Клетка – основа строения и роста живых организмов
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Урок "Клетка – основа строения и роста живых организмов" в теме «Общее знакомство с организмом человека» направлен на создание среды для подведения учащихся к пониманию сложности и совершенства устройства живого организма, взаимосогласованности органов;содействует формированию представлению о том, что человек – неотъемлемая часть природы. Содержание урока познакомитдетей с основой строения и роста живых организмов – клеткой. Урок призван вызвать интерес детей в познании самого себя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kletka._stroenie_organizma.doc | 393.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Общее знакомство с организмом человека. Клетка – основа строения и роста живых организмов».
Цели:
- Создать среду для подведения учащихся к пониманию сложности и совершенства устройства живого организма, взаимосогласованности органов.
- Содействовать формированию представления о том, что человек – неотъемлемая часть природы.
- Познакомить с основой строения и роста живых организмов – клеткой.
- Вызвать интерес детей в познании самого себя.
Оборудование:
- раздаточный материал (индивидуальный и классный; микроскоп, луковая шелуха, дольки апельсина, куриные яйца, горох, целлофановые пакеты, картонные коробочки и плакат с детскими фотографиями.), плакат «Формы растительных клеток».
- Вводная беседа с проверкой домашнего задания.
- Человек живет в окружающем его мире. Он часть этого мира. А можно ли считать человека частью природы?
- Да.
- Докажите.
- Он дышит, питается, растет, развивается, у него рождаются дети.
- Являясь частью природы, человек создает для себя условия, в которых бы он чувствовал себя комфортно. Верно?
- Да.
- Поясните.
- Строит дома, дороги. Провел свет. Сделал много изобретений: телефон, телевизор, самолет, компьютеры.
- С какой целью человек продолжает что–то изобретать?
- Для того, что бы облегчить свой труд.
- Как, например?
- Конвейеры, компьютерные роботы, бытовую технику, сельскохозяйственные машины и т.п.
- Итак, человек стремится совершенствовать мир вокруг себя. И, конечно же, человек стремится совершенствовать себя в этом мире.
- Представим, что смотрим мы на себя в зеркало. Что увидели снаружи?
- Наше тело: голова, туловище, конечности.
Проверим себя: послушаем стихотворение «Тело человека».
Быть у каждого должна
Очень умной … голова
Я верчу ей как умею
Голова сидит на … шее
Животик, спинка, грудь
Их вместе … туловищем зовут.
Руки – чтоб ласкать, трудиться,
Воды из чашечки напиться.
Бегут по дорожке быстрые ножки.
Я споткнулся через Генку
И ушиб себе коленку.
Но наше тело покрыто кожей. Она не прозрачна и не дает разглядеть то, что под ней спряталось. Но в настоящее время мы очень много знаем о том, что внутри нас.
- Что вы знаете?
- А откуда?
- А как эти знания у нас появились?
- Надо сказать огромное спасибо ученым, которые условиях добывали знания и нам передавали.
В истории науки есть такой пример: 365 лет назад английский студент медик Вильям Гарвей приехал в Италию закончить образование. Его заинтересовали внутренние органы человека, и он начал вскрывать трупы. Надо сказать, что в то время трогать умерших считалось преступлением. И человека, который на это решился, сжигали на костре как колдуна. И Гарвей, тайно прячась от свидетелей в подвале заброшенного дома, продолжал свои опыты. Вот так рискнул жизнью этот человек. Он сделал уникальные открытия, без которых бы наука и медицина не продвинулась вперед.
- Итак, посмотрим, на сколько хорошо вы знаете наши некоторые внутренние органы.
(Демонстрация иллюстраций, словесное пояснение)
- Полый мешок, в котором на половину переваривается пища (желудок).
- Мотор размером с кулак. Непрерывно гоняет кровь. (Сердце)
- То, с помощью чего человек дышит (легкие)
- Орган, который играет роль фотоаппарата (глаз)
- Самый крупный и горячий как печка орган, который уничтожает микробы и яды в крови (печень).
- Эти органы очищают кровь. Отбросы выбрасывают в виде воды (почки).
- Эти органы пережевывают пищу (зубы).
- Внутренний орган, который следит за правильной работой главных внутренних органов, заведует мыслями и чувствами человека (мозг)
- И это, ребята, еще не все органы, которые образуют единое целое (читаем слово из выделенных букв) – организм.
Помогите дать определение:
Организм человека – сложная система органов, которые взаимодействуют между собой и образуют единое целое.
2. Зарядка.
3. Определение темы урока:
- А сейчас я прошу вас подумать: сильно ли вы изменились с момента рождения?
- Да.
- Как?
- Мы выросли.
- Как вы думаете, почему?
Поработаем с учебником. С.19. Тема – вопросы и текст самостоятельно прочитываются. Итак, дополните предложение на доске:
_____________ - основа строения и роста живых организмов. Это является темой нашего урока.
Все живые организмы состоят из клеток.
Человек и растения, кошка и лягушка, микроб и водоросли. Только микроб – это одна клетка, а лист яблони – 500 миллионов клеток. Есть клетки – гиганты (хотя сейчас вы о них не догадываетесь), а есть клетки, которые сложно рассмотреть даже в микроскоп. Английский естествоиспытатель Роберт Гук более 200 лет усовершенствовал микроскоп и, рассматривая покров бузины, неожиданно обнаружил живые клетки.
4. Практическая работа. (Работа в группе)
Я предлагаю вам побыть в роли исследователей и проделать практическую работу: под микроскопом у нас препарат (кожица лука). Вспомним правила работы с микроскопом.
- Свет направить зеркалом в отверстие предметного столика.
- Препарат закреплен на предметном стекле.
- Тубус медленно поднимать до тех пор, пока не появится четкое изображение.
На доске порядок действий.
- Рассмотреть клетку.
- Заполнить.
- Схематично изобразить клетку.
Работа в группах: зарисовали клетку на альбомном листе.
- Заслушаем представителей групп:
- Форма разная, но увидели стенку клетку и внутри точку.
А сейчас работа с учебником с 20. Ваша задача сравнить ваш рисунок с рисунком в учебнике, объяснить, для чего на вашем столе долька апельсина и яйцо.
- Самостоятельное чтение двух абзацев.
Беседа после знакомства с текстом:
-Для чего вам предложена долька апельсина? (пример видимых глазу клеток, не видно только строение самой клетки)
А вот ещё примеры форм растительных клеток:
- Разбейте яйцо и аккуратно выпустите содержимое на блюдце.
- Верно ли, что яйцо может послужить для демонстрации строения клетки?
- Каково строение клетки? (ядро, цитоплазма, оболочка)
- Составьте пары: ядро – желток; цитоплазма – белок; оболочка - скорлупа.
- Клетка сложная система, которую можно рассмотреть под электронным микроскопом. О том, что может рассказать электронный микроскоп, узнаем, познакомившись с материалом статьи на с.20-21.
Обсуждение прочитанного и формулирование вывода:
Клетка – живой организм: дышит, питается, растёт, размножается делением на новые клетки, выполняет разную работу и приобретает разные свойства, умирает.
5. Итог урока:
-Что узнали?
- Что произвело наибольшее впечатление?
- Что хотели бы узнать?
Предлагаю составить простейшую модель клетки. Возьмите то, что вам понадобится ( На столе разнообразные предметы, среди которых дети выберут целлофановый пакет и горошину. Такой выбор обусловлен удачной наглядностью.)
6. Оценивание и домашнее задание:
Качественная оценка работы в группе.
Общая оценка работы класса: работали активно, дружно и каждый получает в подарок рисунок клетки, которую рассмотрели под более сложным прибором, чем наш микроскоп. Поместите рисунок в свою тетрадь и дополните его пояснениями. Вам поможет статья учебника на страницах 19 – 23;
По желанию, для тех, кому интересно, пользуясь информационным листом, можете подготовить сообщения об учёных и их исследованиях раскрывающих причины роста любого организма, объясняющих связь жизни клетки с образом жизни человека.
7. Рефлексия.
- Отметьте, на сколько вы продвинулись
в стремлении овладеть знаниями?
Урок окружающего мира в 4 классе
Общее знакомство с организмом человека.
Клетка – основа строения и роста живых организмов
Подготовила Бондаренко Валентина Николаевна
Учитель начальных классов МОУ СОШ №41
г.Белгород
сентябрь
2009г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Строение живого организма"
Материал содержит презентацию, картинки, видео- и аудиофайлы по теме "Строение живого организма"...
Технологическая карта урока "Клетка-основа строения и роста живых организмов"
Предмет: Окружающий мирКласс: 4 классТема «Клетка – основа строения и роста живых организмов»Тип урока: Открытие новых знаний (технология деятельностного метода)УМК: «Система развивающего обучения Л.В...
Урок-исследование:"Клетка- основа строения и роста живых организмов"
Цель: организовать деятельность учащихся для ознакомления с основой строения и роста живых организмов- клеткой....
Окружающий мир. 4 класс. Клетка-основа строения и роста живых организмов. Система Л.В. Занкова
Урок разработан по теме: "Текст.Работа с информацией. Использование игр-заданий, в которых оттачиваются навыки работы с различными информационными материалами, присходит обучение приёмам самостоятельн...
Технологическая карта Тема: "Человек — живой организм. Признаки живого организма. Органы и системы органов человека."
Урок послужит развитию познавательной деятельности обучающихся по данной теме. На уроке применяется дифференцированный подход к обучающимся для того, чтобы каждый ученик мог реа...
Статья по предмету окружающий мир для 3 класса на тему "Основы строения и функций организма человека"
Данный материал содержит наглядную информацию об основных системах человеческого организма, об их функциях и особенностях строения....
Урок "Строение растений. Растения – живые организмы."
Цели:Образовательная продолжить формировать понятия органы растений ,строение растений ,растения-живые организмы; продолжить учить устанавливать взаимосвязи между живой и неживой природой...