Иван Федоров Был знаком с литейным делом, знал как делать буквы- литеры, имел представление о печатном станке В этом отрывке говорится о том, что учиться нужно старательно и тогда учение обогатит и украсит твою жизнь. Издание первой азбуки имело огромное значение для распространения грамотности, но прежде всего развития и укрепления славянского языка. Патриоты. Разгадывание кроссворда совместно с учителем |
Литература:
- Дмитриева О. И., Мокрушина О. А. Поурочные разработки по курсу Окружающий мир. 4 кл. М.: “ВАКО”, 2004, 368с.- (В помощь учителю). – ISBN 5-94665-085-8/
- http://festival.1september.ru/articles/508290/
- http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2013/04/18/urok-po-okruzhayushchemu-miru-v-4-m-klasse-mastera
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")
Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....
конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"
Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...
Конспект урока по окружающему миру на тему "Страны мира" 2 класс.
Цель: «Введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию».Задачи: - достижение личностных результатов 1) формиров...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"
Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"
На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....
Конспект урока по окружающему миру на тему:"Опасные места"3 класс(конспект+презентация)
Конспект урока по окружающему миру на тему:"Опасные места"3 класс(конспект+презентация)...
Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"
Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"...
Комментарии
Татьяна Сергеевна вы этот
Татьяна Сергеевна вы этот урок проводили?