Система заданий, направленных на формирование УУД на уроках русского языка
методическая разработка по русскому языку (2, 3 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5
г.Вольска Саратовской области»
Методический практикум
«Система заданий, направленных на формирование познавательных УУД на уроках русского языка»
Учитель начальных классов
Костенко Нина Ивановна
Система заданий направленных на формирование познавательных УУД
на уроках русского языка в начальной школе
Познавательные УУД формируются постепенно с 1-4 классы. Младшие школьники овладевают универсальными учебными действиями в процессе изучения различных программных предметов, что в результате способствует формированию умения самостоятельно добывать и усваивать новые знания .
Предмет «Русский язык» обеспечивает формирование познавательных действий. Возможности уроков русского языка по развитию познавательных задач безграничны. На таких уроках необходимо использование разнообразных форм, способов и методов организации учебной деятельности, которая позволила бы раскрыть субъектный опыт учащихся
Познавательные универсальные учебные действия на уроках русского языка формируются через такие виды работ.
Предлагаемые виды заданий на развитие познавательных УУД, сформированные по нашей программе « Перспективная Начальная Школа». »
Во 2 классе на уроках русского языка встречаются задания
Слайд №1.2.3
Предлагаемое упражнение «Если буква заблудилась»
Еще его можно назвать звукобуквенная зарядка.
Дети читают про себя двустишие, обращают внимание на выделенное слово, подставляют правильное слово,записывая двустишие с ним.
На следующем слайде подобные задания
Слайд 4
Встречаются такие задания,где учащиеся видят звуковую схему слова,записывают ее буквами.
. Прочитай транскрипции. Запиши слова данного задания буквами.
[й'ош ]– ёж, [сапаг'и]- сапоги , [л'иса] - лиса, [стол] –стол.
Слайд 5.6 При выполнении подобных заданий, развиваются умения находить различия в произношении и написании букв.
Дети записывают верные буквы на месте звуков
В 3 классе,в начале учебного года, при изучении темы «Что такое орфограмма». Учащиеся вспомнили изученные орфограммы 2 класса и привели примеры к каждой орфограмме. Каждая орфограмма имеет свой номер, а далее при выполнении заданий дети пользуются списком данных орфограмм.
Слайд 7 Список орфограмм
Слайд8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11 В скобках пишут доказательство выбранной буквы
Слайд 12
В данном упражнении с помощью значков обозначают часть слова в которых находится орфограмма.
Слайд 13
При выполнении такого вида заданий, уч-ся по цепочки обьясняют написание орфограмм в словах
Такого вида заданий в наших учебниках и тетрадях встречаются достаточно чтобы сформировать познавательные УУД.
В познавательных УУД особое место уделяется работе со знако-символическими средствами. Они позволяют формировать обстрактное мышление
.Слайд 14
Во 2 классе при изучении темы « Дополнения»,учащиеся соотносят схемы к предложениям. Далее предлагалось самостоятельно составить предложение к схемам.
Слайд 15,16
В 4 классе при изучении темы «Однородные члены предложения» определяют основу предложения и соотносят к схемам предложений.
Слайд 17
Предлагаются такого вида задания «Деление слов по определенному признаку»
Предлагается несколько вариантов группировки.
В результате предложенные слова группируются по кол-ву слогов,изменения по числам, по родам, по ударению.
Формируют познавательные УУД, развивают мышление,анализируют изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков
- По ударению
- По изменению слова
- По родственным словам
Слайд 18
Следующие задание Поиск лишнего»
Формируют познавательные УУД, развивают мышление,анализируют изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков
В каждом упражнении учащиеся находят лишнее слово
1 По изменению слов
2 по ударением
3 по родственным словам
Еще в нашей программе встречаются
Упражнения и задания в тетрадях на печатной основе, где используются синий и желтый карандаши для выделения выбранных слов.
Слайд19,20
Например при изучении темы «Антонимы».Учащиеся выполняют задания и закрашивают антонимы- желтым,синонимы-синим.
Слайд 21
Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий, например, при изучении местоимения целесообразен следующий вид задания
Редактирование текста
Выделенные слова замени нужными местоимениями
Слайд 22
Все рассмотренные виды заданий на уроках русского языка используются в системе и
служат формированию и развитию познавательных универсальных учебных действий, а также успешному усвоению знаний, развитию монологической речи и мышления учащихся. Они создают благоприятные условия для выявления учеником связей грамматического и орфографического материала в процессе применения знаний в новых условиях: в условиях непривычной формулировки задания, оперирования новым языковым материалом, на который должен быть осуществлен перенос знаний.
Заключение
Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе с учителем. Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать, суметь вовремя отойти в сторону, дать детям насладиться радостью своего открытия.
Заключение
Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе с учителем. Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать, суметь вовремя отойти в сторону, дать детям насладиться радостью своего открытия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы с орфографическим словарем на уроках русского языка
В статье описывается опыт работы со словарем П.Грушникова в начальной школе...
Система работы с толковым словарем на уроках русского языка
В статье описывается опыт работы с толковым словарем Е.Леоновича в начальной школе...
Учебно-методическое пособие "Система упражнений по развитию мышления на уроках русского языка".
Предлагаемая система упражнений для самостоятельной работы по развитию мышления составлена в соответствии с материалом основных тем программы по русскому языку.Цели: развитие у учащихся навыков ...
НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА
Огромной проблемой в науке методика преподавания русского языка является обучение устной речи учащихся младших классов коррекционной школы VIII вида с общими речевыми нарушениями. Эта проблема вполне ...
"Система работы со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе в условиях ФГОС НОО"
Аннотация к методической разработке...
Статья : "Система работы со словарными словами на уроках русского языка "
Статья : "Система работы со словарными словами на уроках русского языка"...
Методическая разработка "Система работы изучения словарных слов на уроках русского языка в начальных классах"
Для успешного запоминания слов с непроверяемыми написаниями наряду с традиционной моделью передачи знаний в разработке показаны нетрадиционные методы и приёмы изучения словарных слов, которые напрвлен...