конспект урока по окружающему миру 1 класс
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Захарченко Ирина Валериевна

                         Пояснительная записка

 

Тема «Времена года» является одной из самых интересных в начальной школе. Познавательные материалы по окружающему миру охватывают ряд наиболее важных тем об окружающей нас природе: её разнообразии, изменчивости, красоты и неповторимости.

 

Чтобы вызвать интерес у учащихся к изучению данной темы, было предложено учащимся создать творческие проекты, где дети на основе своих исследований, наблюдений, подбора информации из литературных произведений, создавали рисунки, поделки, учились выделять признаки времени года, находить и пояснять народные приметы своих предков, подбирать загадки по выбранной теме и т.п.

Полученные знания пригодятся нашим детям на протяжении всей своей жизни.

 

Область применения.

Урок по окружающему миру «Времена года» рассчитан на учащихся 1 классов.

Цели:

  1. Познавательные:

- учить детей распознавать времена года по их описанию, по отдельным признакам

- учить воспринимать мир живым и одушевлённым, ощущать его красоту и беззащитность

 

  1. Воспитательные:

- воспитывать любовь,  уважение  и бережное

отношение к природе

- прививать уважение к труду, ценить труд взрослых

- умение работать в творческой группе

- добросовестное отношение к своему творческому заданию

 

  1. Развивающие:

- развивать речь, мышление, умение анализировать, находить следственные связи

- развивать познавательный и эстетический опыт, художественный вкус

- развивать основы исследовательской деятельности, творческого воображения

- формировать коммуникативные навыки

 

 

Методический паспорт:

- по содержанию – межпредметный  (окружающий мир, москвоведение, ОБЖ, литературное чтение, изобразительное искусство, художественный труд)

- по уровню усвоения учебного материала – итоговый проект

- по форме организации – групповой  (4 творческие группы)

- по срокам выполнения – I, II, III четверти года

 

 

 

 

Образовательные результаты, которые будут достигнуты учащимися:

 - На данном уроке дети закрепляют знания о временах года. Вспоминают месяцы, относящиеся к каждому периоду. Рассказывают о видах деятельности наших предков в разные периоды года  (на примере древних славян)

Доказывают свою точку зрения о правильности выбора ответа.

В конце урока в виде теста проверяются знания детей о временах года и их признаках.

 

Формы и методы реализации

Подготовка к проведению данного урока проходит в системе уроков по окружающему миру. За основу при разработке урока использован метод проектной деятельности учащихся. Для данного урока была подготовлена электронная презентация, которая объединяет фотоматериалы, репродукции, музыкальные произведения, что в целом помогает созданию зрительного образа.

Данный урок проводится в школьном этнографическом музее «Русская старина», так как на уроке затрагивается тема «Чем занимались наши предки в разные периоды времени года?»

 

Оборудование:

 

-ТСО (ПК, ТВ, DVD),

- рисунки учащихся

- творческие поделки

- накопительный материал по теме группы (сбор информации по теме проекта)

- рабочие листы учащихся для заполнения таблицы

- ветки деревьев (элементы наблюдений)

- макеты овощей, фруктов

- картины художников (репродукции)

- выставка книг

- словарные слова (доска)

 

 Источники:

«Современные образовательные технологии в преподавании предметов социально-гуманитарного цикла». Тюляева Е.И (Москва «Русское слово», 2007)

«Новое в преподавание в школе. Информационные технологии на уроках в начальной школе». О.В. Рыбъякова. (Издательство «Учитель»)

Сборник «Четыре времени года». В.Г. Ермолаева

Энциклопедия «Русская история»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_okruzhayushchemu_miru_1_klass.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

                 Урок-путешествие «Времена года»

Тип урока: Повторение и обобщение знаний о временах года.

Тема урока: Времена года

Цели:

  1. Познавательные:

- учить детей распознавать времена года по их описанию, по отдельным признакам

- учить воспринимать мир живым и одушевлённым, ощущать его красоту и беззащитность

  1. Воспитательные:

- воспитывать любовь,  уважение  и бережное

отношение к природе

- прививать уважение к труду, ценить труд взрослых

- умение работать в творческой группе

- добросовестное отношение к своему творческому заданию

  1. Развивающие:

- развивать речь, мышление, умение анализировать, находить следственные связи

- развивать познавательный и эстетический опыт, художественный вкус

- развивать основы исследовательской деятельности, творческого воображения

- формировать коммуникативные навыки

Методический паспорт:

- по содержанию – межпредметный  (окружающий мир, москвоведение, ОБЖ, литературное чтение, изобразительное искусство, художественный труд)

- по уровню усвоения учебного материала – итоговый проект

- по форме организации – групповой  (4 творческие группы)

- по срокам выполнения – I, II, III четверти года

Этапы

урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

1.Организационный момент

2. Подготовительный этап

3. Творческий отчёт групп (анализ художественных произведений, выводы о наблюдениях)

4. Физкультурная минутка

Игра «Зимние забавы»

Словарная работа:

Урожай, рожь, овёс, ячмень, орудия труда, страда, сенокос

5. Подведение итогов

Резерв: отгадывание загадок  

Слайд 1

Озвучивается цель урока.

Ребята, у нас с вами сегодня необычный урок. Этот урок проходит в нашем школьном музее, который помогает нам узнавать много нового и интересного. Сегодня мы работаем в творческих группах, и нам предстоит путешествие в разные периоды времени года.

Мы должны показать, какие наработки по этой теме у нас появились. Рассказать о своих исследованиях, наблюдениях.

И что немаловажно, коснуться об основных видах деятельности наших предков в разное время года.

Слайд 2

1)  Зачитывается стихотворение

«Времена года»  (учебник стр. 66-67)

2) Краткий анализ стихотворения

3) С какими временами года познакомились?

Слайд 3

- Давайте рассмотрим основные признаки осени на основе известных стихотворений, пословиц и загадок

Как называют таких птиц, которые осенью покидают родные места?

Слайд 4

Каких перелётных птиц вы знаете?

Какие птицы зимуют с нами?

Какую помощь может оказать человек зимующим птицам?

   

С какими осенними приметами познакомились?

   

 

Расскажите, пожалуйста, о своих наблюдениях за осенней веткой.

  Слайд 5, 6

А теперь, давайте, перечислим, какие работы приходилось выполнять осенью нашим предкам

Продолжите, пожалуйста, стихотворение:

« Вот север тучи нагоняя,

 Дохнул, завыл и вот сама

 Идёт…………………»

Кто автор данного стихотворения?

Какие признаки зимы перечислены?

Какие ещё стихотворения о зиме подготовили?

Слайд 7

Расскажите, а что стало зимой с нашей веткой.

Чем могли заниматься люди в сельской местности зимой?

А какие были у детей зимние забавы?

Слайд 8

Какие меры предосторожности надо соблюдать людям зимой?

(ОБЖ)

Послушайте внимательно загадки и дайте правильный ответ.

А какие зимние приметы вы можете назвать?

Просмотрите,

пожалуйста, видеофрагмент о нашей природе и прокомментируйте, какое это время года.

 Что произошло с нашей веткой с наступлением весны?

Слайд 9

Какие стихотворения знаете о весне?

Наши предки на основе своих наблюдений оставили много примет. Расскажите, с чем вы познакомились.

Слайд 10

Какую работу приходилось выполнять весной?

Слайд 11

Отгадайте загадку и   определите время года.

…Жаркий, знойный, душный день.

  Даже куры ищут тень.

 Началась косьба хлебов,

 Время ягод и грибов.

 Дни его вершина лета.

 Что, скажи, за месяц это?

Слайд 12

Расскажите, что такое страда, сенокос

В каких картинах известных художников можно наблюдать эти виды деятельности?

Что в основном выращивали?

Слайд 13

Какие пословицы о хлебе знаете?

Как  надо относиться к хлебу?

Как по традициям славян встречают гостей?

Слайд 14

Группы приветствуют гостей и занимают свои места.

Учащиеся следят по учебнику за чтением учителя.

Учащиеся перечисляют: зима, весна, лето, осень

Учащиеся из группы «Осень» зачитывают отрывки стихотворений об осени. Называют осенние признаки (например: похолодание, отлёт птиц, листопад…)  

Приводят примеры известных картин (например «Осень» Левитан-репродукция)

Перелётные  (ласточки, стрижи, журавли, утки…)

Например: голуби, воробьи, вороны. Прилетают снегири, синицы…

Забота, корм.

Учащиеся по выполненным рисункам раскрывают смысл народных примет (2-3 человека)

«Если в лесу много рябины, то осень будет дождливая, мало - суха».

(осенний рисунок с изображением рябины)

«Поздний листопад – к суровой и продолжительной зиме

Краткий рассказ учащихся о деятельности славян осенью.

А.С. Пушкин

Учащиеся из группы «Зима» рассказывают наизусть отрывки стихотворений.

Рассказ о наблюдении за веткой.

Краткий рассказ о деятельности людей зимой.

Опасность на водоёмах, гололёд, обморожение…

 «Бел как мел,

 С неба прилетел.

 Зиму пролежал,

 В землю убежал». Снег.

Учащиеся по выполненным рисункам раскрывают смысл народных примет.

…Зима снежная – лето дождливое.

…Ягоды в изобилии – к холодной зиме.

Учащиеся из группы «Весна» рассказывают отрывки стихотворений наизусть.

Учащиеся по выполненным рисункам раскрывают смысл пословиц о весне.

… Журавлиный клин в небе – предвестник весны.

…Много майских жуков – к засухе

Краткий рассказ о деятельности людей весной.

Учащиеся из группы «Лето» делают анализ художественных произведений.

Рисунки учащихся

«Хлеб - всему голова»

Хлеб, соль

Письменное выполнение заданий в рабочих листах

1 мин.

1мин.

1мин.

3мин.

1 мин.

 

2 мин.

2 мин.

2 мин.

2 мин.

1 мин.

2 мин.

1 мин

2 мин.

2 мин.

1 мин.

1 мин.

1 мин.

2 мин.

1 мин.

2 мин.

2 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"

Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Страны мира" 2 класс.

Цель: «Введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию».Задачи: - достижение личностных результатов 1) формиров...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"

Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям  ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"

На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....

Конспект урока по окружающему миру на тему:"Опасные места"3 класс(конспект+презентация)

Конспект урока по окружающему миру на тему:"Опасные места"3 класс(конспект+презентация)...

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"...