Урок окружающего мира. 3 класс. Охрана животных.
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir_3_klass._okhrana_zhivotnykh.doc | 94.5 КБ |
okhrana_zhivotnykh.ppt | 866.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: окружающий мир
Класс: 3
Тема урока: Охрана животных
Цель урока: познакомить детей с Красной книгой и животными, которые в неё внесены; учить бережно относиться к животным; рассмотреть экологические правила, которые должны выполнять люди; формировать у учащихся интерес к предмету.
Ход урока
- Организационный момент
- Долгожданный дан звонок –
Начинается урок!
Учитель проверяет готовность детей к уроку (слайд № 1).
- Проверка домашнего задания
В начале урока – опрос по пройденному на прошлом уроке:
- Какие группы животных вы знаете?
- Какими способами размножаются животные?
- Кто как размножается? (слайды № 2, 3)
- Сообщение темы и целей урока
- Сегодня мы отправимся в путешествие по страницам Красной книги. Тема нашего урока «Охрана животных» (слайд № 4).
4. Введение в тему – лекция учителя
- Ребята, посмотрите на слайды: как прекрасен этот мир! Не правда ли, прекрасны творения природы, представленные на этих фотографиях и рисунках! Ими б только восхищаться, поражаясь, сколь щедра на выдумки природа, если бы не одно тягостное обстоятельство: все они занесены в Красную книгу и всем им угрожает опасность исчезновения с лица Земли (слайд № 5).
Начиная с 1600 г., на нашей планете вымерло около 150 видов животных, причём более половины из них – за последние 50 лет. За малым исключением, все эти животные вымерли по вине человека. К началу XX века стало очевидно, что необходимо принимать специальные меры по спасению животного и растительного мира.
В 1948 году в небольшом городке Фонтебло на международной конференции был основан Международный союз охраны природы и природных ресурсов – МСОП. Его главной задачей было выявление видов животных, а позднее растений, которые находились на грани исчезновения и требовали незамедлительной заботы человека (также нужны были рекомендации по их спасению).
Тогда была создана специальная комиссия службы спасения. Эта служба спасения составила мировой список с пояснениями, в который входили животные и растения, находящиеся на грани исчезновения, и редкие виды. В этом списке нужно было указать причину такого состояния. И учёные решили назвать этот список Красной книгой (слайд № 6).
- Для чего нужна Красная книга?
Красная книга нас информирует, какие растения и животные в опасности. Она призывает изучать природу. Эта книга предупреждает, что то или иное животное, растение в беде. Его надо охранять.
- Как вы думаете, почему эту книгу назвали именно Красной, а не синей или жёлтой?
Красный цвет – это значит внимание, стоп, не убивайте животных, не губите растения.
Красная книга – это сигнал опасности. Красная книга не закон об охране природы, это лишь факты, собранные учёными о животных и растениях. Составление первого варианта Красной книги потребовало 14 лет. Позднее она ещё не раз переиздавалась.
- Как вы думаете, почему Красная книга переиздавалась?
Появились новые виды животных и растений, которые находятся на грани исчезновения.
Красная книга – это документ временного действия, потому что условия обитания животных меняются, и всё новые виды могут оказаться в катастрофическом положении.
Вместе с тем, меры, которые предпринимает человек, дают хорошие результаты, о чём свидетельствуют зелёные листы Красной книги, где представлены уже спасённые животные и растения. Например, бобр и соболь.
- Физкультминутка (слайд № 7)
Мы шагаем, мы шагаем,
Руки выше поднимаем,
Голову не опускаем,
Дышим ровно, глубоко. (Ходьба с подниманием рук)
Вдруг мы видим: у куста
Выпал птенчик из гнезда.
Тихо птенчика берём
И назад в гнездо кладём. (Наклоны вперёд, руками коснуться пола,
Выпрямиться, поднять руки вверх)
Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса.
Мы лисицу обхитрим,
На носочках побежим. (Бег на носочках)
На поляну мы заходим,
Много ягод там находим.
Земляника так душиста,
Что не лень нам наклониться. (Наклоны вперёд)
Как много мы увидели:
И речку и цветы.
Узнали много нового
И я, и ты, и мы.
5. Животные Красной книги
- Отгадайте загадку. О ком она? (слайд № 8)
Есть на речках лесорубы
В серебристо-бурых шубах.
Из деревьев, веток, глины
Строят прочные плотины.
(Бобры)
- Редкими животными стали не только бобры, но и белые медведи, моржи, орёл – беркут, фламинго, тигр, журавль, жук - красотел, выхухоль, лебедь, розовая чайка и многие другие животные.
Животные играют большую роль в природе, без них многие растения не могли бы размножаться и расселяться. Необходимы животные и людям.
- Как вы думаете, для чего? (употребляем их в пищу, у некоторых ценный мех)
Вырубая леса, загрязняя реки. Моря, люди губят множество животных. Ведь для животных леса, реки, моря – это дом.
- Давайте послушаем сообщения о животных, которые нуждаются в охране. Слушайте внимательно. В конце урока вас ждёт интересная самостоятельная работа.
- Заранее подготовленные учащиеся рассказывают о животных, занесённых в Красную книгу (материалы в приложении) (слайды № 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15)
- Экологические правила
- Посмотрите, ребята, нам в класс поступили жалобы от животных:
Жалоба 1 (слайд № 16)
«Ох, и не любят же меня люди. Голос, видите ли, мой им не нравится, и глаза, говорят у меня некрасивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба».
- Кто это? (Сова)
Сова с 1964 года находится под охраной государства. Одна сова уничтожает за лето 1000 мышей, которые способны уничтожить 1 тонну зерна.
Жалоба 2 (слайд № 17)
«Сама знаю, что не красавица. А окажись я рядом, многие шарахаются в сторону, а то ещё и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Польза от меня большая».
Это жаба. Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу – и они исчезнут.
Помните, беречь нужно и тех животных, которые не внесены в Красную книгу. Это хорошо вам известные животные: белка, ёж, синица, дятел, лягушки, жабы и другие животные. Их жизнь часто зависит от тебя. От твоего поведения в природе.
-Давайте вспомним экологические правила (слайд № 18).
- Не разоряй птичьи гнёзда.
- Не подходи близко к гнёздам птиц. По твоим следам их могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься около гнезда, не прикасайся к нему, сразу же уходи. Иначе птицы – родители могут насовсем покинуть гнездо. Птенцы погибнут.
- Если у тебя есть собака, не пускай её гулять в лесу или парке весной или в начале лета. Она легко может поймать плохо летающих птенцов и беспомощных детёнышей животных.
- Не лови и не уноси домой здоровых птенцов и детёнышей зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные. А дома они могут погибнуть.
- Будем подкармливать птиц зимой, а весной с помощью старших будем делать для них домики.
- Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков.
- Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.
- Не разоряй гнёзда шмелей. Шмели – насекомые, численность которых в последнее время резко сократилась. Причина этого – широкое, неумеренное использование в сельском хозяйстве ядохимикатов, к которым шмели очень чувствительны; уничтожение шмелиных гнёзд при сенокошении; выжигание сухой травы на лугах. Усугубляет тяжёлое положение шмелей разорение их гнёзд ради мёда, который невкусен, или просто ради забавы.
- Не разоряй муравейники.
- Береги лягушек, жаб и их головастиков.
7. Закрепление
Дети читают экологические правила на странице 115.
Многое делается по охране животных. В нашей стране принят Закон об охране и использовании животного мира. Под особой охраной находятся животные в заповедниках. Помогают спасению редких животных и зоопарки. Но надо беречь не только редких животных, но и всех остальных, ведь все животные связаны между собой цепью питания. Поэтому, оберегая одних, вы часто помогаете другим.
Вот, например, цепочка «лягушка – цапля». Оберегая лягушек, вы сохраняете жизнь цапле, которая ими питается.
Также надо беречь дом животных – это леса, водоёмы, луга и т. д.
8. Итог урока (слайды № 19, 20)
- Вспомните, о каких животных мы сегодня говорили и разгадайте кроссворд:
- Очень ценный пушной зверёк. Был на грани уничтожения, но предпринятые людьми меры по охране спасли этот вид животных. Сейчас общая численность их 700 тыс. голов.
- Владыка Арктики.
- В двух – трёхлетнем возрасте эти птицы создают пары и больше никогда не расстаются.
- Эта большая белая птица служит символом красоты и любви, чистоты и нежности.
- Знахари готовили из частей его тела лекарства от слабости и трусости.
- Детёныши этих птиц рождаются с длинными толстыми ногами, прямым красным клювом и ходят два года в сером оперении, а затем одеваются в розовый наряд.
(Ответы: 1. соболь, 2. белый медведь, 3. Журавль, 4. Лебедь, 5. Тигр, 6. Фламинго)
- Прочитайте слово, которое получилось в выделенном столбце. (Береги!)
- Берегите природу, а это животные, растения, воздух, вода, почва…
- Группа учащихся читает стихотворение «Береги природу» (материалы в приложении) (слайд № 21).
9. Домашнее задание (слайд № 22)
- Прочитать в учебнике статью «Охрана животных» (стр. 112- 115);
- Подготовить ответы на вопросы раздела «Проверь себя» (стр. 116);
- Выполнить задания 1, 2, 3 (учебник, стр. 116)
Приложение к уроку
Соболь
Соболь принадлежит к числу ценнейших пушных животных, занимающих в составе промысловой фауны видное место.
Средняя длина тела соболя 50 см, масса 1 – 1,5 кг. Основное место обитания – глухая и тёмная тайга с преобладанием кедра, ели и пихты.
Везде ведёт оседлый образ жизни, придерживаясь определённого участка, который покидает в самом крайнем случае: при лесном пожаре, недостатке корма. Усиленной рубке лесного массива.
В дневное время соболь плохо видит, держится неуверенно, зато ночью обнаруживает большую ловкость.
Выходя на охоту, соболь обязательно пробегает по каждому лежащему на его пути стволу упавшего дерева, обследуя вывернутые корни, коряги, рытвины, где находит норы мышевидных грызунов, которые составляют его основную пищу. Также нападает на различных наземных птиц и зверьков (боровая дичь, бурундуки, зайцы), а также не брезгует ящерицами, лягушками, насекомыми, моллюсками. Летом поедает ягоды (голубику, рябину, черёмуху, шиповник). Большое место в питании соболя занимают кедровые орешки. Найдя зимой бурундука с запасом орехов, соболь съедает хозяина этих запасов и его пищу. Врагов у соболя почти нет, если не считать крупных хищных птиц, медведя, росомаху, большую куницу – харзу.
Соболи размножаются весной. Гнёзда для рождения потомства они устраивают в дуплах поваленных деревьев, в старых пнях, иногда в земляных норах. Дно убежища выстилают мхом, сухими листьями, шерстью.
В апреле – мае у соболихи появляется от 2 до 7 детёнышей, слепых и белёсых, которые через несколько дней темнеют. Соболята раз в пять меньше матери. Малыши быстро растут и через месяц прозревают. Первое время мать кормит соболят молоком, позже носит им небольших зверьков и птиц, а подросших водит с собой, приучая к добыванию пищи.
Соболята резвятся, как котята, в драке громко урчат. В двухмесячном возрасте они переходят на корм взрослых. В августе – сентябре выводки распадаются и ведут самостоятельную жизнь.
Соболь обладает превосходным мехом, который высоко ценится.
В далёком прошлом соболи населяли всю тайгу царской России и были золотым фондом казны. Но затем вследствие хищнического истребления запасы соболя катастрофически упали, и ему грозило полное исчезновение в природе. Охота была запрещена.
В 1929 году в Московском зоопарке был получен приплод от соболей, и после научной разработки условий ухода и содержания их стали разводить на зверофермах.
Кроме того, соболи были выпущены на волю в подходящие для них районы Сибири, Забайкалья и Дальнего Востока, где они хорошо прижились. Их численность возросла настолько, что во многих местах стала выше, чем 100 лет назад. Сейчас общая численность соболей превышает 700 тыс. голов.
Большую роль в сохранении этого вида сыграл запрет охоты и создание заповедников.
Выхухоль
Когда-то давно (считают, что выхухоль появился на Земле 30 млн. лет назад) он был распространён по всей Европе. Но поскольку мех этого зверька очень высоко ценился, то был он почти полностью истреблён. И, может быть, исчез бы совсем, если бы не взяли его под охрану.
Выхухоль – зверёк небольшой, длина его в среднем 20 см, а вес примерно полкилграмма. Мех мягкий, шелковистый, очень прочный, почти не намокает, так как смазан жиром. А это очень важно для зверька – ведь он плавает зимой.
На суше выхухоль довольно беспомощен. Зато в воде чувствует себя прекрасно – быстро плавает, хорошо ныряет, может долго не показываться на поверхности.
Норы выхухоль делает на берегу, но вход в них всегда расположен под водой.
Кроме основной норы, у всех выхухолей есть ещё одна – две. Там зверьки хранят запасы и поедают пойманную во время охоты добычу. Питается выхухоль животной и растительной пищей. А находит её зверёк на дне, уткнув свой длинный хоботок в ил или помогая себе передними лапами. Он взрыхляет ил и подбирает насекомых и личинок.
Увидеть выхухоль трудно, хоть и живёт он часто рядом с человеком. Разве что весной, выгнанный половодьем из своего убежища, сидит он на деревьях или плывёт на куче хвороста у всех на виду. Очень часто в это время выхухоль становится добычей для ондатры или американской норки. Случается, гибнут выхухоли и в норах во время половодья и подо льдом. Поэтому этого редкого и до сих пор малоизученного, но очень ценного зверька строго охраняют.
Розовый фламинго
Птица эта стала редкой, поскольку многие десятилетия подвергалась преследованию ради вкусного мяса, пера и пуха. Розовый фламинго занесён на страницы Красной книги. Охота на эту птицу запрещена.
Живут фламинго 25 – 30 лет. Это очень интересная птица. Тело её высотой до 1,5 м, вес 4 кг. У фламинго очень интересные гнёзда. Они конической формы или в виде башенки высотой полметра и с углублением сверху, в которые самка откладывает 2 яйца белого цвета с зеленоватым оттенком.
Основа гнезда – ил, вспомогательный материал – перья. Ракушки, камешки, стебельки растений. Высиживание продолжается 30 – 32 дня. А птенцы смешные: ноги толстые, красные, клюв прямой – тоже красный. Одеты они в серый пух. Уже через месяц птенцы начинают сами питаться. Через 3 – 4 месяца они вырастают до размеров своих родителей. Первое оперение у них серое с розовым оттенком. Такие платья носит молодняк два года, а потом одевается в розовый наряд.
Журавль
В нашей стране обитает семь видов журавлей: серый, красавка, канадский, даурский, чёрный, белый (или стерх), японский.
Всего в мире 14 видов журавлей. Японский, даурский, чёрный и белый журавли внесены в Красную книгу. Эти птицы находятся под угрозой исчезновения. Пока не поздно журавлей надо спасать.
Журавли разных видов имеют много общего. Они стройны, у них длинные ноги, длинная шея, большой клюв. Большим клювом они добывают насекомых, семена, зёрна, моллюсков, мелких грызунов, корни растений, ягоды, молодые побеги.
В 2 – 3 года журавли образуют пары и никогда уже не расстаются. Гнёзда они строят на земле. Журавлиха откладывает два яйца, которые насиживает в течение месяца. Журавль в это время несёт службу зоркого часового. Птенцы, выбравшись из яйца, уже способны стоять на ногах. Глазки открыты. При малейшей опасности они умело маскируются и делают короткие перебежки.
Первые полтора месяца журавлята щеголяют в оранжевых и жёлтых «кафтанчиках», а к осени они оперяются, начинают летать и готовятся к первому путешествию.
Белый медведь
Белые ледяные просторы, ни травинки, ни былинки круглый год. В таких условиях живёт владыка Арктики – белый медведь. Это самый крупный хищный зверь. Живёт он долго, почти 40 лет. У него нет постоянного дома. Когда медведице приходит пора стать матерью, она отрывает в сугробе берлогу и, свернувшись «калачиком», ждёт рождения медвежат. А пока этот день настанет, метели и бури покрывают берлогу снежной крышей, толщина которой больше метра.
В берлоге медведица проводит шесть месяцев. У медведицы бывает 2 – 3 малыша. Медвежата появляются на свет беспомощными. Они слегка покрыты белой шёрсткой, глаза у них не видят, уши не слышат, весит медвежонок 800 грамм, а длина туловища – 30 см. Подошвы лапок голые, коготки прозрачные, а нос розовый.
В течение первых месяцев медвежата с мамой. За это время у них прорезываются зубки, на 30-й день открываются глаза и слуховые отверстия.
Белый медведь питается рыбой (нерпа), гренландскими тюленями, молодыми моржами. В голодное время – трупами китов, дельфинов. В небольших количествах белые медведи поедают растительную пищу.
Издавна люди охотятся на белых медведей. Они используют их мясо в пищу, жир – для хозяйственных целей, шкуру – для одежды и предметов обихода. В результате началось сокращение численности белых медведей. Это послужило сигналом тревоги. Сейчас численность белых медведей хотя и медленно, но растёт.
Тигр
В 1947 году в нашей стране была запрещена охота на полосатого красавца, а отлов тигрят для зоопарка допускается только по специальному разрешению.
В конце XIX в. Тигров было около 100 000 особей. Затем количество тигров резко сократилось. Некоторые убивали тигров из-за суеверий. Китайские и корейские знахари дорого платили за тушу тигра, говорили, что они готовят из разных частей тела тигра лекарства от трусости, слабости, когти тигра служили талисманами.
В семействе диких кошек тигр – самый крупный зверь. Тело его длиной до 4 метров. Тигр весит около 390 кг. Тигрица несколько меньше самца. Тигр – бродяга – одиночка. Питается в основном крупно-копытными животными. Суточный поход тигра – 20 – 30 км. Тигрица только во время родов и выхаживания молодняка задерживается на одном месте. Тигрица – мать не устраивает специального убежища. Она выбирает пещеру для гнезда. А вообще тигры постоянных убежищ не имеют.
Тигры очень чистоплотны. В течение дня много времени уделяют своему туалету, вылизывая шерсть.
Постоянных пар тигры не образуют, и тигрица выращивает детёнышей одна. В среднем она вынашивает детёнышей 100 суток. У неё рождается 2 – 4 тигрёнка. Малыши рождаются слепыми, они покрыты тонкой шёрсткой с заметными полосами. Весят тигрята от 700 до 1000 грамм, длина тигрёнка с хвостом 40 – 50 см. На седьмые сутки открываются глаза. Тигрята растут быстро. Живут тигры 25 – 30 лет.
Лебеди
Со времён глубокой древности лебедь, одна из самых крупных и сильных птиц, служит символом красоты и любви, чистоты и нежности. Лебедя воспевали в былинах и сказаниях. Существует старинная легенда о лебединой песне, которую эта прекрасная птица якобы поёт перед своей гибелью.
Вообще-то лебедь не относится к певчим птицам. Лебедь-шипун может лишь неторопливо гоготать. Гулкие и торжественные трубные звуки издаёт лебедь-кликун. Их можно услышать по весне, когда лебеди, возвратившиеся с южной зимовки, парами величаво пролетают в поднебесье.
Огромные белые птицы на синем апрельском небе – это незабываемо красивое зрелище. Но ещё красивее кажется лебедь на уединённом озере в глухом лесу. Он плывёт, скользит по воде легко и бесшумно, и вода под ним светлеет, принимает перламутровый оттенок. Лебедь неповторимо изящен в каждом своём движении – и при крутом повороте при плавании, когда он оставляет за собой искрящуюся волну; и при купании, когда шумно расплёскивает воду; и при подъёме на крылья, упруго и гулко секущие воздух.
Гнездятся лебеди по глухим, малодоступным озёрам, в густейших камышах – это чуткие и осторожные птицы.
В неволе белый лебедь быстро становится ручным, мирно живёт в зоологических садах рядом с чёрным лебедем – гостем из Австралии.
Лебедь – прекрасное и теперь редкое животное, охота на него в нашей стране запрещена.
Береги природу!
Ты видел, в лебедей стреляли?
Ты видел, как они упали?
Скажи, а если б птицы знали
И если б только понимали,
Что их полёт прощальным будет,
Их на заре подстрелят люди,
Скажи, они бы не летали?
Наверно, даже если б знали
И даже если б понимали,
То всё равно б взмывали ввысь
Ведь небо – это их стихия!
Ведь небо – это их свобода!
Ведь небо – это вся их жизнь!
А в небе – стая журавлей
Так грустно над землёй кружится.
Земля… Скажи. Что стало б с ней,
Когда б на ней умолкли птицы?
Тогда бы мёртвым стало небо.
И – тишина в пустых лугах,
И, может быть, колосья хлеба
Не колосились бы в полях.
И на полях уж не грачи,
А стаи чёрной саранчи.
Я не хочу такого мира,
Где всё так серо и уныло…
Опомнись, вздрогни, человек.
Не долог на земле твой век.
Но что после себя оставим?
И чем себя мы здесь прославим?
Убитой птицей на зоре?
Лесами чёрными в огне?
И свалкой мусора огромной?
Иль атмосферою зловонной?
Иль речкой с мёртвою плотвой?
Полями с выжженной травой?
Опомнись, вздрогни, человек!
Перед природой ты в долгу,
И славен будет пусть твой век
Травой душистой на лугу.
И трелью птиц весёлой, звонкой,
И шумным плеском родника,
И гроздями рябины тонкой,
И синим глазом василька,
И свежим ароматом трав,
И рощи шумом, и дубрав…
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира по теме "Животные маленькие и большие" в 3 классе
Урок окружающего мира по теме "Животные маленькие и большие" в 3 классе (ОС "Школа 2100")...
Урок окружающего мира "Классы, или группы, животных".
Цели урока: -познакомить учащихся с классами ( группами) животных: моллюски, насекомые, паукообразные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; об особенностях их строения, об усл...
урок окружающего мира "Как живут животные" 1 класс
Конспект урока в технологии модерация и активные методы обучения для 1 класса по теме: "Как живут животные"...
Конспект урока окружающего мира "Какие бывают животные?" во 2 классе
Урок способствует воспитанию экологического мышления и поведения. На уроке работа организована в группах и в парах. Урок в системе уроков по УМК "Перспктива" ФГОС НОО. Присутс...
Урок окружающего мира Тема: Охрана животных
Тип: урок формирования новых знаний и уменийЦели: 1) образ. – познакомить уч-ся с животными, которые внесены в Красную книгу России, республики Марий Эл;2) разв.- раскрыть основные причины сокращения ...
Презентация к уроку по окружающему миру. Тема: "Охрана животных". 3 класс.
Презентация к уроку по окружающему миру. УМК "Школа России". 3 класс. Тема: "Охрана животных" (по учебнику А. А. Плешакова)....