Крым для детей.
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему
Урок способствует формированию представлений о единстве народов, о дружбе детей; знакомит с Международным центром "Артек".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
medvedeva_t.n._urok_omv_1_klasse_krym_dlya_detey.docx | 27.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира во 2 классе
Учитель: Медведева Татьяна Николаевна
МБОУ «Афанасовская СОШ», Корочанского района
Тема работы: Крым для детей
Цель урока: познакомить детей с Международным детским центром « Артек »;
способствовать формированию представлений о единстве народов,
о дружбе детей; формировать внутреннюю позицию учащихся на
основе дружбы детей всех народов.
Оборудование: ноутбук, проектор, экран;
картинки с фотографиями детского центра
Ход урока
I. Орг. момент
II. Вступительное слово учителя
III. Рассказ учителя о Международном детском центре «Артек»
- Ребята, « АРТЕК » - это уникальный архитектурный комплекс пионерских лагерей на берегу Черного моря. На берегу моря у подножия горы Аю-Даг уютно расположены многоэтажные корпуса пяти дружин лагеря с палубами , верандами , красивыми лестницами .
Живет в Крыму легенда: пришел однажды огромный медведь к морю напиться , припал к воде , задремал , да так и остался лежать – окаменел ( вот откуда название Аю –Даг – Медведь –гора).Никто не знает ,сколько столетий спал старый медведь , но однажды у его каменного уха затрубили трубы, запылали на каменном боку костры, а по спине его по едва приметным тропинкам стали карабкаться ребята. Было это в 1925 году, когда детям Советской страны правительство подарило лагерь « Артек» у Медведь – горы: восемь брезентовых палаток. Шагали годы, шагал и Артек по берегу моря : от Медведь – горы до самого Гурзуфа . Теперь уже на семь километров растянулись его владения . Пять лагерей стало в Артеке : « Лазурный», «Прибрежный», «Морской», «Горный», «Кипарисный». Артек занимает площадь 320 гектаров. Только за одну смену в лагере отдыхают 4500 пионеров. Круглый год здесь слышатся голоса детей , их песни ,шум , смех. и приезжают сюда отдыхать дети не только со всех концов нашей необъятной страны , но и со всего мира. Звонкие горны собирают каждое утро их вместе на утреннюю зарядку на берегу моря, где веет свежей утренней прохладой и над лагерем льется чистая прозрачная мелодия. Сначала мягко, негромко, а потом все более набирая звонкую силу. Теряются где – то отголоски трубы, и ясный мальчишеский голос говорит на весь лагерь по радио: « Сегодня 5 июля, среда. С добрым утром друзья!». И после позывных:
Начнем новый день,
Прогоняй скорее лень,
Подымись, глаза протри!
На зарядку, раз, два, три!
Так диктор сказал один день, а завтра другой диктор поднимает лагерь другим шуточным стихотворением. После утреннего приветствия из радио вырывается стремительная задорная утренняя песенка. Непосвященный человек подумает: « Ну. песенка как песенка, ну смешная, ну, веселая ». А ребята знают: песенка – то не простая. В ней заряд бодрости, с которой должен начинаться каждый новый день.
Ровно пять минут звучит мелодия, ровно через пять минут после горна начинается зарядка. На нее все мчатся со всех ног, так как каждый день зарядка – это новое театрализованное представление, в которой участвуют все пятьсот детей. Сегодня сюжет зарядки морская стихия, завтра – цирк, затем зарядка вписывается в темы лагерного дня : в День леса , День рыбака.
Как всегда после зарядки в лагере начинается утренний туалет уборка постелей, на которую тратится 20 минут. И хотя в первые дни выясняется, что многие не умеют застилать кровати, не умеют управляться с тряпкой и веником, что девочкам нужна помощь в уходе за косами, прическами, в лагере спустя неделю все овладевают искусством быстро и красиво убрать постель, навести в спальнях чистоту, привести в порядок себя, свою одежду и обувь. А как это удается? И здесь помогает игра, соревнование, хитрость, когда неумытые руки, грязная одежда ощущается как запятнанная честь отряда.
После утренних процедур – завтрак . Кто откажется от флотского борща и гарнира из морской капусты в День Нептуна , кто не отведает бифштекса по – шахтерски в День шахтера , кто откажется от солдатских щей и каши в день игры «Зарница » ?
Если вы хотите понять, как живет лагерь, надо придти на пионерскую линейку и через десять минут вы будете знать о лагере все: какие сегодня пройдут сборы и праздники, как сегодня чувствуют себя ребята, кто сегодня дежурит, кто за что отвечает, есть ли дисциплина. Весь стиль лагерной жизни, как солнце в капле воды отражается в пионерской линейке.
В «Артеке» на линейке не глазеют по сторонам, не болтают друг с другом, не толкаются, не хихикают. На линейке сразу зарождается состояние единения, гордости, общей радости, общего веселья, победы. На линейке ребята ощущают свою связь с делами Родины, с пионерами всей страны. Как хороша артековская линейка! Со слитной песней нескольких горнов, бодрым ритмом барабанов, с взмахом сотен рук над головой в приветствии Государственному флагу.
Самым приятным и главным в жизни лагеря является прием солнечных и воздушных ванн, купание в море. Для этого имеется определенное место: очищенное, стабильное дно без ям и перепадов, отгороженность участка, наличие спасательных средств, обязательное присутствие инструкторов по плаванию, врача. С ребятами проводятся беседы о том, что нельзя баловаться в воде, надо быть осторожным, следить не только за собой, но и за товарищем. Возведение песочных городков, старинных замков, конкурс песочных архитекторов, рисунки песчаных художников, баталии бумажных корабликов – это все и есть воздушные и солнечные ванны в
«Артеке»
Наступает время обеда. Отряды приходят в столовую на обед. У входа огромное, художественно - расписанное меню. В нем написано:
1.Овощной суп по рецепту Вити Сидоренко из 6 отряда.
2. Гуляш с жареным картофелем по заказу 3 отряда.
3.Компот из слив, полученных в награду от колхоза « Путь Ильича» за помощь первого и второго отрядов.
Хорошее, располагающее к себе меню. На столах стоят цветы, от стены к стене протянут лозунг « Вкусная еда хозяина ищет, переваривается вполне, если принимается в тишине». Меню, цветы и лозунг приготовлены дежурным отрядом. Каждый дежурный отряд готовит свой сюрприз. Изобретательность одних побуждает к творчеству других. К обеду из русских блюд дежурные одеваются соответственно – цветные кокошники, сарафаны, рубахи на выпуск с поясами. К кавказской кухне помимо нарядов дежурных подобраны мелодии горцев.
Испокон веков дети протестуют, когда их укладывают спать. Но отдохнуть детям днем действительно надо . Старшим в « Артеке» говорят: хочешь спи, хочешь не спи, но только полтора часа лежа в постели , храни полное молчание. Чем старше человек, тем необходимей ему на время остаться на время наедине с собой, подумать, помечтать. Человек, которому скучно с самим собой, не очень богатый человек. А ребятам помладше говорят другое: полтора часа молчания – это проверка своей воли и выдержки. Вот почему послеобеденный отдых в « Артеке» называют не мертвый час, а ПЧМ – полтора часа молчания. А после отдыха – гора новых конкурсов, концертов, смотров, где ребята проявляют коллективное творчество , смекалку и так незаметно день за днем проходят дни и наступает время , когда кончается лагерная смена , пора разъезжаться , ведь лагерь уже готовится принять новую смену. Тот , кто отдыхал в « Артеке» никогда не забудет теплое море , рассветы и закаты , катание на пароходе , походы на гору Аю – Даг, экскурсии в город-герой Севастополь, Алушту, знаменитый Ялтинский ботанический сад, а также пионерские костры, песни и много – много замечательных дел.
Символика и атрибуты.
В детском центре существуют специфические формы организации коллектива, структура управления, особая форма одежды, нашивки, шевроны, атрибуты, подчеркивающие принадлежность к конкретному коллективу. Знамя организации, флаг отряда, галстук - все это символы лагеря. Горн и барабан символизируют романтику лагерной жизни, овеяны духом патриотизма. Обладая звуковой палитрой, горн и барабан придают делам особую праздничность и торжественность, строю – четкость и красоту, призывают к действию, рождая у детей коллективные переживания, чувство гордости за принадлежность к лагерю. Также в работе отрядов немаловажную роль играют такие символы как девиз и лозунг, который представляет собой изречение, символизирующее цели, идеи, задачи. Девизы провозглашаются на линейках при сдаче рапортов, ими начинаются отрядные сборы. В таких девизах, как «Бороться и искать, найти и не сдаваться! » находят выражение целеустремленность детей, их активность, стремление детей к ярким призывам, к красоте и образности.
Действенной формой использования символов и атрибутов является ритуал линейки. Линейка – это традиционный, обязательный элемент жизни отряда. К ритуальным действиям линейки относятся: строй, рапорт, салют, вынос государственного флага и его подъем, вынос флага дружины и отрядных флагов. На линейках активно используются специальная форма, Знамя дружины отрядов, горн, барабан, а также символические названья отрядов, почетные имена отрядов, девизы.
Об одной из традиции пионерского лагеря «Артек»
В « Артеке» традиция: если человек показал себя прекрасным организатором, ему говорят:
- Спасибо, товарищ, ты потрудился на славу, а теперь помоги новому командиру руководить также хорошо, как ты.
- Если и кого-то не все получается, разговор идет другой:
- Искусству руководства учиться трудно. Ты теперь знаешь все свои слабости, но у тебя есть возможность еще поучиться у других.
Великолепная традиция в « Артеке»!
IV. Слушание артековских песен (приложение).
Артеку посвящены сотни песен, которые созданы непосредственно в Артеке или бывшими артековцами. Наиболее популярной из них является песня «Артековская клятва» (слова Анатолия Ануфриева, музыка Владимира Боганова), написанная в 1965 году
V. Чтение стихотворения «Артек»
АРТЕК
Флаги, белые палатки,
Звуки трубные с утра,
И линейка на площадке,
Вот он, летний отдых детский,
На горах, у чистых рек...
Но во всей стране Советской
Лучший лагерь - наш Артек!
Где лежит медведь косматый,
К морю теплому прильнув,
Где любил бывать когда-то
Пушкин, ездивший в Гурзуф,
Где о берег бьется дерзко
Черноморская волна, -
Славный лагерь пионерский
Там построила страна.
Не забуду я вовеки
Теплой ночи в октябре,
Звонкой музыки в Артеке,
Над заливом, на горе.
За такую ночь, ребята,
За Артек веселый ваш
Наша армия когда-то
Ночью шла через Сиваш.
VI. Знакомство с Правилами пионеров Артека ( приложение).
VII. Знакомство с достопримечательностями Артека (презентация).
VIII. Итоги урока
ПРИЛОЖЕНИЕ.
АРТЕКОВСКИЕ ПЕСНИ.
Артековская клятва
слова Анатолия Ануфриева, музыка Владимира Боганова
1.Над морем, морем синим артековский салют,
Поют задорно горны и барабаны бьют,
Чтоб клятву дать, ребята,
Мы собрались сюда,
Артековец сегодня, артековец сегодня,
Артековец всегда!
2.Вдали серебрится вечернее море
Медведь непробудною тишью объят,
А волны прибрежные с галькою спорят,
И южные ветры над нами шумят.
Родина милая, Родина мать,
Как же спасибо тебе не сказать,
За крымскую сказку, любовь и за ласку,
Как же спасибо тебе не сказать,
3.Из всех ты самый молодой,
Ты только начал жить,
И даже Аю-Даг седой ,
Успел тебя уж полюбить.
Тебя солнце ласкает нежно,
Тебе волны морские поют,
Что красивее всех ты «Прибрежный»,
Адалары салют отдают.
Здесь любят отдых, любят труд,
Живут семьей одной,
Скучать тебе здесь не дадут,
Давай-ка вместе с нами пой.
Тебя солнце ласкает нежно,
Тебе волны морские поют,
Что красивее всех ты «Прибрежный »
Адалары салют отдают.
ДЕВИЗЫ ПИОНЕРСКИХ ОТРЯДОВ
« Мечтать, верить, творить, зачем же иначе жить!»
« Кто не горит, тот коптит! »
« И вечный бой, покой нам только снится »
« Не копти напрасно, гори, гори ясно »
« Дружные, киснуть не нужно »
«Хватит попросту галдеть, нас попробуй перепеть »
« Всем кто видит в нас друзей, шлет приветы « Прометей ».
« Первыми быть хотим,
Но первыми хочется быть и другим,
Поэтому от этого дня и навечно,
Наш отряд называется « Встречный »!
«Наш отряд неугомон,
Скуку, лень из жизни вон »!
« Учись, не ленись любому делу,
Чтоб жизнь интересная просто кипела »
«Мы дружбой, единством сильны,
Мы победим, иначе быть не может!»
« Нужна нам не просто любая работа.
Работа нужна для людей и до пота»
« Готовься в дорогу на долгие годы,
Бери с коммунистов пример ».
Правила пионеров.
« Для коллектива равно значит –
Думаешь ли ты как все,
Или думаешь иначе ».
« Ты такой обычай знай –
критикуешь – предлагай»
« Выступая помнят ребята:
Не говори длинно, а точно, сжато»
« Мысль толково объясняй,
Не поймут, так объясняй!»
« Своим выступлением не угнетай,
такт и регламент соблюдай».
« Выступая, помни о важном моменте,
вызывай мысли и чувства, а не аплодисменты».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Газеты "Пионерская правда", 1986 г.
2. Журнал "Костер", 1985 г.
Интернет- ресурсы:
1. http://foto.ucoz.ru/artek (картинки)
2. http://wind-travels.com/artek (картинки)
3. http://lager - artek - foto. (картинки)
4. Неофициальный сайт "Артековец" (http://artekovets.ru)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
исследовательский проект" Что значит для России Крым?"
В связи с последними событиями в Украине, когда во всех СМИ, на улице, дома мы слышим: "Крым, Россия, фашизм не пройдёт", представляемый вашему вниманию проект был и остаётся настолько актуальным и ин...
Классный час на тему:"Воссоединение Крыма с Россией".
ТЕМА: « Вхождение Крыма в состав России»...
Классный час "Путешествие в Крым"
Классный час, посвящённый присоединению Крыма к России "Мы вместе"....
Классный час «День Республики Крым. Путешествие по Крыму».
Помочь учащимся лучше узнать свой Крым, познакомить с историей, населением на полуострове; способствовать развитию чувства гражданственности, ответственности, гордости за свою Родину, национальной соз...
Классный час на тему: «День государственного флага Республики Крым. День Государственного Герба Республики Крым»
Материал способствует развитию интереса к изучению истории родного края, символики Республики Крым, воспитанию чувств патриотизма, любви и гордости за свою малую Родину....
Внеклассное мероприятие: "Мы вместе! Крым и Россия" посвященное государственному празднику Дню воссоединения Крыма с Россией
Цель: информировать и объяснить ученикам суть произошедшего исторического воссоединения России и Крыма и его значение для судьбы страны (Послание Президента России 18 марта 2014 года)...
"Культура и традиции народов Крыма. Крым наш."
Расширить и закрепить знания детей о родной республике, развивать у детей дошкольного возраста нравственно-патриотические ценности через приобщение к миру культур и традиций народов Крыма....