Органы чувств
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) на тему

Урок создан в технологии мастерских.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organy_chuvstv.docx26.45 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия

Тема: «Органы чувств»

Цель: формировать представления учащихся об органах чувств.

Задачи:

  •  Образовательные

Формировать представления о функциях органов чувств, их гигиене.

  •  Развивающие

Развивать умение работать с текстом.

Воспитательные

Воспитывать желание выполнять правила безопасного поведения; коммуникативные умения.

Этапы

Деятельность

Оборудование

Планируемый результат

Педагога

Учащихся

  1. Актуализация знаний и наблюдений учащихся

Индукция

- Посмотрите внимательно на слайд и попробуйте определить тему нашего занятия.

Записывают версии.

Слайд 1 - изображение органов чувств.

У каждого учащегося – лист бумаги.

Умение анализировать рисунки, обобщать информацию.

  1. Формирование групп

- По карточке найдите свою группу.

- О каких правилах надо помнить, работая в группе?

Объединяются в группы.

- Работаем в группе:

  • дружно
  • внимательно слушаем друг друга
  • не шумим

5 видов карточек у детей с изображением органов чувств: ухо, глаз, нос, язык, рука. 

Формирование 5 групп.

Умение формулировать правила работы в группе.

  1. Определение темы урока

Социоконструкция № 1

Социализация № 1

- Поделитесь в группе своими предположениями, попробуйте определить тему занятия. Запишите тему на листе бумаги.

Обмениваются предположениями, определяют тему занятия,

Демонстрируют от группы, записав её на листе бумаги.

В каждой группе - лист бумаги.

Слайд 2 – тема «Органы чувств»

Умение аргументировать свою точку зрения и координировать её с другими при выработке общего решения.

  1. Практическая работа

- Я приготовила для каждой группы предмет, который находится в банке. Вам надо узнать, что в банке.

а) - Из каждой группы должны выйти по одному человеку, с закрытыми глазами понюхать предмет и затем в группе рассказать всем, какой предмет нюхал.

б) – Из каждой группы должны выйти ещё по одному человеку и с  закрытыми глазами потрогать предмет, а затем в группе рассказать всем, какой предмет трогал.

в) – Следующие 5 человек должны с закрытыми глазами попробовать на вкус предмет и затем в группе рассказать всем, что это за предмет.

г) Ещё 5 человек посмотрите на предмет и расскажите в группе, что увидели.

Дети выходят по одному из каждой группы, нюхают, трогают, пробуют, смотрят, а затем в группе называют предмет.

В банках сахар, конфета, лук, соль, лимон.

Умение собирать информацию из собственных наблюдений; умение работать в группе.

  1. Составление характеристики предмета по заданному плану

- Запишите на листе бумаги характеристику предмета по плану.

- Один человек в каждой группе не нюхал, не трогал, не пробовал, не видел, а как же узнал, какой предмет.

Записывают характеристику по заданному плану.

- Рассказали, услышал.

Лист бумаги.

Слайд 3 - План

  1. По запаху –
  2. На ощупь –
  3. На вкус –
  4. Я увидел – 

Умение представлять результаты наблюдений по заданному плану.

  1. Выделение названий органов чувств

- Выберите из конверта  слова, которые помогли вам узнать предметы.

Выбирают и озвучивают от группы по одному названию.

В конверте № 1 карточки со словами:  ухо, кожа, кровь, печень,  глаз, язык, сердце, нос.

Слайд 4 - нос, кожа, язык, глаза, ухо.

Умение выбирать нужную информацию из карточек со словами; умение работать в группе.

  1. Соотнесение названий органов с действиями

- Выберите глаголы, которые подходят к этим словам.

Выбирают и озвучивают от группы по одному глаголу.

В конверте № 2 карточки со словами: увидел, пробовал, определял, услышал, трогал, нюхал, билось, чувствовал.

Слайд 5 –

нос - нюхал, кожа - трогал, язык - пробовал, глаза - видел, ухо - слышал.

Умение анализировать и выбирать нужную информацию.

  1. Введение новых понятий

- Соотнесите карточки из третьего конверта с карточками из первого конверта.

Обсуждают в группе, афишируют результат.

В конверте № 3 карточки: орган обоняния, орган осязания, орган вкуса, орган зрения, орган слуха.

Слайд 6 – нос – орган обоняния, кожа – орган осязания, язык – орган вкуса, глаза – орган зрения, уши – орган слуха.

Умение анализировать, сравнивать и классифицировать предметы окружающего мира и их характерные особенности.  

  1. Работа с научно-познавательными текстами

- Выберите себе текст, прочитайте его внимательно, постарайтесь запомнить, а затем по очереди расскажите в группе, о чём вы прочитали.

5 разных текстов об органах чувств (Приложение).

Умение точно, последовательно и полно передавать информацию; умение выступать перед аудиторией сверстников.

Освоение информации о всех органах чувств.

  1. Обобщение

- Какие органы чувств есть у человека? Что он узнаёт об окружающем мире с их помощью?

- Какой орган собирает и анализирует информацию о предметах окружающего мира, полученную с помощью органов чувств? Где находится? Как охранять?

- Какой самый важный орган у человека?

- Кто из вас слышал, что есть шестое чувство? Может, знаете, как оно называется?

Дети отвечают на вопросы.

- Интуиция.

Умение обобщать полученные знания, аргументировать свой ответ.

  1. Творческая работа

- Сочините в группе загадку о том органе чувств, название которого находится у вас в конверте.

Дети работают в группе – сочиняют загадку, а затем загадывают её остальным группам.

Каждая группа получает конверт № 4, в котором находится название какого-либо из органов чувств.

Умение творчески интерпретировать и обобщать информацию, полученную из разных источников.

  1. Итог занятия

Рефлексия

- Чему удивился? Что понял?

Учащиеся по желанию высказываются.

Умение рассказать о том, что было наиболее важным и значимым.

Приложение

Глаза – орган зрения

Больше всего информации об окружающем мире мы узнаём с помощью глаз. Они помогают нам различать цвет, форму и размеры предметов, их расположение. Благодаря зрению мы читаем книги, смотрим телепередачи, любуемся красотой природы. Глаза в первую очередь предупреждают нас об опасности. Глаза – словно окна в мир.

Уши – орган слуха

С помощью ушей человек слышит все те звуки, которыми наполнен мир. Особенно важно для нас слышать речь других людей. Ведь с помощью слов мы передаём друг другу свои мысли и знания. Чудесные звуки природы и музыки тоже очень нужны нам. Глаза ещё могут не видеть машины, трамвая, поезда, а уши уже предупреждают нас об их приближении.

Нос – орган обоняния

Обоняние – это способность человека чувствовать запахи. Многие приятные запахи доставляют нам радость: запах цветов, запах хвойного леса. Некоторые запахи как бы предупреждают об опасности. Например, об утечке газа из газовой плиты. Или о том, что пища испорчена, есть нельзя! И наоборот, приятный запах пищи вызывает аппетит.

Язык – орган вкуса

На языке расположены особые вкусовые сосочки. Благодаря им человек различает вкус пищи. Вкусную пищу человек съедает с аппетитом. Иногда по вкусу мы узнаём, что пища испорчена, и есть её нельзя. Слишком горячая пища обжигает язык, и мы почти не чувствуем её вкуса. Пища должна быть не горячей.

Кожа – орган осязания

Кожа может «рассказать» человеку о том, что его окружает. Гладкий предмет или шершавый, мягкий или твёрдый? Это можно определить на ощупь – с помощью кожи. С закрытыми глазами или в темноте можно узнать о размерах и форме предмета. Кожа предупреждает нас об опасности. Если ты прикоснулся к горячему предмету, тут же отдёргиваешь руку. Почему? Потому что кожа мгновенно подала сигнал: берегись, горячо! А на морозе она нам подсказывает: очень холодно, не обморозь пальцы! Способность человека чувствовать прикосновения, боль, тепло и холод называется осязанием. Кожа – орган осязания. Старайся не ранить кожу, не допускать ожогов, обморожения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка и презентация к уроку окружающего мира "Органы чувств".2 класс. Программа "ХХI век"

Этот урок проводится в форме игр, цель которых – уточнить представления школьников об органах чувств. Впервые слово чувство, которое дети слышали неоднократно и сами широко использовали, применяется к...

Конспект урока: " Что надо знать чтобы сохранить органы чувств здоровыми"

Урок-исследование по окружающему миру по системе Занкова с тестом, презентацией....

Конспект урока: " Что надо знать чтобы сохранить органы чувств здоровыми"

Урок-исследование по окружающему миру по системе Занкова с тестом, презентацией....

Тест по окружающему миру по теме "Материки", "Органы чувств". "УМК "Система Занкова" 2 класс.

Данный тест является контрольно-измерительным материалом по теме: "Материки", "Органы чувств". Используется учителем для индивидуальной проверки знаний учащихся по данной теме во 2 классе УМК "Система...

Новые знания о человеке. Органы чувств.

Новые знания о человеке. Органы чувств. Презентация к уроку окружающего мира. 4 класс. УМК `Система Л.В. Занкова`. MS Office PowerPoint 2007....

Конспект урока по теме "Органы чувств" 1 класс.

Конспект урока по теме "Органы чувств" УМК "Школа 2100" по требованиям ФГОС...

Урок"Наши помощники - органы чувств"

Интересный конспект урока. Урок - исследование....