рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа 2100
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) по теме

Самарец Александра Евгеньевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir_1_klass_shkola_2100.docx43.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 170 с кадетским отделением-интернатом

имени Героя Советского Союза З. А. Космодемьянской городского округа Самара

Утверждаю

Директор МБОУ СОШ №170

_____________ Моисеенко А.К.

Рассмотрено

на заседании ШМО

29.08.2012г.

Протокол №1

Согласовано

Зам.директора по УВР

_____________ Широкова В.А.

Рабочая программа по предмету

окружающий  мир в 1 «К-2» классе

УМК «Школа 2100»

66 часов (из расчета 2 часа в неделю)

Составил:

учитель начальных классов

Самарец Александра Евгеньевна

Рабочая программа по предмету

окружающий  мир в 1 «К-2» классе

(А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, А. С. Раутиан) 66 часов (из расчета 2 часа в неделю)

Учитель: Самарец А.Е.

Рабочая программа по окружающему миру построена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной основной образовательной программы  «ШКОЛА 2100» и обеспечено УМК: учебниками «Я и мир вокруг» в 2-х частях, рабочими тетрадями, тетрадями для проверочных работ, методическими рекомендациями для учителя, авторы А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, А. С. Раутиан.

                                                               Пояснительная записка

Важнейшие задачи образования в начальной школе:

-формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;

-воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;

-индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции.

Эти задачи реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.

Предмет «Окружающий мир» - это основы естественных и социальных наук.

Цель курса окружающего мира в начальной школе – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.

Предмет «Окружающий мир» создает фундамент значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознанию, истории. Это первый и единственный предмет в школе, рисующий палитру природных и общественных явлений. В дальнейшем этот материал будет изучаться  на различных предметах. Поэтому именно в рамках данного предмета удается решать проблемы, например, экологического образования и воспитания.

Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.

Изучение окружающего мира на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:

-развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

-освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;

-воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир» в 1 классе.

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» является формирование следующих умений;

  • Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие;
  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех правила поведения (основы общечеловеческих ценностей).
  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1 классе является формирование следующих УУД.

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • Проговаривать последовательность действий на уроке;
  • Учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника;
  • Учиться работать по предложенному учителем плану;
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике;
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи;
  • Слушать и понимать речь других;
  • Выразительно читать и пересказывать текст;
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
  • Учиться выполнять различные роли в группе

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1 классе является сформированность следующих умений.

  1-я линия развития – уметь объяснять мир:

  • Называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
  • Объяснять, как люди помогают друг другу жить;
  • Называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;
  • Называть основные особенности каждого времени года.

2-я линия развития – уметь определять свое отношение к миру:

  • Оценивать правильность поведения людей в природе;
  • Оценивать правильность поведения в быту.

К концу 1 - го класса учащиеся должны знать:

-роль руки и слов в общении;

-роль опыта – как источника благосостояния людей;

-что человек узнает мир с помощью органов чувств, памяти, ума, родителей, учителей и книг;

-что такое общение и какова его роль в жизни человека;

-что такое город;

-основные профессии людей и взаимопомощь людей разных профессий;

-основные природные богатства ( солнечный свет, воздух, вода, почва, подземные кладовые, живые организмы и человек) и их роль в жизни человека;

-свойства живых организмов (питание, дыхание, рост, размножение) и их отличия от неживых предметов;

-основные черты сходства и различий растений и животных;

-основные группы домашних животных и растений;

-отличительные особенности человека от животных;

-элементарные сведения о строении человека;

-правила поведения в природе;

-основные признаки каждого времени года.

Учащиеся должны уметь:

-называть окружающие предметы и обнаруживать их взаимосвязи;

-пользоваться словами, указывающими направление и время;

-наблюдать, делать умозаключения;

-пользоваться книгой для ответа на возникающие вопросы;

-различать профессии людей;

-различать природные богатства, живые и неживые;

-различать растения и животных;

-приводить примеры названий 5-10 дикорастущих растений и животных;

-приводить примеры названий 5-10 культурных растений и домашних животных;

-оценивать правильность поведения в природе;

-оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения)

Тематическое планирование уроков  окружающего  мира в 1 классе 

Тема урока

Планируемые результаты

Кол-во

часов

Виды деятельности

№ задания

Дата проведения

предметные

Метапредметные, личностные

1 четверть

Как мы понимаем друг друга(9ч)

1.

Как мы будем учиться (урок-путешествие)

Ознакомить детей, что изучает курс окружающего мира;

Уметь пользоваться учебником

Личностные: проявлять интерес к изучаемому предмету; оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей, особенности взаимоотношений со взрослыми, сверстниками;

Регулятивные: принимать и сохранять учебный материал и активно включаться в учебную деятельность на уроке; работать в группах и самостоятельно с источниками информации об окружающем мире;

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять устно свою речь;

Познавательные: ознакомиться с понятиями «окружающий мир», «взаимопонимание», «школьник»; отличать новое от уже известного с помощью учителя; учиться ориентироваться в пространстве, времени;

1

Дидактические игры, выполнение индивидуальных заданий, работа с учебником и тетрадью, ИКТ

c.3-7

2.

Я – школьник (урок-экскурсия)

Знать учителя, одноклассников;

Уметь находить класс, свое место в классе

1

с.8-13

3.

Путешествуем, не выходя из класса (урок-путешествие)

Знать назначение всех предметов в классе;

Учиться находить свой класс  во время экскурсии по школе;

1

с.14-17

4.

Ценный совет (урок-сказка)

Знать важность обмена знаниями между людьми;

Знать, что такое совет, какую информацию он содержит, для чего нужен; значение понятий опыт, жизненный опыт;

Уметь обмениваться знаниями с товарищами;

давать совет, воспользоваться чьим-либо советом;

1

с.18-21

5.

Зачем нужен жизненный опыт (урок-практикум)

Знать правила разумного поведения;

Моделировать и оценивать различные ситуации поведения в школе и других общественных местах;

1

с.22-25

6-7.

(6.) Где и куда (урок-сказка)

(7.) Где и куда (урок-игра)

Знать назначение слов вперед, назад, влево, вправо, вверх, вниз и т.д.

Уметь различать левую и правую руки, предметы, расположенные справа, слева, посередине;

2

с.26-29

8.

Учимся определять верх и низ (урок-игра)

Познакомить с понятиями «верх», «низ»;

Уметь правильно называть предметы, расположенные вверху, внизу от самого себя; рассказывать, где находятся предметы и куда они движутся, отвечать на вопрос когда?

1

с.30-33

9.

Раньше и позже (урок-путешествие)

Познакомить с временными понятиями «раньше», «позже»;

Уметь ориентироваться во времени;

1

С.34-39

Как мы узнаем, что перед нами(4ч)

Личностные: проявлять интерес к изучаемому материалу;

Развивать умение определять свое отношение к миру;

Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; формировать свое мнение и позицию, договариваться и приходить к общему мнению;

Познавательные: называть окружающие предметы и их признаки;

различать предметы и выделять их признаки;

Дидактические игры, парно-групповая работа, выполнение индивидуальных заданий в тетрадях; работа с учебником, ИКТ

10-11.

(10.) Предметы и их признаки (урок-сказка)

(11.) Предметы и их признаки (урок-игра)

Знать предметы и их признаки;

Уметь называть окружающие предметы и обнаруживать их взаимосвязи; называть предметы и определять их признаки; отличать предметы по набору их характерных признаков;

2

с.40-43

12-13.

(12.) Сочетания предметов (урок-игра)

(13.) Сочетания предметов (урок-практикум)

Знать о том, что в роли признаков могут выступать отдельные предметы, составляющие комплекс;

Уметь оперировать свойствами предметов в окружающем мире, обнаруживать зависимость и изменения в группах предметов в процессе их группировки, сравнения;

Уметь определять признаки, свойства частей, действий предметов; находить, подбирать и называть предметы-признаки по рисункам и по представлению, с опорой на жизненный опыт;

2

С.44-47

Времена года(3ч)

14-16.

(14.) Осень: природа готовится к зиме (урок-сказка)

(15.) Осень: природа готовится к зиме (урок-практикум)

(16.) Экскурсия №1 в природу. День в природе.

Знать времена года; правила поведения в природе; основные признаки каждого времени года;

Уметь отличать осень от других времен года; оценивать правильность поведения в природе;

Личностные: проявлять интерес к изучаемому материалу; развивать устную речь;

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учиться высказывать свою версию на основе работы с иллюстрацией учебника;

Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии «Времена года»

Коммуникативные: определять цели по достижению усвоения материала; оформлять свою мысль в устной речи;

Познавательные: характеризовать времена года; устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений,  животных и времен года;

3

Экскурсия, работа с учебником, тетрадью, иллюстрациями, ИКТ, парно-групповая работа, наблюдение за природой

с.48-53

Как ты узнаешь мир(4ч)

Знать, что человек узнает мир с помощью органов чувств, памяти, ума;

Знать о роли родителей,  учителей, книг  в ознакомлении детей с окружающим миром, о значении книг в жизни человека и его личном опыте;

Объяснять, как с помощью органов чувств, памяти и ума мы различаем предметы и их признаки;

Уметь пользоваться книгой для ответа на возникающие вопросы;

Личностные: проявлять интерес и любознательность к изучаемому материалу; оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; усвоить связь между своими ощущениями и органами чувств, которые их обеспечивают;

Регулятивные: развивать умения ориентироваться в полученных знаниях, использовать их в жизни; учиться высказывать свое мнение, предположение; учить пользоваться книгой;

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; правильно и грамотно выражать свою речь в общении с партнером;

Познавательные: ознакомиться с ролью и спецификой разных органов чувств; понять роль памяти и ума; учиться пользоваться своей памятью; понимать роль родителей и учителей; учить ценить родителей и учителей;

Дидактические игры, выполнение индивидуальных заданий, парно-групповая работа, работа с учебником, тетрадью, ИКТ;

17.

Наши помощники-органы чувств (урок-сказка)

1

с.54-57

18.

Наши помощники – память и ум (урок-игра)

1

С.58-61

2 четверть

19.

Родители, учителя и книги

1

С.62-64

20.

Повторение и самостоятельная работа

1

С.65

Твоя и семья и друзья7ч)

21-22.

Ты и твоя семья

Знать, что такое общество и какова его роль в жизни человека;

Знать о роли семьи в жизни человека;

Уметь оценивать правильность поведения в быту в отсутствие взрослых;

Личностные: проявлять интерес к изучаемой теме; объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей роль семьи в жизни человека и взаимоотношениях в семье;

Моделировать ситуации общения с людьми разного возраста;

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу и включаться в деятельность, направленную на ее решение в сотрудничестве с учителем;

Коммуникативные: донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи; совместно договариваться о правилах общения;

Познавательные: знать о том, что самое дорогое у человека –  его семья; основа благополучия – взаимопомощь членов семьи;

Учиться правилам безопасного поведения в квартире; объяснять основные правила общения с газом, электричеством, водой;

2

Ролевые театральные игры, работа с учебником, тетрадью, ИКТ; парно-групповая работа, индивидуальная работа по карточкам

С.66-69

23-24.

Учимся быть самостоятельными

2

С.70-75

25-26.

Ты и твои друзья

2

С.76-79

27.

Повторение и самостоятельная работа

1

С.80-83

Времена года(6ч)

28-30.

(28.) Зима: покой природы

(29.) Зима: покой природы

(30.) Экскурсия №2 в природу. День в природе

Знать правила поведения в природе, основные признаки каждого времени года;

Знать особенности погоды зимой, особенности живой и неживой природы;

Уметь оценивать правильность поведения в природе;

Личностные: формирование умения определять свое отношение к миру; воспитывать чувство сопереживания, желания помочь нуждающимся животным;

Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану;

Коммуникативные: совместно договариваться о правилах общения и поведения в классе, на природе; учиться выполнять различные роли в группе;

Познавательные: знакомить с зимними явлениями, учить отличать признаки зимы; устанавливать связь между похолоданием и жизнью растений и животных;

3

Экскурсия, работа с учебником, тетрадью, иллюстрациями, ИКТ, парно-групповая работа

С.84-87

31.

Повторение и самостоятельная работа

1

С.88-89

32.

Итоговая работа №1

1

С.90-91

33.

Учимся решать жизненные задачи

1

3 четверть

Что нас окружает(14ч)

34-35.

Город, в котором мы живем

Знать, что такое город; основные профессии людей и взаимопомощь людей разных профессий как основы существования каждого из нас; основные природные богатства (солнечный свет, воздух, вода, почва, «подземные кладовые», живые организмы) и их роль в жизни человека;

Уметь различать профессии людей; оценивать правильность своего поведения на улице;

Уметь определять предметы сельскохозяйственного труда и промышленного производства;

Личностные: развивать интерес к изучаемому материалу; проявлять самостоятельность и настойчивость в достижении цели; самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения; в предложенных ситуациях делать выбор, какой поступок совершить;

Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; учиться работать по предложенному учителем плану;

Способность к мобилизации сил и энергии; к преодолению препятствий;

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; формировать свое мнение и позицию; договариваться и приходить к общему мнению;

Познавательные: знать инфраструктуру городского окружения с атрибутами городской жизни, уметь самостоятельно ориентироваться в этой обстановке; объяснять роль различных профессий в нашей жизни; соблюдать правила уличного движения; иметь представление о хозяйстве человека и его роли в развитии этого хозяйства;

Наблюдать и знать признаки весны, определять последовательность событий в природе и их связи;

2

Экскурсия, встреча с людьми разных профессий; опыты, работа с учебником, книгой. Иллюстрациями; парно-групповая работа, индивидуальная работа;

С.3-13

36-37.

(36.) Учимся быть пешеходами

(37.) Экскурсия №3 «Безопасная дорога в школу»

2

С.14-17

38-39.

Хозяйство человека

2

С.18-25

40.

Повторение и самостоятельная погода

1

С.26-29

41.

Богатства природы

1

С.30-33

42.

Твердые тела, жидкости и газы

1

С.34-37

43.

Повторение и самостоятельная работа

1

Времена года(4ч)

44-46.

(44.) Весна: пробуждение природы

(45.) Весна: пробуждение природы

(46.) Экскурсия №4 в природу. День в природе

Знать правила поведения в природе; основные признаки каждого времени года;

Уметь оценивать правильность своего поведения в природе;

3

Экскурсия, работа с учебником, тетрадью, иллюстрациями, ИКТ, парно-групповая работа

С.38-41

47.

Итоговая работа №2

1

С.42-45

Живые обитатели планеты(9ч)

Личностные: проявление любознательности к изучаемому материалу; формировать любовь к природе и ее взаимосвязи с человеком, бережное отношение к живым организмам;

Регулятивные: принимать и сохранять учебный материал и активно включаться в деятельность; оценивать конкретные примеры поведения в природе; учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке;

Коммуникативные: выражать четко свои мысли и действия; выразительно читать и пересказывать изучаемый текст; слушать и понимать речь других;

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; отличать растения и животных; группировать объекты живой и неживой природы по отличительным признакам;

уметь отличать съедобные грибы от ядовитых; домашних животных от диких; культурные растения  и комнатные;

Проведение опытов, экскурсия, парно-групповая работа, индивидуальная работа по карточкам, работа с учебником, тетрадью, ИКТ

48.

Живое и неживое

Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов;

Уметь различать части растения, отображать их в рисунке; приводить примеры;

Знать представителей разных групп растений и животных;

Уметь раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;

1

С.46-49

49.

Растения и животные

1

С.50-57

50.

Равновесие в природе

1

с.58-61

51.

Домашние любимцы и комнатные растения

1

С.62-65

4 четверть

52.

Наши помощники-домашние животные и культурные растения

1

С.66-69

53.

Повторение и самостоятельная работа

1

54.

Человек – разумное существо

1

С.70-73

55.

Экскурсия №5 в природу «Природа и мы»

1

С.74-77

56.

Повторение и самостоятельная работа

1

Времена года(6ч)

57-58.

(57.) Лето: природа цветет и плодоносит

(58.) Экскурсия №6 в природу. День в природе

Знать правила поведения в природе; основные признаки каждого времени года;

Уметь оценивать правильность своего поведения в природе

Личностные: проявлять интерес к изучаемому материалу; развивать устную речь;

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу и включаться в деятельность, направленную на ее решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

Коммуникативные: выражать в речи свои мысли и действия, понятные для партнера; учиться выполнять различные роли в группе; слушать и понимать речь других;

Познавательные: уметь объяснять свое отношение к миру, называть отличительные признаки лета;

Знать правила безопасного поведения в природе;

2

Экскурсия, работа с учебником, тетрадью, иллюстрациями, ИКТ, парно-групповая работа

С.78-81

59.

Отчего и почему

1

с.82-84

60.

Повторение и самостоятельная работа

1

С.85-87

61.

Итоговая работа №3

1

62.

Учимся решать жизненные задачи

1

С.88

63-66.

Резерв(4ч)

4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа 2100"

Программа по окружающему миру разработана на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и Фундаментального ядра содержания общего образования с учётом межп...

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа 2100" 2 класс

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа 2100" 2 класс...

Рабочая программа по окружающему миру ОС Школа 2100 3 класс

Данная  программа по структуре и по содержанию полностью соответствует требованиям ФГОС ....

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК Школа 2100 3 класс

Программа разработана на основе примерной программы начального образования по окружающему миру, авторской учебной программы "Окружающий мир" А.А. Вахрушева, А.С. Раутиана; в неделю 2 часа, за год 68 ч...

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа 2100" (2 класс)

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа 2100"  Авторы: Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. (2 класс)...

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа 2100" (3 класс)

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа 2100" Авторы: А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов (3 класс)...