Государственная символика России
план-конспект занятия по окружающему миру (1 класс) по теме

Данный материал поможет педагогу организовать урок, классный час по теме "Государственные символы России". В представленном материале можн оузнать историю происхождения символов, их значение, область применения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gossimvolika_rossii.docx25.17 КБ
Office presentation icon gosudarstvennaya_simvolika_rossii.ppt1.78 МБ

Предварительный просмотр:

Цели  урока :

Образовательные :

  • Познакомить с государственной символикой России : флагом, гербом, гимном;
  • Познакомить с символикой школы.

Развивающие:

  • Расширить представления детей о стране, в которой они живут;
  • Сформировать первоначальные представления детей о государственной символике.

Воспитательные:

  • Воспитывать чувство патриотизма;
  • Воспитывать любовь к родному краю, Родине;
  • Продолжить обучение работе в парах.

Оборудование:

  • У учащихся:
  • Красный фломастер, клей, ручка, лист А4,
  • Изображение герба, гимна, карта России,
  • Заголовок «Государственная символика России»

  • У учителя:
  • Компьютер,
  • Мультимедиа установка.

ХОД УРОКА

  1. Орг.момент.

  - Ребята, у нас сегодня необычный урок: присутствуют гости. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь друг другу и нашим гостям.

  1. Вводная беседа.

А) Просмотр слайдов с изображением русской природы (слайд 2, 3, 4).

    Чтение стихотворения И.С.Никитина.

И поля цветут, и леса шумят,

И лежат в земле груды золота.

И во всех концах света белого

Про тебя идет слава громкая.

И уж есть за что, Русь могучая,

Полюбить тебя, назвать матерью.

  - Почему поэт называет Русь матерью?

  -Вспомните пословицы о Родине.

  - Запишите одну пословицу на строку в верхней части информационного листа.

  - Прочитайте пословицу.

  - Одна у человека мать, одна у него Родина.

  - Нет в мире краше Родины нашей.

  - Всякому мила своя сторона.

  - Везде хорошо, но милее Родины нет.

  - На чужой стороне и весна не красна.

  - А как называется наша Родина?

  - Наша Родина – Россия.

   

(слайд 5)

  - Россия – государство с самой большой территорией. Просторы России располагаются северных морей до высоких гор на юге, от соседних государств – Украины и Белоруссии на западе и до Тихого океана на востоке. От соседних государств Россия отделена морскими и сухопутными границами. Их охраняет армия.

    У вас на партах лежат карты. Найдите сухопутные границы России, обведите их красным фломастером. Карту приклейте в верхний левый угол газеты.

  Б) Определение цели урока.

   -  Каждому человеку нашей страны дорога Россия, ее славная история, ее древние символы.

   -  Догадайтесь, о каких символах идет речь:

  • Прикрепленное к древку или шнуру полотнище определенного цвета или нескольких цветов (флаг);
  • Эмблема государства, города, сословия, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других официальных документах (герб);
  • Торжественная песня, принятая как символ государственного или социального единства(гимн).

(слайд 6)

  - как вы думаете, есть ли у России перечисленные символы?

  - Конечно, вы правы, есть. О них мы сегодня узнаем более подробно и составим наш информационный лист.

  - Какой заголовок ему дадим?

  - Заголовок приклейте в центре под картой.

  1. Государственная символика России.

1.  Все о гербе

(слайд 7)

-  Рассмотрим герб.

-  Что изображено на гербе?

-  Двуглавый орел с поднятыми крыльями.

-  Русское государство было образовано при князе Иване III. В старину непременной частью вооружения воинов являлся щит, на котором изображался личный родовой знак. Со временем такие знаки стали передаваться по наследству от отца к сыну. Так возникали первые гербы. Раньше у каждого князя был свой герб, а когда Иван III объеденил русские княжества в одно большое государство, то у нового русского государства появился свой, новый герб.

   Иван III женился на дочери императора Византии – очень сильного и богатого государства. На гербе Византии был изображен орел, как символ непобедимости и силы, поэтому Иван III решил, что и на гербе России тоже должен быть орел, чтобы все знали, что Россия – сильная страна.

-  Но почему у орла две головы?

-  Двуглавый орел, охраняя государство, смотрит и на запад, и на восток.

-  Корона на голове орла – символ законности, означающий, что страна живет по законам чести и справедливости.

       (слайд 8)

В одной лапе орла  скипетр, а в другой – золотой шар, который называют – держава. Скипетр – символ власти. Держава – символ могущества страны.

Нашему российскому гербу очень много лет. Уже давно не правит страной царь, но корона, скипетр и держава напоминают нам о том, что Россия – древняя и могучая страна.

    (слайд 9)

   В центре герба – еще один герб.

Это герб Москвы. На нем изображен Георгий Победоносец – святой, особо почитаемый на Руси. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему убить дракона. Ужасный черный змий – это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами. Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.

-  У вас на парте лежит герб России, приклейте его в нижний левый угол листа.

Физминутка

Жура – жура – журавель!

Облетел он сто земель.

Облетал, обходил,

Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля:

- «Где же лучшая земля?»

Отвечал он , пролетая:

- «Лучше нет родного края!»

2. Все о флаге.

   (слайд 10)

  - У каждой страны обязательно есть не только герб, но и флаг. Под флагом сражаются за независимость своей страны воины, его поднимают во время спортивных побед, вывешивают во время праздников.

  - Флаги как символы независимого государства появились значительно позже первых гербовых эмблем. На Руси , после крещения в Х веке, боевые стяги из знамена были в прямом смысле священными, так как на них изображались лики Спасителя, Богородицы и святых, и они освящались как иконы.

Цвета нынешнего государственного флага Российской Федерации: белый – синий – красный появились на флагах страны еще в начале ХVII века в роли государственных цветов. (Но официально Петр I в 1705 г. ввел эти цвета как цвета флага российского торгового флота) Сейчас мы перенесемся в далекое прошлое и представим, как это могло происходить.

Инсценируется сценка «Как зарождались российские флаги»

Выходит царь со свитой.

Царь (рассматривая флаги): Червонный (красный)для нас означает отвагу, героизм, мужество, смелость.

   Белый – мир, чистоту, правду.

   Лазоревый (голубой) – небо, вера, честность.

  (Обращаясь к писарю) Пиши указ: прислать ткани червчатой, белой и лазоревой. (Царь и свита удаляются)

   - Возможно, так царь утвердил государственными цветами российского флага красный, синий, белый.

  - Откройте учебник на странице 16,найдите и прочитайте сообщение о флаге.

  - Сколько цветов на российском флаге?

  - Назовите их по порядку, начиная с верхнего.

  - Нарисуйте флаг справа от герба и раскрасьте его.

3. Все о гимне.

(слайд 11)

  - У каждого государства обязательно есть и свой гимн.

  - Что такое гимн?

   - Гимн – торжественная песня, прославляющая свою страну.

  - прочитаем о гимне на 17 странице учебника.

(слайд 12)

  - С 1 января 2001г. российские политики окончательно утвердили государственный гимн России на слова С.В.Михалкова и музыку А.В.Александрова.

  - У вас есть и гимн, приклейте его справа от флага, подпишите авторов слов и музыки.

  - Назовите автора слов.

  - Кто автор музыки?

  -  При исполнении гимна все обязательно встают, а мужчины снимают головные уборы.

  - Прошу всех встать.

Прослушивается гимн обязательно стоя.

(слайд 13,14)

4. Итог.

  - Информационный лист составлен.Поднимите его, покажите друг другу и нашим гостям.

  - Расскажите, какую информацию содержит наш лист.

Что вы узнали о государственных символах России?

5. О гербе и гимне школы.

  - Как вы думаете, а школу можно назвать государством?

   - Действительно, школа – это тоже наше маленькое государство, мы – его жители. Здесь мы учимся и работаем.

Как и в каждом государстве, в нашей школе есть свои герб и гимн.

(слайд 16)

Герб школы, он перед вами, был выбран советом старшеклассников на конкурсной основе.

   (слайд 17, 18)

  - Слова гимна написала учительница нашей школы Маргарита Викторовна Белова на музыку А. Пахмутовой.

  - Исполним гимн школы. \гимн исполняется стоя \

IV. Итог урока.

  - На нашей планете много разных государств. Есть большие по площади, есть и крошечные, но каждый человек, являясь гражданином той или иной страны, гордится своей родиной, любит ее, старается сделать все возможное, чтобы она стала еще богаче и прекраснее. И хотя вы еще маленькие дети, но уже являетесь гражданами большого и могучего государства, имя которому Россия.

   -  Пройдет немного времени, вы станете взрослыми, будете работать, преумножая величие и могущество нашей страны, защищая ее от возможных невзгод и неприятностей, заботясь о ней, как о матери. Возможно, кто-то из вас станет крупным руководителем или даже президентом страны. И тогда вам придется решать многие трудные проблемы, но самая главная задача всех людей на Земле – помнить о том, что стран на свете много, а дом у нас один, общий, который называется – планета Земля. Все мы на ней должны жить как добрые друзья, уважая традиции, культуру, обычаи разных стран и народов, помогая в беде и делясь радостями, как живут добрые соседи.

     (слайд 17)

   Помните: любить Россию надо не за то, что она велика, а за то, что она твоя Родина.

САМОАНАЛИЗ УРОКА

К уроку окружающего мира во 2 классе по УМК «Гармония» составлена презентация «Государственная символика России».

Форма урока была выбрана с целью повышения школьной мотивации, формирования познавательной активности.

        Мною были поставлены следующие цели:

Образовательные:

  • Познакомить с государственной символикой России: флагом, гербом, гимном;
  • Познакомить с символикой школы.

Развивающие:

  • Расширить представления детей о стране, в которой они живут;
  • Сформировать первоначальные представления детей о государственной символике.

Воспитательные:

  • Воспитывать чувство патриотизма;
  • Воспитывать любовь к родному краю, Родине;
  • Продолжить обучение работы в парах.

Для достижения целей урока были использованы инновационные технологии – мультимедиапроектор, элементы проектной деятельности, элементы театральной педагогики, работа в парах.

Структура урока выстроена рационально, этапы урока четко определены. В ходе урока чередовались беседа, работа над созданием информационного листа.

Своевременно проведенная физминутка позволила снять напряжение, усталость.

В процессе занятия поддерживалась доброжелательная атмосфера, в парах дети работали дружно, слаженно.

Я считаю, что поставленных целей урок достиг, информационный лист создан, учащиеся свободно объясняют свою работу.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие. Государственная символика России.

Конспект внеклассного мероприятия....

конспект урока окружающий мир "Государственная символика России"

Конспект урока по окружающему миру  4 класс УМК "Перспективная начальная школа"...

Мы живем в Российском государстве. Государственная символика России"

Познакомить с символами Российского государства, его государственной символикой;содействовать формированию коллективной деятельности (работа в группах);способствовать развитию умения анализировать, об...

Государственная символика России

Одной из актуальных тем классных часов в начальной школе являются темы, связанные с государственной символикой Российской Федерации.  Предлагаемая разработка ориентирована на младший...

Статья "Воспитание патриотизма у младших школьников через ознакомление с государственной символикой России"

Государственная символика является частью истории и культуры страны.            Любовь к Родине, понимание неповторимости и богатства культурных ...

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИМВОЛИКА РОССИИ И СССР (3 класс)

Классный час. Цели: актуализация знаний учащихся о государственной символике РФ, об истории и значении символов в гербе и флаге РФ; воспитание патриотических чувств.Оборудование: изображение флаг...