Лес - природное сообщество
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
Урок по окружающему миру по теме "Лес - природное сообщество".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
les-prirodnoe_soobshchestvo_okr._mir._4_kl.docx | 32.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира в 4 классе
Тема: Лес – природное сообщество
Цель урока: сформировать представления учащихся о лесе как природном сообществе.
Задачи:
Образовательные:
- ввести и разъяснить термин «природное сообщество»;
- познакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса; ролью грибов;
- определить практическое значение лесов в жизни человека.
Развивающая:
- развивать умение находить взаимосвязи в природе, в сообществе, распознавать растения и животных;
- развивать познавательную и творческую активность детей, умение рассуждать, обобщать.
Воспитательная:
- воспитывать любовь к природе, а также умение общаться, работать в группах.
Оборудование: учебник А.А.Плешакова. 4 класс; рабочая тетрадь по окружающему миру №1; карточки с заданиями, картинки с изображениями различных растений; презентация, компьютер, интерактивная доска, аудиозапись «Звуки леса», магнитофон.
Ход урока
I. Орг. часть
У: Здравствуйте, садитесь поудобнее.
- Как вы себя чувствуете?
- Какое у вас настроение?
(Дети показывают смайлики)
II. Актуализация знаний
У: Ребята, вы хотите узнать, о чём пойдёт речь на уроке?
Отгадайте загадки:
1) Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год? (Ель, сосна)
2) Это что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной,
И стоит среди травы
Уши больше головы? (Заяц)
3) Я под шапкою цветной
На ноге стою одной
У меня свои повадки:
Я всегда играю в прятки. (Гриб) СЛАЙД 2
У: Давайте, ребята, подумаем, что объединяет эти слова? (Лес) СЛАЙД 3
Послушайте стихотворение, в нём спрятана тема и цели урока.
Читает стихотворение ученик о лесе.
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои!
У: На какие вопросы найдём ответы?
Д: Мы сегодня будем говорить о лесе. Вспомним какие растения и животные встречаются в зоне лесов.
У: Что мы уже знаем про лесную зону, расскажем работая с карточками
Работа с карточками (работают в группах) СЛАЙД 5
а) Дополните текст
Лесная зона находится __________________ зоны тундры. Она обозначена___________________ цветом на карте природных зон. Зона лесов – самая ___________________ природная зона, которая располагается в ________________________ поясе. Лесная зона состоит из ______________ частей.
б) Исправьте ошибки в тексте
Тайга – это лиственный лес, он занимает наименьшую часть лесной зоны. В тайге холодная зима, лето холоднее, чем в тундре, поэтому здесь растут деревья, которые особенно требовательны к теплу: дуб, кедровая сосна, берёза, липа, клён, лиственница, ель, осина, пихта, сосна.
в) Продолжите предложения
В лесной зоне выделяют три части:____________________________
__________________________________________________________
Ближе к югу на смену смешанным лесам приходят __________________________________________________________
В широколиственных лесах лесах растут________________________ __________________________________________________________
В тайге обитают животные___________________________________ __________________________________________________________
Подведение итогов проверки знаний.
У: Лес не только для нашей забавы.
В нём – деревья, ягоды, травы.
Птицы, звери
И прочие твари
Учёные тоже работают тут,
Лес они сообществом зовут!
( на экране: Тема: Лес – природное сообщество) СЛАЙД 6
У: Как вы понимаете слово «СООБЩЕСТВО»?
Д: Сообща что-то, вместе…
У: Вот как Ожегов толкует в своём словаре это слово.
Работа со словарём.
СООБЩЕСТВО – группа растительных или животных организмов, живущих вместе. СЛАЙД 7
У: Какие растения мы можем встретить в лесу? (Ответы детей) СЛАЙД 8,9
- Дома вы должны были вспомнить, что даёт нам лес.
бумага | воздух | красота |
лекарство | Лес: | ткани |
ягоды, грибы
| строительные материалы | пушнина |
СЛАЙД 10
У: Очень богат и разнообразен русский лес. Замечали ли вы в лесу этажи? Учёные их называют ярусами. Мы с вами сказали, что в лесу растут деревья, кустарники, травы, мхи, грибы. Давайте с вами выясним, кто живёт на каждом из этажей? СЛАЙД 11
У вас на столах лежат изображения разнообразных растений. Рассмотрите их. Какие у них общие характерные особенности? Что их объединяет?
Идёт работа по группам «Угадай, кто я?»
1 группа – получают картинки ели, берёзы, осины, дуба, сосны
(картинки в конверте)
Д: характерные особенности – имеют один ствол, высокие, бывают лиственные и хвойные. Многолетние растения с крупным твёрдым стеблем. Это деревья.
2 группа – получают картинки малины, калины, бузины, смородины.
Д: Характерные особенности - имеют несколько стволиков, не такие высокие как деревья. Многолетние растения, у которых от общего края отходит несколько твёрдых стеблей. Это кустарники.
3 группа – получают картинки земляники, ландыша, одуванчика, мать-и-мачехи.
Д: Характерные особенности – растения с мягкими зелёными стеблями. Это травы.
У: Самый нижний ярус – это мхи и лишайники.
СЛАЙД 12
Деревья, кустарники, травы, мхи и лишайники образуют ярусы леса. Прочитайте в словаре, что значит ярус.
Ярус (по Ожегову) – ряд горизонтально расположенных предметов.
- Как же все эти разнообразные растения уживаются вместе? СЛАЙД 13
Д: Деревьям нужно много света, а кустарникам и травам требуется меньше, поэтому могут жить в тени деревьев.
У: Заполните таблицу 2-3 примерами ярусы леса (на карточках)
Деревья | Кустарники | Травянистые растения |
Физминутка «Прогулка в лес»
Дети по лесу гуляли,
(спокойный шаг на месте)
За природой наблюдали:
(рука под «козырёк», всматриваться вправо, влево, перед собой)
Вверх на солнце посмотрели,
И их всех лучи согрели.
(голову наклонить назад, улыбнуться, зажмуриться)
Ветер тихо клён качает,
(лёгкое покачивание всем туловищем)
Вправо, влево наклоняет (вращение руками),
Раз – наклон (согнуться вперёд)
И два – наклон (прогнуться назад),
Зашумел листвою клён.
(вращение руками над головой)
Работа по теме. Беседа.
У: Легко ли в лесу найти животных?
Д: Это не всегда удаётся делать сразу.
У: Почему?
Д: Животных в лесу меньше, чем растений, и они прячутся в листве деревьев, в траве.
У: Чем для животных является лес?
Д: Домом, в лесу находят пищу.
У: Какие животные встречаются в нашем крае?
СЛАЙД 15, 16 («Птицы», «Звери», «Насекомые»)
У птиц, зверьков в лесу есть свои этажи. Мыши, кроты, землеройки живут в корнях – в самом низу. Соловьи, тетерева вьют свои гнёзда прямо на земле. Дрозды устраивают свои гнёзда повыше, на кустарниках. Дятел, синица, совы живут в дуплах деревьев. А на самом верху селятся хищники: ястребы, орлы.
Вывод: Каждое животное имеет своё место обитания. СЛАЙД 17
У: Какую роль играют животные в жизни растений?
Д: Участвуют в размножении растений, переносят семена на шерсти, навоз (удобрение), отмершие животные участвуют в образовании почв
У: Какую роль играют растения в жизни животных?
Д: Растения являются средой обитания, жилищем для животных;
животные питаются растениями; отмершие растения участвуют в образовании почв.
Составьте 2-3 цепи питания (работа с тетрадями на печатной основе на стр. 77). Сильные уч-ся работают самостоятельно, более слабая – добавляет 2 звена (задание на карточках)
Кора дерева – жук-короед – дятел – ястреб
Листья дерева – гусеницы – муравьи – медведь
Ягоды земляники – улитки – лягушка – уж – лиса
Жёлуди – сойка - ястреб
У: Сделайте вывод. Могут ли животные жить без растений, а растения без животных?
Вывод: Одно звено не может существовать без другого.
Все обитатели леса живут совместно, тесно связаны
между собой.
Жизнь одних животных зависит от других. СЛАЙД 19
Нужны ли лесу грибы?
У: Мы забыли об одном обитателе леса:
И на горке, и под горкой
Под берёзой, и под ёлкой
Хороводами и в ряд
В шляпках молодцы стоят (Грибы) СЛАЙД 20
Загадки о грибах
1) На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу. (Опята)
2) Ходят в рыженьких беретах –
Осень в лес приносят летом.
Очень дружные сестрички,
Называются … (лисички).
3) А вот кто-то важный
На беленькой ножке.
Он с красною шляпкой,
На шляпке горошки. (Мухомор) СЛАЙД 21
- Какие ещё грибы знаете? СЛАЙД 22
На экране различные виды грибов.
- Какие грибы узнали?
Работа с учебником.
- Нужны ли лесу грибы? Ответ на этот вопрос можно найти в учебнике на стр. 179 в статье «Нужны ли лесу грибы?»
Чтение текста учебника учащимися самостоятельно.
У: Какую роль в жизни леса и животных играют грибы?
Д: Нити грибницы срастаются с корнями деревьев и помогают им всасывать из почвы воду с растворёнными в ней солями;
грибами питаются многие животные: олени, лоси, белки, сороки, слизни;
грибы способствуют разложению растительных остатков в лесу: пней, упавших стволов и веток, отмершей листвы.
Вывод: Растения в лесу живут ярусами. Животные делят между собой эти этажи: одни живут на деревьях, другие в кустах, третьи – на земле. Все живые организмы живут сообща. Значит лес – это сообщество.
СЛАЙД 23
Лес и человек
Есть такое правило:
Ты пошёл в гости к природе – не делай ничего, что счёл бы неприличным делать в гостях |
СЛАЙД 24 (СТР.1)
У: Зачем бы ты ни пришёл в лес – собрать лукошко грибов или просто полюбоваться красотой, помни: ты в гостях. Ты в чужом доме, где много своих жильцов и правил. Выполняй эти правила.
Творческая работа
Ученики составляют памятку «Заповеди юных защитников природы». Каждой группе даётся задание – написать правила поведения в данной ситуации.
Задание группе 1: на лесной опушке вы увидели много грибов.
Задание группе 2: вы набрели на земляничную поляну.
Задание группе 3: на поляне вы увидели красивые цветы.
Звучит аудизапись «Звуки леса». Под неё ученики в группах составляют памятки. (Памятка № 1 «Грибное лукошко», Памятка № 2 «Корзинка с ягодами», Памятка №3 «Букет цветов»)
Проверка работы (представитель от каждой группы зачитывает составленные правила )
Вывод : Человек должен вести себя в лесу так, чтобы не навредить природе.
Итог урока
Вы сегодня очень хорошо работали. Выполнили много разнообразных заданий. Теперь проведём итоги нашей с вами работы (оценка работ в группах).
Рефлексия
Приближается наш самый любимый праздник Новый год. Все украшают, наряжают ёлки. И мы с вами нарядим ёлочку. Если вам понравился урок, всё было понятно и легко – повесьте красный шарик. Если понравился урок, но не всё было понятно и интересно – жёлтый шарик. Если на уроке испытывал трудности, не всё было понятно – синий шарик.
Домашнее задание
Приготовить сообщение (по выбору детей)
- Насекомые просят защиты.
- Растения просят о помощи.
- Птицы, прилетайте!
Литература:
1. А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова. Окружающий мир. 4 класс. Учебник. 1 часть. 2010 г. М., Просвещение. 2010 г.
2. А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова. Окружающий мир. 4 класс. Рабочая тетрадь. 1 часть. М., Просвещение. 2010 г.
3. Е.М.Тихомирова. Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир»
к учебному комплекту А.А.Плешакова. 4 класс.
4. Газета «Начальная школа» Первое сентября. № 11-2011 г., № 1-2007 г.
5. Электронное приложение к газете «Начальная школа». Первое сентября.
№ 11-2011 г.
6. Интернет-ресурсы: dmpomraskin/uroz.ru>
Приложение
а) Дополните текст
Лесная зона находится __________________ зоны тундры. Она обозначена
___________________ цветом на карте природных зон. Зона лесов – самая
___________________ природная зона, которая располагается в ___________
_____________ поясе. Лесная зона состоит из ______________ частей.
б) Исправьте ошибки в тексте
Тайга – это лиственный лес, он занимает наименьшую часть лесной зоны.
В тайге холодная зима, лето холоднее, чем в тундре, поэтому здесь растут
деревья, которые особенно требовательны к теплу: дуб, кедровая сосна,
берёза, липа, клён, лиственница, ель, осина, пихта, сосна.
в) Продолжите предложения
В лесной зоне выделяют три части:___________________________________
_________________________________________________________________
Ближе к югу на смену смешанным лесам приходят _____________________
______________________.
В широколиственных лесах лесах растут ________________________________
______________________________________.
В тайге обитают животные ___________________________________________
__________________________________________________________________.
Памятка № 1 «Грибное лукошко»
При сборе грибов нельзя разрывать и раскидывать в стороны мох.
Ножки гриба нужно срезать ножом или вывернуть её из земли аккуратно,
чтобы не повредить грибницу. Незнакомые грибы нельзя брать – среди них могут быть ядовитые. Ядовитые грибы пригодятся животным, они ими лечатся.
Памятка № 2 «Корзинка с ягодами»
Собирать ягоды надо аккуратно, не топтать. Ягоды брать только спелые; зелёные ягоды невкусные и их придётся выбросить. Растения с корнем вырывать нельзя! Ягоды нельзя собирать все до одной – надо оставить птицам, которые ищут корм в природе.
Памятка № 3 «Букет цветов»
В сборе цветов должна быть мера. В конце прогулки можно сорвать совсем немного цветов, которые только начинают распускаться. Распустившиеся цветы быстро завянут. Но надо помнить, всё меньше и меньше остаётся цветов на наших лугах. Поэтому лучше цветы не рвать, а любоваться ими на природе.
Из словаря Ожегова
СООБЩЕСТВО – группа растительных или животных организмов, живущих вместе.
ЯРУС – ряд горизонтально расположенных предметов.
Растения нашего леса
Деревья | Кустарники | Травянистые растения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
4 класс. Окружающий мир. "Жизнь леса. Лес - природное сообщество"
Урок окружающего мира в 4 классе, на котором дети получают понятие о лесе, как природном сообществе. На данном уроке соответственно учебной программе учитель дает учащимся понятие "природное сообществ...
Учебно-практическая работа "Природное сообщество-аквариум"
Учебно-практические работы в системе УМК "Перспективная начальная школа" - замечательная находка создателей нашнй программы. Дети учатся осознавать, что знания без практики - ничто....
Презентация по теме "Луг -природное сообщество"
Данную презентацию можно использовать на уроке ознакомления с новыми знаниями. Создана к уроку "Природное сообщество-луг" по УМК "Перспективная начальная школа" в 3 классе...
конспект урока "Окружающего мира" в 4 классе по теме"Лес - природное сообщество. Жизнь леса"
Конспект урока с презентацией, который можно использовать при обобщение темы....
презентация к конспекту "Лес природное сообщество"
презентация к конспекту "Лес природное сообщество"...
Природное сообщество "Поле"
Урок окружающего мира призван на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию объективно существующих связей и зависимостей между природой, обществом и человеком. На уроке формирует...