Рабочая программа по окружающему миру 1 класс система Занкова
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему

Абашева Татьяна Михайловна

В рабочей программе следующие разделы: пояснительная записка, календарно-тематическое планирование. Программа составлена в соответствии с ФГОС НОО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir.docx75.07 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации города Воткинска УдмуртскойРеспублики

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №17 имени 174-го отдельного истребительного противотанкового артиллерийского дивизиона имени Комсомола Удмуртии»

Рассмотрено:                                                                        «Утверждаю»

Протокол ШМО № __                                              Директор МБОУ «СОШ № 17»

от«__»  _______  20__г.                                              _______С.О.Воротова

                                                                                     Приказ __________от

                                                                                     «__» _________  20 12 г.

Рекомендовано:

Протокол МС №

от «__» _______  20 12г.

Рабочая программа

по  окружающему миру

в 1 «б» (общеобразовательном) классе

на 2012-2013 учебный год

Абашева Татьяна Михайловна

вторая квалификационная категория

Пояснительная записка

Программа основана на нормативных документах:

  1. Федеральный закон «Об образовании в РФ».
  2. Приказ МО РФ от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
  3. Положение о рабочей программе учителя, реализующего ФГОС второго поколения, утверждённой Приказом № 48/18-ос от 02.09.2011 г.
  4. Приказ МО и Н РФ от 27.12. 2011 г. № 2885 «Об утверждении Федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2012-2013 учебные года».
  5. Образовательная программа школы на 2012-2013 учебный год.
  6. Годовой календарный график на 2012-2013 учебный год.
  7. Устав МБОУ «СОШ № 17».
  8. Положение о системе оценивания, формах и порядке промежуточной аттестации обучающихся начальной ступени образования, реализующих ФГОС
  9. Приказ Минобрнауки России от 22.09.2011 №2357 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

Рабочая программа  учебного курса  окружающего  мира  составлена на основе Концепции стандарта второго поколения,  требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования, фундаментального ядра содержания общего образования, Примерной образовательной  программы начального образования по  окружающему миру и авторской программы, разработанной Н.Я. Дмитриевой, А.Н.Казаковым. Программа обеспечена учебником (авторы Н. Я. Дмитриева,  А.Н. Казаков Окружающий мир: Учебник для 1 класса в 2 частях. – Самара: Издательство «Учебная литература»: ИД «Федоров», 2011г.), рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» (автор: Дмитриева, А.Н. Казаков 1 класс, изд. «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров» Самара, 2011г.  Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.

Общая характеристика учебного предмета (курса)

   Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегрированный характер, соединяет в равной мере природоведческие, естествоведческие, исторические знания и дает обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимых для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Цель изучения предмета «Окружающий мир»:

-Формирование целостной картины мира и осознание места человека в нём на основе единства рационально-научного  познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; духовно-нравственной развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

   Значение курса «Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края

   Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и  культурологической грамотности и соответствующих компетенций – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни.

   Основные задачи курса:

  • на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию объективно существующих связей и зависимостей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости;
  • в ходе решения первой  задачи развивать историческое мышление, формировать экологическую культуру;
  • формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, делать обобщения и выводы, ориентироваться в пространстве и времени, формировать умение работы с картами, таблицами, схемами, добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь, самостоятельно проводить опыты, наблюдения, практические работы;
  • воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности; воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, гордости за свой край, способствовать эстетическому воспитанию;
  • на ознакомительном уровне представить науки, помогающие познавать окружающий мир.

Описание места учебного предмета (курса) в учебном плане ОУ

Учебный предмет «Окружающий мир (человек, природа, общество)» изучается с I по IV класс по 2 часа в неделю. Учебный предмет является интегрированным. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы социально-гуманитарной направленности, а также элементы безопасности жизнедеятельности. Количество часов в год: I класс – 66, II-IV классы  по 68 часов. Всего 270 часов.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

  • Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
  • Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
  • Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
  • Искусство (живопись, архитектура, литература, музыка др.) как часть культуры, отражение духовного мира человек один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.
  • Человечество как многообразие народов, культур, религий.
  • Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
  • Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелое человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
  • Социальная солидарность как признание свободы личной национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
  • Гражданственность  как личная  сопричастность  идея правового государства, гражданского общества, свободы вести и вероисповедания, национально-культурного многоообразия России, Республики Адыгея и мира.
  • Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению жизнеспособности российского общества.
  • Труд и творчество как отличительные черты духовно нравственно развитой личности.
  • Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно-нравственной консолидации!. российского общества.
  • Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
  • Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения конкретного учебного предмета (курса)

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:

  • осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение её природы;
  • осознание себя членом общества и государства (самоопределение своей российской гражданской идентичности); чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе, сопричастности к её истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни;
  • осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного Отечества при всём разнообразии культур, национальностей, религий России;
  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
  • уважение к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
  • расширение сферы социально-нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности;
  • способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;
  • установка на безопасный здоровый образ жизни, умение оказывать доврачебную помощь себе и окружающим;
  • умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:

  • способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней жизни человека;
  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
  • освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе (селе) и др.);
  • способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:

  • усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);
  • сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего образования в области естественно-научных и социально-гуманитарных дисциплин;
  • умение наблюдать, фиксировать, исследовать (измерять, сравнивать, классифицировать, ставить опыты, получать информацию из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве) явления окружающего мира; выделять характерные особенности природных и социальных объектов; описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм;
  • владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума;
  • овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровье сберегающего поведения в природной и социальной среде;
  • понимание роли и значения родного края в природе и историко-культурном наследии России, в её современной жизни;
  • понимание места своей семьи в прошлом и настоящее  Республики Адыгея, в истории и культуре России;
  • понимание особой роли России в мировой истории и культуре, знание примеров национальных свершений, открытий, побед.

Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Предмет «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностей го восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны  и планеты Земля.

Учебно-тематический план

Название раздела

Всего часов

Количество часов

Сроки

Теоретические

Контрольные, лабораторные, тест, диктант, сочинение, изложение и др.

11

Окружающий  мир: природа, общество, труд.

6

6

-

4.09 – 21.09

22

Природа.

14

13

1

26.09 – 16.11

33

Планета Земля.

17

16

1

21.11 – 30.01

44

Становление человека.

8

8

-

31.01 – 4.03

55

Кто  такие  «Мы»

21

21

-

5.03 – 21.05

Всего

66

64

2

Содержание учебного предмета (курса) – 66 часов

Окружающий  мир: природа, общество, труд.

Родной город, страна – Россия, столица – Москва. Школа. Правила поведения и культура общения с одноклассниками и учителями, работниками в школе. Занятия родителей. Маршрут от дома к школе, правила поведения на дороге.

Природа осенью. Природа – источник познания.

Экскурсии.

Природа.

 Космос. Звёзды, планеты. Солнце – звезда. Земля как планета. Луна – спутник Земли. Свет, тепло, вода, воздух – условия, необходимые для жизни на Земле.

Разнообразие природы Земли, её изменчивость (на примере России). Неживая, живая природа. Представление о признаках живой природы (дыхание, питание, рост, размножение).Растения, части (органы) растения. Деревья, кустарники, травы. Животные. Разнообразие растений и животных.

Природа и человек. Красота природы, народные праздники.

Практические работы и экскурсии.

Планета Земля.

 Ознакомление с глобусом – моделью Земли. Экватор, Северное и Южное полушария, полюсы. Материки и океаны. Появление жизни на Земле.                            

Становление человека.

Общее представление  об истории людей. Древнейшие люди – собиратели растений. Человек  - охотник. Кочевники и земледельцы. Окультуривание растений и одомашнивание животных.

Экскурсии.

Кто  такие  «Мы»

Современное человечество. Его разнообразие по возрасту, по характеру  труда, по национальностям. Семья. Родословная. Происхождение имён и фамилий. Совместный труд и отдых. Особенности жизни людей  в разных природных условиях, в разных государствах.

Страна, где мы живём. Местоположение на глобусе и карте. Москва – столица России.

Взаимопомощь людей разного возраста. Правила поведения в обществе, в театре, в транспорте, на улице. Уважение к чужому мнению. Бережное отношение к вещам и окружающей природе. Правила безопасного поведения в повседневной жизни; правила противопожарной безопасности; правила пользования транспортом и дорожного движения.

Представление о положительных и отрицательных последствиях  деятельности человека для окружающего мира. Знакомство с Красной книгой. Правила здорового образа жизни: гигиена тела, режим труда и отдыха. Культура отдыха: игры, искусство, спорт, путешествия. Как осуществляются связи между людьми на планете: почта, транспорт, телефон, радио, телевизор.

Экскурсии.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета

В МБОУ СОШ № 17 разработано Положение о системе оценивания, формах и порядке промежуточной аттестации обучающихся начальной ступени образования, реализующих ФГОС.

Положение о системе оценивания, форм и порядка промежуточной аттестации обучающихся разработано на основании Закона РФ «Об образовании», Федерального государственного стандарта начального общего образования, Устава общеобразовательного учреждения.

Настоящее Положение определяет основы организации оценки предметных, метапредметных результатов, универсальных учебных действий, форм и порядка промежуточной аттестации обучающихся начальной ступени образования в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования и является обязательным для исполнения.

Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.

В 1-ом классе домашние задания не задаются. Учитель планирует свою работу так, чтобы обеспечить полноценное усвоение каждым ребенком необходимых знаний, умений и навыков только на уроке. Для проверки сформированности учебных навыков в конце темы (раздела, этапа) следует проводить «срезовую» работу в виде:

-текущей диагностики;

-тематической диагностики;

-итоговой диагностики.

Формы контроля в 1-ом классе:

-устный опрос

- письменный опрос (самостоятельные проверочные работы).

Не следует использовать в качестве оценки любую знаковую символику.

В 1-ом классе в течение 1-го полугодия не проводятся контрольные работы.

В 1-ом классе используется только словесная оценка, критериями которой является соответствие или несоответствие требованиям программы.

Годовой календарный учебный  график на 2012-2013 учебный год

I четверть

сентябрь   – 4 недели + 1 день

октябрь    –  4 недели + 3 дня

ноябрь – 3 дня

9 недель + 1 день

Каникулы с   05.11.2012г. – 11.11.2012г.

7 дней

II четверть

ноябрь     – 2 недели + 5 дней

7 недель

декабрь    – 4 недели + 1 день

  Каникулы с 31.12.2012г. -13.01.2013г.        

14 дней

III четверть

январь    – 2 недели + 4 дней

февраль  – 3 недели + 5 дней

9 недель+ 3 дня

март        – 3 недели  

Дополнительные каникулы                  

для первоклассников                              с 18.02.2013г. по 24.02.2013 г.

                                                                                      7 дней

Каникулы  с  23.03.2013г. – 31.03.2013г.

9 дней

IV четверть

апрель    – 4 недели + 2 дня

8 недель  + 2 дня                          

май         – 4 недели

Начало учебного года - 3 сентября

Всего учебных недель                 – 34 недели (с учетом праздничных дней: 23 февраля,

                                                                                                       8   марта, 1 и 9 мая )

Каникулы                                 – 30 календарных дней

Каникулы для первоклассников (дополнительные)        – 7 календарных дней

Окончание учебного года - в соответствии с годовым календарным учебным графиком учреждения  на 2012-2013 учебный год.

 9,11 классы – включительно по 25 мая,

1-8 , 10 классы  - включительно по 30 мая


Календарно - тематическое планирование

    №

п/п

Дата

Название раздела, общее количество часов на изучение

данного раздела

Тема урока

Тип урока

Возможные виды деятельности учащихся

Планируемые результаты (УУД)

Предметные

Личностные

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

1

4.09

Окружающий мир: природа, общество, труд (6 часов)

Что такое окружающий мир

Урок-экскурсия

Исследовать ( на основе наблюдений) и обобщать перечень объектов: окружающий нас мир-это природа, человек, его труд и результаты труда.  

Раскрывать понятия через единичные объекты, его составляющие.

Пополнять словарь обобщенными понятиями и описательными их определениями.

различать объекты

живой и неживой природы, приводить примеры;

– различать объекты

природы и предметы,

сделанные человеком;

– сравнивать объекты

живой и неживой природы на основе внешних

признаков;

различать и называть

основные части растений;

– узнавать растения –

деревья, кустарники,

травы, приводить примеры;

– использовать иллюстративный определитель

растений и животных.

различать и называть

основные части растений;

– узнавать растения –

деревья, кустарники,

травы, приводить примеры;

– использовать иллюстративный определитель

растений и животных.

Формирование учебно-познавательного интереса к предмету. Развитие готовности к сотрудничеству с учителем и одноклассниками.

Умение называть окружающие предметы и их признаки.

Умение вступать в диалог.

Моделирование различных ситуаций поведения на природе. Различение допустимых и недопустимых форм поведения.

2

6.09

Где мы живем

Комбинированный

положительное отношение к школе и учебной деятельности;

представление о причинах успеха в учебе;

– интерес к учебному

материалу;

природного мира , природоохране, здоровьесбегающем поведении.

Умение называть окружающие предметы и их признаки.

Умение вступать в диалог.

Моделирование различных ситуаций поведения на природе. Различение допустимых и недопустимых форм поведения.

3-4

11.09, 13.09

Природа и её изменчивость

Комбинированный

Развитие учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения новой задачи.

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Умение различать предметы и выделять их признаки.

Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос.

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно.

5-6

18.09, 21.09

Природа - источник познания

Комбинированный

Принятие ценности природного мира.

Умение наблюдать сезонные изменения в природе.

Умение договариваться, находить общее решение.

Проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве.

7-8

26.09, 28.09

Природа (14 часов)

Вселенная, или космос

Урок-путешествие

Классифицировать объекты (природа живая, неживая, сделано человеком).  

Характеризовать особенности звезд и планет на примере Солнца и Земли. Сравнивать и различать день и ночь, времена года. Объяснять  движение Земли  относительно Солнца  и его связь со сменой дня и ночи, времен года. Группировать объекты природы по признакам: домашние -дикие животные; культурные –дикорастущие растения.

узнавать государственную символику Российской Федерации и

своего региона; различать прошлое,

настоящее и будущее;

– определять родственные связи в семье;

– соблюдать правила общения со взрослыми и

сверстниками в официальной обстановке

школы;

– использовать правила

поведения в общественных местах и на улице.

Способность радоваться успехам одноклассников.

Умение сравнивать и различать объекты неживой природы.

Формирование умения адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Развитие волевой саморегуляции как способности к волевому усилию.

9

3.10

Земля как планета. Луна -спутник Земли

Комбинированный

Осознание ответственности человека за общее благополучие  жизни на планете.

Умение сравнивать и различать объекты неживой природы.

Формирование умения задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Умение ориентироваться в учебнике, слушать и отвечать на вопросы.

10

5.10

Причины сезонных изменений

Комбинированный

Формирование  устойчивой учебно-познавательной мотивации деятельности.

Умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

Формирование умения формулировать собственное мнение и позицию.

Умение определения последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

11

10.10

Свет, тепло, вода, воздух - условия, необходимые для жизни на Земле

Комбинированный

Характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных. Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воздуха и воды. Характеризовать свойства воздуха и воды. Сравнивать и различать деревья, кустарники и травы. Характеризовать условия, необходимые для жизни растений. Рассказывать о роли растений и животных в природе и жизни людей. Приводить примеры хвойных и цветковых растений.

различать объекты

живой и неживой природы, приводить примеры;

– различать объекты

природы и предметы,

сделанные человеком;

– сравнивать объекты

живой и неживой природы на основе внешних

признаков;

различать и называть

основные части растений;

– узнавать растения –

деревья, кустарники,

травы, приводить примеры;

– использовать иллюстративный определитель

растений и животных.

Понимание взаимосвязи человеческой  деятельности  и природного мира.

Умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать.

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно.

12

12.10

Наш город

Комбинированный

Развитие чувства знакомства прекрасного на основе знакомства с культурой.

Умение поиска и выделения нужной информации.

Формирование способности учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Умение различать допустимые и недопустимые формы поведения в общественных местах.

13

17.10

Разнообразие природы Земли, ее изменчивость. Неживая, живая природа

Комбинированный

Формирование бережного отношения к труду других людей.

Умение сравнивать и различать объекты живой,  неживой природы и объекты, созданные человеком.

Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников.

14

19.10

Растения. Строение растений

Комбинированный

Формирование  устойчивой учебно-познавательной мотивации деятельности.

Умение устанавливать причинно-следственные связи.

Формирование способности учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Умение определения последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата.

15

24.10

Наблюдение за комнатными растениями. Движение их к свету

Комбинированный

Умение отвечать за свои поступки. Формирование негативного отношения к невыполнению человеком своих обязанностей.

Умение ориентироваться на разнообразие способов решения задач.

Умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, контроль на уровне произвольного внимания.

16

26.10

Деревья, кустарники, травы

Комбинированный

Формирование адекватной самооценки. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.

Умение рассматривать, сравнивать, обобщать. Умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Умение контролировать свои действия и действия партнёров. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников.

17

31.10

Экскурсия в осенний парк

Урок-экскурсия

Установка  на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках.

Умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Развитие волевой саморегуляции как способности к волевому усилию.

18

2.11

Деревья, кустарники, травы. Строение растений

Комбинированный

Формирования бережного отношения к природе.

Умение ориентироваться на разнообразие способов решения задач.

Формирование умения адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, контроль на уровне произвольного внимания.

19

14.11

Наблюдение за комнатными растениями и их движением к свету

Комбинированный

Понимание связи между деятельностью человека и состоянием природы.

Умение устанавливать причинно-следственные связи.

Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать.

Умение корректировать, т.е. вносить изменения в способ действия, в случае расхождения с правилом, эталоном.

20

16.11

Деревья, кустарники, травы

Комбинированный

Анализ  соответствия  результатов требованиям конкретной задаче.

Умение проводить сравнение; устанавливать аналогии; строить логическое рассуждение, включающее установлениие причинно- следственных связей.

Формирование умения адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Развитие волевой саморегуляции как способности к волевому усилию.

1

2

3

3

5

6

7

8

8

10

11

21-22

21.11, 23.11

Планета Земля (17 часов)

Животные. Разнообразие животных и растений

Комбинированный

Работать с готовыми моделями (глобус, физическая карта): показывать на глобусе и карте материки и океаны. Рассуждать на тему «Как человек познавал и познает окружающий мир?» Учиться читать географическую карту.  Рассказывать историю своей местности. Выявлять зависимость между жизнью, разнообразием живых организмов и количеством тепла на разных территориях России. Объяснять причину неравномерного нагрева Земли. Анализировать состояние погоды, одежды людей в разных тепловых поясах. Выдвигать гипотезы о приспособлениях млекопитающих и птиц к изменившимся условиям природы. Проводить параллель между древними и современными природными объектами.

различать объекты

живой и неживой природы, приводить примеры;

– различать объекты

природы и предметы,

сделанные человеком;

– сравнивать объекты

живой и неживой природы на основе внешних

признаков; различать и называть

основные части растений;

– узнавать растения –

деревья, кустарники,

травы, приводить примеры;

– использовать иллюстративный определитель

растений и животных.

узнавать государственную символику Российской Федерации и

своего региона; различать прошлое,

настоящее и будущее;

– определять родственные связи в семье;

– соблюдать правила общения со взрослыми и

сверстниками в официальной обстановке

школы;

– использовать правила

поведения в общественных местах и на улице.

различать и называть

основные части растений;

– узнавать растения –

деревья, кустарники,

травы, приводить примеры;

– использовать иллюстративный определитель

растений и животных.

узнавать государственную символику Российской Федерации и

своего региона; различать прошлое,

настоящее и будущее;

– определять родственные связи в семье;

– соблюдать правила общения со взрослыми и

сверстниками в официальной обстановке

школы;

– использовать правила

поведения в общественных местах и на улице

различать объекты

живой и неживой природы, приводить примеры;

– различать объекты

природы и предметы,

сделанные человеком;

– сравнивать объекты

живой и неживой природы на основе внешних

признаков;

различать и называть

основные части растений;

– узнавать растения –

деревья, кустарники,

травы, приводить примеры;

– использовать иллюстративный определитель

растений и животных.

Анализ  соответствия  результатов требованиям конкретной задаче.

Формирование умения поиска и выделения нужной информации.

Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать.

Умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников.

23

28.11

Природа и человек. Красота природы и народные праздники

Комбинированный

Осознание ответственности  человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности.

Умение поиска и выделения нужной информации.

Формирование способности учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Умение различать допустимые и недопустимые формы поведения в общественных местах.

24

30.11

«Красота природы». Экскурсия в природу

Урок-экскурсия

Принятие ценности природного мира.

Умение поиска и выделения нужной информации.

Формирование способности учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Формирование умения в сотрудничестве с учителем ставить новые задачи.

25-27

5.12, 7.12, 12.12

Общие представления об этапах развития планеты Земля. Ознакомление с глобусом - моделью Земли, с географической картой

Комбинированный

Формирование  устойчивой учебно-познавательной мотивации деятельности.

Умение проводить сравнение; устанавливать аналогии; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей.

Формирование способности учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Умение  слушать и отвечать на заданный вопрос, ориентироваться в учебнике.

28-29

14.12, 19.12

Экватор, Северное и Южное полушария, полюсы

Комбинированный

Умение отвечать за свои поступки. Формирование негативного отношения к невыполнению человеком своих обязанностей

Умение поиска и выделения нужной информации.

Умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Умение определения последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата.

30-31

21.12, 26.12

Материки и океаны. Тепловые пояса

Комбинированный

Формирование адекватной самооценки. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.

Умение различать изученные объекты по названным признакам.

Умение контролировать свои действия и действия партнёров. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, контроль на уровне произвольного внимания.

32

28.12

Зарождение жизни в воде

Комбинированный

Установка  на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках.

Умение устанавливать причинно-следственные связи.

Умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников.

33-34

14.01, 16.01

Зарождение жизни в воде. Выход жизни на сушу

Комбинированный

Формирование адекватного понимания причин успешности или неуспешности деятельности.

Умение проводить сравнение; устанавливать аналогии; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей.

Умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Развитие волевой саморегуляции как способности к волевому усилию.

35-36

37

23.01, 25.01, 30.01

Совершенствование наземных форм жизни. Сравнение древних и современных форм жизни

Появление жизни на Земле

Комбинированный

Понимание положительного и отрицательного влияния деятельности человека на природу.

Умение устанавливать причинно-следственные связи.

Формирование способности учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, контроль на уровне произвольного внимания.

Формирование адекватного понимания причин успешности или неуспешности деятельности.

Формирование логического действия – синтеза.

Умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

38-39

31.01, 4.02

Становление человека (8 часов)

Древнейшие люди - собиратели растений. Изменения, происходящие с человеком

Комбинированный

Выявлять во внешнем строении животных признаки, указывающие на способ их питания. Называть существенные признаки таких животных. Доказывать, что изменения происходили и происходят в природе и с человеком. Отмечать детали во внешнем строении предков человека и человека прямоходящего. Сравнивать условия обитания тех и других.

узнавать государственную символику Российской Федерации и

своего региона; различать прошлое,

настоящее и будущее;

– определять родственные связи в семье;

– соблюдать правила общения со взрослыми и

сверстниками в официальной обстановке

школы;

– использовать правила

поведения в общественных местах и на улице.

различать и называть

основные части растений;

– узнавать растения –

деревья, кустарники,

травы, приводить примеры;

– использовать иллюстративный определитель

растений и животных.

 Умение  использовать в общении правила вежливости.

Умение проводить сравнение; устанавливать аналогии; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей.

Умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Развитие волевой саморегуляции как способности к волевому усилию.

40-41

6.02, 11.02

Человек-охотник. Кочевники и земледельцы

Комбинированный

Формирование адекватного понимания причин успешности или неуспешности деятельности.

Умение ориентироваться на разнообразие способов решения задач.

Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать.

Уметь слушать и отвечать на заданный вопрос, ориентироваться в учебнике.

42-43

12.02, 25.02

Окультирование растений и одомашивание животных

Комбинированный

Установка  на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках.

Умение устанавливать причинно-следственные связи.

Формирование умения адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников.

44-45

26.02, 4.03

Науки, изучающие историю Земли. Общее представление об археологии, палеонтологии, истории

Экскурсия в краеведческий музей

Умение отвечать за свои поступки. Формирование негативного отношения к невыполнению человеком своих обязанностей.

Умение проводить сравнение; устанавливать аналогии; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей.

Умение контролировать свои действия и действия партнёров. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Умение различать допустимые и недопустимые формы поведения в общественных местах.

46

5.03

Кто мы такие (21 час)

Современное человечество. Мы - часть окружающего мира

Комбинированный

Обсуждать причины изменений, произошедших с человеком. Рассказывать об орудиях труда и оружии предков, их роли в становлении человека. Рассуждать о причинах оседлости человека. Проводить аналогии между предметами, найденными в разных слоях Земли,  и историей развития жизни и человеческого общества.  

узнавать государственную символику Российской Федерации и

своего региона; различать прошлое,

настоящее и будущее;

– определять родственные связи в семье;

– соблюдать правила общения со взрослыми и

сверстниками в официальной обстановке

школы;

Формирование адекватной самооценки. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.

Формирование умения поиска и выделения нужной информации.

Умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Формирование умения в сотрудничестве с учителем ставить новые задачи.

47-48

11.03, 12.03

Семья. Родословная. Происхождение имен и фамилий

Комбинированный

 Умение  использовать в общении правила вежливости.

Умение поиска и выделения нужной информации.

Формирование умения адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Умение  слушать и отвечать на заданный вопрос, ориентироваться в учебнике.

49-50

18.03, 20.03

Особенности жизни людей в разных природных условиях, разных государствах

Комбинированный

Понимание чувств других людей и сопереживание им.

Умение поиска и выделения нужной информации.

Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать.

Умение определения последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата.

51

1.04

Люди живут в разных государствах

Комбинированный

Готовить рассказ о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи. Обсуждать вопросы взаимоотношений между поколениями в семье. Оценивать свои личные качества и их проявления в семье. Определять время суток в выделенных городах учебника.

Видеть географические объекты на карте, правильно их показывать. Анализировать, сопоставлять контуры объектов с географическими объектами на карте. Обсуждать полученные сведения о прошлом нашего государства.

– использовать правила

поведения в общественных местах и на улице.

различать объекты

живой и неживой природы, приводить примеры;

– различать объекты

природы и предметы,

сделанные человеком;

– сравнивать объекты

живой и неживой природы на основе внешних

признаков;

различать и называть

основные части растений;

– узнавать растения –

деревья, кустарники,

травы, приводить примеры;

– использовать иллюстративный определитель

растений и животных.

Понимание чувств других людей и сопереживание им.

Умение ориентироваться на разнообразие способов решения задач.

Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников.

52-53

2.04, 8.04

Мы живём в разное время суток

Комбинированный

Формирование адекватной самооценки. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.

Умение устанавливать причинно-следственные связи.

Формирование способности учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Умение различать допустимые и недопустимые формы поведения в общественных местах.

54-55

9.04, 15.04

Страна, где мы живем. Эпизоды из истории России

Комбинированный

Формирование внутренней позиции школьника на уровне бережного  отношения  к природе.

Умение поиска и выделения нужной информации.

Умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Формирование умения в сотрудничестве с учителем ставить новые задачи.

56-57

16.04, 22.04

Законы общежития

Комбинированный

Различение и оценивание форм поведения допустимых и недопустимых в общественных местах.

Формирование умения поиска и выделения нужной информации.

Умение контролировать свои действия и действия партнёров. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Умение  слушать и отвечать на заданный вопрос, ориентироваться в учебнике.

58-59

23.04, 29.04

Изменение человеком облика Земли

Комбинированный

Понимание положительного и отрицательного влияния деятельности человека на природу.

Умение поиска и выделения нужной информации.

Умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Умение определения последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата.

60

30.04

Охрана окружающей среды

Комбинированный

Формирование внутренней позиции школьника на уровне бережного  отношения  к природе.

Умение поиска и выделения нужной информации.

Формирование умения адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Умение  слушать и отвечать на заданный вопрос, ориентироваться в учебнике.

61-62

6.05, 7.05

Знакомство с Красной книгой

Комбинированный

Понимание положительного и отрицательного влияния деятельности человека на природу.

Умение проводить сравнение; устанавливать аналогии; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей.

Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать.

Умение определения последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата.

63

13.05

Отдых. Как осуществляются связи между людьми на планете

Комбинированный

Различение и оценивание форм поведения допустимых и недопустимых в общественных местах.

Умение рассматривать, сравнивать, обобщать. Умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, контроль на уровне произвольного внимания.

64

14.05

Обычаи разных народов

Урок-игра

Осознание ответственности  человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности.

Умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников.

65-66

20.05, 21.05

Из истории Древней Руси

Комбинированный

Формирование адекватного понимания причин успешности или неуспешности деятельности.

Умение ориентироваться на разнообразие способов решения задач.

Формирование умения адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Развитие волевой саморегуляции как способности к волевому усилию.


Перечень учебно-методического обеспечения (УМК учителя)

Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебник для 1 класса. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».2011

Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь для 1 класса к учебнику «Окружающий мир». -Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»2011

Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Методические рекомендации к курсу «Окружающий мир», 1-2 класс. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».2011

Перечень учебно-методического обеспечения (УМК ученика)

Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебник для 1 класса. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».2011

Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь для 1 класса к учебнику «Окружающий мир». -Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»2011

Материально-техническое обеспечение предмета «Окружающий мир»

1. Работа по данному курсу обеспечивается УМК, а также дополнительной литературой:

Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебник для 1 класса. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».2011

Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь для 1 класса к учебнику «Окружающий мир». -Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»2011

Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Методические рекомендации к курсу «Окружающий мир», 1-2 класс. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».2011

2. Специфическое сопровождение (оборудование)

Наглядные пособия:

_ натуральные: гербарии, чучела, коллекции минералов и горных пород, скелет человека, скелет любого млекопитающего;

_ изобразительные:

_ муляжи плодов, животных и отдельных органов человека;

_ таблицы групп растений и животных, отдельных органов человека и систем органов, внешнего и внутреннего строения человека, значения полезных ископаемых;

_ физический глобус Земли, компас, теллурий, муляжи;

_ атлас для начальных классов;

_ настенные карты: «Физическая карта полушарий», «Физическая карта мира»,«Физическая карта России», «Карта природных зон мира», «Карта природных зон России», «Политическая карта мира»;

- рисунки, слайды, диафильмы;

- самодельные наглядные пособия;

-  интерактивная доска, проектор, компьютер для учителя.


Лист  корректировки рабочей программы

Класс

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике 1 класс система Занкова

Рабочая программа  по математике разработана на основе авторской программы И. И.Аргинской в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования, Программы начального общего образования...

Рабочая программа по технологии 1 класс система Занкова

Рабочая программа по предмету «Технология» для 1 класса разработана на основе программы начального общего образования, система Л. В. Занкова, авторской программы Н. А.Цирулик «Технология», утверждённы...

Рабочая программа по ФГОС 1 класс (система Занкова)

Прграмма по технологии, кубановедению, окружающему миру, система Занкова, в соответствии с новыми ФГОС....

Рабочая программа по окружающему миру по системе РО Л.В.Занкова, 4 класс по ФГОС

Планирование составлено:  на основе стандартов второго поколения и  авторской программы по окружающему миру Дмитриевой Н.Я., Казаковой А.Н. (2008), рекомендованной Министерством образования ...

Рабочая программа по окружающему миру по системе Л.В.Занкова 2класс ФГОС

Рабочая программа составлена на основе авторской с учётом требований ФГОС...

Рабочая программа по окружающему миру по системе Л.В.Занкова 2 класс

Представлена рабочая программа с тематическим планированием по окружающему миру по системе Л.В.Занкова (в соответствии с ФГОС )...

Рабочая программа по окружающему миру по системе Занкова 2 класс

Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование...