Викторина "ИЗ ЖИЗНИ ДРЕВНИХ СЛАВЯН"
план-конспект занятия по окружающему миру (3 класс) по теме

Используется для обобщения знаний по теме "Жизнь древних славян"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina_slavyane.docx40.09 КБ

Предварительный просмотр:

ВИКТОРИНА

«ИЗ ЖИЗНИ ДРЕВНИХ СЛАВЯН»

(заключительная  часть проекта)

Цель:

развитие интереса к историческому прошлому России, обычаям и традициям славян.

Задачи:

  • углубить знания об обычаях, традициях, хозяйственной жизни, культуре и религии древних славян.
  • реализация на практике основных принципов личностно-ориентированного подхода к обучению;
  • создание благоприятных условий для выявления знаний и умений учащихся в нестандартных игровых ситуациях.

Планируемые  результаты:

Предметные

знать  занятия восточных славян и их верования

Метапредметные

познавательные УУД:

понимать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица);

перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий;

выдвигать гипотезы, определять способы решения проблем; формулировать выводы из изученного материала.

коммуникативные УУД:

донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы.

регулятивные УУД:

понимать, самостоятельно формулировать и сохранять целевые установки занятия;

планировать собственную  учебную деятельность;  осуществлять самопроверку и оценку своих достижений;

быстро реагировать на изменения учебной обстановки и заданий.

Личностные

Проявлять мотивацию к изучению нового учебного материала;

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

уважать  и испытывать чувство гордости за достижения предков.

Предварительная работа: формируется 5 команд от третьих классов по 6 человек. Каждая команда участница должна выбрать для себя название (одно из восточнославянских племён) и придумать приветствие.

ХОД  ВИКТОРИНЫ:

Ведущий 1:

Слава нашей стороне!
Слава нашей старине!
А преданья старины
Забывать мы не должны!
(Н. Кончаловская)

Ведущий 2:

Не за тридевять земель
Куда нам не долететь,
А на русской стороне,
В средней нашей полосе, 
Предки наши мирно жили,
Мирно жили, не тужили.

Учитель: 

Наша викторина посвящена представлениям древних славян о родной природе и знаниям о наших далёких предках. Мы будем говорить о плодах земли русской, о травах, птицах, животных и о многом другом.

А сейчас давайте проведём жеребьёвку (капитаны вытягивают жребии).

Визитная карточка. Команды представляются (название, речёвка).

КОНКУРС 1

БОГИ ДРЕВНИХ СЛАВЯН

Ведущий: Как на море-океане, на острове Буяне стоит древо вековое, а листочки на нём золочёные, его ветви оплели небо синее с красным солнышком да ясным месяцем. А у древа того корни крепкие, держат корни те Землю-матушку. Это дерево не подломится, никогда оно не преломится. Стерегут его духи древние.

вопрос

ответ

баллы

1

А один из них судьбы ведает, и людские судьбы, и божии.

Божество судьбы - Род

2

А другой из них освещает мир, выезжает он на лихом коне в небеса чистые лазоревые, ему девицы две улыбаются, а те девицы хороши весьма, и стоят они по краям земли, на востоке её да на западе.

бог света - Сварог

3

Третий древний дух грозен был и силён, в руках палицы преогромные, как ударит ими в тучу чёрную, загремит вокруг, загудит земля, полыхнёт с небес алым пламенем.

бог грома Перун,

4

Есть четвёртый дух, тот хитёр, богат, обернётся он добрым молодцем, примет облик он зверя лютого, превратится в змея чёрного, и ему купцы поклоняются.

бог богатства - Велес

5

Пятый дух распрострёт крыла, и поднимет вмиг волны вольные, поплывут вперёд струги лёгкие

бог ветра - Стрибог

6

И средь духов тех души умерших, помогают они при рождении,  человека вводят в  этот мир, охраняют его на земном пути.

духи умерших - рожаницы,

7

Ходит с духами молода жена, куда ступит ногой, там цветы цветут, помогает она девам пряжу прясть, и для той жены в дар кладут кудель.

молода жена - Мокошь

Как тех духов звать, как их величать – вы о том сами думайте, в помощь вам даны тут подсказочки: Велес, Перун, Макошь, Сварог, рожаницы, зоряницы, Стрибог, Род. 

КОНКУРС 2

ПТИЦА - НЕБЫЛИЦА

Ведущий: Жар-птица- воплощение лучезарного бога солнце! Образ этой птицы был создан фантазией древнего человека и сохранился в русских волшебных сказках как идеал небесной красоты и счастья. Прообразом прекрасной птицы была природа, окружавшая человека. Этот конкурс мы посвящаем разгадыванию поэтических образов птиц, обитавших и до сих пор обитающих в наших лесах. Я думаю, что многих из них мы прекрасно знаем. Нам предстоит угадать их в мифологических описаниях славян.

Команды отвечают по очереди. За каждый правильный ответ-балл. На размышление даётся 30 секунд. Если ни одна из команд не может дать правильного ответа, к игре приглашаются болельщики, которые также могут заработать бал за правильный ответ.

вопрос

ответ

баллы

1

Она считалась у славян вещей птицей, посвящалась богине весны и предсказывала начало гроз и дождей.

Кукушка

2

 Эта птица жила до трёхсот лет и единственная из всех могла приносить живую и мёртвую воду.

Ворон

3

В крестьянском быту она почиталась символом небесного огня и одновременно оберегом от него. Её изображение и сейчас встречается на крышах домов.

Петух

4

Загадочная птица, любительница ночной жизни. Народная молва нарекла её сторожем кладов и самой мудрой из земных птиц

Сова

5

С древности эта птица стала символом гордости, могущества и вольности. Мифы рассказывают, что главный бог славян, Перун, появился на земле в облике этой птицы.

Орёл

Жюри подводит итоги 1 конкурса.

КОНКУРС 3

ЧУДО – ЗВЕРЬ

Ведущий: Не менее богат и разнообразен в славянских преданиях мир зверей. Главой и владыкой звериного царства считался Индрик-зверь. Много у него было поданных. Обладали они чудесными свойствами. Но были и такие, которые действительно жили и сейчас живут в наших лесах. Вот этим зверям мы и посвятим вопросы конкурса «Чудо-зверь». Команды отвечают по очереди, и за каждый правильный ответ в их активе появляются очки, как в предыдущем конкурсе.

вопрос

ответ

баллы

1

По народным поверьям, он олицетворение темноты. В него мог оборачиваться главный славянский бог Перун, когда хотел появиться на земле. Этот зверь умел говорить человеческим голосом, был наделён мудростью и действовал во многих русских сказках.

Волк

2

По преданиям, это человек, превращённый злым колдуном в дикого зверя. Он сам на человека никогда не нападёт, умеет ходить на задних лапах. В его облике может появляться на земле один из главных славянских богов- Велес.

Медведь

3

Это животное выступает спутником колдунов или колдуний, однако он очень любим русским народом. По славянским поверьям, это очень смышленое животное. С ним связано множество примет и пословиц

Кот, кошка

4

Об этом своём верном друге наш народ сложил много крылатых выражений, примет, пословиц, загадок. Он одной породы с волком, но с давних пор- его лютый враг.

Пес, собака

5

5.В древние времена, когда обожествлялись силы природы, тёмная сила выезжала на этом животном чёрного цвета, а боги света и тепла ездили на таком животном белой масти. Поэтическое народное слово именует его «крыльями человека».

Конь

Жюри подводит итоги 2 конкурса.

КОНКУРС 4

СЛАВЯНСКИЙ МЕСЯЦ

Ведущий: Славяне , как и многие другие народы, ещё в глубокой древности научились измерять время и выработали свою систему счёта. У них был календарный год, который делился на месяцы, и у каждого месяца было своё поэтическое название, часто даже не одно. Наш очередной конкурс будет посвящён знанию древнерусского календаря. Конкурс будет проходить так: я называю месяц так, как его называли наши предки, а вы называете месяц по григорианскому календарю, т.е. так, как мы привыкли.

вопрос

ответ

баллы

1

Просинец, зимец

Январь

2

Изок, липень

Июнь

3

Студень, волчий

Декабрь

4

Березозол, цветень

Апрель

5

Хмурень, ревун

Сентябрь

6

Протальник, свистун

Март

7

Полузимник, грудень

Ноябрь

8

Снежень, лютый

Февраль

9

Травень, росенник

Май

10

 Грязник, листопадник

Октябрь

11

Серпень, зорничник

Август

12

Страдник, волчий

Июль

Жюри подводит итоги 3 конкурса

КОНКУРС 5

ТОЛМАЧИ ИЛИ ЗНАТОКИ СТАРИННЫХ СЛОВ

Ведущий: Я буду называть слово, а вы должны дать его определение, то есть объяснить значение слова.

вопрос

ответ

баллы

1

Тризна-

пир в память умершего

2

Чело-

лоб

3

Сеча-

битва с врагом

4

Недуг-

болезнь

5

Волхв-

служитель богов, языческий жрец

Жюри подводит итоги 4 конкурса .

КОНКУРС 6

КОНКУРС КАПИТАНОВ

Ведущий: Сейчас от каждой команды потребуются капитаны. Каждому капитану --вопрос, если затрудняется ответить,то вопрос переходит к другому капитану.

вопрос

ответ

баллы

1

Кто из языческих богов, разгневавшись, метал на землю молнии?

Перун

2

Назовите столицу былинной Руси.

Стольный Киев град

3

.Кто из славянских богов отвечал за дождь?

Дажь-бог

4

Кто входил в богатырскую заставу?

Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович

5

Сколько времени длится богатырский сон?

Три дня и три ночи

Учитель : На этом мы заканчиваем нашу викторину. Уважаемое жюри подводит итоги шести конкурсов.

Наш век пройдёт. Откроются архивы, 
И всё, что было скрыто до сих пор, 
Все тайные истории извивы 
Покажут миру славу и позор. 

Богов иных тогда померкнут лики, 
И обнажится всякая беда, 
Но то, что было истинно великим, 
Останется великим навсегда.

Н. Тихонов

Награждаются команды.

Государственное бюджетное образовательное учреждение

лицей №533 «Образовательный комплекс «Малая Охта»

Разработка внеклассного мероприятия

ВИКТОРИНА

«ИЗ ЖИЗНИ ДРЕВНИХ СЛАВЯН»

(заключительная  часть проекта  «Крутим барабан истории»)

                                                                  Составители:  Иванова С.Н.

                                                                                                 Красавина Ю.А.

                                                                                                    Летуновская Н.Е.

                                                                                                Любарова  Н.Н.

                                                                                           Молева И.Н.

учебный год     2013-2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок- исследование по ООМ 4 класс "Жизнь древних славян"

Цели: воспитывать интерес к истории своего  народа, уважительное отношение к нашим предкам;сформировать у учащихся представление  о жизни древних славян;развивать  устную речь, воображе...

Страницы истории.4класс.Жизнь древних славян.

Тема :Жизнь древних славян.Задачи:- сформировать у учащихся представление о жизни древних славян;- познакомить с внешним видом, бытом, верованием славян;- развивать устную речь, мышление, расшир...

урок\ "Жизнь древних славян" 4 класс УМК "Школа России"

Урок  с использованием деятельностного подхода по теме "Жизнь древних славян" УМК "Школа России" 4 класс...

Открытый урок по теме "Страницы истории Отечества. Жизнь древних славян. Во времена Древней Руси", Окружающий мир, 4 класс

Презентация открытого урока по теме "Страницы истории Отечества. Жизнь древних славян.  Во времена Древней Руси", Окружающий мир, 4 класс...

Конспект урока окружающего мира "Жизнь древних славян и древних башкир" в 4 классе УМК "Школа России"

В данном конспекте дается материал к уроку окружающего мира , в котором в ходе урока дети вместе с учителем находят сходства и различия в жизни древних башкир и древних славян...