УРОК по окружающему миру для 1 класса
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Бодрова Елена Анатольевна

Урок  «Почему идёт дождь и дует ветер»

Задачи урока: расширить и уточнить представления детей о дожде и ветре; раскрыть значение этих явлений для человека, растений, животных; объяснить причины их возникновения.

 

Планируемые достижения учащихся: научиться объяснять причины возникновения дождя и ветра.

 

Оборудование: учителя — воздушный шарик, свеча, тарелочка, вата, презентация.  У учащихся карточки со словами, две разные капельки дождя..

 

1.     Орг .момент

Прозвенел звонок, начинается урок!

Ножки на месте, ручки на месте,

Локти у края, спинка прямая.

 

2.     Эмоциональный настрой

      - Каким бы вы хотели видеть наш урок?

- Какие качества нужно проявить, что бы получился такой урок?

- Желаю всем на сегодняшнем уроке преодолеть новые ступеньки в познании окружающего мира.

 

3.     Повторение пройденного, введение в тему урока

Давайте вспомним, о чем говорили на прошлом уроке?

Что вы знаете про моря на луне?

Да это низменности,впадины.

Постанова проблемы.

Слайд 1

- как вы думаете, может ли на Луне идти дождь и дуть ветер?

Почему вы так думаете?

 

Совместное открытие нового.

А почему идет дождь и дует ветер  на Земле?

Вот сегодня на уроке мы проверим ваши предположения.

 

Ход урока

Часть 1. Дождь.

- А о чем мы сначала с вами поговорим отгадайте загадку.

Без пути и без дороги

Ходит парень длинноногий

В тучах прячется, во мгле,

Только ноги на земле (дождь) – слайд 2

 

Опыт 1

Ребята я 3 дня назад на окно поставила блюдечко с водой, и посмотрите, что случилось? Оно сухое. Почему? – слайд 3

 

Опыт 2

Итак, ребята у нас образовалось облако, а что происходит дальше посмотрите (опыт с ватой)

Когда капелек набирается много, туча становится тяжелой, капельки не могут удерживаться в небе и падают на землю. Вот и получается дождь. – слайд 3

 

 

 

Итог. – слайд 4

Итак, давайте по схеме еще раз объясним, почему идет дождь

 

Работа с учебником

Откройте учебник на стр.2. Сравним свой вывод с выводом мудрой черепахи.

 

Ребята, а какое у нас настроение, когда идет дождь, как мы одеваемся?

А в учебнике животные и растения почему то рады дождю. Почему?

 

Ребята, а какие бывают дожди?

Слайд 5,6,7

 

2 часть Ветер

- А знаете ли вы, почему дождь бывает косой? (дует ветер) – слайд 8

Ребята откуда появляется ветер? Почему он дует?

Давайте ответим на эти вопросы после небольших опытов.

 

Опыт 1.

-Сейчас мы с вами сделаем ветер. Помашите рукой у себя перед лицом.

-Что вы чувствуете? (ветерок)

-А откуда он взялся? (Мы заставили рукой воздух двигаться)

Хорошо.

 

Опыт 2.

-Но прежде скажите мне, где воздух теплее, в классе или на улице?

Открываю окно, дети наблюдают, что шарик улетел.

- Почему это произошло? (холодный воздух устремился в класс. А теплый воздух из класса)

 - Кто догадался, что же такое ветер? (это движущийся воздух)

 

Опыт 3.

Со свечой.

Учитель приоткрывает дверь класса и опускает зажженную свечу. Пламя свечи отклоняется внутрь комнаты, т.к. из коридора движется холодный воздух. Затем учитель медленно поднимает свечу кверху. Пламя отклоняется в сторону коридора. Это из класса выходит теплый воздух.

 

- Ребята, давайте сделаем вывод о том, как движется воздух. (теплый поднимается вверх, он легкий, а холодный устремляется на его место)

 

Работа с учебником

- А теперь давайте прочитаем в учебнике, что об этом говорит Мудрая Черепаха.

 

-Ребята, а знаете ли вы, что ветер может быть другом человека, но может и врагом? Слайд  9-10

(другом – приводит в движение ветряные мельницы, вырабатывает электричество, врагом – обрывает провода, валит деревья, срывает крыши с домов)

 

Какой же бывает ветер? Слайд 11

Выберите слова, с помощью которых можно описывать ветер._

 

Работа в тетради

Откройте тетр. на стр.

Посмотрим, какие ошибки допустил автор.

 

Итог

-Так почему же дует ветер?

 

Нахождение взаимосвязи

- Ребята как вы думаете, есть ли что-то общее в образовании дождя и ветра

А для того, чтобы ответить на вопрос отгадайте загадки:

Поливал усердно грядки,

С шумом окна промывал,

На крыльце потанцевал,

Побродил по крыше вволю

И ушел по лужам в поле.(дождь)

 

По полю рыщет,

Поет да свищет,

Деревья ломает,

К земле приклоняет.(ветер)

 

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он, невидимый, и все же

Без него мы жить не можем (воздух)

 

Над тобою, надо мною

Пролетел мешок с водою.

Наскочил на дальний лес-

Прохудился и исчез. \(туча)

 

(Дети с этими словами выходят к доске.)

Какие слова можно объединить в пару?

Дождь и туча, ветер и воздух.

Почему?

 

Молодцы! Угадайте еще одну загадку

Светит сверкает,

Всех согревает (солнце)

 

В какую группу можно поставить солнышко?

В природе все взаимосвязано, возьмитесь за руки.

 

 

Итог урока

Итак, что нового мы узнали сегодня на уроке?

Почему идет дождь?

Почему дует ветер?

Самооценка учащимися урока

-У вас на парте две капельки, одна грустная, а другая веселая. Дети,   выберите и приклейте на доску ту капельку, как вы себя чувствовали на уроке.

Капельки (весёлые, грустные)

- А сейчас ребята,  для вас подарок за хорошую работу на уроке, это клип про дождик.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок на районный конкурс

«Учитель года – 2011»

по предмету:

«Мир вокруг нас»

 

Почему идёт дождь и дует ветер

 

 

 

Подготовила и провела

учитель начальных классов

МОУ КСОШ №1

Бодрова Е.А.

 

 

 Урок  «Почему идёт дождь и дует ветер»

Задачи урока: расширить и уточнить представления детей о дожде и ветре; раскрыть значение этих явлений для человека, растений, животных; объяснить причины их возникновения.

 

Планируемые достижения учащихся: научиться объяснять причины возникновения дождя и ветра.

 

Оборудование: учителя — воздушный шарик, свеча, тарелочка, вата, презентация.  У учащихся карточки со словами, две разные капельки дождя..

 

1.     Орг .момент

Прозвенел звонок, начинается урок!

Ножки на месте, ручки на месте,

Локти у края, спинка прямая.

 

2.     Эмоциональный настрой

      - Каким бы вы хотели видеть наш урок?

- Какие качества нужно проявить, что бы получился такой урок?

- Желаю всем на сегодняшнем уроке преодолеть новые ступеньки в познании окружающего мира.

 

3.     Повторение пройденного, введение в тему урока

Давайте вспомним, о чем говорили на прошлом уроке?

Что вы знаете про моря на луне?

Да это низменности,впадины.

Постанова проблемы.

Слайд 1

- как вы думаете, может ли на Луне идти дождь и дуть ветер?

Почему вы так думаете?

 

Совместное открытие нового.

А почему идет дождь и дует ветер  на Земле?

Вот сегодня на уроке мы проверим ваши предположения.

 

Ход урока

Часть 1. Дождь.

- А о чем мы сначала с вами поговорим отгадайте загадку.

Без пути и без дороги

Ходит парень длинноногий

В тучах прячется, во мгле,

Только ноги на земле (дождь) – слайд 2

 

Опыт 1

Ребята я 3 дня назад на окно поставила блюдечко с водой, и посмотрите, что случилось? Оно сухое. Почему? – слайд 3

 

Опыт 2

Итак, ребята у нас образовалось облако, а что происходит дальше посмотрите (опыт с ватой)

Когда капелек набирается много, туча становится тяжелой, капельки не могут удерживаться в небе и падают на землю. Вот и получается дождь. – слайд 3

 

 

 

Итог. – слайд 4

Итак, давайте по схеме еще раз объясним, почему идет дождь

 

Работа с учебником

Откройте учебник на стр.2. Сравним свой вывод с выводом мудрой черепахи.

 

Ребята, а какое у нас настроение, когда идет дождь, как мы одеваемся?

А в учебнике животные и растения почему то рады дождю. Почему?

 

Ребята, а какие бывают дожди?

Слайд 5,6,7

 

2 часть Ветер

- А знаете ли вы, почему дождь бывает косой? (дует ветер) – слайд 8

Ребята откуда появляется ветер? Почему он дует?

Давайте ответим на эти вопросы после небольших опытов.

 

Опыт 1.

-Сейчас мы с вами сделаем ветер. Помашите рукой у себя перед лицом.

-Что вы чувствуете? (ветерок)

-А откуда он взялся? (Мы заставили рукой воздух двигаться)

Хорошо.

 

Опыт 2.

-Но прежде скажите мне, где воздух теплее, в классе или на улице?

Открываю окно, дети наблюдают, что шарик улетел.

- Почему это произошло? (холодный воздух устремился в класс. А теплый воздух из класса)

 - Кто догадался, что же такое ветер? (это движущийся воздух)

 

Опыт 3.

Со свечой.

Учитель приоткрывает дверь класса и опускает зажженную свечу. Пламя свечи отклоняется внутрь комнаты, т.к. из коридора движется холодный воздух. Затем учитель медленно поднимает свечу кверху. Пламя отклоняется в сторону коридора. Это из класса выходит теплый воздух.

 

- Ребята, давайте сделаем вывод о том, как движется воздух. (теплый поднимается вверх, он легкий, а холодный устремляется на его место)

 

Работа с учебником

- А теперь давайте прочитаем в учебнике, что об этом говорит Мудрая Черепаха.

 

-Ребята, а знаете ли вы, что ветер может быть другом человека, но может и врагом? Слайд  9-10

(другом – приводит в движение ветряные мельницы, вырабатывает электричество, врагом – обрывает провода, валит деревья, срывает крыши с домов)

 

Какой же бывает ветер? Слайд 11

Выберите слова, с помощью которых можно описывать ветер._

 

Работа в тетради

Откройте тетр. на стр.

Посмотрим, какие ошибки допустил автор.

 

Итог

-Так почему же дует ветер?

 

Нахождение взаимосвязи

- Ребята как вы думаете, есть ли что-то общее в образовании дождя и ветра

А для того, чтобы ответить на вопрос отгадайте загадки:

Поливал усердно грядки,

С шумом окна промывал,

На крыльце потанцевал,

Побродил по крыше вволю

И ушел по лужам в поле.(дождь)

 

По полю рыщет,

Поет да свищет,

Деревья ломает,

К земле приклоняет.(ветер)

 

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он, невидимый, и все же

Без него мы жить не можем (воздух)

 

Над тобою, надо мною

Пролетел мешок с водою.

Наскочил на дальний лес-

Прохудился и исчез. \(туча)

 

(Дети с этими словами выходят к доске.)

Какие слова можно объединить в пару?

Дождь и туча, ветер и воздух.

Почему?

 

Молодцы! Угадайте еще одну загадку

Светит сверкает,

Всех согревает (солнце)

 

В какую группу можно поставить солнышко?

В природе все взаимосвязано, возьмитесь за руки.

 

 

Итог урока

Итак, что нового мы узнали сегодня на уроке?

Почему идет дождь?

Почему дует ветер?

Самооценка учащимися урока

-У вас на парте две капельки, одна грустная, а другая веселая. Дети,   выберите и приклейте на доску ту капельку, как вы себя чувствовали на уроке.

Капельки (весёлые, грустные)

- А сейчас ребята,  для вас подарок за хорошую работу на уроке, это клип про дождик.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок на районный конкурс

«Учитель года – 2011»

по предмету:

«Мир вокруг нас»

 

Почему идёт дождь и дует ветер

 

 

 

Подготовила и провела

учитель начальных классов

МОУ КСОШ №1

Бодрова Е.А.

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».

     Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися  конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...

Урок по окружающему миру 2 класс. Тема "Страны мира"

Урок по окружающему миру 2 класс. Тема "Страны мира"...

Технологическая карта урока по окружающему миру, 3 класс. Тема.Страны и народы на политической карте мира.

Технологическая карта урока для 3 класса по окружающему миру по программе "Перспектива". Тема. Страны и народы на политической карте мира....

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"

Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям  ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"

На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....

Конспект урока по окружающему миру 4 класс( «Окружающий мир» А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая по программе "Перспектива") по теме «Век бед и побед»

Программа: ПерспективаПредмет: Окружающий мирУчебник: «Окружающий мир» А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая.Раздел: Путешествие по реке времени.Место урока в изучаемой теме: 18 урокВремя реализации ...