Календарно-тематическое планирование по ФГОС Окружающий мир 3 класс "Школа России"
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (3 класс) по теме

Календарно-тематическое планирование по ФГОС Окружающий мир 3 класс "Школа России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 3 КЛАСС ФГОС  «ШКОЛА РОССИИ»

Тематическое планирование

Класс: 3

Количество часов в неделю: 2

Общее количество часов за год: 68 часов

Данное тематическое планирование составлено на основе программы 3 класса общеобразовательных учреждений.

Авторы программы А. А. Плешаков

Преподавание осуществляется по УМК «Школа России» - учебник «Окружающий мир» для 3 класса начальной школы ФГОС: в 2 ч. / А. А. Плешаков. - М.: Просвещение, 2012.

№ урока

п/п

Дата

Тема урока

Кол-во часов

Тип

урока

Элементы содержания

урока

Требования к уровню

подготовленности

учащихся

Вид

контроля

Как устроен мир (7ч)

1

Природа, её разнообразие. Царства живой природы. Связи в природе. Роль природы в жизни человека.

1

Комбинированный

Знакомство с разнообразием природы и ее классификацией; рассмотреть взаимосвязи в природе и значение природы для человека.

Учащиеся должны знать \понимать:
название нашей планеты; родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся, родного города (села);
государственную символику России

Фронтальный;  индивидуальный

2

Человек - часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Ступеньки познания человеком окружающего мира.

1

Изучение нового материала

Рассмотреть отличие человека от других объектов живой природы; ознакомить со ступенями познания.

Фронтальный;  индивидуальный

3

Общество. Семья, народ, государство - части общества. Человек-часть общества. Человечество.

1

Изучение нового материала

Представление о людях, населяющих планету Земля, проявление дружбы к любому народу.

Фронтальный

4

Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Роль экологии в сохранении  природного дома человечества

1

Комбинированный

Понятие об экологии – как науке о взаимосвязях живых систем различных уровней с окружающей средой, о взаимодействии человека с природой.

Учащиеся должны знать/понимать основные экологические проблемы природы и современного общества

Фронтальный;  индивидуальный

5

Природа в опасности. Охрана природы.

1

Комбинированный

Как человек влияет на природу и с какой целью создана Красная книга.

Учащиеся должны знать/понимать основные правила поведения в окружающей среде

Фронтальный;  индивидуальный (тест)

6

Обобщение по разделу «Как устроен мир»

1

Систематизировать и обобщить знания учащихся по разделу.

7

Проверочная работа на тему «Как устроен мир»

1

Проверить знания  по разделу «Как устроен мир»

Эта удивительная природа. (21ч)

8

Тела, вещества, частицы. Твёрдые вещества, жидкости и газы

1

Изучение нового материала

Знакомство с телами  их составом

(на дорогах, водоемах, в школе). Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения

Фронтальный

9

Разнообразие веществ. 

1

Изучение нового материала

Знакомство с веществами: соль, сахар, крахмал, кислота

Фронтальный

10

Воздух его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения. Охрана воздуха от загрязнений

1

Изучение нового материала

Состав и свойства воздуха.

Опыт «При нагревании воздух расширяется, при охлаждении сжимается»

Учащиеся должны знать/понимать основные свойства воздуха

Фронтальный;  индивидуальный

11

Вода, её свойства. 

1

Комбинированный

Свойства воды; учить определять по свойствам воды возможность употребления ее в пищу. Практическое задание «Готовим воду для питья»

Учащиеся должны знать/понимать:
основные свойства воды.
общие условия, необходимые для жизни живых организмов.
Уметь использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения.

Фронтальный; индивидуальный

12

Три состояния воды. Круговорот воды в природе.

1

Изучение нового материала

Формировать представление о круговороте воды, как важнейшем явлении природы.

Опыт «Круговорот воды в природе»

Фронтальный;  индивидуальный

13

Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды.

1

Комбинированный

Причины загрязнения водоемов, меры охраны  водоемов от загрязнения.

Фронтальный;  индивидуальный (тест)

14

Разрушение твёрдых пород в природе.

1

Изучение нового материала

Формировать представление о разрушении в природе  твердых пород под воздействием определенных факторов.

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе; для оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в 17природе и участия в ее охране

Фронтальный;  индивидуальный

15

Почва, её состав.

Значение почвы для живых организмов. Охрана почвы 

1

Изучение нового материала

Представление о почве как о верхнем слое земли; основные свойства почвы.

Фронтальный;  индивидуальный

16

Растения, их разнообразие. Группы растений, виды растений.

1

Комбинированный

Основная классификация растений.

Учащиеся должны уметь:

приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2–3); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни

Фронтальный; индивидуальный

17-18

Дыхание и питание растений.

2

Комбинированный

Связь солнца, растений и людей.

Фронтальный; индивидуальный

19

Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека.

1

Изучение нового материала

Расширить знания о жизни растений, дать представление  о размножении и развитии растений из семени.

Учащиеся должны уметь: использовать знания и умения для ухода за растениями;

Фронтальный; индивидуальный

20

Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.

1

Комбинированный

Значение растений в жизни животных и человека.

определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры)

Фронтальный; индивидуальный

21

Животные, их разнообразие. Группы животных.

1

Комбинированный

Классификация животных и их групповые признаки.

Учащиеся должны знать/понимать общие условия, необходимые для жизни живых организмов;

уметь раскрывать особенности внешнего вида и жизни представителей разных групп животных

Фронтальный; индивидуальный

22

Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания.

1

Изучение нового материала

Классификация животных по типу пищи; цепи питания.

Фронтальный; индивидуальный

23

Сеть питания и экологическая пирамида.

1

Изучение нового материала

Невидимая пищевая сеть и невидимая пирамида в дубовом лесу.

Учащиеся должны знать/понимать общие условия, необходимые для жизни живых организмов;

уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для удовлетворения  познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родной стране

Фронтальный; индивидуальный

24

Размножение и развитие животных.

1

Изучение нового материала

Размножение и развитие животных.

Фронтальный; индивидуальный

25

Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животных. Охрана животных.

1

 Комбинированный

Знакомство с Красной книгой и животными, которые в нее внесены

Учащиеся должны уметь использовать знания и умения для ухода за животными

Фронтальный;  индивидуальный

26

Грибы, их разнообразие и строение. Съедобные и несъедобные грибы. Охрана грибов

1

Изучение нового материала

Классификация грибов, части гриба

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта для выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране

Фронтальный;  индивидуальный

27

Представление о круговороте жизни и его звеньях. Роль почвы в круговороте жизни.

1

Изучение нового материала

Круговорот жизни на Земле и основные звенья этого круговорота

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения для ухода за растениями

и животными

Фронтальный;  индивидуальный

28

Обобщение по разделу «Эта удивительная природа»

Тест «Эта удивительная природа»

1

Комбинированный

Систематизировать и обобщить знания учащихся по разделу. Проверить знания  по разделу

Фронтальный;  индивидуальный

Мы и наше здоровье. (10ч)

29

Организм человека. Органы и системы органов.

1

Изучение нового материала

Организм человека, учить прислушиваться к своему организму, чтобы помочь ему ритмично работать.

Учащиеся должны знать/понимать правила сохранения и укрепления здоровья

Фронтальный;  индивидуальный

30

Органы чувств, их значение и гигиена

1

Комбинированный

Органы чувств и их значение для человека.

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта для удовлетворения познавательных интересов

Фронтальный

31

Кожа, её значение и гигиена.

1

Комбинированный

Понятие «кожа» и ее функции

Фронтальный;  индивидуальный

32

Опорно-двигательная система, её роль в организме. Осанка.

1

Изучение нового материала

Строение тела; представление о здоровом образе жизни.

Учащиеся должны знать/понимать правила сохранения и укрепления здоровья

Фронтальный

33

Питательные вещества. Пищеварительная система, её роль в организме. Гигиена питания. 

1

Комбинированный

Познакомить с необходимыми организму питательными веществами, пищеварительной системой, правила правильного питания.

Учащиеся должны знать/понимать:
правила сохранения и укрепления здоровья;
использовать знания и умения для выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения

Фронтальный;  индивидуальный

34

Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.

1

Изучение нового материала

Органы дыхания и выделения

Фронтальный;  индивидуальный

35

Инфекционные болезни и способы их предупреждения.

1

Комбинированный

Правила закаливания организма, правила сохранения и укрепления здоровья.

Фронтальный;  индивидуальный

36

Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики - враги здоровья.

1

Комбинированный

Правила сохранения и укрепления здоровья.

Фронтальный;  индивидуальный

37

Обобщение по разделу «Мы и наше здоровье»

1

Комбинированный

Систематизировать и обобщить знания учащихся по разделу.

Фронтальный;  индивидуальный

38

Проверочная работа на тему «Мы и наше здоровье»

1

Комбинированный

Проверить знания  по разделу

Фронтальный;  индивидуальный

Наша безопасность. (8ч)

39

Как действовать при возникновении пожара в квартире, при аварии водопровода, утечке газа.

1

Комбинированный

Как выглядит опасность и почему она возникает

Учащиеся должны знать/понимать: основные правила поведения в окружающей среде на дорогах, водоемах, в школе);
использовать приобретенные знания и умения для выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения

Фронтальный;  индивидуальный

40

Правила безопасного поведения пешехода, велосипедиста, пассажира.

1

Комбинированный

Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.

Фронтальный;  индивидуальный

41

Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков.

1

Комбинированный

Дорожные знаки, правила безопасного поведения на улицах и дорогах.

Учащиеся должны знать/понимать правила сохранения и укрепления здоровья

Фронтальный;  индивидуальный

42

Опасные места в квартире, доме и его окрестностях.

1

Комбинированный

Выявить опасные места для человека, учить предвидеть и избегать опасность.

Учащиеся должны знать/понимать основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе)

Фронтальный; индивидуальный

43

Гроза - опасное явление природы. Ядовитые растения и грибы. Опасные животные.

1

Комбинированный

Научиться защищать от природы, на практических примерах показать отрицательное влияние на жизнь человека.

Учащиеся должны знать/понимать основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе)

Фронтальный; индивидуальный

44

Экологическая безопасность. Как защититься от загрязнённого воздуха и загрязнённой воды.

1

Комбинированный

Знакомство с терминами «Экологическая безопасность. «Цепь загрязнения», «Бытовой фильтр», «Эколог».

Учащиеся должны знать/понимать: правила сохранения и укрепления здоровья

Фронтальный;  индивидуальный

45

Обобщение по разделу «Наша безопасность».

1

Комбинированный

Систематизировать и обобщить знания учащихся по разделу.

Фронтальный;  индивидуальный

46

Тест «Наша безопасность».

1

Комбинированный

Проверить знания  по разделу

Фронтальный;  индивидуальный

Чему учит экономика. (12ч)

47

Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика

1

Изучение нового материала

Значение слова «экономика»

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта

Фронтальный

48

Природные богатства - основа экономики. Капитал и труд, их значение.

1

Изучение нового материала

Основа экономики.

Фронтальный

49

Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана.

1

Изучение нового материала

Свойства полезных ископаемых.

Учащиеся должны уметь определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры)

Фронтальный;  индивидуальный

50

Растениеводство - отрасль сельского хозяйства.

1

Изучение нового материала

Различать культурные растения

Учащиеся должны уметь различать объекты природы и изделия; объекты живой и неживой природы

Фронтальный;  индивидуальный

51

Животноводство - отрасль сельского хозяйства.

1

Изучение нового материала

Особенности разведения и содержания домашних животных.

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для ухода за растениями и животными

Индивидуальный

52

Промышленность и её основные отрасли.

1

Изучение нового материала

Различать продукцию каждой отрасли промышленности.

Учащиеся должны уметь различать объекты природы и изделия промышленного производства, изготовленные человеком

Фронтальный;  индивидуальный

53

Роль денег  в экономике. Денежные единицы разных стран.

1

Изучение нового материала

Знакомство с монетами, денежными единицами, сбережениями.

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения для удовлетворения познавательных интересов

Фронтальный;  индивидуальный

54

Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета.

1

Изучение нового материала

Знакомство с терминами бюджет, расходы, доходы, налоги.

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта

Фронтальный;  индивидуальный

55

Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи.

1

Изучение нового материала

Понятие «семейный бюджет»

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения для удовлетворения познавательных интересов

Фронтальный;  индивидуальный

56

Экологические последствия хозяйственной деятельности людей.

1

Изучение нового материала

Задачи экологии и две стороны экономики.

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения для оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране

Фронтальный; индивидуальный

57

Обобщение по разделу «Чему учит экономика».

1

Комбинированный

Систематизировать и обобщить знания учащихся по разделу.

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта

Фронтальный;  индивидуальный

58

Проверочная работа на тему «Чему учит экономика».

1

Комбинированный

Проверить знания  по разделу

Фронтальный;  индивидуальный

Путешествие по городам и странам. (10ч)

59

Города золотого кольца России - слава и гордость страны. 

1

Изучение нового материала

Города нашей Родины и ее достопримечательности.

Учащиеся должны знать \понимать:
название родной страны, ее столицы, региона, где живут учащиеся, родного города (села); показывать на карте границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1–2 города);
использовать приобретенные знания и умения в практической жизни для удовлетворения познавательных интересов,

поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете

Фронтальный;  индивидуальный

60

Страны, граничащие с Россией - наши ближайшие соседи.

1

Изучение нового материала

Ознакомить с государствами – ближайшими соседями России. Практическая работа «Работа с картой»

Фронтальный;  индивидуальный

61

Страны зарубежной Европы, их многообразие. Скандинавские страны

1

Северные европейские государства. Практическая работа «Работа с картой»

Фронтальный;  индивидуальный

62

Страны зарубежной Европы, их многообразие. Бенилюкс.

1

Изучение нового материала

Ознакомить со странами Бенилюкса. Практическая работа «Работа с картой»

Фронтальный

63

Страны зарубежной Европы, их многообразие. Страны центральной  Европы.

1

Изучение нового материала

Страны, расположенные в центре Европы. 

Практическая работа «Работа с картой»

Учащиеся должны

уметь: показывать на карте изученные страны мира;

Фронтальный; индивидуальный

64

Страны зарубежной Европы, их многообразие Франция и Великобритания

1

Изучение нового материала

Ознакомить с европейскими странами – Францией и Великобританией 

Практическая работа «Работа с картой»

использовать приобретенные знания и умения в практической жизни для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о нашей планете;

использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта

Фронтальный;  индивидуальный

65

Страны на юге Европы. Греция и Италия

1

Изучение нового материала

Ознакомить с европейскими странами – Грецией, Италией. Практическая работа «Работа с картой»

Фронтальный;  индивидуальный

66

Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран.

1

Изучение нового материала

Ознакомить со знаменитыми местами мира. 

Практическая работа «Работа с картой»

Фронтальный;  индивидуальный

67-68

Обобщение по разделу «Путешествие по городам и странам».

2

Повторениеобобщение изученного

Систематизировать и обобщить знания учащихся по разделу.

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической жизни для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о  нашей планете

Фронтальный;  индивидуальный



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Тематическое планирование по окружающему миру (3 класс) составлено на основе требований ФГОС и на основе программы общеобразовательных учреждений «Зеленый дом» Плешакова А.А.

Учебно-методический курс «Окружающий мир» авторов А. А. Плешакова и др. обеспечивает реализацию образовательного компонента «Окружающий мир» Базисного учебного плана. В курсе объединены вопросы обществоведческого, природоведческого и экологического характера.

Система учебных курсов «Зеленый дом» обеспечивает ознакомление младших школьников с окружающим миром, их естественно – научное и экологическое образование и включает курс «Мир вокруг нас» (3 класс). Отбор содержания учебного курса «Мир вокруг нас» осуществляется следующих ведущих идей: многообразие мира, экологическая целостность мира, уважение к миру.

В учебники включены разделы по этике, экономике, основам безопасности жизнедеятельности, страноведению и истории.

Для реализации программного содержания используются:

  1. Плешаков, А. А. Мир вокруг нас: учебник для 3 класса нач. школы ФГОС: в 2 ч. / А. А. Плешаков. -М.: Просвещение, 2012.
  2. Плешаков, А. А. Рабочие тетради № 1, № 2 к учебнику для 3 класса «Мир вокруг нас» ФГОС / А. А. Плешаков. - М.: Просвещение, 2012г.
  3. Контрольно – измерительные материалы ФГОС. Окружающий мир 3 класс, М.: «ВАКО», 2012 г.
  4. Итоговая аттестация. Окружающий мир 3 класс, Издательство «Экзамен», 2012г.

Количество часов в год - 68, в неделю - 2.

 Цели и задачи, решаемые при реализации тематического планирования: развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи; освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе и в обществе; воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры; патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

Планируемый уровень подготовки учащихся начальной школы:

наблюдение объектов окружающего мира, их устное описание, соотнесение полученных результатов с целью наблюдения (опыта); выявление с помощью сравнения отдельных признаков объектов; проведение простейших измерений разными способами с использованием соответствующих приборов и инструментов; работа с простейшими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов; работа с учебными и научно-популярными текстами и др.

К концу 3 класса учащиеся должны знать:

человек – часть природы и общества; что такое тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы; основные свойства воздуха и воды, круговорот воды в природе; основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии), группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери), съедобные и несъедобные грибы; взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы; взаимосвязи между природой и человеком; строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме; правила гигиены, основы здорового образа жизни; правила безопасного поведения в быту и на улице, основные дорожные знаки, правила противоположной безопасности, основы экологической безопасности; потребности людей, товары и услуги; роль природных богатств в экономике, основные отрасли сельского хозяйства и промышленности, роль денег в экономике, основы семейного бюджета; некоторые города России, их главные достопримечательности, страны, граничащие с Россией (с опорой на карту), страны зарубежной Европы, их столицы (с опорой на карту).

Учащиеся должны уметь:

распознавать природные объекты с помощью атласа – определителя, различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы; проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты; объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком; выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость, выполнять посильную работу по охране природы; выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи, обращаться с бытовым фильтром для очистки воды; владеть элементарными приемами чтения карты; приводить примеры городов России, стран – соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.

Метапредметные результаты

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

Предметные результаты

сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни; осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Содержание программы  учебного года (68ч)

Как устроен мир (7 ч)

Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии — царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.

Человек — часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение — ступеньки познания человеком окружающего мира.

Общество. Семья, народ, государство — части общества. Человек — часть общества. Человечество.

Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология — наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.

Экскурсия: ознакомление с разнообразием природы, распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя, наблюдение изменений в природе, происходящих под влиянием человека.

Практические работы: посадка дерева или кустарника, изготовление кормушек для птиц.

Эта удивительная природа (21 ч)

Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы. Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.

Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.

Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.

Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.

Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.).

Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.

Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.

Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.

Практические работы: обнаружение крахмала в продуктах питания; изучение свойств воды, очистка загрязненной воды с помощью фильтра; рассматривание плодов и семян растений, определение признаков их приспособленности к распространению ветром, животными; распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя.

Мы и наше здоровье (10 ч)

Организм человека. Органы и системы органов.

Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.

Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.

Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.

Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.

Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.

Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.

Практические работы: знакомство с внешним строением кожи; упражнения в оказании первой помощи при небольших повреждениях кожи; изучение содержания питательных веществ в различных продуктах (по информации на упаковках); подсчет ударов пульса.

Наша безопасность (8 ч)

Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.

Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.

Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме — источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза — опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.

Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.

Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.

Экскурсия: знакомство с дорожными знаками в окрестностях школы.

Практическая работа: знакомство с устройством и работой бытового фильтра для воды.

Чему учит экономика (12 ч)

Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.

Природные богатства — основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.

Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.

Растениеводство и животноводство — отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.

Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.

Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.

Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи.

Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества в XXI веке.

Практические работы: рассматривание и определение образцов полезных ископаемых; знакомство с культурными растениями, составление устного описания рассмотренных растений; знакомство с современными российскими монетами.

Путешествие по городам и странам (10 ч)

Города Золотого кольца России — слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.

Страны, граничащие с Россией,— наши ближайшие соседи.

Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.

Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).

Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.

Практическая работа: поиск и показ на карте изучаемых географических объектов.

Формы и средства контроля

Виды контроля

1 триместр

2  триместр

3 триместр

Год

Проверочных работ

1

1

2

4

Практических работ

6

4

9

19

Тестов

21

22

22

65

Экскурсий

1

1

-

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-3” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, И.П. Костина, Е.В. Кузнецова

Каленарно тематическое планирование разработано на  основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС-2) и Примерной программы начального общего образования ...

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год.

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо  основам православной культуры  для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год....

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год...

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по математике для III «Б» класса на 2018-2019 учебный год.

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо математике для III «Б» класса на 2018-2019 учебный год....