Государственная символика России
план-конспект занятия по окружающему миру (1 класс) по теме
Данный материал поможет педагогу организовать урок, классный час по теме "Государственные символы России". В представленном материале можн оузнать историю происхождения символов, их значение, область применения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gossimvolika_rossii.docx | 25.17 КБ |
gosudarstvennaya_simvolika_rossii.ppt | 1.78 МБ |
Предварительный просмотр:
Цели урока :
Образовательные :
- Познакомить с государственной символикой России : флагом, гербом, гимном;
- Познакомить с символикой школы.
Развивающие:
- Расширить представления детей о стране, в которой они живут;
- Сформировать первоначальные представления детей о государственной символике.
Воспитательные:
- Воспитывать чувство патриотизма;
- Воспитывать любовь к родному краю, Родине;
- Продолжить обучение работе в парах.
Оборудование:
- У учащихся:
- Красный фломастер, клей, ручка, лист А4,
- Изображение герба, гимна, карта России,
- Заголовок «Государственная символика России»
- У учителя:
- Компьютер,
- Мультимедиа установка.
ХОД УРОКА
- Орг.момент.
- Ребята, у нас сегодня необычный урок: присутствуют гости. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь друг другу и нашим гостям.
- Вводная беседа.
А) Просмотр слайдов с изображением русской природы (слайд 2, 3, 4).
Чтение стихотворения И.С.Никитина.
И поля цветут, и леса шумят,
И лежат в земле груды золота.
И во всех концах света белого
Про тебя идет слава громкая.
И уж есть за что, Русь могучая,
Полюбить тебя, назвать матерью.
- Почему поэт называет Русь матерью?
-Вспомните пословицы о Родине.
- Запишите одну пословицу на строку в верхней части информационного листа.
- Прочитайте пословицу.
- Одна у человека мать, одна у него Родина.
- Нет в мире краше Родины нашей.
- Всякому мила своя сторона.
- Везде хорошо, но милее Родины нет.
- На чужой стороне и весна не красна.
- А как называется наша Родина?
- Наша Родина – Россия.
(слайд 5)
- Россия – государство с самой большой территорией. Просторы России располагаются северных морей до высоких гор на юге, от соседних государств – Украины и Белоруссии на западе и до Тихого океана на востоке. От соседних государств Россия отделена морскими и сухопутными границами. Их охраняет армия.
У вас на партах лежат карты. Найдите сухопутные границы России, обведите их красным фломастером. Карту приклейте в верхний левый угол газеты.
Б) Определение цели урока.
- Каждому человеку нашей страны дорога Россия, ее славная история, ее древние символы.
- Догадайтесь, о каких символах идет речь:
- Прикрепленное к древку или шнуру полотнище определенного цвета или нескольких цветов (флаг);
- Эмблема государства, города, сословия, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других официальных документах (герб);
- Торжественная песня, принятая как символ государственного или социального единства(гимн).
(слайд 6)
- как вы думаете, есть ли у России перечисленные символы?
- Конечно, вы правы, есть. О них мы сегодня узнаем более подробно и составим наш информационный лист.
- Какой заголовок ему дадим?
- Заголовок приклейте в центре под картой.
- Государственная символика России.
1. Все о гербе
(слайд 7)
- Рассмотрим герб.
- Что изображено на гербе?
- Двуглавый орел с поднятыми крыльями.
- Русское государство было образовано при князе Иване III. В старину непременной частью вооружения воинов являлся щит, на котором изображался личный родовой знак. Со временем такие знаки стали передаваться по наследству от отца к сыну. Так возникали первые гербы. Раньше у каждого князя был свой герб, а когда Иван III объеденил русские княжества в одно большое государство, то у нового русского государства появился свой, новый герб.
Иван III женился на дочери императора Византии – очень сильного и богатого государства. На гербе Византии был изображен орел, как символ непобедимости и силы, поэтому Иван III решил, что и на гербе России тоже должен быть орел, чтобы все знали, что Россия – сильная страна.
- Но почему у орла две головы?
- Двуглавый орел, охраняя государство, смотрит и на запад, и на восток.
- Корона на голове орла – символ законности, означающий, что страна живет по законам чести и справедливости.
(слайд 8)
В одной лапе орла скипетр, а в другой – золотой шар, который называют – держава. Скипетр – символ власти. Держава – символ могущества страны.
Нашему российскому гербу очень много лет. Уже давно не правит страной царь, но корона, скипетр и держава напоминают нам о том, что Россия – древняя и могучая страна.
(слайд 9)
В центре герба – еще один герб.
Это герб Москвы. На нем изображен Георгий Победоносец – святой, особо почитаемый на Руси. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему убить дракона. Ужасный черный змий – это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами. Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.
- У вас на парте лежит герб России, приклейте его в нижний левый угол листа.
Физминутка
Жура – жура – журавель!
Облетел он сто земель.
Облетал, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
- «Где же лучшая земля?»
Отвечал он , пролетая:
- «Лучше нет родного края!»
2. Все о флаге.
(слайд 10)
- У каждой страны обязательно есть не только герб, но и флаг. Под флагом сражаются за независимость своей страны воины, его поднимают во время спортивных побед, вывешивают во время праздников.
- Флаги как символы независимого государства появились значительно позже первых гербовых эмблем. На Руси , после крещения в Х веке, боевые стяги из знамена были в прямом смысле священными, так как на них изображались лики Спасителя, Богородицы и святых, и они освящались как иконы.
Цвета нынешнего государственного флага Российской Федерации: белый – синий – красный появились на флагах страны еще в начале ХVII века в роли государственных цветов. (Но официально Петр I в 1705 г. ввел эти цвета как цвета флага российского торгового флота) Сейчас мы перенесемся в далекое прошлое и представим, как это могло происходить.
Инсценируется сценка «Как зарождались российские флаги»
Выходит царь со свитой.
Царь (рассматривая флаги): Червонный (красный)для нас означает отвагу, героизм, мужество, смелость.
Белый – мир, чистоту, правду.
Лазоревый (голубой) – небо, вера, честность.
(Обращаясь к писарю) Пиши указ: прислать ткани червчатой, белой и лазоревой. (Царь и свита удаляются)
- Возможно, так царь утвердил государственными цветами российского флага красный, синий, белый.
- Откройте учебник на странице 16,найдите и прочитайте сообщение о флаге.
- Сколько цветов на российском флаге?
- Назовите их по порядку, начиная с верхнего.
- Нарисуйте флаг справа от герба и раскрасьте его.
3. Все о гимне.
(слайд 11)
- У каждого государства обязательно есть и свой гимн.
- Что такое гимн?
- Гимн – торжественная песня, прославляющая свою страну.
- прочитаем о гимне на 17 странице учебника.
(слайд 12)
- С 1 января 2001г. российские политики окончательно утвердили государственный гимн России на слова С.В.Михалкова и музыку А.В.Александрова.
- У вас есть и гимн, приклейте его справа от флага, подпишите авторов слов и музыки.
- Назовите автора слов.
- Кто автор музыки?
- При исполнении гимна все обязательно встают, а мужчины снимают головные уборы.
- Прошу всех встать.
Прослушивается гимн обязательно стоя.
(слайд 13,14)
4. Итог.
- Информационный лист составлен.Поднимите его, покажите друг другу и нашим гостям.
- Расскажите, какую информацию содержит наш лист.
Что вы узнали о государственных символах России?
5. О гербе и гимне школы.
- Как вы думаете, а школу можно назвать государством?
- Действительно, школа – это тоже наше маленькое государство, мы – его жители. Здесь мы учимся и работаем.
Как и в каждом государстве, в нашей школе есть свои герб и гимн.
(слайд 16)
Герб школы, он перед вами, был выбран советом старшеклассников на конкурсной основе.
(слайд 17, 18)
- Слова гимна написала учительница нашей школы Маргарита Викторовна Белова на музыку А. Пахмутовой.
- Исполним гимн школы. \гимн исполняется стоя \
IV. Итог урока.
- На нашей планете много разных государств. Есть большие по площади, есть и крошечные, но каждый человек, являясь гражданином той или иной страны, гордится своей родиной, любит ее, старается сделать все возможное, чтобы она стала еще богаче и прекраснее. И хотя вы еще маленькие дети, но уже являетесь гражданами большого и могучего государства, имя которому Россия.
- Пройдет немного времени, вы станете взрослыми, будете работать, преумножая величие и могущество нашей страны, защищая ее от возможных невзгод и неприятностей, заботясь о ней, как о матери. Возможно, кто-то из вас станет крупным руководителем или даже президентом страны. И тогда вам придется решать многие трудные проблемы, но самая главная задача всех людей на Земле – помнить о том, что стран на свете много, а дом у нас один, общий, который называется – планета Земля. Все мы на ней должны жить как добрые друзья, уважая традиции, культуру, обычаи разных стран и народов, помогая в беде и делясь радостями, как живут добрые соседи.
(слайд 17)
Помните: любить Россию надо не за то, что она велика, а за то, что она твоя Родина.
САМОАНАЛИЗ УРОКА
К уроку окружающего мира во 2 классе по УМК «Гармония» составлена презентация «Государственная символика России».
Форма урока была выбрана с целью повышения школьной мотивации, формирования познавательной активности.
Мною были поставлены следующие цели:
Образовательные:
- Познакомить с государственной символикой России: флагом, гербом, гимном;
- Познакомить с символикой школы.
Развивающие:
- Расширить представления детей о стране, в которой они живут;
- Сформировать первоначальные представления детей о государственной символике.
Воспитательные:
- Воспитывать чувство патриотизма;
- Воспитывать любовь к родному краю, Родине;
- Продолжить обучение работы в парах.
Для достижения целей урока были использованы инновационные технологии – мультимедиапроектор, элементы проектной деятельности, элементы театральной педагогики, работа в парах.
Структура урока выстроена рационально, этапы урока четко определены. В ходе урока чередовались беседа, работа над созданием информационного листа.
Своевременно проведенная физминутка позволила снять напряжение, усталость.
В процессе занятия поддерживалась доброжелательная атмосфера, в парах дети работали дружно, слаженно.
Я считаю, что поставленных целей урок достиг, информационный лист создан, учащиеся свободно объясняют свою работу.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное занятие. Государственная символика России.
Конспект внеклассного мероприятия....
конспект урока окружающий мир "Государственная символика России"
Конспект урока по окружающему миру 4 класс УМК "Перспективная начальная школа"...
Мы живем в Российском государстве. Государственная символика России"
Познакомить с символами Российского государства, его государственной символикой;содействовать формированию коллективной деятельности (работа в группах);способствовать развитию умения анализировать, об...
Государственная символика России
Одной из актуальных тем классных часов в начальной школе являются темы, связанные с государственной символикой Российской Федерации. Предлагаемая разработка ориентирована на младший...
Презентация к уроку "Государственная символика России"
Государственная символика России...
Статья "Воспитание патриотизма у младших школьников через ознакомление с государственной символикой России"
Государственная символика является частью истории и культуры страны. Любовь к Родине, понимание неповторимости и богатства культурных ...
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИМВОЛИКА РОССИИ И СССР (3 класс)
Классный час. Цели: актуализация знаний учащихся о государственной символике РФ, об истории и значении символов в гербе и флаге РФ; воспитание патриотических чувств.Оборудование: изображение флаг...