Урок по окружающему миру в 1 классе.
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Дадиван Олена Сергеевна

Урок по окружающему миру в 1 классе. УМК «Школа России». Тема: "Как живут растения?"

Развитие исследовательских умений младших школьников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие исследовательских умений младших школьников.

Урок по окружающему миру в 1 классе. УМК «Школа России». Учитель: Дадиван Олена Сергеевна

Тема: Как живут растения?

Цель: познание учащимися процессов, явлений окружающего мира, как естественных, так и связанных с деятельностью людей

Задачи: формировать представления о растениях как живых существах, об их жизненном цикле, об условиях, необходимых для жизни растений, учить детей ухаживать за комнатными растениями.        

Планируемый результат: усвоить, что растение живое, оно растет, размножается, умирает, что растениям необходимы для жизни вода, воздух, свет и тепло, научиться выполнять простейшие операции по уходу за комнатными растениями.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методический комментарий

Самоопределение к деятельности:

Учебная задача: должны догадаться, о чем пойдет речь на уроке.

На доске рисунки растений: деревьев, кустарников, трав, цветов.

- Ребята, посмотрите, какие рисунки принес Муравьишка. Что вы на них видите? (растения)

-Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке.

- Как вы считаете, растения живые? Докажите.

-Как вы считаете, надо ли ухаживать за растениями?

Дети называют растения.

Учащиеся предполагают.

Дети рассуждают.

Мотивация. Предметные знания: виды растений, роль растений.

Целеполагание:

-Прочитайте тему урока на с.70. (Как живут растения?)

- А теперь вы можете мне сказать, растения живые или нет?

(Живут – значит, живые)

- Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.

Убедимся, что растения – живые. Будем учиться ухаживать за комнатными растениями.

Дети читают тему урока.

Доказывают.

Читают цели урока.

Принятие цели.

УУД (учебно-организационные умения):  умение определять и формулировать цели.

Беседа, работа с проросшими семенами.

Учебная задача: убедимся, что растения – живые.

-Давайте повторим все части растения. (Все растения имеют корень, стебель, листья, цветок и плоды с семенами)

-А кто знает, как начитается жизнь растения?

-Что повлияло на семена так, что они начали прорастать? (вода, тепло)

-Откуда в природе растения получают воду и тепло? (солнце, дождь)

-Что получилось из проростка?

-Почему первым появляется корешок?

-Что постепенно происходит с ростком? (выше, больше)

-В чем теперь нуждается росток? (солнечный свет, воздух, почва) 

Называют части растения.

Дети рассказывают о результатах своих наблюдений за прорастанием семян гороха, бобов, фасоли.

Учащиеся рассуждают.

Предметные: развитие растения из семян.

УУД (учебно-коммуникативные умения): общение между детьми, умение последовательно, логично и кратко излагать свое мнение; (учебно-интеллектуальные умения): осуществление мыслительных операций – выделение основной идеи, умение применять знания в новой ситуации.

Физминутка.

Задача: мы немного отдохнем:

Маленькому семени зимой в почве было холодно, оно сжималось, чтоб согреться. (мышечное напряжение, глаза зажмурены) Весной солнечные лучи согрели землю и семя отогрелось, расправило свои плечи. (расслабление мышц) Ему так стало интересно, что там, наверху, что оно потихоньку стало расти. У него появились корешки (дети встают на ноги, открывают глаза) и первые листочки (поднимают руки над головой, полусогнуты в локтях). Солнышко так согрело росток, появившийся из семени, что он решил стать высоким-высоким, чтоб помахать солнцу своими листьями (дети вытягиваются вверх, поднимаются на цыпочки, машут кистями рук). И вот однажды на ростке расцвёл цветок, он улыбнулся солнышку и другим цветкам (дети улыбаются учителю и друг другу, поворачиваясь из стороны в сторону). А потом наступила осень и на месте цветка образовались семена, которые растение сбросило в почву (движения руками, будто стряхивают воду, направлены на снятие накопившегося мышечного напряжения). Вот так целый год росло растение.

Учащиеся делают физминутку

Работа в паре по учебнику.

Учебная задача: будем работать в паре, находить ответ на вопрос по рисунку.

-По рисунку на с. 70 проследите жизнь растения и ответьте на вопрос: почему одно из деревьев засохло? (ствол поврежден)

-Чем растение похоже на живое существо? (Растения - это живые организмы, потому что они растут, приносят потомство, дышат, умирают.)

Дети работают в паре.

Дети рассуждают.

Предметные: условия, необходимые для жизни растений.

УУД (учебно-информационные умения): умение работать с иллюстрацией учебника; (учебно-интеллектуальные умения): осуществление мыслительных операций – анализировать, делать выводы.

Первичное закрепление. Самостоятельная работа.

Учебная задача: будем работать самостоятельно, учиться применять полученные знания, т.е. закрепим полученные знания.

-В рабочей тетради на с. 48 расположите картинки в правильном порядке, попросите соседа по парте проверить вас, затем приклейте их.  

-Можете ли вы теперь самостоятельно доказать другому человеку, что растения живые?

Учащиеся работают самостоятельно, применяя полученные знания.

Взаимопроверка.

Рефлексия

УУД (учебно-организационные умения):   умение осуществлять контроль и самоконтроль, умение рационально организовывать свой учебный труд, самостоятельно выполнять учебные задания.

Продолжение работы по теме. Работа по учебнику.

Учебная задача: будем учиться делать выводы по рисункам учебника.

-К какой группе относятся растения, которые растут в помещениях, на подоконниках?

-Рассмотрите рисунки учебника на с.71. Сделайте вывод о том, что необходимо растениям для жизни. (На первом рисунке рядом с растениями нарисована лейка и бутылка, значит растениям необходима вода. Из второго рисунка видно, что растениям нужен солнечный свет. На третьем рисунке девочка протирает листья растения – наверное, ему трудно дышать и нужен воздух. На четвертом рисунке около растения открыли окно, и оно погибло, значит, ему необходимо тепло.)

-Муравьишка и Мудрая Черепаха собрались проверить, хорошо ли вы поработали с этими картинками. Они приготовили для вас хитрые вопросы. Вы готовы на них ответить?

-Как надо относиться к растениям?

-Какую пользу приносят нам растения?

Учащиеся работают самостоятельно, учатся делать вывод, опираясь на рисунок.

Учащиеся отвечают на вопросы после картинок.

Дети рассуждают.

Предметные знания: роль растений в жизни человека.

УУД (учебно-интеллектуальные умения): осуществление мыслительных операций - делать выводы.

Физминутка.

Задача: мы немного отдохнем: если бы вы могли вырастить волшебное растение, волшебный цветок, что это был бы за цветок? Почему?

Физминутка «Лети, лети лепесток» (клип)

Учащиеся делают физминутку.

Практическая работа. Работа в малых группах.

Учебная задача: будем работать в малых группах, будем учиться ухаживать за комнатными растениями.

-Все живое требует ухода. Наши цветы тоже любят, когда за ними ухаживают.

-Как нужно поливать цветы?

-Зачем нужно рыхлить землю? И как это делать?

-Зачем протирать гладкие листья растений тряпочкой или стряхнуть пыль кисточкой, если лист ворсистый? Нужно ли опрыскивать растения? (так они дышат)

- Как правильно поставить цветок? (некоторые на подоконник, другие подальше от окна)

- В рабочей тетради на с. 48 выполните задание 2: нарисуйте предметы, которые вы использовали для ухода за комнатными растениями.

- В рабочей тетради на с. 49 выполните задание 3: раскрасьте только тот рисунок, на котором правильно поливают растение. Объясните свой выбор.

Работают в малых группах

Дети под наблюдением учителя сами поливают растения, рыхлят почву и протирают листья.

Работают в тетрадях.

Дети доказывают.

Предметные: условия, необходимые для жизни растений.

УУД (учебно-коммуникативные умения): общение между детьми; (учебно-организационные умения): выполнять задания по образцу, алгоритму, самостоятельно выполнять учебную задачу.

Рекомендации при работе с дополнительной литературой, Интернетом.

Учебная задача: будем учиться искать дополнительный материал.

-На с. 49 в задании 4 вас просят заполнить таблицу, взяв материал из дополнительной литературы. Как вы поступите?

Дети рассказывают, как они будут искать материал в своих энциклопедиях, Интернете.

Предметные знания: виды растений, роль растений. УУД (учебно-информационные умения): умение работать с текстом дополнительной литературы.

Подведение итогов.

Учебная задача: вспомним, какие учебные задачи мы перед собой ставили, справились ли мы с ними.

-Прочитайте цели нашего урока на с .70. Справились ли мы с выполнением этих целей?

Дети делают самооценку.

УУД (учебно-организационные умения):  оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; (учебно-коммуникативные умения): умение отвечать на вопросы.

Рефлексия.

Учебная задача: оцените свои достижения.

-В учебнике на с.71ответьте на вопросы и самостоятельно оцените себя с помощью смайликов.

Самооценка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».

     Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися  конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...

Урок по окружающему миру 2 класс. Тема "Страны мира"

Урок по окружающему миру 2 класс. Тема "Страны мира"...

Технологическая карта урока по окружающему миру, 3 класс. Тема.Страны и народы на политической карте мира.

Технологическая карта урока для 3 класса по окружающему миру по программе "Перспектива". Тема. Страны и народы на политической карте мира....

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"

Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям  ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"

На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....

Конспект урока по окружающему миру 4 класс( «Окружающий мир» А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая по программе "Перспектива") по теме «Век бед и побед»

Программа: ПерспективаПредмет: Окружающий мирУчебник: «Окружающий мир» А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая.Раздел: Путешествие по реке времени.Место урока в изучаемой теме: 18 урокВремя реализации ...