Конспект урока окружающего мира во 2 классе по теме: "Насекомые"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Новомичуринская средняя общеобразовательная школа №3»
Пронского района Рязанской области
Урок окружающего мира во 2 классе
УМК «Перспектива»
Подготовила
учитель начальных классов
Степанова Наталья Сергеевна
2014 г.
Тема: Насекомые
Тип урока: ОНЗ
Основные цели:
1)сформировать представление о существенном свойстве насекомых;
2)сформировать умение определять животных, относящихся к насекомым;
3)тренировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение, классификация
Демонстрационный материал:1)картинки с животными, птицами,бабочками;2)эталоны по понятию «животные» и признаками животных; 3)опорный сигнал по понятию «насекомые».
Раздаточный материал: 1)карточка с заданием для пробного действия
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Мотивация к учебной деятельности.
Учитель включает музыку «Шум природы». По звукам музыки ребята должны догадаться, какой гость придёт на урок.
-Кто пришёл к нам на урок? (Мыслик)
-Напомните, кто такой Мыслик? (Это житель природы, который изучает виды животных)
-Какое у вас настроение, когда вы встречаетесь с Мысликом?
-Кто догадался, чему будет посвящён наш урок? (Мы будем изучать новую группу животных.)
-Посмотрите на доску. Назовите шаги учебной деятельности, которые вы должны будете обязательно выполнить.
Один из учащихся называет шаги.
-Пожелайте друг другу удачи! В путь!
-С чего вы начнете работу? (С повторения необходимых знаний)
3.Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
- Проверка домашнего задания на карточке «Допиши».
1.Грибы-это…..
2.Подземная часть гриба-….
3.Надземные части гриба-…..
4.Запишите вид гриба. Нижняя часть шляпки в виде губки с дырочками- _______________________________________
5. Запишите вид гриба. Нижняя часть шляпки в виде пластинок- _______________________________________
6.Ложный опёнок, бледная поганка-это……
7.Какими грибами лечатся лоси?
- Отгадывание загадок
-Мыслик приготовил для вас загадки
Учитель читает загадки, дети отгадывают. Все версии ответов согласовываются. Затем учитель открывает на доске картинку с отгадкой.
- У зверя уши слишком отросли,
А хвост, как шарик, не мешает бегу.
Бывает летом он под цвет земли,
Ну а зимой подобен снегу. (заяц)
- Кто в берете ярко-красном,
В чёрной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Все стучит, стучит, стучит! (дятел)
- Клохчет, квохчет,
Детей созывает,
Под крыло собирает! (курица)
- Не птичка, а с крыльями:
Над цветами летает,
Нектар собирает. (бабочка)
- К своим ласкается,
На чужих ругается.
У своего теремочка
Сидит на цепочке. (собака)
- Птичка- невиличка,
Воробью сестричка:
Сама мелковата,
Животиком желтовата. (синица)
-Посмотрите на доску и скажите, что изображено на экране? (Животные)
-Что вы уже знаете о животных? (Животных можно объединять в разные группы)
-Что нужно сделать, чтобы определить животных в группу? (Нужно выбрать признак)
-Какие бывают признаки? (строение тела, чем питаются, чем покрыто тело и другие)
-Разбейте животных на группы.
-Какие группы вы выделили? (Группу зверей и группу птиц)
Учащиеся могут назвать группу насекомых. В этом случае учитель не акцентирует внимание на ней.
-Каких животных вы отнесли к группе зверей? (Собаку и зайца)
-Назовите существенный признак этой группы. (Звери кормят своих детёнышей молоком)
Вывешивается на доску эталон «Звери»
ЗВЕРИ
-Каких животных вы отнесли к группе птиц? (Дятла, синицу и курицу)
-Назовите существенный признак этой группы. (Перья)
Вывешивается эталон «Птицы»
ПТИЦЫ
-К какой группе вы отнесли бабочку? (К группе насекомых)
-Каких ещё насекомых вы знаете? (Стрекоза, муравьи и т.д.)
-Кто догадался о ком мы будем говорить на уроке? (О насекомых)
-Как будет называться тема урока? (Насекомые)
-Что вы сейчас повторили? (Признаки деления животных на группы, существенные признаки зверей и птиц)
-Какое задание я вам предложу? (Задание в котором будет что-то новое)
Карточки для пробного действия раздаются учащимся.
-Перед вами животные. Назовите их. (Муха, божья коровка, паук, комар)
-Вам нужно выбрать только тех животных, которые относятся к насекомым.
-Что нового в этом задании? (Мы не выбирали животных, которые относятся к насекомым)
-Выполните это задание.
-Итак, посмотрим , что у вас получилось. У кого нет ответа?
-Что вы можете сказать? (У нас возникло затруднение, мы не смогли выбрать группу животных, которые относятся к насекомым).
-Кто выполнил задание?
Несколько учащихся озвучивают свои результаты.
-Обоснуйте свои ответы. Каким эталоном вы пользовались?
-Какое у вас затруднение? (Мы не можем обосновать ответы, предъявить эталон)
-Какой следующий шаг? (Разобраться в чём затруднение)
4.Выявление места и причины затруднения.
-Какое задание выполняли? (Мы должны найти животных, которые относятся к группе насекомых)
-Вспомните, что помогло правильно определить, какие животные относятся к группе птиц, а какие- к группе зверей? (Существенный признак каждой группы)
-Почему же возникло затруднение при выполнении пробного задания?(Мы не знаем существенный признак насекомых)
5.Построение проекта выхода из затруднения.
-Какую цель вы перед собой ставите? (Узнать существенный признак насекомых)
-Вспомните, что мы повторили в начале урока? (Мы повторили признаки, по которым животные могут делиться на группы)
-Как вам могут помочь известные эталоны? (Мы можем выбрать тот признак, который нам подойдёт)
-Выберите.
Учащиеся в затруднительном положении.
-В этой ситуации поможет нам Мыслик. Он знает, какой существенный признак насекомых.
6.Реализация построенного проекта.
- Мыслик предлагает сравнить количество лапок у каждого насекомого. Выделить общий признак, убедиться в том, что этого признака нет у животного, которое не относится к насекомым.
Я предлагаю выполнить план в парах. Вспомните правила работы в парах.
План:
1.Сравнить
2.Указать признаки
3.Выделить существенный признак
-Что вы можете сказать? (У божьей коровки, мухи, комара- 6 лапок, а у паука-8 лапок)
Учитель правильно располагает картинки.
-Какой же признак подходит? (Количество лапок)
-Назовите насекомых.(Муха, божья коровка, комар)
-Какое животное к ним не относится? (Паук)
-Что можем теперь сделать? (Составить эталон)
Учащиеся предлагают свои эталоны. Учитель организует согласование эталонов.
НАСЕКОМЫЕ
6 лапок
-Как можно проверить свои выводы? (Нужно посмотреть в учебнике)
-Какой вывод вы можете сделать? (Мы открыли всё правильно)
-Вы преодолели затруднение? (Да)
7. Первичное закрепление знаний
Работа по СD диску.
8.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Рабочая тетрадь с.55 №3
-Проверьте
Учитель открывает на доске образец.
-У кого есть ошибки? В чём они?
-Сделайте вывод. (Нам необходимо тренироваться в определении общих признаков у насекомых)
-Где вы можете это сделать? (При выполнении домашнего задания)
-У кого нет ошибок? Сделайте вывод. (Мы хорошо усвоили новую тему)
9.Включение в систему знаний
Учебник с.92 «Удивительные превращения»
10.Рефлексия
-Как называлась тема урока?
-Какую цель вы ставили перед собой? («открыть» существенный признак у насекомых)
-Достигли ли вы цели?
-Кому удалось сделать открытие самому?
-Оцените свою работу на уроке. Мыслик принёс вам бабочек.
-Прикрепите бабочку к зелёному цветку, если удалось сделать открытие самому, затруднений не возникло. К жёлтому цветку- если вы сделали открытие с помощью работы класса. К красному цветку- если вам не удалось сделать открытие, вы не добыли новое знание.
Учитель проводит рефлексию оценивания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по окружающему миру 1 класс по теме "Насекомые"
В презентации представлен иллюстративный материал насекомых, позволяющий детям понять отличие насекомых от других животных....
Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"
Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...
конспект урока окружающего мира 1 класс по теме "Насекомые,птицы, рыбы, звери"
Урок окружающего мира в 1 классе по программе "планета знаний"...
урок познания мира 1 класс по теме "Насекомые"
разработка урока по познанию мира в 1 классе по теме "Насекомые"...
План-конспект урока окружающего мира 2 класс УМК «Перспектива». Учебник «Окружающий мир» Авторы: А.А.Плешаков, М.Ю. Новицкая. Тема: «Старинная женская работа»
Тема урока: «Старинная женская работа» ...
Конспект урока окружающего мира 1 класс. Тема: "Насекомые и их отличительные признаки". Система «Д.Б.Эльконина–В.В.Давыдова»
Конспект урока окружающего мира 1 класс. Тема: "Насекомые и их отличительные признаки". «Система Д.Б.Эльконина–В.В.Давыдова»...
Презентация к уроку по окружающему миру (2 класс) на тему "Насекомые"
Презентация по окружающему миру для 2 класса по программе ПНШ...