Викторина "ИЗ ЖИЗНИ ДРЕВНИХ СЛАВЯН"
план-конспект занятия по окружающему миру (3 класс) по теме
Используется для обобщения знаний по теме "Жизнь древних славян"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
viktorina_slavyane.docx | 40.09 КБ |
Предварительный просмотр:
ВИКТОРИНА
«ИЗ ЖИЗНИ ДРЕВНИХ СЛАВЯН»
(заключительная часть проекта)
Цель:
развитие интереса к историческому прошлому России, обычаям и традициям славян.
Задачи:
- углубить знания об обычаях, традициях, хозяйственной жизни, культуре и религии древних славян.
- реализация на практике основных принципов личностно-ориентированного подхода к обучению;
- создание благоприятных условий для выявления знаний и умений учащихся в нестандартных игровых ситуациях.
Планируемые результаты:
Предметные | знать занятия восточных славян и их верования |
Метапредметные | познавательные УУД: понимать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица); перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий; выдвигать гипотезы, определять способы решения проблем; формулировать выводы из изученного материала. коммуникативные УУД: донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы. регулятивные УУД: понимать, самостоятельно формулировать и сохранять целевые установки занятия; планировать собственную учебную деятельность; осуществлять самопроверку и оценку своих достижений; быстро реагировать на изменения учебной обстановки и заданий. |
Личностные | Проявлять мотивацию к изучению нового учебного материала; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; уважать и испытывать чувство гордости за достижения предков. |
Предварительная работа: формируется 5 команд от третьих классов по 6 человек. Каждая команда участница должна выбрать для себя название (одно из восточнославянских племён) и придумать приветствие.
ХОД ВИКТОРИНЫ:
Ведущий 1:
Слава нашей стороне!
Слава нашей старине!
А преданья старины
Забывать мы не должны!
(Н. Кончаловская)
Ведущий 2:
Не за тридевять земель
Куда нам не долететь,
А на русской стороне,
В средней нашей полосе,
Предки наши мирно жили,
Мирно жили, не тужили.
Учитель:
Наша викторина посвящена представлениям древних славян о родной природе и знаниям о наших далёких предках. Мы будем говорить о плодах земли русской, о травах, птицах, животных и о многом другом.
А сейчас давайте проведём жеребьёвку (капитаны вытягивают жребии).
Визитная карточка. Команды представляются (название, речёвка).
КОНКУРС 1 БОГИ ДРЕВНИХ СЛАВЯН Ведущий: Как на море-океане, на острове Буяне стоит древо вековое, а листочки на нём золочёные, его ветви оплели небо синее с красным солнышком да ясным месяцем. А у древа того корни крепкие, держат корни те Землю-матушку. Это дерево не подломится, никогда оно не преломится. Стерегут его духи древние. | |||
№ | вопрос | ответ | баллы |
1 | А один из них судьбы ведает, и людские судьбы, и божии. | Божество судьбы - Род | |
2 | А другой из них освещает мир, выезжает он на лихом коне в небеса чистые лазоревые, ему девицы две улыбаются, а те девицы хороши весьма, и стоят они по краям земли, на востоке её да на западе. | бог света - Сварог | |
3 | Третий древний дух грозен был и силён, в руках палицы преогромные, как ударит ими в тучу чёрную, загремит вокруг, загудит земля, полыхнёт с небес алым пламенем. | бог грома Перун, | |
4 | Есть четвёртый дух, тот хитёр, богат, обернётся он добрым молодцем, примет облик он зверя лютого, превратится в змея чёрного, и ему купцы поклоняются. | бог богатства - Велес | |
5 | Пятый дух распрострёт крыла, и поднимет вмиг волны вольные, поплывут вперёд струги лёгкие | бог ветра - Стрибог | |
6 | И средь духов тех души умерших, помогают они при рождении, человека вводят в этот мир, охраняют его на земном пути. | духи умерших - рожаницы, | |
7 | Ходит с духами молода жена, куда ступит ногой, там цветы цветут, помогает она девам пряжу прясть, и для той жены в дар кладут кудель. | молода жена - Мокошь | |
Как тех духов звать, как их величать – вы о том сами думайте, в помощь вам даны тут подсказочки: Велес, Перун, Макошь, Сварог, рожаницы, зоряницы, Стрибог, Род. |
КОНКУРС 2 ПТИЦА - НЕБЫЛИЦА Ведущий: Жар-птица- воплощение лучезарного бога солнце! Образ этой птицы был создан фантазией древнего человека и сохранился в русских волшебных сказках как идеал небесной красоты и счастья. Прообразом прекрасной птицы была природа, окружавшая человека. Этот конкурс мы посвящаем разгадыванию поэтических образов птиц, обитавших и до сих пор обитающих в наших лесах. Я думаю, что многих из них мы прекрасно знаем. Нам предстоит угадать их в мифологических описаниях славян. Команды отвечают по очереди. За каждый правильный ответ-балл. На размышление даётся 30 секунд. Если ни одна из команд не может дать правильного ответа, к игре приглашаются болельщики, которые также могут заработать бал за правильный ответ. | |||
№ | вопрос | ответ | баллы |
1 | Она считалась у славян вещей птицей, посвящалась богине весны и предсказывала начало гроз и дождей. | Кукушка | |
2 | Эта птица жила до трёхсот лет и единственная из всех могла приносить живую и мёртвую воду. | Ворон | |
3 | В крестьянском быту она почиталась символом небесного огня и одновременно оберегом от него. Её изображение и сейчас встречается на крышах домов. | Петух | |
4 | Загадочная птица, любительница ночной жизни. Народная молва нарекла её сторожем кладов и самой мудрой из земных птиц | Сова | |
5 | С древности эта птица стала символом гордости, могущества и вольности. Мифы рассказывают, что главный бог славян, Перун, появился на земле в облике этой птицы. | Орёл |
Жюри подводит итоги 1 конкурса.
КОНКУРС 3 ЧУДО – ЗВЕРЬ Ведущий: Не менее богат и разнообразен в славянских преданиях мир зверей. Главой и владыкой звериного царства считался Индрик-зверь. Много у него было поданных. Обладали они чудесными свойствами. Но были и такие, которые действительно жили и сейчас живут в наших лесах. Вот этим зверям мы и посвятим вопросы конкурса «Чудо-зверь». Команды отвечают по очереди, и за каждый правильный ответ в их активе появляются очки, как в предыдущем конкурсе. | |||
№ | вопрос | ответ | баллы |
1 | По народным поверьям, он олицетворение темноты. В него мог оборачиваться главный славянский бог Перун, когда хотел появиться на земле. Этот зверь умел говорить человеческим голосом, был наделён мудростью и действовал во многих русских сказках. | Волк | |
2 | По преданиям, это человек, превращённый злым колдуном в дикого зверя. Он сам на человека никогда не нападёт, умеет ходить на задних лапах. В его облике может появляться на земле один из главных славянских богов- Велес. | Медведь | |
3 | Это животное выступает спутником колдунов или колдуний, однако он очень любим русским народом. По славянским поверьям, это очень смышленое животное. С ним связано множество примет и пословиц | Кот, кошка | |
4 | Об этом своём верном друге наш народ сложил много крылатых выражений, примет, пословиц, загадок. Он одной породы с волком, но с давних пор- его лютый враг. | Пес, собака | |
5 | 5.В древние времена, когда обожествлялись силы природы, тёмная сила выезжала на этом животном чёрного цвета, а боги света и тепла ездили на таком животном белой масти. Поэтическое народное слово именует его «крыльями человека». | Конь |
Жюри подводит итоги 2 конкурса.
КОНКУРС 4 СЛАВЯНСКИЙ МЕСЯЦ Ведущий: Славяне , как и многие другие народы, ещё в глубокой древности научились измерять время и выработали свою систему счёта. У них был календарный год, который делился на месяцы, и у каждого месяца было своё поэтическое название, часто даже не одно. Наш очередной конкурс будет посвящён знанию древнерусского календаря. Конкурс будет проходить так: я называю месяц так, как его называли наши предки, а вы называете месяц по григорианскому календарю, т.е. так, как мы привыкли. | |||
№ | вопрос | ответ | баллы |
1 | Просинец, зимец | Январь | |
2 | Изок, липень | Июнь | |
3 | Студень, волчий | Декабрь | |
4 | Березозол, цветень | Апрель | |
5 | Хмурень, ревун | Сентябрь | |
6 | Протальник, свистун | Март | |
7 | Полузимник, грудень | Ноябрь | |
8 | Снежень, лютый | Февраль | |
9 | Травень, росенник | Май | |
10 | Грязник, листопадник | Октябрь | |
11 | Серпень, зорничник | Август | |
12 | Страдник, волчий | Июль |
Жюри подводит итоги 3 конкурса
КОНКУРС 5 ТОЛМАЧИ ИЛИ ЗНАТОКИ СТАРИННЫХ СЛОВ Ведущий: Я буду называть слово, а вы должны дать его определение, то есть объяснить значение слова. | |||
№ | вопрос | ответ | баллы |
1 | Тризна- | пир в память умершего | |
2 | Чело- | лоб | |
3 | Сеча- | битва с врагом | |
4 | Недуг- | болезнь | |
5 | Волхв- | служитель богов, языческий жрец |
Жюри подводит итоги 4 конкурса .
КОНКУРС 6 КОНКУРС КАПИТАНОВ Ведущий: Сейчас от каждой команды потребуются капитаны. Каждому капитану --вопрос, если затрудняется ответить,то вопрос переходит к другому капитану. | |||
№ | вопрос | ответ | баллы |
1 | Кто из языческих богов, разгневавшись, метал на землю молнии? | Перун | |
2 | Назовите столицу былинной Руси. | Стольный Киев град | |
3 | .Кто из славянских богов отвечал за дождь? | Дажь-бог | |
4 | Кто входил в богатырскую заставу? | Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович | |
5 | Сколько времени длится богатырский сон? | Три дня и три ночи |
Учитель : На этом мы заканчиваем нашу викторину. Уважаемое жюри подводит итоги шести конкурсов.
Наш век пройдёт. Откроются архивы,
И всё, что было скрыто до сих пор,
Все тайные истории извивы
Покажут миру славу и позор.
Богов иных тогда померкнут лики,
И обнажится всякая беда,
Но то, что было истинно великим,
Останется великим навсегда.
Н. Тихонов
Награждаются команды.
Государственное бюджетное образовательное учреждение
лицей №533 «Образовательный комплекс «Малая Охта»
Разработка внеклассного мероприятия
ВИКТОРИНА
«ИЗ ЖИЗНИ ДРЕВНИХ СЛАВЯН»
(заключительная часть проекта «Крутим барабан истории»)
Составители: Иванова С.Н.
Красавина Ю.А.
Летуновская Н.Е.
Любарова Н.Н.
Молева И.Н.
учебный год 2013-2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок- исследование по ООМ 4 класс "Жизнь древних славян"
Цели: воспитывать интерес к истории своего народа, уважительное отношение к нашим предкам;сформировать у учащихся представление о жизни древних славян;развивать устную речь, воображе...
Страницы истории.4класс.Жизнь древних славян.
Тема :Жизнь древних славян.Задачи:- сформировать у учащихся представление о жизни древних славян;- познакомить с внешним видом, бытом, верованием славян;- развивать устную речь, мышление, расшир...
Урок по курсу "Окружающий мир" ( автор Плешаков) по теме " Жизнь древних славян"
Урок с использованием ИКТ....
урок\ "Жизнь древних славян" 4 класс УМК "Школа России"
Урок с использованием деятельностного подхода по теме "Жизнь древних славян" УМК "Школа России" 4 класс...
Конспект урока по окружающему миру (А.А. Плешаков, 4 класс). Тема ""Жизнь древних славян. Восточные славяне.""
quot;Жизнь древних славян. Восточные славяне."...
Открытый урок по теме "Страницы истории Отечества. Жизнь древних славян. Во времена Древней Руси", Окружающий мир, 4 класс
Презентация открытого урока по теме "Страницы истории Отечества. Жизнь древних славян. Во времена Древней Руси", Окружающий мир, 4 класс...
Конспект урока окружающего мира "Жизнь древних славян и древних башкир" в 4 классе УМК "Школа России"
В данном конспекте дается материал к уроку окружающего мира , в котором в ходе урока дети вместе с учителем находят сходства и различия в жизни древних башкир и древних славян...