Мы - граждане России
план-конспект урока (окружающий мир, 2 класс) по теме

Белоногова Ксения Михайловна

Разработка урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мы граждане России 21.36 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: мы – граждане России.

Цели деятельности педагога: создать условия для ознакомления с правами и обязанностями граждан России, уточнения знаний о том, почему человек должен соблюдать права и обязанности.

Планируемые результаты образования:

Предметные: научатся объяснять понятия права, обязанности, почему человек должен соблюдать права и выполнять обязанности гражданина России.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):

Регулятивные: выполнять задание в соответствии с поставленной целью, отвечать на конкретный вопрос.

Познавательные: называть объекты действительности в соответствии с содержанием учебного предмета; знать и объяснять понятия права, обязанности, почему человек должен выполнять свои обязанности.

Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Личностные: осознают гражданскую идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, проявляют чувства сопричастности и гордости за свою Родину.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация Power Point;аудио запись гимна России; у учащихся: учебник, тетрадь на печатной основе.

Сценарий урока

I Мотивация учебной деятельности (подготовка класса к работе)

  • Послушайте стихотворение Н. Поляковой. О чём пойдёт сегодня разговор?

Что значит: Родина моя? Ты спросишь - я отвечу: Сначала тропочкой земля Бежит тебе навстречу. Потом тебе помашет сад Душистой веткой каждой, Потом увидишь стройный ряд Домов многоэтажных. Потом пшеничные поля От края и до края. Всё это - Родина твоя, Земля твоя родная. Чем старше станешь и сильней, Тем больше пред тобою Она заманчивых путей Доверчиво раскроет.

  • Что же такое Родина?

II Изучение нового материала.

  • Вы любите свою Родину? А за что вы её любите?.
  • Да, мы здесь родились и выросли, говорим на родном русском языке, любуемся красотой родного края в любое время года. Рассмотрите пейзажи русской природы (Презентация, показ репродукции).
  • Родину называют матерью, потому что она кормит нас своим хлебом, поит нас своими водами, защищает, как мать,

от опасности. И народ сложил много пословиц о Родине. Продолжите пословицы и скажите, как вы их понимаете.

  • Одна у человека мать, одна у него и Родина.
  • Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
  • Родная сторона - мать, чужая - мачеха.

Я, ты, он, она, Вместе - целая страна. Вместе - дружная семья, В слове «мы» - сто тысяч «я»: Большеглазых, озорных, Чёрных, рыжих и льняных, Грустных и весёлых В городах и сёлах! Над тобою солнце светит, Родина моя,

Ты прекрасней всех на свете, Родина моя!

Родина подобна огромному дереву, на котором не счесть листьев. И все наши добрые дела добавляют ему силы. Всякое дерево имеет корни, связывающие его с землёй. Это наша история, то, чем мы жили вчера. И сегодня на уроке мы заглянем в историю нашего государства. Рассмотрите политическую карту мира. Покажите на ней Россию (рассматривание карты).

Вот наша страна - Россия, одно из самых крупных государств мира. Столица, то есть главный город, - Москва. Необыкновенная страна Россия! Когда на Дальнем Востоке встаёт солнце и начинается утро, в других областях страны - глубокая ночь. Когда на севере уже выпал снег, наступили холода, на юге ещё плещутся люди в тёплом море, цветут растения.

Как называют жителей нашей страны? (Россияне.) В России живут люди разных национальностей - русские, чуваши, татары, украинцы и другие. Мы с вами - россияне, граждане.

Прослушивание гимна России

России. Каждый человек, живущий в каком-либо государстве, является его гражданином, и государство предоставляет своему гражданину права. Как вы понимаете это слово?

  • Права - правила поведения, установленные государством. Права граждан записаны в главном законе страны - конституции. В нашей стране это Конституция РФ.
  • Какие права имеют граждане России? Что значит право на образование? (В нашем государстве каждый имеет право учиться).
  • Что значит право на медицинское обслуживание? (В нашем государстве каждый имеет право на медицинскую помощь).
  • Что значит право на выбор профессии? (В нашем государстве каждый имеет право стать тем, кем хочет.)
  • Что значит право на отдых? (В нашем государстве каждый имеет право на оплачиваемый отпуск.)
  • Что значит право на жительство? (В нашем государстве каждый может жить там, где ему захочется).
  • Каждый ребёнок, как и взрослый, является гражданином своей страны, и государство защищает жизнь и здоровье ребёнка, оплачивает его лечение и обучение. Какие права имеет ребёнок? (Ребёнок имеет право носить фамилию родителей, жить в семье, обгцаться с родителями и с другими родственниками.)

III Закрепление изученного материала.

Работа по учебнику.

  • Прочитайте в учебнике стихотворение С. Маршака «Кот и лодыри». Как вы думаете, для чего нужно учиться?
  • В сказках часто встречаются ситуации, когда нарушаются права сказочных героев. Подумайте и скажите, в какой сказке были нарушены права на жительство? («Лиса и заяц», «Теремок».)
  • В какой сказке были нарушены права на свободу? («Чи- поллино», «Гуси-лебеди».)

Работа по тетради (выполнение заданий).

VI Итог урока.

  • Какие права граждан вы запомнили?

VII Рефлексия (контроль и оценка процесса и результатов деятельности учащимися)

- Что вам понравилось на уроке?

- Какие цели мы сегодня ставили?

- Удалось ли нам их достичь? Почему?

- Давайте оценим нашу работу на уроке.

Поставьте красный кружок в тетради, если у вас получилось красиво и аккуратно, синий – если вы считаете, что ваша работа получилась не так как вы хотелось, зеленый – если вы выполнили работу не до конца.

Список литературы:

  1. Окружающий мир: 2класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1 / Н.Ф Виноградова, С.В. Литвиненко, Т.В. Лихолат – М.: Вентана-Граф, 2011. (Начальная школа ХХI века).
  2. Окружающий мир: 2 класс: рабочая тетрадь №1 для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф Виноградова, С.В. Литвиненко, Т.В. Лихолат  – М.: Вентана-Граф, 2013 (Начальная школа ХХI века).
  3. Окружающий мир 2 класс: система уроков по учебнику Н.Ф. Виноградовой / авт.-сост. Т.В. Бут, Н.В. Лободина. – Волгоград : Учитель, 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие кружка « Мы – граждане России». Тема: Берёза – символ России.

Цель: воспитание любви к природе, родному краю, Родине.Задачи:  ·         развивать бережное отношение к природе;·...

Открытое занятие кружка « Мы – граждане России». Тема: Берёза – символ России.

Цель: воспитание любви к природе, родному краю, Родине.Задачи:  ·         развивать бережное отношение к природе;·...

Задания по теме "Мы-граждане России. Славные символы России."

Материал содержит задания по теме "Мы-граждане России. Славные символы России."...

Конспект урока по окружающему миру: «Мы – граждане России», 4 класс, УМК "Школа России"

         Цель деятельности учителя:формирование знаний о правах, обязанностях гражданина Российской Федерации и о Федеральном собрании и правительстве РФ.    ...

Конспект окружающего мира «Мы- граждане России» ( 4 класс УМК "Школа России")

Тема урока «Мы- граждане России» Тип урока: Открытие нового знанияЦель урока:  сформировать у учащихся представление о России, научиться приводить примеры синонимов к слову &laqu...

Технологическая карта урока окружающего мира "Мы – граждане России" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цель урока: формирование знаний о правах и обязанностях гражданина РФ, о Федеральном собрании и Правительстве Российской Федерации.Задачи урока:Дидактические:1. дать представление об основном законе Р...