Конспект урока по окружающему миру, 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Крюкова Татьяна Сергеевна

На уроке присутствуют разнообразные приемы и формы работы: сообщение, инсценировка, групповая работа и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prilozhenie_2_konspekt_po_okr.miru_.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 27» г.Сыктывкар

Конспект урока по окружающему миру

Выполнила и реализовала: Крюкова Т.С.,

учитель начальных классов

Тема: «Мастера печатных дел».

Цель урока:

   Познакомить учащихся с историей возникновения и развития  печатного дела на Руси, с первым печатником Иваном Федоровым и его служением просвещению русских людей.

Задачи:

Образовательные.

1. Формировать мировоззрение учащихся о жизни русского народа во времена Московской Руси.

2. Продолжить работу по развитию речи учащихся:

а) обогащать словарный запас;

б) способствовать развитию умения учащихся высказывать предположения, объяснять значение различных слов, связанных с данной темой;

в) развивать умение учащихся сравнивать свои высказывания с текстом учебника.

Развивающие.

1. Способствовать развитию внимания, памяти, мышления, воображения младших школьников.

2. Развивать эмоциональную сферу учащихся.

3. Способствовать развитию познавательного интереса к урокам окружающего мира.

4. Формировать навыки учебной поисковой деятельности.

5. Развивать творческие способности учащихся.

Воспитательные.

1. Воспитывать уважение к культуре русского народа.

2. Формировать у учащихся бережное отношение к книге.

Оборудование:

  • иллюстрации с изображением памятника И.Федорову,  летописца Нестора, Иоганна Гуттенберга, памятника создателям славянской азбуки Кириллу и Мефодию;
  • раздаточный материал: карточки с заданиями;
  • тест из книги Е.М. Тихомировой «Тесты по предмету «Окружающий мир», 4 класс;
  • рабочие тетради на печатной основе;
  • учебник А.А. Плешакова «Окружающий мир», 4 класс
  • электронная презентация урока;
  • тест в электронном виде.

Формы организации работы с классом.

Ход    урока.

     Этапы, методы, приёмы работы с классом.

Деятельность учащихся на уроке

Вводная беседа.

Самостоятельная работа по слайдам презентации

Взаимопроверка

Беседа – диалог.

Сообщение ученика.

Сообщение ученика.

Инсценировка.

Сообщение ученика.

Работа с учебником.

Поисковое чтение.

Самостоятельная работа.

Беседа – диалог.

Работа с учебником.

Поисковое чтение.

Самостоятельная работа.

Сообщение ученика.

Поисковое чтение. Работа в тетради.

(Работа в парах)

Фронтальная работа

  1. Актуализация и постановка проблемы урока.

Проверка домашнего задания.

-Давайте вспомним по какой теме мы работали на прошлом уроке?

- Чтобы проверить домашнее задание, мы выполним с вами тест, представленный на слайдах презентации.

- Ваша задача ответить на вопросы теста, отмечая нужные буквы.

-  Поменялись тетрадями, взяли в руки карандаши, проверяем.

Выход на тему урока

- Ребята, рассмотрите, пожалуйста, данные иллюстрации (На доске:  иллюстрации с изображением летописца Нестора, Иоганна Гутенберга, памятник создателям славянской азбуки Кириллу и Мефодию, первопечатник Иван Федоров.)

.

- Узнали ли вы, кто на них изображен?

- А на второй и третьей?

- Хотели бы вы узнать, кто изображен на второй и третьей  иллюстрациях?

- Эти исторические личности жили в разные века, но у них есть общее. Предположите, что может  объединять этих людей?

- Если вы затрудняетесь с ответом, то вам поможет загадка:

 Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
( Книга.)

 - Правильно, этих людей  объединяет процесс написания или создания книг.

  1. Формулирование темы урока и постановка цели урока.

- Ребята, каждый день вы берёте в руки книгу. Читаете её, рассматриваете иллюстрации и, наверное, задумывались:

-Откуда взялось печатное творение?

-Кто его придумал? Давно ли?

-Как зовут человека, который первым в России напечатал книгу? Какой была первая книга?

Интересно было бы вам узнать об этом?

Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока.

-(высказывания детей)

-Тема урока звучит так: Мастера печатных дел.

Постановка цели урока.

- Откройте рабочую тетрадь с. 29 № 2. Можете ли вы отгадать кроссворд? Почему?

- Какая задача стоит перед нами на сегодняшнем уроке?

- Я предлагаю вам сегодня совершить небольшое путешествие в прошлое, чтобы найти ответы на поставленные здесь вопросы.

3. Работа по теме урока.

- Но сначала мы отправимся в 9 век.

-Давайте вспомним, как создавались  первые книги.

(самые первые книги люди писали от руки  и назывались они рукописными. Для письма использовали пергамент из телячьей кожи и стоил он дорого.  Орудием письма были птичьи перья, чаще всего гусиные. Чернила делали из сажи и чернильных орешков, нарост на листьях дуба, для украшения рукописей использовали краски – киноварь и охра. Переплёт делали из досок и обтягивали кожей или тканью. Переплёты книг украшали драгоценными камнями и золотом.)

-Кто и где вёл первые записи событий по годам?

-Назовите известную летопись Древней Руси.

-Кто её написал?

-Давайте послушаем отрывок из стихотворения Натальи Кончаловской о создании древних летописей.

- Не один год уходил на переписку этих книг. Можно представить, как мало было книг и как они дорого стоили. Были люди, которые думали о том, как сделать книги , более доступными, как ускорить процесс создания новой книги.

- Как вы думаете, что это за быстрый способ создания книги придумали люди? Что придумали люди, чтобы не переписывать книги от руки?

А кто был первым изобретателем книгопечатания?

(сообщение об Иоганне  Гутенберге)

  -После уникального изобретения литеров и печатного станка    - Книгопечатание стало распространяться  в Европе. За немцами стали печатать книги итальянцы, французы, англичане.

 Давайте с вами перенесемся в Россию XVІ века. И узнаем, кто же здесь начал первым печатать книги?

Сценка.

Автор.

   Царь Иван Грозный решил завести  в Москве Печатную избу – типографию.

   Перед царем коленопреклоненный книжный мастер – Федоров Иван.

Царь.

Сказывают умные люди, будто учен в печатном деле ты не хуже иных иноземных мастеров.

Автор.

Молчит Иван Федоров. Уж больно сердито глядит государь. Но семь бед- один ответ. Решился.

Иван Федоров.

Растет русское государство, Иван Васильевич! Да не обойтись теперь без своих ученых людей, чтобы управлять всеми этими землями под твоей твердой рукой. А где найти тех грамотных без книг? Где печатать ныне книги, как не в Москве? Ежели будет твоя воля государева – заведем типографское дело. Не хуже, чем у немцев. Прославят те книги имя твое, государь, не только на Руси, а и в иных государствах.

Царь.

Дело говоришь, Иван Федоров. Хватит нам жить по старинке. Пора и свое печатное искусство завести. Быть тебе государевым печатником.

Автор.

 Вскоре была напечатана первая книга. Посветлело лицо Ивана Грозного. Понял Иван Федоров – понравилась ему книга.

Царь.

Что ж, друкарь, честь головою сберегают. Ладно книгу написал. Угодил царю.

- Кто повелел открыть типографию в Москве?

- Кто был первопечатником России? ( Друкарь в переводе с украинского языка  означает печатник.)

(сообщение об Иване Федорове)

- Станок, который появился на Печатном дворе,  был прост по своей конструкции. Он состоял из давила и выдвижной доски, на которой помещалась рама с набранным из  букв-литер текстом. Когда нажимали на рычаг, давило опускалось на раму с набором букв, покрытым черной краской. На бумаге, положенной между давилом и набором, получался оттиск – отпечатанная страница.

-Почему именно Ивану Фёдорову поручили трудное дело?

   

- Какую первую книгу  выпустил Иван Федоров, и как она выглядела, вы можете узнать из учебника стр. 82-83. Прочитайте.

- Что нового вы узнали  из данного текста?

- Как называлась первая печатная книга, выпущенная Федоровым?

- Назовите дату выпуска книги «Апостол»(1 марта 1564 года). Запишите ее в своих тетрадях.

- Опишите эту книгу.

- История с Иваном Федоровым также не столь проста, как может показаться на первый взгляд. Во-первых, Федоров действовал не один, а вместе с соратником. Звали того Петр Тимофеев Мстиславец. Таким образом, русских первопечатников получалось двое. Во-вторых, книгопечатание в России существовало еще до Ивана Федорова.

Первая русская типография открылась в 1553 году, за 11 лет до федоровского «Апостола». Выпустила она семь книг, но, к сожалению, ни в одной не было указано имя печатника. Поэтому первую отечественную типографию историки справедливо назвали анонимной. А слава первопроходца досталась Ивану Федорову.

Физкультминутка. ( Зарядка для глаз).

- Прочитайте отрывок из другой  книги Ивана Федорова (на карточке):

Поучение сыну.

Сыну мой, приклони ухо твое,

И послушай словес мудрых,

И приложи сердце твое

К научению моему,

Понеже украсит тебе.

- Понятен ли вам его смысл? Почему?

- Хотели бы вы узнать, как называлась эта книга?

- Найдите ответ на этот вопрос на стр. 83.

- «Азбука» была издана в 1574 году в городе Львове. Она учила малышей не только грамоте, но и как правильно вести себя в жизни. Это было первое печатное пособие на Руси  для обучению письму и чтению.

- Как вы думаете, созвучны ли слова из «Азбуки» Федорова со словами данной пословицы: Красна птица опереньем, а человек – ученьем.

- Ребята, как вы думаете, а какое значение имело издание первой «Азбуки»?

- Догадались ли вы, кому поставлен в центре Москвы памятник, фотографию которого вы уже видели в начале урока?

В самом центре Москвы стоит памятник первопечатнику Ивану Федорову, созданный во весь рост скульптором Сергеем Михайловичем Волнухиным. Стоит бронзовый Иван Федоров  среди повседневной суеты на небольшом холмике. Он в древнерусской одежде, высокий лоб перетянут ремешком, чтобы длинные волосы во время работы не падали на глаза, лицо открытое, русское. В одной руке он держит только что отпечатанный лист своей первой книги, другой – поставленную на скамью наборную доску. От всей фигуры его веет покоем, кажется, он смотрит в вечность.

- На одной стороне постамента  имеется надпись: «Первее нача печатати на Москве святые книги в лето 7070(1563) первое апреля 19 ради братий моих и ближних моих». В этой надписи и сказано все самое главное о жизни Ивана Федорова: печатать ради братьев и ближних означало для него жить и трудиться ради просвещения русского народа и будущих поколений.

-Вспомните, как называют людей, которые беззаветно служат своей Родине, прославляют ее своими делами?

- Можно ли назвать патриотом Ивана Федорова и почему?

- В XVІІ столетии в России стало больше грамотных людей. И не только среди знати и служителей церкви, а также и среди горожан. Да и как торговать и заниматься ремеслом, не умея читать, писать и считать?

- На стр. 84 учебника найдите  сведения об учебниках, по которым учились люди в XVІІ веке. Выпишите названия этих учебников  и их авторов.

- Ребята, как вы думаете, почему данный параграф назван «Врата учености»?

- Каково значение  начала книгопечатания на Руси? Сделайте вывод. (Огромное значение. Книги стали дешевле. Открылись школы, монастырские библиотеки.)

- Сравните свой вывод с данным в учебнике на стр. 86.

- Можете ли вы теперь ответить на вопросы кроссворда?

5. Подведение итогов урока. Рефлексия.

 - Понравился ли вам наш урок?

- Какая задача стояла перед нами?

- Кто повелел открыть типографию в Москве?( Царь Иван Грозный)

-Кто был первопечатником в России?(  Иван Фёдоров.)

-Назовите самую первую книгу, напечатанную Фёдоровым (Апостол)

-В каком году она была издана?

-Что ещё напечатал Иван Фёдоров? ( Первый русский букварь)

В каком столетии в России стало больше грамотных

людей? ( в 17 столетии)

- Показываем с помощью цвета свои достижения на уроке.

Зеленый - «Я это умею и могу двигаться дальше. Я понял материал урока и справился со всеми заданиями»

Желтый - «Этот способ деятельности мной еще не освоен, и я пока не могу двигаться дальше. Мне не все понятно, в моей работе есть ошибки»

Красный - «Не могу самостоятельно двигаться дальше. Я не понял материал, не смог выполнить задание, мне требуется помощь!»

Д.З. 1) Прочитать текст, ответить на вопросы «Проверь себя» (стр.82- 86).

             2) Выполнить задания (с. 86).

         3)  Выполнить задание № 4  на стр. 30 в тетради на печатной основе.

         4)* Нарисовать печатный станок Ивана Федорова  или первую печатную книгу.

Правление Ивана 111

Проверка теста совместно с учителем

На первой Кирилл и Мефодий, на 2-й летописец Нестор

Не знаем

Предположения детей.

Не хватает знаний.

Познакомиться с историей возникновения книги, узнать кого называют мастерами печатных дел

Летописцы при монастырях.

 Повесть временных лет.

Монах Киево-Печёрского монастыря Нестор

Книгопечатание

Иоганн  Гутенберг

Первый царь на Руси - Иван Грозный

Иван Федоров

Был знаком с литейным делом, знал как делать буквы- литеры, имел представление о печатном станке

В этом отрывке говорится о том, что учиться нужно старательно и тогда учение обогатит и украсит твою жизнь.

Издание первой азбуки  имело огромное значение для распространения грамотности, но прежде всего развития и укрепления славянского языка.

Патриоты.

Разгадывание кроссворда совместно с учителем

Литература:

  1. Дмитриева О. И., Мокрушина О. А. Поурочные разработки по курсу Окружающий мир. 4 кл. М.: “ВАКО”, 2004, 368с.- (В помощь учителю). – ISBN 5-94665-085-8/

  1. http://festival.1september.ru/articles/508290/
  2. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2013/04/18/urok-po-okruzhayushchemu-miru-v-4-m-klasse-mastera

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"

Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Страны мира" 2 класс.

Цель: «Введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию».Задачи: - достижение личностных результатов 1) формиров...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"

Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям  ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"

На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....

Конспект урока по окружающему миру на тему:"Опасные места"3 класс(конспект+презентация)

Конспект урока по окружающему миру на тему:"Опасные места"3 класс(конспект+презентация)...

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"...


 

Комментарии

Павлова Светлана Владимировна

Татьяна Сергеевна вы этот урок проводили?