Рабочая программа по окружающему миру 4 класс ос 2100
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Элементы дополнительного содержания | Вид контроля | Домашнее задание | Дата проведения | ||||||||
план | факт | ||||||||||||||||
Раздел I. ЧЕЛОВЕК И ЕГО СТРОЕНИЕ | |||||||||||||||||
1 | Как устроен организм человека | 1 | Урок изучения нового материала | Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, выделительная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма; правила личной гигиены | Знать: - об основных органах и системах органов человека, их функциях; - о болезнях и мерах борьбы с ними, о значении физкультуры. Уметь: - объяснять элементарные процессы, проходящие в собственном организме, и применять свои знания для составления режима дня, правил поведения; - ухаживать за своим телом; - составлять правильный режим дня; - оценивать правильность поведения с точки зрения ведения здорового образа жизни. | Классификация систем органов по роли в организме, умению ими сознательно управлять | Проверочная работа № 1 | Чтение учебника (тема 1). Задания из рабочей тетради на выбор. | |||||||||
2 | Кожа – «пограничник» организма | 1 | Комбинированный | Кожа (Презентация) | Железы (сальные, потовые), терморегуляция | Работа в тетрадях, работа в парах, групповая работа | Чтение учебника (тема 2). Ответы на вопросы со звёздочкой (по желанию). | ||||||||||
3 | Как человек двигается | 1 | Комбинированный | Скелет, позвоночник, кость, сустав, мышца (Презентация) | Типы соединения костей, сухожилие, строение сустава, виды мышц | Проверочная работа № 2 | Чтение учебника (тема 3). Ответ на вопрос 7. Задание из рабочей тетради на выбор. | ||||||||||
4 | Путешествие бутерброда | 1 | Комбинированный | Пищевод, желудок, кишечник (Презентация) | Переваривание пищи, пищеварительные железы | Работа в тетрадях, работа в парах, групповая работа | Чтение учебника (тема 4). Ответы на вопросы со звёздочкой (по желанию). | ||||||||||
5 | Усвоение питательных веществ | 1 | Комбинированный | Органические и питательные вещества | Переваривание пищи | Работа в тетрадях, работа в парах, групповая работа | Чтение учебника (тема 4). Ответить на вопросы со звёздочкой (по желанию). Составить меню своего ужина. | ||||||||||
6 | Как удаляются ненужные вещества | 1 | Комбинированный | Почки (Презентация) | Моча | Проверочная работа № 3 | Чтение учебника (тема 5). Выполнить одно задание (на выбор) из рабочей тетради. | ||||||||||
7 | Для чего и как мы дышим | 1 | Комбинированный | Носовая полость, лёгкие (Презентация) | Гортань, бронхи | Работа в тетрадях, работа в парах, групповая работа | Чтение учебника (тема 6). Вопросы 5, 6 на с. 31 (на выбор). Задания из рабочей тетради на выбор. | ||||||||||
8 | Волшебная восьмёрка | 1 | Комбинированный | Сердце (Презентация) | Артерии, вены, капилляры | Текущий (устный опрос) | Чтение учебника (тема 7). Вопросы со звёздочкой. Задания из рабочей тетради. | ||||||||||
9 | Что такое кровь? | 1 | Комбинированный | Кровь | Кровяная плазма, гемоглобин, красные кровяные клетки, белые кровяные клетки, кровяные пластинки | Проверочная работа № 4 | Чтение учебника (тема 8). Вопросы со звёздочкой. Задания из рабочей тетради на выбор. | ||||||||||
10 | Почему наш организм работает слаженно | 1 | Комбинированный | Головной мозг, большие полушария, спинной мозг, нервы (Презентация) | Гормоны, чувствительные клетки, память, мышление | Проверочная работа № 5 | Чтение учебника (тема 9). Вопрос 7. Два задания из рабочей тетради на выбор из оставшихся. | ||||||||||
11 | Окна в окружающий мир | 1 | Комбинированный | Орган зрения, хрусталик, сетчатка (Презентация) | Глазное яблоко, роговица, радужная оболочка, зрачок, клетки двух типов – палочки и колбочки | Групповая работа | Чтение учебника (тема 10). Вопросы на применение нового знания. В рабочей тетради 2 задания на выбор из оставшихся. | ||||||||||
12 | Многогранный мир чувств | 1 | Комбинированный | Орган слуха, равновесия, обоняния, вкуса, осязания (Презентация) | Наружное ухо, ушная раковина, внутреннее ухо, вкусовые сосочки | Проверочная работа № 6 | Чтение учебника (тема 11). Подобрать слова, имеющие отношение к разным органам чувств. | ||||||||||
13 | Родители и дети | 1 | Комбинированный | Обучение потомства | Вынашивание ребёнка, выкармливание его молоком | Работа в тетрадях, работа в парах, групповая работа | Чтение учебника (тема 12). Вопросы 4 – 6. Разработать кодекс чести для мужчины и женщины. | ||||||||||
14 | Отчего мы иногда болеем | 1 | Комбинированный | Травма, возбудитель, болезни | Невосприимчивость к болезни, прививка, вирусы, иммунитет | Проверочная работа № 7 | Чтение учебника (тема 13). Вопросы на применение новых знаний. Два задания на выбор из рабочей тетради. | ||||||||||
Раздел II. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА. | |||||||||||||||||
15 | Наши предки – древесные жители | 1 | Комбинированный | Признаки животных (Презентация) | Знать: - об изготовлении орудий труда и возникновении речи – как об основном отличии человека от животных; - об основных этапах становления человека и его разума. | Разум, признаки сходства человека и обезьян, долгий период детства | Текущий (устный опрос) | Чтение учебника (тема 14). Ответы на творческие вопросы 7, 8. К последнему вопросу сделать рисунок. | |||||||||
16 | На заре человечества | 1 | Комбинированный | Орудия труда, человек разумный | Речевое общение, религия, одомашнивание, мораль, культура | Проверочная работа № 8 | Чтение учебника (тема 15). Ответы на творческие вопросы. Выполнение заданий в рабочей тетради (на выбор). | ||||||||||
17 | Контрольная работа № 1 | 1 | Контроль и учёт знаний | ||||||||||||||
Раздел III. РУКОТВОРНАЯ ПРИРОДА. | |||||||||||||||||
18 | Рукотворная жизнь | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Культурные растения, домашние животные, сорт, порода | Знать: - о важности воды для жизни живых организмов и человека; - об основных свойствах льда, воды и пара (как твёрдого тела, жидкости и газа); - об основных свойствах воздуха (как газа); - о применении важнейших полезных ископаемых; - об экологических кризисах на Земле, вызванных деятельностью человека; - о единственной стратегии выживания человечества - вписывании своего хозяйства в круговорот веществ биосферы. Уметь: - находить противоречия между хозяйством человека и природой и предлагать способы их устранения; - объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к природе. | Селекция, искусственный отбор | Чтение учебника (тема 16). Найти загадки о диких и домашних животных. Ответить на вопрос «Почему так много разных сортов растений и пород животных?» | ||||||||||
19 | На службе у человека | 1 | Комбинированный урок | Сельское хозяйство, земледелие, животноводство | Приусадебное хозяйство, отрасли производства, севооборот, удобрения, ядохимикаты, тепличное хозяйство | Проверочная работа № 9 | Чтение учебника (тема 17). Задания в рабочей тетради. | ||||||||||
20 | Покорение силы | 1 | Комбинированный урок | Рычаг, колесо, наклонная плоскость | Отношение плеча и силы, клин, блок, ворот | Проверочная работа № 10 | Чтение учебника (тема 18). Ответ на вопрос «Почему мы не знаем изобретателей простых механизмов, но уважаем и помним изобретателей паровоза, парохода, автомобиля, самолёта?» | ||||||||||
21 | Как человек использует свойства воды | 1 | Комбинированный урок | Свойства воды - выталкивающая сила, текучесть. несжимаемость, способность растворять вещества | Водопровод, турбина, паровая машина, гидравлический пресс и гидравлический домкрат | Проверочная работа № 11 | Чтение учебника (тема 19). Задания из рабочей тетради (два на выбор). | ||||||||||
22 | Как человек использует свойства воздуха | 1 | Комбинированный урок | Свойства воздуха – расширяется при нагревании, плохо проводит тепло, имеет малую плотность, обладает упругостью. Состав воздуха: азот, кислород, углекислый газ. Атмосфера. | Выталкивающая сила воздуха | Проверочная работа № 12 | Чтение учебника (тема 20). Задание из рабочей тетради. | ||||||||||
23 | Горные породы и минералы | 1 | Комбинированный урок | Горные породы, минералы, свойства горных пород (постоянная форма, прочность, твёрдость). | Виды горных пород, цемент, бетон, стекло | Проверочная работа № 13 | Читать учебник (тема 21). Выполнить задания в рабочей тетради. Подобрать пословицы, в которых качества горных пород характеризовали бы качества человека. | ||||||||||
24 | Металлы | 1 | Комбинированный урок | Свойства металлов (тверды, пластичны, расширяются при нагревании, проводят тепло и электричество) | Руда, виды металлов, сплавы | Проверочная работа № 14 | Чтение учебника (тема 22). Два задания на выбор в рабочей тетради. | ||||||||||
25 | Приручение огня | 1 | Комбинированный урок | Ископаемое топливо | Двигатель внутреннего сгорания, ракетный двигатель | Проверочная работа № 15 | Чтение учебника (тема 23). Два задания на выбор. Вопрос: как попадает тепло в твою квартиру? (Посоветуйся с родителями.) | ||||||||||
26 | Невидимая сила | 1 | Комбинированный урок | Электричество, магнетизм | Текущий контроль (устный опрос) | Чтение учебника (тема 24). Задания на выбор из рабочей тетради. | |||||||||||
28 | Чудо - волны | 1 | Комбинированный урок | Звук, свет, радиоволны, микроволны | Текущий контроль (устный опрос) | Чтение учебника (тема 25). Задания на выбор из рабочей тетради. | |||||||||||
29 | Человек проникает в тайны природы | 1 | Комбинированный урок | Синтетические вещества, искусственный спутник, компьютер, лазер | Текущий контроль (устный опрос) | Чтение учебника (тема 26). Задания на выбор из рабочей тетради. Ответ на вопрос: «Как одни изобретения и открытия науки могут прокладывать путь другим?» | |||||||||||
30 | Как нам жить? | 1 | Комбинированный урок | Экологическое хозяйство | Присваивающее хозяйство, производящее хозяйство, экологические катастрофы | Проверочная работа № 16 | Чтение учебника (тема 27). Задания на выбор из рабочей тетради. | ||||||||||
31 | Обобщение по разделу «Рукотворная природа» | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | ||||||||||||||
32 | Контрольная работа №2 | 1 | Контроль и учёт знаний | ||||||||||||||
33 | Обобщение по курсу «Человек и природа» | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | ||||||||||||||
34 | Итоговая контрольная работа | 1 | Контроль и учёт знаний | ||||||||||||||
Раздел IV. ЧЕЛОВЕК И ЕГО ВНУТРЕННИЙ МИР. | |||||||||||||||||
35 | Вводный урок «Как работать с учебником» | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Знать о понятиях и явлениях: - личность, характер, эмоции, самооценка, общение. Уметь: - осознавать проявления тех или иных черт характера, - отличать черты характера от эмоций; - узнавать эмоции по их проявлениям, - оценивать свои эмоциональные состояния. | Прочитать правила работы по учебнику на с. 3 – 5 и объяснить их родителям. | ||||||||||||
36 | Кого можно назвать человеком? | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Внутренний духовный мир | Врождённые признаки человека, приобретённые в обществе признаки человека | Работа в тетрадях, работа в парах, групповая работа | Чтение учебника (тема 1). Одно задание из рабочей тетради (по выбору). Нарисуй, что ты считаешь настоящим богатством внутреннего мира человека. | ||||||||||
37 | Посмотри в своё «зеркало» | 1 | Комбинированный урок | Личность, сознание, воля | Работа в тетрадях, работа в парах, групповая работа | Задание из рабочей тетради. Чтение учебника (тема 2). Нарисуй, какие качества личности ты ценишь в людях больше всего. Отметь, какие из этих качеств есть у тебя. | |||||||||||
38 | Как понять, что творится у друга на душе? | 1 | Комбинированный урок | Эмоции положительные и отрицательные | Работа в тетрадях, работа в парах, групповая работа | Задание из рабочей тетради. Нарисуй сказочного героя с выражением какой-нибудь эмоции на лице. Придумай историю, объясняющую появление этой эмоции у героя. | |||||||||||
39 | Переживания, испытанные временем | 1 | Комбинированный урок | Чувства | Текущий контроль (устный опрос) | Выполнить одно из заданий рабочей тетради к теме 4. Постарайся зарисовать приятный случай из своей жизни. | |||||||||||
40 | Как узнать человека? | 1 | Комбинированный урок | Характер | Работа в тетрадях, работа в парах, групповая работа | Выполнить одно из заданий рабочей тетради к теме 5. Нарисуй сказочного героя в такой момент, когда он совершает какой-то поступок. | |||||||||||
Раздел V. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО. | |||||||||||||||||
41 | Что такое общество? | 1 | Комбинированный урок | Общество | Знать о следующих понятиях и явлениях: - общество, мораль, право, собственность. Уметь: - соотносить свои поступки с нормами поведения; - различать социальные общности внутри современного человечества. | Конфликт | Проверочная работа к разделу «Человек и его внутренний мир» | Выполнить одно из заданий рабочей тетради к теме 6. Придумай и нарисуй эмблему какого-нибудь общества. | |||||||||
42 | Как жить в мире людей? | 1 | Комбинированный урок | Совесть, мораль, право | Текущий контроль (устный опрос) | Выполнить одно из заданий рабочей тетради к теме 7. Придумайте и разыграйте с друзьями сценку, в которой покажите нарушение правил поведения человека в обществе. | |||||||||||
43 | Моё общество | 1 | Комбинированный урок | Общественные группы, человечество | Текущий контроль (устный опрос) | Выполнить одно из заданий рабочей тетради к теме 8. Нарисуй, с помощью чего все люди планеты могут общаться между собой. Придумай какое-нибудь новое средство связи для человечества. | |||||||||||
44 | Права человека в обществе | 1 | Комбинированный урок | Права человека | Текущий контроль (устный опрос) | Выполнить одно из заданий рабочей тетради к теме 9. Нарисуй круг своих обязанностей перед родителями, перед обществом. | |||||||||||
45 | Повторительно-обобщающий урок к разделу «Человек в мире людей» | 1 | Урок повторения и систематизации знаний | Подготовиться к уроку-контролю. | |||||||||||||
46 | Контрольная работа № 1 | 1 | Урок контроля и учёта знаний | ||||||||||||||
Раздел VI. ЧЕЛОВЕК И ИСТОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. | |||||||||||||||||
47 | Вводный урок. Эпохи всемирной истории | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Знать: - эпохи всемирной истории: Первобытный мир, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время; -цивилизация и цивилизации. Уметь: - по отдельным признакам отличать разные эпохи всемирной истории человечества; - ориентироваться в историческом времени (соотносить год с веком, определять последовательность событий). | Выполнить одно из заданий рабочей тетради к теме «Человек и прошлое человечества». | ||||||||||||
48 -49 | Первобытный мир – «первые шаги» человечества | 2 | Комбинированный урок | Эпоха, первобытный мир | Работа в тетрадях, работа в парах, групповая работа | Выполнить одно из заданий рабочей тетради к теме 10. Изобрази на рисунке достижения общечеловеческой культуры в эпоху Первобытного мира. | |||||||||||
50 - 51 | Древний мир – рождение первых цивилизаций | 2 | Комбинированный урок | Эпоха древнего мира | Цивилизация | Работа в тетрадях, работа в парах, групповая работа | Выполнить одно из заданий рабочей тетради к теме 11. Изобрази на рисунке достижения общечеловеческой культуры в эпоху Древнего мира. | ||||||||||
52 - 53 | Эпоха Средних веков – между древностью и новым временем | 2 | Комбинированный урок | Эпоха средних веков | Работа в тетрадях, работа в парах, групповая работа | Выполнить одно из заданий рабочей тетради к теме 12. Изобрази на рисунке достижения общечеловеческой культуры в эпоху Средних веков. | |||||||||||
54 - 55 | Новое время – торжество Европы | 2 | Комбинированный урок | Новое время | Работа в тетрадях, работа в парах, групповая работа | Выполнить одно из заданий рабочей тетради к теме 13. Изобрази на рисунке достижения общечеловеческой культуры в эпоху Нового времени. | |||||||||||
56 - 57 | Новейшее время – трудный шаг к единому человечеству (Использование Интернет-ресурсов.Техника Новейшего времени) | 2 | Комбинированный урок | Эпоха Новейшего времени Презентация « Новейшее время» | ООН | Работа в тетрадях, работа в парах, групповая работа | Выполнить одно из заданий рабочей тетради к теме 14. Нарисуй плакат, призывающий людей к миру на всей планете. | ||||||||||
Раздел VII. ЧЕЛОВЕК И МНОГОЛИКОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО. | |||||||||||||||||
58 | Короли, президенты и граждане | 1 | Комбинированный урок | Права человека Презентация « Короли, президенты и граждане» | Знать: - расы, национальность; - монархия; - республика; -религии мира; -атеизм. | Право человека на участие в управлении своим государством, свобода слова | Проверочная работа к разделу «Человек и прошлое человечества» | Выполнить одно из заданий рабочей тетради к теме 15. Придумай, как в виде схемы можно изобразить демократию и диктатуру. | |||||||||
59 | Расы и народы Земли (Использование Интернет-ресурсов.Негроидная раса,монголоидная раса, европеоидная раса) | 1 | Комбинированный урок | Раса, национальность Презентация « Расы и народы» | Равенство людей независимо от рас и национальностей | Текущий контроль (устный опрос) | Выполнить одно из заданий рабочей тетради к теме 16. Нарисуй плакат, изображающий дружбу разных рас и народов Земли. Нарисуй национальный костюм того народа, к которому ты себя относишь. | ||||||||||
60 | Кто во что верит (Использование Интернет-ресурсов.Джордано Бруно.Патриарх Тихон) | 1 | Комбинированный урок | Верующие, атеисты, права человека Презентация «Религии мира» | Свобода совести, религии мира | Текущий контроль (устный опрос) | Выполнить одно из заданий рабочей тетради к теме 17. Нарисуй плакат, призывающий людей к уважению чужой веры, других взглядов на мир. | ||||||||||
Раздел VIII. ЧЕЛОВЕК И ЕДИНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО. | |||||||||||||||||
61 | Мировое хозяйство | 1 | Комбинированный урок | Взаимосвязь всех людей в обществе Презентация «Мировое хозяйство» | Знать: - конфликты; - мировые войны; - ООН; - общечеловеческие ценности; - основные права человека, глобальные проблемы современности. Уметь: - ориентироваться в основных проблемах современного мира | Труд, деньги, собственность | Работа в тетрадях, работа в парах, групповая работа | Выполнить одно из заданий рабочей тетради к теме 18. Нарисуй схему так, чтобы было понятно: все страны связаны между собой мировым хозяйством. | |||||||||
62 | Мировое сообщество государств | 1 | Комбинированный урок | Взаимосвязь всех людей в обществе | Всеобщая декларация прав человека | Работа в тетрадях, работа в парах, групповая работа | Выполнить одно из заданий рабочей тетради к теме 19. Нарисуй схему так, чтобы было понятно: все страны связаны между собой деятельностью всемирных организаций. | ||||||||||
63 | Что человечество ценит больше всего? | 1 | Комбинированный урок | Взаимосвязь всех людей в обществе | Общечеловеческие ценности | Работа в тетрадях, работа в парах, групповая работа | Выполнить одно из заданий рабочей тетради к теме 20. Нарисуй такую схему, чтобы было понятно, что человечество ценит больше всего. | ||||||||||
64 | Как нам жить? | 1 | Комбинированный урок | Взаимосвязь всех людей в обществе | Глобальные (всеобщие) проблемы | Текущий контроль (устный опрос) | Выполнить одно из заданий рабочей тетради к теме 21. Нарисуй такую схему, из которой было бы понятно, что глобальные проблемы угрожают всему человечеству и что только сообща люди смогут их решить. | ||||||||||
65 | Повторительно-обобщающий урок по курсу «Человек и человечество» | 1 | Урок повторения | Подготовиться к уроку - контролю | |||||||||||||
66 | Контрольная работа № 2 | 1 | Урок контроля и учёта знаний | ||||||||||||||
67 | Проект «Моё человечество» | 1 | Проектный урок. Разработка проекта | ||||||||||||||
68 | Проект «Моё человечество» | 1 | Проектный урок. Защита проекта |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа 2100"
Программа по окружающему миру разработана на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и Фундаментального ядра содержания общего образования с учётом межп...
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа 2100" 2 класс
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа 2100" 2 класс...
Рабочая программа по окружающему миру ОС Школа 2100 3 класс
Данная программа по структуре и по содержанию полностью соответствует требованиям ФГОС ....
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру УМК Школа 2100 3 класс
Программа разработана на основе примерной программы начального образования по окружающему миру, авторской учебной программы "Окружающий мир" А.А. Вахрушева, А.С. Раутиана; в неделю 2 часа, за год 68 ч...
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа 2100" (2 класс)
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа 2100" Авторы: Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. (2 класс)...
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа 2100" (3 класс)
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа 2100" Авторы: А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов (3 класс)...