Лес - природное сообщество
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Урок по окружающему миру по теме "Лес - природное сообщество". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл les-prirodnoe_soobshchestvo_okr._mir._4_kl.docx32.03 КБ

Предварительный просмотр:

               Урок окружающего мира в 4 классе

Тема: Лес – природное сообщество

Цель урока: сформировать представления учащихся о лесе как природном сообществе.

Задачи:

Образовательные:

-  ввести и разъяснить термин «природное сообщество»;

-  познакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса; ролью грибов;

-  определить практическое значение лесов в жизни человека.

Развивающая:

-  развивать  умение находить взаимосвязи в природе, в сообществе, распознавать растения и животных;

-  развивать познавательную и творческую активность детей, умение рассуждать, обобщать.

 Воспитательная:

-  воспитывать любовь к природе, а также умение общаться, работать в  группах.

Оборудование: учебник А.А.Плешакова. 4 класс;  рабочая тетрадь по окружающему миру №1; карточки с заданиями, картинки с изображениями различных растений; презентация, компьютер, интерактивная доска,  аудиозапись «Звуки леса», магнитофон.

                                         Ход урока

I.  Орг. часть

У: Здравствуйте, садитесь поудобнее.

- Как вы себя чувствуете?

- Какое у вас настроение?

(Дети показывают   смайлики)

II. Актуализация знаний

У: Ребята, вы хотите узнать, о чём пойдёт речь на уроке?

Отгадайте загадки:

1) Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год? (Ель, сосна)

2) Это что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной,

И стоит среди травы

Уши больше головы? (Заяц)

3) Я под шапкою цветной

На ноге стою одной

У меня свои повадки:

Я всегда играю в прятки. (Гриб)    СЛАЙД 2

У: Давайте, ребята, подумаем, что объединяет эти слова? (Лес)  СЛАЙД 3

Послушайте стихотворение, в нём спрятана тема и цели урока.

Читает стихотворение ученик о лесе.

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою

Ночью тёмной, грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Всё открой, не утаи:

Ты же видишь – мы свои!

У: На какие вопросы найдём ответы?

Д: Мы сегодня будем говорить о лесе. Вспомним какие растения и животные встречаются в зоне лесов.

У: Что мы уже знаем про лесную зону, расскажем работая с карточками

 Работа с карточками (работают в группах)   СЛАЙД 5

а) Дополните текст

Лесная зона находится __________________   зоны тундры. Она обозначена___________________ цветом на карте природных зон. Зона лесов – самая  ___________________ природная зона, которая располагается в ________________________   поясе. Лесная зона состоит из ______________ частей.

б) Исправьте ошибки в тексте

Тайга – это лиственный лес, он занимает наименьшую часть лесной зоны.       В тайге холодная зима, лето холоднее, чем в тундре, поэтому здесь растут деревья, которые особенно требовательны к теплу: дуб, кедровая сосна, берёза, липа, клён, лиственница, ель, осина, пихта, сосна.

в) Продолжите предложения

В лесной зоне выделяют три части:____________________________

__________________________________________________________

Ближе к югу на смену смешанным лесам  приходят __________________________________________________________

В широколиственных лесах лесах растут________________________ __________________________________________________________

В тайге обитают животные___________________________________ __________________________________________________________

Подведение итогов проверки знаний.

У: Лес не только для нашей забавы.

В нём – деревья, ягоды, травы.

Птицы, звери

И прочие твари

Учёные тоже работают тут,

Лес они сообществом зовут!

         ( на экране: Тема: Лес – природное сообщество)  СЛАЙД 6

У: Как вы понимаете слово «СООБЩЕСТВО»?

Д: Сообща что-то, вместе…

У: Вот как Ожегов толкует в своём словаре это слово.

Работа со словарём.

СООБЩЕСТВО – группа растительных или животных организмов, живущих вместе.  СЛАЙД 7

У: Какие растения мы можем встретить в лесу? (Ответы детей)  СЛАЙД 8,9

- Дома вы должны были вспомнить, что даёт нам лес.

             бумага

              воздух

         красота

            лекарство

                Лес:

            ткани

         ягоды, грибы        

           

       строительные    

         материалы

         пушнина

                                                                                                                        СЛАЙД 10

У: Очень богат  и разнообразен русский лес. Замечали ли вы в лесу этажи? Учёные их называют ярусами. Мы с вами сказали, что в лесу растут деревья, кустарники, травы, мхи, грибы. Давайте с вами выясним, кто живёт на каждом из этажей?                                                                       СЛАЙД 11

    У вас на столах лежат изображения разнообразных растений. Рассмотрите их.  Какие у них общие характерные особенности? Что их объединяет?

Идёт работа по группам «Угадай, кто я?»

    1 группа – получают  картинки ели, берёзы, осины, дуба, сосны

(картинки в конверте)

Д: характерные особенности – имеют один ствол, высокие, бывают лиственные и хвойные. Многолетние растения с крупным твёрдым стеблем. Это деревья.

2 группа – получают картинки малины, калины, бузины, смородины.

Д: Характерные особенности  - имеют несколько стволиков, не такие высокие как деревья. Многолетние растения, у которых от общего края отходит несколько твёрдых стеблей. Это кустарники.

3 группа – получают картинки земляники, ландыша, одуванчика, мать-и-мачехи.

Д: Характерные особенности – растения с мягкими зелёными стеблями. Это травы.

У: Самый нижний ярус – это мхи и лишайники.

 СЛАЙД 12

Деревья, кустарники, травы, мхи и лишайники образуют ярусы леса. Прочитайте в словаре, что значит ярус.

Ярус (по Ожегову) – ряд горизонтально расположенных предметов.

- Как же все эти разнообразные растения уживаются вместе?    СЛАЙД 13

Д: Деревьям нужно много света, а кустарникам и травам требуется меньше, поэтому могут жить в тени деревьев.

У: Заполните таблицу 2-3 примерами ярусы леса (на карточках)

             Деревья

            Кустарники

Травянистые растения

                                     Физминутка «Прогулка в лес»

                                           Дети по лесу гуляли,  

(спокойный шаг на месте)

                                          За природой наблюдали:

(рука под «козырёк», всматриваться вправо, влево, перед собой)

                                          Вверх на солнце посмотрели,

                                          И их всех лучи согрели.

(голову наклонить назад, улыбнуться, зажмуриться)

                                          Ветер тихо клён качает,

(лёгкое покачивание всем туловищем)

                                          Вправо, влево наклоняет (вращение руками),

                                          Раз – наклон (согнуться вперёд)

                                          И два – наклон (прогнуться назад),

                                          Зашумел листвою клён.

(вращение руками над головой)

Работа по теме. Беседа.

У: Легко ли в лесу найти животных?

Д: Это не всегда удаётся делать сразу.

У: Почему?

Д: Животных в лесу меньше, чем растений, и они прячутся в листве деревьев, в траве.

У: Чем для животных является лес?

Д: Домом, в лесу находят пищу.

У: Какие животные встречаются в нашем крае?

СЛАЙД 15, 16 («Птицы», «Звери», «Насекомые»)

 У птиц, зверьков в лесу есть свои этажи. Мыши, кроты, землеройки живут в корнях – в самом низу. Соловьи, тетерева вьют свои гнёзда прямо на земле. Дрозды устраивают свои гнёзда повыше, на кустарниках. Дятел, синица, совы живут в дуплах деревьев. А на самом верху селятся хищники: ястребы, орлы.

Вывод: Каждое животное имеет своё место обитания. СЛАЙД 17

У: Какую роль играют животные в жизни растений?

Д: Участвуют в размножении растений, переносят семена на шерсти, навоз (удобрение), отмершие животные участвуют в образовании почв

У: Какую роль играют растения в жизни животных?

Д: Растения являются средой обитания, жилищем для животных;

животные питаются растениями; отмершие растения участвуют в образовании почв.

Составьте 2-3 цепи питания (работа  с тетрадями на печатной основе на стр. 77). Сильные уч-ся работают самостоятельно, более слабая – добавляет 2 звена (задание на карточках)

Кора дерева – жук-короед – дятел – ястреб

Листья  дерева – гусеницы – муравьи – медведь

Ягоды земляники – улитки – лягушка – уж – лиса

Жёлуди – сойка - ястреб

У: Сделайте вывод. Могут ли животные жить без растений, а растения без животных?

Вывод: Одно звено не может существовать без другого.

               Все обитатели леса живут совместно, тесно связаны  

               между собой.

               Жизнь одних животных зависит от других.   СЛАЙД 19

                                        Нужны ли лесу грибы?

У: Мы забыли об одном обитателе леса:

                                        И на горке, и под горкой

                                        Под берёзой, и под ёлкой

                                        Хороводами и в ряд

                                        В шляпках молодцы стоят (Грибы)   СЛАЙД 20

Загадки о грибах

     1)  На пеньках растут в лесу,

           Как веснушки на носу. (Опята)

 

     2)  Ходят в рыженьких беретах –

          Осень в лес приносят летом.  

          Очень дружные сестрички,

          Называются … (лисички).

     3) А вот кто-то важный

          На беленькой ножке.

          Он с красною шляпкой,

          На шляпке горошки. (Мухомор) СЛАЙД 21

- Какие ещё грибы знаете?  СЛАЙД  22

На экране различные виды грибов.

- Какие грибы узнали?

 Работа с учебником.

- Нужны ли лесу грибы?   Ответ на этот вопрос можно найти в учебнике на стр. 179 в статье «Нужны ли лесу грибы?»

Чтение текста учебника учащимися самостоятельно.

У: Какую роль в жизни леса и животных играют грибы?

Д: Нити грибницы срастаются с корнями деревьев и помогают им всасывать из почвы воду с растворёнными в ней солями;

грибами питаются многие животные: олени, лоси, белки, сороки, слизни;

грибы способствуют разложению растительных остатков в лесу: пней, упавших стволов и веток, отмершей листвы.

Вывод: Растения в лесу живут ярусами. Животные делят между собой эти этажи: одни живут на деревьях, другие в кустах, третьи – на земле. Все живые организмы живут сообща. Значит лес – это сообщество.

 СЛАЙД 23

                                             

 Лес и человек

Есть такое правило:

 Ты пошёл в гости к природе – не делай ничего, что счёл бы неприличным делать в гостях

СЛАЙД 24 (СТР.1)

 У: Зачем бы ты ни пришёл в лес – собрать лукошко грибов или просто полюбоваться красотой, помни: ты в гостях. Ты в чужом доме, где много своих жильцов и правил. Выполняй эти правила.

Творческая работа

Ученики составляют памятку «Заповеди юных защитников природы». Каждой группе даётся задание – написать правила поведения в данной ситуации.

Задание группе 1: на лесной опушке вы увидели много грибов.

Задание группе 2: вы набрели на земляничную поляну.

Задание группе 3: на поляне вы увидели красивые цветы.

      Звучит аудизапись «Звуки леса». Под неё ученики в группах составляют памятки. (Памятка № 1 «Грибное лукошко», Памятка № 2 «Корзинка с ягодами», Памятка №3 «Букет цветов»)

     Проверка работы (представитель от каждой группы зачитывает составленные правила )

Вывод : Человек должен вести себя в лесу так, чтобы не навредить природе.

Итог урока

  Вы сегодня очень хорошо работали. Выполнили много разнообразных заданий. Теперь проведём итоги нашей с вами работы (оценка работ в группах).

Рефлексия

   Приближается наш самый любимый праздник Новый год. Все украшают, наряжают ёлки. И мы с вами нарядим ёлочку. Если вам понравился урок, всё было понятно и легко – повесьте красный шарик. Если понравился урок, но не всё было понятно и интересно – жёлтый шарик. Если на уроке испытывал трудности, не всё было понятно – синий шарик.

Домашнее задание

Приготовить сообщение (по выбору детей)

- Насекомые просят защиты.

- Растения просят о помощи.

- Птицы,  прилетайте!

Литература:

1. А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова.  Окружающий мир. 4 класс. Учебник. 1 часть. 2010 г. М., Просвещение. 2010 г.

2. А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова. Окружающий мир. 4 класс. Рабочая тетрадь. 1 часть. М., Просвещение. 2010 г.

 3. Е.М.Тихомирова. Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир»

к учебному комплекту А.А.Плешакова. 4 класс.

4. Газета «Начальная школа»  Первое сентября. № 11-2011 г., № 1-2007 г.

5. Электронное приложение к газете «Начальная школа». Первое сентября.

№ 11-2011 г.

6. Интернет-ресурсы: dmpomraskin/uroz.ru>

       

                                                                                                     

                                                                                                             

                                                                                                                         Приложение

а) Дополните текст

Лесная зона находится __________________   зоны тундры. Она обозначена

___________________ цветом на карте природных зон. Зона лесов – самая

___________________ природная зона, которая располагается в ___________

_____________   поясе. Лесная зона состоит из ______________ частей.

б) Исправьте ошибки в тексте

Тайга – это лиственный лес, он занимает наименьшую часть лесной зоны.  

 В тайге холодная зима, лето холоднее, чем в тундре, поэтому здесь растут

деревья, которые особенно требовательны к теплу: дуб, кедровая сосна,

берёза, липа, клён, лиственница, ель, осина, пихта, сосна.

в) Продолжите предложения

В лесной зоне выделяют три части:___________________________________

_________________________________________________________________

Ближе к югу на смену смешанным лесам приходят _____________________

______________________.

В широколиственных лесах лесах растут ________________________________

______________________________________.

В тайге обитают животные ___________________________________________

__________________________________________________________________.

Памятка № 1 «Грибное лукошко»

При сборе грибов нельзя разрывать и раскидывать в стороны мох.

Ножки гриба нужно срезать ножом или вывернуть её из земли аккуратно,

чтобы не повредить грибницу. Незнакомые грибы нельзя брать – среди них могут быть ядовитые. Ядовитые грибы пригодятся животным, они ими лечатся.

Памятка № 2 «Корзинка с ягодами»

Собирать ягоды надо аккуратно, не топтать. Ягоды брать только спелые; зелёные ягоды невкусные и их придётся выбросить. Растения с корнем вырывать нельзя! Ягоды нельзя собирать все до одной – надо оставить птицам, которые ищут корм в природе.

Памятка № 3 «Букет цветов»

В сборе цветов должна быть мера. В конце прогулки можно сорвать совсем немного цветов, которые только начинают распускаться. Распустившиеся цветы быстро завянут. Но надо помнить, всё меньше и меньше остаётся цветов на наших лугах. Поэтому лучше цветы не рвать, а любоваться ими на природе.

Из словаря Ожегова

СООБЩЕСТВО – группа растительных или животных организмов, живущих вместе.

 ЯРУС – ряд горизонтально расположенных предметов.                             

         

                                      Растения нашего леса    

 

             Деревья

       Кустарники

        Травянистые

          растения

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

4 класс. Окружающий мир. "Жизнь леса. Лес - природное сообщество"

Урок окружающего мира в 4 классе, на котором дети получают понятие о лесе, как природном сообществе. На данном уроке соответственно учебной программе учитель дает учащимся понятие "природное сообществ...

Учебно-практическая работа "Природное сообщество-аквариум"

Учебно-практические работы в системе УМК "Перспективная начальная школа" - замечательная находка создателей нашнй программы. Дети учатся осознавать, что знания без практики - ничто....

Презентация по теме "Луг -природное сообщество"

Данную презентацию можно использовать на уроке ознакомления с новыми знаниями. Создана к уроку "Природное сообщество-луг" по УМК "Перспективная начальная школа" в 3 классе...

конспект урока "Окружающего мира" в 4 классе по теме"Лес - природное сообщество. Жизнь леса"

Конспект урока с презентацией, который можно использовать при обобщение темы....

презентация к конспекту "Лес природное сообщество"

презентация к конспекту "Лес природное сообщество"...

Природное сообщество "Поле"

Урок окружающего мира призван на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию объективно существующих связей и зависимостей между природой, обществом и человеком. На уроке формирует...