Рабочая программа по окружающему миру 4 класс ос 2100
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (4 класс) на тему

Козлова Наталья Николаевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_okruzhayushchemu_miru.doc146.5 КБ

Предварительный просмотр:

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Элементы дополнительного содержания

Вид контроля

Домашнее задание

Дата проведения

план

факт

Раздел I. ЧЕЛОВЕК И ЕГО СТРОЕНИЕ

1

Как устроен организм человека

1

Урок изучения нового материала

Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, выделительная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма; правила личной гигиены

Знать:

- об основных органах и системах органов человека, их функциях;

- о болезнях и мерах борьбы с ними, о значении физкультуры.

Уметь:

- объяснять элементарные процессы, проходящие в собственном организме, и применять свои  знания для составления режима дня, правил поведения;

- ухаживать за своим телом;

- составлять правильный режим дня;

- оценивать правильность поведения с точки зрения ведения здорового образа жизни.

Классификация  систем органов по роли в организме, умению ими сознательно управлять

Проверочная работа   № 1

Чтение учебника (тема 1). Задания из рабочей тетради на выбор.

2

Кожа – «пограничник» организма

1

Комбинированный

Кожа (Презентация)

Железы (сальные, потовые), терморегуляция

Работа в тетрадях, работа в парах, групповая работа

Чтение учебника (тема 2). Ответы на вопросы со звёздочкой (по желанию).

3

Как человек двигается

1

Комбинированный

Скелет, позвоночник, кость, сустав, мышца

(Презентация)

Типы соединения костей, сухожилие, строение сустава, виды мышц

Проверочная работа   № 2

Чтение учебника (тема 3). Ответ на вопрос 7. Задание из рабочей тетради на выбор.

4

Путешествие бутерброда

1

Комбинированный

Пищевод, желудок, кишечник

(Презентация)

Переваривание пищи, пищеварительные железы

Работа в тетрадях, работа в парах, групповая работа

Чтение учебника (тема 4). Ответы на вопросы со звёздочкой (по желанию).

5

Усвоение питательных веществ

1

Комбинированный

Органические и питательные вещества

Переваривание пищи

Работа в тетрадях, работа в парах, групповая работа

Чтение учебника (тема 4). Ответить на вопросы со звёздочкой (по желанию). Составить меню своего ужина.

6

Как удаляются ненужные вещества

1

Комбинированный

Почки (Презентация)

Моча

Проверочная работа   № 3

Чтение учебника  (тема 5). Выполнить одно задание (на выбор) из рабочей тетради.

7

Для чего и как мы дышим

1

Комбинированный

Носовая полость, лёгкие

(Презентация)

Гортань, бронхи

Работа в тетрадях, работа в парах, групповая работа

Чтение учебника

(тема 6). Вопросы 5, 6 на с. 31 (на выбор). Задания из рабочей тетради на выбор.

8

Волшебная восьмёрка

1

Комбинированный

Сердце

 (Презентация)

Артерии, вены, капилляры

Текущий

(устный опрос)

Чтение учебника

(тема 7). Вопросы со звёздочкой. Задания из рабочей тетради.

9

Что такое кровь?

1

Комбинированный

Кровь

Кровяная плазма, гемоглобин, красные кровяные клетки, белые кровяные клетки, кровяные пластинки

Проверочная работа

№ 4

Чтение учебника

(тема 8). Вопросы со звёздочкой. Задания из рабочей тетради на выбор.

10

Почему наш организм работает слаженно

1

Комбинированный

Головной мозг, большие полушария, спинной мозг, нервы

(Презентация)

Гормоны, чувствительные клетки, память, мышление

Проверочная работа

№ 5

Чтение учебника

(тема 9). Вопрос 7. Два задания из рабочей тетради на выбор из оставшихся.

11

Окна в окружающий мир

1

Комбинированный

Орган зрения, хрусталик, сетчатка

(Презентация)

Глазное яблоко, роговица, радужная оболочка, зрачок, клетки двух типов – палочки и колбочки

Групповая работа

Чтение учебника

(тема 10). Вопросы на применение нового знания. В рабочей тетради 2 задания на выбор из оставшихся.

12

Многогранный мир чувств

1

Комбинированный

Орган слуха, равновесия, обоняния, вкуса, осязания

(Презентация)

Наружное ухо, ушная раковина, внутреннее ухо, вкусовые сосочки

Проверочная работа

№ 6

Чтение учебника

(тема 11). Подобрать слова, имеющие отношение к разным органам чувств.

13

Родители и дети

1

Комбинированный

Обучение потомства

Вынашивание ребёнка, выкармливание его молоком

Работа в тетрадях, работа в парах, групповая работа

Чтение учебника

(тема 12). Вопросы 4 – 6. Разработать кодекс чести для мужчины и женщины.

14

Отчего мы иногда болеем

1

Комбинированный

Травма, возбудитель, болезни

Невосприимчивость к болезни, прививка, вирусы, иммунитет

Проверочная работа

№ 7

Чтение учебника

(тема 13). Вопросы на применение новых знаний. Два задания на выбор из рабочей тетради.

Раздел II. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА.

15

Наши предки – древесные жители

1

Комбинированный

Признаки животных

(Презентация)

Знать:

- об изготовлении орудий труда и возникновении речи – как об основном отличии человека от животных;

- об основных этапах становления человека и его разума.

Разум, признаки сходства человека и обезьян, долгий период детства

Текущий

(устный опрос)

Чтение учебника

(тема 14). Ответы на творческие вопросы 7, 8. К последнему вопросу сделать рисунок.

16

На заре человечества

1

Комбинированный

Орудия труда, человек разумный

Речевое общение, религия, одомашнивание, мораль, культура

Проверочная работа

 № 8

Чтение учебника

(тема 15). Ответы на творческие вопросы. Выполнение заданий в рабочей тетради

(на выбор).

17

Контрольная работа № 1

1

Контроль и учёт знаний

Раздел III. РУКОТВОРНАЯ ПРИРОДА.

18

Рукотворная жизнь

1

Урок ознакомления с новым материалом

Культурные растения, домашние животные, сорт, порода

Знать:

- о важности воды для жизни живых организмов и человека;

- об основных свойствах льда, воды и пара (как твёрдого тела, жидкости и газа);

- об основных свойствах воздуха (как газа);

- о применении важнейших полезных ископаемых;

- об экологических кризисах на Земле, вызванных деятельностью человека;

- о единственной стратегии выживания человечества - вписывании своего хозяйства в круговорот  веществ биосферы.

Уметь:

- находить противоречия между хозяйством человека и природой и предлагать способы их устранения;

- объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к природе.

Селекция, искусственный отбор

Чтение учебника (тема 16). Найти загадки о диких и домашних животных. Ответить на вопрос «Почему так много разных сортов растений и пород животных?»

19

На службе у человека

1

Комбинированный урок

Сельское хозяйство, земледелие, животноводство

Приусадебное хозяйство, отрасли производства, севооборот, удобрения, ядохимикаты, тепличное хозяйство

Проверочная работа

 № 9

Чтение учебника (тема 17). Задания в рабочей тетради.

20

Покорение силы

1

Комбинированный урок

Рычаг, колесо, наклонная плоскость

Отношение плеча и силы, клин, блок, ворот

Проверочная работа

№ 10

Чтение учебника (тема 18). Ответ на вопрос «Почему мы не знаем изобретателей простых механизмов, но уважаем и помним изобретателей паровоза, парохода, автомобиля, самолёта?»

21

Как человек использует свойства воды

1

Комбинированный урок

Свойства воды - выталкивающая сила, текучесть. несжимаемость, способность растворять вещества

Водопровод, турбина, паровая машина, гидравлический пресс и гидравлический домкрат

Проверочная работа № 11

Чтение учебника (тема 19). Задания из рабочей тетради (два на выбор).

22

Как человек использует свойства воздуха

1

Комбинированный урок

Свойства воздуха – расширяется при нагревании, плохо проводит тепло, имеет малую плотность, обладает упругостью. Состав воздуха: азот, кислород, углекислый газ. Атмосфера.

Выталкивающая сила воздуха

Проверочная работа № 12

Чтение учебника (тема 20). Задание из рабочей тетради.

23

Горные породы и минералы

1

Комбинированный урок

Горные породы, минералы, свойства горных пород (постоянная форма, прочность, твёрдость).

Виды горных пород, цемент, бетон, стекло

Проверочная работа № 13

Читать учебник (тема 21). Выполнить задания в рабочей тетради. Подобрать пословицы, в которых качества горных пород характеризовали бы качества человека.

24

Металлы

1

Комбинированный урок

Свойства металлов (тверды, пластичны, расширяются при нагревании, проводят тепло и электричество)

Руда, виды металлов, сплавы

Проверочная работа № 14

Чтение учебника (тема 22). Два задания на выбор в рабочей тетради.

25

Приручение огня

1

Комбинированный урок

Ископаемое топливо

Двигатель внутреннего сгорания, ракетный двигатель

Проверочная работа № 15

Чтение учебника (тема 23). Два задания на выбор. Вопрос: как попадает тепло в твою квартиру? (Посоветуйся с родителями.)

26

Невидимая сила

1

Комбинированный урок

Электричество, магнетизм

Текущий контроль (устный опрос)

Чтение учебника (тема 24). Задания на выбор из рабочей тетради.

28

Чудо - волны

1

Комбинированный урок

Звук, свет, радиоволны, микроволны

Текущий контроль (устный опрос)

Чтение учебника (тема 25). Задания на выбор из рабочей тетради.

29

Человек проникает в тайны природы

1

Комбинированный урок

Синтетические вещества, искусственный спутник, компьютер, лазер

Текущий контроль (устный опрос)

Чтение учебника (тема 26). Задания на выбор из рабочей тетради. Ответ на вопрос: «Как одни изобретения и открытия науки могут прокладывать путь другим?»

30

Как нам жить?

1

Комбинированный урок

Экологическое хозяйство

Присваивающее хозяйство, производящее хозяйство, экологические катастрофы

Проверочная работа № 16

Чтение учебника (тема 27). Задания на выбор из рабочей тетради.

31

Обобщение по разделу «Рукотворная природа»

1

Урок обобщения и систематизации знаний

32

Контрольная работа №2

1

Контроль и учёт знаний

33

Обобщение по курсу «Человек и природа»

1

Урок обобщения и систематизации знаний

34

Итоговая контрольная работа

1

Контроль и учёт знаний

Раздел IV.  ЧЕЛОВЕК И ЕГО ВНУТРЕННИЙ МИР.

35

Вводный урок «Как работать с учебником»

1

Урок ознакомления с новым материалом

Знать о понятиях и явлениях:

- личность, характер, эмоции, самооценка, общение.

Уметь:

- осознавать проявления тех или иных черт характера,

- отличать черты характера от эмоций;

- узнавать эмоции по их проявлениям,

- оценивать свои эмоциональные состояния.

Прочитать правила работы по учебнику на с.

3 – 5 и объяснить их родителям.

36

Кого можно назвать человеком?

1

Урок ознакомления с новым материалом

Внутренний духовный мир

Врождённые признаки человека, приобретённые в обществе признаки человека

Работа в тетрадях, работа в парах, групповая работа

Чтение учебника (тема 1). Одно задание из рабочей тетради (по выбору). Нарисуй, что ты считаешь настоящим богатством внутреннего мира человека.

37

Посмотри в своё «зеркало»

1

Комбинированный урок

Личность, сознание, воля

Работа в тетрадях, работа в парах, групповая работа

Задание из рабочей тетради. Чтение учебника (тема 2). Нарисуй, какие качества личности ты ценишь в людях больше всего. Отметь, какие из этих качеств есть у тебя.

38

Как понять, что творится у друга на душе?

1

Комбинированный урок

Эмоции положительные и отрицательные

Работа в тетрадях, работа в парах, групповая работа

Задание из рабочей тетради. Нарисуй сказочного героя с выражением какой-нибудь эмоции на лице. Придумай историю, объясняющую появление этой эмоции у героя.

39

Переживания, испытанные временем

1

Комбинированный урок

Чувства

Текущий контроль (устный опрос)

Выполнить одно из заданий рабочей тетради к теме 4. Постарайся зарисовать приятный случай из своей жизни.

40

Как узнать человека?

1

Комбинированный урок

Характер

Работа в тетрадях, работа в парах, групповая работа

Выполнить одно из заданий рабочей тетради к теме 5. Нарисуй сказочного героя в такой момент, когда он совершает какой-то поступок.

Раздел V. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО.

41

Что такое общество?

1

Комбинированный урок

Общество

Знать о следующих понятиях и явлениях:

- общество, мораль, право, собственность.

Уметь:

- соотносить свои поступки с нормами поведения;

- различать социальные общности внутри современного человечества.

Конфликт

Проверочная работа к разделу «Человек и его внутренний мир»

Выполнить одно из заданий рабочей тетради к теме 6. Придумай и нарисуй эмблему какого-нибудь общества.

42

Как жить в мире людей?

1

Комбинированный урок

Совесть, мораль, право

Текущий контроль (устный опрос)

Выполнить одно из заданий рабочей тетради к теме 7. Придумайте и разыграйте с друзьями сценку, в которой покажите нарушение правил поведения человека в обществе.

43

Моё общество

1

Комбинированный урок

Общественные группы, человечество

Текущий контроль (устный опрос)

Выполнить одно из заданий рабочей тетради к теме 8. Нарисуй, с помощью чего все люди планеты могут общаться между собой. Придумай какое-нибудь новое средство связи для человечества.

44

Права человека в обществе

1

Комбинированный урок

Права человека

Текущий контроль (устный опрос)

Выполнить одно из заданий рабочей тетради к теме 9. Нарисуй круг своих обязанностей перед родителями, перед обществом.

45

Повторительно-обобщающий урок к разделу «Человек в мире людей»

1

Урок повторения и систематизации знаний

Подготовиться к уроку-контролю.

46

Контрольная работа № 1

1

Урок контроля и учёта знаний

Раздел VI. ЧЕЛОВЕК И ИСТОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.

47

Вводный урок. Эпохи всемирной истории

1

Урок ознакомления с новым материалом

Знать:

- эпохи всемирной истории: Первобытный мир, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время;

-цивилизация и цивилизации.

Уметь:

- по отдельным признакам отличать разные эпохи всемирной истории человечества;

- ориентироваться в историческом времени (соотносить год с веком, определять последовательность событий).

Выполнить одно из заданий рабочей тетради к теме «Человек и прошлое человечества».

48 -49

Первобытный мир – «первые шаги» человечества

2

Комбинированный урок

Эпоха, первобытный мир

Работа в тетрадях, работа в парах, групповая работа

Выполнить одно из заданий рабочей тетради к теме 10. Изобрази на рисунке достижения общечеловеческой культуры в эпоху Первобытного мира.

50 - 51

Древний мир – рождение первых цивилизаций

2

Комбинированный урок

Эпоха древнего мира

Цивилизация

Работа в тетрадях, работа в парах, групповая работа

Выполнить одно из заданий рабочей тетради к теме 11. Изобрази на рисунке достижения общечеловеческой культуры в эпоху Древнего мира.

52 - 53

Эпоха Средних веков – между древностью и новым временем

2

Комбинированный урок

Эпоха средних веков

Работа в тетрадях, работа в парах, групповая работа

Выполнить одно из заданий рабочей тетради к теме 12. Изобрази на рисунке достижения общечеловеческой культуры в эпоху Средних веков.

54 - 55

Новое время – торжество Европы

2

Комбинированный урок

Новое время

Работа в тетрадях, работа в парах, групповая работа

Выполнить одно из заданий рабочей тетради к теме 13. Изобрази на рисунке достижения общечеловеческой культуры в эпоху Нового времени.

56 - 57

Новейшее время – трудный шаг к единому человечеству

(Использование Интернет-ресурсов.Техника Новейшего времени)

2

Комбинированный урок

Эпоха Новейшего времени

Презентация « Новейшее время»

ООН

Работа в тетрадях, работа в парах, групповая работа

Выполнить одно из заданий рабочей тетради к теме 14. Нарисуй плакат, призывающий людей к миру на всей планете.

Раздел VII. ЧЕЛОВЕК И МНОГОЛИКОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО.

58

Короли, президенты и граждане

1

Комбинированный урок

Права человека

Презентация « Короли, президенты и граждане»

Знать:

- расы, национальность;

- монархия;

- республика;

-религии мира;

-атеизм.

Право человека на участие в управлении своим государством, свобода слова

Проверочная работа к разделу «Человек и прошлое человечества»

Выполнить одно из заданий рабочей тетради к теме 15. Придумай, как в виде схемы можно изобразить демократию и диктатуру.

59

Расы и народы Земли

(Использование Интернет-ресурсов.Негроидная раса,монголоидная раса, европеоидная раса)

1

Комбинированный урок

Раса, национальность

Презентация « Расы и народы»

Равенство людей независимо от рас и национальностей

Текущий контроль (устный опрос)

Выполнить одно из заданий рабочей тетради к теме 16. Нарисуй плакат, изображающий дружбу разных рас и народов Земли. Нарисуй национальный костюм того народа, к которому ты себя относишь.

60

Кто во что верит

(Использование Интернет-ресурсов.Джордано Бруно.Патриарх Тихон)

1

Комбинированный урок

Верующие, атеисты, права человека

Презентация «Религии мира»

Свобода совести, религии мира

Текущий контроль (устный опрос)

Выполнить одно из заданий рабочей тетради к теме 17. Нарисуй плакат, призывающий людей к уважению чужой веры, других взглядов на мир.

Раздел VIII. ЧЕЛОВЕК И ЕДИНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО.

61

Мировое хозяйство

1

Комбинированный урок

Взаимосвязь всех людей в обществе

Презентация «Мировое хозяйство»

Знать:

- конфликты;

- мировые войны;

- ООН;

- общечеловеческие ценности;

- основные права человека, глобальные проблемы современности.

Уметь:

- ориентироваться в основных проблемах современного мира

Труд, деньги, собственность

Работа в тетрадях, работа в парах, групповая работа

Выполнить одно из заданий рабочей тетради к теме 18. Нарисуй схему так, чтобы было понятно: все страны связаны между собой мировым хозяйством.

62

Мировое сообщество государств

1

Комбинированный урок

Взаимосвязь всех людей в обществе

Всеобщая декларация прав человека

Работа в тетрадях, работа в парах, групповая работа

Выполнить одно из заданий рабочей тетради к теме 19. Нарисуй схему так, чтобы было понятно: все страны связаны между собой деятельностью всемирных организаций.

63

Что человечество ценит больше всего?

1

Комбинированный урок

Взаимосвязь всех людей в обществе

Общечеловеческие ценности

Работа в тетрадях, работа в парах, групповая работа

Выполнить одно из заданий рабочей тетради к теме 20. Нарисуй такую схему, чтобы было понятно, что человечество ценит больше всего.

64

Как нам жить?

1

Комбинированный урок

Взаимосвязь всех людей в обществе

Глобальные (всеобщие) проблемы

Текущий контроль (устный опрос)

Выполнить одно из заданий рабочей тетради к теме 21. Нарисуй такую схему, из которой было бы понятно, что глобальные проблемы угрожают всему человечеству и что только сообща люди смогут их решить.

65

Повторительно-обобщающий урок по курсу «Человек и человечество»

1

Урок повторения

Подготовиться к уроку - контролю

66

Контрольная работа № 2

1

Урок контроля и учёта знаний

67

Проект «Моё человечество»

1

Проектный урок. Разработка проекта

68

Проект «Моё человечество»

1

Проектный урок. Защита проекта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа 2100"

Программа по окружающему миру разработана на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и Фундаментального ядра содержания общего образования с учётом межп...

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа 2100" 2 класс

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа 2100" 2 класс...

Рабочая программа по окружающему миру ОС Школа 2100 3 класс

Данная  программа по структуре и по содержанию полностью соответствует требованиям ФГОС ....

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК Школа 2100 3 класс

Программа разработана на основе примерной программы начального образования по окружающему миру, авторской учебной программы "Окружающий мир" А.А. Вахрушева, А.С. Раутиана; в неделю 2 часа, за год 68 ч...

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа 2100" (2 класс)

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа 2100"  Авторы: Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. (2 класс)...

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа 2100" (3 класс)

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа 2100" Авторы: А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов (3 класс)...