Система заданий по формированию УУД
статья по окружающему миру (1 класс)

Виноградова Анна Евгеньевна

Цель моей статьи - показать систему заданий по формированию универсальных учебных действий в рамках одной темы "Где зимуют птицы?" по предмету окружающий мир.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1.docx5.2 КБ

Предварительный просмотр:

Статья: «Система заданий по формированию универсальных учебных действий»

Основными требованиями ФГОС являются:

  • формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
  • воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;
  • индивидуальный прогресс в основных сферах  личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции .

Цель моей статьи - показать систему заданий по формированию универсальных учебных действий в рамках одной темы «Где зимуют птицы?» по окружающему миру.

Данная тема имеет большой воспитательный потенциал,  связан с проблемой экологического воспитания.

Так как данный предмет выполняет интегрирующую функцию, учителю представлена широкая возможность по формированию всех видов универсальных учебных умений.

Это и коммуникативные и личностные, и регулятивные, и работа с текстом.

Рассмотрим примеры заданий.

На этапе актуализации знаний учитель опирается на личный опыт учащихся. Им предлагается отметить тех птиц, которых они видели в природе (задание по рабочей тетради). Данное задание позволяет формировать у учащихся умение сравнивать и соотносить увиденное в природе с тем, что изображено на иллюстрациях.

На этапе выявления проблемы для учащихся создаётся ситуация, которая содержит противоречие, вызывающее затруднение. Здесь даётся задание по группам – тексты, в которых учащиеся находят несоответствия. Учащимся даются  тексты, в которых они подчеркивают лишнее.

1 группа

2 группа

3 группа

Ласточка – птица воздуха. Она редко и неохотно опускается на землю. Она даёт молоко, мясо. Тело покрыто длинной и пушистой шерстью. В начале августа ласточки собираются в стаи и отправляются зимовать в тёплые страны.

Дятел – лесной санитар. Он прилетает в сады, чтобы избавиться от вредителей. Голова небольшая, вытянута книзу, с торчащими рогами.

Упершись в ствол хвостом и зацепившись сильными лапами, он долбит дерево сильным клювом, чтобы достать из-под коры насекомых.

Летом синицы питаются насекомыми. Зимой насекомые прячутся, и синичкам приходится туго. Это животное питается мышами и очень любит молоко со сметаной. Ведь они не улетают в тёплые края, а зимуют вместе с нами.

На примере данного задания формируется не только умение поискового чтения, но и умение работать в группе и прислушиваться к мнению других.

Далее учащиеся составляют кластер, перечисляя птиц и классифицируя их по группам: перелётные и зимующие; учатся оценивать правила выполнения задачи.

Закреплением изученного материала является формирование умения проводить классификацию по заданным критериям с использованием иллюстраций. (Например, распределить иллюстрации с изображением птиц на 2 группы: зимующие и перелётные)

Далее я предлагаю задания: ответы на вопросы в процессе фронтальной работы.

-Что птицам страшнее зимой: холод или голод?

-Почему некоторые птицы остаются у нас?

 Учащиеся учатся формировать собственное мнение, делать несложные выводы, основываясь на тексте, учатся устанавливать причинно-следственные связи. Таким образом, создаётся единое информационное пространство.

В качестве рефлексии я предлагаю игру «Верите ли вы?», которая поможет сформировать положительную мотивацию к получению новых знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование внимания у младших школьников на уроках русского языка с помощью системы заданий

Работа предназначена для учителей начальной школы. В ней рассказывается о системе заданий  по формированию произвольного внимания на уроках русского языка у  младших школьников....

Презентация "Система заданий по формированию регулятивных УУД на уроках математики в 1 классе", комментарий к слайдам

Данный материал поможет учителю при подготовке к урокам по теме "Слагаемые.Сумма", можно использовать как выступление на педсовете, семинаре....

Система заданий по математике (1 класс), ориентированная на формирование приемов осмысленного запоминания

Система заданий по математике (1 класс), ориентированная на формирование приемов осмысленного запоминания поможет интересней провести урок, а учащимся легче запомнить материал....

ФГОС НОО. Мастер-класс на тему: Система заданий, направленных на формирование универсальных учебных действий.

Материал содержит задания для групповой работы учителей в ходе стажировочных мероприятий по опережающему внедрению ФГОС НОО. Выполнение заданий сопровождается с анализом на формирование каких УУД они ...

Статья "Система заданий по формированию регулятивных умений у детей младшего школьного возраста. Работа с планом."

Данная работа получила диплом 2 степени на Всероссийском конкурсе педагогичесго мастерста, проводимом редакцией Просвещение 13 февраля 2015 года....

ПР 5. Задания на формирование личностных результатов.ПР 5. Задания на формирование личностных результатов ПР 5. Задания на формирование метапредметных и предметных результатов.

ПР 5. Задания на формирование личностных результатовЗадание ПР 5. Задания на формирование метапредметных и предметных результатовЗадание...