Календарно-тематическое планирование по ФГОС Окружающий мир 3 класс "Школа России"
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (3 класс) по теме
Календарно-тематическое планирование по ФГОС Окружающий мир 3 класс "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskoe_planirovanie_okr.mir_3_klass.doc | 180 КБ |
poyasnitelnaya_zapiska_okruzh_mir.doc | 92.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 3 КЛАСС ФГОС «ШКОЛА РОССИИ»
Тематическое планирование
Класс: 3
Количество часов в неделю: 2
Общее количество часов за год: 68 часов
Данное тематическое планирование составлено на основе программы 3 класса общеобразовательных учреждений.
Авторы программы А. А. Плешаков
Преподавание осуществляется по УМК «Школа России» - учебник «Окружающий мир» для 3 класса начальной школы ФГОС: в 2 ч. / А. А. Плешаков. - М.: Просвещение, 2012.
№ урока п/п | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания урока | Требования к уровню подготовленности учащихся | Вид контроля |
Как устроен мир (7ч) | |||||||
1 | Природа, её разнообразие. Царства живой природы. Связи в природе. Роль природы в жизни человека. | 1 | Комбинированный | Знакомство с разнообразием природы и ее классификацией; рассмотреть взаимосвязи в природе и значение природы для человека. | Учащиеся должны знать \понимать: | Фронтальный; индивидуальный | |
2 | Человек - часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Ступеньки познания человеком окружающего мира. | 1 | Изучение нового материала | Рассмотреть отличие человека от других объектов живой природы; ознакомить со ступенями познания. | Фронтальный; индивидуальный | ||
3 | Общество. Семья, народ, государство - части общества. Человек-часть общества. Человечество. | 1 | Изучение нового материала | Представление о людях, населяющих планету Земля, проявление дружбы к любому народу. | Фронтальный | ||
4 | Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Роль экологии в сохранении природного дома человечества | 1 | Комбинированный | Понятие об экологии – как науке о взаимосвязях живых систем различных уровней с окружающей средой, о взаимодействии человека с природой. | Учащиеся должны знать/понимать основные экологические проблемы природы и современного общества | Фронтальный; индивидуальный | |
5 | Природа в опасности. Охрана природы. | 1 | Комбинированный | Как человек влияет на природу и с какой целью создана Красная книга. | Учащиеся должны знать/понимать основные правила поведения в окружающей среде | Фронтальный; индивидуальный (тест) | |
6 | Обобщение по разделу «Как устроен мир» | 1 | Систематизировать и обобщить знания учащихся по разделу. | ||||
7 | Проверочная работа на тему «Как устроен мир» | 1 | Проверить знания по разделу «Как устроен мир» | ||||
Эта удивительная природа. (21ч) | |||||||
8 | Тела, вещества, частицы. Твёрдые вещества, жидкости и газы | 1 | Изучение нового материала | Знакомство с телами их составом | (на дорогах, водоемах, в школе). Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения | Фронтальный | |
9 | Разнообразие веществ. | 1 | Изучение нового материала | Знакомство с веществами: соль, сахар, крахмал, кислота | Фронтальный | ||
10 | Воздух его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения. Охрана воздуха от загрязнений | 1 | Изучение нового материала | Состав и свойства воздуха. Опыт «При нагревании воздух расширяется, при охлаждении сжимается» | Учащиеся должны знать/понимать основные свойства воздуха | Фронтальный; индивидуальный | |
11 | Вода, её свойства. | 1 | Комбинированный | Свойства воды; учить определять по свойствам воды возможность употребления ее в пищу. Практическое задание «Готовим воду для питья» | Учащиеся должны знать/понимать: | Фронтальный; индивидуальный | |
12 | Три состояния воды. Круговорот воды в природе. | 1 | Изучение нового материала | Формировать представление о круговороте воды, как важнейшем явлении природы. Опыт «Круговорот воды в природе» | Фронтальный; индивидуальный | ||
13 | Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды. | 1 | Комбинированный | Причины загрязнения водоемов, меры охраны водоемов от загрязнения. | Фронтальный; индивидуальный (тест) | ||
14 | Разрушение твёрдых пород в природе. | 1 | Изучение нового материала | Формировать представление о разрушении в природе твердых пород под воздействием определенных факторов. | Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе; для оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в 17природе и участия в ее охране | Фронтальный; индивидуальный | |
15 | Почва, её состав. Значение почвы для живых организмов. Охрана почвы | 1 | Изучение нового материала | Представление о почве как о верхнем слое земли; основные свойства почвы. | Фронтальный; индивидуальный | ||
16 | Растения, их разнообразие. Группы растений, виды растений. | 1 | Комбинированный | Основная классификация растений. | Учащиеся должны уметь: приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2–3); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни | Фронтальный; индивидуальный | |
17-18 | Дыхание и питание растений. | 2 | Комбинированный | Связь солнца, растений и людей. | Фронтальный; индивидуальный | ||
19 | Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. | 1 | Изучение нового материала | Расширить знания о жизни растений, дать представление о размножении и развитии растений из семени. | Учащиеся должны уметь: использовать знания и умения для ухода за растениями; | Фронтальный; индивидуальный | |
20 | Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений. | 1 | Комбинированный | Значение растений в жизни животных и человека. | определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры) | Фронтальный; индивидуальный | |
21 | Животные, их разнообразие. Группы животных. | 1 | Комбинированный | Классификация животных и их групповые признаки. | Учащиеся должны знать/понимать общие условия, необходимые для жизни живых организмов; уметь раскрывать особенности внешнего вида и жизни представителей разных групп животных | Фронтальный; индивидуальный | |
22 | Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. | 1 | Изучение нового материала | Классификация животных по типу пищи; цепи питания. | Фронтальный; индивидуальный | ||
23 | Сеть питания и экологическая пирамида. | 1 | Изучение нового материала | Невидимая пищевая сеть и невидимая пирамида в дубовом лесу. | Учащиеся должны знать/понимать общие условия, необходимые для жизни живых организмов; уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родной стране | Фронтальный; индивидуальный | |
24 | Размножение и развитие животных. | 1 | Изучение нового материала | Размножение и развитие животных. | Фронтальный; индивидуальный | ||
25 | Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животных. Охрана животных. | 1 | Комбинированный | Знакомство с Красной книгой и животными, которые в нее внесены | Учащиеся должны уметь использовать знания и умения для ухода за животными | Фронтальный; индивидуальный | |
26 | Грибы, их разнообразие и строение. Съедобные и несъедобные грибы. Охрана грибов | 1 | Изучение нового материала | Классификация грибов, части гриба | Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта для выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране | Фронтальный; индивидуальный | |
27 | Представление о круговороте жизни и его звеньях. Роль почвы в круговороте жизни. | 1 | Изучение нового материала | Круговорот жизни на Земле и основные звенья этого круговорота | Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения для ухода за растениями и животными | Фронтальный; индивидуальный | |
28 | Обобщение по разделу «Эта удивительная природа» Тест «Эта удивительная природа» | 1 | Комбинированный | Систематизировать и обобщить знания учащихся по разделу. Проверить знания по разделу | Фронтальный; индивидуальный | ||
Мы и наше здоровье. (10ч) | |||||||
29 | Организм человека. Органы и системы органов. | 1 | Изучение нового материала | Организм человека, учить прислушиваться к своему организму, чтобы помочь ему ритмично работать. | Учащиеся должны знать/понимать правила сохранения и укрепления здоровья | Фронтальный; индивидуальный | |
30 | Органы чувств, их значение и гигиена | 1 | Комбинированный | Органы чувств и их значение для человека. | Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта для удовлетворения познавательных интересов | Фронтальный | |
31 | Кожа, её значение и гигиена. | 1 | Комбинированный | Понятие «кожа» и ее функции | Фронтальный; индивидуальный | ||
32 | Опорно-двигательная система, её роль в организме. Осанка. | 1 | Изучение нового материала | Строение тела; представление о здоровом образе жизни. | Учащиеся должны знать/понимать правила сохранения и укрепления здоровья | Фронтальный | |
33 | Питательные вещества. Пищеварительная система, её роль в организме. Гигиена питания. | 1 | Комбинированный | Познакомить с необходимыми организму питательными веществами, пищеварительной системой, правила правильного питания. | Учащиеся должны знать/понимать: | Фронтальный; индивидуальный | |
34 | Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме. | 1 | Изучение нового материала | Органы дыхания и выделения | Фронтальный; индивидуальный | ||
35 | Инфекционные болезни и способы их предупреждения. | 1 | Комбинированный | Правила закаливания организма, правила сохранения и укрепления здоровья. | Фронтальный; индивидуальный | ||
36 | Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики - враги здоровья. | 1 | Комбинированный | Правила сохранения и укрепления здоровья. | Фронтальный; индивидуальный | ||
37 | Обобщение по разделу «Мы и наше здоровье» | 1 | Комбинированный | Систематизировать и обобщить знания учащихся по разделу. | Фронтальный; индивидуальный | ||
38 | Проверочная работа на тему «Мы и наше здоровье» | 1 | Комбинированный | Проверить знания по разделу | Фронтальный; индивидуальный | ||
Наша безопасность. (8ч) | |||||||
39 | Как действовать при возникновении пожара в квартире, при аварии водопровода, утечке газа. | 1 | Комбинированный | Как выглядит опасность и почему она возникает | Учащиеся должны знать/понимать: основные правила поведения в окружающей среде на дорогах, водоемах, в школе); | Фронтальный; индивидуальный | |
40 | Правила безопасного поведения пешехода, велосипедиста, пассажира. | 1 | Комбинированный | Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. | Фронтальный; индивидуальный | ||
41 | Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков. | 1 | Комбинированный | Дорожные знаки, правила безопасного поведения на улицах и дорогах. | Учащиеся должны знать/понимать правила сохранения и укрепления здоровья | Фронтальный; индивидуальный | |
42 | Опасные места в квартире, доме и его окрестностях. | 1 | Комбинированный | Выявить опасные места для человека, учить предвидеть и избегать опасность. | Учащиеся должны знать/понимать основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе) | Фронтальный; индивидуальный | |
43 | Гроза - опасное явление природы. Ядовитые растения и грибы. Опасные животные. | 1 | Комбинированный | Научиться защищать от природы, на практических примерах показать отрицательное влияние на жизнь человека. | Учащиеся должны знать/понимать основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе) | Фронтальный; индивидуальный | |
44 | Экологическая безопасность. Как защититься от загрязнённого воздуха и загрязнённой воды. | 1 | Комбинированный | Знакомство с терминами «Экологическая безопасность. «Цепь загрязнения», «Бытовой фильтр», «Эколог». | Учащиеся должны знать/понимать: правила сохранения и укрепления здоровья | Фронтальный; индивидуальный | |
45 | Обобщение по разделу «Наша безопасность». | 1 | Комбинированный | Систематизировать и обобщить знания учащихся по разделу. | Фронтальный; индивидуальный | ||
46 | Тест «Наша безопасность». | 1 | Комбинированный | Проверить знания по разделу | Фронтальный; индивидуальный | ||
Чему учит экономика. (12ч) | |||||||
47 | Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика | 1 | Изучение нового материала | Значение слова «экономика» | Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта | Фронтальный | |
48 | Природные богатства - основа экономики. Капитал и труд, их значение. | 1 | Изучение нового материала | Основа экономики. | Фронтальный | ||
49 | Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана. | 1 | Изучение нового материала | Свойства полезных ископаемых. | Учащиеся должны уметь определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры) | Фронтальный; индивидуальный | |
50 | Растениеводство - отрасль сельского хозяйства. | 1 | Изучение нового материала | Различать культурные растения | Учащиеся должны уметь различать объекты природы и изделия; объекты живой и неживой природы | Фронтальный; индивидуальный | |
51 | Животноводство - отрасль сельского хозяйства. | 1 | Изучение нового материала | Особенности разведения и содержания домашних животных. | Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для ухода за растениями и животными | Индивидуальный | |
52 | Промышленность и её основные отрасли. | 1 | Изучение нового материала | Различать продукцию каждой отрасли промышленности. | Учащиеся должны уметь различать объекты природы и изделия промышленного производства, изготовленные человеком | Фронтальный; индивидуальный | |
53 | Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран. | 1 | Изучение нового материала | Знакомство с монетами, денежными единицами, сбережениями. | Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения для удовлетворения познавательных интересов | Фронтальный; индивидуальный | |
54 | Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. | 1 | Изучение нового материала | Знакомство с терминами бюджет, расходы, доходы, налоги. | Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта | Фронтальный; индивидуальный | |
55 | Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. | 1 | Изучение нового материала | Понятие «семейный бюджет» | Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения для удовлетворения познавательных интересов | Фронтальный; индивидуальный | |
56 | Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. | 1 | Изучение нового материала | Задачи экологии и две стороны экономики. | Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения для оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране | Фронтальный; индивидуальный | |
57 | Обобщение по разделу «Чему учит экономика». | 1 | Комбинированный | Систематизировать и обобщить знания учащихся по разделу. | Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта | Фронтальный; индивидуальный | |
58 | Проверочная работа на тему «Чему учит экономика». | 1 | Комбинированный | Проверить знания по разделу | Фронтальный; индивидуальный | ||
Путешествие по городам и странам. (10ч) | |||||||
59 | Города золотого кольца России - слава и гордость страны. | 1 | Изучение нового материала | Города нашей Родины и ее достопримечательности. | Учащиеся должны знать \понимать: поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете | Фронтальный; индивидуальный | |
60 | Страны, граничащие с Россией - наши ближайшие соседи. | 1 | Изучение нового материала | Ознакомить с государствами – ближайшими соседями России. Практическая работа «Работа с картой» | Фронтальный; индивидуальный | ||
61 | Страны зарубежной Европы, их многообразие. Скандинавские страны | 1 | Северные европейские государства. Практическая работа «Работа с картой» | Фронтальный; индивидуальный | |||
62 | Страны зарубежной Европы, их многообразие. Бенилюкс. | 1 | Изучение нового материала | Ознакомить со странами Бенилюкса. Практическая работа «Работа с картой» | Фронтальный | ||
63 | Страны зарубежной Европы, их многообразие. Страны центральной Европы. | 1 | Изучение нового материала | Страны, расположенные в центре Европы. Практическая работа «Работа с картой» | Учащиеся должны уметь: показывать на карте изученные страны мира; | Фронтальный; индивидуальный | |
64 | Страны зарубежной Европы, их многообразие Франция и Великобритания | 1 | Изучение нового материала | Ознакомить с европейскими странами – Францией и Великобританией Практическая работа «Работа с картой» | использовать приобретенные знания и умения в практической жизни для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о нашей планете; использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта | Фронтальный; индивидуальный | |
65 | Страны на юге Европы. Греция и Италия | 1 | Изучение нового материала | Ознакомить с европейскими странами – Грецией, Италией. Практическая работа «Работа с картой» | Фронтальный; индивидуальный | ||
66 | Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран. | 1 | Изучение нового материала | Ознакомить со знаменитыми местами мира. Практическая работа «Работа с картой» | Фронтальный; индивидуальный | ||
67-68 | Обобщение по разделу «Путешествие по городам и странам». | 2 | Повторениеобобщение изученного | Систематизировать и обобщить знания учащихся по разделу. | Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической жизни для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о нашей планете | Фронтальный; индивидуальный |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Тематическое планирование по окружающему миру (3 класс) составлено на основе требований ФГОС и на основе программы общеобразовательных учреждений «Зеленый дом» Плешакова А.А.
Учебно-методический курс «Окружающий мир» авторов А. А. Плешакова и др. обеспечивает реализацию образовательного компонента «Окружающий мир» Базисного учебного плана. В курсе объединены вопросы обществоведческого, природоведческого и экологического характера.
Система учебных курсов «Зеленый дом» обеспечивает ознакомление младших школьников с окружающим миром, их естественно – научное и экологическое образование и включает курс «Мир вокруг нас» (3 класс). Отбор содержания учебного курса «Мир вокруг нас» осуществляется следующих ведущих идей: многообразие мира, экологическая целостность мира, уважение к миру.
В учебники включены разделы по этике, экономике, основам безопасности жизнедеятельности, страноведению и истории.
Для реализации программного содержания используются:
- Плешаков, А. А. Мир вокруг нас: учебник для 3 класса нач. школы ФГОС: в 2 ч. / А. А. Плешаков. -М.: Просвещение, 2012.
- Плешаков, А. А. Рабочие тетради № 1, № 2 к учебнику для 3 класса «Мир вокруг нас» ФГОС / А. А. Плешаков. - М.: Просвещение, 2012г.
- Контрольно – измерительные материалы ФГОС. Окружающий мир 3 класс, М.: «ВАКО», 2012 г.
- Итоговая аттестация. Окружающий мир 3 класс, Издательство «Экзамен», 2012г.
Количество часов в год - 68, в неделю - 2.
Цели и задачи, решаемые при реализации тематического планирования: развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи; освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе и в обществе; воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры; патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Планируемый уровень подготовки учащихся начальной школы:
наблюдение объектов окружающего мира, их устное описание, соотнесение полученных результатов с целью наблюдения (опыта); выявление с помощью сравнения отдельных признаков объектов; проведение простейших измерений разными способами с использованием соответствующих приборов и инструментов; работа с простейшими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов; работа с учебными и научно-популярными текстами и др.
К концу 3 класса учащиеся должны знать:
человек – часть природы и общества; что такое тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы; основные свойства воздуха и воды, круговорот воды в природе; основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии), группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери), съедобные и несъедобные грибы; взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы; взаимосвязи между природой и человеком; строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме; правила гигиены, основы здорового образа жизни; правила безопасного поведения в быту и на улице, основные дорожные знаки, правила противоположной безопасности, основы экологической безопасности; потребности людей, товары и услуги; роль природных богатств в экономике, основные отрасли сельского хозяйства и промышленности, роль денег в экономике, основы семейного бюджета; некоторые города России, их главные достопримечательности, страны, граничащие с Россией (с опорой на карту), страны зарубежной Европы, их столицы (с опорой на карту).
Учащиеся должны уметь:
распознавать природные объекты с помощью атласа – определителя, различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы; проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты; объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком; выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость, выполнять посильную работу по охране природы; выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи, обращаться с бытовым фильтром для очистки воды; владеть элементарными приемами чтения карты; приводить примеры городов России, стран – соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.
Метапредметные результаты
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
Предметные результаты
сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни; осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Содержание программы учебного года (68ч)
Как устроен мир (7 ч)
Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии — царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.
Человек — часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение — ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство — части общества. Человек — часть общества. Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология — наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.
Экскурсия: ознакомление с разнообразием природы, распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя, наблюдение изменений в природе, происходящих под влиянием человека.
Практические работы: посадка дерева или кустарника, изготовление кормушек для птиц.
Эта удивительная природа (21 ч)
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы. Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.
Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.).
Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.
Практические работы: обнаружение крахмала в продуктах питания; изучение свойств воды, очистка загрязненной воды с помощью фильтра; рассматривание плодов и семян растений, определение признаков их приспособленности к распространению ветром, животными; распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя.
Мы и наше здоровье (10 ч)
Организм человека. Органы и системы органов.
Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.
Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.
Практические работы: знакомство с внешним строением кожи; упражнения в оказании первой помощи при небольших повреждениях кожи; изучение содержания питательных веществ в различных продуктах (по информации на упаковках); подсчет ударов пульса.
Наша безопасность (8 ч)
Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.
Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.
Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме — источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза — опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.
Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
Экскурсия: знакомство с дорожными знаками в окрестностях школы.
Практическая работа: знакомство с устройством и работой бытового фильтра для воды.
Чему учит экономика (12 ч)
Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.
Природные богатства — основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство — отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи.
Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества в XXI веке.
Практические работы: рассматривание и определение образцов полезных ископаемых; знакомство с культурными растениями, составление устного описания рассмотренных растений; знакомство с современными российскими монетами.
Путешествие по городам и странам (10 ч)
Города Золотого кольца России — слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией,— наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.
Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).
Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.
Практическая работа: поиск и показ на карте изучаемых географических объектов.
Формы и средства контроля
Виды контроля | 1 триместр | 2 триместр | 3 триместр | Год |
Проверочных работ | 1 | 1 | 2 | 4 |
Практических работ | 6 | 4 | 9 | 19 |
Тестов | 21 | 22 | 22 | 65 |
Экскурсий | 1 | 1 | - | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно - тематическое планироваие по технологии 3 класс УМК "Школа России"
технология 3 класс (68часов.) Б.М . Неменский...
Календарно-тематическое поурочное планирование по английскому языку 3 класс Тер-Минасова С.Г.,Узунова Л.М., Сухина Е.И.
Предлагаю календарно-тематическое планирование по новым требованиям ФГОС....
Календарно-тематическое поурочное планирование по английскому языку 3 класс Тер-Минасова С.Г.,Узунова Л.М., Сухина Е.И.
Предлагаю календарно-тематическое планирование по новым требованиям ФГОС....
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-3” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, И.П. Костина, Е.В. Кузнецова
Каленарно тематическое планирование разработано на основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС-2) и Примерной программы начального общего образования ...
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год.
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год....
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год...
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по математике для III «Б» класса на 2018-2019 учебный год.
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо математике для III «Б» класса на 2018-2019 учебный год....